Дизартрия 2 степени у ребенка 3 года
Дизартрия у детей представляет собой нарушения речи, вызванные проблемами с нервными окончаниями в речевом аппарате. При такой патологии родители могут наблюдать только слабые движения губ и других органов речи ребенка, из-за чего и возникают трудности при попытке заговорить. Заболевание многократно подвергалось различным исследованиям, благодаря чему врачам удалось точно определить все самое важное, о чем нужно знать.
Симптомы
Клиническая картина зависит от вида дизартрии. Однако основные признаки всегда схожи. Тем не менее, самостоятельно определить, что у ребенка именно дизартрия, не удастся. Для этого потребуется проведение большого количества исследований, а также консультация с врачом. Основные симптомы болезни следующие:
- Ребенок говорит «в нос», при этом насморк или гайморит не наблюдаются;
- Артикуляционные мышцы очень ослаблены, из-за чего при открытии рта язык неконтролируемо вываливается наружу, а губы чересчур сильно сжаты либо не соединяются между собой совсем, при этом происходит сильное слюноотделение;
- Звуки в произносимых словах искажаются, пропускаются или заменяются другими, при этом нет определенной закономерности или одной группы «проблемных» букв;
- Нарушения мелодичности голоса, проявляющиеся его высотой и писклявостью, при этом ребенок не может управлять тоном, а сама речь монотонная, слишком медленная или излишне быстрая;
- Проблемы с управлением дыханием, из-за чего речь постепенно затухает, а к середине предложения ребенок начинает задыхаться или быстро дышать.
Особо внимательные родители замечают нарушения речи у детей еще в раннем возрасте. В таких случаях лечение становится более простым.
Зачастую дизартрию путают с другими заболеваниями. Наиболее похожи на нее дислалия и алалия.
Классификация
Медицинская классификация включает 6 видов дизартрии. Они различаются по проявлению болезни, а также локализации патологического очага. Существуют следующие виды дизартрии:
- Бульбарная. Главной характеристикой этого вида является паралич мышц, которые отвечают за формирование речи человека. Нарушение работы мышечных клеток происходит из-за поражения нервных тканей. Зачастую такая форма болезни протекает очень тяжело, т.к. при этом трудно глотать жидкую пищу. Произносимые звуки практически неразличимы, речь невнятная, мимика полностью отсутствует.
- Псевдобульбарная. Такой вид дизартрии так же, как бульбарный, сопровождается параличом речевых мышц. Происходит это при повреждении отдельных частей головного мозга. Больные псевдобульбарной дизартрией разговаривают очень монотонно, но более понятно. Часто при такой форме заболевания дети непроизвольно смеются или плачут, а также сохраняют рефлекс орального автоматизма после полугодовалого возраста.
- Корковая. Этот вид болезни отличается повреждениями структур головного мозга с одной стороны, из-за чего происходит паралич мышц, отвечающих за функцию речи. При этом структура речи больного остается неизменной, но некоторые слоги произносятся неправильным образом.
- Мозжечковая. Дизартрия такого типа наблюдается у детей, получивших повреждения одноименной части мозга. Мозжечковый тип отличается тем, что больные говорят очень растянуто, а их голос постоянно изменяется в тональности и громкости.
- Подкорковая. Наблюдается у людей, которые имеют поврежденные подкорковые структуры, что приводит к нарушениям речевого аппарата. Может сочетаться с гиперкинезом. Особыми чертами речи являются невнятность, смазанность.
- Смешанная. Представляет собой сочетание сразу нескольких очагов поражения, из-за чего проявляются гораздо более серьезные проблемы с речью. Чаще всего встречается у детей до двух лет, получивших различные травмы.
При качественной диагностике вид болезни выявляется очень быстро.
Степени тяжести
Дизартрия у ребенка может быть различной степени тяжести. Выраженность нарушений разделена врачами на 4 класса. Чем он выше, тем серьезнее и тяжелее болезнь.
Первая степень
Это самая распространенная степень дизартрии. Она называется стертой. Большинство врачей склонны выделять ее в отдельную форму заболевания, т.к. она сложно обнаруживается и встречается очень часто. Как правило, ее находят в возрасте около 5 лет. Сложность состоит в том, что сам ребенок почти не отличается от одногодок, а заболевание легко маскируется под другие нарушения ЦНС.
