Динамика развития ребенка в процессе работы

Динамика развития ребенка в процессе работы thumbnail

Динамика результатов развития психических процессов воспитанников МАДОУ д/с 46 за 2013-2017 г.

Основной целью проведения диагностики являлось раннее выявление отклонений в развитии ребенка; уточнение индивидуальных маршрутов, разработка и применение индивидуальных мер коррекции.

Диагностическое исследование проводилось по методике С. Д. Забрамной, О.В. Боровик для психолого-педагогического изучения детей в дошкольных учреждениях.

В процессе диагностики исследовались следующие параметры:

– уровень развития восприятия;

– уровень развития внимания;

– уровень развития мышления;

– уровень развития памяти;

– уровень развития речи;

– уровень развития эмоционально-волевой сферы;

– качества личности в общении.

Во время проведения процедуры исследования педагогом-психологом фиксировались ответы ребёнка, особенности выполнения заданий, поведения, а также, все, имеющие значение для заключения, наблюдения.

В конечном результате, при рассмотрении всех перечисленных показателей, определялся уровень развития каждого психического процесса ребёнка на момент обследования.

В течение года проводится стартовая, промежуточная и итоговая диагностика развития психических процессов детей. Проводится анализ динамики в развитии детей с ООП, который отражается в табличном и графическом виде.

Анализ развития психических процессов детей с ООП за 2013-2014 учебный год

низкий

ниже среднего

средний

выше среднего

высокий

Начало года

30%

30%

34%

6%

0%

Конец года

10%

11%

41%

25%

13%

Анализ развития психических процессов детей с ООП за 2014-2015 учебный год

низкий

ниже среднего

средний

выше среднего

высокий

Начало года

18%

39%

43%

0%

0%

Конец года

6%

17%

45%

27%

5%

Анализ развития психических процессов детей с ООП за 2015-2016 учебный год

низкий

ниже среднего

средний

выше среднего

высокий

Начало года

17%

14%

48%

15%

0%

Конец года

14%

16%

32%

29%

9%

Анализ развития психических процессов детей с ООП за 2016-2017 учебный год

низкий

ниже среднего

средний

выше среднего

высокий

Начало года

15%

31%

33%

21%

0%

Конец года

8%

12%

27%

40%

13%

На основании результатов, полученных в ходе исследований с 2013 по 2017 учебный год были сделаны следующие выводы:

Уровень развития психических процессов в группах у большинства детей ниже условной возрастной нормы. У детей недостаточно развиты высшие психические функции, эмоционально-волевая, коммуникативная и личностная сферы.

Результаты диагностики детей с УО показали, что у всех детей данной группы отмечается стойкое отставание в развитии интеллектуальной деятельности, которое сочетаются с незрелостью эмоционально-волевой сферы. У них отмечаются типичные формы дезадаптивного поведения возбудимого или заторможенного характера. При возбудимых формах поведения они конфликты, агрессивны, раздражительны, драчливы. При заторможенном поведении дети вялы, пассивны, медлительны, уклоняются от контактов, пугливы, плаксивы. У детей снижен уровень познавательной активности.

У детей данной группы наблюдаются также следующие трудности: недостаточно устойчивое, поверхностное внимание. Этим детям требуется организующая, стимулирующая и направляющая помощь. Нарушено восприятие сенсорных эталонов. Задания направленные на определение уровня сформированности мыслительных операций некоторым детям недоступны. При выполнении заданий часто отмечается упрощение инструкции, или ее искажение.

В процессе диагностики у детей с ЗПР чаще всего возникали трудности при составлении рассказа по сюжетной картинке, в установлении причинно-следственных связей, в процессе обобщения понятий и исключении предметов. У этих детей наблюдаются трудности в определении эмоций человека.

У детей с ТНР чаще всего возникали трудности в составлении развернутого рассказа по серии сюжетных картинок, в процессе выполнения заданий направленные на определение уровня словесно-логического мышления

По показателям психологического развития детей к концу каждого учебного года отмечается динамика в развитии детей – увеличивается количество детей с уровнем развития выше среднего и высоким, за счет этого снижается количество детей с уровнем ниже среднего и низким уровнем, что можно просмотреть на диаграммах выше.

Результаты итоговой диагностики за каждый учебный год показывают наличие индивидуальной положительной динамики у всех детей с ОПП.

На основании результатов, полученных в ходе исследования, можно предположить, что уровень развития психических процессов во всех группах ниже условной возрастной нормы. У детей недостаточно развиты высшие психические функции, эмоционально-волевая, коммуникативная и личностная сферы.

Для решения данных проблем с детьми проводится групповая и индивидуальная работа, которая направлена на развитие психических процессов, эмоционально-волевой, коммуникативной и личностной сферы детей.

