Динамика развития ребенка с нарушениями речи
Диагностика коммуникативных навыков
- Коммуникативное поведение
1.1. Вокализации
Какие звуки, звукокомплексы он/она произносит?
В каких ситуациях, в присутствии кого он/она произносит звуки?
Можно ли связать эти звуковые выражения с каким-либо значением?
С каким: реакция на обращение; привлечение к себе внимания; требование (принятие/отклонение) предмета, выполнения действия; протест; комментарии и др.?
1.2. Взгляд
Наблюдает ли он/она за окружающей обстановкой,
людьми?
Следит ли он/она за другими людьми, находящимися в
поле зрения? Замечает ли он/она визуально интересные объекты, находящиеся в поле зрения?Проявляет ли различия в визуальном поведении по отношению к знакомым и незнакомым людям, людям и предметам? Выдерживает ли он/она зрительный контакт собеседника? Выражает ли он/она взглядом желание о привлечениивнимания; предпочтение/отклонение объекта, действия, ситуации; возражение?
1.3. Мимика
Может ли он/она мимикой понятно выражать чувства
(радость, удивление, грусть, злость, страх)?
Соответствует ли выражение лица ситуации?
Есть ли неясности в интерпретации выражений его/ее лица?
Может ли он/она сознательно контролировать свою мимику?
Отвечает ли он/она мимикой на вопросы или ситуацию
высказывания?
Появляется ли у него/нее выражение лица спонтанно?
Общается ли он/она мимикой с другими людьми в соответствующей ситуации?
1.4. Жесты
Демонстрирует ли он/она целенаправленные движения по
отношению к объектам, людям в какой-либо ситуации?
Использует ли он/она движения тела с целью достижения объекта?
Усиливаются (ослабляются) ли непроизвольные движения
в отношении определенных действий, среды, людей?
Использует ли он/она жесты, чтобы обратить на себявнимание?
Использует ли он/она жесты с целью выражения основных потребностей?
Связаны ли жесты с другими формами коммуникации?
1.5. Интерактивное поведение
Реагирует ли он/она на обращение?
Реагирует ли он/она на разумные требования?
Проявляет ли он/она различия в реагировании на собеседников, ситуацию?
ли он/она инициатором коммуникативноговзаимодействия?
Проявляет ли он/она соразмерное поведение в ситуации смены собеседника?
Каким образом он/она реагирует на недоразумения?
Отвечает ли он/она на дополнительные вопросы при повторениях / уточнениях с целью снятия недоразумения?
Прибегает ли он/она в не совсем понятной ситуации к альтернативным формам коммуникации?
Может ли он/она эффективно общаться с помощью своей коммуникативной системы с окружающими?
- Лингвистические способности
2.1. Восприятие и понимание
Реагирует ли он/она на собственное имя?
Узнает ли он/она имена людей, названия знакомых объектов, событий?
Знает ли он/она общеупотребительные существительные, глаголы?
Может ли он/она отвечать на закрытые вопросы, показывая «Да»/»Нет»?
Понимает ли он/она простые требования?
Узнает ли он/она названные объекты?
Узнает ли он/она объекты по их функциональному описанию?
Понимает ли он/она родовые понятия?
Понимает ли он/она фразы с конкретным значением?
Понимает ли он/она фразы с переносным значением?
Понимает ли он/она фразы, выражающие причинно-следственные, временные отношения, условие (предложения «Если…, то затем…»)?
Понимает ли он/она местоимения, прилагательные?
Понимает ли он/она репродуктивные вопросы: «Кто?»«Что?»
Понимает ли он/она поисковые вопросы: «Где?»«Куда?»
Понимает ли он/она вопросы, касающиеся его/ее, других людей?
Понимает ли он/она бытовые вопросы?
2.2. Способность речевого выражения
2.2.1. Артикуляционная моторика
Испытывает ли он/она проблемы с приемом пищи (еда сложки, жевание, глотание)?
Выполняет ли он/она произвольные (непроизвольные)движения органами артикуляционного аппарата?
Скоординированы ли у него/нее дыхательная, голосовая и артикуляционная системы?
2.2.2. Речь
Продуцирует ли он/она устные высказывания?
Понятны ли его/ее высказывания?
Может ли он/она однозначно ответить «Да» и «Нет»?
