Дисгармоническое развитие личности ребенка
Одним из показательных симптомов развития, происходящим в дисгармоническом русле, является психопатология. Она представляет собой аномалии развития психики. В основе заложен дизонтогенез эмоционально-волевой сферы.
Что такое дисгармония в психическом развитии?
Дисгармоническое развитие – это отклонение в формировании личности, которому свойственно возникновение разного рода психопатий. Длительное негативное воздействие травмирующих факторов на незрелую психику ребенка приводит к тому, что его эмоционально-волевая сфера перестраивается необратимым образом. Вместе с этим меняется и личность ребенка. Заложенные биологически предпосылки в виде темперамента (который, как известно, предопределяет силу, уравновешенность и подвижность процессов в психике человека) формируют основу психопатологии.
Причины
Что запускает процесс дисгармонического развития? В детском возрасте главным социальным фактором является обучение и воспитание. Ввиду уровня развития эмоциональной сферы и личности ребенка, а также повышенной внушаемости, неблагоприятные условия внешней среды приводят к стойким изменениям в структуре личности. Однако здесь следует помнить о взаимодействии факторов внутренней и внешней среды. В качестве биологического фактора, который предрасполагает к патологическому формированию личности под внешним воздействием, рассматривается церебральная недостаточность в ее остаточной фазе, акцентуация характера, а также нарушения в период пубертата.
Причинами дисгармонического развития могут быть также наследственные заболевания, хромосомные нарушения, недостаток питания матери во время беременности, инфекции и отравления в младенческом возрасте.
Механизмы формирования
Патохарактерологическое развитие запускается следующим образом:
- Посредством закрепления патологических реакций отказа, имитации, гиперкомпенсации в ответ на психотравму. Впоследствии подобные реакции приобретают устойчивые формы и становятся свойствами личности.
- Непосредственное подкрепление негативными воздействиями определенных патологических черт, которые уже есть у ребенка (чрезмерная нервная возбудимость, истеричность и другие). При воздействии неблагоприятных социальных условий они переходят в психопатическое развитие, оказывая влияние на формирование характера ребенка и подростка.
Протестные реакции
В основе протестных реакций в действительности лежит комплекс тех переживаний, которые особенно значимы для ребенка. Это может быть обида или перенесенное унижение. Реакции могут носить активный или пассивный характер. Протест проявляется непослушанием, грубостью, двигательным возбуждением. Могут наступать состояния сужения сознания. При пассивном протесте наблюдаются уходы из дома, рвота, энурез, попытки суицида. Ребенок становится капризным, он постоянно проявляет недовольство по отношению к окружающим, которые спровоцировали реакцию протеста.
Особенности пассивного протеста
Пассивный протест может носить демонстративный характер, когда ребенок или подросток пытается привлечь к себе внимание взрослых. Он представляет себе, как родители его разыскивают, обвиняют себя в том, что так плохо к нему относились. Если же целью побега является не попытка привлечь к себе внимание, а стремление уйти из психотравмирующей ситуации или от наказания старшего, в психопатологии такой побег называется импунитивным. Такого рода побег может превратиться в поведенческий стереотип.
Реакции эмансипации
Еще одно проявление дисгармонического развития. Эмансипация представляет собой также проявление побега. В таких случаях основная мотивация ребенка заключается в стремлении отделиться от родителей. При меньшей выраженности стремления самоутвердиться, реакции эмансипации могут выражаться и в активном несогласии с советами старших.
Реакция группирования
У подростков мужского пола данный симптом нередко выражается в образованиях группировок. Подростки формируют спонтанные «стаи», в которых устанавливаются определенные правила общения. Реакция группирования может иметь тесную связь с имитацией: подросток имитирует поведение лидеров группы. У него формируются вредные привычки (употребление алкоголя, наркотиков). Наблюдается делинквентное поведение (нарушение общественных и морально-поведенческих норм, которое не доходит до преступления действующего законодательства). Чаще всего имеет под собой поведенческую основу, однако в некоторых случаях могут носить и патологический характер.
