Диспропорции развития ребенка при жестоком обращении

Диспропорции развития ребенка при жестоком обращении thumbnail

Лекция: «Особенности развития и поведения ребенка, оставшегося без попечения родителей, подвергшегося жестокому обращению. Диспропорции развития».

Обычно выделяется четыре типа жестокого обращения с ребенком: физическое насилие; пренебрежение; сексуальное насилие; жестокое психологическое обращение.

Физическое насилие – умышленное нанесение человеку физических травм, телесных повреждений, лишение его свободы, жилья, пищи, одежды или иных нормальных условий жизни, а также уклонения родителей или лиц, их заменяющих, от удовлетворения потребностей малолетних в уходе, заботе о здоровье и личной безопасности, что может привести к смерти, причинить вред физическому или психическому здоровью, личностному развитию ребенка.

Эти действия могут осуществляться в виде избиений, истязаний, сотрясения, ударов (в том числе с использованием самых различных предметов в качестве орудий насилия), пощечин, таскания за уши, прижигания горячими предметами, жидкостями, зажженными сигаретами, в виде укусов. Физическое насилие включает в себя также вовлечение ребенка в употребление наркотиков, алкоголя, принуждение к приему отравляющих веществ или медицинских препаратов, вызывающих одурманивание (например, снотворных, не прописанных врачом), а также попытки удушения или утопления ребенка.

Выделяют подвиды физического насилия, одним из которых является физическое насилие над младенцами. Это когда младенца начинают трясти с такой силой, что вольно или невольно наносят ему повреждения. Энергичное укачивание младенца или его встряска могут вызвать травму головного мозга, связанную с тем, что мозг ребенка еще не полностью сформирован. Последствиями таких воздействий могут быть задержка в умственном развитии, дефекты речи, нарушения двигательных функций, потеря слуха и даже смерть.

К физическому насилию относят и такой его редко распознаваемый подвид, как синдром, который заключается в том, что человек, обязанный заботиться о ребенке, выдумывает фиктивную болезнь или провоцирует заболевание, вследствие чего «ребенок подвергается неприятным и часто вредным медицинским вмешательствам».

Физическое насилие в отношении детей чаще происходит в семьях, где:

  • убеждены, что физическое наказание является методом выбора для воспитания детей;
  • родители (или один из них) являются алкоголиками, наркоманами, токсикоманами;
  • родители (или один из них) имеют психические заболевания;
  • нарушен эмоционально-психологический климат (частые ссоры, скандалы, отсутствие уважения друг к другу);
  • родители находятся в состоянии стресса в связи со смертью близких, болезнью, потерей работы, экономическим кризисом и др.;
  • родители предъявляют чрезмерные требования к детям, несоответствующие их возрасту и уровню развития;
  • дети имеют особенности: соматические или психические заболевания, гиперактивны, неусидчивы, родились недоношенными и др.

Как распознать, что ребенок подвергается физическому насилию?

Характер повреждений:

  • синяки, ссадины, раны, следы от ударов ремнем, укусов, прижигания горячими предметами, сигаретами, располагающиеся на лице, теле, конечностях;
  • ожоги горячими жидкостями кистей и ног в виде перчатки или носка (от погружения в горячую воду), а также на ягодицах;
  • повреждения и переломы костей, припухлость и болезненность суставов;
  • выбитые и расшатанные зубы, разрывы или порезы во рту, на губах;
  • участки облысения, кровоподтеки на голове;
  • повреждения внутренних органов;
  • «синдром сотрясения» у грудных детей.

Особенности поведения:

Возраст до 3 лет

  • боязнь родителей или взрослых;
  • редкие проявления радости, плаксивость;
  • реакция испуга на плач других детей;
  • плохо развитые навыки общения;
  • крайности в поведении — от агрессивности до полной безучастности.

Возраст от 3 до 7 лет

  • заискивающее поведение, чрезмерная уступчивость;
  • пассивная реакция на боль;
  • негативизм, агрессивность;
  • жестокость по отношению к животным;
  • лживость, воровство;
  • отставание в речевом развитии.

Младший школьный возраст

  • стремление скрыть причину повреждений и травм;
  • боязнь идти домой после школы;
  • одиночество, отсутствие друзей;
  • плохая успеваемость, неспособность сосредоточиться;
  • агрессивность.

Подростковый возраст

  • побеги из дома;
  • употребление алкоголя, наркотиков;
  • попытки самоубийства;
  • криминальное или антиобщественное поведение.