Взрослые могут заметить у ребенка искажения, смешения или замену звуков. Зачастую дети не могут произносить свистящие или шипящие звуки, из-за чего большинство из них не справляются с длинными словами, опуская отдельные их части.
Стертая дизартрия у некоторых детей сопровождается иными симптомами. Зачастую проявляется резкое снижение окраса речи, теряется интонация, голос становится болезненным, как при насморке. Многие дети не способны имитировать звуки, из-за чего у них не получается изобразить мяуканье кошки и т.п. Речь у них всегда монотонна.
Болезнь первой степени часто путают с дислалией или алалией, т.к. их симптоматика довольно схожа. Однако в случае с этими двумя заболеваниями нарушений речевого аппарата не наблюдается.
Вторая степень
Следующая степень болезни отличается чуть более выраженными симптомами. Больные обладают вполне понятной речью, но она выделяется четко выраженными дефектами произношения. Близкие люди легко понимают слова и зачастую вообще не придают значения неправильному произношению тех или иных звуков. Люди, которые слышат речь впервые, без проблем разбирают фразы, но вынуждены вслушиваться, чтобы точно понять, что сказал ребенок.
Третья степень
Произношение на третьей степени болезни значительно ухудшается. Родители разбирают речь без проблем, но в первое время вынуждены прислушиваться. Другие люди слов малыша практически не понимают, причем даже попытки вслушаться или разобрать отдельные фразы, как правило, особого результата не дают.
Четвертая степень
Самая тяжелая степень дизартрии – четвертая. Она отличается тем, что речь ребенка не могут разобрать даже родители. В некоторых случаях дети не могут разговаривать вообще. Если легкая и средние степени заболевания легко поддаются лечению, то в случае с последней шансы даже на частичное выздоровление намного ниже.
Некоторые врачи делят заболевание только на три стадии: легкая (1), средняя (2, 3), тяжелая (4).
Причины
На риск заболеть оказывают влияние как внешние факторы, так и имеющиеся заболевания. Избежать дизартрии невозможно, т.к. никаких предрасполагающих причин, которые можно было бы исключить из жизни, нет. Основные условия возникновения дизартрии:
- Поражения мозга. Это может произойти при внутриутробных инфекциях, преждевременных родах, несовместимости резус-факторов матери и младенца, травмах при родах, инсульте, проблемах в развитии плаценты, асфиксии, тяжелым токсикозом матери. Как правило, дизартрия развивается именно по причине поражения головного мозга.
- Органические поражения ЦНС с ограничением движения лицевых мышц. Возникают при церебральном параличе (ДЦП).
- Иные заболевания. Особенно рискуют те, кто переболел энцефалитом или менингитом.
Любая из перечисленных проблем может пройти без последствий, не вызвав дизартрию. Однако определенный риск есть всегда.
Диагностика
Диагностика детской дизартрии происходит довольно быстро, но включает в себя несколько методов. При этом требуется участие невролога и логопеда. После осмотра они выпишут все необходимые направления на обследования.
Невролог
Врач определяет необходимость проведения всех исследований по результатам беседы с самим ребенком и родителями. Как правило, назначают следующие диагностические процедуры:
- МРТ мозга;
- Электроэнцефалография;
- Электромиография;
- Электронейрография;
- Трансканальная магнитная стимуляция.
С результатами обследований нужно вновь прийти к врачу для постановки окончательно диагноза и определения последующих действий, направленных на лечение.
Врач-невролог может назначать дополнительные процедуры, которые помогут точнее диагностировать дизартрию, выявят иные нарушения в организме, а также позволят исключить риски при лечении.
Логопед
Процедура обследования у логопеда проходит намного быстрее и проще. Врач самостоятельно оценивает состояние ребенка, после чего может дать ответ о нарушениях речевого аппарата. Диагностика включает:
- Проверку речевых нарушений (история развития речевых функций, изучение звукопроизношения, включая ритм, темп и четкость слов, фонематическое восприятие, словарный запас);
- Оценку иных нарушений, влияющих на речь (строение речевого аппарата, речевые движения, сила речевых и мимических мышц, особенности дыхания);
- Изучение качества устной и письменной речи.
