Динамика личностного развития ребенка

Динамика личностного развития ребенка thumbnail

Слайд 1

Мониторинг динамики личностного развития дошкольника Индивидуальная карта развития МКДОУ БГО ЦРР – детский сад №19 Воспитатели: Юрьева Е.А. Денисюк Г.С

Слайд 2

Мониторинг – постоянное наблюдение за какими-нибудь процессами для оценки их состояния и прогнозов развития . Цель мониторинга: сбор данных о личностном развитии дошкольника на разных возрастных этапах с последующим объективным определением индивидуального пути наиболее благоприятного развития ребёнка . ( Асмолов «… фиксировать уровень развития ребенка, чтобы педагоги дошкольных учреждений, родители понимали, как с ними работать дальше.») Формы мониторинга (методы): наблюдения за ребенком, беседы, экспертные оценки, критериально -ориентированные методики нетестового типа, критериально -ориентированное тестирование (в спорных ситуациях, с разрешения родителей, законных представителей ). Периодичность: 2 раза в год . Длительность проведения: 1 неделя . Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде всего узнать его тоже во всех отношениях … – Константин Ушинский

Слайд 3

Индивидуальная карта мониторинга динамики личностного развития дошкольника Индивидуальная карта динамики личностного развития дошкольника представляет собой сведения о различных сферах развития ребёнка-дошкольника и складывает целостное представление о его индивидуальности. Анализ информации позволит более точно определить дальнейшую траекторию образования ребёнка, развить природные задатки и способности, своевременно предупредить возможные проблемы. Индивидуальная карта содержит несколько разделов, каждый из которых заполняется специалистами дошкольного учреждения. В карту заносятся результаты психологической и педагогической диагностики, медицинского обследования.

Слайд 4

Структура мониторинга динамики детского развития Раздел №1: Индивидуальная карта мониторинга динамики личностного развития дошкольника на основе изучения медицинских показаний. З аполняется медицинским работником. Раздел №2: Индивидуальная карта мониторинга динамики личностного развития дошкольника на основе изучения познавательных процессов, волевых качеств… З аполняется психологом. Раздел №3: Индивидуальная карта мониторинга динамики личностного развития дошкольника на основе изучения речевого развития. З аполняется логопедам. Раздел №4: Индивидуальная карта мониторинга динамики личностного развития дошкольника на основе изучения интегративных качеств и изучения эффективности освоения образовательных областей . З аполняется воспитателем, инструктором по физическому воспитанию и музыкальным руководителем. Заключение: обобщение данных мониторинга, направления индивидуальной работы

Слайд 5

Раздел №4 Индивидуальная карта мониторинга динамики личностного развития дошкольника (воспитатель)

Слайд 6

Общие сведения о ребёнке ФИ ребёнка ________________________________________________________ Возраст на момент заполнения (лет, мес.) ______________________________ Группа ___________________________________________________________ Группа здоровья ___________________________________________________ Тип ВНД __________________________________________________________ Социальный статус семьи ____________________________________________ Дополнительные сведения (наличие инвалидности, диагноз) _____________ __________________________________________________________________

Слайд 7

В процессе педагогического мониторинга воспитателем определяется Развитие интегративных качеств согласно возрастной норме Развитие интегративных качеств согласно возрастной норме О ценка эффективности освоения образовательных областей

Слайд 8

Раздел №4 Таблица №1 Индивидуальная карта мониторинга динамики личностного развития дошкольника на основе изучения интегративных качеств Интегративные качества Периодичность Начало года Конец года Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками сформированы основные физические качества и потребности в двигательной активности. самостоятельно выполняет доступные возрасту гигиенические процедуры, соблюдает элементарные правила здорового образа жизни. Любознательный, активный Интересуется новым, неизвестным в окружающем мире (мире предметов и вещей, мире отношений и своем внутреннем мире). Задает вопросы взрослому, любит экспериментировать Способен самостоятельно действовать (в повседневной жизни, различных видах детской деятельности). В случаях затруднений обращается за помощью к взрослому. Принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе. Эмоционально отзывчивый Откликается на эмоции близких людей и друзей. Сопереживает персонажам сказок, историй, рассказов. Эмоционально реагирует на произведения изобразительного искусства, музыкальные и художественные произведения, мир природы