Может ли он/она разборчиво произносить другие слова?
2.2.3. Помощь при коммуникации
Может ли он/она устно выразить свои повседневныепотребности?
Может ли он/она устно сообщить о своем самочувствии,эмоциональном состоянии?
Может ли он/она называть знакомых людей, объекты,ситуации, места?
Может ли он/она устно выразить отношения «человек-действие» и «действие-объект»?
Может ли он/она задавать вопросы?
Может ли он/она отвечать на простые вопросы?
2.2.4. Чтение и письмо
Может ли он/она распознавать буквы и цифры?
Может ли он/она узнавать (распознавать) часто употребляемые слова?
Может ли он/она распознавать знакомые существительные и глаголы?
Может ли он/она осмысленно читать предложения?
Может ли он/она писать буквы (применяя вспомогательные средства)?
Может ли он/она писать знакомые слова?
Может ли он/она писать простые предложения?
- Двигательные способности
Каково его/ее общее моторное развитие?
Может ли он/она самостоятельно передвигаться (вставать, садиться)?
Как он/она располагается в кресле-коляске?
Какая часть его/ее тела в большей степени способна к
выполнению произвольных движений? Каков объем выполняемых движений?
Каков минимум движений, выполняемых уверенно иточно?
Сколько времени необходимо ему/ей, чтобы показатьна что-то?
Как часто он/она может отвечать в течение определенного интервала времени?
Как долго он/она может выполнять определенный виддеятельности и не уставать?
Может ли он/она пользоваться «коммуникативной кнопкой»?
Насколько богат его/ее опыт пользования «коммуникативной кнопкой»?
4.Когнитивные способности
4.1. Внимание
Концентрирует ли он/она внимание?
Отвлекается ли?
Каково его/ее общее психическое состояние (заинтересованный, внимательный, бодрый, пассивный, вялый)?
4.2. Восприятие
4.2.1. Зрительное восприятие
Какое у него/нее зрение? Есть ли указания на сужениеполей зрения?
Может ли он/она фиксировать взглядом объекты илилюдей?
Может ли он/она следить за объектами, людьми, находящимися в движении
Может ли он/она осуществлять сканирование взглядом?
Имеются ли особенности зрительного восприятия?
4.2.2. Слуховое восприятие
Какой у него/нее слух?Может ли он/она локализовать окружающие шумы(речь)?
Может ли он/она распознать и соотнести звуки окружающей среды?
Дифференцирует ли он/она звуки, проявляет ли к нимизбирательное отношение?
Каково состояние фонематического восприятия?
Может ли он/она сравнивать звуки?
4.2.3. Тактильное восприятие
Каково состояние тактильного восприятия?
Может ли он/она воспринимать (тактильные) прикосновения?
Насколько у него/нее выражена тактильная чувствительность?
Может ли он/она соотносить полученные тактильныеощущения?
4.3. Знаково-символическая деятельность
Имеет ли он/она представление о постоянстве объекта?
Понимает ли он/она символы?
Имеет ли он/она представление о связи «средство-цель»?
Умеет ли он/она воспринимать причинные связи?
Имеет ли он/она план действий при обращении с объектами?
Демонстрирует ли он/она символическое (игровое) поведение, нравится ли ему/ей наблюдать за игрой?
Использует ли он/она игрушки?
4.4. Мышление и память
Может ли он/она классифицировать объекты по функциональному признаку?
Узнает ли он/она знакомые лица?
Может ли он/она обобщать изученное и применять егов новых ситуациях?
Распознает ли он/она структуры?
Может ли он/она решить задачу?
- Психосоциальные способности
Проявляет ли он/она разочарование, если видит, что
неспособен/на выразить свои желания и потребности?
Знает ли он/она о своих коммуникативных ограничениях?
Имеет ли он/она выдержку для целенаправленных, намеренных взаимодействий с другими людьми?
Применяет ли он/она все имеющиеся в распоряжении
возможности для включения в окружающую среду?
Мотивирован(а) ли он/она общаться с другими людьми?
К каким объектам, действиям, видам деятельности он/
она проявляет особый интерес?
Проявляет ли он/она интерес к фотографиям или картинкам?
С какими другими людьми он/она преимущественно
контактирует?
