Динамика развития ребенка с онр

Динамика развития ребенка с онр thumbnail

Татьяна Красовских
Аналитическая справка по результатам мониторинга динамики речевого развития воспитанников за 3 года обучения

Аналитическая справка

по результатам мониторинга динамики речевого развития

воспитанников за 3 года обучения

(2009/10 уч. год, 2011/2012 уч. год, 2012/2013 уч. год)

сентябрь 2013 г.

Мониторинг был проведен в ГБОУ СОШ №572 структурного подразделения: Дошкольное (№8) ЮВОУО г. Москвы. Главной целью мониторинга являлось определение динамики речевого развития воспитанников, выявление проблем и улучшение состояния коррекционной работы. Объектом мониторинга являлись воспитанники группы ЗПР, посещавшие учреждение на протяжении двух лет (старшая и подготовительная к школе группа) и воспитанники группы ОНР, посещавшие учреждение также в течение двух лет. Основным методом мониторинга являлось изучение результатов диагностических обследований по определению уровня речевого развития детей за 2009/10 уч. год, 2011/2012 уч. год, 2012/2013 уч. год.

Задачами мониторинга было:

– определение динамики уровня речевого развития воспитанников по основным направлениям коррекционно-логопедической работы;

– корректировка коррекционно-развивающего обучения и его программно-методического обеспечения;

– определения качества логопедического воздействия и организации коррекционного обучения.

За основу диагностики (стартовой, промежуточной и итоговой) воспитанников с ОНР была принята методика Филичевой Т. Б. и Чиркиной Г. В., предложенная авторами для исследования состояния устной речи детей дошкольного возраста. Обследование проводилось по шести основным параметрам речевого развития:

– фонематические процессы;

– звукопроизношение;

– словарь;

– грамматический строй речи;

– связная речь;

обучение грамоте.

За основу диагностики (начало и конец учебного года) в группе с ЗПР была принята методика О. А. Безрукова, О. Г. Приходько, О. И. Служакова, Н. С. Челей для определения уровня сформированности речеязыковой компетенции.Обследование проводилось по следующим параметрам:

– фонематический слух;

– фонематическое восприятие;

– звукопроизношение;

– грамматический строй речи;

– слоговая структура слова;

обучение грамоте.

При проведении были изучены результаты диагностики за три года. Составлена «Сводная таблица динамики уровня речевого развития за 3 года обучения» (Приложение 3) и диаграмм динамики речевого развития (Приложение 4, 5,6).

В Приложении 3 представлена динамика речевого развития воспитанников за 3 года. При анализе учитывались показатели по низкому, среднему и высокому уровням речевого развития на начало и конец учебного года. В результате в подготовительной группе воспитанниковс ОНР были получены следующие данные:

– в формировании фонематических представлений:

– в 2009/2010 уч.году: начало года низкий уровень – 27% детей, конце года – 0%; средний уровень в начале года – 64%, в конце года – 9%;высокий уровень в начале года – 9%, в конце года – 91%.

Вывод: прослеживается положительная динамика в формировании фонематических представлений в 2009/2010 уч. году у 100% детей положительная динамика в формировании фонематических представлений.

– в формировании навыков звукопроизношения:

– в 2009/2010 уч.году: начало года низкий уровень – 9% детей, в конце года – 0%; средний уровень в начале уч. года- 55%, в конце – 9%; высокий уровень в начале года – 36%, в конце года – 100%;

Вывод: прослеживается положительная динамика в формировании навыков звукопроизношения в 2012/2013 уч. г. г. у 100% детей положительная динамика в формировании навыков звукопроизношения.

-в формировании словаря:

– в 2009/2010 уч.году: на начало года низкого уровня у воспитанников не отмечался; средний уровень в начале года – 72%, средний уровень в конце года – 19%; высокий уровень в начале года – 28%, в конце года –81%.

Вывод: по результатам обучения прослеживается значительная положительная динамика в формировании словаря воспитанников.

