Дикие крики у ребенка 2 года

Дикие крики у ребенка 2 года thumbnail

Очень частый запрос в родительских группах звучит примерно так: «Мой ребенок начал вдруг просыпаться среди ночи с жуткими криками, он как будто спит, но при этом ужасно кричит, успокоить его невозможно, и это очень пугает. Что это и как с этим справиться?»

Оказывается, это состояние у детей – не редкость, и в целом ничего ужасного тут нет. Но кое-что нужно знать, чтобы быть подготовленным. Об этом подробно написал в своем телеграм-канале детский невролог Сергей Зайцев.

Приступы странного поведения ребенка, связанные с внезапным, неадекватным пробуждением в несоответствующий период сонного цикла – это очень распространенная и одновременно уникальная группа расстройств сна (парасомнии), которая наиболее часто пугает и расстраивает родителей.

Вероятно, каждый человек встречался с ночными страхами или ночными ужасами. Приблизительно через один-три часа после засыпания ребенок внезапно поднимается и принимается ужасно орать истошным голосом.

Мама бросается на помощь, пытается взять на руки и успокоить, но малыш не узнает ее, отталкивает, дерется, вырывается, как зверек, попавший в капкан. Ребенок в панике, дезориентирован, глаза широко открыты, взгляд неподвижный, на лице застыл ужас, реакция на окружающих отсутствует, он бьется и царапается, пытается вскочить с кровати и убежать, может кричать: «Уходи, не трогай меня!» или вопить беззвучно. Иногда малыш весь мокрый от пота, сердечко колотится часто-часто, дыхание учащенное. Такой образ действий ребенка легко объяснить – просто в этот момент ему очень-очень СТРАШНО!

Возможно, что так же мгновенно и неожиданно приступ прекращается, и малыш опять крепко спит.

Иногда же попытки успокоить или разбудить ребенка не приводят к успеху, а только усугубляют проблему. В таком случае обычно проходит от нескольких минут до получаса, прежде чем дитя окончательно проснется и успокоится.

Но даже и после этого он находится в замешательстве и кажется растерянным, от него трудно добиться вразумительных объяснений произошедшего. Разумеется, на следующей день не остается никаких четких воспоминаний о ночных событиях.

Наиболее часто ночные страхи появляются в возрастном периоде начала отказа малышей от дневного сна.

В таком случае продолжительное время дневного бодрствования и усталость приводят к значительным напряжениям и перегрузкам в системе регуляции ритмов сна. В связи с этим фаза медленного сна становится существенно более углубленной и усиленной, что может затруднять правильный адекватный переход в фазу поверхностного (быстрого) сна.

Ночные страхи неизменно взаимосвязаны с активацией определенных мозговых областей во время глубокого (медленного) сна, обычно – в первую треть ночного цикла. Упрощенно такой механизм можно представить в виде рассогласования работы нервных центров, которое происходит во сне после накопления сильной усталости или информационных перегрузок (стрессов).

При этом отдельные системы мозга, получив дневной сильный эмоциональный заряд, легко возбуждаются и дают команду на переход в поверхностный сон, зарождая сновидения. А другие, не восстановившись как следует после тяжелого трудового дня, «полагают», что еще не пришла пора интенсивной работы, и продолжают находиться в глубоком крепком сне. Данное противоречие и выплескивается наружу в виде наиболее сильных и древних человеческих эмоций – страхов и ужасов.

Ночные страхи достаточно часто встречаются (от двух до восьми процентов всех детей), возникают, как правило, у впечатлительных детей в возрасте от двух до шести лет, в основном в периоды усталости, недостатка сна или стрессов.

Чаще всего ночные страхи встречаются у мальчиков, однако в период взросления эта пропорция меняется, и доля девочек возрастает примерно до половины.

Несмотря на такую картину, навевающую ужас на родителей, редкие ночные страхи обычно протекают доброкачественно, не вызывают серьезных нарушений здоровья, исчезают сами собой и нечасто требуют лечения.

Достаточно определенных режимных мероприятий, а также врачебных советов, и проблема может быть решена. Однако это не значит, что даже при редких ночных страхах родители должны спокойно ожидать, когда ребенок «перерастет», и ночные приступы закончатся самостоятельно.

