Динамика коррекции и развития ребенка

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Туранская средняя общеобразовательная школа № 1»
Пий-Хемского кожууна Республики Тыва
Справка
педагога-психолога о психологической коррекции и развитии обучающихся
(2013-2014, 2016-2017, 1 полугодие 2017-2018 уч.гг.)
Коррекционно-развивающая работа в МБОУ «Туранская СОШ № 1» проводится системно на основе годового плана работы в форме групповых и индивидуальных занятий. Наличие положительной динамики и устойчивости результата коррекции и развития ребенка, с которым работает педагог-психолог можно определить по итогам работы над данным видом деятельности. Системно ведется коррекционно-развивающая работа на основе комплексно-целевых профилактических образовательных программ «Несущая свет» (разработчик ГБОУ РЦПМСС «Сайзырал»), утвержденный Министерством образования и науки Республики Тыва.Психокоррекционная работа проводилась в двух направлениях: индивидуальное и групповое.
В справке представлены результаты психокоррекционной работы за 2013-2014, 2016-2017 и 1 полугодие 2017-2018 уч.гг.
Индивидуальная психокоррекционная работа педагога-психолога осуществляется на основе выборки обучающихся «группы риска». Опираясь на результаты проведенных диагностик, а также по запросам родителей, педагогов и администрации школы, проводились занятия с детьми, имеющими трудности в обучении, поведении и адаптации. Проводились индивидуальные развивающие занятия с детьми на снятие агрессивных тенденций, тревожности, развитие стратегий саморегуляции поведения в стрессовых ситуациях. В ходе ИКР реализовались следующие программы:
1. Программа по сказкатерапии, авт: Т.Н. Воротникова.
2. Адаптированная рабочая программа с детьми ОВЗ, авт: Н.З. Руссу.
3. Программа для 1-классников с низким уровнем готовности к школьному обучению, авт: О.В. Матина.
4. Программа «Уроки общения» для младших подростков, авт: Н. Слободяник.
5. Индивидуальная работа по Программе профилактики суицидального поведения среди детей и подростков. Таблица 1 отражает количество обучающихся индивидуальной психокоррекции. Представим динамику в Диаграммах 1 и 2.
Таблица 1. Количество обучающихся ИПР
Период | Количество учащихся | ||
На начало периода | На конец периода | Выпущено | |
2013-2014 уч.г. | 13 | 3 | 10 (76%) |
2016-2017 уч.г. | 15 | 2 | 13 (87%) |
1 пол., 2017-2018 уч.г. | 10 | 1 | 9 (90%) |
Таким образом, можно проследить положительную динамику в сторону повышения процента выпущенных обучающихся, прошедших индивидуальную коррекционную работу психолога. Результативность индивидуальной коррекционно-развивающей работы – положительная динамика у 32 (за отчетный период) сопровождаемых детей, получивших психологическую помощь.
Групповая коррекционно-развивающая работа проводится в соответствии с планом работы педагога-психолога. Причем групповая работа носила в большей степени развивающий характер. В 2016-2017 учебном году для 1-11 классов коррекционно-развивающая работа состояла из следующих базовых тем.
Таблица 2. Темы и охват ГКР за 2016-2017 учебный год
№ п/п | Название программы | Аудитория | Охват | Количество часов |
1 | Сопровождение процесса адаптации первоклассников по программе «Первый раз в первый класс» | 1 класс | 58 | 18 |
2 | Развивающая программа Р. Хухлаевой «Тропинка своему Я» для 1 классов | 1 класс | 58 | 68 |
3 | Развивающая программа «Формула успеха» для 9 классов | 9 класс | 34 | 16 |
4 | Коррекционно-развивающая программа «Психологическое сопровождение выпускников» | 9 класс | 34 | 17 |
5 | Коррекционно-развивающая программа «Психологическое сопровождение выпускников» | 11 класс | 13 | 20 |
6 | Программа «Волшебная страна здоровья» (РЦПМСС «Сайзырал») | 4 класс | 60 | 24 |
7 | Программа «Волшебная страна здоровья» (РЦПМСС «Сайзырал») | 3 класс | 57 | 24 |
7 | Коррекционно-развивающая программа «Первый раз в 5 класс» | 5 класс | 41 | 14 |
8 | Коррекционные занятия по профилактике профессионального выгорания | Педагоги | 31 | 3 |
ИТОГО: | 386 | 204 |
Оценка эффективности работы показала, что индивидуальные и групповые тренинговые занятия интересны и актуальны для детей. После проведенных мероприятий наблюдались:
– снижение уровня тревожности, агрессивности, конфликтности во всех взаимоотношениях;
– повышение позитивной напряженности в системе отношений ребенка с самим собой, с окружающим миром, с другими людьми;
– развитие адекватной самооценки.