Ребенок или подросток, переживая острое чувство неполноценности, пытается скомпенсировать это ощущение. В процессе гиперкомпенсации защитная форма начинает приобретать все более гипертрофированный характер. У ребенка наблюдаются компенсаторные игры, он погрязает в фантазиях, что также способствует быстрому формированию патологических личностных черт.
Варианты патологий: влияние на личность
В процессе анализа выделяют четыре главных варианта искаженного и дисгармонического развития:
- Развитие по аффективно-возбудимому типу. Данный вид обуславливается неблагоприятной социальной средой, где ребенок постоянно наблюдает алкоголизм родителей, агрессивность домочадцев по отношению друг к другу. В подобных условиях у ребенка постепенно развиваются черты аффективной взрывчатости, навязчивая склонность к разрядке эмоционального возбуждения, гнева. Формируется повышенная готовность к конфликтам. Данные черты изначально формируются как имитация подобного поведения у старших членов семьи, либо в качестве закрепления протестной реакции. Изменение личности характеризуется сдвигом аффекта в сторону угрюмости, злобности.
- Истероидный вариант. Чаще всего наблюдается у девочек. Возникает в тех семьях, где ребенок воспитывается в условиях гиперпопечительства, растет в изнеженной обстановке, его внешность и таланты оцениваются непомерно высоко. Но данный вариант в качестве реакции протеста также может возникать и в тех семьях, которые страдают от длительного конфликта. У ребенка, дисгармоническое развитие личности которого происходит по истероидному типу, не развивается чувство ответственности, умения преодолевать трудности и препятствия. Незрелость эмоционально-волевой сферы проявляется в виде повышенной импульсивности, а также внушаемости. Данный тип развития личности по своей сути представляет собой один из вариантов психического инфантилизма – одного из компонентов ЗПР (задержки психического развития).
- Тормозимый вариант. Чаще всего возникает в особых условиях гиперопеки, где авторитарность направлена на подавление самостоятельности. Ребенок становится робким, обидчивым. Вырастает в пассивного и неуверенного взрослого. К данному варианту близко формирование невротической личности, которое имеет место в тех случаях, когда длительная психотравмирующая обстановка в семье приводит к развитию у ребенка невроза и таких черт, как боязливость, ипохондричность, высокая тревожность. Невротическое развитие быстро возникает у физически слабых детей, а также при неблагоприятных условиях окружающей среды.
- Патологическое протекание периода пубертата. Негативное влияние на личность оказывает и его задержка, и ускорение. Данные аномалии обуславливаются и внешними факторами, и особенностями ЦНС. При наличии неблагоприятной окружающей среды акцентуации характера и патологические черты становятся предпосылками для патологического формирования личности. В ней будут присутствовать черты повышенной эмоциональной возбудимости, расторможенности, а также асоциального поведения.
Характеристика дисгармонического развития сложна, что связано с многообразием вариантов, нечеткостью их границ. В этом заключается одна из главных трудностей дифференциальной диагностики. Однако чистые варианты патологий встречаются гораздо реже, чем смешанные.
Источник
Длительное неблагоприятное воздействие психотравмирующих факто-ров на незрелый мозг ребенка может вести к необратимой перестройке его эмоционально-волевой сферы и личности в целом.
Биологические предпосылки в виде темперамента, определяющего силу, уравновешенность, подвижность психических процессов «составляют ту генетическую основу высшей нервной деятельности, на базе которой личность формируется именно под влиянием социальных условий.
В детском возрасте основным социальным фактором, формирующем личность ребенка, является его воспитание и обучение. Ввиду незрелости эмоциональной сферы и личности ребенка в целом, его повышенной внушаемости неблагоприятные условия внешней среды, действующие достаточно длительное время, могут привести к стойкому изменению личности.
В. В. Ковалев предлагает по отношению к данным аномалиям развития термин «психогенные патохарактерологические формирования личности».
