Дисгармоничное физическое развитие ребенка это
Сазанова Г.Ю., Донгузова Е.В., Захарова Т.В.
ГБОУ ВПО Саратовский ГМУ им. В.И. Разумовского Минздрава России, кафедра организации здравоохранения, общественного здоровья и медицинского права
В России повсеместно увеличивается частота дисгармоничного физического развития детей, неуклонно растет число детей с выраженной задержкой роста, снижаются физиометрические показатели. Задержки роста являются большой социальной проблемой. Причины низкорослости могут быть различные, как эндокринного, так и неэндокринного генеза. Выяснение причины низкорослости требует углубленного обследования ребенка. Причина задержки роста может быть установлена на этапе специализированной медицинской помощи.
Цель данного исследования – выявление преобладающего вида задержки роста,определение предрасполагающих факторов низкорослости.
Материалы и методы
Использовались аналитический, статистический методы. Было проанализировано 126 историй болезни детей в возрасте от 12 месяцев до 15 лет,находящихся на лечении в КПДБ в 2009-2010 году по поводу низкорослости. Доля госпитализированных детей с низкорослостью составила за 2009-2010 г. 7,6 % от всех детей, госпитализированных в клинику пропедевтики детских болезней. Среди них 69% мальчиков и 31% девочек.
Результаты
Почти половина всех случаев задержки роста (46%)выявлялась в пубертатном возрасте. В сельской местности задержка роста встречалась чаще (58%). Основная доля детей с данной патологией (80%) воспитываются в семьях,родители которых имеют среднее или среднее специальное образование.
Основными причинами низкорослости у детей,проживающих как в городской, так и в сельской местности, являются конституциональная задержка роста и семейная низкорослость.В городе конституциональная задержка роста составила 57%,семейная низкорослость – 29%; в сельской местности – 68% и 23% соответственно.
По степени задержки роста умеренно выраженная задержка роста была выявлена в 57% случаев, выраженная задержка роста – в 28% случаев; различные формы нанизма выявлены у 15% детей.
У детей с различными формами нанизма недостаточность соматотропного гормона и премордиальный нанизм были диагностирована в 80% случаев, синдром Шерешевского-Тернера – в 20%. Этим детям была назначена заместительная терапия.
У детей, с умеренно выраженной задержкой роста установлены конституциональная задержка роста (71%), семейная низкорослость (18%) и соматогенные задержки роста(11%).
Выводы:
- В основном, задержка роста отмечается у мальчиков.
- Отмечается поздняя диагностика низкорослости у детей (в возрасте 11-15 лет), что свидетельствует онедостаточной выявляемости педиатрами причин задержки роста на ранних этапах развития ребенка.
- Более половины низкорослых детей (58%) родились или проживают в сельской местности. У этих детей выше доля конституциональной задержки роста и примордиального нанизма.
- В 80 % случаев низкий рост имеют дети, родители которых имеют только среднее образование.
- Различные формы нанизма верифицированы у 15% обследованных, им была назначена заместительная терапия.
Ключевые слова
физическое развитие, дети
Источник
Дорогие родители! Любящим оком следите не только за тем, сыт или голоден ваш ребенок, сколько пятерок или двоек он принес из школы за неделю. Есть еще немало вещей, достойных вашего пристального и постоянного внимания: гармонично или нет развивается маленький человек, соответствует ли росту его вес, с отставанием или опережением происходит его развитие, не нарушена ли осанка, не угрожает ли ему плоскостопие… Физическое благополучие или неблагополучие, успехи, самочувствие – все взаимосвязано и обусловлено в жизни человека. И как важно вовремя прийти ему на помощь! Читайте об этом нашу публикацию
Отставание и опережение
Физическое развитие – важнейший показатель правильности протекания процессов «телесного» (от лат. рhysical – «телесный») роста и развития. Если они не нарушены – это уже первый залог здоровья, хотя, конечно, наличие заболеваний вовсе не исключено. Но если рост и развитие ребенка значительно отличаются от нормальных – это первый сигнал: гормональная система, управляющая, по существу, всеми другими системами организма, работает неправильно.