Врач делает заключение по проведенным исследованиям и назначает первоначальное лечение.
Лечение
Общий курс лечения дизартрии требует комплексного подхода. Только так удастся добиться выздоровления ребенка. Понадобится сочетать медикаментозную терапию, коррекцию логопеда, а также домашнюю реабилитацию. Стертая форма дизартрии у детей вызывает меньше всего сложностей и излечивается очень быстро. В более тяжелых случаях сроки лечения могут затянуться, а гарантированных положительных изменений нет.
Методы терапии
От родителей требуется проявление максимальной ответственности. Очень важно сделать все, чтобы медикаментозное лечение соответствовало назначениям врача. Как правило, назначают прием таблеток от основного заболевания, связанного с неврологией, а также ноотропных лекарств (Энцефабол, Семакс, Фенибут, Глицин, Церебролизин и другие). Это также поможет стимулировать интеллектуальную активность, улучшить память, повысить желание узнавать что-то новое.
Дополнительно применяют иные способы лечения:
- Массаж;
- Лечебные ванны;
- Физкультура с лечебным уклоном;
- Иглоукалывание;
- Физиотерапия;
- Механотерапия;
- Изотерапия;
- Гирудотерапия;
- Пескотерапия;
- Дельфинотерапия.
Все это оказывает серьезное влияние на ребенка. При правильном подходе положительные изменения не заставят себя ждать.
Логопедическое лечение
Работа логопеда будет заключаться в проведении специальных занятий с ребенком. Часто они проходят в группе из нескольких детей, что положительно сказывается на их эффективности. Врач создает личную речевую карту ребенка, где отображаются результаты исследований, и происходит четкое планирование будущих занятий.
Основные упражнения:
- Развитие мелкой моторики с помощью игр и гимнастики;
- Улучшение артикуляционной моторики с помощью гимнастики и специального массажа;
- Нормализация речевого дыхания с помощью гимнастики;
- Коррекция произношения различных звуков, закрепление знаний;
- Повышение выразительности произношения фраз и предложений;
- Обучение навыку общения с окружающими.
При качественных занятиях после нескольких недель будет заметен положительный результат. Однако он потребует закрепления.
Существуют специальные детсады и школы для детей с нарушениями речевых функций, где логопедические занятия проводятся на регулярной основе.
Домашняя реабилитация
После консультации со своим лечащим врачом можно начать выполнение домашних упражнений. Это поможет усилить эффективность основной терапии. Нужно выполнять поочередно следующие упражнения:
- Гимнастика для щек и губ.
Надуть губы и щеки. Затем выполнить то же самое только со щеками, поочередно. Втянуть их. Изобразить всасывающие движения. Повибрировать губами. - Гимнастика челюсти.
Открыть и закрыть рот, щелкнув зубами. Прикусить и держать марлю, которую должен осторожно постараться вытащить взрослый, постепенно наращивая силу тяги. - Гимнастика языка.
Облизнуть губы. Положить кусок сахара за щеку, рассосать его.
Дополнительно можно тренироваться на произношении скороговорок.
Прогноз
При своевременном и качественном лечении у квалифицированных врачей прогноз будет положительным. Даже при тяжелой степени заболевания есть большой шанс на частичное выздоровление, если начать процедуры вовремя.
Очень большое значение имеет психофизический настрой. Ребенок должен хотеть вылечиться и прикладывать все необходимые усилия. Для этого нужна постоянная поддержка со стороны родителей и их желание добиться результата.
Большинство детей, страдающих от стертой формы болезни, вылечиваются полностью. Они могут посещать обычную школу со сверстниками. При этом учащийся будет хорошо себя чувствовать и справляться со всеми задачами. Но те, кто болен тяжелой формой дизартрии, могут рассчитывать лишь на частичное восстановление речи. По этой причине обучение в классической школе для них может быть затруднительным, также у них чаще всего развиваются комплексы.
Дети, которые не могут быть полностью вылечены, гораздо лучше себя чувствуют в коррекционных школах.
