Динамика роста ребенка на 1 году жизни

Прежде чем говорить о патологии, необходимо определиться с нормальными физиологичными прибавками роста.

У детей до года и у деток постарше существуют разные критерии норм роста – помесячные прибавки и определении нормального темпа роста по центильным таблицам.

Помесячные прибавки роста у детей первого года жизни

Особенности прибавки в росте в первый год жизни для доношенных детей:

  • В среднем за месячный период кроха прибавляет 3 см.
  • Общая прибавка за первый год жизни должна составлять не менее 25 см. Таким образом, нормальный показатель для годовалого малыша – от 74 до 76 см.
  • Интенсивнее дети растут в первые месяцы после рождения, после чего этот процесс замедляется.

Месяцы жизни:

1-3 месяца – 3- 3,5 см ежемесячно;

4-6 месяцев – 2,5 – 3 см;

7-9 месяцев – 1,5 см;

10 – 12 месяцев – 1 см.

Рост ребенка, а также и его вес (для детей первых трех лет жизни + окружность головы) должны измеряться ежегодно.

За этим родители должны следить, ведь в случае появления каких-либо отклонений от нормы и/или появлении различных симптомов, указывающих на развитие заболеваний, в том числе и эндокринных, эти показатели будут иметь большое значение для своевременной диагностики заболевания, дальнейшего наблюдения и эффективности назначенного лечения.

Как эндокринолог в своей практике часто сталкиваюсь с отставанием роста и веса, и отсутствие ежегодных росто-весовых показателей существенно затрудняет предварительный диагноз – от конституционной задержки роста до снижения физиологических ежегодных приростов при соматической патологии и истинной эндокринной патологии.

Важно знать не только насколько ребенок отстает в росте, но и когда и по какой причине произошли эти изменения – с рождения или через определенный промежуток времени.

Центильные таблицы

После года правильно определяется рост по центильным таблицам, которые определяют уровни роста ребенка.

Для определения примерного соответствия роста и веса возрасту на разных сайтах встречаются различные формулы, они больше для родителей и носят ориентировочный характер. Следует знать, что они имеют значительные погрешности, не учитывают пол ребенка и указывают на средние значения роста и веса.

Центильные таблицы составлены на основании исследований ВОЗ, которые проводились в период 1997—2003 г.г. и в которых прочитаны нормы роста детей зависят, прежде всего, от пола ребенка, поэтому для девочек и мальчиков ВОЗ создала отдельные таблицы с усредненными показателями.

В зависимости от возраста малыша соотношение длины и массы тела, а также прибавка тоже будут отличаться.Кроме этого по центильным таблицам можно определить уровни роста и их ежегодное изменение, можно построить кривую роста и определить ее степень ее отклонения от средних величин, а при низкорослости – динамику изменения до и после лечения.

Уровни роста по центильным таблицам:

  • меньше 3 % – очень низкий рост (низкорослость) – ребенка нужно обязательно обследовать у эндокринолога;
  • от 3% до 10% – низкий рост – требует наблюдения, при наличии дополнительных симптомов необходимо обследование;
  • от 10% до 25% – рост ниже среднего (вариант нормы, наблюдение педиатра);
  • от 25% до 75% – средний рост;
  • от 90% до 97% – высокий рост – наблюдение педиатра, вариант нормы; больше 97% – очень высокий (высокорослость) – наблюдение и обследование у эндокринолога.

Такие же показатели по парацентильным таблицам используют при оценке веса ребенка.

Гармоничность или дисгармоничность физического развития у детей оценивают по индексу массы тела (ИМТ) – масса/рост в квадрате. На сегодняшний день существует много удобных калькуляторов для расчета ИМТ.

  • Развитие гармоничное – при отнесении ребенка от 10 до 90 центильного коридора по ИМТ;
  • дисгармоничное – от 3-го до 10-го и от 90-го до 97-го центильного коридора по ИМТ

Также необходимо определять индекс пропорциональности:

Массо-ростовой коэффициент (у доношенных новорожденных при рождении)

Масса/Рост× 100% в норме = 60 – 65%;

I степень задержки внутриутробного развития – 59-55%;

II степень– 54- 50%;

III степень – менее 50%.

При этом нужно учитывать, что эти таблицы используют только для доношенных новорожденных.

Рост – нормы и патология у недоношенных детей

У недоношенных детей необходимо определять соответствие физического развития гестационному сроку. Развитие соответствует гестационному возрасту при отнесении массы, длины тела, окружности головы, массо-ростового коэффициента от 10 до 90 процентиль.