Любые проявления существенных отклонений от нормы в физическом развитии свидетельствуют о неблагополучии в состоянии здоровья индивидуума. Следует отметить, что только в случае существенного отклонения от стандартов можно говорить о нарушениях в темпах роста и физического развития. В этом смысле в равной степени должны беспокоить как низкий, так и высокий уровень физического развития, хотя причины, их вызывающие, обычно существенно разнятся.
Однако ничего криминального нет в том, что ребенок по росту отличается от сверстников: он имеет полное право быть как «мельче», так и крупнее. Ведь, став взрослым, он может оказаться двухметровым богатырем или миниатюрным «ладным и складным»: такие особенности заложены в его наследственном аппарате и проявляются уже в раннем детстве. Методами близнецового анализа показано, что физическое развитие и телосложение примерно на 70% определяется наследственностью, и лишь на 30% – факторами внешней среды, в которой протекают рост и развитие.
Статья опубликована при поддержке кислородного бара “O2 drink” в Москве. Аренда и продажа кислородного оборудования, кислородных коктейлей. Кислородные концентраторы, коктейлеры, миксеры, кислородные баллоны, оксиштоки, пенообразователи от лучших производителей. Гарантия качества, доступные цены и скидки. Посмотреть каталог товаров, цены, условия аренды и контакты Вы сможете тут.
Страшно другое – если его рост и вес не соответствуют друг другу, когда при малом или даже среднем для этого возраста росте вес чрезмерно велик и превышает норму для роста на 20 и более процентов. Здесь, увы, нужно срочно обращаться к врачу-эндокринологу, и чем раньше, тем больше шансов поправить дело. Порой бывает, что при высоком росте вес явно недостаточен, не соответствует росту на 15-20%, и это тоже требует врачебной консультации, потому что может быть связано с нарушениями в работе гормональной или других систем. Словом, в обоих случаях несоответствие роста и веса ребенка (или взрослого, если проявляется в зрелом возрасте) указывает на какую-то дисгармонию в организме. На профессиональном языке физиологов и врачей-гигиенистов физическое развитие так и оценивают: гармоничное (когда соответствие роста и веса находится в границах нормы) или резко дисгармоничное, если один из этих признаков нарушает гармонию красивого тела. Кстати, красивым во все времена считалось тело, развитое гармонично, – от древних эллинов до наших дней, включая средние века и современные перегибы (фотомодели, куклы Барби).
Низкий уровень физического развития может быть следствием недостаточности питания или каких-то его компонентов (витаминов, незаменимых аминокислот, микроэлементов и т.п.), чрезмерной физической нагрузки, а также ряда хронических заболеваний. Если к этому нет генетической предрасположенности, низкий уровень физического развития служит основанием для детального медицинского обследования ребенка с целью выяснения анамнеза и выявления возможных хронических патологий. В первую очередь обращают внимание на состояние эндокринного аппарата, сердца и сосудов, почек и печени.
Высокий уровень физического развития, если он не сопряжен с избыточной массой тела и не имеет генетических корней, требует пристального внимания в первую очередь к состоянию эндокринных органов. Чаще всего, однако, высокий уровень физического развития сочетается с ожирением, что также свидетельствует о нарушениях эндокринной сферы и является показанием для детального диспансерного обследования ребенка.
Как отставание, так и опережение в темпах физического развития могут быть также следствием отклонений в функциях центральной нервной системы.
Ребенок имеет полное право быть как «мельче», так и крупнее своих сверстников, ведь, став взрослым, он может оказаться двухметровым богатырем или миниатюрным «ладным и складным»
Дисгармоничность
Под дисгармоничностью физического развития обычно понимают резкое несоответствие массы тела его длине, а также обхватных размеров – продольным. Кроме того, дисгармоничным можно считать проявление женских черт строения тела (большой объем бедер и таза при узкой грудной клетке) у мальчиков и мужских (узкий таз в сочетании с широкими плечами, избыточные мускулы) – у девочек.