В каких местах происходит коммуникация?
Проявляет ли он/она длительный интерес к какому-либо занятию, деятельности?
Имеется ли в его/ее поведении что-то необычное?
Источник
Динамика речевого развития воспитанников МДОУ «Детский сад №3» на сентябрь 2015 – 2016 учебный год
Фамилия,
имя
Произношение
Фонематический слух и навыки звукового анализа
Лексико-грамматический строй речи
Результат
Андрей
Сохраняется смешение мягких и твёрдых согласных, смягчение звука [л]. Звук [р] произносит в сочетании со звуками [т], [д]. Не автоматизирован звук [ш], [ж]. Грубо нарушена слоговая структура слова. Наблюдаются неадекватные замены звуков и слогов. Повторяет обратные и прямые открытые слоги без стечения согласных и слова с подобными слогами.
Узнаёт звук на фоне ряда звуков, слогов, на фоне слова. Не определяет место звука в слове. Неправильно повторяет слоговые цепочки, нарушая порядок слогов.
Знает наиболее употребляемые в быту слова. Называет животных, предметы мебели, одежды, названия продуктов. Словарь пополнился словами по темам: «Животные», «Мебель», «Одежда», «Обувь», «Игрушки».
Андрей
Звук [р] не произносит. Только мягкий
Гласные звуки не ставятся. Речевой выдох слабый и укороченный. Произносит звуки, обрывисто, гласные не тянет.
Узнаёт звук на фоне ряда звуков, слогов. Неправильно повторяет слоговые цепочки, нарушая порядок слогов. Не определяет место звука в слове.
Словарь пополнился словами по темам: «Школа. Школьные принадлежности», «Животные», «Мебель», «Одежда», «Обувь», «Игрушки».
Дима
Не автоматизированы звуки [с], [з], [ш], [ж], [щ] в словах. Звук [р] произносит, работа над автоматизацией.
Узнаёт звук и указывает на его. Навыки звуко-буквенного анализа не сформированы. Не определяет место звука в слове.
Словарь пополнился словами по темам: «Животные», «Мебель», «Одежда», «Обувь», «Игрушки».
Алексей
Грубые нарушения мелкой, артикуляционной моторики. В покое тонус мышц низкий, а при попытках речи происходит быстрое и значительное его нарастание. При этом наблюдается непостоянный характер искажений звуков. Изолированные звуки способен произносить более чисто. В спонтанной речи гипертонус нарастает и наблюдаются многочисленные искажения звукопроизношения. Звук [р] произносит в сочетании со звуками [т], [д].
Узнаёт звук на фоне ряда звуков, слогов. Неправильно повторяет слоговые цепочки, нарушая порядок слогов. Определяет первый гласный звук в начале слова. Не определяет место звука в слове.
Словарь пополнился словами по темам: «Животные», «Мебель», «Одежда», «Обувь», «Игрушки».
Настя
Нарушения динамической координации движений артикуляционного аппарата. Не автоматизирован звук [р]. Дикция нечёткая. Нарушает слоговую структуру многосложных слов.
Начал узнавать звук на фоне ряда звуков.
Навыки звуко-буквенного анализа не сформированы.
Словарь пополнился словами по темам: «Животные», «Мебель», «Одежда», «Обувь», «Игрушки».
+
Надя
Движения языка нечёткие, неточные. Не автоматизированы звуки [ц], [щ] в связной речи. Смешение звуков [р]-[л’], [с]-[ш], [з]-[ж]. Нарушает слоговую структуру многосложных слов со стечением согласных, в основном уподобляет слоги.
Правильно повторяет слоговые цепочки. Узнаёт звук на фоне ряда звуков, слогов, на фоне слова. Не определяет место звука в слове.
Словарь пополнился словами по темам: «Школа. Школьные принадлежности», «Животные», «Мебель», «Одежда», «Обувь», «Игрушки». Множественные аграмматизмы.
Вадим
Движения языка нечёткие, неточные. Нарушение дифференциации движений губ и языка. Сохраняется смягчение звука [л]. В спонтанной речи межзубное произношение звуков. Слоговая структура в спонтанной речи грубо нарушена. С трудом отражённо проговаривает слова по слогам. Смешения свистящих и шипящих, [р]-[л] звуков.