Поскольку сознание в момент такого приступа может быть выключено, только врач-невролог, с помощью специальных методов исследования (ночной видео-ЭЭГ-мониторинг, полисомнография) сможет распознать ночные эпилептические приступы (см. Азбука эпилепсии), которые коварно прячутся под маской безобидных ночных страхов и нуждаются в обязательном серьезном лечении.

Что делать родителям во время и после приступов ночного страха у ребенка?

Не паниковать и не суетиться, оставаться спокойными.

Ночной страх – это не криз, угрожающий душевному и физическому здоровью малыша. Не совершать необдуманных действий: не стараться каким-либо способом разбудить ребенка. Обычно достаточно просто дождаться окончания приступа. Конечно, это тяжело – ничего не делать, а только смотреть: нужно обладать железной выдержкой и спокойствием.

Если ребенок находится в состоянии выраженного двигательного возбуждения (бьется и царапается, пытается вскочить и убежать и т.д.) – обеспечить физическую безопасность ребенка, мягко удерживая его на руках или на кровати.

Внимательно наблюдать за ребенком весь период приступа и после него, для того чтобы в подробностях описать это специалисту (по плану, см. ниже).

Если ребенок все-таки проснулся, ласково успокойте его, отвлеките, осторожно попробуйте выяснить, как он себя чувствует и что, может быть, помнит.

На следующий день ни в коем случае не обсуждайте ночной приступ с ребенком или в его присутствии.

Это может привести к формированию невротических реакций и появлению дневных страхов и тревоги. Однако очень аккуратно и дипломатично, не упоминая напрямую ночное приключение, нужно сделать осторожную попытку выяснить возможные воспоминания о прошедшей ночи.

Иногда, совсем редко, можно попробовать позволить ребенку провести остаток ночи вместе с вами в постели.

Ни в коем случае не забывайте об угрозе формирования неосознанной, так называемой «побочной пользы». Наблюдая, как испуганная мама «танцует» и суетится вокруг него, разрешает спать вместе с ней в постели, ребенок становится подсознательно «заинтересован» в таких ночных приключениях. Правда, это более характерно для ночных кошмаров.

Инстинктивное желание такой «пользы» естественным образом может приводить к манипуляциям и прогрессированию данных нарушений. Именно поэтому не стоит после приступа с энтузиазмом поить и кормить ребенка, оставлять в постели со взрослыми и, вообще, чрезмерно лелеять и холить.

Обязательно контролируйте режим отдыха и сна – отдохнувший и выспавшийся ребенок имеет гораздо меньшую вероятность ночных страхов.

Добиться этого можно по-разному. Если нет дневного сна, можно попробовать укладывать ребенка спать днем, особенно это хорошо получается у деток более младшего возраста. Можно пытаться уложить спать вечером раньше обычного и (или) стремиться продлить сладкий утренний сон.

Читайте также:  Ребенок 2 года болят суставы

Процесс засыпания, желательно в одно и то же время, должен быть максимально приспособлен для релаксации и успокоения ребенка. Создайте определенную церемонию отхода ко сну: рассказывание сказок, чтение книг, прослушивание музыки или звуков природы (шум дождя и ветра, морской прибой и т.д.) прекрасно помогает ребенку расслабиться и спокойно уснуть.

Возьмите за правило, обязательно разговаривать с ребенком перед сном и обсуждать события, произошедшие днем. Если получится войти в доверие, нужно аккуратно подтолкнуть ребенка к детальному обсуждению своих страхов, волнений и тревоги за целый день. Таким образом уничтожатся определенные составляющие, а иногда и все стрессовое напряжение, которое аккумулировалось за целый день бурной жизни, полной стрессов, огорчений и радостей.

Нужно вселить в ребенка полную уверенность в прочной родительской защите и ощущение абсолютной неуязвимости.

Организация процесса засыпания должна максимально обеспечивать ребенку только положительные чувства и мысли. Превосходно выручает обычная «радионяня». В таком случае ребенок будет абсолютно уверен, что родители всегда смогут услышать посторонние ночные шумы и прийти на помощь.

Пространство обитания ребенка во сне (кроватка) должно быть предельно изолированным от раздражающих факторов: сильные шумы, яркий свет, излучении бытовых электроприборов и т.д.

При частых ночных страхах иногда замечательно помогает раннее «внеплановое» пробуждение.

