Дэниел сигел воспитание с умом 12 стратегий развития мозга вашего ребенка
Дэниэл Сигел
Воспитание с умом. 12 революционных стратегий всестороннего развития мозга вашего ребенка
Введение. Выживание и процветание
У вас ведь бывали такие дни, правда? Когда недостаток сна, грязные ботинки, пятно на новой куртке, битвы с домашними заданиями, пластилин в клавиатуре вашего компьютера и реплики типа «Она первая начала!» заставляют вас считать минуты, оставшиеся до того момента, когда можно будет сказать детям: «Пора спать!» В такие дни, особенно когда вам приходится выуживать изюм из ноздрей своего чада (опять?!!), кажется, что максимум, на что вы можете надеяться, – это выжить.
Однако если говорить о детях, то ваши цели в этой области куда выше, чем банальное выживание. Конечно, вы хотите просто пройти через эти сложные моменты истерик в магазинах и кафе. Но независимо от того, являетесь ли вы родителем или просто тем человеком, которому поручена забота о ребенке, ваша конечная цель – воспитать таких детей, которые будут процветать. Вы хотите, чтобы они получали удовольствие от полноценных отношений с людьми, были заботливыми и участливыми, хорошо учились в школе, упорно трудились, чувствовали ответственность и были удовлетворены собой и своими достижениями.
Выживание. Процветание.
За долгие годы нашей работы нам пришлось пообщаться со множеством родителей. Когда мы задавали им вопрос, что для вас главное, в верхней части списка практически всегда появлялись вариации этих двух целей. Родители стремятся выжить в трудные моменты своих родительских будней, и они хотят, чтобы их дети и семья процветали. Мы сами, будучи родителями, разделяем эти цели в отношении наших собственных семей. В те моменты, когда мы великодушны, спокойны и мудры, мы стремимся поддержать формирующуюся психику своего ребенка, развить его любознательность, помочь ему раскрыть свой потенциал во всех аспектах жизни. Но в те моменты, когда мы на взводе, в стрессе, в состоянии «замани-уже-этого-ребенка-конфетой-в-машину-чтобы-мы-наконец-могли-рвануть-на-футбольный-матч», иногда единственное, на что мы можем надеяться, – это удержаться от гневного крика и не услышать в ответ: «Ты плохая!»
Задумайтесь на мгновение и спросите себя: чего вы на самом деле желаете для своих детей? Какие качества вы надеетесь в них развить, чтобы они взяли их с собой во взрослую жизнь? Скорее всего, вы стремитесь, чтобы они были счастливы, успешны и независимы. Теперь подумайте о том, какую часть своего времени вы тратите на то, чтобы целенаправленно развивать в детях эти качества. Если вы похожи на большинство родителей, то вас наверняка беспокоит тот факт, что вы в течение дня тратите слишком много времени на выживание и совсем мало на то, чтобы обеспечить детям опыт переживаний, который приведет их к процветанию нынешнему и грядущему.
Вы можете даже сравнивать себя с некими идеальными родителями, которые никогда не борются за выживание и, кажется, тратят каждую секунду своего бодрствования на содействие процветанию собственных детей. Ну вы знаете, о ком мы говорим. Это председатель родительского комитета, готовящий экологически чистое, хорошо сбалансированное питание, читая при этом своим детям на латыни о том, как важно помогать другим, а после обеда везущий их в музей искусств на гибридном автомобиле[1], где играет классическая музыка, а кондиционер распыляет ароматерапевтическую лаванду. Никто из нас не может сравниться с такими воображаемыми суперродителями. Особенно когда мы чувствуем, что большая часть нашего дня проходит в полномасштабном режиме выживания, когда к концу празднования дня рождения мы с дикими глазами и красными лицами ловим себя на крике: «Если еще хоть кто-то начнет спорить из-за этого лука и стрел, то никто вообще не получит никаких призов!»
Задумайтесь и спросите себя: чего вы на самом деле желаете для своих детей? Какие качества вы надеетесь в них развить?
Если все вышесказанное кажется вам знакомым, то у нас есть для вас замечательная новость: моменты, когда мы просто пытаемся выжить, в действительности открывают возможности способствовать процветанию наших детей. Временами вам может казаться, что значительные, полные любви моменты (например, глубокомысленные беседы о сострадании или чертах характера) – это нечто отдельное, не связанное со сложностями воспитания (в частности, с очередной битвой с домашним заданием или преодолением очередного кризиса в отношениях). Но это не так. Когда ваш ребенок ведет себя неуважительно и огрызается, когда вас вызывают к директору, когда вы обнаруживаете, что вся стена в квартире разрисована мелом – это все моменты «выживания», никаких сомнений. Но в то же самое время они предоставляют возможности – даже подарки – для вас, поскольку моменты, требующие выжить, также служат моментами движения к процветанию, когда происходит важная, значительная работа по воспитанию ребенка.