Пренебрежение интересами и нуждами ребенка – отсутствие должного обеспечения основных нужд и потребностей ребенка в пище, одежде, жилье, воспитании, медицинской помощи в силу ряда объективных причин (бедность, психические заболевания, неопытность) и без таковых. Типичным примером пренебрежительного отношения к детям являются оставления их без присмотра, что часто приводит к несчастным случаям. Пренебрежение нуждами ребенка не всегда вызывается бедностью. Во многих неимущих семьях дети, испытывающие недостаток в хорошей одежде и еде, тем не менее, чувствуют себя любимыми и защищенными. Пренебрежение включает ряд таких проявлений, как пренебрежение потребностями в образовании, присмотре, медицинском уходе, физическом и эмоциональном здоровье.

Пренебрежение медицинской помощью – несогласие на вакцинацию и иммунизацию и др. – может оказаться очень опасным, особенно для детей с хроническими заболеваниями, и также требовать вмешательства со стороны

Сексуальное насилие – это вовлечение зависимых, незрелых детей и подростков в сексуальную активность, которую они не полностью осознают, на которую они не могут дать информированное согласие или которая нарушает социальные (общественные) табу на семейные роли. Это широкое определение, и оно включает внутрисемейные и несемейные формы насилия и все типы сексуальной активности (например, обнажение, оральные, анальные и сексуальные генитальные контакты, детскую порнографию, демонстрацию непристойных действий, сексуальные ритуалы). Инцестом называют всякую сексуальную активность между взрослыми и детьми, которые являются близкими родственниками (включая отчимов и опекунов).

Эмоциональное или психологическое насилие, включает в себя постоянное отвержение, унижение, превращение ребенка в «козла отпущения» людьми, которые должны беречь его и заботиться о нем. Сюда же относятся такие действия по отношению к детям, как запирание ребенка в темной комнате, угрозы и запугивания. Дети, подвергающиеся эмоциональному насилию, чувствуют себя ненужными, плохими, глупыми, никчемными, часто имеют низкую или неустойчивую самооценку, переживают ощущение собственной несостоятельности. Эмоциональное насилие трудно доказать, многие авторы считают, что оно так широко распространено, что каждому человеку приходилось хоть раз переживать его в семье или школе. Однако длительное переживание эмоционального насилия или повторяющееся грубое психологическое давление могут оказывать серьезное влияние на формирование личности ребенка.

Одним из проявлений жестокого обращения является отсутствие любви у женщин к ребенку, когда он еще находится в материнской утробе, т.е. нежелание беременности. Его, еще ничем себя не проявившего, уже не любят, не думают и не заботятся о нем. Будучи эмоционально отвергнутым, еще до рождения, такие дети рождаются раньше срока в два раза чаще по сравнению с детьми от желанной беременности, они чаще имеют низкую массу тела, чаще болеют в первые месяцы жизни, хуже развиваются.

В реальной практике редко встречаются отдельные категории насилия, обычно дети переживают одновременно несколько его видов. Физическое насилие, как правило, содержит компонент эмоционального; сексуальное насилие часто сопровождается принуждением, физическим насилием и переживается ребенком как унижение.

Любой вид жестокого обращения с детьми ведет к самым разнообразным последствиям, но их всех объединяет одно – ущерб для здоровья ребенка или опасность для его жизни, не говоря уже о нарушении прав ребенка. Многие годы считалось, что дети – привилегированный класс в нашем обществе. Лишь совсем недавно мы нашли в себе силы и мужество признать, что это совсем не так. Оказалось, что признать и поверить в широкое распространение проституции, наркомании, рост уголовной преступности значительно легче, чем согласиться с горьким выводом о широком распространении жестокого обращения.

Одна из наиболее важных концепций развития человека состоит в том, что, взрослея, человек проходит последовательность определенных стадий, ни одна из которых не может быть пропущена.

Эти стадии логически связаны друг с другом, и каждая предыдущая служит базой для формирования последующей. Наглядной иллюстрацией неблагополучного развития может послужить образ кирпичной стены, в которой в разных местах выбиты кирпичи. Что произойдет с участками стены, расположенными над поврежденными кирпичами? Разумеется, они провалятся и заполнят поврежденное место. Верх стены окажется неровным – какие-то участки будут выше, какие-то ниже.

