Динамика развития ребенка на дому

Дневник
динамического наблюдения
за развитием и качеством усвоения знаний
учени__ ____ класса
ГУ «Келлеровская средняя школа им. героя Советского Союза И. М. Бережного»
Ф.И.________________________________________________________________
Учитель _Капланская Г.И.
Предмет: русский язык и литература
/обучение на дому/
20_-20_уч.год
1 четверть
Описание основных форм и направлений учебной активности | Полученный результат |
Степень переноса учебных нагрузок | Наступает переутомление к середине урока |
Устная речь | Имеет навыки составления плана ответа; пересказывает учебный материал и художественные тексты с помощью наводящих вопросов. |
Письменная речь | Развита очень слабо, требует коррекции |
Умение выделять главное в учебном материале | Данный навык не развит на должном уровне |
Умение делать обобщения, выводы. | Развито не на должном уровне, самостоятельно делать выводы не умеет, только с помощью учителя |
Отношение к чтению | Читает мало |
Предпочитает читать | Небольшие рассказы, стихотворения («Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви», стихотворения А.Фета, Н.Некрасова) |
Заучивание стихотворных текстов наизусть | Вызывает большие затруднения (удалось заучить стихотворение Ф.И.Тютчева). |
Отношение к учебе | По большей мере заинтересованность |
Формы выполнения учебной работы | Списывание с учебника упражнений, выразительное чтение, составление хронологических таблиц при изучении биографии писателя |
Уровень добросовестности и инициативы, проявляемых при выполнении заданий | Домашнее задание выполняет добросовестно |
Затруднения в усвоении учебного материла | Фонетика, словообразование, морфология Заучивание наизусть, пересказ текстов |
2 четверть
Описание основных форм и направлений учебной активности | Полученный результат |
Степень переноса учебных нагрузок | Наступает переутомление к середине урока |
Устная речь | Пересказ вызывает затруднения |
Письменная речь | Развита очень слабо, требует коррекции |
Умение выделять главное в учебном материале | Обобщение делает только с помощью учителя |
Умение делать обобщения, выводы. | Развито не на должном уровне, самостоятельно делать выводы не умеет, только с помощью учителя |
Отношение к чтению | Читает мало |
Предпочитает читать | Небольшие рассказы |
Заучивание стихотворных текстов наизусть | Вызывает большие затруднения (удалось заучить стихотворение Ф.И.Тютчева). |
Отношение к учебе | По большей мере заинтересованность вызывают выполнение письменных работ |
Формы выполнения учебной работы | Запись небольших текстов под диктовку, тестирование |
Уровень добросовестности и инициативы, проявляемых при выполнении заданий | Чаще всего выполняет домашнее задание в срок |
Затруднения в усвоении учебного материла | Фонетический и словообразовательный разбор, пунктуация в сложном предложении. Заучивание наизусть, пересказ текстов |
3 четверть
Описание основных форм и направлений учебной активности | Полученный результат |
Степень переноса учебных нагрузок | Наступает переутомление к середине урока |
Устная речь | Может составить план пересказа и пересказать небольшой текст с помощью учителя , последовательно излагать мысли затрудняется, не в силах сделать сжатый пересказ текста. |
Письменная речь | Выполнение творческих заданий, требующих последовательного изложения материала, вызывает значительные затруднения |
Умение выделять главное в учебном материале | Обобщение и выводы по отдельным темам старается делать самостоятельно, но чаще с помощью учителя (смогла составить портретную характеристику Н.Ростовой и других героев романа «Война и мир» Л.Толстого ) |
Умение делать обобщения, выводы. | Развито не на должном уровне, самостоятельно делать выводы не умеет, только с помощью учителя |
Отношение к чтению | Читает мало |
Предпочитает читать | Небольшие рассказы (И.Бунин «Легкое дыхание»), стихотворения |
Заучивание стихотворных текстов наизусть | Вызывает большие затруднения |
Отношение к учебе | С большим интересом слушает чтение вслух отрывков из произведений, отвечает на аналитические вопросы учителя; на уроках русского языка добросовестно старается выполнять все виды работ |
