Дизайн как способ развития ребенка
У Саши и Наташи сложилась отличная команда. Саша уже более десяти лет занимается графическим дизайном, Наташа столько же – рекламой и PR. Когда Оксана Селендеева предложила вести курс по дизайну в школе программирования CODDY, они взялись за это вместе. Сегодня они рассказывают, зачем учить детей дизайну, как это делать и почему такие занятия должны стать частью школьной программы.
Полезная рассылка «Мела» два раза в неделю: во вторник и пятницу
Каждый ребёнок приходит к нам с установкой «я художник, я так вижу». На первом занятии мы объясняем, что дизайн – прикладное мастерство, в котором важна функциональность. Недостаточно просто научиться рисовать или выучить инструменты в графическом редакторе, в первую очередь нужна идея, подходящая под задачу.
Зачем учиться дизайну
Самые интересные занятия – с малышами 7-9 лет. У их фантазии вообще нет границ! Они придумывают очень интересные вещи, а в ответ на простые задания с огромным энтузиазмом создают самые необычные решения. Именно в этот момент, пока гибкий ум ребёнка не ограничен рамками, в его голову нужно вложить понятие дизайна.
В силиконовой долине уже говорят о том, чтобы на государственном уровне внедрить дизайн в школьную программу. На таких занятиях нужно демонстрировать мировой опыт во всех сферах от изобразительного искусства до промышленного дизайна. На русском языке пока, к сожалению, нет ни теоретического, ни практического материала, который был бы хорошо проработан. В Европе, Китае и Америке это направление развито лучше, но и там единого подхода пока нет.
Ребёнок – чистый лист, на который записывается все вокруг, а привить эстетику – это дело техники и желания
Хороший вкус есть у всех от рождения, но он требует поддержки и развития. Все зависит от социума, воспитания, окружения в школе, развития. Путешествует ли ребёнок с детства? Читает ли книги? Смотрит ли на произведения искусства? Обращает ли внимание на окружающие вещи? Чем больше мирового опыта получится вместить в голову маленького человека, тем выше вероятность, что в будущем у него разовьется хорошее чувство стиля.
Какой подход работает
Самое сложное в обучении – найти путь к ребёнку, вовлечь его, понять, чем интересуется. Через призму его предпочтений нужно построить путь к дизайну. Маленькие дети лучше воспринимают игровые упражнения, подростки – примеры из жизни. Но игры мы не исключаем даже в самых старших группах, потому что они помогают ребятам расслабляются и выйти за рамки.
Чтобы объяснить суть графического дизайна, мы давали задание создать табличку «Выход», которая обычно используется в общественных помещениях. Сначала мы вообще не ограничивали их: просили каждого изобразить её такой, какой он хочет её видеть. Сначала все подошли к этой задаче совершенно бездумно, и мы получили пачку табличек, написанных курсивом, розовых и так далее. Мы стали вместе рассуждать, что табличка существует не просто так, а для экстренных случаев. Тогда ребята вспомнили, что обычно она подсвечивается, что на ней белые буквы на зеленом или красном контрастном фоне, простой шрифт без засечек. В работу включились оба полушария: мы перешли от «красиво» к «функционально».
В процессе обучения дети начинают внимательнее относиться друг другу, у них формируется эмпатия
С каждым занятием это заметно все больше и больше. Если кто-то отстает, «коллеги» с удовольствием ему помогают – даже просить не нужно. Иногда мы специально пересаживаем учеников, чтобы они получили опыт коммуникаций с разными людьми.
Мы стараемся создавать такие ситуации, чтобы ребята анализировали работы друг друга. Так автор может понять, на что обращает внимание зритель, что считывает в первую очередь. Иногда ученики защищают свои проекты, иногда соглашаются с критикой. Удивительно, но конфликтов при этом не бывает даже у самых возбудимых ребят. Чаще они ругаются, когда кто-то нарушает дисциплину и мешает остальным.
О внутреннем перфекционизме детей
Внутренний перфекционизм у детей ещё опаснее, чем у взрослых. Они все делят на черное и белое, а когда сталкиваются со взрослой жизнью, сильно разочаровываются. Видят, что мир многогранный, но пока не готовы это принять.
Мы стараемся делать наши проекты близкими к реальной жизни. Однажды Оксана, основатель CODDY, выступала заказчиком баннеров для соцсетей. Мы пригласили её как клиента на разбор и анализ работ, и она дала очень грамотные и деликатные комментарии. Но даже такие замечания ребят шокировали – впервые оказалось, что не всё, что они делают, априори нравится окружающим.
Нашей задачей было донести, что постоянные изменения в проекте – это будни дизайнера, и иногда заказчик требует переделывать один и тот же макет десятки раз. Объяснить, что не всегда все будет легко и иногда придется биться, оказалось нелегко.
