Динамический контроль за развитием ребенка
Мы поможем в написании ваших работ! Мы поможем в написании ваших работ! Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ? |
– педагогическая характеристика динамики развития учащегося и динамики коррекционной работы за период прошедший с момента последнего обследования на районной ПМПК, с оценкой эффективности проводимой коррекционно-развивающей работы; – педагогическоепредставление для отслеживания динамики развития (Приложение 12); – карта динамики речевого развития (заполняется учителем-логопедом) (Приложение 13); – психологическоепредставление для отслеживания динамики развития (Приложение 14); – сведения о текущей успеваемости учащихся, поставленных на динамическое сопровождение (Приложение 15). 4. По результатам проведенного совместного заседания расширенного состава ПМПК заполняется Протокол, даются рекомендации по дальнейшему сопровождению ребенка специалистам ОУ, родителям (законным представителям), даются выписки из протокола совместного расширенного заседания ПМПК с рекомендацией о дальнейшей форме обучения ребенка. Приложение 1. Примерная пед. характеристика на ученика с ЗПР (предоставляется на ПМПК, врачу-психиатру) Педагогическая характеристика на ученика (цу) ______ класса школы № _________ Ф.И.О. ______________________________________________ Дата рождения_____________________ Ребенок посещает данное учебное заведение с … класса. На протяжении всего периода обучения у (имя) отмечались недостатки в развитии восприятия: его фрагментарность, ограниченность, поверхностность. В связи с недоразвитием слухового и зрительного восприятия недостаточно сформированы пространственно- временные представления, знания об окружающем мире весьма ограничены. Отмечаются недостатки в развитии произвольной памяти: замедленное запоминание, неточность воспроизведения, плохая переработка воспринимаемого материала. Ученик затрудняется в применении приемов запоминания: смысловая группировка, классификация, что вызывает ряд трудностей при усвоении таких предметов, как биология, история, география, обществознание. Внимание неустойчиво. (Имя) не способен к длительному напряжению и концентрации внимания на выполняемом задании. Во время уроков рассеян, трудно переключается с одного вида деятельности на другой. Недостаточный уровень развития словесно-логического мышления проявляется в неумении самостоятельно решать сложные арифметические задачи. Низкий уровень абстрактно-логического мышления затрудняет усвоение программного материала по таким предметам как алгебра, геометрия, физика, химия. При выполнении заданий, требующих анализа, сравнения, обобщения, нуждается в развернутой помощи педагога. У ребенка бедный, недифференцированный словарный запас. Нарушение письменной речи проявляется в большом количестве специфических ошибок (пропуски, замен, недописывания букв), а также в большом количестве ошибок, связанных с неумением применять на практике орфографические правила. Уровень развития связной речи не соответствует программным требованиям, ребенок испытывает сложности при написании творческих письменных работ (сочинений, изложений). У (имя) не сформированы устойчивые формы самоконтроля и самооценки, не всегда адекватно может оценить результаты своей деятельности. При выполнении трудных заданий принимает помощь взрослого и охотно использует ее, самостоятельно преодолеть трудности не может и не желает. Работоспособность низкая, отмечается быстрая истощаемость организма из-за умственных нагрузок. По мере утомления или неуспешности выполнения задания эмоциональное состояние ухудшается, становится эмоционально неустойчивым: раздражительным, легко возбудимым. Дата Директор подпись расшифровка Классный руководитель подпись расшифровка Приложение 2 Методические рекомендации к заполнению педагогической характеристики на ребенка с задержкой психического развития Педагогическая характеристика ребенка с ЗПР может иметь разное назначение в зависимости от того, с какой целью она составляется. Соответственно меняется и ее основной акцент. Так, педагогическая характеристика необходима при переводе ученика из общеобразовательной школы в специальный коррекционный класс для детей с ЗПР. Или педагогическая характеристика необходима при переводе ученика из коррекционного класса для детей с ЗПР в массовую школу в результате его значительного продвижения в овладении учебной программой, положительной динамики психического развития и улучшения состояния здоровья. Педагогическая характеристика также необходима, если ученик стойко не усваивает учебный материал и встает вопрос о пересмотре диагноза; в этом случае она предназначена для медико-педагогической комиссии. Характеристика должна отражать продвижение ученика в процессе обучения, изменения, происходящее под влиянием специального обучения и воспитания. Педагогическая характеристика должна содержать следующие разделы: 1) общие сведения об ученике; 2) состояние школьных знаний и навыков; 3) общее развитие ребенка, особенности речи и мышления; 4) особенности учебной деятельности; 5) особенности поведения; 6) характеристика личности; 7) заключение. В разделе «Общие