При этом отмечается в качестве фактора, предрасполагающего к патологическому формированию, личности под влиянием неблагоприятной сферы, органическую церебральную недостаточность остаточного характера, акцентуацию характера, а также дисгармоническое протекание периода полового развития.
Выделяется два механизма формирования патохарактеро-логического развития:
- закрепление патологических реакции отказа, оппозиции, гиперкомпенсации, имитации и др., возникших в ответ на психотравмирующее воздействие, становясь впоследствии свойствами личности;
- непосредственное подкрепление отрицательными воздействиями тех или иных патологических черт характера (возбудимости, истеричности и т. д.). Рассмотрим несколько подробнее те патохарактерологические реакции, которые при неблагоприятных социальных условиях могут перейти в психопатическое развитие. Это реакция отказа, протеста (оппозиции), имитации, компенсации и гиперкомпенсации; в подростковом возрасте, наряду с пере-численными, часто наблюдаются реакции эмансипации, группирования со сверстниками, увлечения («патологические хобби»), реакции, обусловленные формирующимся сексуальным влечением. По мнению А. Е. Личко, основными проявлениями патохарактерологических реакций в подростковом возрасте являются делинквентность (мелкие нарушения и проступки, не достигающие криминала), побеги из дома и бродяжничество, ранняя склонность к употреблению спиртных напитков, дурманящих веществ, суицидальное по-ведение.
- основе реакций протеста (оппозиции) лежит комплекс особо значимых субъективных переживаний (по поводу обиды, перенесенного унижения). Различают реакции активного и пассивного протеста. Патохарактерологические реакции активного протеста проявляются непослушанием, грубостью, агрессивностью, двигательным возбуждением. При наличии церебральной резидуально-органической недостаточности могут наступать состояния аффективного сужения сознания. Для реакций пассивного протеста характерны мутизм, суицидальное поведение, уходы из дома, рвоты, энурез. Меняется также поведение ребенка, он становится капризным, проявляет обиду и недовольство по отношению к тем людям, которые спровоцировали реакцию протеста.
Патохарактерологические реакции пассивного протеста могут проявляться в виде уходов из дома. Побеги носят демонстративный характер, когда целью ребенка или подростка является завоевание внимания близких: ребенок представляет себе, как родители разыскивают его, винят себя в том, что вынудили его уйти из дома.
Если целью побега является уход от психогенно-травмирующей ситуации, если ребенком движет стремление уйти от наказания, такой побег может быть назван импунитивным. Побеги могут стать поведенческим стереотипом, особенно часто это случается при неустойчивом типе психопатий и акцентуаций характера.
Побеги могут быть также проявлением патохарактерологических реакций другого типа – реакций эмансипации. В таких случаях ребенком или подростком движет стремление избавиться от опеки, покровительства и контроля родителей и воспитателей.
При меньшей выраженности стремления к самоутверждению, реакции эмансипации проявляются в активном несогласии с советами взрослых, критике их поведения. Реакции эмансипации у подростков мужского пола часто сочетаются с реакциями группирования со сверстниками.
Последние проявляются стремлением подростков образовывать спонтанные группы, в которых устанавливаются неформальные отношения между лидерами и ведомыми.
Реакции группирования со сверстниками у подростков тесно связаны с реакциями имитации: имитируется поведение лидеров неформальной группы.
Возникновение вредных привычек (курение, употребление спиртных напитков, одурманивающих веществ) и делинквентности у подростков часто связано с действием имитационных механизмов. Реакции имитации чаще являются характерологическими, но могут носить патологический характер.
Не нашли что искали?
Преподаватели спешат на помощь
В результате переживания собственной неполноценности могут возникать реакции компенсации и гиперкомпенсации, которые проявляются в возникновении форм поведения, маскирующих ту или иную слабую сторону личности.
При реакциях гиперкомпенсации защитная форма поведения носит гипертрофированный характер: наблюдаются компенсаторные игры, фантазии, иногда приводящие к оговорам и самооговорам. Эти проявления при реакциях гиперкомпенсации способствуют формированию патологической личности.
