Дидактические игры и упражнения для развития речи ребенка
Уважаемые родители, Вы не знаете, как интересно и познавательно провести выходной вечер с ребёнком? Я предлагаю Вам подборку дидактических упражнений и игр по развитию речи. Это будет интересно и Вам и вашему ребёнку.
Дидактические упражнения по развитию речи.
- Умение образовывать слова с помощью слияния двух основ
Все пароходы, все паровозы
При помощи пара ходят и возят.
Все самолеты летают сами,
А пешеходы – это мы с вами.
Дидактическое упражнение«Скажи одним словом».
– У слона толстые ноги, поэтому его называют…(толстоногим).
– У жирафа короткая шерсть, поэтому его называют…
– у обезьяны длинный хвост, поэтому ее называют…
– у моржа длинные усы, поэтому его называют…
– у аиста ноги длинные, поэтому его называют… (длинноногим).
– у соловья звонкий голос, поэтому его называют… (звонкоголосым).
– у ласточки хвост длинный, поэтому ее называют… (длиннохвостой).
– у сороки белые бока, поэтому ее называют… (белобокая).
– у синицы грудка желтая, поэтому ее называют… (желтогрудая).
– у дятла длинный клюв, поэтому его называют… (длинноклювый).
– у вороны черные крылья, поэтому ее называют… (чернокрылая).
Кто больше увидит и назовет.
Цель: выделять и обозначать словом внешние признаки предмета.
Воспитатель с детьми рассматривают куклу, называют предметы одежды и внешнего вида (глаза, волосы). У куклы зеленые глаза, значит она… (зеленоглазая), черные волосы, значит она… (черноволосая). Затем приходит зайчик. Они говорят, что у него серая (мягкая, пушистая) шубка, длинные уши, одним словом можно сказать: заяц длинно… ухий (длинноухий). А хвост у зайца… (короткий), значит, он короткохвостый. Кошка гладкая, пушистая, лапы у нее белые, значит, она… белолапая. За правильные ответы кукла дает ребенку флажки (ленточки).
Игра в образовании сложных слов – игра «Эхо».
листья падают – листопад сам ходит – самоход
снег падает – снегопад мед носит – медонос
вода падает – водопад звонит попусту – пустозвон
звезды падают – звездопад сено косит – сенокос
разводит сады – садовод везде ходит – вездеход
разводит леса – лесовод база для нефти – нефтебаза
перевозит лес – лесовоз воду возит – водовоз
сам летит – самолет пыль сосет – пылесос.
Дидактическое упражнение «Сложные слова».
Цель. Учить детей образовывать сложные слова при помощи слияния двух основ.
Наглядный материал: картинки.
Словарный материал:
рыбу ловит … (рыболов), пчел разводит … (пчеловод), сам летает … (самолет), лес рубит … (лесоруб).
Дидактическое упражнение «Назови машину одним словом»
Цель. Упражнять детей в образовании сложных слов.
Ход игры. Воспитатель рассказывает детям; «Машина, которая чистит картофель,-картофелечистка».
Словарный материал: кофеварка, кофемолка, овощерезка, соковыжималка, пылесос, полотер, глиномешалка.
Назови одним словом машину, которая:
Возит молоко – молоковоз;
Мешает бетон – … (бетономешалка)
Возит воду – … (водовоз)
Черпает землю – … (землечерпалка)
Укладывает трубы – … (трубоукладчик)
Дробит камни – … (камнедробилка).
Чтение и пересказ сказки
Спор машин
Сказка знакомит с образованием существительных путём слияния основ:
существительное + глагол.
Вышел у машин спор: какая из них самая важная? Какая самая нужная?
– Я сам могу груз сваливать, – сказал Самосвал.
– Вы без меня ничего не можете! Ведь только я бензин умею возить, – зашумел Бензовоз.
– Я самая нужная на стройке, вмешалась Бетономешалка.
