Дисгармоническое развитие у ребенка

Грамотная организация работы и развивающей предметно-пространственной среды повысит эффективность коррекционно-педагогических занятий с детьми с нарушением речи

Некоторые родители неправильно понимают состояние своего ребенка из-за неточной постановки диагноза. К примеру, при расстройстве аутистического спектра часто специалисты пишут «Задержка психического развития», хотя по своей сути РАС нельзя отнести к классической задержке. И это существенно усложняет понимание механизма нарушения, коррекцию его состояния, а также дальнейший прогноз.

Нормальное психическое развитие ребенка представляет собой сложный процесс, в основе которого лежит генетическая и видовая программа, которые реализуются в условиях смены средовых факторов. Есть такое понятие, как «онтогенез», которое означает постепенное изменение организма от менее к более совершенному по функционированию и состоянию. Дизонтогенезом, в широком смысле, называется индивидуальное развитие, которое в какой-либо форме отклоняется от общепринятой нормы.

Психический дизонтогенез – это нарушение психического развития (его составляющих или в целом) ребенка, которое вызвано расстройствами процессов созревания психических функций.

Классификация психического дизонтогенеза формировалась постепенно. Л. Каннером была предложена классификация, которая основывалась на двух типах дизонтогенеза – недоразвитие и искаженное развитие.

Сейчас же используется классификация, предложенная В.В. Лебединским (созданная на основе предыдущих классификаций):

  • Общее психическое недоразвитие. Это стойкая задержка психического развития при наиболее раннем времени поражения мозга, что обуславливает тотальность и первичность недоразвития мозговых систем. Речь, интеллект и другие высшие психические функции более нарушены, чем базовые (моторика, память и т.д.). Данный вид патологии соответствует медицинскому диагнозу «Умственная отсталость». Отмечают 4 степени умственной отсталости у детей: легкая, умеренная, тяжелая и глубокая. Дети с легкой степенью достаточно успешно адаптируются в социуме, но только в том случае, если было проведено специальное обучение и воспитание в рамках вспомогательной школы.
  • Задержанное психическое развитие. Это тоже отставание от общепринятой нормы психического созревания, но в этом случае незрелость высших психических функций частична, поэтому прогноз в целом более благоприятный. Разрыв между биологическим возрастом ребенка и уровнем его фактического умственного развития составляет не более двух лет. Для ЗПР характерны недостаток общего запаса знаний, незрелое мышление, ограниченность представлений, низкий познавательный интерес (преобладание игровых интересов), а также быстрая истощаемость в плане интеллектуальной деятельности. Возможно обучение детей с ЗПР по программе общеобразовательной школы, но в большинстве случаев они обучаются по коррекционным программам.
  • Поврежденное психическое развитие. Для этой формы характерно изначально правильное развитие малыша (до 2-4 лет) до момента травмирующего фактора: перенесенная инфекция, травма головного мозга и т.д. В неврологическом статусе часто отмечаются судорожные припадки, парезы и параличи. Кроме того, у детей могут наблюдаться нарушения памяти, внимания, речи, моторики и т.д.
  • Дефицитарное психическое развитие. Связано с первичной недостаточностью какой-либо системы организма: слух, зрение, опорно-двигательный аппарат. В связи с этим вторично происходит изменение процесса созревания эмоционально-волевых, познавательных, а также личностных функций и свойств психики.
  • Искаженное психическое развитие. Это сложное сочетание общего недоразвития, задержанного, поврежденного и ускоренного развития «в одном флаконе». Оно характерно для процессуального психического заболевания и раннего детского аутизма.
  • Дисгармоничное психическое развитие. В этом случае речь идет о врожденной или рано приобретенной диспропорциональности психики (преимущественно в эмоционально-волевой сфере). Происходит патологическое формирование личности, что часто имеет под собой наследственную природу.

В психиатрии выделены основные типы психического дизонтогенеза – это регрессия, распад, ретардация и асинхрония. Ниже представлена характеристика видов дизонтогенеза.

Регрессия – это регресс, т.е. возврат функций на более ранний период развития. Регрессия может носить временный или стойкий характер. К примеру, к временной потере навыков ходьбы и опрятности может привести обычное соматическое заболевание, перенесенное в первые годы жизни. Проявлением стойкого регресса может быть возвращение к автономной речи, что вызвано потерей необходимости в общении, что характерно для расстройства аутистического спектра.