При анализе патохарактерологического формирования личности выделяют четыре основных варианта: аффективно возбудимый, тормозимый, истероидный, неустойчивый. Каждый из этих вариантов связан с определенными особенностями неблагоприятной среды.
Аффективно возбудимый – обусловлен неблагоприятной средой, в которой имеются длительные конфликтные ситуации, алкоголизм родителей, ссоры, агрессивность членов семьи друг к другу. В таких семьях у ребенка развиваются черты аффективной взрывчатости, склонность к разрядке раздражения, гнева, повышенная готовность к конфликтам.
Эти черты формируются или как имитация аналогичного поведения взрослых, или как за-крепление реакции протеста. Постепенное изменение темперамента характеризуется сдвигом настроения в сторону угрюмости, нередко злобности.
Истероидный вариант патологического развития личности чаще наблюдается у девочек и возникает в семьях, где ребенок воспитывается в изнеженной обстановке в условиях гиперопеки, неправомерно завышенной оценки его внешности и способностей (воспитание по типу «кумир семьи»).
Однако этот вариант может также возникнуть и в семьях, имеющих длительную конфликтную ситуацию, как реакция протеста. Патологическое развитие личности по варианту психической неустойчивости обусловлено условиями, когда у ребенка не воспитывается чувство ответственности, способности преодолевать трудности.
Черты патологической незрелости эмоционально-волевой сферы проявляются в виде импульсивности, внушаемости. По существу этот тип патологического развития личности является вариантом психогенного психического инфантилизма, одного из компонентов задержки психического развития.
Тормозимый вариант патологического развития личности чаще формируется в условиях такого типа гиперопеки, при котором авторитарность, деспотичность воспитания подавляют в ребенке самостоятельность, инициативу, делают его робким, обидчивым, а в дальнейшем – пассивным и неуверенным.
К тормозимому варианту по условиям возникновения и клинико-психологической структуре близко, так называемое, невротическое формирование личности, возникающее в тех случаях, когда психотравмирующая семейная ситуация приводит к развитию у ребенка невроза, а затем и формирования таких личностных черт, как боязливость, ипохондричность, склонность к страху и тревоге.
Невротическое развитие личности легко возникает у соматически ослабленных детей при неблагоприятных средовых условиях. Кроме того, нельзя не отметить и особый вид аномального психического развития – дисгармоническое протекание периода полового развития: как его ускорение, так и задержка.
Эти аномалии развития могут быть обуслов-лены как генетическими особенностями, так и экзогенно обусловленной ор-ганической недостаточностью нервной системы.
При наличии неблаго-приятного окружения патологические черты, обусловленные отклонением темпа полового созревания, могут являться предпосылками для патологиче-ского развития личности с явлениями аффективной возбудимости, растор-моженности влечений, асоциального поведения.
Источник
Разговор о дисгармоническом развитии личности стоит начать, видимо, с того, как мы понимаем в общем, что такое гармоничное и что такое дисгармоничное развитие. Здесь же возникнет и понятие «разностороннее развитие личности», что само по себе требует формирования разнообразных способностей и интересов, которые соответствуют различным сферам человеческой жизнедеятельности.
Когда речь идет о разносторонне развитой личности, то естественным образом подразумевается, что это развитие будет гармоничным. Гармоничные взаимоотношения между личностью и миром означают единство с ним, с людьми и с самим собой. Такой человек является моральной личностью. Нарушение моральных норм для него – нарушение целостности собственной личности.
Становление гармонически развитой личности связано с формированием иерархической структуры мотивов и ценностей: доминированием высших уровней (уровни мотивов и ценностей определяются, начиная с личных мотивов – через интересы близких людей, коллектива, общества -общечеловеческим универсальным мотивам и целям).
