Длина шага ребенка 2 года

БИОМЕХАНИКА ДВИЖЕНИЙ
РЕБЕНКА


Abstract

SPACE-TIME STRUCTURE OF WALKING OF PRESCHOOL AGED
CHILDREN AND “BODY SCHEME”

M.A. Pravdov, Ph. D., lecturer

Shuya state pedagogical university, Shuya

Key words: preschool aged children, moving
program, “body scheme”, reaction time, space-time indexes.

The purpose of the research was studying the
space-time organization and the correction of the 3 and 6 years aged children’s moving
forward in the different conditions of the irritator’s sensor flow. The reaction time upon
a sound sign and the time of every step were registered. A sign was given: in the first
experiment to the third step after beginning of walking; in the second – to the beginning
of moving. 3 and 6 aged children took part in experiments (110 children).

Forming
of the 3 years aged children’s moving program takes more time than of the 6 years aged
children’s one. This fact reflects the age specifications of the “body scheme”
forming. The walking correction at moving action realizes faster than one before moving
action. The sound sign before start of moving leads to a moving program failure and a time
is needed for the restructuring of the moving actions. This depends on the moving
experience and the age of a child.

ПРОСТРАНСТВЕННО-ВРЕМЕННАЯ
СТРУКТУРА ХОДЬБЫ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА И
“СХЕМА ТЕЛА”

Кандидат педагогических наук,
доцент М.А. Правдов
Шуйский
государственный педагогический университет, Шуя

Ключевые
слова
: дети дошкольного возраста,
двигательная программа, “схема тела”, время
реакции, пространственно-временные показатели.

Изучение
вопросов, связанных с организацией движений
ребенка, – одна из задач психофизиологии,
дифференциальной биомеханики, теории и методики
физического воспитания и развития ребенка [9, 10].
Важнейшим понятием, связанным с положением тела
в пространстве и со всей совокупностью
двигательных действий, является “схема
тела”, которая используется в качестве
понятия, позволяющего объяснить, каким образом
человек воспринимает пространство, время и
планирует свои движения. У детей с 2 до 5 лет
формируется схема (психофизиологическая модель)
собственного тела. Формирование этой
функциональной системы происходит под влиянием
как биологической, так и социальной программы
развития [3-5, 7, 8]. Развитие двигательной функции
напрямую влияет на позитивные изменения в
организме детей. В этот период формируются
основные двигательные умения и навыки,
накапливается двигательный опыт.

“Схема
тела” “ориентируется” на двигательную
задачу в конкретных условиях и “позволяет” в
чувственной форме характеризовать ощущение
скорости различными частями тела, темп движений
[1, 2, 4, 6-8, 11, 12].

Целью
исследования было изучение особенностей
пространственно -временной организации и
коррекции двигательной программы ходьбы вперед
со стороны “схемы тела” у детей 3 и 6 лет при
различных условиях сенсорного потока
раздражителей.

Методы и
организация исследования.
Исследование
проводилось на базе дошкольных образовательных
учреждений (ДОУ) Ивановской области. В
экспериментах приняли участие дети 3 – 3,5 лет (54
чел.) и 6 лет (56 чел.). С целью сохранения ребенку
комфортного психологического климата помощь в
проведении экспериментов оказывали воспитатели
ДОУ. Временные параметры ходьбы
регистрировались с помощью пятиканального
электрохронометра. Детям на правую и левую ногу
надевали контактные подпятники, которые
замыкались при опоре и размыкались при переносе
ноги. С помощью электрохронометра
регистрировались время каждого шага и время
реакции на сигнал. Ребенок в удобной для него
руке держал кнопку выключателя
электрохронометра. Звуковой сигнал подавался
экспериментатором с помощью хлопушки,
подключенной к электрохронометру. В первом
эксперименте сигнал подавался под третий шаг
после начала ходьбы; во втором – перед началом
движения .

Первый
эксперимент.
Ребенку давалась установка
идти вперед после команды экспериментатора
(воспитателя ДОУ) и нажать на кнопку выключателя,
как только он услышит сигнал хлопушкой, при этом
продолжая движение вперед. Сигнал для
определения времени реакции (ВР) в ходе
выполнения двигательного задания подавался
перед постановкой ноги, завершающей 3-й шаг.
Каждый ребенок выполнял двигательное задание 4
раза, что позволило исключить возможные ошибки в
расчетах.

