Динамика развития умственно отсталого ребенка

В раннем детском возрасте, психическое недоразвитие выражается главным образом в недостаточности аффективно-волевой сферы и моторики ребенка, искажении и замедлении сроков становления зрительных и слуховых рефлексов, неполноценности «комплекса оживления», более позднем проявлении эмоционального реагирования на окружающее.
У детей первого года жизни недостаточность мышления проявляется на основе недоразвития тех функций, которые отражают нарушенное становление познавательной деятельности.
На 2—3-м году интеллектуальная недостаточность проявляется в особенностях поведения и игровой деятельности. Дети медленно овладевают навыками самообслуживания, не отличаются живостью, пытливостью, интересом к окружающим предметам и явлениям, которые свойственны здоровому ребенку. Игры их характеризуются простым манипулированием, непониманием элементарных требований игры, слабостью контактов с детьми, меньшей эмоциональностью.
Для дошкольного возраста характерны отсутствие побуждений к интеллектуальным формам игровой деятельности и повышенный интерес к подвижным, нецеленаправленным играм. В эмоциональной сфере отмечаются примитивные реакции и недостаточная дифференцированность высших эмоций — проявлений сочувствия, стыда, личностных привязанностей.
В школьном возрасте на первый план все больше выступают интеллектуальные расстройства, которые проявляются в разных сферах деятельности и поведении больных, главным образом в учебной деятельности.
В подростковом возрасте преобладает инфантильность психомоторного и аффективного уровня реагирования с наличием импульсивных, агрессивных и асоциальных поступков.
Таким образом, у детей, страдающих олигофренией, по мере взросления все более и более отчетливо выявляется недостаточность отвлеченного мышления, слабость предпосылок интеллекта, в частности внимания, памяти, психической работоспособности.
Соматовегетативный уровень реагирования
Задержка формирования перцептивных реакций (на свет, звук, игрушку, «комплекс оживления» на лицо матери).
Задержка развития статокинетических функций (удержание головы, хватание предметов, сидение, стояние, ходьба).
Задержка развития навыков самообслуживания.
Задержка развития психомоторных функций.
Недоразвитие речевой функции.
Психомоторный уровень реагирования
Нарушение игровой деятельности с отсутствием инициативы, творчества. Непонимание условий ролевой игры. Игра носит характер подражательных стереотипов.
Задержка формирования интеллектуальной деятельности при слабой познавательной активности и отсутствии любознательности, пытливости.
При подготовке к школе – затруднения в освоении начальных элементов чтения, счета, письма.
Эмоциональный уровень реагирования
Характерна ретардация возрастных уровней эмоционального реагирования.
Психогенные реакции имеют форму, типичную для младшего возраста.
Долго сохраняется соматовегетативный уровень нервно-психического реагирования на психогенную ситуацию.
Динамика умственной отсталости определяется развивающимися в ЦНС процессами компенсации и эволюцией возрастного созревания. Динамику олигофрении в целом принято определять как «непрогредиентную» (по П.Б. Ганнушкину, 1933) или «эволютивную» (по Г.Е. Сухаревой, 1965). Отклонения от этого течения болезни могут, однако, иногда наблюдаться под влиянием неблагоприятных внутренних и внешних факторов (включая факторы воспитания).
Положительная эволютивная динамика при умственной отсталости связана с естественным ростом и развитием организма, повышением его адаптационных возможностей. Естественно, что такое улучшение ограничено глубинойпсихического недоразвития и выражено тем меньше, чем больше отставание в развитии: благоприятная динамика при идиотии практически невозможна; напротив, при дебильности лечебно-коррекционное воздействие может оказывать на течение болезни большое влияние. O. Connor и J. Tizard (1953) установили, что если такие активные воздействия проводятся, то приблизительно 80% лиц, у которых в детстве диагностировалась дебильность, став взрослыми, почти не отличались по многим показателям от людей с нормальным интеллектом. Проведенные отечественными авторами катамнестические исследования также показали, что многие учащиеся вспомогательных школ, т.е. лица с дебильностью, к концу обучения оказались трудоспособными, овладели определенными прогрессиями и относительно неплохо приспосабливались к жизни. По данным Д.Е. Мелехова (1970), 77% взрослых с дебильностью являются «систематически трудоспособными».