Для распада характерен не возврат функций на более ранний период развития, а их выпадение или грубая дезорганизация.

Ретардация – это приостановка или запаздывание психического развития. Ретардация бывает тотальной и парциальной. Для парциальной ретардации характерно запаздывание или приостановка развития свойств личности и отдельных психических функций.

Асинхрония – это дисгармоничное и диспропорциональное психическое развитие. В этом случае имеется в виду, что одни психические функции развиваются в ускоренном темпе, тогда как другие функции развиваются со значительным отставанием от нормы.

Ранний дизонтогенез может быть вызван различными причинами. К нарушениям могут привести как биологические, так и социальные факторы (или их совокупность).

К биологическим факторам относятся:

  1. Нарушение развития головного мозга, что вызвано генной мутацией, хромосомными аберрациями и т.д.
  2. Патологическое течение беременности (перенесенная краснуха, тяжелые токсикозы, а также другие инфекции и интоксикации, в том числе связанные с приемом определенных медикаментов).
  3. Травмы при родах, конфликт резус-фактора, внутриутробная асфиксия.
  4. Инфекционные заболевания и травмы (в постнатальный период).
Читайте также:  Индивидуальная карта развития ребенка в доу по фгос по музыке

Социальные факторы:

  1. Неблагоприятные условия воспитания в семье.
  2. Депривация (культурная и эмоциональная).
  3. Внешние факторы среды, вызывающие стресс у ребенка.
  4. Прочие средовые факторы (питание, экология и т.д.).

К моменту появления двигательных нарушений и их клинических особенностей, было выделено несколько симптомов, характерных для детей раннего возраста:

  • Нетипичные позы и движения при засыпании или во время сна («сон на корточках», поза «эмбриона»). Стереотипные ползания по кровати, раскачивания. Сосание пальцев, а также другие стереотипные движения. Данная симптоматика проявляется в возрасте до двух лет.
  • Неусидчивость, психомоторное беспокойство, постоянная смена поз. Различные проявления, которые напоминают кататоноподобные расстройства при синдроме Каннера и шизофрении. Симптоматика проявляется в возрасте от 2 до 3,5 лет.
  • Оформленные навязчивые действия (в некоторых случаях – действия, приближающиеся к «целостным поведенческим ритуальным актам»).

Вопросы профилактики и коррекции психического дизонтогенеза широко обсуждаются в отечественной и зарубежной психиатрии.

Профилактика в большей степени основывается на устранении основных факторов риска возникновения данной патологии. Это:

  • улучшение внутриутробного развития плода, устранение негативных факторов, которые могут повлиять на ЦНС ребенка;
  • совершенствование медико-социальных и лечебно-профилактических мероприятий, которые проводятся во время беременности, родовой деятельности и в послеродовой период;
  • профилактика детского травматизма;
  • раннее выявление и лечение различных интоксикаций и инфекционных заболеваний.

Психический дизонтогенез относится к психическим расстройствам, поэтому в терапии используются ноотропные препараты и нейропсихокоррекция.

Ноотропы благоприятно воздействуют на высшие интегративные функции головного мозга. Точный перечень препаратов определяет врач, в соответствии с клинической картиной патологии.

Нужно отметить, что использование ноотропов для лечения психических нарушений у детей является крайне распространенной практикой. Связано это с тем, что эти препараты практически не имеют противопоказаний, они эффективны, не оказывают токсического действия на организм, а также могут сочетаться с препаратами других фармакологических групп.

Нейропсихокоррекция включает два основных направления.

Первое – это когнитивные методы, направленные на устранение сложностей усвоения школьных знаний, а также на формирование ВПФ.

Второе – методы двигательной коррекции. Основная цель – снятие телесных напряжений, восстановление контакта с собственным телом и т.д.

Источник

Дисгармоничное развитие – врождённая или рано приобретённая диспропорция психики в её эмоцион.-волевой сфере.Аффективные переживания, возникающие в результате конфликта разнонаправленных мотивационных тенденций, при определенных условиях становятся источником формирования дисгармонической личности.

Включает четыре варианта нарушений: 1)психопатии (стойкий дисгармонический склад психики, психопатические личностные свойства не имеют тенденцию к прогрессированию.), 2)патологическое формирование личности, 3)невропатии(Особый вид аномалии эмоционально-волевой сферы, обусловленный неустойчивостью регуляции вегетативных функций.), 4)отклонение от темпа полового созревания.