Дисгармоничность может возникнуть в результате некоторых видов тренировки, особенно при ранней спортивной специализации. Так, нередки случаи проявления дисгармоничного физического развития у девочек, занимающихся спортивной гимнастикой с 5-7-летнего возраста. Подобные формы дисгармоничности могут оказывать отрицательное влияние на динамику процессов роста и развития и сказываться в дальнейшем в течение всей жизни, даже если причины, их вызвавшие, уже давно устранены. Развитию дисгармоничности могут способствовать и травмы, полученные в детском возрасте, особенно если повреждены те или иные отделы позвоночника. Нередко при этом страдают и нервные центры спинного мозга, а также проводящие пути, иннервирующие скелетные мышцы и кости туловища и конечностей.
Чаще всего дисгармоничность является либо результатом перенесенных в раннем возрасте болезней, связанных с нарушением роста и развития опорно-двигательного аппарата (например, рахит), либо проявлением отклонений в деятельности желез внутренней секреции, но не указывает однозначно на истоки процесса. У таких детей обычно невозможно определить конституциональную принадлежность, так как морфологические и функциональные свойства не согласованы между собой. Дисгармоничность в подобных случаях является признаком повышенного риска широкого круга заболеваний – от инфекционных до раковых, причем прогноз течения многих заболеваний в этом случае неблагоприятный.
При выявлении детей с признаками дисгармоничности физического развития требуется повышенное внимание к анамнезу, условиям жизни, объему учебной и физической нагрузки и т.п.
Плоскостопие
Наиболее распространенным видом дисгармоничности физического развития является уплощенная стопа, или плоскостопие. Свод стопы, приспособленный для реализации прямохождения, – специфическая особенность человека, отличающая его от всех других приматов. Развитый свод стопы определяет силу отталкивания от поверхности при ходьбе и беге и создает оптимальные условия для деятельности мышц ног, что обеспечивает высокую выносливость. Недостаток или неправильная организация двигательной активности в раннем возрасте, а также избыточная масса тела нередко приводят к уплощению стопы и как следствие – к повышенной утомляемости при стоянии, ходьбе и беге. В ряде случаев развившееся плоскостопие может препятствовать осуществлению некоторых видов деятельности.
Сильно выраженное, оно может негативно сказываться на динамике процессов созревания механизмов моторного контроля. В частности, может тормозить развитие координации движений, ограничивая тем самым двигательные возможности ребенка.
Для выявления плоскостопия используется метод плантографии – получения оттиска следа подошвы ноги на бумаге с помощью красящего вещества.
Лечение плоскостопия обычно осуществляют с помощью специальных супинаторов – обувных прокладок, дозирующих нагрузку на разные участки подошвы ноги. Для профилактики плоскостопия наиболее эффективны специальные физические упражнения, укрепляющие мышцы свода стопы, а также массаж. При этом следует иметь в виду, что подошва ноги является одной из самых мощных рефлексогенных зон организма и ее раздражение обладает сильным стимулирующим действием, затрагивающим многие органы и системы, особенно иннервируемые средним и нижним отделами спинного мозга. Массаж подошвенных рефлексогенных зон ведет к активации тонической мускулатуры, что имеет первостепенное значение для формирования осанки.
Нарушенная осанка
Нарушения осанки, как правило, связаны с искривлением позвоночника в том или ином его отделе. Причины возникновения нарушений осанки чаще всего кроются в неправильном подборе мебели для детей, что заставляет их принимать неадекватную позу. В результате происходят неравномерное развитие мышечного каркаса позвоночника и его искривление в боковом направлении. Больше других страдают дети астенического и торакального телосложения, у которых неправильная осанка уже в первом классе школы наблюдается чуть ли не в 100% случаев.