Результатыпервого
эксперимента и их обсуждение.
Выявлено, что
общее время, затраченное на выполнение 4 шагов
детьми 6 лет, меньше, чем у трехлетних
дошкольников (4,478±1,36 и 7,306±1,88 с соответственно)
(табл. 1).

Результаты
времени переноса ноги при выполнении 2-го и 3-го
шагов у детей 3 лет достоверно значимо не
различаются, а у старших дошкольников время 2-го
шага достоверно меньше, чем 1-го и последующих.
Время
последнего шага у детей как 3, так и 6 лет
значительно больше, чем в предыдущих фазах
движений.

Таблица 1. Временная
структура ходьбы у детей 3 и 6 лет

№ п/п

Возр.,
 лет

Колич.
 детей

Время 
реакции

Время шага (X±m), с

Общее время, 
X±m

1-го

2-го

3-го

4-го

1

3

54

2,966±0,58

1,978±0,03

1,237±0,02

1,364±0,05

2,727±0,21

7,306±1,88

2

6

56

0,493±0,11

1,041±0,01

0,775±0,02

0,845±0,07

1,817±0,24

4,478±1,36

Р

<0,01

<0,05

<0,01

<0,01

<0,01

< 0,01

Таблица 2. Длина
шагов у детей 3 и 6 лет в ходьбе (сигнал
хлопушкой на 3-м шаге)

№ п/п

Возр., 
лет

Колич. 
детей

Длина шага, см

Общее расстояние, 
X±m

1-го

2-го

3-го

4-го

1

3

54

15,23±3,8

16,92±4,73

21,10±5,31

16,10±4,06

69,35±17,06

2

6

56

29,92±8,3

32,61±7,47

36,23±7,61

14,84± 2,8

113,61±23,06

Р

<0,05

<0,05

<0,05

>0,05

<0,05

Таблица
3.
Скорость переноса ноги
при ходьбе у детей 3 и 6 лет

№ п/п

Возр , 
лет

Колич. 
детей

Скорость шага, см/с, X±m

Средняя скорость ходьбы, 
X±m

1-го

2-го

3-го

4-го

1

3

54

7,69±2,3

13,67±3,3

15,47±4,1

5,90±1,2

9,5±2,7

2

6

56

28,74±5,9

42,07±6,7

42,87±5,2

8,16± 1,9

25,37±4,4

Р

<0,05

<0,05

<0,05

>0,05

<0,05

Таблица 4. Временная
структура ходьбы у детей 3 и 6 лет

№ п/п

Возр.,
 лет

Колич.
 детей

Время 
реакции

Время шага (X±m), с

Общее время 
X±m (с)

1-го

2-го

3-го

4-го

1

3

54

1,863±1,41

4,376±2,66

1,366±1,02

1,407±1,34

1,596±1,62

8,75± 2,72

2

6

56

0,698±0,31

3,989±1,77

1,256±0,86

1,644±0,91

1,511±0,91

8,40± 2,52

Р

<0,01

<0,05

<0,05

<0,05

>0,05

>0,05

Таблица 5. Длина
шагов у детей 3 и 6 лет при ходьбе (сигнал
хлопушкой перед началом движения)

№ п/п

Возр., 
лет

Колич. 
детей

Длина шага, см, X±m

Общее расстояние, см, 
X±m

1-го

2-го

3-го

4-го

1

3

54

18,07±3,8

17,07±4,33

20,90±4,35

22,5±5,12

79,17±11,61

2

6

56

31,61±7,9

30,46±7,47

25,23±6,61

15,7±4,87

103,0±18,61

Р

<0,05

<0,05

<0,05

<0,05

<0,05

Таблица 6. Скорость
переноса ноги при ходьбе у детей 3 и 6 лет (при
сигнале хлопушкой перед началом движения)

№ п/п

Возр., 
лет

Колич.
 детей

Скорость шага, см/с, X±m

Средняя скорость ходьбы, см/с, 
X±m

1-го

2-го

3-го

4-го

1

3

34

4,13±0,9

12,49±2,4

14,85±2,9

14,10±2,7

9,05±2,7

2

6

34

7,92±1,8

24,25±5,4

15,34±3,1

10,39±1,9

12,26±2,3

Р

<0,05

<0,01

>0,05

<0,05

>0,05

У младших и
старших дошкольников сигнал, подаваемый перед 4-м
шагом, вызывает сбой в двигательной программе
(последний шаг “затянут” по времени). Это
связано с тем, что в структуре программы
двигательного действия при внезапном появлении
звукового раздражителя происходит
корректировка двигательной программы со стороны
ЦНС. Ее перестройка у малышей (3 лет) происходит
достаточно долго, о чем свидетельствуют
результаты ВР: оно почти в 6 раз больше, чем у
детей 6 лет.

