Дидактические игры для развития эмоциональной сферы ребенка

Развитие эмоциональной сферы ребенка – не дань моде, а одно из условий его успешного развития. В настоящее время, к сожалению, в процессе воспитания и обучения детей доминирует тяга взрослых к интеллектуальному развитию дошкольников.

Однако только согласованное функционирование двух систем – интеллекта и эмоциональной сферы – может обеспечить успешное выполнение любого вида деятельности. Л. С. Выготский отмечает, что «ребенок научается понимать других и только потом научается понимать себя». Поэтому развитие эмоциональной сферы ребенка должно начинаться не со знакомства ребенка с собственными эмоциями, а со знакомства с различными эмоциями, с постепенного научения малыша распознавать, улавливать состояние близких ему людей.

Актуальность эмоционального развития в дошкольном возрасте связана с особенностями этого возраста:

– ребёнок осваивает социальные формы выражения чувств;

– изменяется роль эмоций в деятельности ребёнка;

– чувства становятся более осознанными, обобщёнными, произвольными;

– формируются высшие чувства: нравственные, интеллектуальные, эстетические

Эмоционально – развивающие игры играют существенную роль в социализации детей и их подготовке к школьной жизни.

В данной статье представлены игры, которые помогут объединиться сверстникам, сотрудничать друг с другом, научат детей распознавать эмоции (радость, грусть, страх, злость) по мимике и интонации; изображать эти эмоции, используя жесты, движения, голос, способствуют обогащению эмоциональной сферы

✳ «ДАВАЙТЕ ПОЗДОРОВАЕМСЯ» ( с 5 лет )

Цель: упражнение продолжает знакомство, создает психологически непринужденную атмосферу.

Ход игры: в начале упражнения говорится о разных способах приветствия, реально существующих и шуточных. Детям предлагается поздороваться плечом, спиной, рукой, носом, щекой, выдумать свой собственный необыкновенный способ приветствия для сегодняшнего занятия и поздороваться им. (Для каждого последующего занятия придумывается новый, ранее не использованный способ приветствия)

✳ «ВСТАНЬТЕ ВСЕ ТЕ. КТО…» ( с 5 лет )

Цель: упражнение направлено на развитие внимания, наблюдательности, а также продолжение группового знакомства.

Ход игры: ведущий дает задание: “Встаньте все те, кто …

– любит бегать,- радуется хорошей погоде,

– имеет младшую сестру,- любит дарить цветы и т.д.

При желании роль ведущего могут выполнять дети.

После завершения упражнения детям задаются вопросы, подводящие итоги игры:

– Сейчас мы посмотрим, кто у нас в группе оказался самым внимательным. Кто из ребят запомнил, кто у нас в группе любит сладкое? У кого есть младшая сестра? и т.д.

Затем вопросы усложняются (включают в себя две переменные):

– Кто у нас в группе любит сладкое и имеет младшую сестру?

Каждый вопрос адресуется конкретному ребенку, если он не может ответить сам – ему помогает группа.

* «ОПИШИ ДРУГА» ( с 5 лет)

Цель: развитие внимательности и умения описывать то, что видел, продолжение знакомства.

Ход игры: упражнение выполняется в парах (одновременно всеми участниками). Дети, стоят спиной друг к другу и по очереди описывают прическу, одежду и лицо своего партнера.

Потом описание сравнивается с оригиналом и делается вывод о том, насколько ребенок был точен.

✳ «ЧТО ИЗМЕНИЛОСЬ» ( с 5 лет )

Цель: развитие внимания и наблюдательности, необходимых для эффективного общения.

Ход игры: каждый ребенок по очереди становиться водящим. Водящий выходит из комнаты, За это время в группе производится несколько изменений в одежде, прическе детей, можно пересесть на другое место (но не больше двух-трех изменений; все производимое изменения должны быть видимы). Задача водящего правильно подметить происшедшие изменения.

✳ « КАК ТЫ СЕБЯ ЧУВСТВУЕШЬ?» ( с 5 лет )

Цель: развитие внимательности, эмпатии, умения чувствовать настроение другого.

Ход игры: упражнение выполняется по кругу.

Каждый ребенок внимательно смотрит на своего соседа слева и пытается догадаться, как тот себя чувствует, рассказывает об этом.

Ребенок, состояние которого описывается, слушает и затем соглашается со сказанным или не соглашается, дополняет.

* «МОЕ НАСТРОЕНИЕ» ( с 5 лет )

Цель: развитие умения описывать свое настроение, распознавать настроения других, развитие эмпатии.

Ход игры: детям предлагается поведать остальным о своем настроении: его можно нарисовать, можно сравнить с каким-либо цветом, животным, состоянием, можно показать его в движении – все зависит от фантазии и желания ребенка.

