Дисгармоничное развитие личности ребенка

Дисгармоничное развитие личности ребенка thumbnail

Одним из показательных симптомов развития, происходящим в дисгармоническом русле, является психопатология. Она представляет собой аномалии развития психики. В основе заложен дизонтогенез эмоционально-волевой сферы.

агрессия у детей

Что такое дисгармония в психическом развитии?

Дисгармоническое развитие – это отклонение в формировании личности, которому свойственно возникновение разного рода психопатий. Длительное негативное воздействие травмирующих факторов на незрелую психику ребенка приводит к тому, что его эмоционально-волевая сфера перестраивается необратимым образом. Вместе с этим меняется и личность ребенка. Заложенные биологически предпосылки в виде темперамента (который, как известно, предопределяет силу, уравновешенность и подвижность процессов в психике человека) формируют основу психопатологии.

ребенок в неблагополучной семье

Причины

Что запускает процесс дисгармонического развития? В детском возрасте главным социальным фактором является обучение и воспитание. Ввиду уровня развития эмоциональной сферы и личности ребенка, а также повышенной внушаемости, неблагоприятные условия внешней среды приводят к стойким изменениям в структуре личности. Однако здесь следует помнить о взаимодействии факторов внутренней и внешней среды. В качестве биологического фактора, который предрасполагает к патологическому формированию личности под внешним воздействием, рассматривается церебральная недостаточность в ее остаточной фазе, акцентуация характера, а также нарушения в период пубертата.

Причинами дисгармонического развития могут быть также наследственные заболевания, хромосомные нарушения, недостаток питания матери во время беременности, инфекции и отравления в младенческом возрасте.

оставленный ребенок

Механизмы формирования

Патохарактерологическое развитие запускается следующим образом:

  • Посредством закрепления патологических реакций отказа, имитации, гиперкомпенсации в ответ на психотравму. Впоследствии подобные реакции приобретают устойчивые формы и становятся свойствами личности.
  • Непосредственное подкрепление негативными воздействиями определенных патологических черт, которые уже есть у ребенка (чрезмерная нервная возбудимость, истеричность и другие). При воздействии неблагоприятных социальных условий они переходят в психопатическое развитие, оказывая влияние на формирование характера ребенка и подростка.

психопатология подростка

Протестные реакции

В основе протестных реакций в действительности лежит комплекс тех переживаний, которые особенно значимы для ребенка. Это может быть обида или перенесенное унижение. Реакции могут носить активный или пассивный характер. Протест проявляется непослушанием, грубостью, двигательным возбуждением. Могут наступать состояния сужения сознания. При пассивном протесте наблюдаются уходы из дома, рвота, энурез, попытки суицида. Ребенок становится капризным, он постоянно проявляет недовольство по отношению к окружающим, которые спровоцировали реакцию протеста.

Особенности пассивного протеста

Пассивный протест может носить демонстративный характер, когда ребенок или подросток пытается привлечь к себе внимание взрослых. Он представляет себе, как родители его разыскивают, обвиняют себя в том, что так плохо к нему относились. Если же целью побега является не попытка привлечь к себе внимание, а стремление уйти из психотравмирующей ситуации или от наказания старшего, в психопатологии такой побег называется импунитивным. Такого рода побег может превратиться в поведенческий стереотип.

отклонения в развитии

Реакции эмансипации

Еще одно проявление дисгармонического развития. Эмансипация представляет собой также проявление побега. В таких случаях основная мотивация ребенка заключается в стремлении отделиться от родителей. При меньшей выраженности стремления самоутвердиться, реакции эмансипации могут выражаться и в активном несогласии с советами старших.

Реакция группирования

У подростков мужского пола данный симптом нередко выражается в образованиях группировок. Подростки формируют спонтанные «стаи», в которых устанавливаются определенные правила общения. Реакция группирования может иметь тесную связь с имитацией: подросток имитирует поведение лидеров группы. У него формируются вредные привычки (употребление алкоголя, наркотиков). Наблюдается делинквентное поведение (нарушение общественных и морально-поведенческих норм, которое не доходит до преступления действующего законодательства). Чаще всего имеет под собой поведенческую основу, однако в некоторых случаях могут носить и патологический характер.