сведения», помимо формальных данных (даты рождения ребенка и поступления в школу и т. п.), должно быть указано посещал ли детский сад, в какой класс школы, ученик принят, откуда поступил, оставался ли на второй год, когда начал обучаться по программе VII вида (для детей с ЗПР). Следует кратко охарактеризовать семью ребенка. В разделе «Состояние школьных знаний и навыков» необходимо указать, какой предмет (или предметы) затрудняет ученика, какие разделы он не смог усвоить, какую помощь ему оказывал учитель (в том числе на индивидуально-коррекционных занятиях), ее эффективность. Следует также отметить, какие предметы или разделы программы он усвоил более успешно, какой учебный материал оказался для него наиболее легким. При этом важно описать индивидуальные особенности усвоения знаний – темп мыслительной деятельности ребенка, особенности запоминания (быстрота, осмысленность) и работоспособности, степень самостоятельности, реакция на помощь педагога и др. При характеристике уровня общего развития следует показать осведомленность ребенка в окружающем (семья, окружающие предметы, простейшие явления природы). Степень полноты и точности таких знаний и представлений послужит материалом для оценки познавательной активности ребенка. Описание речевого развития школьника должно содержать краткую количественную и качественную характеристику лексического запаса слов; отражать особенности грамматического строя речи – имеется ли аграмматизм и какова степень его выраженности, какие части речи и типы предложений преимущественно используются; затруднения в оформлении речевого высказывания – замедленность, наличие повторов, поиск нужных слов и др. Важно выделить особенности речи ребенка – состояние фонематического слуха, виды ошибок в устной, и письменной речи, их частота. Необходимо указать на наличие и степень стойкости ошибок, специфичных для письменных работ детей, либо отметить отсутствие таковых. Также следует охарактеризовать способность делать пересказ прочитанного или прослушанного текста. По всем вопросам, касающимся состояния речи, педагог должен советоваться со школьным логопедом, использовать его данные. Описывая особенности мыслительной деятельности, следует прежде всего остановиться на способности к обобщению, осмыслению материала, на понимании логических связей и отношений, умении выделить существенные признаки предметов, на возможности переключения с одного вида мыслительной деятельности на другой. Нужно указать степень использования ребенком помощи, раскрыть его потенциальные возможности. Характеризуя особенности учебной деятельности ребенка, необходимо раскрыть следующее: быстрота его включения в работу, устойчивость деятельности (ее продолжительность без отвлечений), затруднения в переключении, темп работы, уровень работоспособности; наличие импульсивности при выполнении заданий, степень самостоятельности и организованности, сформированность навыков самоконтроля и умения оценить выполненную работу. При описании поведения учащегося следует указать, насколько он дисциплинирован на уроках, на перемене, вне школы; отметить, есть ли двигательная расторможенность (либо заторможенность); описать, какими навыками культурного поведения он владеет. В разделе «Характеристика личности» освещаются следующие вопросы: учебные и внеучебные интересы школьника, их устойчивость; специальные способности (в области изобразительной деятельности, музыки, спорта и др.), степень адекватности оценки своих возможностей; отношение к учебе и общественным поручениям, к товарищам и взрослым (в том числе к родителям). Следует указать любимое занятие в свободное время, преобладающий фон настроения, отношение к неудачам в учебе, к похвале или порицанию, обидчивость, склонность к жалобам. Заключительный раздел характеристики как бы суммирует и оценивает все самое существенное в ребенке, отмеченное в предыдущих разделах. Здесь педагог должен выделить черты характера и особенности личности ребенка, которые он оценивает как положительные или как отрицательные, а также указать на особенности, которые мешают ему овладеть знаниями, и на предполагаемые причины этого. Необходимо также определить степень его готовности к обучению по программе следующего учебного года. Характеристика, написанная для медико-педагогической комиссии, должна освещать стороны, важные в плане дифференциальной диагностики. Здесь в первую очередь следует показать конкретные затруднения ученика в овладении школьной программой, особенности его мыслительной деятельности (темп, способность к обобщению, к осмыслению учебного материала, возможности использования помощи и осуществления переноса), состояние работоспособности ребенка, результаты индивидуальной работы с ним. Приложение 3. |
Источник
Основной целью таких исследований как динамические наблюдения за детьми является точная оценка состояния их здоровья на протяжении длительного периода времени. в результате подобного рода наблюдений осуществляется наиболее качественная профилактика всевозможных заболеваний, чему способствуют регулярные отборочные пробы скрининг). Благодаря динамическим наблюдениям можно предотвратить множество детских заболеваний.