Формы выполнения учебной работы | Запись небольших текстов и упражнений под диктовку, творческие задания (иллюстрации к произведениям), ведение тетради для правил по русскому языку |
Уровень добросовестности и инициативы, проявляемых при выполнении заданий | Чаще всего выполняет домашнее задание в срок |
Затруднения в усвоении учебного материла | Пунктуация в сложном предложении, синтаксический разбор, некоторые виды тестирования. На уроках литературы заучивание наизусть, пересказ текстов |
4 четверть
Описание основных форм и направлений учебной активности | Полученный результат |
Степень переноса учебных нагрузок | Повышенная утомляемость , чаще характерна пониженная работоспособность |
Устная речь | С помощью учителя выполняет пересказ по составленной схеме (Образ Иуды в повести «Иуда Искариот» Л.Андреева); сложность вызывает задание сделать развернутый устный ответ, отзыв о прочитанном, анализ прозаического произведения и стихотворений |
Письменная речь | Выполнение творческих заданий, требующих последовательного изложения материала, вызывает значительные затруднения |
Умение выделять главное в учебном материале | Обобщение и выводы по отдельным темам старается делать самостоятельно, но чаще с помощью учителя |
Умение делать обобщения, выводы. | Трудно делать самостоятельно выводы |
Отношение к чтению | Читает мало |
Предпочитает читать | Стихотворения (А.Блок, И Северянин) |
Заучивание стихотворных текстов наизусть | Вызывает большие затруднения |
Отношение к учебе | С большим интересом слушает чтение вслух отрывков из произведений, отвечает на аналитические вопросы учителя; на уроках русского языка добросовестно старается выполнять все виды работ |
Формы выполнения учебной работы | Запись небольших текстов и упражнений под диктовку, творческие задания (иллюстрации к произведениям), ведение тетради для правил по русскому языку |
Уровень добросовестности и инициативы, проявляемых при выполнении заданий | Чаще всего выполняет письменное домашнее задание по русскому языку в срок, по литературе не всегда справляется с домашним заданием |
Затруднения в усвоении учебного материла | Разграничение стилей и типов речи, видов сложных предложений, обособление второстепенных членов предложения, типов связи слов в словосочетании. На уроках литературы заучивание наизусть, выполнение творческих заданий (сочинение, эссе, отзыв о прочитанном). Отсутствует готовность к самостоятельному поиску способов решения проблемы. |
Педагогические выводы и наблюдения: Б.Т. учится удовлетворительно. Не всегда понимает материал, излагаемый на уроках; испытывает затруднение в усвоении учебного материала, особенно на уроках русского языка. Преимущественно в течение учебного года показывала отрывочные, несистематизированные знания, не всегда может выстроить ответ на вопрос (письменно или устно), в ответах нарушена логика изложения, не всегда умеет правильно выражать свои мысли.
Не на должном уровне проявляет самостоятельность, критичность в суждениях и выводах, осознанность, прочность в знании программного материала. Устная речь требует тренировки и коррекции, дополнительных упражнений на развитие речи, мышления и самостоятельности.
Доминирующее психическое состояние: спокойствие, внимание на уроках чаще всего рассеянное.
ВЕДОМОСТЬ УСПЕВАЕМОСТИ ПО ЧЕТВЕРТЯМ
1 четверть 2 четверть 3 четверть 4 четверть за год
Предмет | оценка | оценка | оценка | оценка | оценка |
Русский язык | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 |
Литература | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 |
Источник
«Зубовск орта мектебі» КММ
КГУ «Зубовская средняя школа»
Динамикалық бақылау күнделігі
Дневник динамического наблюдения
Бастауыш сынып мұғалімі: Кумашева Д.А
Учитель начальных классов: Кумашева Д.А
2019-2020 оқу жылы
2019-2020 учебный год
МАЗМҰНЫ
СОДЕРЖАНИЕ
1 раздел «Общие сведения об учащемся»
Карта ученика
2 раздел «Трудности усвоения учебных предметов»
Математика
Обучение грамоте
3 раздел «Характер ошибок»
4 раздел «Результаты мониторинга»
Карта ученика.