  • То же самое происходит с развитием ребенка.  Если сравнить стену с процессом развития, то поврежденые участки стены будут соответствовать  периодам, в которые жизнь ребенка складывалась неблагополучно. Это приводит к диспропорции в формировании  тех сфер, становление которых в норме происходит равномерно.
  • Это означает, что в норме 10-летний ребенок физически, социально, интеллектуально и эмоционально находится на уровне 10 лет развития. Если представить все эти сферы в виде «пазла» (сборной картинки), то на всех кусочках будет написано «10 лет». У детей с неблагополучным развитием жизненный опыт приводит к тому, что в некоторых сферах их развитие соответствует возрасту, в других – опережает, а в третьих – значительно отстает от нормы, т.е. из целостного становится «мозаичным».
  • Условно можно выделить следующие 5 сфер:

1)       физическое развитие и внешность

2)       поведение и социальные навыки

3)       интеллект и образование

4)       эмоции и чувства

5)       сексуальное развитие

  •  Если представить себе развитие, как стену, то возраст ребенка – высота «стены», а «кирпичи» – жизненные события. Условно вертикальными линиями «стену» можно поделить на следующие сферы:

Физическое развитие

и внешность

Поведение и социальные

навыки

Интеллект и

образование

Эмоции и чувства

Сексуальное

развитие

  • Негативные жизненные события образуют пустоты в стене. При этом легко понять, что «выпадение» «кирпича» в одной сфере может привести к нарушениям в других сферах.
  • Чем тяжелее жизненная травма, и чем раньше она произошла — тем большее количество сфер она «заденет» и разрушит. По степени тяжести травмирующее обращение с ребенком делится на 4 уровня– по возрастающей: пренебрежение интересами ребенка, эмоциональное отвержение, физическое насилие, сексуальное насилие (эти уровни будут подробнее рассмотрены на следующих занятиях).
  • Так, например, ребенок, которым пренебрегают, выглядит неухоженным и может отставать в знаниях от сверстников, но, попав в благоприятную обстановку, быстро «догоняет» ровесников. Ребенок, систематически страдающий от жестокого обращения, не только отстает в физическом развитии и плохо выглядит, но и имеет интеллектуальные проблемы в связи с постоянным стрессом; боль и страх озлобляют его и заставляют чувствовать себя несчастным, а поведение его становится неурпавляемым. Чтобы ему помочь, потребуется много времени, сил и терпения со стороны взрослых. Наконец, результатом сексуального насилия станет чрезмерная опытность в сфере сексуальных отношений, глубокие нарушения в эмоциональной сфере, торможение в интеллектуальном развитии, изменения во внешности (ранее созревание либо значительное отставание от возраста) и в поведении. Такому ребенку требуется не олько любовь и поддержка со стороны заботящихся взрослых, но и помощь специалистов – врачей, психологов.
  • Если причиной задержки в развитии стало определенное травмирующее событие, то возраст, на который выглядит такой ребенок, является «адресным»: вероятнее всего, травма произошла в этот период, и ребенок внешне и внутренне как бы «застрял» в нем. Работа с травмой и изменение жизненных условий Изменения к лучшему в образовании детей происходят медленно, а роль родительской поддержки – определяющая. При этом целью должна быть реализация потенциала данного ребенка – с учетом его реальных обстоятельств. Тактика:

1)Постепенность и последовательность;

2)Отмечать любое продвижение к лучшему:

3)Хвалить не за результат, а за усилия;

4)Сравнивать досижения ребенка не с успехами других и не с идельными нормами, а с начальным уровнем его самого;

5)Стремится сохранять отношения с ребенком, не превращая требовательность в противостояние.

1. При насилии и небрежении сильнее всего страдают эмоциональное и интеллектуальное развитие.

2. Влияние факторов наследственности и среды на развитие: по мнению ученых,  соотношение этих факторов 50% на 50%. Наследственность определяет потенциал человека – как положительный, так и отрицательный, а среда определяет – до какой степени он сможет реализоваться.

Если ребенок не родился с серьезными органическими нарушениями, задержка в его развитии связана с отсутствием развивающей среды и дефицитом эмоционального тепла.

3. Внешность и поведение – то, что бросается в глаза и обеспечивает принятие ребенка другими людьми, влияя на его самочувствие в настоящий момент.

Чувства и эмоции ребенка, с одной стороны, связаны с тем, как с ним обращается ближайшее окружение, с другой стороны, с его проблемами в прошлом. На настоящее можно  повлиять достаточно быстро, проработка прошлых травм требует времени и иногда – специальной помощи.