Наиболее эффективным средством профилактики нарушений осанки остаются физические упражнения, развивающие тонические мышцы спины и шеи. При хорошо развитом мышечном каркасе осанка сохраняется даже при использовании неудобной мебели.
В возрасте до 5-6 лет есть возможность исправить осанку путем традиционных физических упражнений. В старшем возрасте, когда особенно часто начинают проявляться признаки нарушения осанки из-за повышения объемов статических нагрузок, связанных с длительным неподвижным сидением за партой, компьютером, у телевизора, необходимо применение специальных упражнений, формирующих мышечный каркас. Эффект могут дать также массаж и электростимуляция некоторых мышц. В тяжелых случаях бывает необходимо хирургическое вмешательство.
Валентина Зайцева
Источник
Одним из показательных симптомов развития, происходящим в дисгармоническом русле, является психопатология. Она представляет собой аномалии развития психики. В основе заложен дизонтогенез эмоционально-волевой сферы.
Что такое дисгармония в психическом развитии?
Дисгармоническое развитие – это отклонение в формировании личности, которому свойственно возникновение разного рода психопатий. Длительное негативное воздействие травмирующих факторов на незрелую психику ребенка приводит к тому, что его эмоционально-волевая сфера перестраивается необратимым образом. Вместе с этим меняется и личность ребенка. Заложенные биологически предпосылки в виде темперамента (который, как известно, предопределяет силу, уравновешенность и подвижность процессов в психике человека) формируют основу психопатологии.
Причины
Что запускает процесс дисгармонического развития? В детском возрасте главным социальным фактором является обучение и воспитание. Ввиду уровня развития эмоциональной сферы и личности ребенка, а также повышенной внушаемости, неблагоприятные условия внешней среды приводят к стойким изменениям в структуре личности. Однако здесь следует помнить о взаимодействии факторов внутренней и внешней среды. В качестве биологического фактора, который предрасполагает к патологическому формированию личности под внешним воздействием, рассматривается церебральная недостаточность в ее остаточной фазе, акцентуация характера, а также нарушения в период пубертата.
Причинами дисгармонического развития могут быть также наследственные заболевания, хромосомные нарушения, недостаток питания матери во время беременности, инфекции и отравления в младенческом возрасте.
Механизмы формирования
Патохарактерологическое развитие запускается следующим образом:
- Посредством закрепления патологических реакций отказа, имитации, гиперкомпенсации в ответ на психотравму. Впоследствии подобные реакции приобретают устойчивые формы и становятся свойствами личности.
- Непосредственное подкрепление негативными воздействиями определенных патологических черт, которые уже есть у ребенка (чрезмерная нервная возбудимость, истеричность и другие). При воздействии неблагоприятных социальных условий они переходят в психопатическое развитие, оказывая влияние на формирование характера ребенка и подростка.
Протестные реакции
В основе протестных реакций в действительности лежит комплекс тех переживаний, которые особенно значимы для ребенка. Это может быть обида или перенесенное унижение. Реакции могут носить активный или пассивный характер. Протест проявляется непослушанием, грубостью, двигательным возбуждением. Могут наступать состояния сужения сознания. При пассивном протесте наблюдаются уходы из дома, рвота, энурез, попытки суицида. Ребенок становится капризным, он постоянно проявляет недовольство по отношению к окружающим, которые спровоцировали реакцию протеста.
Особенности пассивного протеста
Пассивный протест может носить демонстративный характер, когда ребенок или подросток пытается привлечь к себе внимание взрослых. Он представляет себе, как родители его разыскивают, обвиняют себя в том, что так плохо к нему относились. Если же целью побега является не попытка привлечь к себе внимание, а стремление уйти из психотравмирующей ситуации или от наказания старшего, в психопатологии такой побег называется импунитивным. Такого рода побег может превратиться в поведенческий стереотип.