Вспомните пример ситуации, где вы чаще всего просто пытаетесь выжить. Возможно, это ситуация, когда ваши дети подрались в третий раз за три минуты (нетрудно представить, правда?). Вместо того чтобы просто прекратить драку и отправить драчунов по углам, вы можете использовать спор как возможность для обучения. Обучения тому, что надо внимательно слушать другого человека и стараться понять его точку зрения; тому, что надо ясно и уважительно высказывать свои пожелания; тому, что в жизни необходимы компромиссы, переговоры и умение прощать. Мы знаем, это трудно представить себе в пылу момента. Но если вы немного разберетесь в эмоциональных потребностях и психологических состояниях своих детей, вы можете получить положительный результат применения такого плана операции даже без привлечения миротворческих сил ООН.
Нет ничего плохого в том, чтобы разогнать детей, когда они дерутся. Это хороший метод выживания, и в определенных ситуациях он может быть оптимальным решением. Но часто можно сделать нечто лучшее, чем просто прекратить конфликт и шумиху. Мы можем трансформировать этот опыт в нечто, способствующее не только развитию мозга ребенка, но и формированию навыков общения и положительных черт характера. Со временем он будет развивать эти навыки и становиться более искусным в разрешении конфликтных ситуаций уже без родительского руководства. И это лишь один из многочисленных способов содействия процветанию.
Эта книга расскажет, как использовать повседневные ситуации для раскрытия истинного потенциала ваших детей
Самое замечательное в таком подходе то, что нет нужды специально выкраивать время для заботы о процветании своего ребенка. Можно использовать для этого все ситуации общения между вами – стрессовые и гневные, точно так же, как и удивительные и приятные, – чтобы помочь ребенку стать более ответственным, внимательным, способным человеком, каким бы вы хотели его видеть. Именно этому посвящена данная книга: использованию повседневных ситуаций для помощи вашим детям в раскрытии их истинного потенциала. На ее страницах предлагается альтернатива воспитательным и академическим методам, чрезмерно концентрирующимся на стремлении к идеалу и достижении результата любой ценой. Вместо этого мы сосредоточимся на методах, помогающих детям быть собой, уверенно и спокойно чувствовать себя в этом мире, находить в себе больше сил и гибкости. Как осуществить это? Наш ответ прост: необходимо понять некоторые базовые факты, касающиеся мозга ребенка, которому вы помогаете расти и развиваться. Именно этому и посвящена книга.
КАК ПОЛЬЗОВАТЬСЯ ЭТОЙ КНИГОЙ
Мы писали эту книгу для родителей, дедушек и бабушек, педагогов и всех остальных людей, на чьи плечи возложена серьезная забота о жизни ребенка. Мы употребляем слово «родители», но при этом имеем в виду всех, кто выполняет важнейшую работу по воспитанию детей, обеспечивает им поддержку и заботу. Наша цель – научить вас использовать повседневное общение, помогая себе и своим детям и в выживании, и в процветании. Данная книга посвящена периоду от рождения до двенадцати лет и в особенности касается детей ясельного возраста, начальной школы и раннего подросткового возраста, но многое из того, о чем вы будете читать, можно творчески адаптировать к подростково-юношескому возрасту.
Источник
Со второй попытки я наконец-то одолел этот бестселлер. Однако сказать, что моё мнение изменилось в лучшую сторону, после первого раза, я не могу. По мне, так намного лучше читать книги по психологии как таковые или даже заниматься самообразованием в целом, ибо это намного более эффективный способ найти способ воспитания детей, нежели чтение подобной литературы. Однако, прежде всего, нужно сделать важное замечание. Книга ориентирована сугубо на практическую сторону вопроса. Тут мы найдём теорию в самом общем виде. Большая часть текста – примеры и объяснения из серии «как надо». И вот к обеим составным частям у меня есть вопросы.
Да, возможно книга адресована только и исключительно только тем, у кого уже есть дети. Не скоро будут, а именно есть. Поэтому я рассматриваю книгу в варианте отсутствия детей. Поэтому ещё раз повторю, возможно, советы работают, но так как у меня нет возможности проверить, я сужу о книге чисто по тому, что написано и насколько это убедительно было для меня.