Ф. И. О.___________________________________________________________
Год рождения ______________________________________________________
До поступления в школу посещал: ДОУ (массовый, спец.)____________________
Сведения о социальном статусе семьи:
1.Состав семьи: ____________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Полная / неполная ________________________________________________
3.Количество детей _________________________________________________
4.Ф.И.О. мамы, образование __________________________________________
Место работы, должность ____________________________________________
__________________________________________________________________
5. Ф. И. О. папы, образование ________________________________________
__________________________________________________________________
Место работы, должность ____________________________________________
__________________________________________________________________
6. Благополучная / неблагополучная ___________________________________
7. Наличие инвалидности (у ребёнка, у родителей)_______________________
__________________________________________________________________
Личностные особенности ребёнка: ____________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
Характер проблем, имеющихся у ребёнка ______________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Сведения о состоянии здоровья (по данным мед. карты):
– общее заключение, хр. заболевания __________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
– заключение ПМПК ________________________________________________
2 раздел «Трудности усвоения учебных предметов»
Математика
Раздел 1 А -Числа и цифры
Раздел 1С: Величины и их единицы измерения
№ | Проблема | Проводимая работа | Ожидаемый результат | Результат |
1 | Слабый устный счет в прямом и обратном порядке в пределах 10 | Работа с числовым лучом: счет в прямом и обратном порядке, предыдущий, последующий, «соседи», восстановление числового ряда Счёт количество игрушек, используя прямой и обратный счет, а также спрашивайте: который по счету, например, мишка, кукла, машинка и т.д | понимать образование натуральных чисел, считать в прямом и обратном порядке в пределах 10 | счет в прямом и обратном порядке в пределах 10 |
2 | Не понимает способ действия. Состав чисел 5,67,8,9 | таблица «Состав чисел» Определение местоположения числа на числовом луче. Обсудить, какое число последующее? Какое число предыдущее? Какое из чисел больше? Меньше? Обсудить с учеником, как образуется число | Знает и понимает состав однозначного числа 5,6,7,8,9 | Знает состав чисел |
3 | Зеркальное написание чисел 6,3 | Читает и записывает однозначные числа | ||
4 | Допускает ошибки в результатах вычисления | игра «Найди свой вагон». наборы из деревянных палочек от мороженого (со знаком + или – и немного подальше знак =) и прищепок с цифрами. Предлагаю составить примеры таблица сложения | Выполнять устное сложение и вычитание без перехода через десяток однозначных чисел | |
5 | Слабо различает величины: длина/масса/объем (емкость) | Демонстрация, как измерить объем, используя тетрапакеты фруктового сока и пластмассовые бутылки, чтобы показать, как контейнеры/упаковки различных форм могут содержать в себе одинаковый объем – 1 литр. Определение массы предметов | сравнивать значения величин длины: см/ массы: кг/ объема (емкости): л и выполнять действия сложения и вычитания над значениями величин | Сравнение значения величин длины: см,/ массы: кг/ объема (емкости): л |
2 раздел «Трудности усвоения учебных предметов»
Обучение грамоте
Раздел 1: Все обо мне
Раздел 2: Моя школа
№ | Проблема | Проводимая работа | Ожидаемый результат | Результат |
1 | Соблюдение графически х и каллиграфических норм | писать элементы букв, прописные (заглавные) и строчные буквы и их соединения; | писать разборчиво в соответствии с нормами каллиграфии; | |
2 | Высказывание оценочного суждения | Чтение наизусть стихотворения о любимых вещах, например, об игрушках, местах и играх. | высказывать отношение к прослушанному, обосновывать его простыми предложениями | |
3 | Ориентирование в звуковой форме слова | Создавать ситуацию, в которых слова нужно произносить нараспев, протягивая слоги, например, попросите учащихся представить, что они находятся на хоккейном матче, спросите их: «что кричат зрители на матче?» «Шайбу!» проведение фонетических зарядок, · упражнения со скороговорками, чистоговорками, загадками, шарадами , · определение места звука и буквы в слове, · чтение слогов и слов, · вычленение слов с изучаемыми буквой и звуком из текста. | ||
4 | плавное слоговое чтение | слоговая таблица | Чтение открытых слогов Направляемое чтение включает в себя: · развитие навыков распознавания слов; · освоение алфавита; · применение знаний фонетики и навыков чтения для определения и прочтения уже знакомых слов; |
Бланк оценки результатов мониторинга (наблюдения)
за 1 четверть 2019-2020 учебного года
Проблема | Организация коррекционной работы | Динамика развития | |
Начало года | На конец 1 четверти | ||
Ориентирование в звуковой форме слова | Гласные звуки | О | О |
Согласные звуки | О | О | |
Согласные звуки твердые/мягкие, звонкие/глухие | О | О | |
Составление звуковых схем | О | О | |
Слабый устный счет в прямом и обратном порядке в пределах 10 | Числовой луч | О | О |
счет в прямом и обратном порядке | О | О | |
Предыдущие и последующие числа | О | О | |
Соседи числа | О | О | |
Состав чисел 5,6,7,8,9 | Состав числа 5 | О | О |
Состав числа 6 | О | О | |
Состав числа 7 | О | О | |
Состав числа 8 | О | О | |
Состав числа 9 | О | О | |
Ошибки в результатах вычисления | Сложение и вычитание в пределах 10 | о | о |
Результат коррекционной работы (динамика развития)
О – положительная динамика;
О – незначительные изменения;
О – без изменений (отрицательная динамика)
Источник
Индивидуальная адаптированная программа коррекционно-развивающей работы на дому
Пояснительная записка.