Следует
отметить, что длина шагов у малышей короче, чем у
старших дошкольников (табл. 2).

Средние
значения длины 1, 2-го и 4-го шагов у детей 3 лет не
имеют достоверно значимых отличий. 3-й шаг у них
самый большой. У дошкольников 6 лет 3-й шаг также
самый длинный (36,23±7,61 см). Это связано с возникшей
в момент переноса ноги (во время 3-го шага)
необходимостью коррекции движения, причина
которой – сигнал хлопушкой. В программе ходьбы
ребенка происходит значительная коррекция, о чем
свидетельствует длина 4-го шага: она в два раза
меньше 1-го и 2-го шагов.

Длина первых
шагов у старших дошкольников свидетельствует о
более быстром включении программы движения,
проявлении привычных для этого возраста
параметров ходьбы, а также о более устойчивой
степени освоения навыка.

Подтверждением
большей степени освоения навыка ходьбы является
интегрированный показатель – скорость переноса
ноги при выполнении шагов (табл. 3).

Дети старшего
дошкольного возраста значительно превосходят
детей 3 лет по показателям скорости переноса ноги
в цикле ходьбы. Дети 6 лет уже ко 2-му шагу набирают
максимум скорости переноса ноги в пространстве.
Однако при возникшем раздражителе (сигнал
хлопушкой) скорость значительно падает и
снижается до минимума к 4-му шагу (8,16±1,9 см/с). У
детей 3 лет скорость переноса ноги при ходьбе
нарастает постепенно, достигая максимального
показателя к 3-му шагу, а затем так же снижается,
как и у старших дошкольников.

Второй
эксперимент.
В этом эксперименте ребенку
давалась установка идти вперед не после команды
экспериментатора (воспитателя ДОУ), а по сигналу
хлопушкой, при этом нажать на кнопку выключателя
и одновременно начать ходьбу вперед. Каждый
ребенок выполнял по 4 попытки.

Результаты
второго эксперимента и их обсуждение .

Время 1-го шага у детей 3 и 6 лет значительно
превышает время последующих. Это
свидетельствует о том, что двигательная
программа медленно разворачивается во времени
(р<0,05) (табл. 4).

Время первых
двух шагов у детей 6 лет достоверно меньше, чем у
3-летних (р<0,05). Однако время 3-го шага у них
больше (соответственно 1,644±0,91 и 1,407±1,34 с, р<0,05).
Время 4-го шага у детей достоверно значимо не
различается. Это справедливо и по отношению к
средним результатам общего времени выполнения
двигательного задания (ходьбы) дошкольниками 3 и 6
лет. Причем общее время ходьбы при первом задании
(7,306±1,88 с), когда сигнал хлопушкой подавался под
3-й шаг, меньше, чем при втором варианте его
выполнения (8,75±2,72 с), у детей как 3, так и 6 лет
(4,478±1,36 и 8,40±2,52 с соответственно).

Время 1-го шага
свидетельствует о том, что сформированная
двигательная программа после подачи сигнала
начинает реализовываться в соответствии с
обычными параметрами ходьбы ребенка. Это
подтверждает длина шагов (табл. 5).

У детей
старшего дошкольного возраста длина первых двух
шагов соответствует средним показателям обычной
ходьбы ребенка. Длина 3-го и 4-го шагов у них
уменьшается вдвое, что связано с установкой
экспериментатора на выполнение 4 шагов и
осознанным выполнением задания со стороны детей.
У дошкольников 3 лет длина шагов нарастает
постепенно и достигает своего максимума к 4-му
шагу. Причем общее расстояние, которое проходят
дети 3 лет, выполняя 4 шага в первом варианте
проведения эксперимента, меньше (69,35±17,06 см), чем
во втором (79,17±11,61см). Для дошкольников 6 лет
характерна обратная зависимость (соответственно
113,61±23,06 и 103,0±18,61 см). Увеличение длины пути (на 9,82
см) у детей 3 лет и снижение (на 10,61 см) этого
показателя у дошкольников 6 лет – лишь следствие
условий проведения эксперимента. Это
подтверждается результатами экспериментов,
проведенных без контактных подпятников, когда
ребенок выполнял большее количество шагов. В
этом случае дошкольники 3 лет постепенно, к 3-4-му
циклу движения, начинали переносить ногу на
расстояние, равное средней величине шага в
обычной ходьбе (21-22 см). Дети старшего возраста
показывали средние значения длины шага с начала
движения (30-31 см).