.

Источник

Динамика в познавательном, речевом, двигательном развитии крайне незначительная.

Особенности деятельности ребенка.

8.1. Учебная деятельность. Навыки учебной деятельности значительно ниже условной возрастной нормы: познавательный интерес резко снижен, внимание неустойчивое, поверхностное, низкая концентрация, не понимает инструкции педагога, требуется многократное разъяснение и помощь, память кратковременная. Испытывает большие трудности по всем разделам программы. Сенсорные эталоны не сформированы. Развитие мелкой моторики не соответствует возрасту. Навыки продуктивной деятельности (лепка, рисование, аппликация) значительно ниже возрастной нормы: не умеет правильно держать карандаш (кисточку), не соблюдает пропорции частей, расположение и соединение деталей предмета, не правильно подбирает цвет; не соответствуют возрасту навыки работы с ножницами. Со стороны педагога требуется постоянная организующая и стимулирующая помощь. Темп работы медленный, работоспособность и обучаемость снижены. Не проявляет интереса к познавательной деятельности.

8.2. Динамика освоения программы незначительная. Объем знаний, умений и навыков значительно ниже требований предложенной программы.

8.3. Мотивация к обучению фактически не проявляется. Самостоятельность в работе не проявляет. Истощаемость высокая, с очевидным снижением качества деятельности.

Отношение семьи к трудностям ребенка.

Эмоционально-психологическая атмосфера в семье положительная, воспитанием занимаются оба родителя, активную поддержку оказывают бабушки и дедушка. Родители интересуются достижениями ребенка, проявляют готовность к сотрудничеству, принимают участие в мероприятиях группы и Центра. Ребенок посещает дополнительные занятия с логопедом, оплачиваемые родителями.

Получаемая коррекционно-развивающая, психолого-педагогическая помощь.

10.1. В течение неделис ребенком проводятся систематические ежедневные подгрупповые занятия по 25 минут (с учетом возрастных и индивидуальных особенностей): понедельник – ознакомление с окружающим и развитие речи; вторник – лепка/аппликация; среда – занятие педагога-психолога, обучение грамоте; четверг – рисование; пятница – музыка, физкультура. Организована систематическая индивидуальная коррекционно-развивающая помощь в процессе всех режимных моментов: игровая, трудовая, самостоятельная деятельность, прогулка, культурно-гигиенические процедуры и самообслуживание.

Занятия с учителем дефектологом: индивидуальные 2 раза в неделю.

Занятия с учителем – логопедом: индивидуальные 2 раза в неделю.

Занятия спедагогом-психологом: психологическая коррекционно-развивающая работа Развитие навыков продуктивного контакта интереса к совместной деятельности Создание условий для снижения психоэмоционального напряжения и негативизма. Занятия по данному направлению проводятся 2 раза в неделю.

Игровая деятельность.

Игровые умения и навыки не соответствуют возрасту: игры примитивны носят манипулятивный характер, однообразны, навык коллективной игры не развит. Интерес к дидактическим и настольным играм неустойчив. Сюжетно-ролевая и творческая игры отсутствуют: нет воображения, сюжет не развивает, ролевые действия не выполняет. В подвижных играх правила игры не понимает, не соблюдает. Наблюдается застреваемость в игровых действиях.

Трудовая деятельность.

Трудовые навыки не сформированы. Контроль за собственной деятельностью резко снижен. С трудом работает даже под контролем взрослого, не удерживает задание. Навыки самообслуживания значительно ниже условной возрастной нормы: не умеет умываться, одеваться и раздеваться, самостоятельно пользоваться туалетом, есть. За своим внешним видом не следит.

13. Динамика (показатели) деятельности (игровой, практической, продуктивной) за период нахождения в ППМС Центе.

За период нахождения в ППМС Центе наблюдается незначительная положительная динамика в игровой деятельности: может непродолжительное время под контролем взрослого рассматривать книгу, выполнять шнуровку, мозаику. В практической и продуктивной деятельности динамика незначительная.



Источник

п/п

Фамилия имя

ребенка

ОО «Социально-коммуникативное развитие»

ОО «Познавательное развитие»

ОО «Речевое развитие»

ОО «Художественно-эстетическое развитие»

ОО «Физическое развитие»

с

м

уровень

дина-мика

с

м

уровень

дина-мика

с

м

уровень

дина-мика

с

м

уровень

дина-мика

с

м

уровень

дина-мика

с

м

с

м

с

м

с

м

с

м

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

Сокращения: с – сентябрь (начальный мониторинг), м – май (конечный мониторинг), н- низкий уровень, с- средний уровень, в – высокий уровень, Д -динамика

НД – нет динамики

Согласно выбранной методике для осуществления мониторинга, при описании уровней используются формулировки: низкий – менее 2,2, средний – от 2,3 до 3,7, высокий – больше 3,8.