Осложнения
Лечение дизартрии у тех детей, которых слишком поздно привели к врачу, не позволяет добиться максимального эффекта. По этой причине у них возникают осложнения, избавиться от которых невозможно. Среди них:
- Проблемы с чтением и письмом, плохая успеваемость в школе. Многие дети не могут справиться даже с элементарными предметами из первого класса. В таких случаях желательно начать подготовку к школе заранее.
- Сложности с социальной адаптацией. Невнятная и некрасивая речь становится причиной непринятия человека окружающими.
- Психоэмоциональные нарушения. У большинства детей развиваются комплексы, из-за которых появляются проблемы с психическим состоянием.
Описанные осложнения излечиваются, если родители своевременно приведут ребенка к доктору.
Профилактика
Лучшее средство защиты от болезней – профилактика. Следует проявить заботу о ребенке уже на этапе вынашивания. Для этого достаточно защитить его от любых негативных воздействий из внешнего мира.
После рождения нужно проявлять максимум внимания к своему малышу. Особенно в тех случаях, когда при беременности и родах он получил какие-либо повреждения нервной системы. Необходимо:
- Следить за состоянием малыша. При любых признаках неполноценности речевого развития следует обращаться к врачу.
- Посещать логопеда и невролога для проверки речевых функций ребенка.
- Принимать меры защиты ребенка от любых инфекций и соматических болезней.
- Разговаривать с ребенком, стимулировать его попытки произнести слова.
- Помогать ему развивать моторику, а также поощрять стремление к изучению мира.
- Исключать самолечение и водить ребенка к врачу, а также применять все лекарственные препараты, которые будут выписаны в больнице.
Профилактические меры помогут свести риск развития дизартрии к нулю.
Заключение
Дизартрия – крайне неприятное заболевание, которое может буквально испортить всю жизнь ребенку. Однако при своевременном и правильном лечении есть шансы на полное выздоровление и возвращение к нормальной жизни в обществе. Даже в тяжелых случаях стоит приложить все усилия для терапии, т.к. старания могут привести к более положительным изменениям, чем предполагалось изначально. Главное, сохранять позитивный настрой и поддерживать своего ребенка.
Источник
Дизартрия – это нарушение всей произносительной стороны речи, которое вызвано буквально «отсутствием» связи между мышцами речевого аппарата и центральной нервной системой. В результате речь получается неясная, нарушается ее темп и мелодичность, непонятны почти все звуки.
О том, что у ребенка развивается дизартрия, свидетельствуют следующие симптомы:
- Ему тяжело даются любые сложные движения, которые требуют точности. Например, не получается поднести ложку ко рту, застегнуть одежду (даже на липучки), брать мелкие предметы, делать зарядку, соединить пальцы в определенном порядке.
- Ребенок неуклюжий, с трудом удерживает равновесие, плохо координирует свои движения.
- Для дизартрии характерна излишняя слабость или повышенная напряженность лицевых и мимических мышц, из ротика часто течет слюна. В первом случае уголки рта всегда опущены, язык чаще высунут наружу, губы малоподвижны и почти не смыкаются. Во втором ротик плотно сжат, язык во время разговора часто дрожит и напряжен.
- Очень быстро устает, его нельзя назвать активным.
- Нарушения речевого дыхания: из-за очень короткого выдоха конец фразы еле слышен и сильно смазан.
- Голос либо тихий, либо, наоборот, очень тонкий и высокий. Ему сложно управлять тоном, поэтому кажется, что ребенок что-то бубнит на одной ноте.
- Темп речи слишком медленный, или чересчур быстрый, в любой случае, неясно, что малыш хочет сказать.
- Практически все звуки произносит неправильно.
- Почти не улыбается и вообще проявляет мало эмоций, вяло реагирует на родителей и близких, когда те появляются рядом.
- Плохо различает форму, цвет, размер предметов, их положение в пространстве.
- Навыки самообслуживания развиты слабо или отсутствуют вообще.
Читайте также: Симптомы алалии у детей в 3-4 года
Первые признаки дизартрии могут проявляться еще в грудном возрасте. У таких детей очень слабый сосательный рефлекс, они быстро устают, поэтому не наедаются, даже если у матери много молока. У них очень плохой тревожный сон, они часто плачут, просыпаются. Общее развитие замедляется, например, ребенок поздно начинает держать головку, ползать, сидеть, ходить. К 1,5 годам у него появляются только слабые, очень нечеткие звуки, слова как таковые отсутствуют вообще.