Интегративным
показателем характеристики ходьбы является
скорость переноса ног в структуре двигательного
действия (табл. 6).

Скорость
движений у детей 3 лет нарастает постепенно и
достигает максимума к 3-му шагу (15,47±4,1 см/с). У
детей старшего дошкольного возраста скорость
движения ноги достигает максимума ко 2-му шагу, а
потом снижается. Необходимо отметить, что
скорость движений ногами при ходьбе у детей
старшего дошкольного возраста при выполнении
задания, когда сигнал хлопушкой подавался под 3-й
шаг, больше (42,87±5,2 см/с), чем при втором варианте
подачи сигнала до начала ходьбы (24,25±5,4 см/с).

Пространственно-временная
структура ходьбы у детей дошкольного возраста
при подаче звукового сигнала перед началом
движения отличается от ходьбы при его подаче в
ходе движения.

Достоверно
значимые отличия отмечаются по всем параметрам:
времени реакции, длительности переноса ноги в пространстве, длины шагов и скорости
движений ногами.

Заключение.Формирование двигательной программы (ходьбы
вперед) у детей дошкольного возраста с подачей
звукового сигнала в начале движения – наиболее
сложное задание, чем при его подаче в ходе
выполнения движения. Очевидно, что сенсорная
коррекция в ходе выполнения двигательного
действия (в динамике) осуществляется гораздо
быстрее, чем в статическом положении, когда
ребенок готовится к выполнению ходьбы. Появление
сигнала (раздражителя) перед началом движения
вызывает сбой в планируемой двигательной
программе и требует времени для перестройки
двигательных действий. Это зависит от
двигательного опыта и возраста ребенка. По
сравнению с детьми старшего дошкольного
возраста у младших дошкольников навык ходьбы еще
недостаточно сформирован. Коррекции,
происходящие в ходе выполнения двигательной
программы у детей 6 лет, осуществляются быстрее,
чем у 3-летних. Формирование двигательной
программы, включающей в себя нескольких
компонентов: шаги, ориентировку в пространстве,
реакцию на сигнал хлопушкой и другие, – у детей 3
лет занимает большее время, чем у 6-летних
дошкольников, что свидетельствует о возрастных
особенностях сформированности “схемы тела”.

Литература

1. Бернштейн
Н.А.
О построении движений.- М.: Медгиз, 1947.- 255 с.

2. Бернштейн
Н.А.
Очерки по физиологии движений и физиологии
активности. – М.: Медицина, 1966. – 349 с.

3. Гурфинкель
В.С., Левик Ю.С.
Сенсорные комплексы и
сенсомоторная интеграция // Физиология человека.
1979. Т. 5, с. 399-414.

4. Гурфинкель
В.С., Левик Ю.С.
Концепция “схемы тела” и
моторный контроль // Интеллектуальные процессы и
их моделирование. Организация движений. – М.:
Наука, 1991, с. 59.

5. Гурфинкель
В.С., Левик Ю.С.
Мышечная рецепция и обобщенное
описание положения тела // Физиология человека.
1999. Т. 25, №1, с. 87-97.

6. Ермолаев
Б.В., Ермолаева М.В.
К вопросу о динамических
свойствах тела и эффективности моторного
контроля // Физиология человека. 1993. Т.19, № 4, с. 54-63.

7. Козлов И.М.,
Орлова Н.А.
Программирование и время реакции в
биомеханической структуре двигательного
действия // Человек в мире спорта: Новые идеи,
технологии, перспективы: Тез. докл. Междунар.
конгр. М., 1998. Т.1, с. 26-27.

8. Леонтьев
А.Н.
Деятельность, сознание, личность. – М.:
Политиздат, 1975. – 304 с.

9. Соколов
Е.Н., Вайткявичус Г.Г.
Нейроинтеллект: от
нейрона к нейрокомпьютеру. – М.: Наука. 1989. – 238 с.

10. Романов
Ю.А.
Проблемы хронобиологии, 1990, т. 1, № 3-4.

11. Тристан
В.Г.
Пространственно-временная организация
человека при различных уровнях здоровья и
двигательной активности // Теория и практика физ.
культуры. 1995, № 9, с. 44-45.