Особую группу коррекционных занятий занимали учащиеся с ОВЗ. Занятия посещают дети, имеющие заключения от ПМПК. Занятия для младших школьников проводятся по программе «Путешествие в страну Размышления». Выбор программы обусловлен тем, что ее содержание отражает потребности детей младшего школьного возраста, направлено на развитие когнитивной сферы, любознательности как основы познавательной активности, способности, пространственных представлений, оптимизацию коммуникативных навыков и эмоционального напряжения. Коррекционно-развивающие занятия проводятся в индивидуальной и групповой форме.
Таблица 3. Общее количество групповых и индивидуальных занятий с детьми ОВЗ
Период | Количество занятий | ||
Групповых | Индивидуальных | Всего | |
2013-2014 уч.г. | 11 | 9 | 20 |
2016-2017 уч.г. | 16 | 13 | 29 |
1 полугодие 2017-2018 уч.г. | 11 | 9 | 20 |
Итого: | 38 | 31 | 69 |
С каждым годом по таблице и диаграмме видно как увеличивается количество коррекционно-развивающих занятий с детьми ОВЗ. В 2013-2014 учебном году школа не была оснащена кабинетом психолога, что отразилось на сопровождении детей ОВЗ.
В таблице 4 и диаграмме 4 представлены количество детей посещающих коррекционно-развивающие занятия. Это дети, имеющие заключения от психолого-медико-педагогической комиссии, где даны рекомендации сопровождения специалистов. Каждый год учащиеся надомного обучения и задержками психического развития привыкли посещать занятия, где они учатся раскрывать свои возможности, общаться друг с другом, получать эмоциональную теплоту и положительное настроение от окружения. У детей надомного обучения у всех разные диагнозы, которые они должны социализироваться в обществе.
Таблица 4. Охват учащихся ОВЗ на коррекционно-развивающих занятиях
Период | Охват учащихся | |
Групповые | Индивидуальные | |
2013-2014 уч.г. | 17 | 1 |
2016-2017 уч.г. | 15 | 2 |
1 пол. 2017-2016 уч.г. | 11 | 2 |
Таблица 5. Динамика устойчивости коррекционно-развивающих занятий
Виды познавательных функций | Уровни развития | 2013-2014 | 2016-2017 | ||
в начале | в конце | в начале | в конце | ||
Внимание | Высокий | 13% | 25% | 14% | 36% |
Средний | 58% | 54% | 50% | 28% | |
Низкий | 29% | 21% | 36% | 36% | |
Память | Высокий | 13% | 21% | 36% | |
Средний | 58% | 66% | 43% | 28% | |
Низкий | 42% | 21% | 36% | 36% | |
Мышление | Высокий | 29% | 7% | 21% | |
Средний | 71% | 58% | 57% | 43% | |
Низкий | 29% | 13% | 36% | 36% |
В таблице представлены результаты работы за 2013-2014 по 2016-2017 учебные года, где можно отметить улучшение показателей развития познавательной активности, повышение уровня развития внимания, памяти, мышления по программе «Путешествия в страну Размышления».
Вывод: в ходе анализа коррекционной и развивающей работы в школе можно сделать вывод о тенденции повышения положительной динамики за отчетный период.
Педагог-психолог Е.Н. Бородкина
Источник
Аналитическая справка о наличии положительной динамики в коррекции развития обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по данным мониторинга за 2010-2012 гг.
Учитель-логопед Слепцова М.В. в период с 2010 года по 2012 год на базе СП «Донское» ГБОУ ЦПМСС «Взаимодействие» проводила коррекционно-развивающую работу с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровье (ОВЗ).
Динамика эффективности работы по коррекции фонетического, фонетико-фонематического недоразвития и общего недоразвития речи осуществлялась по общим показателям, которые используются в практике коррекционной работы в логопедии, основанных на едином методологическом принципе системного анализа речевых нарушений, выделенным Р.Е. Левиной и являющимся ведущим принципом отечественной логопедии.