Динамика болезни зависит также от уровня развития личности и особенностей эмоционально-волевой сферы больного. Даже в случаях имбецильности при отсутствии выраженных расстройств личности и поведения возможны относительно хорошая компенсация и социальная адаптация. Так, по данным Д.Е. Мелехова (1970), 66% имбецилов оказываются трудоспособными в специально организованных условиях.
У некоторых больных в процессе возрастной эволюции и под влиянием лечебно-коррекционных мероприятий отмечается обратное развитие таких расстройств, как двигательная расторможенность, импульсивность, негативизм, церебрастенические явления, неврологические симптомы.
Отрицательная динамика олигофрении. В связи с тем, что в основе умственной отсталости лежит повреждение головного мозга, у больных могут наступать декомпенсации или временные ухудшения их психического состояния. Эти декомпенсации чаще наблюдаются при более тяжелых формах, в частности при грубых аномалиях развития мозга и других органов и систем, при осложненных формах, когда психическое недоразвитие сочетается с психоорганическим синдромом, судорожными припадками и выраженной неврологической симптоматикой. Отрицательной динамике при умственной отсталости способствуют различные дополнительные вредности, приводящие к декомпенсации состояния (сопутствующие заболевания и травмы, психогении, неблагоприятная микросоциальная среда), а также отсутствие лечебно-коррекционных мероприятий. Отрицательная динамика олигофрении может быть связана с декомпенсациейв периоды возрастных кризов, особенно пубертатного.
Периоды декомпенсации при олигофрении проявляютсяразлично. Выражаются в тревоге, расстройствах настроения, головных болях, ухудшении сна. Чаще всего возникают астенические состояния с адинамией, повышенной истощаемостью психических процессов, раздражительной слабостью, эмоциональной лабильностью и т.п.
Нередки невротические расстройства— тики, заикание, нарушения сна и аппетита, энурез, страхи, истероформные явления. В эти периоды могут наблюдаться и аффективные расстройства (в виде дисфории, дистимии, эйфории и т.д.) и нарушения поведения типа психопатоподобных реакций. Особенно часто невротические расстройства возникают при ошибочном помещении умственно отсталого ребенка в массовую школу либо при неправильном выборе класса без достаточного учета степени интеллектуальной недостаточности. В таких случаях наступает состояние школьной дезадаптации, теряется интерес к учебе, появляются страх и тревожность, расстройства сна, энурез и пр. У некоторых детей возникают реакции пассивного протеста в виде негативистического поведения, отказа от учебы, уходов из школы.
Иногда декомпенсация выступает в форме ипохондрических расстройств, патологических поведенческих реакций и психопатоподобного поведения (двигательная расторможенность, повышенная возбудимость, реакция протеста, побеги из дому и бродяжничество, стремление к поджогам и другие патологические влечения).
Иногда существенно снижаются интеллектуальные возможности, что приводит к неправильному выводу о нарастании интеллектуального дефекта, чего в действительности не происходит.
В пубертатном периоде психотравмирующий характер приобретают ситуации, связанные с переживанием собственной неполноценности, невозможностью принимать участие в жизни здоровых подростков, неправильное отношение окружающих к умственно отсталому подростку. В более тяжелых случаях возможно развитие реактивных состояний с субдепрессией, суицидальными мыслями и даже попытками.
У больных могут легко возникать быстро проходящие психотические расстройства после употребления алкоголя, наркотических и токсических веществ, при заболеваниях, сопровождающейся высокой температурой и интоксикацией. Неправильные условия воспитания и обучения могут вызывать патохарактерологические реакции, закрепление которых иногда становится основой появления патологических черт характера.
Временное снижение интеллектуальных возможностей в результате декомпенсации состояния следует отличать от реакции псевдодеменции у олигофренов. В первом случае интеллектуальные возможности улучшаются по мере компенсации состояния при устранении или ослаблении влияния неблагоприятных факторов.
Состояния декомпенсации должны дифференцироваться от психопатоподобных нарушений. При правильном подходе и медико-педагогических воздействиях эти нарушения, в том числе и в условиях вспомогательных школ, довольно легко компенсируются.
