Дидактические игры на развитие памяти у ребенка

елена воронистая
Дидактические игры на развитие памяти

Память – это способность человека к воспроизведению прошлого опыта, длительному хранению информации. Память играет одну из ключевых ролей в процессе обучения. Конечно, невозможно заниматься с ребёнком так, чтобы он запоминал всё непроизвольно, но чем интереснее для него будут занятия, тем прочнее и быстрее он будет усваивать материал.

По характеру запоминания выделяют следующие виды памяти:

двигательную– направленная на запоминание и повторение движений;

эмоциональную – отвечающую за воспоминание чувств и эмоций совместно с объектами, их вызывающими;

образную, которая в свою очередь делится на зрительную, слуховую, осязательную, обонятельную, вкусовую;

словесно-логическую – направленную на запоминание, сохранение, воспроизведение мыслей, понятий, выводов и т. п. и тесно связанную с мышлением и обучением.

Игры на развитие двигательной памяти

«Слушай и исполняй»

Цель: развитие двигательной памяти.

Ведущий называет вслух несколько движений, не показывая их. Ребёнку нужно проделать движения в той последовательности, в какой они были заданы.

«Кукловод»

Цель: развитие двигательной памяти.

• Завязать ребенку глаза и водит его, как куклу, по несложному маршруту, держа за плечи, в полном молчании: 3-4 шагов вперед, остановка, поворот направо, 2 шага назад, поворот налево, и т. д. Затем развязать «кукле» глаза и просить самостоятельно найти исходную точку маршрута и пройти его от начала до конца, вспоминая свои движения.

• Движения постепенно можно усложнять, увеличивая продолжительность маршрута и включая ряд несложных физкультурных упражнений: наклонить “куклу”, заставить присесть, согнуть руки, сделать полный оборот через левое плечо и

т. д.

«Зеркало»

Цель: развитие двигательной памяти.

Ведущий стоит в центре полукруга и демонстрирует разнообразные позы или движения. Дети повторяют за ним. Можно предложить повторять не то движение, которое выполняет ведущий в данный момент, а то, которое он делал до этого (движение с запаздыванием).

«Робот»

Цель: Развитие двигательной памяти.

Ведущий “программируете” ребенка — встаёт у него за спиной, поднимаете его руку, ногу, опускаете их и т. д. Затем ребёнок сам старается повторить те же движения.

Игры на развитие эмоциональной памяти

«Весёлый-грустный»

Показать ребёнку разноцветные карточки с наклеенными на них изображениями воздушных шаров, салютов, дождя, больного человека, лошади, солнца, разбитой чашки и т. д. затем спросить его, какие эмоции вызывает та или иная картинка? Нравится ли ему цвет картинки, фон? Задача взрослого – вовлечь ребёнка в активный процесс восприятия, в который сознательно включается эмоциональный фактор, что способствует долговременной памяти.

«Четвертый лишний”

Цель: развитие внимания, восприятия, памяти, распознавание различных эмоций.

• Педагог предъявляет детям четыре пиктограммы эмоциональных состояний. Ребенок должен выделить одно состояние, которое не подходит к остальным:

-радость, добродушие, отзывчивость, жадность;

-грусть, обида, вина, радость;

-трудолюбие, лень, жадность, зависть;

-жадность, злость, зависть, отзывчивость.

• В другом варианте игры педагог зачитывает задания без опоры на картинный материал.

-грусти, огорчается, веселиться, печалиться;

-радуется, веселиться, восторгается, злиться;

-радость, веселье, счастье, злость;

«Снежки»

Цель: развитие эмоциональной памяти.

Мысленно поиграем в снежки.

Задание №1: представь снег. Вспомни, какого он цвета. Всегда ли он белый?

Вспомни, как солнышко заставляет снег искриться, с чем можно сравнить снег в ясный зимний солнечный день.

Задание №2: Вспомни, как хрустит снег под ногами. Как ты думаешь, с чем можно сравнивать хруст снега под ногами человека.

Задание №3: Представь, что ты держишь в руках пригоршни снега. Что ты делаешь шарик из снега. Что ты чувствуешь?

Игры на развитие образной памяти

Зрительная память

«Опиши предмет»

Цель: развитие зрительной памяти, внимания, наблюдательности.

В эту игру можно играть где угодно – на прогулке, в групповой комнате, дома. Вместе с ребенком выбираем знакомый вам обоим предмет, человека, машину, продукт питания и т. д. И нужно припомнить как можно больше отличительных его свойств, признаков. Называть можно по одному признаку, по очереди. Проигравшим считается тот, кто не сможет вспомнить что-нибудь об этом предмете, когда будет его очередь.