✳ «ПОДАРОК НА ВСЕХ (ЦВЕТИК – СЕМИЦВЕТИК)» ( с 5 лет )

Цель: развитие чувства коллектива, умения дружить, делать правильный выбор, сотрудничать со сверстниками.

Детям дается задание: “Если бы ты был волшебником и мог творить чудеса, то что бы ты подарил сейчас всем нам вместе?” Или: “Если бы у нас был Цветик-семицветик, какое бы желание ты загадал?” Каждый ребенок загадывает одно желание, оторвав от общего цветка один лепесток.

Лети, лети, лепесток, через запад на восток,

Через север, через юг, возвращайся, сделав круг,

Лишь коснешься ты земли, быть по-моему вели.

Вели, чтобы… В конце можно провести конкурс на самое лучшее желание для всех.

✳ «ПОРТРЕТ САМОГО ЛУЧШЕГО ДРУГА» ( с 5 лет )

Цель: развитие анализа и самоанализа.

Детям дается задание нарисовать портрет своего самого лучшего друга. Затем проводится беседа:

– Кого ты считаешь своим самым хорошим, самым лучшим другом? Какими качествами обладает этот человек? Хотите ли вы, чтобы вас считали хорошим другом? Что для этого надо делать, как себя вести?

В ходе общего обсуждений формулируются правила радостного общения, которые рисуют в доступной для детей схематичной форме или же записывают их на листе ватмана печатными буквами (если дети уже умеют читать). Например:

– Помогай друзьям.

– Делись с ними, учись играть и заниматься вместе.

– Останови друга, если он делает что-то плохое. Скажи ему, если он в чем-то не прав.

– Не ссорься, не спорь по пустякам; играй со всеми дружно.

– Не завидуй.

– Если поступил плохо, не бойся признаться в этом, извинись.

– Спокойно принимай советы и помощь других ребят.

– Не радуйся, когда кто-то проигрывает. Если можешь, помоги ему.

– Если проиграл сам, не срывай злость на других, может быть, ты выиграешь в следующий раз.

✳ «ЭТЮД НА РАЗЛИЧНЫЕ ПОЗИЦИИ В ОБЩЕНИИ» ( с 5 лет )

Цель: прочувствовать различные позиции в общении.

Детям дается задание разбиться на пары. Общение в парах проходит

в диалоговом режиме. Для общения предлагаются интересные и актуальные для детей темы: “Мое любимое животное”, “Мой самый радостный день в прошлом месяце” и пр.

Сначала ситуация общения организуется, когда оба ребенка сидят лицом друг к другу, затем один ребенок сидит на стуле, а другой стоит около своего стула (дети меняются местами), затем дети, сидя на стуле спиной друг к другу, продолжают разговор. После у детей спрашивают о впечатлении, настроении, возникшем в процессе общения. Как больше понравилось общаться? Почему?

✳«РУКИ ЗНАКОМЯТСЯ. РУКИ ССОРЯТСЯ. РУКИ МИРЯТСЯ» ( с 5 лет )

Цель: соотнесение человека и его тактильного образа, снятие телесных барьеров; развитие умения выражать свои чувства и понимать чувства другого через прикосновение.

Упражнение выполняется в парах с закрытыми глазами, дети сидят напротив друг друга на расстоянии вытянутой руки. Взрослый дает задания (каждое задание выполняется 2-3 минуты): – Закройте глаза, протяните навстречу друг другу руки, познакомьтесь одними руками. Постарайтесь получше узнать своего соседа. Опустите руки»

– Снова вытяните руки вперед, найдите руки соседа. Ваши руки ссорятся. Опустите руки.

– Ваши руки снова ищут друг друга. Они хотят помириться. Ваши руки мирятся, они просят прощения, вы расстаетесь друзьями.

Обсудите, как проходило упражнение, какие чувства возникали в ходе упражнения, что понравилось больше?

✳ «ВОЛШЕБНЫЕ СРЕДСТВА ПОНИМАНИЯ» ( с 5 лет )

Вводная беседа.

Цель: осознание того, что можно помочь человеку, которому грустно, плохо, что в силах каждого оказать помощь всем нуждающимся в ней, понимание того, что конкретно для этого можно сделать.

– Что вам помогает, когда вам трудно, плохо, когда вы провинились, когда вас обидели?

– Что особенного умеют делать люди, с которыми нам приятно общаться, что их отличает? (улыбка, умение слушать, контакт глаз, добрый ласковый голос, мягкие нерезкие жесты, приятные прикосновения, вежливые слова, умение понять человека).

– Почему эти средства понимания мы можем назвать “волшебными”?

– Можем ли мы с вами применять эти “волшебные” средства, когда?

✳ «ЛИЦА»( с 5 лет )

Цель: способствует развитию понимания мимических выражений и выражения лица.