Современные клиницисты и специальные психологи выделяют две основные группы причин, которые приводят к нарушениям психического и физического развития:

  • эндогенные

  • экзогенные

К эндогенным причинам относятся:

  • различные наследственные заболевания ;

  • заболевания, связанные с изменениями в численности или структуре хромосом, – хромосомные аберрации .

Экзогенные причины вызывают отклонения в развитии, которые могут влиять в различные периоды онтогенеза:

• в пренатальный период матери; недостаток питания матери во время беременности, особенно недостаток белков, микроэлементов; витаминов; резус-конфликт; травмы; влияние лучевой энергии и т.п.);

• в натальный период ;

• в постнатальный период причинами могут быть остаточные явления после различных инфекционных и других заболеваний; различные травмы ; интоксикации ; несоблюдение санитарно-гигиенических норм и т. п.

Причинами отклонений в развитии могут быть неблагоприятные условия социальной среды, которые оказывают травмирующее влияние на психическое развитие ребенка, особенности его поведения.

Таким образом, люди с дисгармонической организацией личности – это не просто индивиды с направленностью <на себя>. Это люди с двойной направленностью, находящиеся в конфликте с собой, люди с расщепленной личностью, у которых сознательная психическая жизнь и жизнь неосознанных аффектов находится в [постоянном противоречии)

40.Охарак. Психопатию как форму дисгармонии личности.

Психопатии-нарушения поведения у детей которые часто имеют врождённый характер.

Психопатии возникают на основе взаимодействия врожденной или рано приобретенной биологической неполноценности нервной системы и влияния внешней среды. Однако влияния внешних факторов для образования психопатии недостаточно. От нормального характера, на который наложило отпечаток неправильное воспитание или педагогическая запущенность, психопатия отличается лежащей в ее основе неполноценностью нервной системы. Отклонения в поведении еще не дают основания причислять человека к психопатическим личностям. Психопатиям не свойственна прогредиентность с развитием слабоумия и дефекта личности. Следует также отличать психопатии от психопатоподобных состояний после черепно-мозговой травмы, инфекционных заболеваний, интоксикационных поражений ЦНС, эндокринопатий и др. Основным дифференциально-диагностическим критерием должно служить то, что до появления психопатоподобных изменений при тех или иных заболеваниях развитие личности было нормальным. В отличие от неврозов при психопатии патологические черты характера определяют весь психический облик. Формы:

Читайте также:  Центр развития ребенка вязьма

Конституциональная. Дети с данным видом психопа­тии обладают наследственной предрасположенностью к ней. Уровень умственного развития при этом первично не страдает. Формируются разные формы психопатий: возбудимые, неустойчивые и т. д. При данной этиологии психопатии внешние факторы активируют, «запускают» имеющееся предрасположение.

Приобретенная. Возникает под влиянием неблагопри­ятных факторов психологического и социального харак­тера, таких, как неправильное воспитание, жестокость родителей, сильные эмоциональные потрясения. Под влиянием эмоционального напряжения, возникающего при конфликтных, кризисных ситуациях, превышающе­го по своей интенсивности и длительности индивидуаль­ные адаптивные возможности ребенка, что проявляется в эмоционально-поведенческих расстройствах, трудно­стях социализации, социального взаимодействия и обу­чения.

Органическая. Развивается как следствие воздействия на организм ребенка в возрасте до трех лет различных не­благоприятных факторов: тяжелые токсикозы беремен­ности, родовые травмы и т. п.

Виды: психопатий:

1)Возбудимая. Характерна высокая возбудимость, со­четающаяся с выраженной экстравертированностью, подо­зрительностью, гневливостью, упрямством и педантичностью. Поведение детей характеризуется жестокостью, мсти­тельностью, крайней требовательностью к окружающим, вступают в споры по-любому поводу.

2)Неустойчивая. Детям свойственны повышенная эмоциональная неустойчивость, нестойкие интересы и привязанности, слабость воли. Обладают повышенной внушаемостью, склонностью к фантазированию,впечатлительностью.

3)Аффективная. Детям присуще различное настроение, они всегда мрачные унылые. Также они малообщительные, сдержаны и склонны ко лжи.

4)Психастеническая. Дети постоянно испытывают разнообразные страхи, тревоги, сомнения относительно принятия решения в связи с возложенной на них ответственнос­тью. Склонны к созданию различных ритуалов в поведе­нии, боятся любых изменений.