«Фотоаппараты»

Цель: развитие зрительной памяти.

Ребёнку в течении 5 секунд показывают карточку с изображением, затем убирают её. Попросите его показать, что на ней было изображено. Если ребёнок затрудняется ответить, задайте ему наводящие вопросы: сколько, какого цвета и т. д.

«Запомни и запиши цифры»

Цель: развитие зрительной памяти, мелкую моторику.

Взрослый показывают ребёнку карточку с цифрами и предлагает внимательно их рассмотреть в течение 5-10 секунд, стараясь запомнить как они идут по порядку. Затем карточка убирается, а ребёнок должен назвать или написать увиденные цифры в заданном порядке.

«Пуговица»

Цель: развитие памяти, внимания, пространственного восприятия и мышления.

Материал: игровое поле, пуговицы

Играют два человека. Перед ними лежат два одинаковых набора пуговиц, в каждом из которых ни одна пуговица не повторяется. У каждого игрока есть игровое поле – это квадрат, разделенный на клетки. Начинающий игру выставляет на своем поле 3 пуговицы, второй игрок должен посмотреть и запомнить, где какая пуговица лежит. После этого первый игрок закрывает листком бумаги свое игровое поле, а второй должен на своем поле повторить то же расположение пуговиц. Чем больше в игре используется клеток и пуговиц, тем игра становится сложнее.

Слуховая память

«Запомни слова»

Цель: развитие слуховой памяти, внимания, словарного запаса.

Взрослый медленно и чётко называет слова, знакомые ребёнку в этом возрасте и доступные ему для повторения, детям 5 лет – 6-7 слов. Играющие должны повторить их в этом же порядке. Пропуск слов или их перестановка не допускается. На начальном этапе для облегчения процесса запоминания подбираются слова, связанные по смыслу (например, лето, прогулка, купание, игра, мячик, солнце, затем абсолютно разные.

«Постучи, как я»

Цель: развитие слухового внимания и памяти.

Взрослый предлагает ребёнку прослушать не сложный ритм, который он отстучит, и попробовать повторить его за ним, сохраняя количество, частоту и силу ударов.

Читайте также:  Индивидуальность ребенка и развитие чувств

«Любимые животные»

Цель: развитие слуховой памяти.

Взрослый читает несколько стихотворений о животных. Затем ребёнок должен пересказать содержание каждого из них. Если эта игра проводится с группой детей, тогда каждый ребёнок пересказывает по одному стихотворению. Для игры хорошо подходят стихи А. Л. Барто.

«Я положил в мешок»

Цель: развитие слуховой памяти и увеличение объема произвольного слухового внимания.

Взрослый начинает эту игру и говорит: «Я положил в мешок яблоки». Следующий играющий повторяет сказанное и добавляет еще что-нибудь: «Я положил в мешок яблоки и груши». Третий игрок повторяет всю фразу и добавляет что-то от себя, и так далее.

Осязательная память

«Чудесный мешочек»

Цель: закрепить названия объемных геометрических форм, развивать у детей умения на ощупь определять объемную геометрическую форму.

Ход игры: предложить детям узнать на ощупь объемные формы лежащие в мешочке, называя признаки форм. Например: у куба — 8 углов и 6 сторон.

Усложнение: по указанию воспитателя выбрать конкретную форму и ее сопоставить с объектами окружающего мира. Например: «Достань из мешочка трехгранную призму. Какие предметы природного и рукотворного мира имеют такую же форму?»

«Нарисуй, что у тебя в руках».

Цель: развитие осязательной памяти.

Оборудование: вырезанные из картона различные формы.

Ход игры: предложить детям зарыть глаза и ощупать одну из форм, лежащую в мешочке, описать ее. Фигуру убрать, а ребенок должен по памяти нарисовать то, что он запомнил.

«На что похожа?»

Цель: развитие осязательной памяти, вариативности воображаемого образа.

Оборудование: кусочек меха, шерсть, кожа, бумага…

Ход игры: дать детям почувствовать прикосновение какого-либо материала и пофантазировать — что это может быть? Например: положить на детскую ладошку кусочек меха; предполагаемые ответы — вата, пух, мягкая игрушка, шерсть кошки и т. д.

«Жмурки».