Руководитель вывешивает на доске различные картинки, маски:

-радость,- удивление,- интерес,

– гнев, злость, -страх,- стыд,

– презрение, -отвращение. Задача детей определить, какое чувство выражает маска.

Читайте также:  Кто водил своего ребенка в центр развития

✳ «МАСКИ» ( с 5 лет )

Цель: умение различать мимику, самостоятельно сознательно пользоваться мимикой для выражения своих эмоций.

Каждому из участников дается задание – выразить с помощью мимики горе, радость, боль, страх, удивление… Остальные участники должны определить, что пытался изобразить участник.

✳ «РОЛЕВОЕ ПРОИГРЫВАНИЕ СИТУАЦИЙ» ( с 5 лет )

Цель: упражнение выполняется в парах, оно направлено на конкретную проработку, применение “волшебных ” средств понимания, развитие эмпатии, использование уже знакомых средств понимания.

Воспользовавшись “волшебными” средствами понимания, дети должны помочь:

1) плачущему ребенку, он потерял мячик;

2) мама пришла с работы, она очень устала;

3) товарищ в классе сидит грустный, у него заболела мама;

4) ваш друг плачет, он получил плохую оценку;

5) девочка-соседка попросила тебя ей сделать аппликацию… Необходимо подобрать столько ситуаций, чтобы каждый ребенок смог выполнить задание.

✳ «РИСОВАНИЕ»( с 5 лет )

Цель: развитие эмпатии, творческого воображения.

Детям дается задание: “Нарисуйте доброе животное и назовите его ласковым именем, наградите его каким-нибудь волшебным средством понимания.”

Рисование проводится под тихую спокойную музыку, красками или яркими мелками, фломастерами на нелинованных белых листах. Затем устраивается конкурс на самое доброе животное. Победителю вручается грамота.

✳ «ХУДОЖНИК СЛОВА» ( с 5 лет )

Цель: развитие способности описывать наблюдаемое, умения выделять существенные для описания детали, использование приемлемых, необидных слов, расширение активного и пассивного словаря детей.

Каждый ребенок по очереди задумывает кого-то из группы и начинает рисовать его словесный портрет – его внешние особенности (а по возможности и внутренние, психологические), не называя конкретно имени этого человека.

Учитывая уровень развития детей можно предложить им упражнения на ассоциативное восприятие. (На какое животное похож? На какой цветок? На какой предмет мебели? и т.д.)

✳ «СДЕЛАЕМ ПО КРУГУ ДРУГ ДРУГУ ПОДАРОК»( с 5 лет )

Цель: развитие у детей чувствования друг друга, понимания настроения другого, развитие эмпатии.

Ведущий дает задание каждому сделать своему соседу справа подарок, но не какой-то конкретный подарок, а выдуманный: “Что вы хотели бы подарить именно этому человеку? Подарите тот подарок, который, по вашему мнению, сейчас ему особенно нужен.” Подарок можно описать словами или показать жестами.

✳ «ИГРУШКА» ( с 5 лет )

Цель: ролевое проигрывание ситуаций, отработка навыков эффективного взаимодействия, эмпатии, умения сотрудничать.

Упражнение выполняется в парах. Один ребенок из пары – обладатель красивой и очень любимой им игрушки, с которой он очень любит играть. Другой ребенок очень хочет поиграть с этой игрушкой. Его задача уговорить хозяина игрушки дать поиграть с ней. Важно: при выполнении этого упражнения ребенку – хозяину игрушки в руки дается любая игрушка, которую он должен представить как свою самую любимую. Как только хозяин игрушки отдает ее просящему ребенку, упражнение прерывается и у ребенка спрашивают, почему он отдал игрушку.

Источник

Распознавание и передача эмоций – достаточно сложный процесс, требующий от ребенка определенного уровня развития. Чем лучше ребенок знает, какие бывают эмоции, тем точнее он поймет состояние другого человека и отреагирует на него.

Развитию понимания эмоционального состояния во всех его проявлениях у детей помогают игры.

Предлагаю несколько вариантов дидактических игр для детей 4-6 лет на развитие эмоциональной сферы. Эти игры очень увлекательны и дети с огромным удовольствием в них играют. Эти игры можно использовать для индивидуальной и групповой деятельности детей.

Дидактические игры на развитие эмоциональной сферы не только учат определять, различать и передавать эмоции и чувства, но и могут быть использованы для развития интонационной выразительности речи. Дети учатся произносить разные предложения по соответствующему настроению эмоции.

Игра « Разные настроения». Пиктограммы эмоций.

Задачи: формировать умение определять и различать

эмоции и чувства; развивать воображение, речь ребенка.

Оборудование: пиктограммы различных эмоциональных состояний человека (радость, грусть, удивление, страх, злость, …).

Ход игры.