Задержка внутриутробного развития констатируется при стабильно низких показателях при двух и более измерениях ниже 3-й процентили – при росте меньше 48 см, весе – меньше 2200гр.Все дети с задержкой внутриутробного развития должны обязательно наблюдаться детским эндокринологом.После 43 недели оценку физического развития проводят по диаграммам для детей раннего возраста, но с учетом скорригированного возраста (разница между фактическим постнатальным возрастом в неделях и недостающими до доношенного срока неделями гестации).Наиболее высокие темпы роста недоношенных детей – в первые 3 месяца жизни (3,5-5 см в месяц).

  • В первом полугодии ежемесячная прибавка роста составляет 2,5-5,5 см,
  • во втором полугодии – 0,5-3 см.

Суммарная прибавка роста за год – 27-38 см. Средний рост новорожденного ребенка к году – 70,2-77,5 см. Масса тела недоношенных детей на 1-м году увеличивается в 6-7 раз; адекватна прибавка из расчета 20 г/кг массы тела при рождении. Антропометрические показатели выравниваются с данными у доношенных детей в возрасте примерно 2 лет, но при массе тела до 1500 гр. показатели отстают.

В любом случае при изменении темпов роста, родителям необходимо обратить на это внимание, а при устойчивом отклонении – проконсультироваться у детского эндокринолога.

Главные причины задержки роста

Чаще всего отставание в росте обусловлено конституциональными особенностями роста и развития ребенка.

Выделяют:

  • Конституционную задержку роста и полового созревания (синдром позднего пубертата).
  • Семейную низкорослость.
  • Врожденную соматотропную недостаточность – изолированную или с множественным дефицитом гормонов).
  • Приобретенную соматоропную недостаточность.
  • Синдром Ларона возникает при нарушении чувствительности рецепторов к гормону роста.
  • Гипотиреоз (дефицит гормонов щитовидной железы).
  • Низкорослость при генетических заболеваниях (синдром Шерешевского -Тернера, Нонне).
  • Псевдогипопаратиреоз (синдром Олбрайта).
  • Соматически обусловленные нарушения роста – врожденные и приобретенные хронические заболевания (сердца, почек, печени, крови, кишечника, обменные нарушения, патология костной системы).

Другие причины задержки роста

Многие факторы могут оказывать отрицательное влияние на процессы роста и развития. Главные – это генетические и средовые изменения, которые могут влиять на плод еще во внутриутробном периоде.

Средовые факторы

Повреждающими экзогенными (внешними) факторами в период внутриутробного развития могут быть химические вещества, в том числе многие лекарственные средства, ионизирующее облучение (например, рентгеновское в диагностических дозах), гипоксия, голодание, наркотики, никотин, вирусы и др..

Химические вещества и лекарства, проникающие через плацентарный барьер, особенно опасны для зародыша в первые 3 месяца беременности, так как они накапливаются в повышенных концентрациях в тканях и органах зародыша. Наркотики нарушают развитие головного мозга. Голодание, вирусы вызывают пороки развития и даже внутриутробную гибель. Хронические заболевания, а также лекарственные препараты могут повлиять на процессы роста и созревание плода и, впоследствии, ребенка.

Поэтому крайне важно оградить будущего малыша от их вредоносного действия:

  • рационально питаться, при этом исключить все продукты, которые могут оказать отрицательное воздействие (аллергены, трасжиры, консерванты, пищевые добавки, много сахара);
  • минимализировать прием лекарственных препаратов;
  • следить за состоянием своего здоровья, что своевременно среагировать на развитие или обострение заболеваний;
  • уменьшить активные двигательные и эмоциональные нагрузки.

Генетические факторы

Распознать роль генетических факторов очень сложно и все же их можно предвидеть – генетическая основа дефицита гормона роста при наличии родственников первой степени родства с той же патологией в 5-30 % случаев. Это связано с различными мутациями в генах PIT-1, PROP1 (prophet of Pit1), GH1, которые регулируют развитие гипофиза в периоде эмбрионального развития. На сегодняшний день, они имеют рецессивный характер наследования (т.е должны присутствовать у обеих родителей важный фактор – близкородственные браки или люди, проживающие длительное время на одной территории – низкорослость считается этнической особенностью некоторых народов.