Успехи в образовании связаны с уровнем знаний, навыками учения  и с  учебной мотивацией (желанием учиться). Все дети начинают с того, что учатся для своих родителей.

Источник

жесткое обращениеАбрюкин Алексей Сергеевич
Педагог – психолог

Часто специалисты распознают, что было по отношению к ребенку жестокое обращение, лишь после проведения разного рода методик. И рисунки часто лучше всего показывают это. Ведь часто в рисунках ребёнок неосознанно(чтобы избавиться от давящих чувств) отражает то, что происходило до того как ребёнок попал в детский дом.

Жестокое обращение, насилие над детьми  – это одно из самых тяжелых преступлений  и, к сожалению довольно распространенное, особенно в неблагополучных семьях, а также в детских учреждениях. По степени тяжести выделяют 4 уровня насилия над детьми:

-Пренебрежение нуждами

-Эмоциональное насилие

-Физическое насилие

-Сексуальное насилие

А теперь поподробнее:

Пренебрежение нуждами – когда игнорируются жизненные потребности ребенка (не кормят, не одевают, запирают в доме, не играют, не покупают игрушек, не разговаривают, не следят за чистотой и т.п.). При этом необходимо отметить, что от пренебрежения нуждами по статистике умирает больше детей, чем от прямой агрессии.

Эмоциональное насилие – это когда ребенка оскорбляют словами, сюда же относятся обвинения, угрозы, издевательства и высмеивания, а также отсутствие эмоционального тепла, перекладывание на ребенка ответственности за то, в чем он не виноват. Например, кровные родители могут внушать ребенку, что его отдали в детский дом за то, что он не слушался; сюда же относятся угрозы самоубийства – с целью контроля над поведением ребенка или другого родителя; конфликты между замещающими и кровными родителями ребенка; вопросы типа «кого ты больше любишь, папу или маму?». 

Физическое насилие это чаще всего побои, затрещины и различные телесные повреждения от родителей, других взрослых или детей. Так же это могут быть не опасные для жизни, но унизительные действия – «опущения». В связи с этим дети могут рассматривать обязанности по дому в замещающей семье, как что-то унизительное: «я вам не раб, я вам не шестерка».

Сексуальное насилие – любое сексуальное действие по отношению к ребенку: прикосновения к гениталиям, эротические поцелуи, требование от ребенка этих действий, половой акт. Сюда же относятся наблюдения за действиями сексуального характера, показывание детям порнографии и привлечение их к таким съемкам, привлечение к проституции и др.

Для детей последствиями насилия становятся травмы (эмоциональная всегда, но иногда еще и физическая), а так же дурные навыки и негативные модели поведения. Душевные и телесные травмы необходимо врачевать (врачи и психологи), а дурные навыки – перевоспитывать. И то и другое требует времени, по мере формирования новой привязанности, поведение ребенка начинает меняться. Последствия могут проявиться в самый неожиданный момент, в ситуациях, которые чем-то напомнили травматический эпизод. Иногда приемные дети могут панически бояться того, что замещающие родители употребляют спиртные напитки или страшиться их интимной жизни; некоторые приемные дети могут вовлекать других детей в сексуализированные игры. Необходимо помнить, что дети – жертвы, а не преступники и не «испорченные», хотя сами они в результате пережитого считают себя «испорченным товаром», а от взрослых ждут повторения того, что было раньше.

У таких детей могут быть все проблемы с активностью – гиперактивностьзаторможенность, трудности сосредоточения – не концентрируют внимание; проблемы с интеллектуальной деятельностью из-за эмоциональных проблем (аффект тормозит интеллект). Дети могут:

  • Казаться отстраненными, погруженными в свои фантазии или необычно инфантильными.
  • Демонстрировать экстремальное поведение, несущее риск жизнь жизни и здоровью, частый травматизм.
  • Испытывать трудности со сном
  • Проявлять регрессивное поведение
  • Быть в депрессивное состояние
  • Быть жестокими.
  • Воровать.
  • Убегать из дома.
  • Говорить о суициде.
  • Демонстрировать странное, необычное для возраста, искушенное знание или поведение в вопросах взаимоотношения полов (чем меньше возраст ребенка, тем явственнее выступает данный признак)
  • Демонстрировать поведение, которое скорее присуще взрослому человеку, а не ребенку.
  • Испытывать приступы видений из прошлой жизни или наоборот, защищаясь от боли, вытеснять страшные воспоминания.