Слайд 9

Интегративные качества Периодичность Начало года Конец года Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения Поведение преимущественно определяется на сиюминутными желаниями и потребностями, а требованиями со стороны взрослых и первичными ценностными представлениями о том, “что такое хорошо и что такое плохо”. Способен планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели. Соблюдает правила поведения на улице (дорожные правила), в общественных местах (транспорте, магазине, поликлинике, театре и др.). Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту Может применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач, поставленных как взрослым, так и им самим; в зависимости от ситуации может преобразовывать способы решения задач. Способен предложить собственный замысел и воплотить его в рисунке, постройке, рассказе. Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе Имеет представления: о себе, собственной принадлежности и принадлежности других людей к определенному полу; о составе семьи, родственных отношениях и взаимосвязях, распределении семейных обязанностей, семейных традициях; об обществе, его культурных ценностях; о государстве и принадлежности к нему; о мире. Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности умеет работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции. Овладевший необходимыми умениями и навыками

Читайте также:  Основные задачи направленные на развитие ребенка

Слайд 10

Таблица №2 Индивидуальная карта мониторинга динамики личностного развития дошкольника основе изучения эффективности освоения образовательных областей Образовательные области Периодичность Начало года Конец года Физическое развитие опыт в двигательной деятельности развитие физических качеств правильное формирование опорно-двигательной системы, развитие равновесия, координации движений, крупной и мелкой моторики правильное выполнение основных движений формирование начальных представлений о некоторых видах спорта овладение подвижными играми с правилами овладение представлениями о здоровом образе жизни, его элементарными нормами и правилами Социально-коммуникативное развитие социализация, развитие общения, усвоение норм и ценностей принятых в обществе ребёнок в семье и сообществе самообслуживание, самостоятельность, трудовое воспитание формирование основ безопасности

Слайд 11

Образовательные области Периодичность Начало года Конец года Познавательное развитие формирование элементарных математических представлений развитие познавательно-исследовательской деятельности ознакомление с предметным окружением ознакомление с социальным миром ознакомление с миром природы Речевое развитие развивающая речевая среда формирование словаря ЗКР Грамматический строй речи Связная речь Подготовка к обучению грамоте Приобщение к художественной литературе Художественно-эстетическое развитие Формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности Приобщение к искусству Конструктивно-модельная деятельность Изобразительная деятельность Музыкальная деятельность

Слайд 12

Условные обозначения: « + » соответствие возрастной норме « – » несоответствие возрастной норме « +/- » требуется дополнительная работа « -/+ » требуется усиленная коррекция

Слайд 13

Заключение. Обобщение данных мониторинга Цель: обобщение данных об индивидуальной динамике личностного развития дошкольника отражение объективности и наглядность мониторинга. Медицинские показания Психологические параметры развития Речевые параметры развития Физическое развитие Формирование интегративных качеств Освоение образовательных областей Предполагаемые выводы : 1. Динамика развития ребёнка соответствует показателям развития данного возрастного периода 2. Динамика развития ребёнка не соответствует показателям развития для данного возрастного периода по следующим показателям ______________ ________________________________________________________________ 3. Требуется специализированная работа следующих специалистов: ______ ________________________________________________________________

Слайд 14

Направления индивидуальной работы Специализированная коррекция развития Психологические параметры развития Речевое развитие Физическое развитие Интегративные качества Освоение образовательных областей Направление работы Периодичность Направление работы Периодичность Направление работы Периодичность Направление работы Периодичность Направление работы Периодичность Направление работы Периодичность Занятие с логопедом 1р/ нед Произвольная память Формирование словаря Развитие основных движений Способен планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели Познавательное развитие Обследование у врача –психиатра 2р/год Абстрактное мышление ЗКР Развитие мелкой моторики Способен планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели. Художественно-эстетическое развитие Консультация врача-окулиста 1р/3 мес Волевые качества Подготовка к обучению грамоте Коррекция плоскостопия Занятия с детским психологом 2р/ нед Работа с мячом Лечебная физкультура 1р/2нед Закаливание водой

Источник

Светлана Свибович
Мониторинг личностного развития ребенка

Мониторинг личностного развития ребенка

Развитие личностных качеств ребенка должно быть предусмотрено в каждой образовательной программе дошкольного образовательного учреждения. На развитие личности ребенка влияет множество факторов, а не только общение с воспитателем и специалистами детского сада. Кроме того, достаточно непросто найти те показатели личностного развития, на основании которых можно определить их положительную динамику.