Динамические наблюдения за сдвигами в состоянии здоровья детей – одна из главных задач гигиены детей и подростков, поскольку на основании этих материалов разрабатываются необходимые мероприятия, направленные на дальнейшее укрепление здоровья детей, и намечаются основные направления научных исследований. Под здоровьем понимают отсутствие у ребенка заболеваний, функциональных отклонений в организме, гармоническое физическое развитие и высокий уровень функций различных органов и систем.
О состоянии здоровья детей судят по показателям физического развития, заболеваемости, патологической пораженности и функционального состояния различных органов и систем, позволяющих выявить ранние, легко устранимые отклонения здоровья, так называемые преморбитные состояния – «группы риска». Изучение физического развития носит комплексный характер. При этом учитываются результаты осмотра (соматоскопия) и измерения тела (соматометрия), изучаются функциональные показатели (физиометрия), учитываются клинические данные, а также условия, в которых происходят рост и развитие ребенка.
При изучении физического развития детей и подростков широко используются антропометрические исследования, дающие возможность судить о процессе роста детей, а также функциональные показатели для оценки развития ребенка, его биологического возраста (костный возраст, стадия полового развития, сроки прорезывания и смены зубов).
Антропометрические исследования включают данные о росте, массе, окружности груди, мышечной силе, жизненной емкости легких, пропорциях тела, осмотра положения осей ног, осмотра и измерения свода стопы (подометрия, подография), учета двигательных функций. Для характеристики динамики развития детей раннего возраста наряду с физическим изучается и нейропсихическое развитие, в частности, развитие речевой функции.
При комплексной оценке состояния здоровья ребенка следует пользоваться классификацией, предложенной Институтом гигиены детей и подростков, согласно которой выделяют пять групп:
- 1 группа – здоровые дети, гармонически развиты, наклонности к заболеваниям, морфологические и функциональные отклонения в организме отсутствуют;
- 2 группа – дети практически здоровые, но имеющие те или иные морфологические или функциональные отклонения, не сказывающиеся на самочувствии и работоспособности учащихся. К этой группе относятся дети с плохим физическим развитием, часто болеющие острыми заболеваниями, с функциональными отклонениями в деятельности сердечно-сосудистой системы, в частности, с наклонностями к повышению или понижению артериального давления, с аденоидами I и II степени, с гипертрофией миндалин, миопией слабой степени, дальнозоркостью средней степени, косоглазием, с наличием невротических и астенических реакций, множественным нелеченным кариесом, сколиозом I степени, нарушениями осанки, незначительным снижением показателей гемоглобина;
- 3 группа – дети с хроническими заболеваниями в компенсированном состоянии, не затрудняющими приспособление школьников к учебной нагрузке (хронический тонзиллит, холецистит, гастрит, ревматизм, рахит и т. д.);
- 4 группа – больные хроническими заболеваниями в стадии субкомпенсации, затрудняющими учебную и трудовую деятельность;
- 5 группа – дети-инвалиды с тяжелыми органическими и функциональными отклонениями (как правило, в массовой школе не встречаются).