– А кто возит молоко для малышей? Я, Молоковоз!
Тут загремели, затрещали, завизжали кухонные машины:
– Без нас большой обед и ужин не сварить. Мы нужны! Мы важны!
Хлеб резать – нужна Хлеборезка,
Овощи резать – Овощерезка,
Мясо рубить – Мясорубка,
Кофе варить – Кофеварка,
Сок выжать – Соковыжималка.
– Вы все только сорить умеете, а я чистоту люблю, всю пыль мигом всосу, – загудел Пылесос. – Важнее меня машины в доме нет!
– Эх, с вами только дома сидеть! – запыхтел Паровоз. – Вот я – это машина! Во мне такой сильный пар. Я с ним тяжёлые вагоны возить могу. А мой братокТепловоз возит пассажиров в дальние края. У него внутри – сильное тепло.
– Нет, я важнее всех! Я по морям, по волнам на всех парах хожу, – загудел Пароход.
– Насмешили вы меня! Самый нужный – тот, кто самый быстрый, тот, кто сам летает, сказал Самолёт.
Только умный Компьютер молчал, думал. А потом сказал:
– Все мы нужны, все важны. Но нам всем нужен Человек. Это он нас придумал. Человек самый важный.
Вопросы и задания
- Вспомните с ребёнком названия машин из сказки: сам сваливает груз – самосвал, молоко возит – молоковоз. И т.д.
- Предложите ребёнку вспомнить названия других машин, образованные таким же способом (газонокосилка, сенокосилка, тестомешалка, кофемолка и др.)
- При пересказе ребёнком сказки обращайте внимание на правильное произнесение сложных слов. Важно, чтобы деть понимали значение составляющих слово основ, это в дальнейшем поможет избежать ошибок при написании таких слов.
- Упражнение в образовании однокоренных слов
«Построй цепочку»
Цель: учить детей образовывать однокоренные слова и подбирать их к данному слову.
Материал: Картинки – символы, означающие предметы, сезон года и т.п.
Ход игры:
Воспитатель дает задание детям построить цепочку однокоренных слов ( т.е. подобрать родственные слова к данному слову). Она показывает картинку. Например, с изображением снега:
Снег- снежок- снежный- снеговик- подснежник.
Зима- зимушка – зимний – зимующий – зимуют.
Задние: Игрокам предлагается придумать как можно больше однокоренных (родственных) слов.
Лес – лесок, лесочек, лесник, лесничий, лесовод, лесные, подлесок, полесье.
Род – родной, родители, родственники, родина.
Снег – снежок, снеговик, снежинка, Снегурочка, снежки, снегопад, снежный.
Зима – зимушка, зимний, зимовать, зимовье, зимовка, озимь, зимующие, озимые.
Лед – ледок, льдинка, льдина, ледник, ледоход, ледяной, гололед, ледовый.
Дуб – дубок, дубочек, дубовый, дубрава, дубина.
Береза – березка, березонька, березовый, березняк, подберезовик.
Какое слово «лишнее»?
Жаркий, тепло, теплица, теплый
Гора, горный, взгорье, гореть
Каменистый, камень, затвердел, окаменел
Водитель, вода, водоворот, подводный
Речь, река, речной, речушка
Заводной, заводить, водитель, водянистый
Разгорелся, горелый, горелка, горка
Лес, лесенка, лесной, лесник
Волк, волчий, волокно, волчонок, волчица.
Белка, белочка, бельчонок, берлога, беличий.
Корова, коровник, кора, коровий
Баран, бараний, баранина, баранка
Подбери однокоренное слово к слову.
«ДОМ» – домик, хата, изба, дома
«БЕЛКА» – побелка, у белки, бельчонок, белила
«ЧАС» – часовщик, время, минутка, частица
«МАЛЫШ» – ребенок, малютка, малыши, дитя
«УХО» – наушники, уши, уха, ушица.