Данная методика предполагает отслеживать динамику личностного развития детей посещающих дошкольное образовательное учреждение, по трем блокам личностных качеств – организационно-волевые, ориентационные, поведенческие качества личности (Таблица 1). В совокупности приведенные в таблице личностные качества позволяют выявить основные индивидуальные особенности ребенка, легко наблюдаемы и контролируемы, доступны для анализа любому воспитателю и не требуют привлечения других специалистов. Вместе с тем, предложенный в таблице перечень качеств может быть дополнен в соответствии с целевыми установками программы ДОУ.

Технология определения личностныхкачеств обучающегося заключается в следующем: совокупность измеряемых показателей (усидчивость, заинтересованность, самоконтроль, самооценка, интерес к занятиям, конфликтность, тип сотрудничества) оценивается по степени выраженности (от минимальной до максимальной). Для удобства выделенные уровни обозначаются баллами. В качестве методов диагностики личностных изменений ребенка можно использовать наблюдение, диагностическую беседу, метод незаконченного предложения.

Технология мониторинга личностного развития ребенка требует документального оформления полученных результатов на каждого ребенка. С этой целью воспитатель оформляет на каждого ребенка индивидуальную карточку учета динамики личностных качеств развития ребенка (Таблица 2).

Карточка заполняется два раза в год – в начале и в конце учебного года. Рекомендуемый возраст 4 года (средняя группа) При необходимости это можно делать чаще, для чего можно ввести дополнительные графы. Полученные срезы позволяют последовательно фиксировать поэтапный процесс изменения личности каждого ребенка, а также планировать темп индивидуального развития.

Читайте также:  Проблемы в воспитании и развитии ребенка

Таблица 1.

Показатели

(оцениваемые параметры) Критерии

Степень выраженности оцениваемого качества

Баллы

Методы диагностики

I.Организационно-волевые качества:

1.1. Терпение

1.2. Воля

1.3. Самоконтроль

II.Ориентационные качества:

2.1. Самооценка

2.2. Интерес к занятиям в детском объединении

III.Поведенческие качества:

3.1. Конфликтность (отношение ребенка к столкновению интересов (спору) в процессе взаимодействия

3.2. Тип сотрудничества (отношение ребенка к общим делам в группе) Способность переносить (выдерживать) известные нагрузки в течение определенного времени, преодолевать трудности.

Способность активно побуждать себя к практическим действиям.

Умение контролировать свои поступки (приводить к должному свои действия).

Способность оценивать себя адекватно реальным достижениям.

Осознанное участие ребенка в освоении образовательной программы

Способность занять определенную позицию в конфликтной ситуации

Умение воспринимать общие дела, как свои собственные – терпения хватает меньше чем на занятия

– терпения хватает больше чем на занятия

– терпения хватает на все занятие

-волевые усилия ребенка побуждаются извне

– иногда – самим ребенком

– всегда – самим ребенком

ребенок постоянно находится под воздействием контроля из вне

– периодически контролирует себя сам

– постоянно контролирует себя сам

завышенная

– заниженная

– нормальная

– интерес к занятиям продиктован ребенку извне

– интерес периодически поддерживается самим ребенком

– интерес постоянно поддерживается ребенком самостоятельно

– периодически провоцирует конфликты

– сам в конфликтах не участвует, старается их избежать

– пытается самостоятельно уладить возникающие конфликты

– избегает участия в общих делах

– участвует при побуждении извне

– инициативен в общих делах

1

5

10

1

5

10

1

5

10

1

5

10

1

5

10

5

10

5

10

Наблюдение

Наблюдение

Метод незаконченного предложения.