При оценке сдвигов в состоянии здоровья коллектива следует сопоставить изменения в удельном весе каждой из групп: здоровья. При этом применяют либо индивидуализирующий метод (оценка сдвигов, у одних и тех же детей), либо генерализующий (изменение в удельном весе отдельных групп коллектива в целом). Использование этого метода на практике позволило сделать вывод об улучшении состояния здоровья школьников в период их. обучения в школе – количество детей, отнесенных к I группе здоровья, увеличилось с 31,7% у школьников младших классов до 43% (VIII-X), к Н-й группе – соответственно с 27,7% до 34,8%, а численность групп 3 и 4 сократилась с 37,4% до> 20,3% и с 3,2 до 1,9% в тех же возрастных, группах.
Физическое развитие детей и подростков
Физическое развитие ребенка – это комплекс морфофункциональных свойств организма, которые определяют его рост, формирование, работоспособность и биологический возраст.
Систематическое наблюдение и контроль – за состоянием физического развития детей и подростков имеют разностороннее значение – на основе данных динамических, наблюдений врач разрабатывает конкретные мероприятия по руководству воспитанием ребенка и учитывает их эффективность.
В результате статистического анализа данных о состоянии здоровья и физического развития подрастающего поколения, собранных одномоментно (генерализующий метод), периодически разрабатываются возрастно-половые «нормы» физического развития, используемые врачом детских. учреждений при индивидуальной оценке физического развития детей. Анализ данных динамического наблюдения за ходом физического развития (индивидуализирующий метод) позволяет сформулировать основные законы их роста и развития. Анализ сдвигов в физическом развитии позволяет проверить эффективность различных приемов воспитания и обучения детей и т. п.
Динамическим наблюдением за физическим развитием охватываются все без исключения возрастные периоды детства. Наблюдение осуществляется тем чаще, чем младше ребенок. Обычно соблюдается следующая периодичность:
- в период новорожденности с интервалом 1 день;
- в грудном возрасте с интервалом 1 мес. в преддошкольном возрасте с интервалом 3 мес.;
- в дошкольном возрасте с интервалом 6 мес.;
- в школьном возрасте с интервалом 1 год.
С целью установления уровня физического развития детей и подростков, а также его сдвигов периодически (1 раз в 5 лет) производят выборочное обследование численно достаточного (150-250 детей каждой возрастно-половой группы) контингента практически здоровых детей, находящихся примерно в одинаковых условиях жизни. Из антропометрических данных ограничиваются измерением роста, массы, окружности груди, роста сидя (у новорожденных, детей грудного и преддошкольного возраста измеряют окружность головы).
В результате вариационно-статистической обработки собранного материала устанавливают средние показатели – нормы физического развития каждой возрастно-половой группы.
Такие условные нормы физического развития детей и подростков разрабатываются для отдельных районов (зон), периодически пересматриваются и публикуются в «Материалах по физическому развитию детей и подростков городов и сельских местностей». Эти нормы оформляются обычно в виде таблиц, которые называются нормативными, оценочными, стандартно-сигмальными.
Индивидуальная оценка физического развития имеет целью определить соответствие между биологическим и календарным возрастом ребенка, а также выявить особенности динамики развития. Она производится путем сравнивания величин каждого антропометрического признака у оцениваемого ребенка со средними показателями (М) – нормой. Полученную разницу (d) между данными ребенка и нормой, указанной в оценочной таблице, делят на среднее квадратическое отклонение (o) для данного признака и выражают в сигмальных единицах (d/o). Оценку найденных таким образом характера и степени отклонения величин каждого антропометрического признака от условной нормы производят, пользуясь, в зависимости от условий и задач исследования, одной из приведенных ниже шкал.
При оценке физического развития ребенка ведущее значение придают не только величине отдельных антропометрических признаков, но и гармоничности развития – правильному их соотношению. Для оценки гармоничности развития используют индивидуальный профиль физического развития – графическое изображение характера и степени отклонения показателей физического развития. Развитие считается гармоничным, если разница между признаками не более одной o.
Для комплексной индивидуальной оценки нескольких антропометрических признаков в их совокупности широко используют также оценочные таблицы, построенные с учетом корреляционной связи между длиной тела и каждым из прочих антропометрических признаков. Степень этой связи определяется коэффициентом регрессии (R), показывающим, насколько изменяется величина данного признака (масса, окружность груди) при изменении длины тела на 1 см. Такие таблицы называются оценочными таблицами по шкале регрессии.