Источник
Динамика олигофрении обусловлена прежде всего процессами компенсации и репарации, а также эволюцией возрастного созревания (Ковалев, 1979). Такую динамику принято определять как непрогредиентную (по П.Б. Ганнушкину, 1933) или эволютивную (по Г.Е. Сухаревой, 1965). Кроме того, на динамику олигофрении влияют состояния декомпенсации, возникающие из-за неблагоприятных внутренних и внешних факторов, а также в результате отсутствия адекватных мер воспитания и реабилитации.
Положительная эволютивная динамика выражается в постепенном улучшении показателей интеллектуального развития: в замедленном, тем не менее поступательном развитии процессов абстрагирования, обобщения, синтеза, анализа, сравнения и конкретизации, в совершенствовании речи, моторики и общения, в положительных сдвигах в темпе и переключаемости внимания и других психических процессов, в повышении уровня мотивации поведения, в расширении самопознания и познания окружающих людей, повышении самоконтроля, накоплении знаний, опыта, навыков и умений.
У ряда пациентов по мере возрастной эволюции и под влиянием лечебно-коррекционных мероприятий отмечается обратное развитие некоторых патологических проявлений (двигательной расторможенности, импульсивности, аффективной возбудимости, негативизма и др.), нивелируются церебрастенические расстройства, сглаживается неврологическая симптоматика, компенсируются проявления гидроцефалии. К концу обучения во вспомогательной школе многие пациенты с умеренной и особенно легкой умственной отсталостью оказываются способными к выбору и освоению определенной профессии (обычно «ручной») и относительно неплохо приспосабливаются в жизни.
Обучение олигофренов в массовой школе чаще вредит им, чем приносит пользу. Ряд исследователей указывает, что в возрасте после 20–25 лет по показателям социальной адаптации около 80% пациентов с установленной в детстве неглубокой умственной отсталостью мало чем отличались от нормальных людей. Некоторые авторы даже считают, что легкая дебильность не является постоянным, зафиксированным раз и навсегда состоянием и при благоприятных условиях de facto практически полностью ликвидируется (в значительной части таких случаев, несомненно, диагноз умственной отсталости был установлен ошибочно). Адаптация бывает успешной тем более, если пациент является одаренным в том или ином отношении. По данным Д.Е. Мелехова (1970), 66% имбецилов оказываются трудоспособными в специально организованных условиях.
Отрицательная динамика олигофрении чаще наблюдается при осложненных ее формах. Особенно это касается периодов возрастных кризов, когда возникают состояния декомпенсации. Декомпенсация может возникать и в результате внутренних причин (ликвородинамические, эндокринные и метаболические нарушения, заболевания внутренних органов), а также под влиянием внешних факторов (черепно-мозговая травма, психогении, нарушения питания, гиповитаминоз, интоксикации, нейроинфекции, паразитарные инвазии, гипоксия, сосудистая патология).
Проявления декомпенсации разнообразны. В относительно легких случаях это нарастание явлений церебрастении: головная боль, головокружение, явления вегетодистонии, колебания настроения, повышенная утомляемость, расстройства внимания, памяти, снижение уровня умственной деятельности. У пациентов с торпидными чертами усиливаются вялость, адинамия, у эретичных пациентов – психомоторная расторможенность. Нередко, особенно при дисгармонически протекающем пубертатном кризе и у умственно отсталых подростков с выраженной церебрально-эндокринной недостаточностью, возникают расстройства влечений (мастурбация, сексуальная расторможенность, нарушения пищевого поведения, сексуальные девиации).
В ряде случаев возникает синдром уходов и бродяжничества с характерными для него нарушениями влечений: неодолимой потребностью к скитаниям, особым удовольствием от езды, ходьбы, сексуальной расторможенностью, агрессивно-садистическими тенденциями, повышенным аппетитом, делинквентностью, употреблением психоактивных веществ.
Под влиянием психогенных факторов, в том числе неадекватного воспитания, у пациентов с неглубокой умственной отсталостью могут возникать невротические расстройства: страхи, тревога, колебания настроения, системные невротические реакции, такие как тики, заикание, энурез, энкопрез, расстройства сна и аппетита. Особенно часто невротические расстройства и школьная дезаптация возникают у умственно отсталых детей при обучении в массовой школе, с программой которой они не справляются. В пубертатном возрасте возникают или обостряются переживания собственной неполноценности (с чувством обиды, озлобленности и мести по отношению к окружающих), которые обычно осложняются гиперкомпенсаторным поведением (отгороженностью, агрессией, токсикоманией, псевдологией, воровством и т. п.). В более тяжелых случаях могут возникать реактивные состояния с субдепрессией, суицидальными тенденциями. Неправильные условия воспитания могут вызывать патохарактерологические реакции, закрепление которых иногда становится основой формирования стойких патологических черт характера.