Ребенок или подросток, переживая острое чувство неполноценности, пытается скомпенсировать это ощущение. В процессе гиперкомпенсации защитная форма начинает приобретать все более гипертрофированный характер. У ребенка наблюдаются компенсаторные игры, он погрязает в фантазиях, что также способствует быстрому формированию патологических личностных черт.

реакция протеста у ребенка

Варианты патологий: влияние на личность

В процессе анализа выделяют четыре главных варианта искаженного и дисгармонического развития:

  • Развитие по аффективно-возбудимому типу. Данный вид обуславливается неблагоприятной социальной средой, где ребенок постоянно наблюдает алкоголизм родителей, агрессивность домочадцев по отношению друг к другу. В подобных условиях у ребенка постепенно развиваются черты аффективной взрывчатости, навязчивая склонность к разрядке эмоционального возбуждения, гнева. Формируется повышенная готовность к конфликтам. Данные черты изначально формируются как имитация подобного поведения у старших членов семьи, либо в качестве закрепления протестной реакции. Изменение личности характеризуется сдвигом аффекта в сторону угрюмости, злобности.
  • Истероидный вариант. Чаще всего наблюдается у девочек. Возникает в тех семьях, где ребенок воспитывается в условиях гиперпопечительства, растет в изнеженной обстановке, его внешность и таланты оцениваются непомерно высоко. Но данный вариант в качестве реакции протеста также может возникать и в тех семьях, которые страдают от длительного конфликта. У ребенка, дисгармоническое развитие личности которого происходит по истероидному типу, не развивается чувство ответственности, умения преодолевать трудности и препятствия. Незрелость эмоционально-волевой сферы проявляется в виде повышенной импульсивности, а также внушаемости. Данный тип развития личности по своей сути представляет собой один из вариантов психического инфантилизма – одного из компонентов ЗПР (задержки психического развития).
  • Тормозимый вариант. Чаще всего возникает в особых условиях гиперопеки, где авторитарность направлена на подавление самостоятельности. Ребенок становится робким, обидчивым. Вырастает в пассивного и неуверенного взрослого. К данному варианту близко формирование невротической личности, которое имеет место в тех случаях, когда длительная психотравмирующая обстановка в семье приводит к развитию у ребенка невроза и таких черт, как боязливость, ипохондричность, высокая тревожность. Невротическое развитие быстро возникает у физически слабых детей, а также при неблагоприятных условиях окружающей среды.
  • Патологическое протекание периода пубертата. Негативное влияние на личность оказывает и его задержка, и ускорение. Данные аномалии обуславливаются и внешними факторами, и особенностями ЦНС. При наличии неблагоприятной окружающей среды акцентуации характера и патологические черты становятся предпосылками для патологического формирования личности. В ней будут присутствовать черты повышенной эмоциональной возбудимости, расторможенности, а также асоциального поведения.

Характеристика дисгармонического развития сложна, что связано с многообразием вариантов, нечеткостью их границ. В этом заключается одна из главных трудностей дифференциальной диагностики. Однако чистые варианты патологий встречаются гораздо реже, чем смешанные.

Источник

Разговор о дисгармоническом развитии личности стоит начать, видимо, с того, как мы понимаем в общем, что такое гармоничное и что такое дисгармоничное развитие. Здесь же возникнет и понятие «разностороннее развитие личности», что само по себе требует формирования разнообразных способностей и интересов, которые соответствуют различным сферам человеческой жизнедеятельности.

Когда речь идет о разносторонне развитой личности, то естественным образом подразумевается, что это развитие будет гармоничным. Гармоничные взаимоотношения между личностью и миром означают единство с ним, с людьми и с самим собой. Такой человек является моральной личностью. Нарушение моральных норм для него – нарушение целостности собственной личности.