Наличие таких иерархий не нарушает гармонии личности, потому что сложность, множественность интересов при наличии указанной доминанты обеспечивают многообразие связей с миром, общую устойчивость. Наличие одной цели, погруженность в одну деятельность, сужение круга общения и проблем чаще всего приводит к ее дисгармоничности (при наличии элементарной целостности).
Системным параметром, характеризующим гармоничную личность, является высокий уровень сбалансированности отношений различных личностных образований (потребностей, мотивов, ценностных ориентаций, самооценки, Я-реального и Я-идеального пр.).
Для дисгармоничной личности характерны различные нарушения эмоциональной, познавательной, моральной и поведенческой сфер. Такие нарушения могут предопределять гиперкомпенсации, неадекватные самооценки и уровня притязаний.
Психологи могут работать с такими людьми, например, включая их в деятельность по извне регулируемым уровням сложности заданий и предметно оформленными результатам; применяя высокие эмпатичные отношения; используя интенсивное социальное одобрения (поглаживание) и др.
Если речь идет о детях, то заметим, что с возрастом некоторых из них возникает потребность оправдать свои особенности, и тогда они начинают относиться к ним, как к чему-то очень ценному.
У таких детей постоянно возникают конфликты с окружающими людьми, сомнения и чувство неудовлетворенности, связанные с недооценкой, по собственному мнению, их личности. Другие же дети продолжают усваивать моральные ценности, что, при конфликте с особенностями их личности, вызывает у них постоянный внутренний разлад с самим собой.
В результате из детей с непреодолимым аффектом формируются люди, которые всегда находятся не в ладу с окружающими самими собой и имеют достаточно много отрицательных черт характера. К сожалению, нередко из таких детей вырастают люди социально неадаптированные, склонные к преступлениям…
Люди с дисгармоничной организацией личности – это не просто индивиды с направленностью «на себя». Это люди с двойной (или множественной) направленностью, люди, которые находятся в конфликте с собой, люди, можно и сказать, с расщепленной личностью, в которых сознательное в их психической жизни и не-осознанные аффекты находятся в постоянной борьбе.
Внешние условия конфликта сводятся, в основном, к тому, что удовлетворение каких-либо глубоких и активных мотивов и взаимоотношений личности находится под угрозой или становится совершенно невозможным.
Внутренние условия психологического конфликта сводятся к противоречиям или между различными мотивами и отношениями личности, или между ее возможностями и стремлениями (только надо пом-нить, что внутренние условия психологического конфликта у человека редко возникают спонтанно, и, прежде всего, обусловлены внешней ситуацией, историей становления личности, ее психофизиологической организацией).
Одной из причин развития дисгармоничности личности школьника может быть феномен «смыслового барьера». Возникновение такого феномена обусловлено тем, что взрослый, влияя на ребенка, не учитывает или не обращает внимания на наличие у нее активизированных [в настоящее время] нужд и стремлений.
У ребенка возникает конфликт между непосредственным желанием и стремлением выполнить то, что требует от него взрослый. Часто он не способен сознательно уступить определенному желанию взрослого, и тогда возникает особая защитная реакция: ребенок перестает слышать и понимать требование, хотя на самом деле просто не воспринимает содержания адресованных ему слов.
Смысловой барьер может возникнуть и в отношении какого-то конкретного человека, независимо от того, какие требования он выдвигает. Смысловой барьер в отношении конкретного человека формируется, конечно, в результате таких действий взрослого (учите-ля, отца, матери), которые вызывают конфликт, не учитывают истинных мотивов поведения ребенка или приписывают ему мотивы, которых на самом деле нет.
Чтобы не допустить появления смыслового барьера при возникновении конфликтной ситуации, часто просто необходимо выяснить, как сам ребенок понимает причину своего поступка. При этом важно соблюдать доброжелательности в отношении ребенка, здесь нужна дружеская беседа людей, заинтересованных вместе найти причины конфликта и попытаться устранить его. Чтобы избежать смыслового барьера не следует постоянно повторять те требования и упреки, на которые ребенок не реагирует.