В качестве критериев для определения динамики эффективности работы Слепцовой М.В. с обучающимися, имеющими ОВЗ, были выделены следующие речевые параметры:
1. Сенсомоторный уровень развития речи:
1) состояние артикуляционного аппарата
2) звукопроизношение
3) фонематические процессы
4) звуко-слоговая структура слова
5) темпо-ритмическая организация речи.
2. Уровень развития связной речи:
1) соблюдение последовательности и структуры высказывания
2) связность высказывания
3) использование языковых средств
4) информативность высказывания.
3. Уровень развития импрессивной речи:
1) понимание речи в бытовой ситуации
2) выполнение речевых инструкций
3) понимание лексического значения слова
4) понимание действий предметов
5) понимание простого сюжета
6) понимание логико-грамматических конструкций.
4. Уровень развития экспрессивной речи:
1) состояние словаря:
– существительные
– глаголы
– прилагательные
2) грамматический строй речи:
– предложно-падежные формы
– согласование прилагательных с существительными
– словообразование
– словоизменение.
При определении показателя эффективности подсчитывается общее количество баллов по каждому из четырёх оцениваемых речевых компонентов и выводится процентный уровень овладения ими. Далее баллы заносятся в таблицу «Итоговые показатели», разница между количеством баллов (обращённых в проценты), набранных ребёнком при первичном и заключительном обследовании является показателем динамики.
Для выявления динамики эффективности коррекционно-логопедического процесса представлена контрольная группа детей (10 человек) с ОНР, имеющими ОВЗ.
Данные динамики речевого развития представлены в табл. 1-2 и на рис. 1-2.
Таблица 1. Динамика развития устной речи 2010-2011гг у детей с ОНР, имеющих ОВЗ
№ п/п | И.Ф. ребенка | Сенсомоторный уровень развития | Связная речь | Импрессив ная речь | Экспрессив ная речь | Итоговые показатели | Ди на ми ка | |||||
ПО[1] | ЗО[2] | ПО | ЗО | ПО | ЗО | ПО | ЗО | ПО | ЗО | |||
1. | Инна С. | 16 | 28 | 4 | 8 | 9 | 15 | 8 | 14 | 37 | 65 | 28 |
2. | Сергей Б. | 35 | 57 | 6 | 11 | 12 | 16 | 10 | 13 | 63 | 97 | 34 |
3. | Егор Т. | 24 | 42 | 7 | 11 | 13 | 16 | 11 | 15 | 55 | 84 | 29 |
4. | Иван Д. | 34 | 59 | 5 | 9 | 10 | 15 | 9 | 16 | 58 | 99 | 41 |
5. | Кира Г. | 27 | 43 | 5 | 10 | 11 | 15 | 8 | 14 | 51 | 82 | 31 |
6. | Илья М. | 37 | 55 | 6 | 11 | 10 | 14 | 10 | 15 | 63 | 95 | 32 |
7. | Александр П. | 23 | 32 | 4 | 8 | 10 | 16 | 12 | 13 | 49 | 69 | 20 |
8. | Артем Т. | 36 | 57 | 8 | 11 | 10 | 17 | 9 | 15 | 66 | 100 | 34 |
9. | Степан К. | 30 | 59 | 7 | 9 | 13 | 18 | 11 | 17 | 61 | 103 | 42 |
10. | Ульяна Д. | 28 | 47 | 2 | 8 | 10 | 15 | 9 | 14 | 49 | 84 | 35 |
55 | 88 | |||||||||||
Средний общий показатель динамики | 33% |
Рисунок 1. Динамика развития отдельных параметров устной речи у детей с ОВЗ, посещавших занятия в 2010-2011 учебном году.
Вывод: средний показатель динамики развития устной речи у детей с ОНР за 2010-2011 учебный год составил 33%.
