Дидактический материал для ребенка 1 год

Дидактические игры для детей от 1,6 – 2 лет:

Дидактическая игра «Шарик в ложке»

Цель: совершенствовать навык брать ложкой шарик из плоской тарелки, переносить его на небольшое расстояние и класть в стаканчик.

Материал: ложка столовая, мелкая тарелка, стакан, четыре шарика.

 Ход   игры

Воспитатель кладет в тарелку красные шарики и говорит: посмотрите, дети, у меня в тарелочке красные вишенки. Возьму ложечку и наберу в неё вишенок, покормлю куклу. Кормит куклу. Вот как Машенька хорошо ест вишенку. Съела? Косточку положу в стаканчик.

Дети давайте всех куколок накормим вишенками (дети кормят кукол).

Дидактическая игра «Шнуровка»

Цель: развитие координации мелких движений руки и зрительного контроля.

Материал: картонная карточка (можно в форме ботинка, баночки и т.д.) с дырочками и шнурок.

Ход   игры

Воспитатель показывает шаблон. Посмотрите, дети, здесь по краям есть дырочки и привязан шнурок. Мы будем сегодня вышивать. Я шнурок вдеваю в каждую дырочку: то с одной стороны, то с другой. Посмотрите, какая получилась ровная дорожка. А теперь, вы ребята попробуйте. В качестве усложнения

предложить вышивание крест-накрест.

Дидактическая игра «Собери цветок»

Цель: закрепить знания основных цветов, совершенствовать навык находить среди кружков разного цвета нужный и вставлять его в середину цветка; развивать мелкую моторику пальцев.

Материал:

цветы красного, синего, желтого, зеленого цветов с вырезанной серединой и кружочками к ним.

     Ход игры

Дети, давайте соберём на этом столе красивые цветы. У вас рядом лежат кружочки разного цвета. Нужно отыскать кружочек нужного цвета и вставить в цветок. Когда каждый из вас соберёт свой цветок, мы сделаем букет и покажем его куколке. (Воспитатель спрашивает у детей, какого цвета у них цветы, серединка).    

Дидактическая игра «Прищепки   в корзине»

Цель: развивать мелкую моторику пальцев; развивать умение снимать и надевать прищепки.

Материал: маленькие прищепки, корзинка (с тонкой ручкой).

Ход игры

Входит зайчик. Детки, посмотрите к нам зайчик пришел и что-то с собой принёс. Дети рассматривают корзину с прищепками. Воспитатель говорит:

зайчик хочет с вами поиграть. И показывает действия с прищепками. Дети пробуют надевать и снимать прищепки на корзинку. После этого   происходит обыгрывание.  Одну прищепку надевает ребёнок, другую воспитатель (в роли зайчика). И так же снимают.

Дидактическая игра «Соберем пирамидку»

Цель: упражнять детей в умении собирать пирамидку: снимать и нанизывать кольца. Учить детей   находить одинаковые по величине предметы путем накладывания одного предмета на другой.

Материал: пирамидки из пяти колец

Ход игры

Воспитатель показывает детям пирамидку, они рассматривают её. Затем воспитатель снимает с пирамидки кольца, сопровождая свои действия словами: «Была пирамидка, кольца сняли – будем кольца на стержень надевать! Далее снова разбирает и собирает пирамидку. После этого предлагает всё самостоятельно проделать детям.

Дидактическая игра «Составь картинку»

Цель: учить детей составлять картинку целого предмета из двух –   четырёх частей.

Материал: разрезанные картинки предметные, образцы.

Ход игры

Воспитатель предлагает детям рассмотреть картинки, малыши называют, что на них изображено. Затем воспитатель показывает часть картинки и спрашивает: – Как вы думаете, от какой картинки этот кусочек? – От яблока. Воспитатель накладывает часть картинки на целую.  – А теперь найдем другую часть яблока. Когда половинки найдены и положены с целой картинкой, воспитатель говорит: – Вот и получилось целое яблоко и т.п.

Дидактическая игра «Разложи-ка кубики»

Цель: учить детей группировать объекты по величине: большие, маленькие, закреплять цвет.

Материал: большие и маленькие кубики красного цвета.