Если мягко и нежно попытаться пробудить ребенка ото сна приблизительно через 30-60 минут после засыпания и потом опять уложить его спать, это может кардинально изменить сонный цикл и сорвать «коварные замыслы» ночных страхов.

Если ночные страхи повторяются и мешают жить, необходима консультация специалиста.

Но! Родители должны всегда помнить – любые книжные рекомендации, даже самые умные, не являются истиной в последней инстанции и руководством к немедленным бездумным действиям. Возможно, вашему ребенку подходят совсем другие советы – анализируйте, размышляйте, слушайте свой внутренний голос.

И наконец, самое важное – психологический комфорт в семье и душевное спокойствие окружающих ребенка людей.

Источник

Известно, что крик рождается вместе с человеком. И появился он намного раньше, чем речь. Это атрибут самосохранения человека. Еще древние понимали, что если соплеменник потерялся, то его громкий крик услышат далеко и придут на помощь. Если грозит опасность или что-то случилось, то криком можно привлечь подмогу и отпугнуть противника. Через крик человек проявляет свои глубинные чувства и эмоции, инстинкты.

Детский плач у детей до двух лет

Каждый новоиспеченный родитель прекрасно понимает, что малыш будет кричать и плакать. Мамы узнают, что младенец кричит от голода, от желания пообщаться, от того, что пеленки мокрые, зубки режутся и так далее. А вот что делать, если малыш кричит совсем без повода? Он сухой, поел, недавно проснулся, с ним играют, врачи уверяют, что он совершенно здоров… Что еще ему надо? Почему он плачет, нет, даже просто громко кричит? Опытные специалисты по детским проблемам маме говорят сразу: “Терпите, такой ребенок вам достался! Перерастет”. А добрые люди дадут миллион рецептов. А уж если в Интернете поинтересоваться… Ну, каждая мама, которая сталкивалась с проблемой, сама знает…

Нет достоверных сведений о причинах того, почему ребенок беспричинно кричит в первый год после своего рождения. Строятся лишь предположения: стрессы во время беременности мамы, сложные роды, плохое питание, образ жизни и возраст мамы… . Еще говорят, что так происходит созревание нервной системы у ребенка. Но, безусловно, постоянные крики ребенка, особенно без явных причин – это тяжелое испытание для нервной системы всех членов семьи. Особенно для отцов.

Если ребенок кричит, значит ему плохо. Это факт. В чем ему плохо и почему он что-то воспринимает так, мы не знаем. И, как иногда выясняется в процессе хождения по врачам, этого не знает никто. Понятно, что ребенок кричит в первую очередь от своей беспомощности, что он (да и никто другой) не может избавить его от чего-то такого, что он воспринимает как “мне плохо”. Все мы были когда-то маленькими детьми, и все мы испытывали в большей или меньшей степени аналогичные эмоции и ощущения от собственной беспомощности, когда были младенцами. Мы можем не помнить это время. Но именно потому, что взрослый воспринимает крик ребенка как невыносимые звуки, которые хочется заглушить любым способом, говорит о том, что его бессознательное отлично помнит те времена, когда он сам был таким. И взрослый не желает всем своим существом столкнуться с тем своим внутренним маленьким ребенком, который также страдал и, возможно, также кричал, как его сын или дочь. Насколько взрослый человек отталкивает, не признает и не принимает в себе наличие того младенческого опыта, когда он сам плакал и кричал, не желает признавать и видеть его, настолько он испытывает раздражение, злость, гнев, беспомощность, когда раздаются истошные крики ребенка. При высоком уровне неприятия человек может даже испытать помутнение рассудка, чтобы таким образом не увидеть в себе тот опыт беспомощности и ощущение “плохо”, которые он испытал в младенчестве. Поэтому с психологической точки зрения понятны те жестокие действия ( или желание совершить такие действия) родителей по отношению к их малолетним детям, которые они совершают во время детских истерик или капризов. Хотя с человеческой и педагогической точек зрения это совершенно неприемлемо, тем более что в нормальном состоянии этот человек вряд ли совершил бы насилие. Также в этом состоянии аффекта, взрослый может перенести свой гнев и чувство бессилия с ребенка на себя или на какой-нибудь предмет с различной степенью деструктивных последствий. Например, от злости ударить рукой о дверной косяк и сломать себе запястье.