В данной ситуации при наличии у близких родственников дефицита гормона роста, изолированного или в сочетании с другими проявлениями нарушений гипоталамо-гипофизарной области, детей, страдающих нарушениями роста – возможно молекулярно-генетическое обследование родителей и определение рисков развития у ребенка секреции гормона роста и связанные с этим проблемы со здоровьем в дальнейшем.

Проявления задержки роста и формирование врожденных форм низкорослости заметны уже в первые 3-6 месяцев жизни, если это сочетается с отягощенным семейным анамнезом (наличии родственников первой степени родства с той же патологией с низкорослостью) или близкородственный брак – малыша должен обязательно осмотреть детский эндокринолог.

Задержка роста ребенка в первые годы жизни может быть связана с воздействием на плод отрицательных внешних или внутренних агентов:

  • сложная беременность;
  • прием лекарственных средств;
  • прием алкоголя или наркотиков, курение;
  • частые стрессы в период вынашивания малыша.

Эти дети также должны наблюдаться детским эндокринологом.

Внешние факторы после рождения

Наиболее частой причиной соматотропной недостаточности являются опухоли центральной нервной системы различной этиологии, в первую очередь, затрагивающие гипоталамо-гипофизарную область. После проведенного лечения таких опухолей (операция, лучевая терапия, химиотерапия), как правило, проявления гипопитуитаризма (соматотропной недостаточности) нарастают.

Также возможны травмы, в том числе и родовые с асфиксией и фетальным дистрессом – сложные роды, применяемые пособия (акушерские шпицы, вакуум экстракция плода), стремительные роды.

Значительные снижения темпов роста наблюдаются после лечения опухолей, которые не затрагивают гипоталамо-гипофизарную область – облучение головы и шеи при лейкозе, медуллобластоме, ретинобластоме, лимфогранулематозе. Снижение продукции гормона роста наблюдается после химиотерапии.

Ряд объемных образований анатомически не связанных с гипофизом могут сопровождаться снижением выработки гормона роста – глиома зрительных нервов, астроцитома, локализующиеся в непосредственной близости к гипоталамо-гипофизарной области.

врач-педиатр, детский эндокринолог Сазонова Ольга Ивановна

Источник

РАЗВИТИЯ

Динамика длины тела (роста) у ребенка первого года жизни:

· Доношенный новорожденный – 46 – 56 см

· Средний рост новорожденного – 50 – 52 см

Прибавки в росте на первом году жизни:

I квартал 3,0- 3,5 см ежемесячно (9,0 см в квартал)

II квартал– 2,5 см ежемесячно (7,5 см в квартал)

III квартал – 1,5 – 2,0 смежемесячно (4,5 – 6,0 смв квартал)

IV квартал – 1,0 см ежемесячно (3,0 смв квартал)

Средний рост в 1 год – 75 см

Пределы допустимых колебаний (ПДК) на первом году           жизни – + 4 см

Динамика роста у ребенка старше года:

Средний рост в 4 года – 100 см

Рост от 1 до 4 лет = 100 – 8 х (4 – п), где п – число лет

(на каждый недостающий год вычитается по 8 см)

Рост ребенка старше 4 лет = 100 + 6 х (п – 4)

(после 4 лет ребенок вырастает приблизительно на 6 см в год).

                                Или:

Средний рост ребенка в 5 лет – 110 см.

Рост от 1 до 5 лет = 110 – 8 х (5 – п), где п – число лет

(на каждый недостающий год вычитается по 8 см)

Рост ребенка старше 5 лет = 110 + 6 х (п -5)

(после 5 лет ребенок вырастает приблизительно на 6 см в год)

Пределы допустимых колебаний (ПДК):

            1- 5 лет + 6 см

            5 – 10 лет + 9 см

            10 – 15 лет + 10 см.        

ДИНАМИКА МАССЫ ТЕЛА РЕБЕНКА ПЕРВОГО ГОДА ЖИЗНИ

Масса доношенного новорожденного – 2501 – 4000,0 г

Средняя масса новорожденного – 3000 – 3500,0 г

Ежемесячная прибавка в массе на 1 году жизни

1 мес.– 600,0
2 мес.– 800,0
3 мес.- 800,0
4 мес.– 750,0
5 мес.– 700,0
6 мес.– 650,0
7 мес.– 600,0
8 мес.– 550,0
9 мес.– 500,0
10 мес.– 450,0
11 мес.– 400,0
12 мес.- 350,0

Средняя масса в 1 год – 10 – 10,5 кг

Пределы допустимых колебаний (ПДК):

             1 – 3 мес.    +  850, 0

             4 – 6 мес.  + 1000,0

             7 – 9 мес.  + 1200,0

            10 – 12 мес.  + 1500,0

ДИНАМИКА МАССЫ ТЕЛА У ДЕТЕЙ СТАРШЕ ГОДА

Масса тела у детей от 2 до 11 лет = 10,5 +2 х п,где п –число лет (т.е. в среднем за год ребенок прибавляет в массе 2 кг).