Цель: уметь узнавать на ощупь друг друга, учить ориентироваться в пространстве.

Ход игры: выбирается среди детей «жмурка», который, с завязанными глазами, ловит бегающих детей. Поймав ребенка, он должен узнать его на ощупь по одежде. Если отгадывает — «жмуркой» становится другой ребенок.

Усложнение: отгадывание происходит по рукам, по волосам ребенка.

Обонятельная и вкусовая память

«Что приготовил повар на обед?»

Цель: развитие обоняния, вкуса.

Ход игры: предложить детям по запаху определить меню сегодняшнего обеда. Например: щи, гороховый или рыбный суп и т. д. Подтвердить запах вкусовыми качествами блюда.

«У самовара…»

Цель: развитие вкусовых качеств у детей и обоняния.

Оборудование: чай из мяты, душицы, чабреца.

Предшествующая работа: познакомить детей с лекарственными травами — мятой, душицей, чабреца.

Ход игры: 1 этап — предложить детям чай из знакомых трав на пробу.

2 этап — ребенок выбирает понравившийся чай по запаху и вкусу и называет, из какой он травы.

«Поможем обезьянке».

Цель: развивать умение детей определять по запаху съедобное — несъедобное.

Оборудование: разложены по стаканам продукты питания: хлеб, фрукты, овощи; предметы туалета: мыло, духи, зубная паста.

Ход игры: предложить детям от имени больной обезьянки, которая потеряла нюх и зрение, определить по запаху съедобные для нее продукты.

Словесно – логическая память

«Поймай мяч – подари слово»

Цель: развитие словесно-логической памяти, внимания, образного мышления.

Оборудование: мяч

Ход игры. Игра проводится с группой детей. Дети стоят по кругу.

Мяч у одного из детей, который начинает игру, он передает мяч рядом стоящему и называет какое-либо слово, которое каким-то образом связано с этим ребенком. (например: гимнастика – так как девочка занимается гимнастикой или почемучка так как ребенок задает много вопросов и т. п.)

Всем детям, по очереди необходимо придумать слово и “подарить” его рядом стоящему, по кругу. После того как мяч оказался у того ребенка, который начинал игру, мяч пускаем против часовой стрелки, и игра усложняется, так как надо вспомнить слово, подаренное соседу не самим ребенком, а другим игроком. После того как мяч прошел весь круг против часовой стрелки, правила игры еще более усложняются. Ребенок, начинавший игру, кидает мяч кому захочет, а тот, поймав мяч, называет слово, которое подарили игроку, кидающему мяч. Затем другой ребенок кидает мяч кому захочет, и поймавший называет слово кидавшего мяч.

«Пары картинок».

Цель: развитие смысловой памяти

Приготовьте 7-8 картинок, связанных друг с другом по смыслу. Разложите их попарно перед ребенком. Картинка, на которой нарисовано дерево, кладется рядом с изображением леса. Предложите ребенку внимательно рассмотреть все рисунки и постараться запомнить. Через 1-2 мин. Уберите картинки с правого ряда. Попросите ребенка, чтобы он, глядя на оставшиеся картинки назвал те которые убраны.

«На что похоже»

Цель: развитие словесно-логической памяти образного мышления, внимания детей.

Ход игры. Игра проводится с подгруппой детей. Ведущий предлагает запомнить 10 слов глядя на одного, выбранного самими детьми ребенка. Можно использовать части тела, одежду, пуговицы, карманы, складки, узоры, пряжки, застежки, заколки и т. п. Например: детям предлагается такой список слов: павлин, ромашка, клубника, дорога, чемодан, поросенок, тарелка, окно, холодильник, песня. Далее ведущий называет по очереди слова, а дети смотрят на внешний вид выбранного ребенка и пытаются связать с ним названное слово. Если с первого раза у детей не получилось, то ведущему необходимо помочь детям наводящими вопросами. Например: “На какой цветок похож воротник у девочки? (ромашка)”.”А губки красные как что?” (клубника)”,У пуговицы 2 дырочки как носик у кого? (поросенка)”,”А лицо круглое как что (тарелка)” и т. п. После того как дети разместили все 10 слов на выбранном ими ребенке, дети, глядя на ребенка, пытаются воспроизвести весь ряд предложенных слов.

«Каскад слов»

Цель: развитие словесно-логической памяти, внимания, произвольности запоминания.

Оборудование: список из слов от 1 до 10 знакомых и понятных детям, но между собой логически не связанных.