Становление гармонически развитой личности связано с формированием иерархической структуры мотивов и ценностей: доминированием высших уровней (уровни мотивов и ценностей определяются, начиная с личных мотивов – через интересы близких людей, коллектива, общества -общечеловеческим универсальным мотивам и целям).

Наличие таких иерархий не нарушает гармонии личности, потому что сложность, множественность интересов при наличии указанной доминанты обеспечивают многообразие связей с миром, общую устойчивость. Наличие одной цели, погруженность в одну деятельность, сужение круга общения и проблем чаще всего приводит к ее дисгармоничности (при наличии элементарной целостности).

Системным параметром, характеризующим гармоничную личность, является высокий уровень сбалансированности отношений различных личностных образований (потребностей, мотивов, ценностных ориентаций, самооценки, Я-реального и Я-идеального пр.).

Для дисгармоничной личности характерны различные нарушения эмоциональной, познавательной, моральной и поведенческой сфер. Такие нарушения могут предопределять гиперкомпенсации, неадекватные самооценки и уровня притязаний.

Психологи могут работать с такими людьми, например, включая их в деятельность по извне регулируемым уровням сложности заданий и предметно оформленными результатам; применяя высокие эмпатичные отношения; используя интенсивное социальное одобрения (поглаживание) и др.

Если речь идет о детях, то заметим, что с возрастом некоторых из них возникает потребность оправдать свои особенности, и тогда они начинают относиться к ним, как к чему-то очень ценному.

У таких детей постоянно возникают конфликты с окружающими людьми, сомнения и чувство неудовлетворенности, связанные с недооценкой, по собственному мнению, их личности. Другие же дети продолжают усваивать моральные ценности, что, при конфликте с особенностями их личности, вызывает у них постоянный внутренний разлад с самим собой.

В результате из детей с непреодолимым аффектом формируются люди, которые всегда находятся не в ладу с окружающими самими собой и имеют достаточно много отрицательных черт характера. К сожалению, нередко из таких детей вырастают люди социально неадаптированные, склонные к преступлениям…

Люди с дисгармоничной организацией личности – это не просто индивиды с направленностью «на себя». Это люди с двойной (или множественной) направленностью, люди, которые находятся в конфликте с собой, люди, можно и сказать, с расщепленной личностью, в которых сознательное в их психической жизни и не-осознанные аффекты находятся в постоянной борьбе.

Внешние условия конфликта сводятся, в основном, к тому, что удовлетворение каких-либо глубоких и активных мотивов и взаимоотношений личности находится под угрозой или становится совершенно невозможным.

Внутренние условия психологического конфликта сводятся к противоречиям или между различными мотивами и отношениями личности, или между ее возможностями и стремлениями (только надо пом-нить, что внутренние условия психологического конфликта у человека редко возникают спонтанно, и, прежде всего, обусловлены внешней ситуацией, историей становления личности, ее психофизиологической организацией).

Одной из причин развития дисгармоничности личности школьника может быть феномен «смыслового барьера». Возникновение такого феномена обусловлено тем, что взрослый, влияя на ребенка, не учитывает или не обращает внимания на наличие у нее активизированных [в настоящее время] нужд и стремлений.

У ребенка возникает конфликт между непосредственным желанием и стремлением выполнить то, что требует от него взрослый. Часто он не способен сознательно уступить определенному желанию взрослого, и тогда возникает особая защитная реакция: ребенок перестает слышать и понимать требование, хотя на самом деле просто не воспринимает содержания адресованных ему слов.

Смысловой барьер может возникнуть и в отношении какого-то конкретного человека, независимо от того, какие требования он выдвигает. Смысловой барьер в отношении конкретного человека формируется, конечно, в результате таких действий взрослого (учите-ля, отца, матери), которые вызывают конфликт, не учитывают истинных мотивов поведения ребенка или приписывают ему мотивы, которых на самом деле нет.

Чтобы не допустить появления смыслового барьера при возникновении конфликтной ситуации, часто просто необходимо выяснить, как сам ребенок понимает причину своего поступка. При этом важно соблюдать доброжелательности в отношении ребенка, здесь нужна дружеская беседа людей, заинтересованных вместе найти причины конфликта и попытаться устранить его. Чтобы избежать смыслового барьера не следует постоянно повторять те требования и упреки, на которые ребенок не реагирует.