                               Или:

Масса ребенка в 5 лет – 19 кг.

Масса ребенка от 2 до 5 лет = 19 – 2 х (5 – п)

(на каждый год до 5 лет отнимается 2 кг)

Масса ребенка старше 5 лет = 19 + 3 х (п – 5)

(после 5 лет ежегодная прибавка в массе составляет 3 кг)

Масса детей в возрасте от 12 до 15 лет = 5 х п – 20.

Пределы допустимых колебаний:

             1 – 5 лет + 3 кг

              6 – 10 лет + 6 кг

              11 – 15 лет + 10 кг

ДИНАМИКА ОКРУЖНОСТИ ГРУДИ

У ДЕТЕЙ ПЕРВОГО ГОДА ЖИЗНИ

Окружность груди доношенного новорожденного 32 – 34см

Окружность груди в 6 месяцев = 45 см

На каждый недостающий месяц вычитается по 2 см

На каждый месяц свыше 6 прибавляется по 0,5 см

Окружность груди в 1 год = 48 см

Пределы допустимых колебаний +- 3,5 см

ДИНАМИКА ОКРУЖНОСТИ ГРУДИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕ 1 ГОДА

Окружность груди у ребенка 10 лет = 63 см.

На каждый год до 10 лет вычитается по 1,5 см

На каждый год свыше 10 лет – прибавляется по 3 см

ДИНАМИКА ОКРУЖНОСТИ ГОЛОВЫ

У РЕБЕНКА ПЕРВОГО ГОДА ЖИЗНИ

Окружность головы доношенного новорожденного 34 – 36 см

Окружность головы в 6 месяцев – 43 см

На каждый месяц до 6 вычитается по 1,5 см

На каждый месяц свыше 6 прибавляется по 0,5 см

Окружность головы в 1 год =46 – 48 см

ДИНАМИКА ОКРУЖНОСТИ ГОЛОВЫ У ДЕТЕЙ СТАРШЕ 1 ГОДА

Окружность головы в 5 лет = 50 см

На каждый год до 5 лет вычитается по 1 см

На каждый год свыше 5 лет прибавляется по 0,6 см

ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РОСТА ДЕТЕЙ

Период «округления» – в 1 – 4 года и в 8 – 10 лет.

Период «вытягивания» – в 5 – 7 лет и 12 -15 лет.

Для того, чтобы узнать, в каком периоде преимущественно находится ребенок, рассчитывается индекс стении:

Длина тела в см

Индекс стении = ———————————–

                          2 х масса (кг) + окр. груди

1,35 – 1,25 – интервал «вытягивания»

0,85 – 0,75 – преобладает поперечный рост( «округление»)

1,25 – 0,85 – период относительной стабилизации роста

В практическом плане «вытягивание» – это период наименьшей резистентности организма, а период «округления» – период большей устойчивости к заболеваниям.

 6.4. ИЗМЕНЕНИЕ ПРОПОРЦИЙ ТЕЛА

 У новорожденных высота головы составляет ¼ от длины тела,

                           в 2 года – 1/5

                           в 6 лет – 1/6

                           в 12 лет – 1/7

                          у взрослых – 1/8.

В результате изменения пропорций тела перемещается средняя точка его   длины: у недоношенного ребенка она определяется над пупком, у доношенного – почти на пупке, у 6-ти летного – на середине между пупком и симфизом, у взрослого – на симфизе.

Наступающие при первом ростовом сдвиге изменения пропорций тела улавливаются при проведении Филиппинского теста. Методика: правую руку ребенка при строго вертикальном положении головы кладут поперек середины темени, пальцы руки вытянуты в направлении мочки левого ухо, рука и кисть плотно прилегают к голове. Филиппинской тест считают положительным, если кончики пальцев достигают уха, в противном случае тест отрицательный. Наиболее раннее появление положительного теста – в 5 лет, самое позднее – в 8 лет. Положительная проба указывает на полное завершение первого ростового сдвига. Учитывая связь пропорций с биологическим возрастом, результат Филиппинского теста может иметь прикладное значение: считается, что с того момента, когда он становится положительным, ребенок готов к школьному обучению.