-в формировании грамматического строя речи:

– в 2009/2010 уч.году: начало года низкий уровень – 27% детей, в конце года – 0%; средний уровень на начало года- 64%,конец года – 19%; высокий уровень в начале года – 9%, в конце года – 81%.

Вывод: по результатам обучения прослеживается значительная положительная динамика в формировании грамматического строя речи воспитанников.

– в формировании навыков связной речи:

– в 2009/2010 уч.году: начало года низкий уровень – 45% детей, в конце года – 0%; средний уровень в начале года- 55%, в конце года-19%; высокий уровень в начале года – 9%, в конце года – 81%.

Вывод: у 100% детей отмечается положительная динамика в формировании навыков связной речи.

– в обучении грамоте:

– в 2009/2010 уч.году: начало года низкий уровень –28% детей, в конце года – 0%; средний уровень в начале года – 72%, в конце года – 28%; высокий уровень в начале года – 0%, в конце года – 72%;

Вывод: по результатам обучения прослеживается значительная положительная динамика в обучении грамоте у 100% детей.

В результате мониторинга в группе воспитанниковс ЗПР были получены следующие данные:

Читайте также:  Центр раннего развития ребенка речной вокзал

– в формировании фонематических слуха:

– в 2011/2012 уч.году: начало года низкий уровень 50 % детей, в конце года – 7%; средний уровень в начале года – 50%, в конце года – 86%;высокий уровень в начале года – 0%, в конце года – 7%;

– в 2012/2013 уч.году: начало года низкий уровень – 21% детей, в конце года – 0%; средний уровень в начале года – 79%, в конце года – 14%;высокий уровень в начале года – 7%, в конце года – 86%.

Вывод: прослеживается положительная динамика в формировании фонематических представлений, без положительной динамики на конец 2011/2012 г. остались – 7% – это случаи сложных речевых расстройств у детей с ЗПР, обусловленных органическим поражением ЦНС. В 2012 /13 уч. г. у 100% детей положительная динамика в формировании фонематических представлений.

– в формировании фонематического восприятия:

– в 2011/2012 уч.году: начало года низкий уровень 76 % детей, в конце года – 7%; средний уровень в начале года – 14%, в конце года – 86%;высокий уровень в начале года – 0%, в конце года – 7%;

– в 2012/2013 уч.году: начало года низкий уровень – 21% детей, в конце года – 0%; средний уровень в начале года – 72%, в конце года – 14%;высокий уровень в начале года – 7%, в конце года – 79%.

Вывод: прослеживается положительная динамика в формировании фонематических представлений, без положительной динамики на конец 2010/2011г. остались – 7% – это случаи сложных речевых расстройств у детей с ЗПР, обусловленных органическим поражением ЦНС. В 2012 /13 уч. г. у 100% детей положительная динамика в формировании фонематических представлений.

– в формировании навыков звукопроизношения:

– в 2011/2012 уч.году: начало года низкий уровень – 71% детей в конце года – 21%; средний уровень в начале года – 29%, в конце года – 65%;высокий уровень в начале года – 0%, в конце года – 14 %;

– в 2012/2013 уч.году: начало года низкий уровень – 21% детей, в конце года – 0%; средний уровень в начале года – 65%, в конце года – 21%;высокий уровень в начале года – 14%, в конце года – 79%;

Вывод: прослеживается положительная динамика в формировании навыков звукопроизношения, без положительной динамики 2011/ 2012 остались – 21% детей, дети продолжили обучение в подготовительной группе. В 2012/2013 уч. г. г. у 100% детей отмечается положительная динамика в формировании навыков звукопроизношения.

-в формировании грамматического строя речи:

– в 2011/2012 уч.году: начало года низкий уровень – 42% детей в конце года – 15%; высокий уровень в начале года – 15%, в конце года – 50 %;

– в 2012/2013 уч.году: начало года низкий уровень – 21% детей, в конце года – 0%; средний уровень в начале года – 79%, в конце – 21%; высокий уровень в начале года – 0%, в конце года – 79%.

Вывод: по результатам обучения прослеживается значительная положительная динамика в формировании грамматического строя речи воспитанников.