Добавим: под гармонично развитой человеческой личностью подразумевают обычно личность, обладающую определенным мировоззрением, осознающую свое место в обществе, свои жизненные цели, умеющую самостоятельно действовать для реализации этих целей. Поэтому вопросы формирования мировоззрения, самосознания и самостоятельности имеют большое значение в воспитании личности.

На свойства личности ребенка оказывают влияние врожденные биологические особенности организма, но они не предопределяют ее развитие. Любые внешние воздействия опосредованы, осуществляются через внутренние условия, и важный физиологический компонент этих внутренних условий – свойства нервной системы.

Возможно, их не следует рассматривать как определяющие – важнее для личности ребенка общественные условия воспитания, конкретная историческая/общественная/семейная среда, в которой он развивается, его образ жизни.

Итак, гармоничность личности достигается только в том случае, когда сознательные стремления человека находятся в полном соответствии с его непосредственными, часто даже не осознаваемыми им самим желаниями.

Мотивирующая сила таких бессознательных образований настолько велика, что в условиях противоречия с сознательными стремлениями человека они приводят к острейшим аффективным конфликтам, искажающим и даже ломающим человеческую личность.

Аффективные переживания, возникающие в результате конфликта разнонаправленных мотивационных тенденций, при определенных условиях становятся источником формирования дисгармонической личности.

Острые эмоциональные реакции, негативистическое поведение свойственны детям, у которых в результате прошлого опыта прочно сложилась завышенная самооценка и соответствующий ей завышенный уровень притязаний. Эти дети во что бы то ни стало стремятся доказать другим и, главное, самим себе, что их самооценка верна, что они действительно способны добиться желаемого, в том числе, и соответствующей оценки окружающих.

Среди аффективных встречаются и дети с неадекватно заниженной самооценкой, постоянно боящиеся обнаружить свою мнимую несостоятельность. Но такого рода неуверенность в себе выступает лишь обратной стороной стремления к самоутверждению и служит в качестве защитного механизма против возможности оказаться не на уровне имеющихся у ребенка слишком высоких притязаний.

Эмоциональные переживания, связанные с тем, что ребенок не хочет допустить в сознание мысль о своей несостоятельности и потому отвергает свой неуспех, искаженно воспринимая и толкуя все факты, свидетельствующие о его поражении, в сумме могут привести к так называемому аффекту неадекватности.

Не нашли что искали?

Преподаватели спешат на помощь

Дети с таким аффектом действительно не понимают подлинную причину ни своей неудачи, ни своего эмоционального состояния. При этом аффект неадекватности особенно продолжительно держится у тех детей, мни-мая самоуверенность которых все время поддерживается временным или частичным успехом.

Так начинает складываться дисгармоничная структура личности ребенка: в сознании – высокая самооценка, высокие притязания, желание быть на уровне своих мнимых возможностей, как в своих собственных глазах, так и в глазах других людей, а в области бессознательных психических процессов – неуверенность в себе, которую ребенок не хочет допустить в сознание.

Из детей с подобным непреодолимым аффектом формируются люди, всегда находящиеся не в ладу с окружающими и с собой, обладающие многими отрицательными чертами характера. Нередко из таких детей выходят люди социально не адаптированные.

Следует сказать, что неверное, патологическое развитие, характеризующееся дисгармонией в чувственной волевой сферах, приводит к тому, что можно назвать психопатологией личности.

Этиология психопатий связывается и с генетическими, наследственными причинами, с экзогенными факторами, действующими на ранних шагах онтогенеза, естественно, не исключается возможности формирования психопатии под воздействием продолжительно действующих и деформирующих развитие личности ребенка средовых причин.