Дети сидят на стульчиках полукругом. Воспитатель показывает какую-либо пиктограмму и спрашивает: «Какое настроение?» (например, грустное). Затем воспитатель предлагает детям мимикой изобразить данное эмоциональное состояние. Затем просит детей поразмышлять:»У меня такое грустное лицо, когда я …когда у меня…( например, у меня такое грустное настроение, когда у меня отняли игрушку; когда я упал…). Используя такой принцип, можно поговорить о всех знакомых детям эмоциональных состояниях, опираясь на пиктограммы.

Другой вариант этой игры.

Игра «Мимическая гимнастика».

Ход игры:

Ребенок вытаскивает карточку и показывает своей мимикой изображенную на ней эмоцию, а другие дети (игроки) должны отгадать ее и назвать.

Игра «Назови чувство».

Ход игры:

Дети выходят на ковер и становятся в круг. Воспитатель говорит: »Я сейчас буду по очереди бросать мяч и называть какое-то действие, происходящее с ребенком. Вы ловите мяч и называете мне чувство, которое он при этом испытывает:

  • идет в цирк ( радость),
  • друг мешает играть (злость),
  • несет грязную игрушка ( брезгливость),
  • увидел злую собаку (страх),
  • разбил стекло мячом (вина),
  • хочет познакомиться, но стесняется ( робость) и т.д.

Игра «Зеркало».

Ход игры:

Участники игры разбиваются на пары ( по желанию), становятся или садятся друг к другу. Один ребенок с помощью мимики и пантомимики ( замедленных движений) передает разное настроение. Задача другого ребенка «зеркало» быть его отражением, точно копировать его состояние, настроение. Затем дети меняются ролями.

Игра «Лото настроений».

Задача: развивать умение узнавать эмоцию по схеме, изображать ее, находить соответствующую в своем наборе картинок.

Оборудование: наборы картинок с изображением животных с различной мимикой ( например, рыбка веселая, грустная, сердитая) по количеству детей; схематические изображения различных эмоций и настроений (пиктограммы).

Ход игры:

Бывают чувства у зверей,

У рыбок, птичек и людей.

Влияет без сомнения

На всех нас настроение.

Кто веселится?

Кто грустит?

Кто испугался?

Рассеет все сомнения

Лото настроения.

Воспитатель показывает детям схематическое изображение той или иной эмоции. Предлагает отыскать в своем наборе животное с такой же эмоцией. Карточку с ответом дети поднимают вверх, изображают соответствующее настроение.

Игра «Придумай лицо».

Задача: учить различать части лица ( нос, рот, губы, глаза, брови). Закрепить знания детей о половых и возрастных особенностях людей. Называть отличительные признаки мужского и женского лица. Подбирать и составлять портреты мамы, папы, бабушки, дедушки, брата, сестры, друга. Активизировать диалогическую речь, развивать внимание, творческое мышление, воображение, фантазию.

Оборудование: картинки с изображением частей лица человека. Дополнительные детали: парики, украшения, усы, борода, шляпы…

Ход игры:

Детям предлагается рассмотреть картинки и составить по ним лицо человека. Если дети затрудняются, то их воспитатель спрашивает: «Что ты видишь на картинке? Какие части лица? Назови их?… Все люди разные – есть мужчины, женщины. Посмотрите внимательно друг на друга… Чем люди отличаются друг от друга? Чем похожи? Что находится на голове? Для чего нужны нос? Рот? Уши? Глаза?».

Другой вариант этой игры.

Игра «Чего не хватает в портрете?».

Ход игры:

Воспитатель или другой ребенок составляет портрет, но что-нибудь не докладывает, забывает. Другой ребенок должен доложить недостающую часть лица, например губы или один глаз, одно ухо …

Игра «Нить дружбы».

Ход игры:

Дети стоят в кругу. У воспитателя в руках клубочек. Воспитатель говорит, что в клубочке прячутся ласковые и добрые слова. Затем воспитатель предлагает детям размотать клубочек, вспомнить эти слова. После чего поворачивается лицом к ребенку, называет его ласково ( можно по имени, например – Миланочка). Передает ей клубочек, конец нити не отпускает. Так постепенно, клубочек переходит из рук в руки; нить разматывается, каждый из участников держится за нить рукой. Воспитатель обращает внимание на то, как приятно каждому, когда его ласково называют. Это чувство дети передают эмоцией радости.

В заключении игры воспитатель предлагает оставаться детям такими же дружными и добрыми всегда.

Resource id #696

Источник

Картотека игр по развитию эмоционально-волевой сферы детей 5-7 лет.

№ 1 «ДАВАЙТЕ ПОЗДОРОВАЕМСЯ»

Цель: упражнение продолжает знакомство, создает психологически непринужденную атмосферу.

В начале упражнения говорится о разных способах приветствия, реально существующих и шуточных. Детям предлагается поздороваться плечом, спиной, рукой, носом, щекой, выдумать свой собственный необыкновенный способ приветствия для сегодняшнего занятия и поздороваться им. (Для каждого последующего занятия придумывается новый, ранее не использованный способ приветствия!

