Дисгармоничная семья и ее влияние на развитие ребенка

В статье рассматриваются проблемы родительского воспитания и его влияние на психологическое состояние ребёнка. Выявлены и описаны факторы, влияющие на неблагополучие семей.
Ключевые слова: семья, алкоголизм, воспитание, неблагополучной семья, психологические особенности, детско-родительские проблемы, благополучная семья, семейная система.
Семья в жизни ребенка самый первый и главный социальный институт. Мы привыкли слышать, что семья, это там, где тепло, царит взаимопонимание и взаимоуважение. То место, куда тебе хочется приходить и возвращаться. Однако, если присмотреться, оказывается, что это не совсем так. Нет совершенных семей. Это розовая пелена, которую придумали люди, чтобы рекламировать вкусный йогурт, где в семье всегда все улыбаются и кушают на завтрак полезную еду.
Семья больше похожа на драматический театр со своим началом, кульминацией и развязкой. Не во всех семьях каждый день на арену выходят споры, обвинения и угрозы. Вследствие ухудшения социально-экономического фактора страны и неуверенности в следующем дне, зачастую родители на первый план ставят не воспитание своего чада, а увеличение материального состояния своей семьи, что неблагоприятно сказывается на становление личности ребенка.
Также из-за увеличения числа разводов более одной четвертой части ребятишек остаются без попечения одного из родителей. Растет число исков о лишение родительских прав и на учет к полиции встают родители, которые оказывают отрицательное влияние на своих детей.
Дети попадают в категории «группа риска», т. е. дети из неблагополучной семьи. Что происходит с ребенком, если он оказывается в неблагополучной семье. А что такое неблагополучная семья и как она влияет на развитие ребенка и его будущее? Односложного ответа не существует. Ведь в нашем мире все относительно.
Благополучие и неблагополучие каждый рассматривает со своей точки зрения. И дети все разные, одни более выносливы, а другие очень ранимы и каждый повышенный голос со стороны взрослых для них воспринимается болезненно.
Если говорить о ребенке из неблагополучной семьи, это не значит, что мы ставим равно к антисоциальной или асоциальной семье. Нас окружают многие семьи, которые являются неблагополучными, но на первый взгляд о них так сказать нельзя. Естественно, что семья, в которой родители злоупотребляют алкоголем или присутствуют признаки насилия в отношение к ребенку, попадает в категорию «группы риска». Однако неблагополучие может возникнуть лишь в соотношении с конкретным ребёнком. Так что только система отношений между родителями и ребенком можно рассматривать, как благополучие или неблагополучие.
Бывают семьи неполные и полные. С одной стороны, сразу возникает вопрос, почему полная семья может быть неблагополучной. В полной семье, возможно, противоречивое воспитание или воспитание, где подавляют ребёнка. Иногда неполная более полезна для ребёнка, чем неполноценная (отец пьёт и каждый день терроризирует свою семью, однажды он решает уйти, и семья в дальнейшем живёт в мире и согласии).
Однако не всегда семьи неблагополучные, если родители выпивают. Также бывают семьи, которые на первый взгляд выглядят, как благополучная семья, а внутренне родители забывают о воспитании детей, и все свое внимание направляют на материальные ценности. Таким детям не хватает внимания и заботы со стороны родителей. Особенно дурно влияет такое поведение со стороны матери для ребёнка с самых ранних лет.
Недостатки воспитания и есть самый главный показатель неблагополучной семьи. Хозяйственно-бытовой фактор и престижные вещи не показатель семейного благополучия или неблагополучия-только отношение к ребёнку.
Неблагополучие в семье ведёт к нарушению у ребёнка психического развития. Это не значит, что ребёнок поглупеет или будут иные нарушения интеллекта, а произойдёт дисгармония в становлении эмоциональной сферы, т.е повлияет на будущий характер. В дальнейшем влияет на взаимоотношения человека с другими людьми.
Самый главный фактор, который разрушает не только семью, но и душевное равновесие самого ребёнка, это пьянство одного из родителей или обоих. Данный фактор может оказать неблагоприятное явление не только в момент воспитания и взросления ребёнка, но и во время зачатия плода.
Психологические особенности детей, у которых в семье присутствует пьянство, выглядит так. Ребёнок скрывает информацию о родителях, так как знает, что люди осуждают такое поведение и винят таких родителей, что они не справляются со своими обязанностями. Привычка скрывать, обманывать, уходить от ответа и не договаривать остаётся с ребёнком пожизненно. В будущем ребёнок становится подозрительным и злобным. В будущем ребёнку сложно открыто общаться с окружающими. Такие дети больше склоны к ревности, не доверию и зависти. Чем больше в семье было скрытности, тем больше это побуждало к появлению у ребёнка запутанности и одиночества.