Итак, во-первых, примеры. Если предположить, что примеры должны продемонстрировать теорию, то тут я возражу, что теории как таковой тут очень мало. Во-вторых, книга ну очень сильно похожа на такие книги как «Взрывной ребенок» Росс В. Грин и «Эмоциональный интеллект ребенка»
Джон Готтман, Джоан Деклер. Вот эта третья книга идеально подойдёт к этим двум, т.к. все три автора расплывчато пишут в своих книгах, а также предлагают, по сути, одну и ту же идею (возможно с небольшими стилистическими изменениями) – слушать эмоции ребёнка и разговаривать с ним о них. Это довольно проблематично, т.к. не все люди одинаковы и все три книги упускают такой важный фактор как «интроверт/экстраверт». Да и в теории, в книге, это всегда всё очень гладко, но в реальности это реализовать не всегда получается так легко. В любом случаи, этот рефрен, связанный с важностью общения с ребёнком, понимания его эмоций и управлением этими эмоциями, это то, что все три книги объединяет и что является ядром описываемой книги. Автор пишет о соединение эмоций и логики, правого полушария и левого. И вот тут и возникает у меня чувство, что реализовать это либо невозможно, либо очень тяжело, т.к. вы должны убедить ребёнка в том, чтобы он осознал, какие эмоции испытывает в настоящую минуту и благодаря этому подключил рациональный мозг. В качестве способа как этого добиться, как я понял автора, подходит пересказ происшествия (многократный пересказ вместе с ребёнком того, что случилось). Однако я хочу заметить, что тут взрослому не всегда возможно осознать, что он находится в сильном эмоциональном состоянии и что нужно остыть, а автор предлагает сделать такой фокус с ребёнком.
Далее – не лучше, т.к. мы уже начинаем встречать практики, которые сильно напоминают гипноз, йогу и осознанное мышление, что опять же кажется мне довольно сомнительным. Вообще, все эти примеры разговоров с детьми не кажутся мне реалистичными и даже не идеальными, а скорее искусственными. Особенно, когда автор переваливает за половину книги. Мне кажется, дальше у автора пошла одна вода, общие фразы и довольно спорная методика. Однако в любом случаи, как я сказал, эта книга – не теория, а практика и значит, она ориентирована на тех, у кого имеются маленькие дети и возможно у них всё это сработает. Возможно. Но я всё же так не считаю. Как я сказал, тут скорее потребуется сформировавшаяся и цельная личность, зрелые родители (в противовес «незрелым»), с хорошим багажом знаний.
Книга очень полезная и написана настоящими экспертами в вопросах изучения строения головного мозга и возрастной психологии! Посмотрела на многие вещи глазами ученых и это действительно так, как они и объясняют! Опыт в копилку знаний!
Моему ребенку 2 года. Прочитав эту книгу, я немного поменяла свое мировосприятие по отношению к малышу. Некоторые истерики и “психозы” дочери стали не такими уж сумасшедшими и неконтролируемыми. Читается легко, приятно и очень доступно. Рекомендую всем у кого есть дети, также пособие подойдет и просто взрослым для понимания процессов, происходящих в мозге.
По книге:
Бумага очень приятная на ощупь, белая, напечатано хорошо. Бонус – вшитая тканевая закладка, очень удобно. Также в конце книги есть памятка на холодильник.
Очень важная книга о возрастной психологии для родителей, в весьма доступной форме описано, как развивается мозг ребёнка, почему так важно создать связи, к примеру, между верхним и нижним мозгом, как необходима интеграция между различными структурами мозга. Весь текст подкреплен наглядными примерами и практиками, которые помогают закрепить информацию. Так же в конце книги приведена таблица для систематизации знаний, в ней тезисно изложена информация об интеграции разных структур мозга в зависимости от возраста ребёнка. Для меня просто находка, поскольку такие таблицы помогают “отложиться” стратегиям поведения, а данная таблица очень понятная
Брали эту книгу около месяца назад и с ней три похожих по смыслу,но эта понравилась больше всех!читается достаточно легко,все четко структурировано,в конце есть памятки которые можно вырезать,множество жизненных примеров и советов авторов,рекомендую!
Прилагаю несколько фотографий страниц.
Действительно полезная книга! Никогда ранее не задумывался, что “традиции” воспитания – переменная величина, и совсем не аксиома. То, что было нерушимо и правильно и 10 лет назад, и 50 лет, и 200 – не вполне подходит сейчас. Ведь, учитывая скорости изменения современного мира, необходимо адаптировать и процесс ознакомления ребёнка с тем миром, в котором он будет жить и меняться с ним вместе. На мой взгляд, именно к постоянному познанию и развитию своего ребёнка и себя (!) готовит родителей эта книга.