Во второй младшей группе диагностировалось 24 ребенка по 5 образовательным областям. По результатам диагностики педагогического процесса на сентябрь 2016 года (начало учебного года) составлена следующая таблица:

Образовательные области

Параметры развития

больше 3,8

от 2,3 до 3,7

менее 2,2

«Социально-коммуникативное развитие»

17 % (4 человека)

33% (8 человек)

50% (12 человек)

«Познавательное развитие»

21% (5 человек)

29% (7 человек)

50% (12 человек)

«Речевое развитие»

21% (5 человек)

33% (8 человек)

46% (11 человек)

«Художественно-эстетическое развитие»

17 % (4 человека)

37% (9 человек)

46% (11 человек)

«Физическое развитие»

17 % (4 человека)

33% (8 человек)

50% (12 человек)

Из данной таблицы видно, что в группе высокий процент детей с низким показателем параметра развития, это объясняется поступлением в группу новых детей (8 человек). С детьми, перешедшими во вторую младшую группу из первой младшей группы, имеющими показатель развития менее 2,2 требуется корректирующая работа воспитателя, необходимо разработать и внедрить в педагогический процесс индивидуальные образовательные маршруты.

Авдеев Влад ОО «Социально-коммуникативное развитие» ОО «Художественно-эстетическое развитие» ОО «Физическое развитие»

Богданов Саша ОО «Речевое развитие» ОО «Социально-коммуникативное развитие» ОО «Физическое развитие»

Гусаров Данил ОО «Речевое развитие» ОО «Познавательное развитие» ОО «Социально-коммуникативное развитие»

Гузеев Адам ОО «Речевое развитие»ОО «Познавательное развитие»ОО «Социально-коммуникативное развитие»

Семенова Валерия ОО «Познавательное развитие» ОО «Художественно-эстетическое развитие» ОО «Физическое развитие»

Мирошниченко Доминика ОО «Познавательное развитие» ОО «Физическое развитие»ОО «Социально-коммуникативное развитие»

Елисеева Маша ОО «Речевое развитие»

Во второй младшей группе диагностировалось 24 ребенка по 5 образовательным областям. По результатам диагностики педагогического процесса на май 2017 года (конец учебного года) составлена следующая таблица:

Образовательные области

Параметры развития

больше 3,8

от 2,3 до 3,7

менее 2,2

«Социально-коммуникативное развитие»

«Познавательное развитие»

«Речевое развитие»

«Художественно-эстетическое развитие»

«Физическое развитие»

По результатам сравнительного анализа 2016/2017 учебного года выявлено, что на конец рассматриваемого учебного года процент количества детей, нуждающихся в корректирующей работе педагога, снизился

ОО «Социально-коммуникативное развитие» – детей ( %)

ОО «Познавательное развитие» – детей ( %)

ОО «Речевое развитие» – детей ( %)

ОО «Художественно-эстетическое развитие» – детей ( %)

ОО «Физическое развитие» – детей ( %)

У детей ( % ) не было зафиксировано выраженной динамики в освоении программы.

Из них на среднем уровне

ОО «Социально-коммуникативное развитие» – детей ( %)

ОО «Познавательное развитие» – детей ( %)

ОО «Речевое развитие» – детей ( %)

ОО «Художественно-эстетическое развитие» – детей ( %)

ОО «Физическое развитие» – детей ( %)

И детям ( % ) требуется корректирующая работа.

ОО «Социально-коммуникативное развитие» – детей ( %)

ОО «Познавательное развитие» – детей ( %)

ОО «Речевое развитие» – детей ( %)

ОО «Художественно-эстетическое развитие» – детей ( %)

ОО «Физическое развитие» – детей ( %)

У детей ( %) прослеживалась положительная динамика.

ОО «Социально-коммуникативное развитие» – детей ( %)

ОО «Познавательное развитие» – детей ( %)

ОО «Речевое развитие» – детей ( %)

ОО «Художественно-эстетическое развитие» – детей ( %)

ОО «Физическое развитие» – детей ( %)

детей ( %) имеют стабильно высокий результат

ОО «Социально-коммуникативное развитие» – детей ( %)

ОО «Познавательное развитие» – детей ( %)

ОО «Речевое развитие» – детей ( %)

ОО «Художественно-эстетическое развитие» – детей ( %)

ОО «Физическое развитие» – детей ( %)

Проанализировав результаты можно сделать вывод, что в отношении детей ( %) педагогу удалось достичь стабильных положительных итоговых результатов и положительной динамики освоения образовательной программы .