В таких семьях часто не выполняют своих обещаний родители. Это угнетает ребёнка. Так как все всё держат в секрете, это провоцирует не делиться своими эмоциональным переживаниями с родителями. И будучи уже взрослым человеком продолжают повторять свои привычки не доверять никому, появляются проблемы в интимных отношениях.
Зачастую детям приходиться становится взрослыми, несмотря на то что сами они ещё дети. Они чувствуют себя обделенными заботой и вниманием со стороны родителей. Им приходиться играть роль «родителя» для своих собственных. Выслушивать, одобрять и делать их жизнь более комфортной.
В дальнейшем у них появляется чувство, что они что-то упустили и им что-то не досталось, что они заслужили. Всю жизнь они продолжают бороться за то, чтобы вернуть ту долю внимания, которой они были лишены в детстве. Часто такие люди не умеют наслаждаться жизнью.
В алкогольной семье ребёнок часто слышит, что папа должен работать и приносить в дом деньги. Так ребёнок может начать деньги путать с любовью и вниманием. И когда друзьям будет требоваться помощь или внимание, такие дети могут отделаться от них подарками.
Эмоциональным потребностям детей в алкогольных семьях тоже не уделяется должного внимания. И дети не понимают, как сочувствовать другим людям. Они не знают элементарных обязанностей родителей, что в будущем сказывается негативно на их собственной семье.
Если, ребёнок «девочка» в такой семье, и мама страдает от алкоголя, то ребёнку все чаще приходится заменять её роль в выполнении хозяйственно-бытовых дел, в заботе о младших, также однажды может случится, что она заменить роль жены в глазах своего отца.
Дети из неблагополучной семьи, очень рано стали самостоятельными и им требуется помощь. Главная задача стоит в том, чтобы сформировать у них верное представление о жизни. Но к данной проблеме нужно подходить дифференцировано, по возрасту. До подросткового возраста ещё можно повлиять на сознание ребёнка, а вот более старшим практически невозможно.
Но, попав в благополучный социальный круг, им нужно следовать правилам данной группы, и зачастую «отпетые мошенники» забывают постепенно свои «привычки».
Таким детям нужно помогать в выборе профессии, жильём и обустройством дальнейшей жизни. И если их оставить в одиночестве, то безусловно ждёт их тяжёлое будущее. Слишком многое потеряно в детстве, и им труднее вдвойне.
Литература:
- Ефремова О. И., Кобышева Л. И. Педагогическая психология. — М.-Берлин: Директ-Медиа, 2017. — 171 с.
- Ефремова О. И., Кобышева Л. И. Психология развития. — М.-Берлин: Директ-Медиа, 2018. — 193 с.
- Кобышева Л. И. Психолого-педагогические особенности психокоррекционной работы с детьми и подростками [Электронный ресурс] // Интернет-журнал «Мир науки» 2016, Том 4, номер 4 https://mir-nauki.com/PDF/43PSMN416.pdf. Дата доступа: 20.05.2018.
- Проектная деятельность в библиотечном формате: как правильно писать заявки на гранты: метод. рекомендации [Электронный ресурс] / Новосиб. гос. обл. науч. б-ка; сост. И. М. Хвостенко; отв. за выпуск С. А. Тарасова. — Новосибирск: Изд-во НГОНБ, 2016. — 62 с. — Режим доступа: https://www.ngonb.ru/activities/librarianship/izdaniya-i-publikatsii-nauchno-metodicheskogo-otdela/2014/
- Скуднова Т. Д., Кобышева Л. И.,Шалова С. Ю. Психолого-педагогическая антропология: учебное пособие для вузов. — Москва; Берлин: Директ-Медиа, 2018. — 356 с.
- Буянов М. И. «Ребенок из неблагополучной семьи: записки детского психолога».- Москва: Просвещение, 2018. — 167 с.
- Беличева С. А. «Основы превентивной психологии».- М.: Социальное здоровье России, 2017.-224 с.
- Бим-Бад Б. М. «Природа ребенка в зеркале автобиографии».- М.: УРАО, 2017.-431 с.
- Короленко Ц. П., Донских Т. А. «Семь путей к катастрофе».- Новосибирск, 2019. — 97 с.
- Эйдемиллер Э. Г., Юстицкий В. В. «Психология и психотерапия семьи». -СПб., 2018. — 652 с.