Вот почему мужчины гораздо более нетерпимы и очень раздражаются, когда слышат детский беспричинный крик. У мужчин сила, самостоятельность, возможность действия стоят намного выше в линейке личностных приоритетов, чем у женщин. Поэтому отцам намного труднее принять и осознать свои собственные, пусть даже бывшие в прошлом, бессилие, несамостоятельность, невозможность что либо изменить в своем положении.

Про родителей, которые имеют более трех детей, говорят, что они “не слышат” крик своих детей, они просто к нему привыкли. На самом деле они, конечно, его слышат и реагируют, но с каждым ребенком они (сознательно или нет) погружались в свои собственные ощущения младенческого состояния и принимали их на уровне эмоций и чувств. И, в конце концов, крик перестал быть для них чем-то болезненным и невыносимым.

Читайте также:  Суп куриная лапша ребенку 2 года

Еще одной причиной, по которой родители (чаще это касается мам) не могут выносить младенческий крик – это острое чувство вины, которое мама испытывает по отношению к малышу. Ей кажется, что ребенок кричит из-за того, что она что-то сделала не так, что она что-то может сделать, но не делает, что она не выполняет свою роль матери. Она думает: “Ведь у хорошей матери ребенок спокоен и доволен, а раз мой малыш кричит. Значит, я – плохая мать”. Но ведь мама точно знает, что она делает все возможное и даже невозможное для своего малыша, а он все равно кричит. Так чувство вины переходит в гнев на ребенка и злость на его крики. Маме в этом случае поможет, если она даст себе право быть несовершенной матерью и поймет, что у ее ребенка существуют причины для крика, на которые она не в состоянии повлиять.

Как же часто закрадывается в родительскую голову мысль, что его ребенок орет, не переставая, назло, из вредности и несносного характера? Понятие “назло” содержит в себе некий злой умысел, степень понимания и осознанности, что вот я сейчас буду делать что-то специально, чтобы досадить другому человеку. Каждая мама, у которой ребенок склонен к беспричинным крикам, может попробовать сама специально, будто кому-нибудь назло кричать, придерживаясь тех временных рамок, что кричит ее ребенок. Скорее всего, маму надолго не хватит, и она просто физически не сможет столько кричать. Вернее, мама может долго кричать, если у нее накопилась усталость, бессилие, гнев, невозможность что-либо изменить. А довольная, спокойная мама кричать специально долго не сможет, потому что у нее не будет стимула и мотивации на длительный крик. Из этого простого эксперимента можно сделать вывод – крик у ребенка провоцируют какие-то его глубоко личные особенности его психики и то, как он ощущает окружающее пространство и людей. И, конечно, никакой его злой воли и намеренно вредного отношения к семье у него нет. Ему плохо и поэтому он кричит.

Мама, как и другие члены семьи, может сделать многое, чтобы помочь малышу. Ее участие и неравнодушие к детским страданиям, как бы она сама ни устала от бесконечных воплей, окажут большую помощь ребенку наравне с длительным грудным вскармливанием, ношением в слинге, ношением на руках, добрым голосом и любящим взглядом, направленным к ребенку. Хорошим успокоителем может оказаться частое тактильное общение малыша с любым из родителей. Это настолько древний вид общения, заложенный в генетической памяти человека, наравне с грудным вскармливанием, что его способен понять даже самый крикливый и неугомонный малыш. Любые поглаживания по голому тельцу, прижимания его кожи к своей могут оказать поистине волшебное действие. Маме нужно понимать, что ребенок до трех лет очень восприимчив к психическому состоянию всех людей, которые его окружают, а особенно к маминому. Поэтому не стоит добавлять к детским психическим проблемам свои: повышенную тревожность, выяснение отношений в семье, конфликты, ссоры и т.п.

После двух лет: плач и крики

Маленький ребенок двух лет едет в поезде с мамой. Он бежит по вагону в полном восторге от этого прекрасного состояния, когда все дребезжит и трясется, раскинув руки и крича в полный голос, стараясь заглушить стук колес. Мама выхватывает его из коридора в свое купе и оттуда слышится отчитывающий строгий голос: “Сколько раз тебе говорила, не кричи! Не бегай по вагону с воплями! Сиди тут, со мной” Естественно далее следуют рыдания малыша.