Читайте также:  Ребенок с нормальным развитием

Предварительная подготовка: заранее подготовить несколько списков из 8-10 слов, которые хорошо знакомы ребенку. Расположить их необходимо так:

1. Солнце

2. Дом, кот

3. Петух, пень, пила

4. Собака, луна, река, линейка

5. Стол, пень, вода, свеча, школа.

6. Линейка, машина, брат, мел, птица, хлеб.

7. Чайка, игра, дуб, телефон, стакан, пальто, сын.

8. Дерево, ворона, часы, стол, снег, книга, сосна, мед.

9. Шар, яблоко, шапка, морковь, стул, бабочка, метро, цыпленок, носки.

10. Гора, река, ягоды, сумка, санки, пила, дети, покрывало,яблоко, мыло.

Ход игры: игра проводится с одним ребенком. Предложить ребенку повторять слова за читающим. Начинать необходимо с одного слова, затем два слова, три слова и т. д. Ребенок должен повторять обязательно в той же последовательности в которой читающий представил ребёнку (интервал между словами 1 секунда). Когда ребенок не сможет повторить определенный словесный ряд, зачитывают ему такое же количество слов, но других (для этого следует подготовить другой список слов). Если во второй попытке ребенок справился с этим словесным рядом, то следует переходить к следующему ряду, и так до тех пор, пока и во втором прочтении ребенок не сможет воспроизвести заданное количество слов.

Источник

Память-это процесс, выполняющий функции запоминания, сохранения и воспроизведения прошлого опыта. Память не дана ребенку в готовом виде. Она складывается и изменяется по мере развития, под влиянием условий жизни, воспитания и обучения. В дошкольном возрасте память от непроизвольной формы переходит к произвольной, сознательно регулируемой. Ребенок принимает цель запомнить, осознает ее, начинает самостоятельно выделять. Осознание этой цели происходит в игре. Следует отметить еще одно достижение в развитии памяти дошкольников это поиск приемов, с помощью которых можно повысить эффективность запоминания. Память является условием успешного обучения, приобретения знаний и умений.

Предлагаю вашему вниманию игры и упражнения на развитие разных видов памяти детей дошкольного возраста:

Игра «Рассказываем сказку».

Цель: развитие слуховой памяти, объема запоминания.

Возраст: 5 лет и старше

1 вариант: дети сидят в кругу, один начинает рассказывать сказку другой продолжает. Каждый произносит 1 – 2 фразы, форсируя ход событий в сказке.

2 вариант: выбирают тему сказки. Задача не выйти за пределы темы. Придумывая сказку, дети часто кого в ней убивают, пугают, уничтожают. В этом случае в конце игры обсуждается, кому и почему хочется об этом говорить, какие ощущения при этом испытывают.

Упражнение “Запоминаем слова”

Цель: развитие слуховой механической памяти

Возраст: с 4 лет и старше

Не торопясь прочтите ребенку с интервалом в 5 секунд 10 приведенных ниже слов. Дети должны их запомнить и все их воспроизвести.

Слова: тарелка, щетка, автобус, сапог, иголка, стол, лимон, озеро, рисунок, банка.

Игра «Запахи и звуки»

Цель: развитие обонятельной и осязательной памяти.

Возраст: с 5 лет.

Представь, что идет дождь. Ты стоишь у окна и смотришь на улицу. Что ты видишь? Расскажи. Представь капли дождя, ударяющие по стеклу. Вспомни, как шумит дождь. Что такое шум дождя? Дождь закончился, мы вышли на улицу. Вспомни запах земли, травы после дождя. Как ты думаешь, с чем можно сравнить запах травы, умытой дождем?

Игра «Вкус и запах»

Цель: развитие обонятельной памяти.

Возраст: с 5 лет.

Задание № 1: Представь лимон.

Каков он на вкус?

Вспомни, как пахнет лимон? Расскажи об этом.

Представь, что ты держишь лимон в руке. Что ты чувствуешь?

Задание № 2: нарисуй лимон.

Задание № 3: представь апельсин.

Каков он на вкус?

Вспомни, как пахнет апельсин.

Какого цвета апельсин?

Представь, что ты держишь его в руке. Что ты чувствуешь?

Задание № 4: нарисуй апельсин

Задание № 5: Расскажи, чем отличается лимон и апельсин. Чем они похожи.

Игра «Снежки »

Цель: развитие эмоциональной памяти.

Возраст: с 4 лет.

Мысленно поиграем в снежки.