Основные термины (генерируются автоматически): семья, неблагополучная семья, ребенок, родитель, благополучная семья, будущее, внимание, полная семья, сторона родителей.
Источник
«Проблема дисгармоничных отношений в семье» (как результат работы по проекту «Здоровая семья-здоровые дети»)
Автор: Косарева Ирина Михайловна, воспитатель МБДОУ «Детский сад №18» г.о. Самара
Традиционно главным институтом социализации является семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института социализации обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность.
Семья – сложнейшее социальное явление. С точки зрения государства она является социально-экономической ячейкой, из которой в конечном счете состоит общество. В этой роли семья выполняет целый ряд объективно необходимых для нее самой и общества функций – биологических, экономических, хозяйственно-бытовых, социально-психологических.
С точки зрения социальной психологии семья является формализованной малой социальной группой с высочайшим коэффициентом контактности и особо высокой эмоциональной вовлеченностью своих членов. Как и любая социальная группа, семья имеет своих лидеров и ведомых, официальную и неофициальную деловую структуру, развернутую систему отношений.
Рассмотрим понятие «отношение». В педагогической энциклопедии данное понятие толкуется как «взаимная связь различных величин, предметов, явлений, действий; мысленное сопоставление различных объектов или сторон данного объекта»; отношение как философская категория выражает «характер расположения элементов определённой системы и их взаимозависимости; эмоционально-волевую установку личности на что-либо, т. е. выражение её позиции; мысленное сопоставление различных объектов или сторон данного объекта».
По мнению ряда авторов (А.А.Бодалев, В.Н.Мясищев и др.), отношения – это более или менее устойчивые для данной личности тенденции характерным образом отражать действительность, эмоционально на нее откликаться и также характерно себя в этой действительности вести. Следовательно, положительное эмоциональное отношение к окружающим включает адекватное отражение в сознании индивида людей и ситуаций, возникающих в процессе общения, а также умение и желание реагировать на них в соответствии с общепринятыми нормами и правилами поведения. Таким образом, в отношениях представлены познавательная, эмоционально–волевая сферы личности, ее социальные установки, а также ее поведение. Отношения человека в развитом виде выступают как целостная система индивидуальных, избирательных, сознательных связей личности с различными сторонами объективной действительности: с явлениями природы и миром вещей; с людьми и общественными явлениями; личности с самой собой как субъектом деятельности. Система отношений определяется всей историей развития человека, она выражает его личный опыт и внутренне определяет его действия, переживания.
Важнейшими видами отношений В.Н.Мясищев считал потребности, мотивы, эмоциональные отношения (привязанность, неприязнь, любовь, вражда, симпатия, антипатия), интересы, оценки, убеждения, а доминирующим отношением, подчиняющим себе другие и определяющим жизненный путь человека, – направленность. Высшая степень развития личности и ее отношений определяется уровнем сознательного отношения к окружающему и самосознанием как сознательным отношением к самому себе.
Психологические отношения представляют собой целостную систему индивидуальных, избирательных, сознательных связей личности сразличными сторонами объективной действительности, т.е. психологические отношения вотличие от психических обладают еще и свойством сознательности. Они существеннее отражают индивидуальность человека в силу их большей произвольности. Психологические отношения являются целостной формой таких важных образований личности, как потребности, чувства, интересы, убеждения, оценка, а также воля, внимание, мотив. Потребностям в такой структуре отводится роль «основного отношения». Важную роль он отводил «оценочным отношениям», которые по его мнению формируются на основе этических, эстетических, правовых и других общественных критериев оценки поступков, поведения и жизнедеятельности людей.
Оценка – форма проявления отношения, его сознательная объективация. В оценках себя и других людей, по мнению В.Н.Мясищева, проявляются прежде всего отношения самоуважения и уважения других, которые трансформируются во взаимоотношения авторитетности или авторитарности, руководства или подчинения, отзывчивости и невнимательности и т.д. Как отмечает автор, оценочные отношения в этом процессе выполняют функцию преобразования психологических отношений в социально-психологические.
Итак, отношение – это позиция личности ко всему окружающему и к самой себе; это психологические процессы, связанные со сосредоточением внимания, с интересами, чувствами, выражающими отношение человека, его позицию.