Источник

С рождения и до года с ребенком происходят чудесные преобразования: из беспробудно спящего младенца в кроватке он превращается в колобок, который, если его не удержать, обязательно куда-нибудь укатит в стремлении к самостоятельному познанию мира.

Поэтому этот период столь важен, и вы с беспокойством следите за достижениями своего малыша, а если он что-то не делает «как все», безумно расстраиваетесь.

А стоит ли?

Пожалуй, нет. Ведь каждый ребенок – это индивидуальность. Его развитие может соответствовать общепринятым нормам физического и психического развития, несколько опережать их или отставать от них.

На это влияют различные факторы: особенности внутриутробного развития, состояние нервной системы, наследственная предрасположенность, наличие заболеваний, а также того факта, родился ли ребенок в срок или недоношенным.

Учитывать все нюансы, делать выводы, составлять план индивидуального развития, а в случае необходимости назначать соответствующее лечение – прерогатива педиатра.

Задача же мам и пап – при отклонениях от общепринятых норм обращаться к специалисту.

Поэтому мы поговорим о развитии речи и эмоций, слуха и зрения, двигательных навыков у здорового ребенка с рождения и до одного года.

Первый месяц

Двигательные навыки

В первые дни жизни движения малыша заторможены и хаотичны. Ручки у него почти всегда сжаты в кулачки, но при прикосновении предмета к ладони малыш хватает его.

К месячному возрасту движения крохи более активны, однако носят самопроизвольный характер.

Лежа на животе, он приподнимает голову и ему даже удается удержать ее на 2-3 секунды.

Слух

У новорожденного присутствует реакция на резкие звуки, он выражает ее плачем, вздрагиванием, морганием, реже замиранием.

Зрение

Ребенок с рождения видит предметы, расположенные на расстоянии 20-25 см от лица. Он воспринимает яркий свет, выражая это беспокойством и зажмуриванием.

К двадцатому дню жизни малыш фиксирует взглядом неподвижные предметы, находящиеся от него на расстоянии 40-50 см.

Ближе к месяцу следит за плавно движущимися предметами, находящимися от него на расстоянии 20-50 см, и фиксирует взгляд на лице матери.

Эмоции

Мимолетно улыбается на голос матери.

Второй месяц

Двигательные навыки

Кроха ловит взгляд другого человека, пытается приподнять голову и удерживает ее на 5-6 секунд, лежа на животе.

Движения рук у малыша по-прежнему хаотичны, но он уже пытается ими управлять: разводит в стороны, поднимает, тянется к предметам, иногда хватает их, но не может сразу отпустить.

Слух

Прислушивается к голосу матери, улыбается или замирает, услышав его.

Зрение

Кроха сосредотачивает взгляд на неподвижном предмете до 25 секунд, внимательно рассматривает взрослых и предметы в поле зрения. Переводит взгляд сверху вниз, поворачивает голову в стороны и следит за передвигающимися предметами.

Речь

Начало самостоятельного или в ответ на разговор гуления.

Эмоции

Ребенок в ответ на улыбку или разговор взрослого широко и долго улыбается, машет ручками и гулит.

Третий месяц

Двигательные навыки

Малыш меньше спит, больше двигается, играет со своими ручками, хорошо удерживает голову (не менее 1 минуты). Лежа на животе, поворачивает ее в стороны, поднимает наверх и разглядывает подвешенные игрушки.

Кроха тянется к понравившемуся предмету, разжимает пальцы и захватывает вложенную в ладонь игрушку.

В три месяца карапуз переворачивается с живота на спину, но этот навык он может приобрести и в следующем месяце.

Слух

Маленький человечек сосредоточенно прислушивается к звукам, различает голоса родных и чужих, понимает интонацию, находит источник звука.

Зрение

Рассматривает игрушку, находящуюся в руке, следит за перемещающимся предметом на расстоянии 80 см.

Речь

В ответ на обращение взрослого гулит и воспроизводит гласные звуки.

Эмоции

Реагирует на появление матери или родного человека: улыбается, машет ручками и гулит.

Социальное развитие

Привлекает к себе внимание плачем, движениями тела, начинает узнавать предметы и людей при повторной встрече.

Четвертый месяц

Двигательные навыки

Малыш следит за движущимися объектами, поворачивает голову вслед за ними, реагирует на их исчезновение из поля зрения.

Лежа на животе и опираясь на ладони, поднимает и длительно удерживает голову, поворачивает ее из стороны в стороны, отдыхает на локтях.

С силой выпрямляет и сгибает ножки, сбрасывая одеяло с себя. Осознанно хватает игрушки, трясет их и заталкивает в рот.