Проблема своеобразного развитие всех познавательных процессов детей с нарушениями слуха являлась актуальной с середины XIX вв. Еще Л.С. Выготский в 20-е гг. XX вв. В своих работах Л.С. Выготский писал о структуре дефекта глухого ребенка. Наряду с ранним выявлением детей с нарушениями слуха, все большее количество детей, поступает в дошкольную группу со сложной структурой дефекта. По данным регионов России, в 2001 г. У 50,2 % больных причиной снижения слуха были различные факторы, влияющие на плод в анте-, интра-, нео- и перинатальном периодах. Среди указанных причин наибольший удельный вес занимает патология беременность (токсикозы I – II половины) и инфекционные болезни матери во время беременности (краснуха, грипп, вирусный гепатит, цитомегаловирус). Обращает на себя внимание большой процент детей с недоношенностью, перенесших асфиксию в родах и родовую травму. [3] Возросло количество детей со смешанной формой тугоухости, обусловленной врожденными пороками развития уха.
Речь, как важнейшая психическая функция напрямую зависит от слуха. Речь лежит в основе развития других познавательных процессов и отсутствие речи нарушает мыслительную деятельность.
Доречевое мышление глухих детей инертно, лишено подвижности. Мышление глухого ребенка, который овладевает словесной речью гораздо позже слышащих и на иной сенсорной основе, отличается наглядностью, образностью, конкретностью. Глухие дети, особенно до усвоения словесной речи и даже в процессе овладения ею, длительное время продолжают оставаться на стадии наглядно-образного мышления. В этом проявляется одна из диспропорций их психического развития – превалирование наглядных форм мышления над понятийным. Несформированность речевой функции создает тяжелые условия для дальнейшего речевого развития.
Все это сказывается и на развитии восприятия. Элементы восприятия составляют основу подражательных действий детей. Отставание в сенсорном развитии детей с нарушениями слуха связано со вторичными дефектами: недоразвитие деятельности, отставание в развитии общения со взрослыми (как речевого, так и невербального общения).
Компенсация слухового анализатора у глухого ребенка происходит за счет развития зрительного восприятия, кинестетической и тактильно-вибрационной чувствительности. Кинестетический контроль очень важен при овладении детьми произношением. Опираясь на вибрационные ощущения, он познает местонахождения предметов, познаются свойства предметов. С помощью осязательных ощущений (прикосновение, температура, двигательные ощущения) познаются многие признаки предметов: их величина, форма, свойства материала.
У детей с нарушениями слуха не формируется слуховое внимание. Устойчивость внимания может меняться в зависимости от видов деятельности.
Многие дети с нарушениями слуха отстают от нормально слышащих детей по развитию движений. По данным А.А. Венгер, Г.Л. Выгодской и Э.И. Леонгард, 70 % детей позже срока начинают держать головку, позднее, чем положено, начинают сидеть, стоять, ходить. Некоторая неустойчивость, трудности сохранения статичного и динамического равновесия, недостаточно точная координация и неуверенность движений, относительно низкий уровень развития пространственной ориентировки сохраняется у многих детей с недостатками слуха на протяжении долгого времени.
Зачастую нарушение слуха сопровождают такие заболевания, как нарушения зрения, опорно-двигательного аппарата в разной степени; существенное ослабление психосоматического здоровья ребенка.
Исходя из вышесказанного, были определены цели и задачи программы.