Ход игры

Воспитатель показывает детям пять больших и пять маленьких кубиков. Выбрав из общего материала один большой кубик, показывает его детям: «Вот какая игрушка». Затем берет маленький кубик и, показав его, поясняет, что есть ещё и такие кубики. Акцентирует внимание малышей на том, что оба кубика разные: такие и вот такие. Затем воспитатель показывает детям, как можно группировать предметы.

Дидактическая игра «Подбери по цвету»

Цель: закреплять у детей умение   подбирать предметы по цвету.

Материал: у каждого ребенка карточка, разделенная на четыре клетки красного, синего, зелёного, жёлтого цветов, мелкие кубики тех же цветов.

Ход игры

Воспитатель раздает детям карточки и кубики. Показывает и рассказывает детям: -Вот у меня красный кубик нарисован, я на него положу красный кубик, на синий кубик – синий, на зелёный кубик – зелёный, а на жёлтый кубик – желтый. После этого предлагает всё самостоятельно проделать детям. Воспитатель спрашивает у детей какого цвета у них кубики.

Дидактическая игра «Подбери блюдца к чашкам»

Цель: продолжать учить детей соотносить предметы по цвету: желтое блюдце к желтой чашке и т.п.

Материал: чашки и блюдца красного, синего, желтого, зеленого цветов.

                   Ход игры

Воспитатель говорит детям, что сегодня к ним придут в гости куклы. Нужно угостить их чаем. И показывает, что на столе стоят только блюдца. – Ребята, а из чего же наши куколки будут пить чай? Воспитатель, показывая блюдце, называет его цвет, и просит детей достать с полочки такую же по цвету чашку.

     Дидактическая игра

  «Поможем кукле Кате одеться на прогулку»

Цель: учить детей запоминать название одежды, обуви; последовательность одевания на прогулку.

Материал: кукла с комплектом одежды.

                            Ход игры

Воспитатель предлагает детям пойти погулять вместе с куклой Катей. И просит их помочь одеть ей одежду. (Одежда куклы по сезону).  Рассказывает, какая погода на улице и подводит детей к самостоятельному подбору предметов одежды для прогулки. Дети достают одежду куклы из шкафчика.

               Дидактическая игра

                «Узнай и назови»

Цель: знакомить детей с круглой формой предмета.

Материал: помидор, яблоко, апельсин.

                     Ход игры

Воспитатель показывает детям муляжи помидора, яблока, апельсина. И спрашивает у детей, что у меня в руке? Дети должны узнать и назвать. Воспитатель помогает детям описать предмет, находящийся у него в руке. Помидор красный, круглый как шарик, вкусный. Аналогично описываются другие предметы.

     Дидактическая игра

   «Найди детёныша»

Цель: учить находить детенышей домашних животных.

Материал: два вида картинок: мамы и их детеныши.

                       Ход игры

Дети с воспитателем рассматривают картинки домашних животных. Воспитатель просит назвать животных, спрашивает, как они кричат (корова мяу, кошечка мяу и т.п.). Потом раскладывает картинки с детёнышами. И спрашивает, а это кто? Если дети затрудняются ответить, то воспитатель поясняет детям, например, это мама корова, а это её детеныш, теленок. Аналогично рассматривают другие картинки.

Дидактическая игра

«Найди свой домик»

Цель: учить детей ощупывать контур и отверстия фигур.

Материал: игра-панно с отверстиями, вкладыши фигур: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник.

                   Ход игры

Воспитатель показывает детям панно с отверстиями и вкладыши фигур. Пальчиком проводит по контуру отверстий панно и вкладышам фигур. Затем берет фигурку вкладыш, находит такое же отверстие на панно и вставляет его. Аналогично проводит действия со всеми фигурами вкладышами.

   Дидактическая игра

     «Грибочки по местам»

Цель: побуждать детей вкладывать грибочки в отверстия и различать основные цвета.

Материал: небольшая дощечка, разделенная на четыре квадрата красного, зеленого, желтого и синего цветов и двадцать грибочков (по пять каждого цвета).