- Умение образовывать степени сравнения прилагательных (сравнительная и превосходная)
«Четыре желания»
Цель. Продолжать учить детей образовывать прилагательные сравнительной и превосходной степени.
Ход игры. Воспитатель рассказывает детям;
Каждое время года мальчику казалось лучше предыдущего. Лето было хорошее, а осень лучше. Сейчас будем сравнивать. Весна теплая, а лето теплее или очень теплое. Трава зеленая, а после дождя зеленее или очень зеленая. Поздней осенью солнце холодное, а зимой холоднее или более холодное.
Веселый – веселее – более веселый.
Высокий – выше – очень высокий.
Стройный – стройнее – более стройный.
Легкий – легче – очень легкий.
Закончи предложение (образование сравнительной степени прилагательных).
Самолёт летит высоко, а ракета выше.
Самолёт летит далеко, а ракета дальше.
Самолёт летит быстро, а ракета быстрее.
Самолёт мощный, а ракета мощнее.
Самолёт большой, а ракета больше.
Самолёт тяжёлый, а ракета тяжелее.
Самолёт просторный, а ракета просторнее.
Самолёт длинный, а ракета длиннее.
Самолёт быстроходный, а ракета быстроходнее.
Подбери пару(образование сравнительной степени прилагательных)
Огурец большой, а кабачок больше.
Фасоль маленькая, а горох ….. (меньше).
Капуста большая, а тыква ….(больше).
Кабачок зелёный, а огурец….(зеленее).
Помидор красный, а свёкла….(краснее).
Редис мелкий, а горох….(мельче)
Картофель твёрдый, а тыква…(твёрже)
«Закончи предложение»
Цель: учить детей употреблять сравнительную степень прилагательного.
Материал: Картинки большого и маленького домов, речки и пруда, 2 разных цветка, лето и осень, траву, зиму.
Ход игры:
Детям предлагается закончить предложение:
Этот дом высокий, а этот еще … (выше)
Наша река глубокая, а пруд еще …(глубже)
Этот цветок красивый, а этот еще … (красивее)
Лето было хорошее, а осень еще …(лучше)
Трава зеленая, а после дождя еще …(зеленее)
Осенью холодно, а зимой еще … (холоднее)
Источник
Речевые игры для детей дошкольного возраста можно применять педагогам в ходе детсадовских занятий, родителям дома. Неразвитость речи остро проявляется в первом классе школы, когда усвоение знаний становится затруднительным из-за неправильного произношения и скудного словаря. Речевые навыки необходимо совершенствовать с раннего возраста, как и общее развитие. Игры полезны и для взрослых, обогащают словарь, улучшают коммуникативные навыки.
Картотека речевых игр для детей
Речевое развитие происходит путем подражания, регулярного общения. К сожалению, многие современные родители уделяют общению непростительно мало времени, полагают, что для развития достаточно дать малышу в руки гаджет, включить телевизор с мультиками.
Ни один технический помощник не способен заменить эмоциональный и речевой контакт с родителями.
Дефицит общения приводит к речевым дефектам, из-за которых возникают трудности в школе. Это:
- односложность и примитивность фраз;
- скудность индивидуального словаря;
- слабое оперирование литературными словами и выражениями;
- предпочтительное употребление сленговых фраз;
- затруднение при пересказе прочитанных, услышанных историй;
- слабая эмоциональность, неспособность к правильной смене интонаций;
- проблемы с дикцией.
Речевые игры и упражнения для детей – увлекательный и действенный способ формирования грамотной и выразительной речи, обогащения словаря, выработки четкого, интонационно верного, эмоционально заполненного произношения. Занятия не требуют подготовки и наличия игрового материала, играть можно как в детсадовской группе, так и при семейной автомобильной поездке или при отдыхе на даче.
Речевые игры для детей 3 лет
При занятиях с маленькими детьми особое внимание уделяйте проговариванию звуков, развитию органов артикуляции. В общении, произнося слова и словосочетания, выделяйте изучаемые фонемы. Постепенно малыш учится понимать термины «звуки», «слова», подбирать для объектов подходящие определения, действия.