Беседа

Беседа

Наблюдение

Метод незаконченного

предложения

Таблица 2

Индивидуальная карточка воспитанника

(в баллах, соответствующих степени выраженности измеряемого качества)

Фамилия, имя ребенка___

Возраст, группа___

Ф. И. О. педагога___

Дата начала наблюдения___

Средняя группа Старшая группа Подготовительная группа

Организационно-волевые качества:

Терпение

Воля

Самоконтроль

Ориентационные качества:

Самооценка

Интерес к занятиям в детском саду

Поведенческие качества:

Конфликтность

Тип сотрудничества

Личностные достижения

Индивидуальная работа, направленная на выработку личностных качеств

требующих коррекции

Позитивная

динамика

Используемая литература при разработке диагностической карты.

Буйлова Л. Н., Кленова Н. В. Методика определения результатов образовательной деятельности детей //Дополнительное образование. 2004, №12. 2005, №1

Источник

03.12.2015

Целью данной работы является выявление условий формирования личности в школьном возрасте.
Задачи:
• исследовать особенности формирования личности в младшем и подростковом возрасте;
• выявить условия, способствующие успешному развитию школьников.

Оценить


1597

Содержимое разработки

Муниципальное автономное образовательное учреждение

«Школа бизнеса и предпринимательства»

Динамика личностного развития школьников

Автор педагог-психолог МАОУ «Школа бизнеса и предпринимательства» Шумилина Светлана Викторовна

Пермь 2015

В настоящее время в системе российского образования наблюдается переход к школе, направленной на разностороннее развитие человека, создающей условия для самореализации, саморазвития, достижении успеха в обучении, требующей от учителей новой ориентации – на личность учащегося. Развитие личности учащегося становится приоритетной целью образовательных учреждений, средством которой выступает провозглашенная ранее и долго остававшаяся популярной задача по овладению знаниями, умениями и навыками.

Долгое время главным ориентиром и критерием успешности педагогической работы с ребенком была мера продвинутости детей в знаниях, умениях, навыках, которые должны пригодиться потом, на этапе школьного обучения. Однако социальные процессы, происходящие в современном обществе, создают предпосылки для выработки новых целей образования, центром которого становится личность и ее внутренний мир, это объясняет актуальность выбранной темы исследования.

Целью данной работы является выявление условий формирования личности в школьном возрасте.

Задачи:

исследовать особенности формирования личности в младшем и подростковом возрасте;

выявить условия, способствующие успешному развитию школьников.

Успешность учебной деятельности зависит от многих факторов психологического и педагогического порядка, а конкретно — факторов социально-психологических и социально-педагогических. Личностное развитие детей от 7 до 14 лет характеризуется неравномерностью и различием между мальчиками и девочками, что выражается в различных темпах и времени созревания психических функций и свойств. Фактором, обеспечивающим более высокий уровень и темпы развития личности, является удовлетворение потребности в ведущем типе деятельности: в младшем школьном возрасте — продуктивно-эстетической, а в подростковом — коммуникативной. Большое влияние на успешность учебной деятельности оказывает сила мотивации, и ее структура как таковая.

В динамике учебной мотивации следует выделить два периода, различающихся уровнем и динамикой развития. В младшем школьном возрасте уровень учебной мотивации соответствует нормальному значению и имеет тенденцию к возрастанию, а в подростковом возрасте он снижается до низкого уровня.

Читайте также:  Центр развития ребенка 351 волгоград

Уровень мотивации учеников начальной школы.

Мы видим, что ученики начальной школы показывают высокую личностную мотивационную готовность,так как ведущей деятельностью является –учёба.

Уровень мотивации учеников среднего звена

Анализируя полученные результаты, можно сделать вывод, что учебная мотивация меняется и зависит от возрастных особенностей учеников. Более высокая в начальной школе и снижение в среднем звене. Нормальный уровень мотивации учения является ведущим во всех возрастных группах.

Анализ личностных показателей, определяемых с помощью методик Р. Кетелла позволяет установить некоторые особенности в развитии личности в младшем школьном и подростковом возрасте. В 7-9 лет (1-3 класс), согласно данным методики, отмечается значимый рост личностных качеств- доминантности и любознательности, а в 9-14 лет (4-8 классе) наблюдаются прогрессивные сдвиги в развитии эмоциональных (факторы О, С) и коммуникативных характеристик (факторы А, Н, Е). В развитии интеллекта отмечается два периода прогрессивного роста (7-9 лет и 11-12 лет), и период снижения интеллекта (13-14 лет).