Реакции эмансипации
Еще одно проявление дисгармонического развития. Эмансипация представляет собой также проявление побега. В таких случаях основная мотивация ребенка заключается в стремлении отделиться от родителей. При меньшей выраженности стремления самоутвердиться, реакции эмансипации могут выражаться и в активном несогласии с советами старших.
Реакция группирования
У подростков мужского пола данный симптом нередко выражается в образованиях группировок. Подростки формируют спонтанные «стаи», в которых устанавливаются определенные правила общения. Реакция группирования может иметь тесную связь с имитацией: подросток имитирует поведение лидеров группы. У него формируются вредные привычки (употребление алкоголя, наркотиков). Наблюдается делинквентное поведение (нарушение общественных и морально-поведенческих норм, которое не доходит до преступления действующего законодательства). Чаще всего имеет под собой поведенческую основу, однако в некоторых случаях могут носить и патологический характер.
Ребенок или подросток, переживая острое чувство неполноценности, пытается скомпенсировать это ощущение. В процессе гиперкомпенсации защитная форма начинает приобретать все более гипертрофированный характер. У ребенка наблюдаются компенсаторные игры, он погрязает в фантазиях, что также способствует быстрому формированию патологических личностных черт.
Варианты патологий: влияние на личность
В процессе анализа выделяют четыре главных варианта искаженного и дисгармонического развития:
- Развитие по аффективно-возбудимому типу. Данный вид обуславливается неблагоприятной социальной средой, где ребенок постоянно наблюдает алкоголизм родителей, агрессивность домочадцев по отношению друг к другу. В подобных условиях у ребенка постепенно развиваются черты аффективной взрывчатости, навязчивая склонность к разрядке эмоционального возбуждения, гнева. Формируется повышенная готовность к конфликтам. Данные черты изначально формируются как имитация подобного поведения у старших членов семьи, либо в качестве закрепления протестной реакции. Изменение личности характеризуется сдвигом аффекта в сторону угрюмости, злобности.
- Истероидный вариант. Чаще всего наблюдается у девочек. Возникает в тех семьях, где ребенок воспитывается в условиях гиперпопечительства, растет в изнеженной обстановке, его внешность и таланты оцениваются непомерно высоко. Но данный вариант в качестве реакции протеста также может возникать и в тех семьях, которые страдают от длительного конфликта. У ребенка, дисгармоническое развитие личности которого происходит по истероидному типу, не развивается чувство ответственности, умения преодолевать трудности и препятствия. Незрелость эмоционально-волевой сферы проявляется в виде повышенной импульсивности, а также внушаемости. Данный тип развития личности по своей сути представляет собой один из вариантов психического инфантилизма – одного из компонентов ЗПР (задержки психического развития).
- Тормозимый вариант. Чаще всего возникает в особых условиях гиперопеки, где авторитарность направлена на подавление самостоятельности. Ребенок становится робким, обидчивым. Вырастает в пассивного и неуверенного взрослого. К данному варианту близко формирование невротической личности, которое имеет место в тех случаях, когда длительная психотравмирующая обстановка в семье приводит к развитию у ребенка невроза и таких черт, как боязливость, ипохондричность, высокая тревожность. Невротическое развитие быстро возникает у физически слабых детей, а также при неблагоприятных условиях окружающей среды.
- Патологическое протекание периода пубертата. Негативное влияние на личность оказывает и его задержка, и ускорение. Данные аномалии обуславливаются и внешними факторами, и особенностями ЦНС. При наличии неблагоприятной окружающей среды акцентуации характера и патологические черты становятся предпосылками для патологического формирования личности. В ней будут присутствовать черты повышенной эмоциональной возбудимости, расторможенности, а также асоциального поведения.
Характеристика дисгармонического развития сложна, что связано с многообразием вариантов, нечеткостью их границ. В этом заключается одна из главных трудностей дифференциальной диагностики. Однако чистые варианты патологий встречаются гораздо реже, чем смешанные.
Источник