Часто можно услышать, как мамы говорят своим детям: “Не кричи!”, “Говори спокойно!”, “Говори словами, что ты орешь!” Получается, что детям запрещают проявлять то, что еще до появления самого понятия “человек” было у людей, когда они с хвостами бегали по деревьям – крик. Кричать считается неприлично, стыдно беспокоить окружающих, ребенок должен вести себя… ну и так далее.

Система запретов крика и громкого заявления о себе доходит до того, что в недавнее время появились специальные тренинги, на которых людей учат, провоцируют, заставляют кричать в полный голос, т.к. десятилетиями у них родители, воспитатели, учителя отбивали и подавляли право и способность кричать. Это сидя у компьютера, может показаться, что крикнуть в полный голос во всю силу – это просто. А если в какой-нибудь выходной день человек окажется один в лесу и скажет себе: “Кричи!”, то высока вероятность, что изо рта выльется такое слабенькое: “Ээееее…”, совсем не похоже на торжествующий вопль Тарзана.

Последствия того, что с малого возраста на крик, да и вообще на любое шумное проявление себя введены тотальные запреты проявляются в блокировании энергетических центров, находящихся в районе горла, что в свою очередь приводит к блокированию творческих способностей, различным заболеваниям в этой части тела. Существуют специальные методики пения, похожего на крик, голосовые упражнения, которые уменьшают степень энергетического зажима, и болезни проходят сами по себе.

Детские крики заставляют взрослого ощущать свою собственную блокировку, а поскольку это очень больно и неприятно, то взрослый испытывает гнев, желание убежать или сделать все что угодно, чтобы ребенок замолчал. Поэтому если ребенку запрещают кричать и шумно себя вести, то когда он вырастет, скорее всего, он не сможет выносить шумные и громкие проявления собственного отпрыска.

Итак, ребенок подрастает и чудесным образом в течение некоторого времени он кричать перестает. Мама с облегчением старается забыть время криков, которое наконец-то закончилось. Но некоторым семьям везет меньше. Ребенок уже много чего понимает, учится говорить, может донести свою мысль жестами, но кричать не перестает. Он кричит, когда устал, когда хочет спать или есть, когда у него что-то не получается, когда хочет чего-то добиться от родителей, он кричит со слезами или нет по любому поводу, когда сам сочтет необходимым покричать.

Считается, что если ребенок любым своим неприемлемым для родителей поведением, например криком, оказывает любое давление на окружающих его людей, то у него сформирован стереотип поведения, с которым требуется работать педагогическими методами. Часто маме рекомендуют применять к своему кричащему ребенку игнорирование (выйти в другую комнату, не смотреть на ребенка, делать безучастное лицо) и неизменность сказанного ею слова. Если уж сказала, нет, то кричи, не кричи – это окончательно, знай, что криком ты ничего не добьешься.

Читайте также:  Книги на английском языке для ребенка 2 года

Ребенок по своей природе не может многие свои внутренние неосознаваемые и невидимые проблемы выразить словами. Он может лишь использовать самый древний в человеческом арсенале способов выражения себя – крик. Крик – это всегда сигнал “Мне плохо!”. И не важно, понимает ли мама причины того, что ребенку плохо (устал, голоден, обиделся) или нет. Он уже и сам не знает, что и зачем ему нужно, но вопли он производит отчаянные.

Известно, что у малыша с рождения до пяти лет на бессознательном уровне закладываются его отношение к окружающему миру и его представление о том, , как окружающий мир относится к нему. Естественно, для младенца его родители, семья являются той самой моделью, с которой берется проекция для этой “загрузки”. Сейчас говорят – формируется его личная картина мира.

Так какую картину мира формирует у ребенка мама, когда игнорирует крики ребенка? Повторю, это сигнал “Мне плохо!”. У него бессознательно закладывается информация “как ты не проси о помощи, все равно ничего не добьешься, мир равнодушен к твоим проблемам и сложностям.” И уж от огромного количества других факторов зависит, станет ли это ощущение у взрослого уже человека ведущим или оно будет сглажено и нивелировано другими благоприятным обстоятельствами жизни. И кто знает, не является ли этот, сформированный внешним окружением маленького человека аспект отношений с миром основополагающим в тот момент, когда дети-подростки без всякого объяснения и вроде бы из-за пустяка покушаются на самоубийство?..