Кроме изменений соотношений между длинами тела, существенны возрастные соотношения между длиной тела и поперечными размерами (окружность головы, груди, бедра, голени), что выражается индексами, отражающими гармоничность телосложения.               

ИНДЕКСЫ ПРОПОРЦИОНАЛЬНОСТИ

1. Индекс Тура:

новорожденный – окружность головы (Ог) больше окружности груди (Огр.) на 2 см

– в возрасте 2 – 4 месяца – окружность головы равна окружности груди (Ог = Огр.)

– в возрасте 1 года – Ог меньше Огр. на 2 см

– после 1 года – Огр. – Ог = п или 2п (п – число лет)

2. Индекс Эрисмана = Огр. – ½ роста

– дети до 1 года                        +13,5 до 10 см

– дети 2- 3 лет                           + 9 до +6 см

– дети 4 – 7 лет                         +4 до +2 см

– дети 8 – 15 лет                       +1 до – 3 см

3. Индекс упитанности (индекс Л.И. Чулицкой):

3 окружности плеча+ окр. бедра + окружность голени – рост

 Абсолютные значения составляют:

– дети до 1 года                       + 20 – 25 см

– дети 2 – 3 лет                       + 20 см

 Для анализа упитанности у детей раннего возраста можно использовать вспомогательные индексы Чулицкой – индексы пропорциональности:

 3 окружности плеча = окружность груди = окружность бедра + окружность голени. Если эта закономерность сохраняется, то жир распределен равномерно, исхуданий нет. Эти индексы чувствительны, т.к. жир исчезает сначала с туловища, затем с бедер и голеней.

4. Массо-ростовой индекс(Кетле 1)                        

                             Масса тела в г

                          Длина тела в см

Используется у новорожденных. Отражает состояние питания ребенка во внутриутробном периоде.

В норме величина индекса колеблется от 55,5 до 60 -70.

Его снижение свидетельствует о внутриутробной гипотрофии.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ НОРМОТРОФИИ

Признаками нормотрофии являются (по Г.Н. Сперанскому):

1. Нормальный вес, рост, размеры тела и правильное их нарастание.

2. Чистая нежно-розовая бархатистая кожа, хороший тургор тканей, хорошая окраска слизистых оболочек, умеренно упругие мышцы, правильно развитый скелет.

3. Хороший аппетит при относительной неразборчивости к пище, нормальное переваривание и усвоение пищи, нормальный стул.

4. Отсутствие патологических отклонений при объективном исследовании внутренних органов.

5. Хорошая сопротивляемость инфекциям.

6. Правильное нервно-психическое развитие (статические функции, развитие условных рефлексов, речи, психики, спокойный, глубокий сон, живое выражение глаз, хорошее настроение).

6.5. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОВЕРХНОСТИ ТЕЛА                           

Для определения площади поверхности тела ребенка пользуются специальными номограммами, в которых в качестве исходных параметров даны показатели длины и массы тела. Ориентировочно рассчитать поверхность тела ребенка можно следующим образом:

1. Для детей, имеющих массу от 1,5 до 100 кг:

                                      4М + 7

Поверхность тела, м2 = —————

                                           М + 90 , где М – масса тела, кг

2. Для детей от рождения до 9 лет: поверхность тела годовалого ребенка равна 0, 43 м2; на каждый недостающий месяц жизни от

 0, 43м2 отнимают 0,02 м2, на каждый последующий год прибавляют по 0,06 м2.

3. Для детей 10 – 17лет:

                                     N – 1

Поверхность тела, м2 = ————–

                                      10               , где N – возраст в годах.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

7.1.  ОЦЕНКА ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА

Осуществляется по таблицам центильного типа. Центильные распределения наиболее строго и объективно отражают распределение признаков среди здоровых детей. Практическое использование этих таблиц показывает количественные границы признаков у определенной доли или процента (центиля) детей данного возраста и пола. При этом за средние (или условно нормальные величины) принимаются значения, свойственные половине здоровых детей данного пола и возраста – в интервале от 25 до 75 центиля.