Источник
Дэниэл Сигел
Воспитание с умом. 12 революционных стратегий всестороннего развития мозга вашего ребенка
Введение. Выживание и процветание
У вас ведь бывали такие дни, правда? Когда недостаток сна, грязные ботинки, пятно на новой куртке, битвы с домашними заданиями, пластилин в клавиатуре вашего компьютера и реплики типа «Она первая начала!» заставляют вас считать минуты, оставшиеся до того момента, когда можно будет сказать детям: «Пора спать!» В такие дни, особенно когда вам приходится выуживать изюм из ноздрей своего чада (опять?!!), кажется, что максимум, на что вы можете надеяться, – это выжить.
Однако если говорить о детях, то ваши цели в этой области куда выше, чем банальное выживание. Конечно, вы хотите просто пройти через эти сложные моменты истерик в магазинах и кафе. Но независимо от того, являетесь ли вы родителем или просто тем человеком, которому поручена забота о ребенке, ваша конечная цель – воспитать таких детей, которые будут процветать. Вы хотите, чтобы они получали удовольствие от полноценных отношений с людьми, были заботливыми и участливыми, хорошо учились в школе, упорно трудились, чувствовали ответственность и были удовлетворены собой и своими достижениями.
Выживание. Процветание.
За долгие годы нашей работы нам пришлось пообщаться со множеством родителей. Когда мы задавали им вопрос, что для вас главное, в верхней части списка практически всегда появлялись вариации этих двух целей. Родители стремятся выжить в трудные моменты своих родительских будней, и они хотят, чтобы их дети и семья процветали. Мы сами, будучи родителями, разделяем эти цели в отношении наших собственных семей. В те моменты, когда мы великодушны, спокойны и мудры, мы стремимся поддержать формирующуюся психику своего ребенка, развить его любознательность, помочь ему раскрыть свой потенциал во всех аспектах жизни. Но в те моменты, когда мы на взводе, в стрессе, в состоянии «замани-уже-этого-ребенка-конфетой-в-машину-чтобы-мы-наконец-могли-рвануть-на-футбольный-матч», иногда единственное, на что мы можем надеяться, – это удержаться от гневного крика и не услышать в ответ: «Ты плохая!»
Задумайтесь на мгновение и спросите себя: чего вы на самом деле желаете для своих детей? Какие качества вы надеетесь в них развить, чтобы они взяли их с собой во взрослую жизнь? Скорее всего, вы стремитесь, чтобы они были счастливы, успешны и независимы. Теперь подумайте о том, какую часть своего времени вы тратите на то, чтобы целенаправленно развивать в детях эти качества. Если вы похожи на большинство родителей, то вас наверняка беспокоит тот факт, что вы в течение дня тратите слишком много времени на выживание и совсем мало на то, чтобы обеспечить детям опыт переживаний, который приведет их к процветанию нынешнему и грядущему.
Вы можете даже сравнивать себя с некими идеальными родителями, которые никогда не борются за выживание и, кажется, тратят каждую секунду своего бодрствования на содействие процветанию собственных детей. Ну вы знаете, о ком мы говорим. Это председатель родительского комитета, готовящий экологически чистое, хорошо сбалансированное питание, читая при этом своим детям на латыни о том, как важно помогать другим, а после обеда везущий их в музей искусств на гибридном автомобиле[1], где играет классическая музыка, а кондиционер распыляет ароматерапевтическую лаванду. Никто из нас не может сравниться с такими воображаемыми суперродителями. Особенно когда мы чувствуем, что большая часть нашего дня проходит в полномасштабном режиме выживания, когда к концу празднования дня рождения мы с дикими глазами и красными лицами ловим себя на крике: «Если еще хоть кто-то начнет спорить из-за этого лука и стрел, то никто вообще не получит никаких призов!»
Задумайтесь и спросите себя: чего вы на самом деле желаете для своих детей? Какие качества вы надеетесь в них развить?
Если все вышесказанное кажется вам знакомым, то у нас есть для вас замечательная новость: моменты, когда мы просто пытаемся выжить, в действительности открывают возможности способствовать процветанию наших детей. Временами вам может казаться, что значительные, полные любви моменты (например, глубокомысленные беседы о сострадании или чертах характера) – это нечто отдельное, не связанное со сложностями воспитания (в частности, с очередной битвой с домашним заданием или преодолением очередного кризиса в отношениях). Но это не так. Когда ваш ребенок ведет себя неуважительно и огрызается, когда вас вызывают к директору, когда вы обнаруживаете, что вся стена в квартире разрисована мелом – это все моменты «выживания», никаких сомнений. Но в то же самое время они предоставляют возможности – даже подарки – для вас, поскольку моменты, требующие выжить, также служат моментами движения к процветанию, когда происходит важная, значительная работа по воспитанию ребенка.
вернуться
1
Автомобиль с двумя приводами: бензиновым и электрическим.
Источник