– в формировании слоговой структуры слова:

– в 2011/2012 уч.году: начало года низкий уровень – 65% детей в конце года – 21%; средний уровень в начале года – 35%, в конце года – 65%;высокий уровень в начале года – 0%, в конце года – 14 %;

– в 2012/2013 уч.году: начало года низкий уровень – 21% детей, в конце года – 0%; средний уровень в начале года – 65%, в конце года – 14%;высокий уровень в начале года – 14%, в конце года – 86%;

Вывод: в 2012/2013 уч. году отмечается 100 % положительная динамика в формировании слоговой структуры слова.

– в обучении грамоте:

– в 2012/2013 уч.году: начало года низкий уровень – 72% детей, в конце года – 0%; средний уровень в начале года – 28%, в конце года – 14%;высокий уровень в начале года –0%, в конце года – 86%;

Таким образом, мониторинг за 3 года обучения показывает положительную динамику по всем направлениям коррекционно-логопедической работы.

Анализ результатов коррекционной работы в выпускной группе 2012/13уч. год показал, что 100%детей усвоили программу подготовительной группы: у 85 % детей (высокий уровень) проведена полная коррекция речевых нарушений – речь норма, у 15 % детей (средний уровень) – речь в пределах возрастной нормы. Все выпускники подготовительной группы продолжили обучение в 1 классе общеобразовательной школы.

Такие показатели коррекционно-логопедической работы подтверждают эффективность использования педагогом методических приемов и технологий по преодолению системного недоразвития речи у детей с задержкой психического развития.

Читайте также:  Как влияют подвижные игры на развитие ребенка

Источник



В статье проанализированы результаты обследования сформированности речи и неречевых функций у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, III уровень. Представлены этапы опытно-экспериментальной работы, основные задачи. Проанализированы результаты констатирующего эксперимента.

Ключевые слова: общее недоразвитие речи; речевые и неречевые процессы; констатирующий эксперимент

Всесторонний анализ речевых нарушений у детей с недостатками речевого развития представлен в трудах Р. Е. Левиной, Л. С. Волковой, Т. Б. Филичевой,

Г. В. Чиркиной и других авторов. Одним из приоритетных направлений логопедии можно рассматривать разработку научно обоснованных методов и содержания психолого-педагогического изучения детей с общим недоразвитием речи. Накоплен определённый опыт работы по организации и проведению диагностики в трудах С. Д. Забрамной,

Т. Б. Филичевой Л. С. Волковой, О. Е. Грибовой, О. Б. Иншаковой и других ученых. Однако, по-прежнему, многие организационно-методические вопросы, касающиеся принципов, методов и конкретно содержания комплексного обследования, остаются недостаточно разработанными. Вышесказанное определяет актуальность и значимость вопроса по детальному рассмотрению научно-методических и практических рекомендаций к организации психолого-педагогического обследования дошкольников с общим недоразвитием речи.

Успешность воспитания и обучения, социальной адаптации детей с ОНР зависит от правильной оценки их возможностей и особенностей развития. Диагностика этих детей является важным этапом в системе мероприятий, обеспечивающих специальное обучение, коррекционно-педагогическую и психологическую помощь. Результаты многочисленных исследований отечественных ученых свидетельствуют о том, что недоразвитие или повреждение различных звеньев речевой системы при отсутствии специальных коррекционных мероприятий приводит к возникновению ряда вторичных и третичных отклонений.

Ещё Л. С. Выготский выдвинул положение о том, что при определённых благоприятных педагогических условиях, возможно предупредить появление вторичных проявлений недоразвития высших психических функций. В условиях детского сада при обследовании на первый план выступает задача комплексного, всестороннего, качественного анализа особенностей познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы, личностного развития, а также исследования сферы знаний, умений, навыков, представлений об окружающем мире, имеющихся у ребёнка. Важно своевременно и полно обследовать речь ребёнка. Диагностика выступает как необходимый структурный компонент коррекционно-педагогического процесса и средством оптимизации этого процесса.