Советы, как воспитать в ребёнке дизайнера, от Саши и Наташи
- Очень важно настроить ребёнка на процесс. В начале занятия мы обязательно делаем разминку. Она необходима для того, чтобы ребёнок погрузился в творческую атмосферу, а его мышление стало гибче. Иногда мы сначала рисуем что-то правой рукой, потом – левой, потом – двумя перекрещенными руками. В другой раз – дорисовываем каракули и стараемся превратить их в изображение чего-то понятного.
- Ребёнка нельзя заставлять. Нужно уходить от старой школы, в которой никому не было дела до желаний ученика. Если кто-то не хочет работать, мы просто оставляем его в покое. Как показывает практика, минут через 10-15 он сам втягивается в процесс. Особенно, если слышит, как преподаватель хвалит кого-то: появляется азарт сделать лучше.
- Найти путь к сердцу ребёнка иногда бывает тяжело. В таких случаях мы подключаем всю группу: дети видят проблемы в коммуникации и стараются вовлечь одногруппника.
- С ребёнком нужно общаться на равных – не с точки зрения взрослого. Даже в общении на сторонние темы важно внимательно слушать и дискутировать, для детей это ценно.
Источник
Дизайн – деятельность как средство развития творческой личности дошкольника
Подготовила: воспитатель МБДОУ «Лямбирский
д/с № 3 комбинированного вида» Аширова Н. Х.
Одним из средств развития творческих способностей детей дошкольного возраста является дизайн – деятельность, носящая образно – творческий характер и создает условия для формирования творческой личности в целом. Структура дизайна сложная и многогранная. Её делят на дизайн для детей и дизайн – деятельность детей. К понятию дизайн – деятельность детей относят:
- Архитектурно – художественное моделирование среды, где дети работают в трех измерениях: кукольная среда, детская среда, взрослая среда.
- Дизайн одежды.
- Прикладные аранжировки из разных материалов.
Дизайн для детей включает:
- Благоустройство предметно – пространственной среды.
- Благоустройство природной среды.
Дизайн – деятельность детей и дизайн для детей тесно взаимосвязаны между собой и их гармоничное сочетание определяет высокий уровень развития художественных способностей. Развитие творческих способностей в дизайн – деятельности возможно лишь в процессе усвоения и практического применения специальных знаний, умений и навыков.
Основу дизайн – деятельности составляет исполнительство и творчество. Исполнительство заключается в умении использовать изобразительно – технические навыки для создания изображения. Связь исполнительства и творчества находятся во взаимосвязи.
С целью формирования творческой личности ребенка, элементарных умений, навыков и способностей в дизайн – деятельности педагогам необходимо решать следующие задачи:
- воспитывать эмоциональный отклик, эстетическое отношение к природному окружению и дизайну своего быта;
- создавать аранжировки из природных и искусственных материалов, использовать их для украшения одежды и комнат с учетом специфики материала (цвет, форма, фактура) и пространства;
- приобщать детей к совместно – раздельной дизайн – деятельности по благоустройству и декоративному оформлению интерьера.
Для решения поставленных задач воспитатель направляет восприятие детьми произведений искусства, эстетического в природе и быту, поощряет изобразительное творчество, привлекает к участию в детском дизайне. У детей формируется пространственное воображение, которое является основой «проектного мышления». Вначале совместно с воспитателем, а затем самостоятельно дети подбирают и украшают игрушки – сувениры, предметы быта, одежду, участвуют в убранстве групповой комнаты.
Занятия дизайном способствует формированию у детей устойчивого замысла, мотивации выбора художественных средств, помогают им планировать результат. У детей пробуждается чувство творческого удовлетворения («Я – директор», «Я – модельер», «Я – архитектор»). В сотворчестве с другими детьми ярче выступают индивидуальность каждого ребенка, различия в работах девочек и мальчиков: выбор цели (девочки – декоративность, мальчики – сюжет), особенности творческого почерка, техники исполнения.
Дети дошкольного возраста способны видеть различия в костюмах персонажей, одежде сверстников и взрослых, подражать опрятно и нарядно быть одетыми. В этом возрасте ребенок способен подбирать обстановку кукольных комнат по назначению (гостиная, кухня – столовая, спальня). Наблюдая и оценивая особенности убранства комнат (дома, в детском саду) дети переносят доступные им принципы этого убранства (сервиз, гарнитур мебели, ансамбль декора) в собственную практику создания кукольно – игрового интерьера.
Это делает возможным, наряду с традиционными видами изобразительной деятельности, приобщения детей к новым ее видам: архитектурно – художественному дизайну и моделированию одежды с аранжировками – украшениями из разных материалов.
