Дисгармоничное физическое развитие ребенка в дошкольном возрасте

Дисгармоничное физическое развитие ребенка в дошкольном возрасте thumbnail

Сазанова Г.Ю., Донгузова Е.В., Захарова Т.В.

ГБОУ ВПО Саратовский ГМУ им. В.И. Разумовского Минздрава России, кафедра организации здравоохранения, общественного здоровья и медицинского права

В России повсеместно увеличивается частота дисгармоничного физического развития детей, неуклонно растет число детей с выраженной задержкой роста, снижаются физиометрические показатели. Задержки роста являются большой социальной проблемой. Причины низкорослости могут быть различные, как эндокринного, так и неэндокринного генеза. Выяснение причины низкорослости требует углубленного обследования ребенка. Причина задержки роста может быть установлена на этапе специализированной медицинской помощи.

Цель данного исследования – выявление преобладающего вида задержки роста,определение предрасполагающих факторов низкорослости.

Материалы и методы

Использовались аналитический, статистический методы. Было проанализировано 126 историй болезни детей в возрасте от 12 месяцев до 15 лет,находящихся на лечении в КПДБ в 2009-2010 году по поводу низкорослости. Доля госпитализированных детей с низкорослостью составила за 2009-2010 г. 7,6 % от всех детей, госпитализированных в клинику пропедевтики детских болезней. Среди них 69% мальчиков и 31% девочек.

Результаты

Почти половина всех случаев задержки роста (46%)выявлялась в пубертатном возрасте. В сельской местности задержка роста встречалась чаще (58%). Основная доля детей с данной патологией (80%) воспитываются в семьях,родители которых имеют среднее или среднее специальное образование.

Основными причинами низкорослости у детей,проживающих как в городской, так и в сельской местности, являются конституциональная задержка роста и семейная низкорослость.В городе конституциональная задержка роста составила 57%,семейная низкорослость – 29%; в сельской местности – 68% и 23% соответственно.

По степени задержки роста умеренно выраженная задержка роста была выявлена в 57% случаев, выраженная задержка роста – в 28% случаев; различные формы нанизма выявлены у 15% детей.

У детей с различными формами нанизма недостаточность соматотропного гормона и премордиальный нанизм были диагностирована в 80% случаев, синдром Шерешевского-Тернера – в 20%. Этим детям была назначена заместительная терапия.

У детей, с умеренно выраженной задержкой роста установлены конституциональная задержка роста (71%), семейная низкорослость (18%) и соматогенные задержки роста(11%).

Выводы:

  • В основном, задержка роста отмечается у мальчиков.
  • Отмечается поздняя диагностика низкорослости у детей (в возрасте 11-15 лет), что свидетельствует онедостаточной выявляемости педиатрами причин задержки роста на ранних этапах развития ребенка.
  • Более половины низкорослых детей (58%) родились или проживают в сельской местности. У этих детей выше доля конституциональной задержки роста и примордиального нанизма.
  • В 80 % случаев низкий рост имеют дети, родители которых имеют только среднее образование.
  • Различные формы нанизма верифицированы у 15% обследованных, им была назначена заместительная терапия.

Ключевые слова

физическое развитие, дети

Источник

Библиографическое описание:

Оценка показателей физического развития у детей первых пяти лет жизни / А. Т. Советхан, А. Б. Нургазиева, И. С. Берлибаева [и др.]. – Текст : непосредственный // Молодой ученый. – 2019. – № 1 (239). – С. 59-61. – URL: https://moluch.ru//239/55204/ (дата обращения: 16.04.2021).



Актуальность проблемы. Одним из важных критериев, отражающих состояние здоровья детского населения, является физическое развитие. Физическое развитие – это динамический процесс роста и биологического созревания ребенка в том или ином периоде детства. Основными критериями оценки физического развития ребенка являются масса тела, длина тела (рост), окружность головы, окружность грудной клетки и пропорциональность этих показателей.

Комплексная оценка физического развития предполагает соматометрию (определение окружностей, длинников и массы тела), физиометрию (исследование функциональных показателей). Рост и вес являются доступными и информативными показателями, характеризующими уровень физического развития детей, а отклонения их от нормативных значений указывают на необходимость углубленного обследования пациента. Рост ребенка ниже 3 и выше 97 перцентилей являются показанием к обязательному обследованию у специалистов (генетика, эндокринолога). Нарушение пропорциональности телосложения является показанием к обследованию у ортопеда (1,2).

Детский организм, особенно на ранних стадиях формирования, отличается необычайной динамичностью показателей физического развития. Снижение скорости роста, изменение соотношения массы и длины тела ребенка, остановка роста могут быть основными или даже единственными проявлениями хронических болезней. В тоже время физическое развитие может служить основой прогнозирования, а также распознавания различной патологии и должно быть составной частью программы исследования здоровья детей.