5)Шизоидная. Детям свойственны патологическая замкнутость, скрытость, оторванность от реальности. слабость эмоциональных привязанностей вплоть до черствости.

6)Истерическая. Такие дети предпочитают быть на виду ,хотят быть в центре внимания. Чаще всего таким видом психопатий обладают девочки.

7)Параиноидная. Образование сверхценных идей, которые формируются у них к 30-25 годам Основные черты характера: упрямство, прямолинейность, злопамятность, обидчивость, также самоуверенность в себе.

8)Астеническая. Детям свойственная повышенная робость, стеснительность, нерешительность, впечатлительность. Такие дети не выносят вида крови.

9)Мозаичная. Представляет собой сочетание несколь­ких форм психопатий.

Психопатическая личность – индивид со стойкой и клинически значимой социальной дезапатацией поведения или антисоциальным расстройством личности.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник

Длительное неблагоприятное воздействие психотравмирующих факто-ров на незрелый мозг ребенка может вести к необратимой перестройке его эмоционально-волевой сферы и личности в целом.

Биологические предпосылки в виде темперамента, определяющего силу, уравновешенность, подвижность психических процессов «составляют ту генетическую основу высшей нервной деятельности, на базе которой личность формируется именно под влиянием социальных условий.

В детском возрасте основным социальным фактором, формирующем личность ребенка, является его воспитание и обучение. Ввиду незрелости эмоциональной сферы и личности ребенка в целом, его повышенной внушаемости неблагоприятные условия внешней среды, действующие достаточно длительное время, могут привести к стойкому изменению личности.

В. В. Ковалев предлагает по отношению к данным аномалиям развития термин «психогенные патохарактерологические формирования личности».

При этом отмечается в качестве фактора, предрасполагающего к патологическому формированию, личности под влиянием неблагоприятной сферы, органическую церебральную недостаточность остаточного характера, акцентуацию характера, а также дисгармоническое протекание периода полового развития.

Выделяется два механизма формирования патохарактеро-логического развития:

  • закрепление патологических реакции отказа, оппозиции, гиперкомпенсации, имитации и др., возникших в ответ на психотравмирующее воздействие, становясь впоследствии свойствами личности;
  • непосредственное подкрепление отрицательными воздействиями тех или иных патологических черт характера (возбудимости, истеричности и т. д.). Рассмотрим несколько подробнее те патохарактерологические реакции, которые при неблагоприятных социальных условиях могут перейти в психопатическое развитие. Это реакция отказа, протеста (оппозиции), имитации, компенсации и гиперкомпенсации; в подростковом возрасте, наряду с пере-численными, часто наблюдаются реакции эмансипации, группирования со сверстниками, увлечения («патологические хобби»), реакции, обусловленные формирующимся сексуальным влечением. По мнению А. Е. Личко, основными проявлениями патохарактерологических реакций в подростковом возрасте являются делинквентность (мелкие нарушения и проступки, не достигающие криминала), побеги из дома и бродяжничество, ранняя склонность к употреблению спиртных напитков, дурманящих веществ, суицидальное по-ведение.
  • основе реакций протеста (оппозиции) лежит комплекс особо значимых субъективных переживаний (по поводу обиды, перенесенного унижения). Различают реакции активного и пассивного протеста. Патохарактерологические реакции активного протеста проявляются непослушанием, грубостью, агрессивностью, двигательным возбуждением. При наличии церебральной резидуально-органической недостаточности могут наступать состояния аффективного сужения сознания. Для реакций пассивного протеста характерны мутизм, суицидальное поведение, уходы из дома, рвоты, энурез. Меняется также поведение ребенка, он становится капризным, проявляет обиду и недовольство по отношению к тем людям, которые спровоцировали реакцию протеста.
Читайте также:  Ребенок и его развитие 5 лет программы

Патохарактерологические реакции пассивного протеста могут проявляться в виде уходов из дома. Побеги носят демонстративный характер, когда целью ребенка или подростка является завоевание внимания близких: ребенок представляет себе, как родители разыскивают его, винят себя в том, что вынудили его уйти из дома.

Если целью побега является уход от психогенно-травмирующей ситуации, если ребенком движет стремление уйти от наказания, такой побег может быть назван импунитивным. Побеги могут стать поведенческим стереотипом, особенно часто это случается при неустойчивом типе психопатий и акцентуаций характера.