В полной форме центильная шкала выглядит следующим образом. Она представлена 7 цифрами, отражающими значения признака, ниже которых он может встречаться только у 3, 10, 25, 50, 75, 90, 97% детей возрастно-половой группы. Пространство между цифрами (области или коридоры) отражают диапазон или разнообразие величин признака, которые свойственны: или 3% детей группы (области от 0 до 3 центиля или от 97 центиля), или 7% детей группы (области от 3 до 10 и от 90 до 97 центиля), или 15% (области от 10 до 25 и от 75 до 90 центиля), или 50% всех здоровых детей возрастно-половой группы (область от 25 до 75 центиля). Всего выделено 8 коридоров.

Каждый измеренный признак (длина, масса тела, окружность головы, груди) может соответственно быть помещен в свою область или свой коридор центильной шкалы в соответствующей таблице. Никаких расчетов при этом не производится. В зависимости от того, где расположен этот коридор, можно формулировать суждение и принимать врачебное решение.

При этом возможны следующие варианты.

Область или коридор №1 (до 3 центиля) Область очень низких величин, встречающихся у здоровых детей редко (не чаще 3%).
Ребенок с таким уровнем признака должен проходить специализированное консультирование и, по показаниям, обследование.
 
Область или коридор №2 (от 3 до 10 центиля) Область низких величин, встречающихся у 7% здоровых детей. Показано консультирование и обследование при наличии других отклонений в состоянии здоровья или развития.
 
Область или коридор №3 (от 10 до 25 центиля) Область величин «ниже среднего», свойственных 15% здоровых детей.
 
Область или коридор №4 и №5 (от 25 до 50 и от 50 до 75 центиля)
Область или коридор №6 (от 75 до 90 центиля)
 
Область величин среднего значения, свойственных 50% здоровых детей.
Область величин «выше среднего», свойственная 15% здоровых детей.
Область или коридор №7 (от 90 до 97 центиля)
 
Область высоких величин, свойственная 7% здоровых детей
Область или коридор №8 (от 97 центиля) Область очень высоких величин, свойственных не более 3% здоровых детей. Вероятность патологической природы изменений достаточно высока, поэтому требуется консультирование и обследование.

ВОЗРАСТНЫЕ ГРУППЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ПРИ            РАБОТЕ С ЦЕНТИЛЬНЫМИ ТАБЛИЦАМИ

К новорожденным относятся дети от 0 до 15 дней

1 мес. – 16 дней – 1 мес. 15 дней

2 мес. – 1 мес. 16 дней – 2 мес. 15 дней

3 мес. – 2 мес. 16 дней – 3 мес. 15 дней и так далее

12 мес.- 1 год (от 11 мес. 16 дней до  1г. 1 мес. 15 дней)

15 мес. – 1 г. 3 мес. (от 1 г.1 мес. 16 дней до 1 г. 4 мес. 15 дней)

18 мес. – 1 г. 6 мес. (от 1 г. 4 мес. 16 дней до 1 г. 7 мес. 15 дней)

21 мес. – 1 г. 9 мес. (от 1 г. 7 мес. 16 дней до 1 г.10 мес. 15 дней)

24 мес. – 2 г. (от 1 г. 10 мес. 16 дней до 2 г. 1 мес. 15 дней)

27 мес. – 2 г. 3 мес. (от 2 г. 1 мес. 16 дней до 2 г. 4 мес. 15 дней)

30 мес. – 2 г. 6 мес.  (от 2 г. 4 мес. 16 дней до 2 г. 7 мес. 15 дней)

33 мес. – 2 г. 9 мес. (от 2 г. 7 мес. 16 дней до 2 г. 10 мес. 15 дней)

36 мес. – 3 года (от 2 г. 10 мес. 16 дней до 3 г. 2 мес. 29 дней)

3 г. 6 мес. (от 3 г. 3 мес. до 3 г. 8 мес. 29 дней)

4 года   (от 3 г. 9 мес. до 4 г. 2 мес. 29 дней)

4 г. 6 мес. (от 4 г. 3 мес. до 4 г. 8 мес. 29 дней)

5 лет     (от 4 г. 9 мес. до 5 лет 2 мес. 29 дней)

5 лет 6 мес. (от 5 лет 3 мес. до 5 лет 8 мес. 29 дней)

6 лет       (от 5 лет 9 мес. до 6 лет 2 мес. 29 дней)

6 лет 6 мес. (от 6 лет 3 мес. до 6 лет 5 мес. 29 дней)

7 лет        (от 6 лет 6 мес. до 7 лет 5 мес. 29 дней)

8 лет        (от 7 лет 6 мес. до 8 лет 5 мес. 29 дней)

9 лет        (от 8 лет 6 мес. до 9 лет 5 мес. 29 дней) и т.д.

Источник