Встречаются, кроме того, эпизодические и рецидивирующие психозы («психозы у олигофренов», «психозы при дебильности», «аморфные психозы» и другие названия). По данным отечественных исследователей, наиболее часто психозы у олигофренов наблюдаются в пубертатном и юношеском возрасте. Предполагается, что их развитие связано с сосудистыми, ликвородинамическими нарушениями, дисгармонически протекающим пубертатным кризом, психогениями, воздействием экзогенно-органических факторов. У девочек психозы обычно совпадают с началом менструаций.
Психотические симптомы отличаются при этом:
- рудиментарностью;
- однообразием;
- эпизодичностью и возникают обычно на фоне выраженных соматовегетативных расстройств, головных болей, нарушений сна, аппетита.
При рецидивирующем течении психотические приступы длятся до 1–6 недель, их разделяют интервалы (до 2–4 недель), со временем приступы становятся более короткими и редкими. В зависимости от симптоматики различают следующие варианты психозов у олигофренов.
- Психозы с преобладанием аффективных расстройств. Чаще всего проявляются в форме дисфорических и депрессивных состояний. Дисфории характеризуют тоскливо-злобное настроение, эмоциональная напряженность, тревога, раздражительность, могут быть короткие эпизоды спутанного сознания (большей частью это сумеречное помрачение сознания) с последующей конградной амнезией. Депрессии обычно неглубоки, им свойственны монотонно-сниженное настроение с дисфорическим или дистимическим оттенком, нередко тревога, недифференцированные страхи, боязливость, растерянность. В части случаев неглубокого интеллектуального дефицита выявляются нестойкие идеи отношения, самообвинения, суицидные тенденции, а также сенестопатии, явления ипохондрии.
- Психозы с преимущественно психомоторными нарушениями. Чаще возникают у пациентов с выраженным когнитивным дефицитом. Типичны состояния психомоторного возбуждения или ступора, которые могут чередоваться. Возбуждение носит нецеленаправленный, немотивированный характер с импульсивностью, агрессией, аутоагрессией, длится до нескольких дней и завершается вялостью, адинамией. В состоянии ступора повышен мышечный тонус, выявляются каталепсия, пассивный негативизм, отказ от пищи, дисфорически-дистимическое настроение. Ступорозные состояния также непродолжительны.
- Бредовые психозы у олигофренов. Встречаются редко. Отмечаются преимущественно фрагментарные чувственные идеи отношения, преследования, ипохондрические бредовые идеи обыденного содержания с элементами бредовой интерпретации текущих событий. Нередки идеи колдовства, одержимости. По выходе из психоза длительное время сохраняется резидуальный бред, отсутствует критическая оценка психотических переживаний.
- Галлюцинаторные психозы у олигофренов. Встречаются редко. Обманы восприятия элементарны: акоазмы, фосфены (шум, стук, видения пятен, полос, оклики, видения людей, животных). Особенно часто обманы восприятия возникают при делириозном помрачении сознания. Психозы длятся не более 1,5 месяца, начинаются остро и так же критически завершаются, сменяясь церебрастеническими или психоорганическими проявлениями, могут повторяться.
Вернуться к Содержанию
Источник
Умственная отсталость у детей – это снижение познавательной деятельности, обусловленное патологиями головного мозга и ЦНС. Психика такого ребенка развивается по особому «сценарию», не так, как у других детей. Происходит полное изменение личностных качеств. Нарушения сказываются не только на умственных способностях, ребенок отстает в физическом развитии, возникают поведенческие расстройства, страдает эмоциональная и волевая сфера.
Признаки
Прежде всего стоит отметить, что отставание в интеллектуальном развитии не является заболеванием, от которого можно исцелиться. Это состояние вызывается необратимыми изменениями коры головного мозга еще на этапе формирования нервной системы в перинатальном периоде. Основные действия врачей и других специалистов будут направлены на социализацию такого ребенка в обществе и обучению его простейшим навыкам.