И, добавим, недостатки воспитания…

Систематика психопатий сегодня окончательно не установлена, но можно воспользоваться следующей:

– конституциональные, имеющие наследственное происхождение – степень их тяжести в значительной мере определяется воздействием среды;

– органические, при которых аномалии развиваются вследствие действия на формирующийся мозг внутри-утробных и ранних послеродовых опасных/вредных факторов, приводящих к токсикозам, родовым травмам, соматическим заболеваниям.

В конституциональным психопатиям относятся шизоидная, эпилептоидная, циклоидная, психастеническая и истероидная психопатии.

Органические психопатии связаны с ранним поражением нервной системы во внутриутробном периоде, при родах, в 1-ые годы жизни.

Известно, что долгое неблагоприятное действие психотравмирующих факторов на мозг малыша может привести к необратимой перестройке его эмоционально-волевой сферы и личности в целом. Конечно, биологические предпосылки, определяющего силу, уравновешенность, подвижность психики, составляют генетическую базу высшей нервной деятельности, на основе которой в процессе социализации, под воздействием внешних воздействий и формируется личность.

В детском возрасте основополагающей социальной причиной еще является образование и обучение.

В качестве причин, определяющих патологическое формирование личности, отметим и дисгармоничное протекание периода полового развития. Вообще, выделяют такие механизмы формирования патохарактерологического развития:

– закрепление патологических реакций отказа, оппозиции, гиперкомпенсации, имитации и др., появляющихся в ответ на психотравмирующие действия и становящихся впоследствии качествами личности;

– конкретное подкрепление отрицательными влияния-ми тех или же других патологических свойств характера (возбудимости, истероидности и т. д.).

При анализе патохарактерологического формирования личности можно выделить варианты:

аффективно возбудимый;

тормозимый;

истероидный;

неуравновешенный.

Уточним:

  • аффективно возбудимый вариант патоха-рактерологического формирования личности обоснован влияниями неблагоприятной среды: долгие конфликтные ситуации, пьянство родителей, ссоры, злость членов семьи по отношению друг к другу. В таких семьях у ребенка развиваются черты аффективной взрывчатости, расположенность к разрядке раздражения, гнева, повышенная готовность к конфликтам. По-степенное изменение характера определяется сдвигом настроения в сторону угрюмости, злобности;
  • тормозимый (тормозящий) вариант патоло-гического развития личности чаще складывается при гиперопеке, когда авторитарность, деспотичность воспи-тания уничтожают в ребенке самостоятельность, предприимчивость, делая его застенчивым, робким, обидчивым, а позднее пассивным.

К этому варианту по условиям появления и клинико-психологической структуре близко невротическое формирование личности, проявляющееся, когда длительная психотравмирующая домашняя ситуация реально приводит к развитию у ребенка невроза, а затем к формированию трусости, ипохондричности, расположенности к беспокойству и тревоге. Невротическое развитие личности нередко отмечается у соматически ослабленных детей при неблагоприятных средовых условиях;

  1. истероидный вариант патологического развития личности чаще наблюдается у девочек и выявляется в семьях, где ребенок воспитывается в условиях гиперопеки, неправомерно завышенной оценки его внешности и возможностей («кумира семьи»). Но данный вариант может быть и в семьях, имеющих дли-тельные конфликты как реакция протеста;
  1. неуравновешенный (неустойчивый) вари-ант психологического развития обосновано критериями, учитывающими отсутствие воспитания у ребенка чувства ответственности, привычки к волевому усилию, умений преодолевать трудности. Незрелости эмоционально-волевой сферы здесь заметна и появле-нием излишней импульсивности, чувственной неус-тойчивости, внушаемости. По существу, данный тип патологического развития личности может считаться вариантом психогенного психологического инфантилизма, компонентом задержки психологического развития.

Скажем и об особом виде аномального психологического развития – дисгармоничном протекании периода созревания: как его убыстрении, так и задержке. Подобные аномалии развития тоже связаны и с генетикой, и с факторами окружающей среды. При наличии неблаго-приятного окружения патологические черты, обусловленные отклонением темпа созревания, имеют все шансы стать предпосылками патологического развития личности с явлениями аффективной возбудимости, расторможенностью страстей, асоциальным поведением.

Источник