Все эти нарушения могут встречаться и в других ситуациях, однако если вам известна социальная история ребенка, и вы столкнулись с вышеперечисленными проблемами, помните: дело не в генетике, а в травматическом опыте.

Учитывайте, что любого рода насилие может по-своему влиять на поведение ребёнка и любая ситуация, которая хоть отдалённо напомнит ребёнку травматичную ситуацию из его прошлой жизни способно спровоцировать устоявшееся поведение, которое возможно когда-то спасало его жизнь.

Так, к примеру, на поднятую руку или повышение голоса вы сможете увидеть ответную реакцию в виде истерики, сильного ора. И тут можно понять, что раньше, чтобы защититься, у ребенка был единственный способ-заорать на всю улицу и тем самым его переставали бить.

И таких «заученных» действий может быть много. Именно поэтому рекомендуется первыми не допускать физического контакта, ведь если ребёнка били, то любое прикосновение способно стать своего рода «триггером» на устоявшуюся реакцию.

Диспропорции в развитии.

Сферы развития. Мозаичность развития.

Одна из наиболее важных концепций развития человека состоит в том, что, взрослея, человек проходит последовательность определенных стадий, ни одна из которых не может быть пропущена. Эти стадии логически связаны друг с другом, и каждая предыдущая служит базой для формирования последующей. Наглядной иллюстрацией неблагополучного развития может послужить образ кирпичной стены, в которой в разных местах выбиты кирпичи. Что произойдет с участками стены, расположенными над поврежденными кирпичами? Разумеется, они провалятся и заполнят поврежденное место. Верх стены окажется неровным – какие-то участки будут выше, какие-то ниже.

То же самое происходит с развитием ребенка.  Если сравнить стену с процессом развития, то поврежденные участки стены будут соответствовать  периодам, в которые жизнь ребенка складывалась неблагополучно. Это приводит к диспропорции в формировании  тех сфер, становление которых в норме происходит равномерно.

Это означает, что в норме 10-летний ребенок физически, социально, интеллектуально и эмоционально находится на уровне 10 лет развития. Если представить все эти сферы в виде «паззла» (сборной картинки), то на всех кусочках будет написано «10 лет». У детей с неблагополучным развитием жизненный опыт приводит к тому, что в некоторых сферах их развитие соответствует возрасту, в других – опережает, а в третьих – значительно отстает от нормы, т.е. из целостного становится «мозаичным».

Условно можно выделить следующие 5 сфер:

1)     физическое развитие и внешность

2)     поведение и социальные навыки

3)     интеллект и образование

4)     эмоции и чувства

5)     сексуальное развитие

 физическое развитие

Если представить себе развитие, как стену, то возраст ребенка – высота «стены», а «кирпичи» – жизненные события. Условно вертикальными линиями «стену» можно поделить на следующие сферы: «Физическое развитие и внешность»; «Поведение и социальные навыки»; «Интеллект и образование»; «Эмоции и чувства»; «Сексуальное развитие».

Негативные жизненные события образуют пустоты в стене. При этом легко понять, что «выпадение» «кирпича» в одной сфере может привести к нарушениям в других сферах.

Чем тяжелее жизненная травма, и чем раньше она произошла – тем большее количество сфер она «заденет» и разрушит.

Так, например, ребенок, которым пренебрегают, выглядит неухоженным и может отставать в знаниях от сверстников, но, попав в благоприятную обстановку, быстро «догоняет» ровесников. Ребенок, систематически страдающий от жестокого обращения, не только отстает в физическом развитии и плохо выглядит, но и имеет интеллектуальные проблемы в связи с постоянным стрессом; боль и страх озлобляют его и заставляют чувствовать себя несчастным, а поведение его становится неуправляемым. Чтобы ему помочь, потребуется много времени, сил и терпения со стороны взрослых. Наконец, результатом сексуального насилия станет чрезмерная опытность в сфере сексуальных отношений, глубокие нарушения в эмоциональной сфере, торможение в интеллектуальном развитии, изменения во внешности (ранее созревание либо значительное отставание от возраста) и в поведении. Такому ребенку требуется не только любовь и поддержка со стороны заботящихся взрослых, но и помощь специалистов – врачей, психологов.

Если причиной задержки в развитии стало определенное травмирующее событие, то возраст, на который выглядит такой ребенок, является «адресным»: вероятнее всего, травма произошла в этот период, и ребенок внешне и внутренне как бы «застрял» в нем.

Работа с травмой. И что может сделать волонтёр, чтобы помочь ребёнку.