Тематические упражнения по шипящим
Выберите для речевых занятий подходящие по теме фразы. К примеру, при изучении звука «Ж» продемонстрируйте картинку ежика, проговаривайте:
- жа-жа-жа – погляди-ка на ежа;
- же-же-же – едут шишки на еже;
- жу-жу-жу – дай-ка молочко ежу;
- жи-жи-жи – по тропе спешат ежи.
Голоса и звуки
Для речевого развития ребенка в игре полезно использовать подражательный метод. Проговаривайте, создавайте инструментами разные звуки, а малыш должен их повторять:
- позвените колокольчиком – динь-дон;
- постучите в барабан – бом-бом;
- похлопайте в ладоши – хлоп-хлоп;
- как пищат птенцы – пи-пи;
- как лают собаки – гав-гав;
- как хрюкают поросята – хрю-хрю;
- как крякают утки – кря-кря.
Угадай
Разложите несколько картинок, описывайте по очереди изображения, а ребенок должен узнать правильный вариант. Например, «маленький, серый, трусливый, с коротким хвостом, ест морковку – зайчик».
Опиши
Для игры положите в мешок разные овощи и фрукты. Вытягивайте каждый по очереди, ребенок должен описать несколькими словами: «огурец – зеленый, длинный, твердый» или «абрикос – оранжевый, круглый, сладкий».
Игры на развитие артикуляционного аппарата
Развивать артикуляцию следует с раннего возраста, чтобы в школьные годы не пришлось бороться с речевыми дефектами. Лучше, если игры для детей с речевыми нарушениями подберет логопед, но и родители дома могут организовать веселые и занимательные занятия.
Для укрепления артикуляционного аппарата поиграйте с ребенком в маятник, покажите ему, как двигать высунутый язык вправо-влево.
Для улучшения силы выдоха организуйте соревновательную игру «Птички». Сделайте из бумаги фигурки в стиле оригами, поставьте на край стола. Два участника становятся напротив фигурок, по команде начинают дуть на них. Следите, чтобы игроки не раздували щеки. Объясните, что сдвигать птичку необходимо на одном выдохе, делать несколько вдохов нельзя.
Речевые игры для детей 4 лет
В этом возрасте дошкольники продолжают изучать звуки и слоговой состав слов, расширяют словарный запас, учатся составлять предложения. Важно развивать речевое внимание, фонематический слух, мыслительные способности.
Наоборот
Участники речевой игры становятся в ряд, ведущий бросает мяч поочередно каждому, произнося слово. Игрок, поймавший мяч, должен назвать противоположное по значению слово: «высокий – низкий», «сильный – слабый», «веселый – грустный».
Назови больше
Игра групповая, соревновательная. Ведущий называет фонему, игроки поочередно говорят слова, начинающиеся на этот звук. Затрудняющийся игрок пропускает ход. Побеждает в игре назвавший больше всего слов.
Закончи слово
Игра способствует развитию речевого внимания. Подготовьте картинки, изображающие разные объекты. Покажите изображение ребенку, произнесите начало слова, а игрок должен сказать конец. Например: «само-лет», «ко-рова», «теле-фон», «яб-локо». Когда ребенок закончит слово, четко проговорите его полностью.
Три слова
Для соревновательной игры участники становятся спиной к стене напротив другой стены. Ведущий спрашивает каждого по очереди. Игрок должен дать максимум 3 ответа. Каждый ответ – шаг вперед. Можно дать 1 или 2 ответа, тогда продвижение замедляется.
К примеру: «кто умеет летать – птица, бабочка, комар», «кто живет в земле – крот, червяк, змея», «что кладут в суп – морковку, картошку, крупу». Побеждает игрок, первым добравшийся до противоположной стены.