Узнаёт звук на фоне ряда звуков и слогов. Потеряла за лето умение узнавать звук на фоне слова. Навыки звуко-буквенного анализа слова не сформированы.
Словарь пополнился словами по темам: «Школа. Школьные принадлежности», «Животные», «Мебель», «Одежда», «Обувь», «Игрушки». Множественные аграмматизмы. По картинкам составляет простые предложения их 2-3-х слов. Затрудняется при пересказе.
При составлении рассказа искажает смысл и выпускает важные смысловые звенья.
Юра
Нарушения дифференцированных движений губ и языка. Сохраняется смешение звуков [р]-[л]. Нарушена слоговая структура многосложных, особенно малознакомых слов. В спонтанной речи слоговая структура слова грубо нарушена.
Узнаёт звук на фоне ряда звуков, слогов, на фоне слова. Неправильно повторяет слоговые цепочки, нарушая порядок слогов. Не определяет место звука в слове.
Словарь пополнился словами по темам: «Школа. Школьные принадлежности», «Животные», «Мебель», «Одежда», «Обувь», «Игрушки». Словарь ограничен словами из обихода.
Максим
Не автоматизированы звуки [л’], [р] в связной речи. Звук [л] смягчает. Смягчает звук [л]. Звук [ц] произносит, как [с], а [ч], как [т’]. Звук [р] не ставится
Узнаёт звук на фоне ряда звуков, слогов и на фоне слова. Определяет первый и последний звук в слове. При повторении слоговых цепочек нарушает последовательность слогов. Не определяет место звука в слове.
Словарь пополнился словами по темам: «Школа. Школьные принадлежности», «Животные», «Мебель», «Одежда», «Обувь», «Игрушки». Множественные аграмматизмы.
Михаил
Не автоматизированы звуки [л], [ц], [ч], [щ] в связной речи. Нечёткая дикция. Движения языка неточные и нечёткие. Назальный оттенок в голосе.
Узнаёт звук на фоне ряда звуков, слогов и на фоне слова. Определяет первый и последний звук в слове. При повторении слоговых цепочек нарушает последовательность слогов. Не определяет место звука в слове.
Словарь пополнился словами по темам: «Школа. Школьные принадлежности», «Животные», «Мебель», «Одежда», «Обувь», «Игрушки». Множественные аграмматизмы. Смысл картинки при составлении рассказа передаёт правильно. В речи, в основном, пользуется односложными и двусложными предложениями.
Егор
Под контролем, отражённо произносит слова чётко.
Узнаёт звук на фоне ряда звуков, слогов и на фоне слова. Определяет первый гласный звук в слове.
Не определяет место звука в слове.
Словарь пополнился словами по темам: «Животные», «Мебель», «Одежда», «Обувь», «Игрушки».
+
Дима
Звук [р] не произносит. Приблизительно поставлены звуки [л], [л’]. Гласные звуки не ставятся. Речевой выдох слабый и укороченный. Произносит звуки, слоги и слова кратко, обрывисто, гласные не тянет.
Узнаёт звук на фоне ряда звуков, слогов и на фоне слова. Определяет первый и последний звук в слове. При повторении слоговых цепочек нарушает последовательность слогов. Не определяет место звука в слове.
Словарь пополнился словами по темам: «Животные», «Мебель», «Одежда», «Обувь», «Игрушки».
Чуприна
Кирилл
Движения органов артикуляции вялые, замедленные, выражен длительный поиск позы. Не автоматизированы в связной речи звуки [р], [л’]. Звук [л] за лето начала смягчать. Речь несколько замедленная. В спонтанной речи единичные нарушения слоговой структуры многосложных слов.
Фонематический слух развит. Навык простых форм звукобуквенного анализа сформирован. Не может придумать слово на заданный звук.
Словарь пополнился словами по темам: «Дикие животные», «Домашние животные», «Дикие птицы», «Домашние птицы», «Деревья», «Времена года». В речи различные аграммтизмы, чаще нарушено согласование слов. Составляет простые распространённые предложения из 3-х слов и рассказ по серии сюжетных картинок.
Дима
Кончик языка не выражен, язык толстый, движется всей массой. Наблюдается спастичность в мышцах языка.
Смешения свистящих и шипящих звуков. Звук [р] произносит в сочетании со звуками [т], [д].