Добавим: под гармонично развитой человеческой личностью подразумевают обычно личность, обладающую определенным мировоззрением, осознающую свое место в обществе, свои жизненные цели, умеющую самостоятельно действовать для реализации этих целей. Поэтому вопросы формирования мировоззрения, самосознания и самостоятельности имеют большое значение в воспитании личности.
На свойства личности ребенка оказывают влияние врожденные биологические особенности организма, но они не предопределяют ее развитие. Любые внешние воздействия опосредованы, осуществляются через внутренние условия, и важный физиологический компонент этих внутренних условий – свойства нервной системы.
Возможно, их не следует рассматривать как определяющие – важнее для личности ребенка общественные условия воспитания, конкретная историческая/общественная/семейная среда, в которой он развивается, его образ жизни.
Итак, гармоничность личности достигается только в том случае, когда сознательные стремления человека находятся в полном соответствии с его непосредственными, часто даже не осознаваемыми им самим желаниями.
Мотивирующая сила таких бессознательных образований настолько велика, что в условиях противоречия с сознательными стремлениями человека они приводят к острейшим аффективным конфликтам, искажающим и даже ломающим человеческую личность.
Аффективные переживания, возникающие в результате конфликта разнонаправленных мотивационных тенденций, при определенных условиях становятся источником формирования дисгармонической личности.
Острые эмоциональные реакции, негативистическое поведение свойственны детям, у которых в результате прошлого опыта прочно сложилась завышенная самооценка и соответствующий ей завышенный уровень притязаний. Эти дети во что бы то ни стало стремятся доказать другим и, главное, самим себе, что их самооценка верна, что они действительно способны добиться желаемого, в том числе, и соответствующей оценки окружающих.
Среди аффективных встречаются и дети с неадекватно заниженной самооценкой, постоянно боящиеся обнаружить свою мнимую несостоятельность. Но такого рода неуверенность в себе выступает лишь обратной стороной стремления к самоутверждению и служит в качестве защитного механизма против возможности оказаться не на уровне имеющихся у ребенка слишком высоких притязаний.
Эмоциональные переживания, связанные с тем, что ребенок не хочет допустить в сознание мысль о своей несостоятельности и потому отвергает свой неуспех, искаженно воспринимая и толкуя все факты, свидетельствующие о его поражении, в сумме могут привести к так называемому аффекту неадекватности.
Не нашли что искали?
Преподаватели спешат на помощь
Дети с таким аффектом действительно не понимают подлинную причину ни своей неудачи, ни своего эмоционального состояния. При этом аффект неадекватности особенно продолжительно держится у тех детей, мни-мая самоуверенность которых все время поддерживается временным или частичным успехом.
Так начинает складываться дисгармоничная структура личности ребенка: в сознании – высокая самооценка, высокие притязания, желание быть на уровне своих мнимых возможностей, как в своих собственных глазах, так и в глазах других людей, а в области бессознательных психических процессов – неуверенность в себе, которую ребенок не хочет допустить в сознание.
Из детей с подобным непреодолимым аффектом формируются люди, всегда находящиеся не в ладу с окружающими и с собой, обладающие многими отрицательными чертами характера. Нередко из таких детей выходят люди социально не адаптированные.
Следует сказать, что неверное, патологическое развитие, характеризующееся дисгармонией в чувственной волевой сферах, приводит к тому, что можно назвать психопатологией личности.
Этиология психопатий связывается и с генетическими, наследственными причинами, с экзогенными факторами, действующими на ранних шагах онтогенеза, естественно, не исключается возможности формирования психопатии под воздействием продолжительно действующих и деформирующих развитие личности ребенка средовых причин.
И, добавим, недостатки воспитания…
Систематика психопатий сегодня окончательно не установлена, но можно воспользоваться следующей:
– конституциональные, имеющие наследственное происхождение – степень их тяжести в значительной мере определяется воздействием среды;
– органические, при которых аномалии развиваются вследствие действия на формирующийся мозг внутри-утробных и ранних послеродовых опасных/вредных факторов, приводящих к токсикозам, родовым травмам, соматическим заболеваниям.