12. Head H., Hoimes G.
Sensory disturbances from cerebral lesions // brain. 1911/1912. Y. 34. P.102.

  На главную 
  В библиотеку 
  Обсудить в форуме 

При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!
 

Читайте также:  Корвалол ребенку 2 года дозировка

Источник

Одним из приобретений детей третьего года жизни является возрастающая целенаправленность движений. Дети второго года жизни очень часто с увлечением просто двигаются: ходят, лазают, возят тележки.

На третьем году ребенок, как правило, двигается с какой-то целью: тележку нагружает кубиками и везет на стройку, переходя с места на место, старается поймать бабочку; влезает на стул, чтобы достать с полки пирамидку. Совершенствуются и сами основные движения.

Ходьба

Дети в этом возрасте свободно передвигаются, умеют менять направление, ритм ходьбы в зависимости от команд взрослого. Так, в возрасте 2,5 лет ускоряют ходьбу, переходя к бегу, и, наоборот, учатся двигаться по направлению к сигналу, ориентируясь в пространстве. Увеличивается длина шага (с 2 до 4 лет от 60 до 90 см), но по-прежнему движения рук и ног недостаточно согласованы.

На втором году жизни ребенок чаще всего производит движения руками и ногами попеременно. На третьем году он в ряде случаев производит их одновременно, поэтому может кататься на велосипеде, на ходу манипулирует предметами, двигаясь во время плясок, одновременно проделывает круговые движения кистями рук, поднятыми вверх. Это облегчает в дальнейшем формирование согласованности движений рук и ног при ходьбе.

Ходьбу совершенствуют по-разному. Например, в пляски, упражнения, разучиваемые с детьми старше 2,5 лет, включают боковые, пятящиеся шаги, медленное кружение на месте. Усложняют задания, в процессе выполнения которых дети учатся при ходьбе высоко поднимать ноги, соблюдать равновесие.

Таким образом, дети 2-2,5 лет должны уметь ходить по дорожке, нанесенной мелом на полу, по горизонтальной и наклонной доскам шириной 15-20 см, по доске, приподнятой от пола на 25 – 30 см, по гимнастической скамейке; перешагивать через препятствия высотой 25-30 см,

Читайте также:  Высокая температура и лающий кашель у ребенка 2 года

в 2,5-3 года влезать на табурет (высотой 25 см), спускаться с него, ходить по кирпичам, по извилистому шнуру, между линиями, по гимнастической скамейке, по бревну со стесанной поверхностью (шириной 12 см).

В игре со сверстниками ребенок учится при ходьбе согласовывать свои движения с движениями других детей. Для этого проводятся простейшие построения и перестроения: в круг небольшими группами и всей группой, парами; ходьба парами по прямой, ходьба по кругу. Дети до 2,5 лет ходят по кругу, взявшись за руки, а старшие – друг за другом.

Бег

В беге наблюдается некоторая согласованность движений рук и ног: руки работают интенсивно и свободно. Но бег у детей третьего года жизни еще не ритмичен и тяжел (малыши бегут на всей ступне).

По материалам сайта: https://ivona.bigmir.net/deti/important/6473-osobennosti-hodby-i-bega-rebenka-2-3-let

Читайте также:

Когда сажать ребенка? В каком возрасте?

Наступает время, когда каждый родитель задает себе этот вопрос.
Ответ на него прост: сажать ребенка нельзя, пока он сам не сядет. Сам – это значит самостоятельно, без посторонней помощи.
Мы часто обращаемся с помощью к старшему, более опытному поколению, особенно к бабушкам. Но не нужно спешить и следовать их советам, усаживая ребенка в подушки. Также меньше слушайте рассказы знакомых о том, как рано сел их ребенок.

Как низкорослым детям догнать своих сверстников?

Низкорослые дети, употребляющие в пищу достаточное количество оранжевых овощей, начинают расти вдвое быстрее своих сверстников. К такому выводу пришли ученые из Еврейского университета в Иерусалиме.

Когда формируется характер?

Все родители еще до рождения ребенка представляют его тем или иным образом. При этом они мечтают не только о том, родится у них мальчик или девочка, с голубыми или карими глазами, но и каким малыш вырастет. В этом истоки стремления к воспитанию тех или иных черт характера, а также основа последовательных шагов к их формированию.

Читайте также:  Что делать если насморк уже 2 недели у ребенка до года

Источник