                        Ход игры

Воспитатель показывает детям дощечку с грибами. Затем называет цвет квадратов и грибов. Освобождает дощечку от грибов и говорит, а теперь я поставлю грибочки по местам. И показывает, как это нужно сделать, поясняя свой рассказ. После этого раздает детям по пять грибов (одного цвета) и предлагает самим расположить грибы по местам и назвать их цвет.

                Дидактическая игра

                 «Что звучит?»

Цель: совершенствовать навык дифференциации звучания различных предметов (барабан, колокольчик, молоток, бубен, дудочка), называть предмет и действие с ним.

Материал: ширма, молоток и два комплекта звучащих инструментов.

                     Ход игры

Воспитатель показывает детям предметы, лежащие у него на столе (второй комплект лежит на столе у детей), и спрашивает, что это и как оно звучит.  Если дети затрудняются, воспитатель поясняет. Прячет за ширму инструменты, играет на них поочередно. Дети слушают (угадывают) и приносят такой же инструмент воспитателю.                    

       Дидактическая игра

           «Кто пришёл?»

Цель: формировать умственную активность ребенка в процессе игровой деятельности.

Материал: карточка с изображением животных, ширма.

                      Ход игры

Дети сидят полукругом, в центре ширма, за ней стол с картинками с изображением животных. Воспитатель предлагает пойти ребенку за ширму и выбрать себе картинку. Ребенок выбирает картинку и изображает животное. Собачка (гав-гав), петушок (ку-ка-ре-ку) и т.п. Эту игру можно провести иначе. Сначала изобразить животных, а потом найти их на картинке.

Источник

Нажанетдинова Сямия Махсутовна
Перспективный план по проведению игр-занятий с дидактическим материалом для детей с 1 года до 2 лет

Возраст Тема Педагогические задачи Игры-занятия

1мес. -1г. 1мес

Домашние животные

Цель:Развивать у детей слуховое восприятие, совершенствовать навык звукоподражания, воспитывать внимательность. (Отгадай, кто позвал)

Домашние животные

Цель:Формирование речевого слуха, развитие собственной активной речи, совершенствование силы голоса и воспитание положительного интереса к занятиям.

(Кто в домике живет)

Пирамидка

Цель:Побуждать детей к результативным действиям, совершенствовать координацию движений рук под зрительным контролем, воспитывать положительное отношение к занятиям. (Собери пирамидку)

Волшебные колечки

Цель:Формировать представление о величине предметов, учитывать его при выполнении действий с игрушками, формировать умение правильно ориентироваться на слова «большой», «маленький», воспитывать положительный интерес к занятиям)Нанизывание колец

1мес. -1г. 2мес

Шарик и кубик

Цель:Формировать представление о форме предметов, учитывать это свойство при выполнении элементарных действий, развивать зрительно-двигательную координацию, воспитывать положительное отношение и интерес к занятиям.)Протолкни круглый предмет

Найди такой же

Цель:Формировать у детей слуховое восприятие, находить предмет и называть его, развивать зрительную ориентировку, воспитывать интерес к занятиям. (Найди листочек)

Кошка и мышка

Цель:Формировать у детей слуховое восприятие, развивать ориентировку в пространстве. Воспитывать положительный интерес к занятиям. (Найди по звуку)

Цветные листочки

Цель:Формировать цветовое восприятие, побуждать детей участвовать в совместной деятельности,повторять за воспитателем отдельные слова: листья, листопад, желтые, красные, вьются, летят; воспитывать любовь к окружающей природе. (Найди желтый листочек)

1мес. -1г. 3мес

Нанизывание колец

Цель:Побуждать детей различать размеры колец и располагать их в определенном, постепенно убывающем порядке, понимать слово «кольцо» и название цвета, воспитывать интерес к занятию. (Собери башню из двух колец.)