В конституциональным психопатиям относятся шизоидная, эпилептоидная, циклоидная, психастеническая и истероидная психопатии.
Органические психопатии связаны с ранним поражением нервной системы во внутриутробном периоде, при родах, в 1-ые годы жизни.
Известно, что долгое неблагоприятное действие психотравмирующих факторов на мозг малыша может привести к необратимой перестройке его эмоционально-волевой сферы и личности в целом. Конечно, биологические предпосылки, определяющего силу, уравновешенность, подвижность психики, составляют генетическую базу высшей нервной деятельности, на основе которой в процессе социализации, под воздействием внешних воздействий и формируется личность.
В детском возрасте основополагающей социальной причиной еще является образование и обучение.
В качестве причин, определяющих патологическое формирование личности, отметим и дисгармоничное протекание периода полового развития. Вообще, выделяют такие механизмы формирования патохарактерологического развития:
– закрепление патологических реакций отказа, оппозиции, гиперкомпенсации, имитации и др., появляющихся в ответ на психотравмирующие действия и становящихся впоследствии качествами личности;
– конкретное подкрепление отрицательными влияния-ми тех или же других патологических свойств характера (возбудимости, истероидности и т. д.).
При анализе патохарактерологического формирования личности можно выделить варианты:
аффективно возбудимый;
тормозимый;
истероидный;
неуравновешенный.
Уточним:
- аффективно возбудимый вариант патоха-рактерологического формирования личности обоснован влияниями неблагоприятной среды: долгие конфликтные ситуации, пьянство родителей, ссоры, злость членов семьи по отношению друг к другу. В таких семьях у ребенка развиваются черты аффективной взрывчатости, расположенность к разрядке раздражения, гнева, повышенная готовность к конфликтам. По-степенное изменение характера определяется сдвигом настроения в сторону угрюмости, злобности;
- тормозимый (тормозящий) вариант патоло-гического развития личности чаще складывается при гиперопеке, когда авторитарность, деспотичность воспи-тания уничтожают в ребенке самостоятельность, предприимчивость, делая его застенчивым, робким, обидчивым, а позднее пассивным.
К этому варианту по условиям появления и клинико-психологической структуре близко невротическое формирование личности, проявляющееся, когда длительная психотравмирующая домашняя ситуация реально приводит к развитию у ребенка невроза, а затем к формированию трусости, ипохондричности, расположенности к беспокойству и тревоге. Невротическое развитие личности нередко отмечается у соматически ослабленных детей при неблагоприятных средовых условиях;
- истероидный вариант патологического развития личности чаще наблюдается у девочек и выявляется в семьях, где ребенок воспитывается в условиях гиперопеки, неправомерно завышенной оценки его внешности и возможностей («кумира семьи»). Но данный вариант может быть и в семьях, имеющих дли-тельные конфликты как реакция протеста;
- неуравновешенный (неустойчивый) вари-ант психологического развития обосновано критериями, учитывающими отсутствие воспитания у ребенка чувства ответственности, привычки к волевому усилию, умений преодолевать трудности. Незрелости эмоционально-волевой сферы здесь заметна и появле-нием излишней импульсивности, чувственной неус-тойчивости, внушаемости. По существу, данный тип патологического развития личности может считаться вариантом психогенного психологического инфантилизма, компонентом задержки психологического развития.
Скажем и об особом виде аномального психологического развития – дисгармоничном протекании периода созревания: как его убыстрении, так и задержке. Подобные аномалии развития тоже связаны и с генетикой, и с факторами окружающей среды. При наличии неблаго-приятного окружения патологические черты, обусловленные отклонением темпа созревания, имеют все шансы стать предпосылками патологического развития личности с явлениями аффективной возбудимости, расторможенностью страстей, асоциальным поведением.
Источник