Общеизвестно, что у детей с избыточной массой тела значительно чаще регистрируются различные формы гипертонической и ишемической болезней, некоторые хронические заболевания верхних дыхательных путей, а также ряд эндокринных нарушений. Климато-геохимические, экологические условия, урбанизация также существенно влияют на показатели физического развития.

Физическое развитие является чутким индикатором социально-экономических изменений как позитивного так и негативного характера, определяет основные черты здоровья данного поколения в старших возрастах и позволяет прогнозировать жизнеспособность взрослого поколения. Низкий уровень жизни, обусловленный неполноценным или недостаточным питанием негативно воздействует на ростовые характеристики детей. Различные виды вскармливания комплексно влияют на основные показатели развития ребенка как на физическое, так и на нервно-психическое здоровье, а также на частоту возникновения инфекционных заболеваний (3).

В дошкольном возрасте значение имеют все размеры тела, если учитывать только размер тела без взаимосвязи с весом тела и окружностью грудной клетки, то можно получить необъективные данные физического развития на том или ином этапе онтогенеза. Отсюда следует, что гетерохронизм роста и совершенствования организма является закономерностью процесса развития детей в дошкольном онтогенезе, благодаря которому есть возможность дифференцировать темпы формирования функциональных систем и органов. В каждом возрастном периоде дошкольного онтогенеза процесс физического развития протекает гетерохронно, то усиливаясь, то замедляясь. Было установлено, что с самого рождения ребенка проявляется тенденция полового дисморфизма физического развития. Причем в первые два года жизни эта тенденция прослеживается через каждые три месяца, а с 3 до 7 лет – через каждые шесть месяцев (4).

Целью настоящего исследования явилась оценка показателей физического развития у детей первых пяти лет жизни.

Материал иметоды исследования. Проведена оценка антропометрических показателей 465 детей в возрасте до пяти лет, прикрепленных в 4-ю и 11-ю городские поликлиники г. Алматы.

Методика определения и расчет показателей физического развития детей.

Для оценки показателей физического развития детей и выяснения пропорциональности антропометрических данных были использованы центильные таблицы с интервалами (зонами, коридорами) с указанием массы тела, длины/роста тела и окружности груди в зависимости от пола (мальчики и девочки). Одновременно с помощью центильных таблиц выяснялась гармоничность (пропорциональность) физического развития детей с уточнением соматотипа. При выявлении дисгармоничности и/или резко дисгармоничного развития, а также микро- макросоматотипа по таблице оценки физического развития, имеющейся в амбулаторной карте ф. 112 определяли наличие избыточного (ожирение) и дефицита веса (истощение).

Результаты исследования. Проведен анализ антропометрических показателей (длина тела, масса тела, окружность грудной клетки) 465 детей от рождения до пятилетнего возраста, из них мальчиков было 240 (52 %), девочек 225 (48 %) (таблица 1).

Таблица 1

Структура детей взависимости от пола ивозраста

Возраст

Пол

Всего (n=465)

Мальчики

Девочки

Абс.

%

Абс

%

Абс

%

До 12 мес

105

57

79

43

184

40

1-3 года

53

45

66

55

119

26

4-5 лет

82

51

80

49

162

34

Всего

240

52

225

48

465

100

В возрастном аспекте больше всего оценка физического развития проведена в группе детей до 1-го года, что можно объяснить обязательным ежемесячным измерением длины и массы тела детей данной возрастной группы врачами педиатрами на приеме в поликлинике.

Комплексная оценка физического развития подразумевало оценку каждого отдельного показателя и их совокупности. Во всех трех возрастных группах были выделены дети с гармоничным или дисгармоничным развитием, а так же определены соответствующие соматотипы детей (таблицы 2-4).

Таблица 2

Оценка физического развития удетей ввозрасте 0-12 мес.

Физическое развитие

Абс.

%

Гармоничное (при разности коридоров 0-1)

96

53

Дисгармоничное (разность коридоров 2)

74

41

Резко дисгармоничное (разность коридоров 3 и более)

14

6

Всего

184

100

Соматотип

Абс.

%

Микросоматотип (сумма коридоров 3-10)

82

45

Мезосоматотип (сумма коридоров 11-15)

91

50

Макросоматотип (сумма коридоров 16 и более)

11

5

Всего

184

100

Среди детей с дисгармоничным развитием 11 (6 %) детей были с паратрофией. Лишь 3 (2 %) детей были с дефицитом массы тела, что возможно связано с более внимательным, систематическим и надлежащим внимании и уходе за детьми первого года жизни со стороны как родителей, так и медицинского персонала поликлиники.

Таблица 3

Оценка физического развития удетей ввозрасте от 1- до 3 лет

Физическое развитие

Абс.