№ 2 «ВСТАНЬТЕ ВСЕ ТЕ, КТО…»

Цель: упражнение направлено на развитие внимания, наблюдательности, а также продолжение группового знакомства.

Читайте также:  Упражнения на развитие внимательности у ребенка

Ведущий дает задание: “Встаньте все те, кто …

– любит бегать,- радуется хорошей погоде,

– имеет младшую сестру,- любит дарить цветы и т.д.

При желании роль ведущего могут выполнять дети.

После завершения упражнения детям задаются вопросы, подводящие итоги игры:

– Сейчас мы посмотрим, кто у нас в группе оказался самым внимательным. Кто из ребят запомнил, кто у нас в группе любит сладкое? У кого есть младшая сестра? и т.д.

Затем вопросы усложняются (включают в себя две переменные):

– Кто у нас в группе любит сладкое и имеет младшую сестру? Каждый вопрос адресуется конкретному ребенку, если он не может ответить сам – ему помогает группа».

№ 3 «ОПИШИ ДРУГА»

Цель: развитие внимательности и умения описывать то, что видел, продолжение знакомства.

Упражнение выполняется в парах (одновременно всеми участниками).Дети, стоят спиной друг к другу и по очереди описывают прическу, одежду и лицо своего партнера.

Потом описание сравнивается с оригиналом и делается вывод о том,

насколько ребенок был точен.

№ 4 «ЧТО ИЗМЕНИЛОСЬ»

Цель: развитие внимания и наблюдательности, необходимых для эффективного общения.

Каждый ребенок по очереди становиться водящим. Водящий выходит из комнаты, За это время в группе производится несколько изменений в одежде, прическе детей, можно пересесть на другое место (но не больше двух-трех изменений; все производимое изменения должны быть видимы). Задача водящего правильно подметить происшедшие изменения.

№ 5 « КАК ТЫ СЕБЯ ЧУВСТВУЕШЬ?»

Цель: развитие внимательности, эмпатии, умения чувствовать настроение другого.

Упражнение выполняется по кругу.

Каждый ребенок внимательно смотрит на своего соседа слева и пытается догадаться, как тот себя чувствует, рассказывает об этом.

Ребенок, состояние которого описывается, слушает и затем соглашается со сказанным или не соглашается, дополняет.

№ 6 «МОЕ НАСТРОЕНИЕ»

Цель: развитие умения описывать свое настроение, распознавать настроения других, развитие эмпатии.

Детям предлагается поведать остальным о своем настроении: его можно нарисовать, можно сравнить с каким-либо цветом, животным, состоянием, можно показать его в движении – все зависит от фантазии и желания ребенка.

№ 7 «ПОДАРОК НА ВСЕХ «ЦВЕТИК – СЕМИЦВЕТИК»

Цель: развитие чувства коллектива, умения дружить, делать правильный

выбор, сотрудничать со сверстниками.

Детям дается задание: “Если бы ты был волшебником и мог творить чудеса, то что бы ты подарил сейчас всем нам вместе?” Или: “Если бы у нас был Цветик-семицветик, какое бы желание ты загадал?” Каждый ребенок загадывает одно желание, оторвав от общего цветка один лепесток.

Лети, лети, лепесток, через запад на восток,

Через север, через юг, возвращайся, сделав круг,

Лишь коснешься ты земли, быть по-моему вели.

Вели, чтобы… В конце можно провести конкурс на самое лучшее желание для всех.

№ 8 «ПОРТРЕТ САМОГО ЛУЧШЕГО ДРУГА»

Цель: развитие анализа и самоанализа.

Детям дается задание нарисовать портрет своего самого лучшего друга. Затем проводится беседа:

– Кого ты считаешь своим самым хорошим, самым лучшим другом? Какими качествами обладает этот человек? Хотите ли вы, чтобы вас считали хорошим другом? Что для этого надо делать, как себя вести?

В ходе общего обсуждений формулируются правила радостного общения, которые рисуют в доступной для детей схематичной форме или же записывают их на листе ватмана печатными буквами (если дети уже умеют читать). Например:

– Помогай друзьям.

– Делись с ними, учись играть и заниматься вместе.

– Останови друга, если он делает что-то плохое. Скажи ему, если он в чем-то не прав.

– Не ссорься, не спорь по пустякам; играй со всеми дружно.

– Не завидуй.

– Если поступил плохо, не бойся признаться в этом, извинись.

– Спокойно принимай советы и помощь других ребят.

– Не радуйся, когда кто-то проигрывает. Если можешь, помоги ему.

– Если проиграл сам, не срывай злость на других, может быть, ты выиграешь в следующий раз.