Задание №1: представь снег. Вспомни, какого он цвета. Всегда ли он белый?

Вспомни, как солнышко заставляет снег искриться, с чем можно сравнить снег в ясный зимний солнечный день.

Задание №2: Вспомни, как хрустит снег под ногами. Как ты думаешь, с чем можно сравнивать хруст снега под ногами человека.

Задание №3: Представь, что ты держишь в руках пригоршни снега. Что ты делаешь шарик из снега. Что ты чувствуешь?

Игра «Загадки»

Цель: развитие слуховой памяти

Возраст: с 5 лет.

Я загадаю тебе загадку, а отгадку прошу нарисовать.

Внимание! Что за зверь лесной

Встал, как столбик под сосной

И стоит среди травы,

Уши больше головы (заяц)

Задание №1: Какими словами можно рассказать про зайца.

Задание №2: Вспомни и повтори загадку?

Игра «Экран».

Цель: развитие зрительной памяти.

Возраст: с 4лет.

На полу или на столе разложены различные предметы в определенном порядке. Все дети фотографируют своим внутренним взглядом эти предметы. Фотографирование идет на счет 5. после этого все закрывают глаза и отворачиваются. Педагог делает некоторые изменения, по сигналу дети открывают глаза, тот, кто увидел изменения, поднимает руки и называет.

Игра «Опиши предмет»

Цель: развитие произвольной зрительной памяти.

Возраст: с 5 лет.

1. дети сидят в кругу. Педагог пускает по кругу предмет. Дети внимательно его рассматривают и по сигналу передают соседу. Предмет убирается, дети его должны описать.

2. выходит ребенок, перед ним разложены 5-6 предметов. Он внимательно рассматривает их. Затем отворачивается и дает описание предметов (описание возможно по схеме: цвет, форма, материал)

Игра «Запомни картинки»

Цель: развитие произвольной зрительной памяти

Возраст: с 4 лет.

Для этой игры надо заранее заготовить картинок. На каждой картинке должен быть изображен один предмет. Игру можно провести как соревнование между несколькими детьми. Играющие рассматривают картинки, убираются и все называют те картинки, которые запомнили. Можно назвать по очереди по одной картинке выигрывает тот, кто последним вспомнит картинку, еще не названную другими

Читайте также:  Ребенок в год и месяц игры развитие

Игра, «Какой игрушки не хватает? »

Цель: развитие зрительной памяти, объема внимания.

Возраст: с 3 лет

Поставьте перед ребенком на 1 минуту 4-5 игрушек, затем попросите ребенка отвернуться и уберите одну из игрушек. Вопрос к ребенку: «какой игрушки не хватает? ». Игру можно усложнить: ничего не убирать, а только менять игрушки местами; увеличить количество игрушек. Играть можно 2-3 раза в неделю.

Игра «Пересказ по кругу»

Цель: развитие слухового запоминания

Возраст: с 5 лет.

Ведущий читает текст, участники игры внимательно слушают. Пересказ начинают с любого из игроков, далее по часовой стрелке. Каждый говорит по одному предложению, затем все вместе слушают текст еще раз и дополняют пересказ, исправляют сделанные ошибки

Игра «Обезьянка»

Цель: развитие зрительной памяти

Возраст: с 3лет.

Ведущий предлагает детям: «давайте мы с вами сегодня превратимся в обезьянок. Лучше всего обезьянки умеют передразнивать, повторять все что видят». Ведущий на глазах складывает конструкцию, предлагая запомнить и точнее скопировать не только конструкцию, но и все его движения.

Игра в слова

Цель: развитие слуховой памяти

Возраст: с 5 лет.

Сейчас я назову вам несколько слов. Постарайся их запомнить. Внимание!

Сокол, сито, сосна, старик, сарай, снегурочка.

Задание 1: назови слова, которые ты запомнил.

Задание 2: как ты думаешь, есть что-нибудь общее у этих слов.

Задание 3: если ты знаешь, как пишется буква «с», то напиши ее.

 

Игра «Запоминаем вместе».

Цель: развитие слуховой памяти.

Возраст: с 4 лет.

Один ребенок называет какой-нибудь предмет. Второй повторяет названное слово и добавляет какое-нибудь свое. Третий ребенок повторяет первые два слова и добавляет третье и т. д.

Это упражнение рекомендуется проводить неоднократно.

Игра «Вспомни пару».

Цель: развитие смысловой памяти

Возраст: с 5 лет.