Побеги могут быть также проявлением патохарактерологических реакций другого типа – реакций эмансипации. В таких случаях ребенком или подростком движет стремление избавиться от опеки, покровительства и контроля родителей и воспитателей.

При меньшей выраженности стремления к самоутверждению, реакции эмансипации проявляются в активном несогласии с советами взрослых, критике их поведения. Реакции эмансипации у подростков мужского пола часто сочетаются с реакциями группирования со сверстниками.

Последние проявляются стремлением подростков образовывать спонтанные группы, в которых устанавливаются неформальные отношения между лидерами и ведомыми.

Реакции группирования со сверстниками у подростков тесно связаны с реакциями имитации: имитируется поведение лидеров неформальной группы.

Возникновение вредных привычек (курение, употребление спиртных напитков, одурманивающих веществ) и делинквентности у подростков часто связано с действием имитационных механизмов. Реакции имитации чаще являются характерологическими, но могут носить патологический характер.

Не нашли что искали?

Преподаватели спешат на помощь

В результате переживания собственной неполноценности могут возникать реакции компенсации и гиперкомпенсации, которые проявляются в возникновении форм поведения, маскирующих ту или иную слабую сторону личности.

При реакциях гиперкомпенсации защитная форма поведения носит гипертрофированный характер: наблюдаются компенсаторные игры, фантазии, иногда приводящие к оговорам и самооговорам. Эти проявления при реакциях гиперкомпенсации способствуют формированию патологической личности.

При анализе патохарактерологического формирования личности выделяют четыре основных варианта: аффективно возбудимый, тормозимый, истероидный, неустойчивый. Каждый из этих вариантов связан с определенными особенностями неблагоприятной среды.

Аффективно возбудимый – обусловлен неблагоприятной средой, в которой имеются длительные конфликтные ситуации, алкоголизм родителей, ссоры, агрессивность членов семьи друг к другу. В таких семьях у ребенка развиваются черты аффективной взрывчатости, склонность к разрядке раздражения, гнева, повышенная готовность к конфликтам.

Эти черты формируются или как имитация аналогичного поведения взрослых, или как за-крепление реакции протеста. Постепенное изменение темперамента характеризуется сдвигом настроения в сторону угрюмости, нередко злобности.

Истероидный вариант патологического развития личности чаще наблюдается у девочек и возникает в семьях, где ребенок воспитывается в изнеженной обстановке в условиях гиперопеки, неправомерно завышенной оценки его внешности и способностей (воспитание по типу «кумир семьи»).

Однако этот вариант может также возникнуть и в семьях, имеющих длительную конфликтную ситуацию, как реакция протеста. Патологическое развитие личности по варианту психической неустойчивости обусловлено условиями, когда у ребенка не воспитывается чувство ответственности, способности преодолевать трудности.

Черты патологической незрелости эмоционально-волевой сферы проявляются в виде импульсивности, внушаемости. По существу этот тип патологического развития личности является вариантом психогенного психического инфантилизма, одного из компонентов задержки психического развития.

Тормозимый вариант патологического развития личности чаще формируется в условиях такого типа гиперопеки, при котором авторитарность, деспотичность воспитания подавляют в ребенке самостоятельность, инициативу, делают его робким, обидчивым, а в дальнейшем – пассивным и неуверенным.

К тормозимому варианту по условиям возникновения и клинико-психологической структуре близко, так называемое, невротическое формирование личности, возникающее в тех случаях, когда психотравмирующая семейная ситуация приводит к развитию у ребенка невроза, а затем и формирования таких личностных черт, как боязливость, ипохондричность, склонность к страху и тревоге.

Невротическое развитие личности легко возникает у соматически ослабленных детей при неблагоприятных средовых условиях. Кроме того, нельзя не отметить и особый вид аномального психического развития – дисгармоническое протекание периода полового развития: как его ускорение, так и задержка.

Эти аномалии развития могут быть обуслов-лены как генетическими особенностями, так и экзогенно обусловленной ор-ганической недостаточностью нервной системы.

При наличии неблаго-приятного окружения патологические черты, обусловленные отклонением темпа полового созревания, могут являться предпосылками для патологиче-ского развития личности с явлениями аффективной возбудимости, растор-моженности влечений, асоциального поведения.

Источник