Углубленное всестороннее обследование позволяет построить оптимальные индивидуальные и групповые коррекционно-развивающие и обучающие программы, определить эффективность коррекционно-педагогического воздействия. Всестороннее обследование у детей речевых и неречевых процессов, сенсомоторной сферы, интеллектуального развития, а также личностных особенностей и социального окружения помогает правильно организовать коррекционное обучение и воспитание, что в дальнейшем может привести к положительным результатам в развитии, при поступлении в школу. Вот почему важно и необходимо рано выявлять детей с выраженным недоразвитием речи, с одной стороны, и разработки адекватного коррекционного их обучения, с другой стороны.

Главной целью психолого-педагогической диагностики является определение индивидуально-возрастных особенностей психического развития детей с нарушениями речи. Работая с детьми, имеющими нарушения в речевом развитии, педагог при организации психологического обследования решает следующие задачи:

– определение индивидуального хода психического развития ребёнка в связи с различными видами речевых нарушений;

– определение характера психического развития ребёнка (какие функции, системы, сферы сформированы, какие сформированы недостаточно или сформированы неправильно), т. е. дифференциальная диагностика состояния развития ребёнка;

– оценка соответствия уровня и темпа развития ребёнка с нарушениями речи возрастным нормативам;

– установление возможных причин отклонений в психическом развитии ребёнка (органических, например, перинатальное поражение ЦНС; психологических — отношение окружения и самого ребёнка к дефекту;

– постановка психологического «диагноза» — отнесение к тому или иному типу (группе) психического развития;

– выявление потенциальных возможностей ребёнка, прогноз его психического развития и определение психолого-педагогических условий, необходимых данному ребёнку для гармонизации стабилизации психического, в том числе и его речевого, развития [4, с.53].

Организация и содержание констатирующего эксперимента по обследованию речевых и неречевых процессов у детей пятилетнего возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения представлено в данной статье. В исследовании приняли участие десять детей с логопедическим заключением ОНР, III уровень — воспитанники детского сада г. Смоленска. Вся опытно-экспериментальная работа проходила в несколько этапов:

Первый этап — констатирующий: психолого-педагогическое обследование дошкольников с ОНР, анализ результатов, и разработка программы по коррекции неречевых и речевых процессов;

Второй этап — формирующий: коррекционная работа с детьми дошкольного возраста (на основе разработанных программ по уровням);

Третий этап  контрольный: итоговое обследование детей, анализ динамики формирования речи у детей дошкольного возраста с ОНР.

На первом этапе экспериментальной работы нами была изучена медицинская документация и речевые карты. На основе анализа речевых карт мы определили уровни речевого развития и возможностей дошкольников по степени сформированности таких параметров, как артикуляционная моторика, фонематический слух, звукопроизношение, слоговая структура, словообразование, грамматический строй, связная речь.

Речевые уровни развития:

Низкий — 1–2 балла (слабо развиты все основные компоненты).

Читайте также:  Тест на развитие речи ребенка

Ниже среднего — 3–4 балла (навык в начальной степени, носит непостоянный характер).

Средний — 5–6 баллов (навык находится в развитии, требует помощи взрослого или владеет навыком не в полной мере).

Выше среднего — 7–8 баллов (ребёнок пользуется своими знаниями при умеренной поддержке взрослого).

Высокий — 9–10 баллов (навык устойчиво развит).

Анализ результатов показал, что половина детей имеет уровень речевого развития ниже среднего, и половина — низкий уровень.

Целым рядом исследователей (Л. А. Венгером, О. М. Дьяченко,

С. Д. Забрамной, О. В. Боровиком, Р. С. Немовым и другими) разработана структура психолого-педагогического обследования детей с ОВЗ, но в настоящее время значимым остаётся вопрос определения содержания обследования неречевых процессов у детей дошкольного возраста.

Мы предприняли попытку систематизировать ранее описанные в литературных источниках методики по изучению психических процессов и попытались разработать серии диагностических заданий, направленных на обследование неречевых процессов у дошкольников с ОНР [1,2,3].