Цель программы:
коррекция и развитие ВПФ (внимания, памяти, мышления, воображения, восприятия, речи) обучающегося.
Задачи программы:
– определить индивидуальные особенности психического развития ребёнка;
– развитие и коррекция психических познавательных процессов: внимания, памяти, мышления, воображения, ощущения;
– способствовать формированию речи, как средству общения;
– развитие и коррекция основных двигательных навыков и мелкой моторики рук;
– формировать положительный эмоциональный настрой на индивидуальных занятиях, способствующий освоению детьми с нарушениями слуха образовательного пространства.
Формы работы: Индивидуальная работа включает:
– дидактические игры и упражнения;
– изобразительная деятельность;
– физические упражнения, подвижные игры.
Принципы реализации программы:
Принцип единства диагностики и коррекции. По результатам диагностики развития ребёнка проводятся коррекционно-развивающие занятия. Эти занятия на протяжении программы являются диагностическим показателем продвижения развития ребенка.
Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей ребенка с нарушениями слуха. На занятиях педагог ориентируется на индивидуальные способности и особенности ребенка.
Принцип единства коррекционных, развивающих и профилактических задач. Занятия корригируют нарушения в психическом развитии ребенка с нарушениями слуха и помогают в профилактике в сфере развития личности ребёнка с нарушением слуха.
Принцип комплексности методов педагогического воздействия. На занятии в комплексе используются методы коррекционного воздействия, влияя таким образом на все сферы личности (познавательную, личностную, социальную) ребенка с нарушениями слуха.
Принцип системности. Занятия проводятся два раза в неделю.
Содержание программы.
Программа включает в себя несколько этапов:
Диагностический этап -проведение работы по уточнению запроса (взаимодействие со всеми участниками дети, родители, педагоги); углубленное исследование познавательных процессов с использованием диагностических методов.
Подготовительный этап – подготовка к проведению коррекционной работы.
Коррекционный этап – работа, направленная на коррекцию и развитие ВПФ.
Аналитический этап – проведение диагностического обследования с целью проверки эффективности коррекционно-развивающей работы; анализ проведенной работы, подготовка рекомендаций, планирование дальнейшей работы по запросу.
Диагностический этап.
М.М. Семаго и Н.Я. Семаго выделяют три основных направления диагностической работы.
Первичная диагностика – углубленная психологическая диагностика, предваряет коррекционную работу.
Динамическая диагностика – отслеживается динамика развития и эффективность коррекции, осуществляется в ходе проведения коррекционной работы. В качестве диагностики являются сами игры и упражнения, а то, как выполняет их ребенок – есть результаты диагностики.
Итоговая диагностика – проводится по окончании коррекционной работы, оценивается состояние ребенка «на выходе».
Первичная диагностика проводиться после завершения периода адаптации к ОУ. Динамическая диагностика описана в разделе «Коррекционный этап», а итоговая – в разделе «Аналитический этап».
Первичная диагностика.
Задачи, решаемые на этом этапе:
– получение запроса;
– уточнение запроса;
– подбор диагностических методик для обследования;
– проведение диагностического обследования.
Работа педагога включает:
– первичное интервью с родителем;
– изучение личного и медицинского дела ребенка;
– наблюдение за ребенком в естественной ситуации (в разных видах деятельности).
Таким образом, педагог планирует дальнейшую диагностическую работу.
Подготовительный этап.
Информация, полученная психологом в ходе диагностического этапа, поможет при подготовке на этом этапе в решение нескольких задач.
Проведение предварительной работы по сопровождению. Как уже указывалось ранее, в период адаптации была проведена работа, в задачи которой входила:
– сбор первичной информации о ребенке;
– отслеживание периода адаптации;
– знакомство с ребенком, установление с ним доброжелательных отношений. Сюда входит предварительное изучение всей информации о ребенке по сопровождению, если запрос от педагога поступил на 2-3 году обучения ребенка в ОУ.
Подготовка коррекционной программы. С учетом индивидуальных особенностей ребенка можно заменить либо удалить некоторые упражнения (усложнить или упростить), расширив важные для ребенка разделы.
Подготовка материалов для проведения занятий. Для качественной реализации программы, работа этого этапа включает несколько компонентов.
Подготовка материала. Различные игровые пособия, наглядный и раздаточный печатный материал, средства для рисования (ватные палочки, краска пальчиковая, акварель, палитра, кисточки, карандаш простой и цветные).