Не различает на слух твёрдые и мягкие согласные. Не слышит нарушения собственного звукопроизношения. Некритичен к собственной речи. Не стремится исправить недостатки речи. Определяет первый и последний звук в слове. Не определяет место звука в слове. При повторении слоговых цепочек нарушает последовательность слогов.
Не знает некоторые обобщающие слова. Словарь пополнился словами по темам: «Дикие животные», «Домашние животные», «Дикие птицы», «Домашние птицы», «Деревья», «Времена года». В речи множественные аграмматизмы, в основном нарушено управление и согласование слов.
Егор
Движения органов артикуляции вялые, замедленные, неточные, выражен длительный поиск позы. Звук [р] произносит в сочетании со звуками [т], [д]. Не автоматизированы звуки [ц], [л] в словах и предложениях.
Правильно повторяет слоговые цепочки. Узнаёт звук на фоне ряда звуков, слогов и на фоне слова. Определяет первый звук в слове. Сложные формы звуко-буквенного анализа не сформированы.
В речи аграмматизмы, нарушения согласования слов, образование существительных мн. ч. Пользуется простой неразвёрнутой фразой.
Лера
Смягчает звук [л]. Не автоматизирован звук [ц]. Звук [р] не ставится. Многочисленные смешения свистящих и шипящих звуков.
Не различает на слух твёрдые и мягкие согласные. Не слышит нарушения собственного звукопроизношения. Не стремится исправить недостатки речи. При повторении слоговых цепочек нарушает последовательность слогов. Владеет простыми формами звуко-буквенного анализа.
В речи аграмматизмы, в основном нарушения согласования
При составлении рассказа по картинкам правильно передаёт смысл.
Источник
МОНИТОРИНГ
«Отслеживание динамики развития детей, в группах для детей с ТНР».
Современная модель системы оценки качества образования предусматривает переход к системе мониторинговых исследований. Мониторинг в образовании – это система сбора, обработки, хранения и распространения информации об учебно-воспитательном процессе или отдельных его компонентах, ориентированная на информационное обеспечение управления, позволяющая судить о состоянии объекта в любой период времени и дающая прогноз его развития. Необходимость создания эффективной системы оценивания качества педагогического процесса указана в нормативных документах, регламентирующих работу ДОУ. Наряду с этим существует и потребность образовательной практики, поскольку залогом эффективного проектирования коррекционно развивающего процесса является наличие у учителя-логопеда полной информации о проблемах и возможностях каждого ребенка. Возникает необходимость в особой функциональной системе выявления и контроля динамики речевого развития ребенка. Использование мониторинга динамики речевого развития детей с нарушениями речи позволяет решить поставленные задачи, поскольку предполагает постоянный сбор информации об объектах контроля, изучение объекта по одним и тем же критериям с целью выявления динамики изменений, применение стандартизированной системы методов исследования.
Целями речевой диагностики в группе для детей с ТНР являются
- оценка уровня речевого развития детей 6 – го, 7-го года жизни;
- определение уровня речевой готовности воспитанников 7-го года к школьному обучению;
- оценка эффективности коррекционно-образовательной работы.
Для контроля качества коррекционно-развивающей работы, в группах для детей ТНР, в ДОУ используется мониторинг речевого развития детей в виде периодического логопедического обследования, которое осуществляется 3 раза в год (сентябрь, январь, май).
Мониторинг разработан на основе имеющейся речевой карты, а так же на основе психоречевой диагностики Е.Романович, О.Кольцовой, с опорой на наглядный материал. Предметом диагностики являются:
– моторная сфера;
– психические процессы;
– импрессивная речь;
– слоговая структура слова;
– фонематический слух;
– языковой анализ и синтез;
– грамматический строй речи:
– лексика;
– словообразование;
– связная речь.
Звуковая сторона речи обследуется отдельно.
При оценке предложенных заданий следует учитывать не только результат выполнения, но и деятельность ребенка (пути поиска решений), а так же предлагаемые виды помощи. Критерии интерпретации результатов выполнения ориентируются на возрастные особенности и этап развития речевой функции в коррекционной деятельности.