№ 9 «ЭТЮД НА РАЗЛИЧНЫЕ ПОЗИЦИИ В ОБЩЕНИИ»

Цель: прочувствовать различные позиции в общении.

Детям дается задание разбиться на пары. Общение в парах проходит

в диалоговом режиме. Для общения предлагаются интересные и

актуальные для детей темы: “Мое любимое животное”, “Мой самый

радостный день в прошлом месяце” и пр.

Сначала ситуация общения организуется, когда оба ребенка сидят

лицом друг к другу, затем один ребенок сидит на стуле, а другой стоит

около своего стула (дети меняются местами), затем дети, сидя на стуле

спиной друг к другу, продолжают разговор.

После у детей спрашивают о впечатлении, настроении, возникшем в

процессе общения. Как больше понравилось общаться? Почему?

№ 10 «РУКИ ЗНАКОМЯТСЯ. РУКИ ССОРЯТСЯ. РУКИ МИРЯТСЯ»

Цель: соотнесение человека и его тактильного образа, снятие телесных барьеров; развитие умения выражать свои чувства и понимать чувства другого через прикосновение.

Упражнение выполняется в парах с закрытыми глазами, дети сидят напротив друг друга на расстоянии вытянутой руки. Взрослый дает задания (каждое задание выполняется 2-3 минуты): – Закройте глаза, протяните навстречу друг другу руки, познакомьтесь одними руками. Постарайтесь получше узнать своего соседа. Опустите руки»

– Снова вытяните руки вперед, найдите руки соседа. Ваши руки ссорятся. Опустите руки.

– Ваши руки снова ищут друг друга. Они хотят помириться. Ваши руки мирятся, они просят прощения, вы расстаетесь друзьями.

Обсудите, как проходило упражнение, какие чувства возникали в ходе упражнения, что понравилось больше?

№ 11 «ВОЛШЕБНЫЕ СРЕДСТВА ПОНИМАНИЯ»

Вводная беседа.

Цель: осознание того, что можно помочь человеку, которому грустно, плохо, что в силах каждого оказать помощь всем нуждающимся в ней, понимание того, что конкретно для этого можно сделать.

– Что вам помогает, когда вам трудно, плохо, когда вы провинились, когда вас обидели?

– Что особенного умеют делать люди, с которыми нам приятно общаться, что их отличает? (улыбка, умение слушать, контакт глаз, добрый ласковый голос, мягкие нерезкие жесты, приятные прикосновения, вежливые слова, умение понять человека).

– Почему эти средства понимания мы можем назвать “волшебными”?

– Можем ли мы с вами применять эти “волшебные” средства, когда?

№ 12 «ЛИЦА»

Цель: способствует развитию понимания мимических выражений и выражения лица.

Руководитель вывешивает на доске различные картинки, маски:

-радость,- удивление,- интерес,

– гнев, злость, -страх,- стыд,

– презрение, -отвращение,

Задача детей определить, какое чувство выражает маска.

№ 13 «МАСКИ»

Цель: умение различать мимику, самостоятельно сознательно пользоваться мимикой для выражения своих эмоций.

Каждому из участников дается задание – выразить с помощью мимики горе, радость, боль, страх, удивление… Остальные участники должны определить, что пытался изобразить участник.

№ 14 «РОЛЕВОЕ ПРОИГРЫВАНИЕ СИТУАЦИЙ»

Цель: упражнение выполняется в парах, оно направлено на конкретную проработку, применение “волшебных ” средств понимания, развитие эмпатии, использование уже знакомых средств понимания.

Воспользовавшись “волшебными” средствами понимания, дети должны помочь:

1) плачущему ребенку, он потерял мячик;

2) мама пришла с работы, она очень устала;

3) товарищ в классе сидит грустный, у него заболела мама;

4) ваш друг плачет, он получил плохую оценку;

5) девочка-соседка попросила тебя ей сделать аппликацию… Необходимо подобрать столько ситуаций, чтобы каждый ребенок смог выполнить задание.

№ 15 «РИСОВАНИЕ»

Цель: развитие эмпатии, творческого воображения.

Детям дается задание: “Нарисуйте доброе животное и назовите его

ласковым именем, наградите его каким-нибудь волшебным средством

понимания.”

Рисование проводится под тихую спокойную музыку, красками или

яркими мелками, фломастерами на нелинованных белых листах.

Затем устраивается конкурс на самое доброе животное. Победителю

вручается грамота.

№ 16 «ХУДОЖНИК СЛОВА»

Цель: развитие способности описывать наблюдаемое, умения выделять существенные для описания детали, использование приемлемых, необидных слов, расширение активного и пассивного словаря детей.

Каждый ребенок по очереди задумывает кого-то из группы и начинает рисовать его словесный портрет – его внешние особенности (а по возможности и внутренние, психологические), не называя конкретно имени этого человека.