Подготовка помещения и согласование времени занятий. Необходимо согласовать с администрацией и сурдопедагогом время и место проведения занятий. Если программа реализуется в специальном образовательном учреждении, то схема ясна, а если это ребенок, находящийся на надомном обучении, то необходимо согласовать время проведения занятий с родителями. Если программа реализуется с ребенком, получающим инклюзивное образование, то необходимо согласование многих структур.
Коррекционный этап.
Проведение непосредственно коррекционной работы по программе. Структура программы:
Предположительная частота проведения – 2 раза в неделю. Продолжительность занятий 15 – 25 минут, зависит от возраста и индивидуальных особенностей ребенка. Программа рассчитана на 1,5 – 2 месяца работы с ребенком.
Программа делиться на 4 основных направления. Каждое направление включает последовательные уровни сложности, каждое из которых представляет собой самостоятельную часть в коррекции и развитии ВПФ. Данные направления в программе выделены условно, потому что каждое упражнение или игра может иметь несколько целей. Так задания по развитию мелкой моторики корригируют и развивают мышление и внимание.
Основные направления:
Коррекция и развитие основных двигательных навыков и мелкой моторики рук и пальцев
Коррекция и развитие мышление и воображение
Коррекция и развитие внимания и памяти
Коррекция и развитие восприятия и ощущения
В первое направление представлено упражнениями и играми, направленными на развитие основных двигательных навыков и мелкой моторики рук, которые играют огромную роль при ориентировке в пространстве, в познании свойств и признаков предметов.
Второе направление представлено играми и упражнениями по развитию мышления и воображения. Игры учитывают овладение тремя основными формами мышления: наглядно-действенной, наглядно-образной и элементами логического мышления. Целью у таких игр научить детей с нарушениями слуха, анализировать предметы и явления окружающего мира, называть обобщающим словом группы предметов. Научить находить сходство и различия, устанавливать причинно-следственные и пространственно-временные связи. Игры также направлены на развитие творческих способностей детей.
Третье направление представлено упражнениями по развитию внимания и памяти у детей с нарушениями слуха. Цель таких игр учить запоминать изображения, внешние признаки и названия предметов. Формировать умение видеть разницу в деталях при сопоставлении предметов. Формирование у детей умения сосредотачиваться на определенных явлениях предметов, способствуя зачаткам перехода к произвольному вниманию.
Четвертое направление представлено играми, направленными на развитие восприятия. Развивается зрительное, тактильно-двигательное восприятие. Цель таких игр усвоение детьми с нарушениями слуха, представлений о цвете, форме, величине, пространственных отношений предметов. Дети знакомятся с сенсорными эталонами, учатся выделять свойства предметов. Учатся ориентировке в окружающем мире и частях собственного тела.
Уровни сложности:
Совместное выполнение действия по наглядной инструкции.
Самостоятельное выполнение действия по наглядной инструкции.
Совместное пошаговое выполнение действий по речевой инструкции взрослого (таблички, устно-дактильно, считывание с губ, на слухо-зрительной основе).
Самостоятельное выполнение действий по речевой инструкции взрослого (таблички, устно-дактильно, считывание с губ, на слухо-зрительной основе).
Занятия строятся так, чтобы на каждом из них было 2-3 серьезных упражнений или игр. И несколько упражнений, цель которых – обеспечение психологического включения в виде ритуала (в начале занятия); формирование основных двигательных навыков и развитие мелкой моторики рук (в середине занятия); и расслабления в виде ритуала (в конце занятия)
Структура занятия:
Вступительная – разминка. Этот этап обеспечивает психологическое включение ребенка в деятельность. Представляет собой «ритуал» проговаривания (таблички, устно-дактильно, слухо-зрительно) приветствия, что будем делать и некоторых других элементов, по желанию педагога.
Основная часть. Этот этап занимает наибольшее время занятия, включает в себя игры и упражнения, направленные на коррекцию и развитие ВПФ. В перерывах между ними включаются упражнения на коррекцию и развитие основных двигательных навыков и мелкой моторики рук и пальцев.
Заключительная часть – разрядка. Этап носит эмоционально положительную окраску для закрепления желания заниматься с педагогом. Проводиться в виде отчета, чем занимались и поощрение педагогом результатов достигнутых ребенком. Также в конце занятия ребенок задувает свечку.