Таблица 2. Динамика развития устной речи 2011-2012 гг у детей с ОНР, имеющих ОВЗ
№п/п | И.Ф. ребенка | Сенсомоторный уровень развития | Связная речь | Импрессив ная речь | Экспрессив ная речь | Итоговые показатели | Ди на ми ка | |||||
ПО[3] | ЗО[4] | ПО | ЗО | ПО | ЗО | ПО | ЗО | ПО | ЗО | |||
1. | Егор В. | 15 | 30 | 7 | 9 | 11 | 15 | 6 | 14 | 39 | 68 | 29 |
2. | Виталий И. | 36 | 60 | 9 | 10 | 12 | 13 | 11 | 15 | 68 | 98 | 30 |
3. | Наталья Г. | 27 | 39 | 7 | 8 | 13 | 16 | 9 | 15 | 56 | 78 | 22 |
4. | Даниил Б. | 28 | 61 | 7 | 10 | 12 | 13 | 8 | 16 | 55 | 100 | 45 |
5. | Максим К. | 32 | 41 | 7 | 9 | 11 | 14 | 7 | 17 | 57 | 81 | 24 |
6. | София Д. | 33 | 50 | 5 | 11 | 12 | 15 | 11 | 12 | 61 | 82 | 27 |
7. | Владимир Ф. | 23 | 32 | 6 | 11 | 12 | 18 | 12 | 14 | 53 | 75 | 22 |
8. | Иван В. | 31 | 59 | 8 | 10 | 9 | 16 | 10 | 16 | 58 | 101 | 43 |
9. | Татьяна П. | 34 | 57 | 4 | 9 | 10 | 17 | 9 | 15 | 57 | 98 | 41 |
10. | Настя Л. | 28 | 48 | 6 | 8 | 11 | 15 | 8 | 15 | 53 | 86 | 33 |
55 | 87 | |||||||||||
Средний общий показатель динамики | 32% |
Рисунок 2. Динамика развития отдельных параметров устной речи у детей с ОВЗ, посещавших занятия в 2011-2012 учебном году.
Вывод: средний показатель динамики развития устной речи у детей с ОНР 2011-2012 учебный год составил 32%
Анализируя таблицы динамики развития отдельных параметров устной речи, можно сделать вывод о том, что положительная динамика коррекционной работы с детьми с ОНР, имеющих ОВЗ максимальна.
Суммируя данные таблиц, в которых приведены показатели динамики по отдельным параметрам устной речи, можно сделать вывод о том, что общий показатель положительной динамики коррекционно-логопедической работы с детьми, имеющими ОВЗ, находится на достаточно высоком уровне и составляет в среднем 32%.
Данные динамики представлены на рисунке 3.
Рисунок 3. Динамика развития отдельных параметров устной речи у детей с ОВЗ, посещавших занятия за 2010 – 2012 гг.
Вывод: стабильность динамики речевого развития говорит об эффективности использования основных педагогических подходов, методов, обеспечивающих решение поставленных задач:
1. Обеспечение игрового развивающего обучения, учитывающего ведущую деятельность дошкольника, опора на его жизненный опыт и знания.
2. Учет зоны актуального развития ребенка, ориентация на зону ближайшего развития (возрастные и индивидуальные особенности).
3. Осуществление системного подхода к коррекции речевых нарушений (звукопроизношение, просодика, фонетика, лексика, грамматика, и др.).
4. Предоставление ведущей роли в обучении логопеду, решение поставленных задач – ребенку.
5. Охрана здоровья детей, обеспечение успешности деятельности.