Динамика самооценки школьников (методика Дембо-Рубинштейн) обнаруживает отчетливые общие тенденции в период от 7 до 14 лет. В младшем школьном возрасте каждый год происходит значимое снижение показателей и особенно сильно от 8 до 9 лет. До 11 лет (5 класс) серьёзных сдвигов в показателях не наблюдается, а в 12 лет (6кл.) — очередной спад. Самооценка в младшем школьном возрасте связана с успехами в учебной деятельности.

Самооценка школьников

Из всего выше сказанного можно сделать вывод, личностное развитие в младшем школьном возрасте и подростковом различается темпами развития. Младший школьный возраст можно считать относительно стабильным, когда личностных изменений происходит мало, тогда как подростковый возраст—динамичным периодом, характеризующимся прогрессивным развитием многих сторон личности.

Для развития ключевых компетентностей учащихся необходим личностный подход к каждому ученику, который направлен на развитие и саморазвитие ученика, становление его как личности с учетом индивидуальных особенностей, интересов, способностей и компетенций.
Исследование показало, что развитие личности школьников протекает в соответствии с возрастными нормами, существенных отклонений не выявлено. Но отдельными детьми требуется дополнительная психолого-педагогическая работа по развитию адекватной самооценки, школьной мотивации.

Работа в направлении изменения личностных качеств является сложной и длительной, требует большого педагогического такта, гибкости, изобретательности, постепенности. Значительных успехов добиваются педагоги-мастера, когда работу по формированию самооценки осуществляют в разные режимные моменты и в разных видах деятельности. Правильная организация образовательного процесса, умелое использование «ориентирующих» и «стимулирующих» функций педагогической оценки способствуют формированию самооценки школьников в педагогически целесообразном направлении и одновременно создают благоприятные условия для развития личности, способностей, умений учащихся.

Работая над формированием уверенной в себе личности, педагогу также важно учитывать два принципа:

– принцип меры;

– принцип системы.

В основе принципа меры лежит тот факт, что любое личностное качество хорошо в определённой степени развития. Его несоблюдение чревато появлением у учащегося самомнения, не критичности к себе. В таком случае он видит только свои достоинства, не замечая недостатков и, как следствие, не считает нужным работать над самосовершенствованием. Он считает, что всегда и во всём должен быть первым, что физически невозможно. Это противоречие злит ребёнка и причиняет ему страдания.

Для развития личностных качеств возможно использование разных образовательных технологий:
– технология проблемного диалога стимулирует мотивацию учения; повышает познавательный интерес; формирует самостоятельность и убеждения;

– проектная деятельность формирует накопление смыслов, оценок, отношений, позитивных поведенческих стереотипов;

– ИКТ-технологии позволяют формировать адекватную самооценку, осознанность учения и учебной мотивации, адекватное реагирование на трудности, критическое отношение к информации и избирательность её восприятия, уважение к информации о частной жизни и информационным результатам других людей, формируется основа правовой культуры в области использования информации;

– технология ситуативного обучения формирует умение демонстрировать свою позицию, нравственную оценку ситуации, принятие чужого мнения, адекватную оценку других, навыки конструктивного взаимодействия;

– технология продуктивного чтения формирует личностные УУД, если анализ текста порождает оценочные суждения;

– технология уровневой дифференциации формирует адекватную самооценку, саморазвитие и самосовершенствование, учебную мотивацию, умение ставить цели.

Таким образом, индивидуально-личностное развитие школьников рассматривается как процесс развития и саморазвития, представляющий собой сложное структурное образование, обусловленное его ведущими характеристиками, в частности, интеллектуальной, позволяющей определить мыслительные способности школьников, рефлексивной, показывающей совпадение их самооценки с оценкой окружающих, коммуникативной, устанавливающей готовность учащихся к общению, продуктивной, ведущей к проявлению творческого саморазвития школьника.

Свидетельство участника экспертной комиссии

«Свидетельство участника экспертной комиссии»

Оставляйте комментарии к работам коллег и получите документ
БЕСПЛАТНО!

Рекомендуем Вам курсы повышения квалификации и переподготовки

Источник