Признаки умственной отсталости у детей:
- низкий уровень познавательной активности. Ребенок попросту не понимает, зачем ему что-то нужно узнавать, а значит и не хочет прилагать усилия в этом направлении;
- моторика практически не развивается;
- значительное отставание в речевом развитии, маленький словарный запас. Ребенок не может выстраивать предложения, произносит слова неправильно;
- отсутствие абстрактного мышления, невозможность выполнить даже самые простые логические операции, мыслительные процессы замедлены или полностью отсутствуют;
- ребенок играет в самые простые игры, поскольку он способен только подражать окружающим. Труд такой ребенок выбирает очень легкий, поскольку это не требует волевых усилий;
- настроение может резко колебаться без особых на то причин, возбудимость может быть как достаточно высокой, так и низкой;
- ребенок воспринимает окружающий его мир со значительными трудностями, он не способен ориентироваться в пространстве. Такие дети не в состоянии понять процесс формирования целого из отдельных частей, не могут определять главное;
- концентрация внимания отличается непродолжительностью, переключение с одного вида деятельности на другой происходит очень медленно.
Для детей с подобными отклонениями характерна произвольная память, они обычно сосредотачиваются на внешних признаках объекта, нежели на его внутренних особенностях.
Признаки умственной отсталости у детей могут проявиться сразу после рождения, но чаще всего эту патологию выявляют после 3-х лет. Время постановки диагноза во многом зависит от тяжести состояния: чем значительнее поражение ЦНС, тем раньше будут заметны симптомы умственной отсталости.
Формы заболевания
Под умственной отсталостью у детей обычно понимают олигофрению. Но также встречается и иная форма этого состояния – деменция. Эти две патологии имеют несколько существенных различий:
- Олигофрения является состоянием, которое развивается в период внутриутробного формирование плода или в течение первых 3-х лет жизни ребенка. То есть, такой дефект чаще всего является врожденным. Причинами поражения ЦНС в этом случае могут быть наследственные факторы, родовые травмы, в частности – асфиксия, инфекционные заболевания, перенесенные матерью в период вынашивания, а также злоупотребление родителей алкогольными и наркотическими средствами.
- Деменция возникает у ребенка после трёх лет. Органическое поражение ЦНС может возникнуть в результате травмирования головного мозга или стать осложнением инфекционного заболевания (менингит и т.д.), также может развиться на фоне шизофрении, эпилепсии и других психических патологий. Приобретенное слабоумие проявляется в снижении интеллекта, но до возникновения дефекта, развитие ребенка обычно соответствует возрастной норме.
Кроме того, сегодня под отставанием в умственном развитии нередко подразумевают низкий интеллект на фоне педагогической и социальной запущенности. В современной же классификации болезней данное состояние описано как расстройство интеллектуального развития.
Отсталость в умственном развитии может различаться не только по времени возникновения. Деление на виды производится, исходя из тяжести поражения ЦНС, а также конкретного места. Традиционно выделяется три степени олигофрении: дебильность, имбецильность и идиотия. Однако современная классификация исключает эти названия, поскольку они уже давно вышли за рамки медицинской терминологии и приобрели негативную социальную окраску. Сегодня отставание в интеллектуальном развитии может быть легким, умеренным, тяжелым и глубоким.
Дебильность или легкая форма
При дебильности наблюдаются наименьшее поражение ЦНС, такая форма отсталости является относительно легкой. Дети способны произносить небольшие фразы, они весьма наблюдательны и упрямы, их отличительной чертой является неспособность к обману.
Дебильность может быть нескольких типов:
- неосложнённая дебильность. Это состояние характеризуется отставанием только в интеллектуальном развитии. Серьезных отклонений в эмоциональной и волевой сфере не наблюдается;
- с осложнениями в виде нарушения анализаторов. Характеризуется вторичными отклонениями;
- осложнения в виде нейродинамических нарушений. Патология сопровождается повышенной утомляемостью и плохой координацией, развивается после поражения коры мозговых полушарий;
- лобная недостаточность, как осложнение дебильности, приводит к тому, что у ребенка становятся вялыми руки. Он вообще не способен ориентироваться в пространстве, а его поведение становится немотивированным;
- психопатные поведенческие формы приводят к тому, что возникает недоразвитие всех личностных качеств. Это наиболее тяжелая форма патологии.