А. Е. Личко определяет гармоничную семью как семью, характеризующуюся теплой эмоциональной привязанностью, отсутствием конкуренции и противостояния, эффективным выполнением ролевых обязанностей и демократическим управлением без узурпации власти. К дисгармоничным автор относит семьи, в которых в силу нарушения различных аспектов функционирования семьи систематически не удовлетворяются базовые потребности членов семьи и не реализуются основные задачи семьи, специфические для каждой стадии жизненного цикла.
Известны различные подходы к классификации дисфункциональных семей.
А.А. Бодалев и В.В.Столин говорят о таких вариантах, представляющих собой последовательность нарастания дисфункциональности семьи на пути к распаду, как собственно негармоничная семья, деструктогенная семья, распадающаяся и распавшаяся семья. Еще одним особым вариантом дисгармоничной семьи является ригидная псевдосолидная семья.
Характеристиками собственно негармоничной семьи являются «семейный перекос» как доминирование в семье отношений власти подчинения, существование эмоциональной зависимости несимметричности эмоциональных отношений; игнорирование одним из членов семьи своих обязанностей и функций, связанных с семейной ролью, в ущерб интересам других членов семьи; отсутствие сотрудничества, партнерства, взаимопомощи.
Отличительной особенностью негармоничной семьи является фактическое неравноправие, отношения принуждения: одни (один) члены семьи как бы «эксплуатируют» возможности других, ограничивая возможности их личностного роста. Предназначение» деструктогенной семьи – порождение семейных проблем и конфликтов. Характеристики такой семьи включают неравномерность и не взаимность эмоциональных привязанностей; чрезмерную автономию и независимость членов семьи и отсутствие сотрудничества и взаимопомощи в решении проблем.
Ригидная псевдосолидарная семья сохраняет внешнее благополучие, сплоченность и видимость успешного выполнения функций семьи: достаток в семье, налаженный быт, забота о детях. Однако за внешней благостной картиной семейного благополучия обнаруживается отсутствие или дефицит сущностных характеристик семьи: отсутствие эмоциональной теплоты, поддержки, эмпатии; отсутствие демократического управления – отношения власти строятся по жесткому типу доминирование/подчинение; высокая степень ригидности семьи в регламентации норм и правил поведения членов семьи, включая строгие санкции за их невыполнение. Отношения в семье строятся не на основе любви и привязанности, а на основе зависимости и подчинения. Ригидная псевдосолидарная семья может сохранять стабильность достаточно долго, поскольку члены этой семьи, в силу неудовлетворенности потребности в любви и эмоциональном взаимопонимании, испытывают постоянную высокую тревожность, что вынуждает их подчиняться властному давлению главы семьи, взамен на приобретение определенной стабильности и чувства безопасности.
На основании характера эмоциональных связей, степени гибкости и пластичности управления семьей, а также характера взаимодействия семейных подсистем Е.Г.Силяева выделяет следующие типы дисфункциональных структур семьи:
– несбалансированная семья, характеризующаяся разобщенностью либо чрезмерной эмоциональной связанностью, ригидностью или хаотичностью;
– коалиционная семья, т. е. семья в которой в рамках подсистем или в отношениях подсистем возникают коалиции, находящиеся в конфронтации, противостоянии, антагонизме в отношениях друг с другом, нарушая баланс и функционирование семьи в целом. Видами коалиций могут быть межпоколенная коалиция (коалиции образуются в результате объединения членов семьи, принадлежащих к разным поколениям) и скрытая коалиция. Примерами межпоколенной коалиции могут быть противостояния внутрисемейных групп по типу «родитель и ребенок против второго родителя», «прародитель и ребенок против родителей», «родитель и прародитель против второго родителя» (известные противостояния тещи и жены против мужа и свекрови, и мужа против жены) и т. д. В отличии от открытых, скрытые коалиции внешне солидарны, однако реальные отношения строятся по принципу скрытой враждебности и противостояния. Для скрытых коалиций типична коммуникационная проблема и нарушения межличностного общения. Здесь четко выделяются два плана общения: внешний, соответствующий социальным ожиданиям, и подтекст, раскрывающий подлинный характер взаимоотношений членов семьи;
– коалиционная семья, основой стабилизации которой является приписывание патологической роли одному из членов семьи, получившему в семейной психотерапии название «идентифицированного пациента», носителя дисфункции семьи. Коалиция выполняет в такой семье важную функцию сплочения и сохранения целостности семьи;
– дисгармоничная семья с аутсайдерами, чей социометрический статус крайне низок;
– семья с «перевернутой иерархией», характеризующаяся инверсией ролей в семье. Например, за ребенком закрепляется статус родителя.