%

Гармоничное

50

42

Дисгармоничное

19

16

Резко дисгармоничное

50

42

Всего

119

100

Соматотип

Абс.

%

Микросоматотип

24

19

Мезосоматотип

60

51

Макросоматотип

35

30

Всего

119

100

В этой возрастной группе обследованных отмечается 11 (10 %) детей с дефицитом массы тела, больше чем в других группах. В данной возрастной категории -самое большее число детей с дис- и резко дисгармоничным развитием, соответственно у 69 (58 %) обследованных.

Таблица 4

Оценка физического развития удетей ввозрасте 4-5 лет

Физическое развитие

Абс.

%

Гармоничное

100

62

Дисгармоничное

34

20

Резко дисгармоничное

28

18

Всего

162

100

Соматотип

Абс.

%

Микросоматотип

40

25

Мезосоматотип

98

61

Макросоматотип

24

14

Всего

162

100

Количество детей с ожирением и дефицитом массы тела в данной возрастной группе было одинаковым и составило по 7 (5 %) обследованных соответственно.

Таким образом, нами проведена оценка физического развития детей до пятилетнего возраста. В возрасте от 1 года до 3-х лет наиболее часто определялась дисгармоничность развития, которая проявилась дефицитом массы тела, что требует дальнейшего изучения вопросов здоровья, профилактики заболеваемости, обеспечения консультации их у узких специалистов и организации рационального питания детей в средней возрастной группе.

Литература:

  1. Петеркова В. А., Таранушенко Т. Е., Киселева Н. Г., Теппер Е. А., Терентьева О. А. Оценка показателей физического развития в детском возрасте // Медицинский Совет – № 7-2016. – с. 28-35
  2. https://who.int/childgrowth/standards/ru.
  3. Легонькова Т. И., Матвеева Е. В., Степина Т. Г., Войтенкова О. В., Штыкова О. Н. Оценка показателей физического и нервно-психического здоровья у детей при различных видах вскармливания // Российский вестник перинатологии и педиатрии – № 4-2013. – с. 88-93
  4. Дворкина Н. И., Дворкин Л. С., Трофимова О. С. Мониторинг физичекого развития детей с рождения и до 7 лет // Физическое воспитание детей и учащейся молодежи. – 2015. – № 4 – с. 27-31

Основные термины (генерируются автоматически): физическое развитие, физическое развитие детей, возрастная группа, дефицит массы тела, дисгармоничное развитие, грудная клетка, масса тела, разность коридоров, ребенок, сумма коридоров.

Источник

ОСОБЕННОСТИ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

В дошкольный период закладывается фундамент здоровья и полноценного физического развития. В самом общем смысле физическим развитием дошкольника называют процесс изменения естественных морфофункциональных свойств его организма в течение индивидуальной жизни. Внешними количественными показателями физического развития являются, например, изменения пространственных размеров и массы тела, качественно же физическое развитие характеризуется, прежде всего, существенным изменением функциональных возможностей организма по периодам и этапам его возрастного развития, выраженным в изменении отдельных физических качеств и общего уровня физической работоспособности.

Для детей дошкольного возраста характерны недостаточная устойчивость тела и ограниченные двигательные возможности. У них быстро развивается нервная система, растет скелет, укрепляется мышечная система, и совершенствуются движения.

Детям 3-4 лет свойственны общая статическая неустойчивость тела и ограниченные динамические возможности.

У детей этого возраста сравнительно большое развитие верхней части тела и мускулатуры плечевого пояса и мышц-сгибателей.

Дошкольники 3-4 лет обладают высокой двигательной активностью при недостаточной согласованности движений, в которых участвуют крупные группы мышц. В этом периоде отмечается повышенная утомляемость при длительном сохранении одной и той же позы и выполнении однотипных движений.

Структура легочной ткани еще не достигает полного развития; носовые ходы, трахея и бронхи сравнительно узки, что несколько затрудняет поступление воздуха в легкие; ребра незначительно наклонены, диафрагма расположена высоко, в связи с чем, амплитуда дыхательных движений невелика. Ребенок дышит поверхностно и значительно чаще, чем взрослый: у детей 3-4 лет частота дыхания – 30 в минуту, 5-6 лет – 25 в минуту; у взрослых -16-18. Неглубокое дыхание у детей ведет к сравнительно плохой вентиляции легких и к некоторому застою воздуха, а растущий организм требует повышенной доставки кислорода к тканям. Именно поэтому особенно важны физические упражнения на свежем воздухе, активизирующие процессы газообмена. Жизненная емкость легких (ЖЕЛ) у детей 3-4 лет составляет 400- 500 см, 5-6 лет -800-900 см3.