Проверьте, все ли в порядке с вашим малышом
Понять, что нужно срочно обратиться к специалисту, помогут две небольших проверки, которые родители могут провести в домашних условиях.
Первый тест. Все движения нужно выполнять перед зеркалом, сначала проделайте их сами, потом попросите малыша их повторить.
- Улыбнитесь, а затем вытяните губы трубочкой, при этом подбородок оставьте неподвижным, а челюсти сомкнутыми, двигайте только губами.
- Покажите язык и спрячьте его.
- Приоткройте рот, расплющите язык на нижней губе и удерживайте его в течение 3-5 секунд.
- Широко открывайте и закрывайте рот, шлепайте губами.
- Открывайте и закрывайте рот, вытягивайте губы в трубочку.
- Откройте рот и коснитесь уголков рта кончиком языка, поводите им в разные в стороны, как будто это маятник часов.
Второй тест. Сложите руки в замок, а затем попросите это сделать малыша. Разомкните пальцы и поиграйте в такую игру: по очереди соединяйте большой палец с остальными, как будто пальцы здороваются.
Если ребенок правильно понял, что от него требуется, но у него никак не получаются эти движения, он не может удержать язык в нужном положении, улыбка выглядит кривой, а пальцы никак не соединяются, то это серьезный повод для беспокойства. Следует как можно быстрее обратиться к детскому неврологу и логопеду.
Виды и степени дизартрии
Специалисты выделяют несколько видов нарушения в зависимости от причины его появления.
- Бульбарная форма вызвана повреждением черепно-мозговых нервов. Для нее характерен полный паралич мышц языка и глотки, при этом ребенок может пытаться произносить некоторые звуки, но безуспешно. Он говорит очень медленно и непонятно.
- Псевдобульбарная форма проявляется в полной атрофии или сильном спазме мышц. Эта форма развивается из-за нарушения проводимости корково-ядерных путей.
- Подкорковая дизартрия выражается в очень медленной речи и неконтролируемой мимике, внезапных выкриках, неправильной интонации. Возникает при поражении подкорковых узлов мозга.
- Мозжечковая форма сама по себе встречается сравнительно редко, в основном она сочетается с другими видами дизартрии, возникает при повреждениях мозжечка. Ребенок с трудом контролирует свои движения, выкрикивает отдельные слова и звуки, плохо держит равновесие.
- Корковая дизартрия развивается при поражениях коры мозга. Эту форму часто ошибочно диагностируют как алалию или диалалию. Ребенок может довольно хорошо произносить отдельные звуки, но не слова.
Прогноз при дизартрии зависит от того, как сильно успело развиться нарушение и насколько скоро родители обратились к специалисту.
- Первую степень часто называют стертой дизартрией, поскольку явные признаки отсутствуют, и нарушение может определить только логопед.
- При второй степени дефекты речи заметны, но речь ребенка в целом понятна.
- Третья степень характеризуется очень неразборчивой речью, но можно различить отдельные слова, обычно выражающие просьбу.
- При четвертой, самой тяжелой, степени ребенок не говорит вообще или смысл его слов непонятен даже родителям.
Без лечения дизартрия прогрессирует и приводит к более тяжелым нарушениям развития. Не упустите драгоценное время!
Читайте также: Как научить ребенка читать в 5 лет? – 2 проверенных способа и много важных советов
Что делать, если у ребенка дизартрия?
Диагноз ставится только после тщательного обследования у невролога и логопеда. Лечение всегда комплексное, оно направлено на коррекцию первопричины заболевания и восстановление функций речевого аппарата, постановку звуков, формирование речи. В программу лечения обязательно входят:
- логопедический массаж;
- артикуляционная гимнастика;
- упражнения на формирование речевого дыхания;
- упражнения для мелкой моторики;
- общее укрепление нервной системы.
Важно не только регулярно посещать занятия с логопедом и выполнять все предписания невролога, но и много времени уделять коррекционным играм и упражнениям дома. Родителям важно наладить доверительные отношения с ребенком, не скупиться на похвалу при каждом, пусть небольшом, успехе.
Источник