При обследовании используется единая шкала для оценки результатов диагностики на протяжении всего периода изучения ребенка, которая является отражением этапов развития той или иной функции, не зависимо от возраста ребенка. Таким образом, учитель-логопед может увидеть насколько гетерохронно или асинхронно развивается ребенок, а так же проследить динамику формирования речевых навыков и фактически оценить результаты коррекционно-развивающего обучения в течение всего периода нахождения ребенка в речевой группе ДОУ. Для оценки стабильности логопедической работы предлагается соотносить достижения ребенка с уровнями (высокий – 4,5 – 5 баллов, выше среднего – 3,5- 4,5 баллов, средний – 2,5 – 3,5 балла, ниже среднего – 1,5 – 2,5 балла, низкий – 0- 1,5балла), ориентированными на возраст ребенка.
В качестве наглядно-методического обеспечения можно использовать следующие ма- териалы:
1. Володина В.С. Альбом по развитию речи. Москва, 2009.
2. Косинова Е.М. Логопедические тесты на соответствие речевого развития вашего ре- бенка его возрасту. Москва, 2006.
3. Нищева Н.В. Картинный материал к речевой карте ребенка дошкольного возраста. Санкт-Петербург, 2008.
4. Смирнова И.А. Логопедический альбом для обследования звукопроизношения, фонематических представлений, лексико-грамматического строя и связной речи. Санкт- Петербург, 2006.
5. Ткаченко Т.А. Альбом индивидуального обследования дошкольника. Москва, 2006.
Для фиксирования результатов используется таблица, куда заносятся результаты, выводится средний балл по каждому критерию обследования. Так же можно отследить уровень речевого развития по каждому ребёнку.
ДИАГНОСТИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ РЕЧЕВЫХ ПРОЦЕССОВ
Цели речевой диагностики:
- оценка уровня речевого развития детей 6 – го, 7-го года жизни;
- определение уровня речевой готовности воспитанников 7-го года к школьному обучению;
- оценка эффективности коррекционно-образовательной работы, отслеживание динамики речевого развития.
Осуществляется 3 раза в год (сентябрь, январь, май).
Мониторинг разработан на основе речевой карты, используемой в ДОУ, а так же на основе психоречевой диагностики Е.Романович, О.Кольцовой, с опорой на наглядный материал.
Наглядно – методический материал:
1. Володина В.С. Альбом по развитию речи. Москва, 2009.
2. Косинова Е.М. Логопедические тесты на соответствие речевого развития вашего ре- бенка его возрасту. Москва, 2006.
3. Нищева Н.В. Картинный материал к речевой карте ребенка дошкольного возраста. Санкт-Петербург, 2008.
4. Смирнова И.А. Логопедический альбом для обследования звукопроизношения, фонематических представлений, лексико-грамматического строя и связной речи. Санкт- Петербург, 2006.
5. Ткаченко Т.А. Альбом индивидуального обследования дошкольника. Москва, 2006.
1. Моторная сфера.
- Попрыгать на двух ногах.
- Попрыгать на левой (правой) ноге.
- Потопать ногами и похлопать руками одновременно.
- Поймать брошенный мяч (несколько раз).
- Сложить 1-й и 2-й палец в кольцо.
- Пальчики «здороваются».
- Поочередное сгибание и разгибание пальцев на руке.
- Показать правую, левую руку (ногу).
- Показать правый и левый глаз.
- Показать правой рукой левый глаз, а левой рукой – правый глаз.
- Умение держать карандаш.
- Проведение прямых линий, горизонтальных и вертикальных.
- Рисование геометрических фигур. (4-5 лет – круг; 5-6 лет – круг, квадрат; 6-7 лет все фигуры)
Ключ
5 баллов – все задания выполняет правильно, самостоятельно.
4 балла – выполняет задание с помощью педагога.
3 балла – выполняет задание по образцу.
2 балла – выполняет задание по подражанию.
1 балл – не выполняет задания.
2. Звукопроизношение.
Ключ
5 – безукоризненное произношение всех звуков в любых речевых ситуациях
4 – один-два звука правильно произносятся, изолированно и отраженно, но когда подвергаются искажениям или заменам (недостаточно автоматизированы)
3 – нарушено произношение трех-пяти звуков
2 – в любой позиции искажаются или заменяются шесть-девять звуков
1 – искажениям или заменам во всех речевых ситуациях подвергаются от десяти звуков
3.Импрессивная речь.