Дети с дебильностью способны к обучению в обычной школе, но при этом используются вспомогательные программы и специальные методики. В ходе коррекционных и образовательных занятий дети способны научиться считать, писать и читать, а также они усваивают простейшие знания об окружающем мире и приобретают простейшие трудовые навыки.
Умеренная и тяжелая форма или имбецильность
При умеренном поражении головного мозга развивается имбецильность. Этот диагноз подразумевает, что ребенок способен понять обращенную к нему речь, сам обладает относительно развитыми речевыми навыками, может научиться выполнять несложные автоматические действия после длительного обучения.
У имбецилов нарушена поведенческая сфера, внимание довольно неустойчивое. Такие дети очень сложно поддаются обучению, поскольку не понимают смысла своей работы и полностью безразличны к ее результатам. Они обычно очень привязаны к своим воспитателям.
Своевременная коррекция при имбецильности позволит детям овладеть такими навыками:
- Несложные трудовые операции.
- Способность к самообслуживанию, но в меру способностей конкретного ребенка.
- Ориентация в быту.
- Основы правильного поведения.
В процессе коррекционной работы с такими детьми особе внимание уделяется развитию у них психических функций и познавательной деятельности. Имбецилы признаются недееспособными, процесс их обучения осуществляется в специализированных детских домах.
Глубокая степень или идиотия
Идиотия является наиболее тяжелой формой патологии. Ребенок не в состоянии осмыслить окружающий его мир, речевые функции весьма ограничены. Сильно нарушена координация движений, поведенческие и эмоциональные расстройства, также нарушена моторика. Все желания таких детей направлены лишь на удовлетворение потребностей, обусловленных физиологией человека.
В свою очередь, идиотия делится на три вида:
- глубокие идиоты, их также могут называть полными и лежачими. У таких детей отсутствуют ощущения, их поведение сродни поведению животных, раздражители могут вызвать неадекватную реакцию. Не способны к самообслуживанию;
- типичные идиоты имеют более выраженные инстинкты. Для того чтобы иметь возможность удовлетворять свои потребности, такие дети даже могут произносить несколько звуков, но больше этого речь не развивается;
- речевые идиоты способны произносить некоторые слова, у них присутствует реакция на окружающих людей и мир, но познавательной деятельности у них нет. Особенностью этого состояния является низкая координация и неуверенные движения.
Дети с таким диагнозом признаются недееспособными, они не обучаемы. Усилия специалистов обычно бывают направлены на то, чтобы идиоты смогли приобрести простейшие навык самообслуживания. Процесс коррекции этого состояния производится в условиях специализированных детских интернатов.
Причины
Выше уже упоминались некоторые причины нарушений, которые приводят к отставанию ребенка в интеллектуальном развитии. Это различные травмы и осложнения во время родов, воздействие на плод токсичных веществ или возбудителей инфекционных заболеваний. Однако больше половины случаев обусловлены генетическими причинами.
Некоторые хромосомные аномалии приводят к нарушению дозового баланса генов, также может возникать дисфункция отдельных генов. На сегодняшний день выявлено более 1000 генов, мутации которых могут привести к развитию различных видов отставания в интеллектуальном развитии.
Обучение и воспитание
Способными к обучению являются дети с такой формой задержки интеллектуального развития, как дебильность. Такие дети могут посещать обычные школы, но их обучение ведется по вспомогательным программам. Но не стоит оценивать их по количеству полученных знаний, намного важнее научить отстающего ребенка навыкам, которые помогут ему в дальнейшем. Если он будет расти в любви при поддержке близких людей, то он сможет научиться выполнять простейшие трудовые операции, и выполнять их он будет с удовольствием.
Умственная отсталость не излечивается, такие люди на всю жизнь останутся добродушными детьми, которые не умеют врать. Они хорошо обучаются рукоделию, с удовольствием помогают по хозяйству. Если близкие будут с ними постоянно разговаривать, читать им познавательные книги и показывать развивающие телепередачи, то человек с умственной отсталостью будет развиваться. Отсутствие такой поддержки приводит к неизбежной деградации и утрате приобретенных навыков.
Источник