Изменения к лучшему в образовании детей происходят медленно, а роль поддержки – определяющая. При этом целью должна быть реализация потенциала данного ребенка – с учетом его реальных обстоятельств. Тактика:

1) Постепенность и последовательность;

2) Отмечать любое продвижение к лучшему:

3) Хвалить не за результат, а за усилия;

4) Сравнивать достижения ребенка не с успехами других и не с идеальными нормами, а с начальным уровнем его самого;

5) Стремится сохранять отношения с ребенком, не превращая требовательность в противостояние.

Причины и следствия:

1. При насилии и пренебрежении сильнее всего страдают эмоциональная и интеллектуальная сферы.

 Насилие, в отношении ребенка, очень сильно ранит его чувства, и как следствие, вызывает своеобразную «атрофию» чувствительности. Происходит, своего рода отсоединение способности воспринимать чувственный опыт и способности адекватно эмоционально реагировать. Такие дети плохо ориентируются в физических ощущениях – у них может возникать нечувствительность к холоду, боли. Они могут не различать свои физические потребности (например, путать голод или необходимость сходить в туалет). В сфере переживаний они так же делаются зажатыми, заторможенными, могут быть хронически печальны или агрессивны, испытывают трудности в сочувствии и доверии к другим людям.

В интеллектуальной сфере нарушение имеет двоякую природу: с одной стороны, отсутствие развивающей среды и нормального общения в неблагополучных семьях тормозит естественный процесс развития ребенка. С другой стороны – насилие вызывает шоковую реакцию и настолько не укладывается в нормальный ход событий, настолько нелогично, что приводит к хаосу в мыслительной сфере, разрушает саму способность правильно рассуждать: «аффект тормозит интеллект». (Пример нарушения мышления у людей в стрессовой ситуации – экзамен, больница, ссора с близким человеком и т.д.). Для детей близкие отношения со значимыми взрослыми – это основа жизни. Насилие подрывает у детей способность жить и чувствовать себя живыми.

2. Влияние факторов наследственности и среды на развитие: по мнению ученых,  соотношение этих факторов 50% на 50% – это традиционный взгляд психологов, официально принятый в мире. Наследственность определяет потенциал человека – как положительный, так и отрицательный, а среда определяет – до какой степени он сможет реализоваться.

Известно очень много врачей наркологов, выросших в семьях, где кто-то страдал от алкогольной или наркотической зависимости. Люди, выросшие в семьях пострадавших от криминала, зачастую идут работать в правоохранительные органы. С другой стороны известно много случаев, когда дети из благополучных (богатых) семей становились наркоманами или преступниками.

3. а, б) Внешность и поведение – то, что бросается в глаза и обеспечивает принятие ребенка другими людьми, влияя на его самочувствие в настоящий момент. Отторжение оборванцев, неприятие в обществе неопрятных, некрасивых или плохо одетых детей – печальная реальность. Часто для того,  чтобы защитить своего ребенка, в первую очередь надо его хорошо одеть и научить приличным манерам. В то же время, внешний вид влияет на самоощущение. Человек, который знает, что с его внешностью все в порядке, чувствует себя уверенно.

         в) Чувства и эмоции ребенка, с одной стороны, связаны с тем, как с ним обращается ближайшее окружение, с другой стороны, с его проблемами в прошлом. На настоящее можно  повлиять достаточно быстро ( в течении года ребенок привыкает к новым отношениям и у него формируется привязанность к заботящимся взрослым). Проработка прошлых травм требует времени и иногда – специальной помощи.

г) Успехи в образовании связаны с уровнем знаний, навыками учения  и с  учебной мотивацией (желанием учиться). Все дети начинают с того, что учатся для своих родителей. Навыки учения формируются постепенно, детям приходится «догонять» экстерном своих сверстников, восполняя пропущенные этапы в знаниях.

д) Если ребенок подвергался сексуальному насилию или развращению, ему требуется специальная терапия. Однако дети, живущие в неблагополучных семьях, имеют негативные представления о супружеских отношениях в целом. И требуется время, терпение, и последовательность в воспитании для того, чтобы сформировать у них положительный взгляд на взаимоотношения мужчины и женщины.

4. Когда действия несут угрозу для жизни и здоровья окружающих, и направлены против основного воспитателя или кого-то из других людей, очевидно, что это становится проблемой воспитателя. Если внутренние проблемы ребенка приводят к аутоагрессии или депрессивным состояниям – это разрушительно для самого ребенка.

Источник