Большие и маленькие шарики

Цель:Закрепить у детей понятие о резко контрастных размерах (большой, маленький,познакомить с промежуточными размерами: самый большой, поменьше, самый маленький. (Нанизывание шариков)

Домашние животные

Цель:Формировать слуховое восприятие, развивать голосовой аппарат, понимание окружающей речи, способность подражания звукосочетаниям и простым словам. (Кто как разговаривает)

Большая и маленькая башни

Цель:На эмоционально-чувственной основе познакомит детейс особенностями полых предметов разной величины: можно накладывать меньший на больший, накрывать меньший большим. Развивать тонкие движения кончиками большого, указательного и среднего пальцев. Выполнять действия выбора предметов с ориентировкой на одно свойство-величину, воспитывать интерес к занятиям. (Башни)

1мес. -1г. 4мес

Нанизывание колец одного цвета

Цель:Побуждать детей обращать внимание на величину предметов при выполнении действий с игрушками, формировать умение правильно ориентироваться на слова «большой», «маленький».(Колечки)

Башня из кубиков

Цель:Формировать навык у детей вертикально накладывать кубик на кубик,понимать слова: сделай, башня; развивать внимание и воспитывать аккуратность действий (Башня и кубики)

Собери корзиночку

Цель:Формировать у детейпрактические знания о цвете: красный, зеленый;о величине: большой и маленький; развивать умение подбирать предметы определенного цвета по показу. (Разноцветные игрушки)

Башня из 5 колец

Цель:Развивать у детей умение сосредоточенно играть одной игрушкой, развивать координацию мелких движений кисти руки, знакомит с формой кольца, воспитывать интерес к занятиям. (Пирамидка)

1мес. -1г. 5мес

Грибочки по местам

Цель:Побуждать детей вкладывать грибочки в отверстия стола и различать основные цвета, воспитывать положительное отношение к занятиям (Игра с грибочками)

Игрушки

Цель:Формировать у детей ориентировку в помещении, развивать слуховое восприятие, узнавать лошадку среди других игрушек,произносит упрощенные слова: но-но, иго-го, на пей, лошадка (Прокати лошадку)

Найди такой же предмет

Цель:Формировать у детей простейшие приемы установления тождества и различия цвета однородных предметов, воспитывать интерес к занятиям. (Разноцветные предметы)

Разрезные картинки

Цель:Упражнять детей в составлении целого, воспитывать волю, усидчивость, целеустремленность. (Собери картинку)

1мес. -1г. 6мес

Найди игрушку

Цель:Побуждать детей оп словам взрослого находить и показывать знакомые игрушки, предметы, ориентироваться в группе, находить и различать сходные предметы. (

Игрушки)

Домашние животные

Цель:Совершенствовать навык игрового партнерства, развивать зрительное и слуховое восприятие, звукоподражание, воспитывать активность и коммуникативность в процессе игры. (Кто в гости пришел)

Кому что дать?

Цель:Закрепить названия животных сформировать представление, об их внешнем виде, качествах овощей и фруктах (капуста, морковь, яблоко, воспитывать интерес к занятиям, желание трудиться (Любимые лакомства)

Угадай какой цвет?

Цель:Формировать цветовое восприятие: красный, желтый, синий; развивать внимание на цветовые свойства предметов, совершенствовать навык выполнять задание с однородными предметами, ориентируясь на одно свойство. (Куклы)

1мес. -1г. 7мес

Музыкальные игрушки

Цель:Совершенствовать навык дифференциации звучания различных предметов (барабан, колокольчик, молоток) называть предмет и действия с ним, развивать внимание. (Что звучит)

Собери пирамидку

Цель: Побуждать детей выполнять цепь последовательных действий, развивать более точные координированные движения рук, глазомер при действии с предметами трех величин, воспитывать внимательность и аккуратность. (Пирамидка)

Матрешка

Цель:Побуждать детей открывать и закрывать игрушку, различать верхнюю и нижнюю части матрешки, понимать слово «матрешка», воспитывать интерес и наблюдательность. (Одноместная матрешка.)

Дорожки

Цель:Формировать понятия: большая и маленькая, узкая – широкая, соотносить формы предметов разной величины, развивать зрительное восприятие, воспитывать трудолюбие. (Пройди по дорожке.)

1мес. -1г. 8мес

Домашние животные

Цель:Формировать умственную активность ребенка в процессе игровой деятельности, развивать организованность и самоконтроль, воспитывать партнерские отношения и добрые отношения к сверстникам. (Кто пришел)

Одежда

Цель:Знакомство детей с величиной предмета путем сравнения однотипных предметов разного размера, развитие зрительного восприятия, воспитание аккуратности. (Помоги одеть куклу.)