Найди звук
Речевая игра учит различать на слух фонемы в словах. Показывайте игрокам картинки, спрашивайте, есть ли определенный звук в изображенном объекте. Если есть, дети должны хлопнуть в ладоши.
Заверши предложение
Начните предложение, дошкольник должен его закончить: «мама пошла в магазин, чтобы (купить еду)» или «мальчик не пошел в детский сад, потому что (заболел)».
Речевые игры для детей 5 лет
В этот период роль игры в речевом развитии ребенка крайне важна, особенно касаемо изучения звуков и состава слов, определения фонем по звучанию, подбора определений, расширения словарного запаса. Только игрой можно увлечь дошкольника, сделать уроки по развитию речи интересными, а материал запоминающимся.
При занятиях используйте не только упражнения, но и беседы, диалоги от лица персонажей, загадки, рассказы.
В 5 лет дошкольник осваивает дифференциацию звуков, согласование существительного с прилагательным в разных падежах, развивает речевое внимание и способность логически мыслить, сравнивать, анализировать.
Мягкие и твердые
Для речевой игры на дифференциацию звуков подготовьте по 3 картинки на каждую изучаемую букву: первый изображенный объект должен содержать мягкую фонему, второй – твердую, третий – без них. Например: слон – [с], синица – [с’], жираф.
Дайте игроку синюю и зеленую фишки. Пусть синюю положит на картинку с твердым звуком, зеленую – с мягким.
Подбери слово
Произнесите прилагательное, а ребенок должен подобрать 3-5 существительных с учетом окончания по роду. К примеру:
- свежий – хлеб, фрукт, воздух, ветер;
- свежая – газета, булка, простыня, еда;
- свежее – мясо, масло, печенье, молоко.
Кто потерялся
Для игры подготовьте картинки, изображающие домашних и диких животных и птиц, отдельно их детенышей. Расскажите ребенку, что малыши потерялись, нужно помочь мамам их отыскать.
Показывайте картинку взрослого животного, говорите: «Мама нашла…». А ребенок должен сказать, кого, указать пальцем на соответствующую картинку:
- корова нашла теленка;
- лошадь – жеребенка;
- кошка – котенка;
- мышь – мышонка;
- собака – щенка;
- свинья – поросенка;
- утка – утенка;
- курица – цыпленка;
- индюшка – индюшонка;
- гусыня – гусенка;
- овца – ягненка;
- крольчиха – крольчонка;
- коза – козленка;
- волчица – волчонка;
- сова – совенка;
- медведица – медвежонка;
- лосиха – лосенка;
- белка – бельчонка.
Краски
Назовите цвет, а игроки должны поочередно вспоминать предметы с такой окраской:
- зеленый – трава, листок, мох, лес;
- синий – океан, небо, река, слива;
- желтый – солнце, лимон, подсолнух, одуванчик, цыпленок;
- оранжевый – морковь, абрикос, апельсин, мандарин;
- красный – томат, божья коровка, рябина, вишня;
- фиолетовый – баклажан, виноград, сирень;
- белый – снег, подснежник, лебедь, ромашка.
За правильный ответ давайте фишку. Побеждает в игре собравший наибольшее число фишек.
Кто обгонит
Для речевой игры подготовьте картинки, изображающие всевозможные объекты окружающего мира. Показывайте игроку изображения попарно, спрашивайте, кто кого обгонит. Ребенок должен отвечать полным предложением: «ящерица обгонит червяка», «кролик обгонит черепаху» или «автобус обгонит самокат».
Речевые игры для детей 6 лет
В 6-летнем возрасте дошкольники с помощью игр закрепляют знания о согласовании существительных и прилагательных, об образовании форм слов, продолжают развивать логическое мышление, речевое внимание, способность к анализу и сопоставлению, расширять индивидуальный словарь.