Архитектурно – художественный дизайн отвечает фундаментальным задачам развития ребенка, поскольку вся окружающая его обстановка, интерьер как элементы общей культуры формируют эстетическое отношение к быту.
Занимаясь архитектурно – художественным дизайном, дети работают в трех измерениях: кукольная, детская, взрослая среда. Воспитатель поэтапно планирует детский дизайн в интерьере. Вначале дети учатся благоустраивать свое ближайшее кукольно – игровое пространство, затем переходят в соразмерный с ними «детский интерьер» (ширмы – перегородки, мебель, декоративные изделия). Они чувствуют себя «Гулливерами» и «хозяевами» своих пространств. Игры в «дом», «семью», «куклы» приобретают устойчивый характер, отличающийся стремлением к созданию «красоты быта», «домашнего уюта» (дети постепенно переносят это в общение с близкими). Дети учатся подбирать несложные элементы обстановки для напольных и настольных кукольно – игровых пространств (обои, занавески, мебель, скатерти и дорожки и т. д.), а также декорации к спектаклям, развлечениям и помещения к праздничным утренникам.
Сначала педагог направляет усилия детей на доработку так называемых «белых пятен» убранства, что предполагает их сотворчество с художником: дети завершают работу – создают различного рода миниатюры (рисунки, панно, фризы) по типу «Дорису», «Докрась», «Дострой» и тому подобное. Затем вместе с педагогом переходят к созданию творческих композиций, выполняемых ими от замысла до реализации. Например, «Русский терем», «Дом – новостройка». Дети оживляют эти панно, вставляя свои рисунки в проемы окон. Перед занятием воспитатель предлагает детям представить обстановку современного дома и сказочного терема, как бы заглянув в эти окна снаружи. В подобной работе, как показывает опыт, пробуждаются чувства авторства, соавторства, коллективизма.
В дизайн – деятельности «Дети – модельеры» предусматривается приобщение детей к тому, что мы обычно называем повседневной и празднично – театральной одеждой (платье, костюм, обувь, головные уборы, аксессуары). Дети начинают понимать, что одежда должна соответствовать условиям ее использования, что мода в одежде (цветосочетания, фасоны, ткани) – явление приходящее, что особенности гардероба определяются не только модой и назначением, но и своеобразием культуры и традиций разных народов. Опыт изобразительной деятельности и аранжировок, просмотры «альбомов мод» и собственные наблюдения помогают им при создании гардероба «королевы и пастушки», «колдуна и феи». Дети знакомятся с новыми для них оборудованием, инструментами, тканями (манекены, лекала, выкройки и другое).
Воспитатель учит детей создавать рисунки тканей для разной одежды, подбирать ткани для разных фасонов и фасоны для разных тканей. Например, тематическое занятие «Одежда вчера, сегодня, завтра». Дети сначала рассматривают иллюстрации, слайды, запоминают, в какой одежде ходили крестьяне и бояре, воины и царедворцы, купцы и дворяне в прошлом, что носят их современники, представляют, что будут носить потом.
Интересен и полезен детский дизайн аранжировок (композиций) из природных и искусственных материалов (зелень, сухостой, минералы, бумага, лоскут, дерево, синтетика и другое). Занимаясь рукоделием из материалов живой и неживой природы, дети приобщаются к красоте. Аранжировки обогащают детскую деятельность новым содержанием. Работа с разнофактурными материалами (мягкий – твердый, блестящий – тусклый и другое) развивает сенсорные художественные способности и интеллект ребенка.
Развитие элементарных умений в дизайн – деятельности требует от педагога творческого руководства детской деятельностью, не терпит формализма, скуки. Разнообразие обстановки создает эффект новизны, способствует выработке у детей вариативного подхода к организации свободной деятельности. Педагог должен обладать творческим воображением, уметь пользоваться им при решении тех или иных композиционных задач, тонко чувствовать красоту и выразительные свойства различных материалов. Прежде чем приступать к теоретическому исполнению, необходимо поразмыслить и решить как использовать материал, чтобы в конечном итоге создать образ темы, который вызовет определенный эмоциональный отклик.
Изображать предметы, явления, создавать узоры, воплощать в рисунке задуманное дети могут лишь при условии овладения техникой. Несмотря на то, что техническое исполнение работ не является главным, овладение правильной и разнообразной техникой необходимо. Прежде всего, необходимо научить детей правильно держать инструменты.
Неумение правильно держать кисть, карандаш, ножницы тормозит развитие рисовальных движений и затрудняет создание изображений. Овладение техникой изображения позволяет детям свободно отражать в объекте свой творческий замысел, создавать интересные выразительные работы. Хорошее владение техникой изображения делает процесс создания продуктов деятельности свободным и приятным для ребенка, повышает его интерес к деятельности и творческие возможности.
Источник