Пользуясь коэффициентом регрессии, находят, какая масса и окружность груди должны быть у данного ребенка при его росте. Для того чтобы определить гармоничность развития, делят разницу между той массой (окружностью груди), которая у ребенка фактически имеется, с той, которая у него должна быть в соответствии с ростом, на oR – сигму коэффициента регрессии. Если полученная величина укладывается в пределы одной oR, ребенок развивается гармонично, если эта величина больше или меньше, развитие оценивается как дисгармоничное.
В настоящее время (Е. П. Стромская, В. Г. Властовский, Н. В. Кардашенко и др.) предложен метод оценки физического развития ребенка, позволяющий определить не только морфофункциональное состояние, но и уровень биологического развития. С этой целью в качестве показателя используются длина тела, величина ее годовых приростов, сроки смены молочных зубов на постоянные, степень полового созревания, оссификация кисти. Последние три показателя дают возможность оценивать уровень биологического развития ребенка. Физическое развитие оценивается по трехбалльной шкале с использованием сигмы коэффициента регрессии.
По уровню биологического развития выделяются также 3 группы:
- Соответствующая данному календарному возрасту.
- Опережающая календарный возраст.
- Отстающая от календарного возраста.
Роль и значение отдельных предложенных для оценки биологического возраста показателей меняются с возрастом – у младших школьников наиболее адекватными показателями являются длина тела и число постоянных зубов, в среднем и старшем возрасте – развитие вторичных половых признаков.
В течение последних 100-130 лет повсеместно отмечается ускорение роста и развития детей и подростков по сравнению с предшествующим им поколением. Это явление называют акцелерацией, как одно из проявлений эпохального сдвига в развитии, биоморфоза поколений.
Ряд научных исследований показывают, что акселерация проявляется во все периоды роста, начиная с внутриутробного (более крупные размеры тела новорожденных, учащение случаев родовых травм). Дети преддошкольного, дошкольного и школьного возрастов стали выше и тяжелее, чем их ровесники за предшествующий период времени. Установлено, что на протяжении последних 30-40 лет через каждые 10 лет длина тела у школьников увеличивается на 2,7 см, масса – на 2,3 кг. Сдвигается на более ранний возраст наступление менструации (в течение 10 лет на 4-6 мес.). «Молодеют» близорукость, юношеская гипертония. По результатам ряда исследований повышаются возрастные двигательные возможности детей, их умственная работоспособность. «Молодеют» спортивные рекорды. Более рано заканчивается рост в длину: если в конце прошлого века рост прекращался в 26 лет, то сейчас дефинитивные размеры тела достигаются у девушек в 16-17 лет, у юношей в 18-19 лет.
Указанные сдвиги наблюдаются на фоне увеличения размеров тела у взрослого населения (у мужчин длина тела увеличилась на 9,5, у женщин – на 6,5 см). Одновременно установлено удлинение детородного периода (более позднее, на 8-10 лет, наступление менопаузы у женщин). Так, по данным П. А. Никитюка, у женщин Москвы в 1973 г. менопауза наступала в. 50 лет 8 мес., в начале века – в 42 года. Наблюдается более позднее (на 8-10 лет) появление старческой пресбиопии.
Учеными выдвинуто свыше 50 гипотез для объяснения акцелерации: космическая, гелиогенная, алиментарная, урбанизационная, генетическая и другие. Однако строгий научный анализ показал, что ни одна из них в отдельности не может объяснить феномен акцелерации, который, как полагают многие, связан с воздействием комплекса сложных биосоциальных явлений.
Решение этого вопроса, очевидно, дело будущего, но проблема акцелерации выдвинула ряд практических вопросов воспитания подрастающего поколения: совершенствование медицинского контроля за динамикой состояния здоровья, физического и психического развития детей и подростков, за их физическим воспитанием, в особенности в период полового созревания, нормирование нагрузки на организм в связи с биологическим, а не только календарным возрастом, ряд вопросов общей, спортивной и сексуальной педагогики, пересмотр стандартов на мебель, одежду для детей и подростков и т. д.
Источник