Учитывая уровень развития детей можно предложить им упражнения на ассоциативное восприятие. (На какое животное похож? На какой цветок? На какой предмет мебели? и т.д.)

№ 17 «СДЕЛАЕМ ПО КРУГУ ДРУГ ДРУГУ ПОДАРОК»

Цель: развитие у детей чувствования друг друга, понимания настроения

другого, развитие эмпатии.

Ведущий дает задание каждому сделать своему соседу справа подарок, но не какой-то конкретный подарок, а выдуманный: «Что вы хотели бы подарить именно этому человеку? Подарите тот подарок, который, по вашему мнению, сейчас ему особенно нужен». Подарок можно описать словами или показать жестами.

Читайте также:  Таблица возрастные особенности развития ребенка от рождения до 7 лет таблица

№ 18 «ИГРУШКА»

Цель: ролевое проигрывание ситуаций, отработка навыков эффективного взаимодействия, эмпатии, умения сотрудничать.

Упражнение выполняется в парах. Один ребенок из пары – обладатель

красивой и очень любимой им игрушки, с которой он очень любит

играть. Другой ребенок очень хочет поиграть с этой игрушкой. Его

задача уговорить хозяина игрушки дать поиграть с ней.

Важно: при выполнении этого упражнения ребенку – хозяину игрушки

в руки дается любая игрушка, которую он должен представить как

свою самую любимую.

Как только хозяин игрушки отдает ее просящему ребенку, упражнение

прерывается и у ребенка спрашивают, почему он отдал игрушку.

№ 19 «РОЛЕВОЕ ПРОИГРЫВАНИЕ СИТУАЦИЙ»

Цель: задание направлено на конкретную проработку и применение “волшебных” средств общения, развитие эмпатии, использование уже знакомых средств понимания.

Детям задаются игровые ситуации, которые они инсценируют. Упражнение выполняется коллективно (из группы выбираются участники, разыгрывающие ситуацию, и наблюдатели). Задача актеров – максимально естественно проиграть заданную ситуацию, наблюдатели же анализируют увиденное. После коллективного обсуждения можно проиграть ситуацию еще раз с теми же самыми актерами (если ранее они сделали это неудачно) или с новыми ( для закрепления на практике волшебных средств понимания).

Примеры проигрываемых ситуаций:

– Ты вышел во двор и увидел, что там дерутся два незнакомых мальчика.

– Тебе очень хочется поиграть с такой же игрушкой, как у одного из ребят вашего класса. Попроси ее.

– Ты очень обидел своего друга. Извинись и попробуй помириться.

№ 20 «НАСТРОЕНИЕ»

Цель: умение описывать свое настроение, развитие понимания настроения других, развитие эмпатии, ассоциативного мышления.

Создается цветопись настроения группы. Например, на общем листе ватмана с помощью красок каждый ребенок рисует свое настроение в виде полоски, или облачка, или просто в виде пятна. Возможен другой вариант: из корзинки с разноцветными лепестками из цветной бумаги каждый ребенок выбирает для себя лепесток, цвет которого наиболее подходит к цвету его настроения. Затем все лепестки собираются в общую ромашку. Можно предложить детям сочинить спонтанный танец настроения.

№ 21 «ШКОЛА УЛЫБОК»

Цель: развитие эмпатии, навыков культурного общения.

Вводная беседа:

– Когда люди улыбаются?

– Какие бывают улыбки?

– Попробуйте их показать.

Дети пробуют улыбнуться сдержанно, хитро, искренне…

– Нарисуйте улыбающегося человека.

– Улыбающийся человек, какой он?

№ 22 «ОБЩЕЕ HACTPOЕНИЕ»

Цель: развитие понимания, чувствования настроения собеседника.

1 этап: Объявляется конкурс на лучшее изображение радости, страха, гнева, горя (в дальнейшем набор эмоций можно расширить). Настроение изображается с помощью мимики и жестов. Затем, когда выражение эмоции найдено, ведущий просит придумать и издать звук, ассоциирующийся у каждого ребенка с этим состоянием Если задание выполняется с трудом, то можно связать его с ситуацией из конкретного жизненного опыта детей: “Вспомни себя, когда ты радовался, когда у тебя произошло какое-то неприятное событие и т.д.”

Если дети начинают копировать движения друг у друга, то задание можно проделать с закрытыми глазами и открывать их только тогда, когда выражение нужного состояния будет найдено.

2 этап: Работа в парах. Отбираются несколько базовых эмоций, например, испуг, удивление, радость, горе. Дети стоят спиной друг к другу, на счет раз-два-три показывают одно и то же состояние не сговариваясь. Важно как можно лучше научиться чувствовать друг друга. Удачно, когда выбор состояния в паре совпадают 2-3 раза подряд.