Что же закладывает в картину мира ребенка неизменность и жесткость маминого “нет” или “да”? Догадаться несложно. Подросший человек с такой родительской политикой впитывает лишь одно: “ты не можешь изменить те обстоятельства, которые тебе не нравятся, тем способом, который ты для этого выбираешь; можешь даже и не пытаться” А что еще, кроме крика и плача, может выбрать маленький ребенок? “Только если ты будешь вести себя так, как от тебя хотят взрослые, ты можешь чего-то от них (а в будущем от мира и от жизни) добиться и получить”. И разве можно удивляться тому количеству окружающих нас ничего не желающих делать и добиваться взрослеющих детей? В каждом из них заложена установка: “Зачем заявлять о себе, это бессмысленно. Да я и не знаю уже давно, что я хочу от этой жизни”. И к тому же протест, который возникает в душе маленького ребенка, когда его естественное поведение (а крик – это самое естественное и древняя форма проявления себя) не принимается? Когда нужно притворяться, чтобы родители тебе ответили приятием. Всем известно, что с наиболее распространенными формами протеста являются плохая учеба, плохие компании, любые виды наркотиков, алкоголь, экстремальные виды времяпрепровождения и асоциальное поведение.

Конечно, маме не нужно сразу думать о страшном, не стоит переживать, что каким-то своим игнорированием или твердым “нет” она уже занесла ненужную информацию и негативную установку в бессознательное ребенка. Все мы люди, и иногда крик ребенка бывает действительно невыносимым. Речь здесь идет о жесткой и планомерной воспитательной политике, которую проводят по отношению к малышу все члены его семьи, особенно значимые для него – родители и особо любимые родственники.

Со временем эффект от использования игнорирования криков ребенка и твердое “нет” может маме чрезвычайно облегчить жизнь и избавить ее от несносных воплей и яростного давления на нее со стороны ребенка. Но каждому взрослому обязательно стоит знать о тех последствиях, которые несут их регулярное использование в течение продолжительного времени на психическое здоровье малыша в будущем.

А для тех мам, кто все же считает возможным иметь эти приемы в своем педагогическом арсенале и использовать иногда в редких случаях и для разнообразия, стоит представить себе такую ситуацию. Например, приходит ее муж, и мама что-то хочет он него добиться. Не важно, что именно, все мы друг от друга иногда что-то хотим. И вот мама, не видя возможности быстро и немедленно получить это от своего мужа, срывается на крик. А муж на это демонстративно выходит из комнаты и оставляет ее одну кричать дальше, да еще и говорит: “Раз ты добиваешься своего криком, то не видать тебе того, что ты от меня хочешь. Сказано, нет, значит, нет!” Представили, что чувствует при этом взрослая мама? Скорее всего, глубокую обиду, что близкий ей человек вместо того, чтобы понять, что на крик она сорвалась от переполнявших ее эмоций, а не по злой воле, обращает внимание не на то, что она хочет ему донести, а то, как она себя проявляет. А за обидой, возможно, будет и злость, и гнев, что в ней не видят живого человека со своими недостатками и особенностями, и желание как-то отомстить. Как же мама хотела бы, чтобы ее муж себя с ней повел, когда она сама срывается на крик? Наверное, чтобы он взял ее за руку или обнял, говоря при этом: “Дорогая моя, я понимаю, у тебя не очень хорошее настроение. Мне трудно разговаривать с тобой, когда ты кричишь. Я тоже начинаю нервничать и злиться. Давай мы успокоимся, а потом поговорим и обязательно придем к какому-нибудь компромиссу”. Так почему бы маме не сказать нечто похожее своему малышу, когда он что-то от нее требует и срывается на крик?

Взрослея, ребенок обязательно научится другим формам и способам проявлять себя, он перестанет беспричинно кричать или кричать из-за придуманной ерунды. Он будет наблюдать и учиться у своих родителей пониманию к различным состояниям людей и терпению. У него будет стойкое ощущение, что родители принимают его именно таким, какой он есть. И он свободно может выбирать любой из способов проявления себя, даже торжествующий вопль Тарзана.

Виктория Карабанова

Источник