Понимание конкретных существительных | Покажи, возьми (назови), что я скажу (покажу) |
Понимание обобщающих слов | Покажи на картинках |
Понимание действий | Покажи на картинках |
Понимание поручений (по речевой инструкции) | Например: дай куклу маме и покачай мишку |
Понимание форм ед.и мн.числа существительных | Покажи на картинках |
Понимание форм ед.и мн.числа глаголов | Покажи на картинках |
.Понимание падежных конструкций | Выполни (покажи на картинке) |
Понимание приставочных глаголов | Покажи на картинках |
Понимание предложений | Покажи на картинках |
Ключ.
5 баллов – все задания выполняет правильно, самостоятельно.
4 балла – допускает ошибку, но самостоятельно исправляет
3 балла – выполняет задания по образцу
2балла – выполняет задание неправильно
1 балл – не выполняет задания
4.Слоговая структура слова.
1.Повторить слова:
Телевизор, лекарство, сковорода, космонавт, кинотеатр, милиционер, аквариум.
2.Повторить предложения:
Весело журчат ручьи.
У метро строится кинотеатр.
На сковороде жарятся котлеты.
Раиса смотрит интересную передачу по телевизору.
Ключ.
5 баллов – безошибочно воспроизводит предложенный речевой материал.
4 балла – допускаются одна-две ошибки, но исправляются самостоятельно.
3 балла – задания выполняются с ошибками, одно-два задания недоступны.
2балла – большая часть заданий недоступна.
1 балл – не выполняет задания.
5.Фонематический слух.
- Повтори (оппозиционные звуки)
- Покажи картинку (дифференциация оппозиционных звуков, не смешиваемых в произношении)
- Покажи картинки (дифференциация оппозиционных звуков, смешиваемых в произношении)
Ключ.
5 баллов – все задания выполнены верно.
4 балла – допускаются одна-две ошибки, но исправляются самостоятельно.
3 балла – задания выполняются с ошибками, одно-два задания недоступны.
2балла – большая часть заданий недоступна.
1 балл – неверные ответы.
6.Языковой анализ и синтез.
- Сколько слов в предложении «Мама режет ножом капусту»?
- Какое второе слово в этом предложении?
- Сколько звуков в слове «мак»?
- Сколько звуков в слове «сани»?
- Какой первый звук в слове «сани»?
- Какой последний звук в слове «окно»?
Ключ.
5 баллов – все задания выполнены верно.
4 балла – допускаются одна-две ошибки, но исправляются самостоятельно.
3 балла – задания выполняются с ошибками, одно-два задания недоступны.
2балла – большая часть заданий недоступна.
1 балл – неверные ответы.
7.Грамматический строй речи.
- Согласование прилагательных с существительными в роде, числе.
Инструкция: Посмотри на картинку и послушай, как я про нее скажу: синяя тарелка. А как ты скажешь про платок, ведро?
Предлагаемые картинки. Желтое солнце, желтая кукуруза, желтый банан, желтые кружки; Красный барабан, красная ягода, красное яблоко, красные флажки;
Белое облако, белая кастрюля, белый заяц, белые варежки или подобные
- Употребление предложно-падежных конструкций.
Задание: Ответить на вопросы по демонстрируемому действию или картинке. Проверяются предлоги на, в, под, из, за, с, из-за, из-под, к, от, над.
Инструкция:
Где лежит игрушка? (в коробке)
Откуда ее достали? (из коробки)
Откуда съезжают на санках? (с горки)
Где лежит ручка? (под книгой)
Откуда ее достали? (из-под книги) и т.д.
- Составление предложения по опорным словам в исходной форме, односюжетным картинкам.
Инструкция: Составь предложение из слов
Мальчик, рисовать, слон;
Бабушка, вязать, шапка, внучка;
Мама, чистить, картошка, нож;
Бабушка, качать, малыш, коляска;
Инструкция: Что нарисовано на картинке?
Предлагаются картинки для составления предложений различных моделей без предлогов и с предлогами. Если ребенок отвечает одним словом, возможны стимулирующие вопросы.
Ключ.