3 этап: Разрабатывается единый; всеобщий знак для изображения основных эмоций, например, страха, горя, радости…

На этом этапе важна работа по обсуждению видимых признаков, выражающих определенное состояние.

№ 23 «Я ХОРОШИЙ – Я ПЛОХОЙ»

Цель: развитие рефлексии и самоанализа.

Детям предлагается нарисовать рисунок, автопортрет, на котором должны быть нарисованы как их хорошие, так и плохие качества. Если дети затрудняются, то можно поговорить с ними о том, какие качества они считают плохими, а какие хорошими и почему. Как можно нарисовать плохое качество, а как хорошее? Какого они могут быть цвета и какой формы?

№ 24 «Ветер дует на…»

Со словами «Ветер дует на…» ведущий начинает игру. Чтобы участники игры побольше узнали друг о друге, вопросы могут быть следующими: «Ветер дует на того, у кого светлые волосы» – все светловолосые собираются в одну кучку. «Ветер дует на того, у кого… есть сестра», «кто любит животных», «кто много плачет», «у кого нет

друзей» и т. д.

Ведущего необходимо менять, давая возможность

поспрашивать участников каждому.

№ 25 «Найди друга»

Упражнение выполняется среди детей или же между родителями и детьми. Одной половине завязывают глаза, дают возможность походить по помещению и предлагают найти и узнать друга (или своего родителя). Узнать можно с помощью рук, ощупывая волосы, одежду, руки. Затем, когда друг найден, игроки меняются ролями.

№ 26 «Рукавички»

Для игры нужны вырезанные из бумаги рукавички, количество пар равно количеству пар участников игры. Ведущий раскидывает рукавички с одинаковым орнаментом, но не раскрашенным, по помещению. Дети разбредаются по залу. Отыскивают свою «пару», отходят в уголок и с помощью трех карандашей разного цвета стараются, как можно быстрее, раскрасить совершенно одинаково рукавички. замечание: Ведущий наблюдает, как организуют совместную работу пары, как делят карандаши, как при этом договариваются. Победителей поздравляют.

№ 27«Сочиним историю»

Ведущий начинает историю: «Жили-были…», следующий участник продолжает, и так далее по кругу. Когда очередь опять доходит до ведущего, он направляет сюжет истории, оттачивает его, делает более осмысленным, и упражнение продолжается.

№ 28 «Дракон»

Играющие становятся в линию, держась за плечи. Первый участник – * голова», последний – «хвост» дракона. «Голова» должна дотянуться до хвоста и дотронуться до него. «Тело» дракона неразрывно. Как только «голова» схватила «хвост», она становится «хвостом». Игра продолжается до тех пор, пока каждый участник не побывает в двух ролях.

№ 29 «Рычи лев, рычи; стучи, поезд, стучи»

Ведущий говорит: «Все мы – львы; большая львиная семья. Давайте устроим соревнование, кто громче рычит. Как только я скажу: «Рычи, лев, рычи!», пусть раздается самое громкое рычание.»

«А кто может рычать еще громче? Хорошо рычите, львы». Нужно попросить детей рычать, как можно громче, изображая при этом львиную стойку.

Затем все встают друг за другом,, положив руки на плечи впереди стоящего. Это – паровоз. Он пыхтит, свистит, колеса работают четко, в такт, каждый слушает и подстраивается под соседей. Паровоз едет по помещению в разных направлениях, то быстро, то медленно, то поворачивая, то изгибаясь, издавая громкие звуки и свист. Машинист на станциях меняется. В конце игры может произойти «крушение», и все валятся на пол.

№ 30 «Есть или нет?»

Играющие встают в круг и берутся за руки, ведущий – в центре. Он объясняет задание: они согласны с утверждением, то поднимают вверх и кричат «Да», если не согласны, опус руки и кричат «Нет!*

Есть ли поле светлячки? Есть ли в море рыбки? Есть ли крылья у теленка?

Есть ли клюв у поросенка? Есть ли гребень у горы? Есть ли хвост у петуха?

Есть ли ключ у скрипки? Есть ли рифма у стиха? Есть ли в нем ошибки?

№ 31 «Тень»

Один играющий ходит по помещению и делает разные движения, неожиданные повороты, приседания, нагибается в стороны, кивает головой, машет руками и т. д. Все остальные встают в линию за ним на небольшом расстоянии. Они – его тень и должны быстро и четко повторять его движения. Затем ведущий меняется.

№ 32 «На что похоже настроение?»

Участники игры по очереди говорят, на какое время года, природное явление, погоду похоже их сегодняшнее настроение. Начать сравнения лучше взрослому: «Мое настроение похоже на белое пушистое облачко в спокойном голубом небе, а твое?» Упражнение проводится по кругу. Взрослый обобщает – какое же сегодня у всей группы настроение: грустное, веселое, смешное, злое и т. д. Интерпретируя ответы детей, учтите, что плохая п?