Деятельность сердечно-сосудистой системы у дошкольников хорошо приспособлена к требованиям растущего организма, а повышенная потребность тканей в снабжении кровью удовлетворяется легко. Ведь сосуды у детей шире, чем у взрослых, и кровь по ним течет свободнее. Количество крови у ребенка относительно больше, чем у взрослого, но путь, который она должна проходить по сосудам, короче, а скорость кровообращения больше. Так, например, если пульс у взрослого равен 70-74 ударам в минуту, то у дошкольников в среднем 90-100 ударам. Нервная регуляция сердца несовершенна, поэтому оно быстро возбуждается, ритмичность его сокращений легко нарушается, и сердечная мышца при физической нагрузке довольно быстро утомляется. Однако при смене деятельности сердце ребенка быстро успокаивается и восстанавливает свои силы. Вот почему во время занятий с детьми физические упражнения нужно разнообразить: чередовать подвижные игры с играми малой двигательной активности и часто давать ребенку кратковременный отдых.

Нервная система в дошкольном возрасте развита лучше, чем у детей до 3 лет. В этом периоде заканчивается созревание нервных клеток в головном мозге, который по внешнему виду и весу приближается к мозгу взрослого, но сама нервная система еще слаба. Поэтому надо учитывать легкую возбудимость дошкольников, очень осторожно относиться к ним: не давать длительных непосильных нагрузок, избегать чрезмерного утомления, так как процессы возбуждения в этом возрасте преобладают над процессами торможения.

У детей в этом возрасте процесс образования костей не завершен, несмотря на то, что кровоснабжение у них лучше, чем у взрослых. В скелете много хрящевой ткани, благодаря чему возможен дальнейший его рост; в то же время этим обусловливается мягкость и податливость костей.

Рост мышечной ткани происходит в основном за счет утолщения мышечных волокон.

Однако из-за относительной слабости костно-мышечного аппарата и быстрой утомляемости дошкольники еще не способны к длительному мышечному напряжению.

Дети младшего дошкольного возраста еще не владеют четкими движениями при ходьбе: они не могут ритмично бегать, часто теряют равновесие, падают. Многие из них плохо отталкиваются от пола или земли, бегают, опираясь на всю стопу. Они не могут поднять свое тело даже на небольшую высоту, поэтому им еще недоступны прыжки в высоту, через препятствия и прыжки на одной ноге. Дошкольники этого возраста охотно играют с мячом, однако движения их еще недостаточно согласованны, глазомер не развит: им трудно ловить мяч. Они быстро утомляются от разнообразных движений, отвлекаются.

К 4,5-5 годам движения детей становятся более координированными: они осваивают прыжки, перепрыгивание через препятствия, ловлю мяча.

У дошкольников от 5 до 7 лет становая сила увеличивается вдвое: у мальчиков она возрастает с 25 до 52 килограмм, у девочек с 20,4 до 43 килограмм. Улучшаются показатели быстроты. Время бега на 10 метров с хода сокращается у мальчиков с 2,5 до 2,0 секунд, у девочек с 2,6 до 2,2 секунд. Изменяются показатели общей выносливости. Величина дистанции, которую преодолевают мальчики возрастает с 602,3 метра до 884,3 метра, девочки с 454 метра до 715,3 метра.

У 6-летних появляется легкость, бег становится ритмичным, уменьшаются боковые раскачивания; они прыгают в высоту, длину, через препятствия, осваивают метание мяча в цель; начинает развиваться глазомер. У детей старшего дошкольного возраста по сравнению с младшим тело крепче, пропорциональнее развита мускулатура. У них постепенно доводятся до автоматизма основные движения в ходьбе и беге, улучшается согласованность движений, заметно повышается способность к ручному труду. Благодаря большей устойчивости тела ребенку становятся доступнее простейшие упражнения в равновесии, беге на ловкость. Дети становятся значительно выносливее, однако им нужно чаше менять исходные положения и разнообразить движения. Их деятельность в этом возрасте постепенно наполняется содержанием и становится более сознательной.

Можно от­метить такую закономерность: чем моложе возраст, тем более несовершенными являются двигательные навыки, слабее развиты мелкие мышцы, интенсивнее протекают все процессы физического развития. Общие возрастные показатели не остаются неизменны­ми – замечается тенденция к их росту. Современные дети в сред­нем имеют более высокий рост, лучше развиты физически и умственно, нежели их сверстники 15 – 20 лет назад. Такое явление получило в науке название «акселерация».

Но, несмотря на более быстрое развитие дошкольника, как в физическом, так и в пси­хическом отношении, его возрастные особенности сохраняются в специфике мышления, склонности к подражанию, повышенной эмоциональности и впечатлительности.

Знание возрастных особенностей физического развития детей позволяет осуществлять целостный подход к вопросу гармоничного физического развития детей, исключая форсированное или одностороннее развитие того или иного показателя.

инструктор по физической культуре

Павленко Е.А.

Источник