Директор ГБОУ ЦПМСС «Взаимодействие» | Е.В. Ковалев |
Зам. директора по НМР | М.С. Староверова |
Методист СП «Донское» | Е.В. Ананьева |
[1] ПО – первичное обследование
[2] ЗО – Заключительное обследование
[3] ПО – первичное обследование
[4] ЗО – Заключительное обследование
Источник
Оценка динамики развития ребенка. РекомендацииТаким образом, развитие ребёнка следует рассматривать в течение определённого времени, оценивая каждую сферу навыков и её прогресс в отдельности, а затем соотносить сферы друг с другом и с хронологическим возрастом. Это фундаментальная концепция взгляда на оценку развития детей. Детальный опрос и осмотр необходимы у детей с нарушениями развития, а у нормальных детей при оценке развития они не требуются, поскольку краткого осмотра обычно достаточно. Он сосредоточен на умениях, наиболее активно меняющихся с возрастом ребёнка. В каждой сфере есть определённый возраст, когда происходит прогресс развития. На рис. 3-8 это представлено в виде диаграммы для каждой сферы развития, на которой уровень изменения в развитии соответствует интенсивности цвета: чем интенсивнее цвет, тем быстрее происходят изменения в развитии. Это означает следующее: Знание возраста ребёнка и сроков, когда развитие в каждой сфере навыков становится более очевидным, помогает ориентироваться при первоначальном опросе о развитии. Таким образом, для ребёнка в возрасте: Вопросы о развитии должны покрывать весь спектр прогресса в развитии, но этот более точный способ выяснения истории развития позволяет быстрее и точнее его оценить. Он ориентирует оценку на приобретённые способности вместо того, чтобы заставлять родителей вспоминать возраст, когда их ребёнок прошел основные этапы развития. Во время визита при сборе анамнеза развития важно также умение врача наблюдать за поведением ребёнка. Это обеспечит не только почти точный ориентир для начала опроса, но быструю оценку способностей ребёнка, поведенческих особенностей, соответствия развития возрасту и взаимоотношений с родителями. Все это позволит составить общее представление о ребёнке, его способностях и развитии. Инструменты для оценки развития ребенкаВсе, что нужно для оценки развития, — простые основные инструменты. Их используют для выявления навыков ребёнка, применяемых во время игры. Кубики, мяч, книга с картинками, кукла и маленькие игрушки (например, чайный столик, карандаши и бумага) позволят быстро, но эффективно оценить двигательные навыки, мелкую моторику, игровые, речевые и языковые способности. Эти способы позволяют ребёнку развеселиться и расслабиться, одновременно облегчая исследующему оценку его навыков. Скрининг развития (обследование популяции детей определённых возрастов обученным медперсоналом) считают формальным процессом в составе программы обследования и пропаганды здоровья детей. Скрининг прогресса развития маленьких детей также обязательно проводят все врачи-специалисты при любом обращении к врачу, т.е. к врачу общей практики, по поводу боли в горле, при несчастном случае, в травмпункте после падения или при поступлении в педиатрическое отделение. Каждый визит ребёнка используют для определения, в норме ли его развитие. Существует ряд проблем, связанных со скринингом развития: При анализе динамики развития маленьких детей: Оценка развития — детальный анализ определённой области развития, его проводят вслед за скринингом, при котором было выявлено нарушение динамики в какой-либо сфере. Это часть диагностического процесса, связанная с обследованием, лечением и заключением. Оценку развития проводят путём направления в специализированное отделение, которым могут быть различные педиатрические, терапевтические или местные многопрофильные детские отделения, где есть педиатр. Ряд тестов разработан для скрининга развития формально производимым способом (например, таблица роста и скрининговый тест развития Denver). Существуют также стандартные тесты для оценки развития грудных и маленьких детей, например шкалы Griffiths and Bailey развития грудных детей. Их используют, например, в исследованиях с наблюдением за недоношенными детьми. Также существуют стандартные тесты, ориентированные на специфические моменты развития (например, языковая шкала Reynell, измерение функции крупной моторики (GMFM) и диагностический опросник при аутизме). Все тесты, кроме скрининговых, для получения достоверных результатов требуют времени и умений. Оценку когнитивной функции (высшая нервная деятельность) у детей школьного возраста с использованием IQ и других тестов проводят клинические или педагогические психологи. Скрининг и оценка развития: Программа наблюдения и пропаганды здоровья ребенкаЭта программа включает обзор всех аспектов здоровья и развития у всех маленьких детей. Она содержит три основных элемента: Эта программа — компромисс между стремлением выявить нарушения и потенциально вмешаться на ранней стадии и в то же время избежать частых посещений врача. При каждом осмотре проводится проверка специфических физических аномалий и общего развития, здоровья и роста ребёнка. Рассматриваются избранные темы пропаганды здоровья. Делается акцент на мнение родителей о зрении, слухе, речи и языковых навыках, поскольку родители обычно первые обнаруживают любое нарушение на ранней стадии. Подробности каждого осмотра вносятся в личную историю развития ребёнка. Эти истории сохраняются у родителей и специалисты при любом последующем осмотре ребёнка просят их показать. Программу пропаганды здоровья детей выполняет в первичном звене врач общей практики или патронажные сестры. При выявлении проблемы составляют план действий для ребёнка, в который могут быть включены советы и отслеживание динамики либо направление к специалисту. Программа наблюдения и пропаганды здоровья детей: – Также рекомендуем “Проверка слуха ребенка. Методы оценки” Оглавление темы “Оценка развития детей”:
|
Источник