Все задания разбили на пять частей. Первая серия заданий направлена на исследование восприятия. Вторая серия заданий — на изучение внимания. Третья серия заданий направлена на исследование состояния процесса воображения. Четвёртая серия — задания направлены на изучение памяти. Пятая серия заданий направлена на исследование мышления: операций обобщения, анализа и синтеза.

Анализ обработки данных, полученных по каждой методике диагностики познавательных процессов показал следующие результаты. Нами было выделено 30 % детей со средним уровнем развития познавательных функций, 60 % детей с низким уровнем развития и 10 % детей с очень низким уровнем развития психических процессов.

Обобщив полученные данные по уровням развития речевых и неречевых процессов нами были выделены следующие группы детей:

Первая группа — это дети со средним уровнем развития психических процессов и ниже среднего уровнем развития речи. Для этих детей характерна недостаточная концентрация внимания, сниженный объём памяти, вследствие этого слабо развито словесно-логическое мышление. Возникают сложности в составлении развёрнутых рассказов. Эту группу детей составили 30 % дошкольников, принимавших участие в обследовании.

Вторая группа — дети с низким уровнем развития психических процессов и ниже среднего уровнем развития речи. Этим детям свойственны недостаточность произвольного внимания, его объёма и концентрации, отмечается низкая способность к переключению и распределению внимания; слабость запоминания, а также повышенная суетливость, возбудимость или, наоборот, заторможенность, вялость, пассивность, что в обоих случаях ведет к недостаточному развитию речи. Недостаточность развития восприятия ведет к трудностям в формировании всех мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации). 20 % дошкольников вошли в эту группу.

Третья группа — дети с низким уровнем развития как неречевых, так и речевых процессов. Для детей данной группы характерны пониженная работоспособность, а также недостаточность внимания, снижение объёма памяти, замедленность процесса запоминания, неточность воспроизведения информации, в связи с чем, речь отстает от нормы. Нарушено произношение нескольких групп звуков. 40 % детей составили данную группу.

Четвертая группа — дети с очень низким уровнем развития неречевых процессов и низким уровнем развития речевых процессов. Словарный запас невелик. Используются двух-трехсловные предложения. Нет развернутого рассказывания. В эту группу вошли 10 % дошкольников, принимавших участие в обследовании.

Таким образом, проведенный констатирующий эксперимент показал недостаточность развития речевых и неречевых процессов у дошкольников с общим недоразвитием речи и позволил выявить основные направления дальнейшей коррекционной работы по их исправлению и совершенствованию.

Наш эксперимент подтвердил данные, полученные из теоретического анализа специальной отечественной и зарубежной литературы (Р. М. Боскис, Р. Е. Левина,

М. Е. Хватцев, Е. Ф. Рау, Г. В. Чиркина, Л. С. Волкова, К. П. Беккер, З. Ремлер и других ученых) о том, что у значительной части детей старшего дошкольного возраста имеются отклонения от нормы как в речевом развитии, так и отклонения в развитии неречевых функций.

На основе данных, полученных в ходе первого констатирующего этапа эксперимента, нами была разработана система коррекционных упражнений, направленных на развитие высших психических функций (внимания, памяти, воображения, восприятия, мышления) и формирование речевой деятельности.

Литература:

  1. Забрамная С. Д., Боровик О. В. Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.
  2. 32 с.; 115 карт.
  3. Меженцева Г. Н. Особенности познавательной деятельности обучающихся с общим недоразвитием речи в начальной школе // Вестник научных конференций. 2017.
  4. № 2–5 (18). С. 60–61.
  5. Немов Р. С. Психология. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. Кн. 3: Психодиагностика. 640 с.
  6. Чернова Е. П. Психологическая помощь дошкольникам с нарушениями речи // Воспитание и обучение детей с нарушениями речи. 2005. № 2. С.51–55.

Основные термины (генерируются автоматически): уровень развития, ребенок, процесс, общее недоразвитие речи, речевое развитие, III, дошкольный возраст, серия заданий, группа, констатирующий эксперимент.

Источник