Назови ласково
Произнесите фразу, которую нужно превратить в уменьшительно-ласкательную: цветок алый, а цветочек… аленький. Аналогично:
- лимон желтый – лимончик желтенький;
- кот пушистый – котик пушистенький;
- стул низкий – стульчик низенький;
- молоко теплое – молочко тепленькое;
- морковь сладкая – морковка сладенькая;
- ваза синяя – вазочка синенькая;
- конфета вкусная – конфетка вкусненькая;
- кукла красивая – куколка красивенькая;
- заяц серый – зайчик серенький.
Подбери слова
Попросите игроков поочередно называть слова по определенному признаку. Кто пропустит очередь, выбывает. Побеждает в игре последний оставшийся участник.
Примеры для игры:
- что круглое – мяч, помидор, яблоко, апельсин, колесо;
- что сладкое – торт, пряник, мармелад, мороженое, кекс, пирожное;
- что теплое – печь, батарея, костер, шуба, шарфик, свитер.
Придумай слово
Попросите ребенка заменить в словосочетании определяющее существительное на прилагательное:
- сок из апельсина – апельсиновый сок;
- компот из малины – малиновый компот;
- каша из овсянки – овсяная каша;
- пюре из картошки – картофельное пюре.
Так не бывает
Рассказывайте короткие истории, а дети должны сказать, правдивые ли они. Если нет, то хлопнуть в ладоши, объяснить, в чем неправда.
Примеры для игры:
- на елке зреют груши;
- ночью за окном светит солнце;
- вечером мама ведет малыша в детский сад.
Выбери правильный вариант
Начните предложение, предложите ребенку на выбор три слова. Он должен выбрать подходящее по значению:
- осенний ветер… (слабый, холодный, сухой);
- пес живет в… (гнезде, норе, конуре);
- дедушка пошел по грибы с… (корзиной, сумкой, пакетом);
- паровоз движется по… (дороге, реке, рельсам);
- на лугу много… (белых, красных, синих) ромашек.
Поэты
Игра соревновательная, за правильный ответ участники получают фишку. Ведущий называет слово, игроки подбирают близкое по звучанию: лук – жук, белка – стрелка, крышка – мышка, банки – санки, коза – коса, майка – лайка. Побеждает в игре собравший наибольшее число фишек.
Речевые игры для детей 7 лет
В старшей дошкольной группе речевые игры в развитии речи детей продолжают играть главенствующую роль. Значимым становится обучение фразовой речи, умению составлять предложения разной сложности, подбирать синонимы, изменять по обстоятельствам эмоциональную окраску, скорость и громкость речи.
Найди звук
Для игры напишите слова с одним, двумя, тремя слогами, попросите их разделить по этому признаку. Дальше пусть ребенок укажет слова, начинающиеся с одинаковой буквы.
Транспорт
Для речевой игры подготовьте картинки, изображающие транспорт: автобус, такси, троллейбус, метро, трамвай, теплоход, вертолет, самолет. Пусть дошкольник посчитает, сколько слогов в словах. Скажет, какой звук присутствует везде – «Т». Укажет, какие транспортные средства едут, плывут, летят. В завершение составит короткие предложения с каждым словом.
Закончи фразу
Попросите завершить фразу:
- кисель густой, а чай… (жидкий);
- вишня крупная, а черника… (мелкая);
- тропа узкая, а дорога… (широкая);
- сегодня хлеб свежий, завтра станет… (черствый);
- лужа мелкая, а река… (глубокая);
- камень твердый, а пух… (мягкий);
- на рынке картошка сырая, а в кастрюле… (вареная);
- сегодня погода дождливая, завтра будет… (солнечная).
Веселая фантазия
Назовите пару существительных, не имеющих ни малейшей смысловой связи. Например, «крокодил» и «пирожное». Ребенок должен составить словосочетания с использованием разных предлогов: пирожное из крокодила, крокодил на пирожном, крокодил с пирожным и прочие. Придумайте с ребенком забавную историю с любым из получившихся словосочетаний.
Источник