Двухместная матрешка

Цель:Формировать представление о величине (большая, маленькая). Научить открывать и закрывать матрешку, закрепить навык называния цвета (красный, синий, желтый, зеленый,расширять активный словарь: большая, маленькая матрешка, верх, низ, платочек, фартучек. (Веселая матрешка.)

Протолкни фигурку

Цель:Формировать навык пользования палочкой, как орудием в новых условиях – при выталкивании игрушек. (Палочка-помощница)

1мес. -1г. 9мес

Одежда

Цель: Совершенствовать навык слухового восприятия и названия предметов одежды, обуви, развивать коммуникативные качества, воспитывать бережное отношение к одежде. (Какой наряд у Кати)

Трехместная матрешка

Учить действовать со сборно-разборными игрушками трех размеров: большой, поменьше, маленький. Учить составлять предметы из 3 частей, находить промежуточный по величине предмет. (Веселая матрешка)

Занимательные грибочки

Цель:Побуждать детей фиксировать внимание на цветовых свойствах предметов. Формировать у них простейшие приемы установления тождества и различия цвета однородных предметов, воспитывать аккуратность и трудолюбие. (Собери грибочки.)

Одежда

Совершенствовать мелкую моторику пальцев рук, побуждать завязывать шарф двумя руками, воспитывать внимание, сосредоточенность, желание достичь положительного результата (Завяжи шарф кукле.)

1мес. -1г. 10мес

Кто как ходит?

Цель: Развитие внимания и наглядно-действенного мышления, развитие ориентировки в пространстве, мелкой моторики кистей рук, воспитание коммуникативных способностей.

(Кто в гости пришел)

Одежда

Цель:Упражнять мелкие мышцы пальцев, побуждать детей точно выполнять действия по указанию воспитателя (например, находить пуговицу соответствующую петле). Воспитывать аккуратность и внимание(.Застегни пальто кукле.)

Подбери такой же предмет.

Цель:Побуждать различать цвета предметов (красный, синий, желтый, зеленый). Воспитывать положительный интерес к занятиям (Цветные игрушки)

Домашние животные

Развивать умение слушать чтение, формировать умение воспроизводить имеющиеся в тексте звукоподражания. (Кто как кричит)

1мес. -1г. 11мес

Цель:Большой и маленький предмет Побуждать детей обращать внимание на величину предметов, формировать у них умение пользоваться простейшими приемами установления тождества и различия объектов по величине, понимать слова «такой», «не такой», «большой», «маленький».(Круги и квадраты, большие и маленькие)

Игры с водой

Цель:Формировать у детей навыки владения палочкой-крючком. Развивать координацию движений кистей рук. Воспитывать настойчивость, желание достичь цели, вызвать чувство радости от полученного результата. (Плыви, кораблик.)

Занимательная коробочка

Цель: Формировать умения группировать по величине однородные предметы и сравнивать разнородные предметы. Воспитывать интерес к занятиям, наблюдательность и аккуратность. (Разложи правильно.)

Транспорт

Цель: Побуждать детей соотносить восприятие предмета с содержанием речи воспитателя. Узнавать транспортную игрушку среди сходных, называть части предмета, воспитывать наблюдательность и коммуникативность. (На чем поедем)

2 года

Животные

Цель:Упражнять детей согласовывать свои движения со словами, развивать слуховое восприятие, воспитывать дружеские и партнерские отношения со сверстниками. (Кто как ходит)

Волшебные игрушки

Цель:Развивать ориентировку в пространстве, побуждать детей действовать по сигналу, находить предметы по названию и описанию, воспитывать наблюдательность и аккуратность. (Кто где спрятался)

Что звучит (Приучать детей ориентироваться в пространстве по звуку, определять на слух где раздался звук, двигаться по направлению звука, называть звучащий предмет. (Звучи колокольчик, бубен, дудочка)

Музыкальные игрушки

Цель: Совершенствовать слуховую сосредоточенность. Побуждать детей употреблять вспомогательный предмет – палочки. Развивать координацию движений рук, умение контролировать их зрительно. (Бей, барабан)

Источник