А.Спиваковская выделяет следующие семейные факторы дисгармонии семьи:
1. Дестабилизация функционирования семьи:
– неприятности детей, разные подходы к воспитанию;
– хозяйственно-бытовые проблемы;
– нарушение эмоциональной функции семьи;
– отсутствие духовного общения;
– наличие в семье асоциальных личностей и отношений;
– сексуально-эротическая неудовлетворенность;
– отсутствие эмоциональной поддержки, признания.
2. Особенности семейной структуры (неравномерность распределения обязанностей между членами семьи).
3. Динамические особенности семьи (длительность брака).
4. Специфика отношений в семье:
– неудовлетворенная потребность в коммуникации, творчестве, стабильности, необходимости проявления индивидуальности;
– нарушение психологического здоровья семьи (отсутствие совместных семейных ценностей, непринятие ценностей супругов, отсутствие ролевой согласованности и адекватности супругов, отсутствие эмпатии);
– наличие определенного типа и стиля семейных отношений (попустительский или авторитарный);
– направленность деятельности членов семьи «на себя»;
– преобладание антагонизма в отношениях;
– наличие отношений по принуждению, отношений на основе нечестного контракта и отношений, основанных на ритуальном исполнении социально-нормативных установок.
5. Нарушение родительских отношений (неприятие семей супругов).
На фоне определения типов дисгармоничных семей особое значение приобретает вопрос о том, каким требованиям должна отвечать гармоничная семья. Всестороннее описание гармоничной семьи представлено в работе Т.А.Куликовой. Модель эффективной гармоничной семьи включает следующие базовые элементы, соответствующие ключевым аспектам функционирования семейной системы:
– разделенное членами семьи семейное самосознание, основанное на близких эмоционально позитивных отношениях заботы и взаимопомощи («Мы – одна семья», а не «Я в семье»). Характер семейного самосознания определяет то, как личность строит свои отношения с другими членами семьи;
– уважение автономии и индивидуальных различий, учет интересов и потребностей, обеспечивающих успешное развитие и самочувствие членов семьи, включая все поколения от самых молодых до старых;
– взаимоуважение, поддержка, равное распределение прав и обязанностей супругами;
– эффективное авторитетное родительство обеспечивающее защиту и безопасность ребенка, процесс его воспитания и социализации на основе уважения и принятия прав ребенка. Оказание необходимой защиты и поддержки другим уязвимым членам семьи;
– наличие адекватных ресурсов, обеспечивающих экономическую безопасность и психологическую и социальную поддержку семьи в контексте расширенной (прародительской) семьи; социальной группы (друзья, знакомые, коллеги); системы социальных институтов (общество в целом). Поскольку семья испытывает нужду в поддержке извне, особенно в переходные кризисные периоды своего развития и в период ненормативных кризисов, очень важное значение для жизнестойкости и толерантности семьи приобретает социальная политика государства;
– организационная стабильность, характеризующаяся ясностью, последовательностью и предсказуемостью моделей поведения и взаимодействия в рамках семьи;
– адаптивность как гибкость и готовность к изменениям в соответствии с внешними требованиями и внутренними запросами; адаптивность к нормативным и ненормативным кризисам жизненного цикла семьи; адаптивность в направлении готовности справляться со стрессами и высокой эмоциональной напряженностью в семье эффективной реализации психотерапевтической функции семьи;
– открытость коммуникации, характеризующаяся четкостью и ясностью правил коммуникации и ролевых ожиданий (о посредующие процесс коммуникации образы должны быть достаточно ясными).
Итак, современная семья является важнейшей социальной средой формирования личности и основным институтом психологической поддержки и воспитания. Поэтому общество заинтересовано в прочной, духовно и нравственно здоровой семье, а следовательно, в этом смысле – благополучной, психологически здоровой, конструктивной.
К основным критериям конструктивной семьи относятся: сходство семейных ценностей, отражающее совпадение, ориентационное единство взглядов, отношение членов семьи к общечеловеческим нормам, правилам, принципам формирования, развития и функционирования семьи как малой социальной группы.
Гармоничная семья характеризуется теплой эмоциональной привязанностью, отсутствием конкуренции и противостояния, эффективным выполнением ролевых обязанностей и демократическим управлением без узурпации власти. Что касается дисгармоничных семей, то здесь можно говорить о таких вариантах, представляющих собой последовательность нарастания дисфункциональности семьи на пути к распаду, как собственно негармоничная семья, деструктогенная семья, распадающаяся и распавшаяся семья. Еще одним особым вариантом дисгармоничной семьи является ригидная псевдосолидная семья.
Источник