5 баллов – правильное, самостоятельное выполнение всех заданий
4 балла – единичные ошибки исправляются самостоятельно или с помощью уточняющего вопроса
3балла – большинство заданий выполняется с помощью (стимуляция, расширение инструкции, уточнение вопроса, подсказка)
2 балла- большинство заданий не выполняется
1 балл- невыполнение заданий
8.Лексика.
Номинативный . Назови предметы одним словом (по картинкам). Назови словом части тела, предмета (по картинкам)
Предикативный . Скажи, кто что делает (по картинкам)?
Атрибутивный. Назови, какого цвета? Назови, какой формы предмет?
Антонимы. Скажи наоборот.
Синонимы. Как сказать по другому?
Предлоги .Скажи, где находится.
Ключ.
5 баллов – правильное, самостоятельное выполнение всех заданий
4 балла – единичные ошибки исправляются самостоятельно или с помощью уточняющего вопроса
3балла – большинство заданий выполняется с помощью (стимуляция, расширение инструкции, уточнение вопроса, подсказка)
2 балла- большинство заданий не выполняется
1 балл- невыполнение заданий
9.Словообразование.
1.Образование названия детенышей животных.
Инструкция: У кошки – котята, а у
Козы –
Волка –
Утки –
Лисы –
Льва –
2. Относительные прилагательные.
Инструкция: Салат из моркови – морковный, а как называется …
Варенье из яблок –
Стакан из стекла –
Стол из дуба –
Веник из березы –
3. Притяжательные прилагательные
Инструкция: У собаки лапа собачья, а у
Кошки –
Зайца –
Клюв у курицы –
У утки –
4. Приставочные глаголы
Оборудование: картинки на приставочные глаголы из пособия Филичевой Т.Б.
Инструкция: Я буду рассказывать, а ты мне подсказывай.
Примечание: Логопед предваряет ответ ребенка демонстрацией картинки с изображением соответствующего действия. При отсутствии необходимого картинного материала обследование проводится с помощью демонстрации действий игрушкой.
Мальчик шел, шел, через дорогу …(перешел), к дому ….(подошел), вокруг дома … (обошел), в дом …(вошел/зашел), из дома …( вышел) , от дома …. (отошел).
Ключ.
5 баллов – правильное самостоятельное выполнение всех заданий.
4балла – единичные ошибки исправляются самостоятельно или с помощью уточняющего вопроса.
3балла – большинство заданий выполняется с помощью (стимуляция, расширение инструкции, уточнение вопроса, подсказка).
2балла – большинство заданий не выполняется.
1балл – невыполнение заданий.
10.Связная речь.
1.Умение отвечать простой фразой.
2.Составление предложений по отдельным ситуативным картинкам.
3. Составление рассказов по серии сюжетных картин.
4. Пересказ текста (знакомой сказки или короткого рассказа)
Ключ.
5 – правильное, самостоятельное выполнение всех заданий.
4 – единичные ошибки исправляются самостоятельно или с помощью уточняющего вопроса.
3 – большинство заданий выполняется с помощью (стимуляция, расширение инструкции, уточнение вопроса, подсказка).
2 – большинство заданий не выполняется.
1 – невыполнение заданий.
Примечание. Отказ от выполнения задания оценивается – 0 баллов.
Оценка заносится в таблицу «Протокол диагностики речевого развития».
Вычисляется средний балл речевого развития в группе.
Вычисляется средний балл речевого развития каждого ребёнка.
Высокий – 4,5 – 5 баллов
Выше среднего – 3,5- 4,5 баллов
Средний – 2,5 – 3,5 балла
Ниже среднего – 1,5 – 2,5 балла
Низкий – 0- 1,5балла
Протокол диагностики речевого развития за 20___ – 20___ учебный год.
№ п/п | Ф. И.ребенка | Моторная сфера | Звукопроизношение | Импрессивн. речь | Слоговая Стр. слова | Фонематич. слух | Языков. анализ,синт. | Грамматич. строй | лексика | Слово- образование | Связн. речь | ||||||||||||||||||||
н | с | к | н | с | к | н | с | к | н | с | к | н | с | к | н | с | к | н | с | к | н | с | к | н | с | к | н | с | к | ||
1 | |||||||||||||||||||||||||||||||
2 | |||||||||||||||||||||||||||||||
3 | |||||||||||||||||||||||||||||||
4 |