Прочитайте ребенку первый ряд слов и предложите запомнить их попарно. Затем прочитайте только первое слово каждой пары, а ребенок должен назвать второе слово пары.

1 ряд: кукла – играть, курица – яйцо, нож – резать, лошадь – сани, книга – читать, бабочка – муха, солнце – лето, щетка – зубы, мышка – норка, снег – зима, петух – кричать, корова – молоко, лампа – вечер.

2 ряд: жук – кресло, перо – вода, очки – ошибка, рыба – пожар, топор – кисель, замок – время, спички – овца, голубь – отец, лепка – трамвай, сапоги – котел, расческа – вечер, кольцо – завод, чашка – море.

Игра «Пары картинок».

Цель: развитие смысловой памяти

Возраст: с 5 лет.

Приготовьте 7-8 картинок, связанных друг с другом по смыслу. Разложите их попарно перед ребенком. Картинка, на которой нарисовано дерево, кладется рядом с изображением леса. Предложите ребенку внимательно рассмотреть все рисунки и постараться запомнить. Через 1-2 мин уберите картинки с правого ряда. Попросите ребенка, чтобы он, глядя на оставшиеся картинки, назвал те, которые убраны.

Варианты рассказов для запоминания.

Цель: развитие слуховой памяти.

Возраст: с 4 лет.

№ 1. Жил был мальчик. Звали его Ваня. Пошел Ваня с мамой на улицу гулять. Побежал Ваня быстро – быстро, споткнулся и упал. Ушиб Ваня ножку. И у него ножка сильно болела. Повела мама Ваню к доктору. Доктор завязал ножку, и она перестала болеть.

№ 2. Жили-были детки. Подарила им мама деревянную лошадку. Стали детки на лошадке катать кошечку и собачку. Хорошо катали. Вдруг лошадка перестала катать. Смотрят детки, а у нее ножка сломана. Позвали они дядю Ваню, и он починил лошадку.

Попросите ребенка, воспроизвести прослушанное, как можно ближе к тексту. Если ребенок не справляется, следует задать ему вопросы.

№ 3. Жила была девочка Зоя. Построила девочка из кубиков машину. Посадила в машину мишку и начала катать. «Ту – ту машина, катай моего мишку». Вдруг машина сломалась. Мишка упал и ушибся. Положила Зоя мишку в кровать и дала ему лекарство.

Игра «Слушай и исполняй»

Цель: развитие двигательной памяти.

Возраст: с 4 лет.

Ведущий называет вслух несколько движений, не показывая их. Нужно проделать движения в той последовательности, в какой они были заданы.

Игра «День рождение куклы».

Цель: развитие зрительной и слуховой памяти.

Возраст: с 3 лет.

Взрослый сообщает, что у куклы наступил день рождения и скоро придут гости поздравить именинницу. А как зовут гостей, они узнают позже. Взрослый достает 4-5 игрушек и называет их имена. Затем все гости усаживаются за стол, и начинается чаепитие. Ребенок должен всех угощать чаем, обращаясь по имени. Игру можно изменять, приглашая к кукле разных гостей и называя их разными именами. Количество гостей постепенно увеличивается.

 Игра «Пара слов».

Цель: развитие смысловой памяти

Возраст: с 5 лет.

Предложите ребенку запомнить несколько слов (начать можно с 5-6 слов). Предъявляя каждое из них в паре с другим словом. Например: кошка – молоко, мальчик – машина. Попросите ребенка запомнить вторые слова. Затем называете первое слово, а ребенок должен вспомнить и назвать второе слово. Задание можно постепенно усложнять, увеличивая количество пар слов и подбирая в пары слова с отдаленными связями.

 

Упражнение «Осень».

Цель: развитие смыслового запоминания

Возраст: с 5 лет.

Я прочитаю тебе стихотворение. Прошу тебя нарисовать, то о чем говорится в этом стихотворении.

Миновало лето

Осень наступила,

На полях и в рощах

Пусто и уныло

Птички улетели,

Стали дни короче.

Солнышко не видно,

Темны, темны ночи.

После того, как рисунок будет закончен, стихотворение заучивается.

Игра «Магазин»

Цель: развитие слуховой памяти

Возраст: с 4 лет.

Ведущий может послать ребенка в «магазин» и попросить его запомнить все предметы, которые надо купить. Начинают с одного двух предметов, увеличивая их количество до 4-5. В этой игре полезно менять роли и сами магазины могут быть разными: «булочная», «молоко», «игрушки», и др.

Источник