Примерное распределение времени на этапы занятия:
– вступительная часть – 2 – 4 минуты;
– основная часть – 15 минут;
– заключительная часть – 2 – 4 минуты.
Весь речевой материал соответствует программе для специальных дошкольных учреждений и обговаривается предварительно с сурдопедагогом группы.
Поощрения. В качестве поощрения используются аплодисменты, сопровождающие успешное выполнение упражнения. Так же могут использоваться «смайлики», за каждое выполненное задание, за каждую верную мысль – выдается «смайлик», в конце занятия ведется подсчет заработанных «смайликов».
Аналитический этап.
Этот этап необходим для определения эффективности коррекционной работы. Закончив индивидуальные занятия с ребенком, психолог проводит итоговую диагностическую работу (Приложение № 1).
Для итоговой диагностики используются те же методики, которые применялись при углубленном исследовании.
Полученные результаты помогают разработать рекомендации для участников образовательного процесса, с учетом индивидуальных особенностей ребенка.
Литература
1. Богданова Т.Г. Сурдопсихология: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 224 с.
2. Выготский Л.С.. Принципы воспитания физически дефективных детей // Психодиагностика и коррекция детей с нарушениями и отклонениями развития / Сост. И общая редакция В.М. Астапова, Ю.В. Микадзе. – СПб.: Питер, 2002. – 225 с. -(Серия «Хрестоматия по психологии»).
3. Выявление детей с подозрением на снижение слуха. Младенческий, ранний, дошкольный и школьный возраст: Методическое пособие / Под ред. Г. А. Таварткиладзе, Н.Д. Шматко. – 2-е изд. – М.: издательство «Экзамен», 2004. – 96 с. (Серия «Ранняя помощь»)
4. Глозман Ж.М., Потанина А.Ю., Соболева А.Е. Нейропсихологическая диагностика в дошкольном возрасте. – СПб.: Питер,2006. – 80 с. – (Серия «Детскому психологу»).
5. Дидактические игры для дошкольников с нарушениями слуха. Сборник игр для педагогов и родителей. / Под ред. Л.А. Головчиц. – М.: ООО УМИЦ «ГРАФ ПРЕСС», 2003. – 160 с.
6. Материалы для комплексного психолого-педагогического обследования ребенка раннего возраста с нарушением слуха: Методическое пособие / Т.В.Николаева. – М.: Издтельство «Экзамен»,2006. – 112 с. (Серия «Ранняя помошь»).
7. Немов Р.С. Психология: Учеб. Для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. – 3-е изд. – М.: гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. – Кн. 3: Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики. – 640 с.
8. Программы для специальных дошкольных учреждений. Воспитание и обучение слабослышащих детей дошкольного возраста: Учебное издание / Головчиц Л.А, Носкова Л.П., Шматко Н.Д. и др. – М.: Просвещение, 1991.
9. Психология глухих детей. Под ред. И.С. Соловьева, Ж.И. Шиф, Т.В. Розоновой.
10. Речицкая Е.Г., Пархалина Е.В. Готовность слабослышащих дошкольников к обучению в школе: Учебн. пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003. – 192 с.: ил. – (Коррекционная педагогика).
11. Рогов Е.И. настольная книга практического психолога: Учебное пособие: В 2 кн. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. – Кн. 1: Система работы психолога с детьми разного возраста. – 384 с.: ил.
12. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. В 2 кн. Кн. 2: Работа психолога со взрослыми. Коррекционные приемы и упражнения: учеб.пособие. М.: Изд-во ВЛАДОС – ПРЕСС, 2006. – 477 с.:ил.
13.Семаго М.М., Семаго Н.Я. Организация и содержание деятельности психолога специального образования: Методическое пособие.- М.: АРКТИ, 2005. – 336 с. (Библиотека психолога – практика)
14. Стребелева Е.А. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии: Кн. для педагога-дефектолога. – М. :Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 184 с: ил. – (Коррекционная педагогика).
15. Тихомирова Л.Ф. Упражнения на каждый день: развитие внимания и воображения дошкольников / Художники Долбишева А.Ю., Душин М.В., Соколов Г.В. – Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2002. – 240 с.: ил. – (Развивающее обучение. Практические задания).
Источник