Дидактическая кукла в развитии речи ребенка

А.И. Крамная – воспитатель

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Центр образования с. Старые Туймазы» муниципального района

Туймазинский район Республики Башкортостан

ЗНАЧЕНИЕ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ С КУКЛОЙ В РАЗВИТИИ РЕЧИ У ДЕТЕЙ 2-3 ЛЕТ

Речь является основным средством общения людей. Речь по значению носит полифункциональный характер. Речь объединяет людей в деятельности, способствует пониманию и формированию убеждений, взглядов, познанию мира, оказывает существенное влияние на развитие личности в целом. Речь также является средством мышления, носителем информации, памяти, сознания и пр. Дошкольный возраст является периодом появления и становления речи. Интенсивное развитие активной речи происходит в раннем возрасте. Ранний возраст – важный период в развитии психических процессов, особенно речи. Поэтому именно в раннем возрасте вопросам речевого развития детей необходимо уделять особое внимание. В современных условиях организация развития речи детей в дошкольной образовательной организации предусматривает поиск эффективных педагогических средств речевого развития, адекватных возрастным возможностям ребенка и обеспечивающих гарантированный результат. Таким средством в работе с детьми раннего возраста выступает дидактическая игра с куклой. Игры с куклами привлекают детей 2-3 лет, потому что ведущая деятельность в этом возрасте – предметная игра.

В раннем возрасте воспитание речи ребенка происходит при повседневном общении со сверстниками, взрослыми. Процесс воспитания будет более успешным, когда вместе с повседневным общением проводить специальные занятия и поучающие игры с куклой, в процессе которых детьми усваиваются доступные им умения и сведения. В игровых упражнения, игре развивающее взаимодействие ребенка и взрослого является особенно эффективным [4, с. 73].

Речь и восприятие ребенка формируется во время действий с дидактической игрушкой.

Для ребенка раннего дошкольного возраста нужна, в первую очередь, кукла. Она в жизни ребенка занимает главенствующее положение, так как кукла представляет собой уменьшенную копию человека. Ребенок себе выбирает маленького подобного друга, который сопровождает его в течение всего детства. С игрушками ребенок взрослеет, переживает, разговаривает, фантазирует, дружит и растет. Дети используют куклу в большинстве своих игр. Как представитель игры кукла помогает ребенку ярче и полнее отобразить впечатления окружающего мира. Занятие с куклой является ценным тем, что в нем слово связано с действием. Новые слова повторяться могут в различных сочетаниях несколько раз, изменяться по-разному. Занятие с куклой закрепляет в речи ребенка раннего возраста название мебели, посуды, одежды, предметов, частей тела, глаголы, которые обозначают действия в процессе потребления пищи, одевания, умывания и др. [2, с. 68].

Дидактическая игра имеет важное значение для умственного развития ребенка 2-3 лет. При проведении дидактической игры у детей формируется способность сосредоточиться на определенном предмете или явлении, о котором говорит взрослый. Опираясь на склонность и способность детей раннего возраста к подражанию, педагог их побуждает к воспроизведению показанного действия, сказанных слов.

Дидактическая игра является эффективным методом, применяемым для активизации словаря ребенка раннего возраста. У каждой дидактической игры имеется собственное программное содержание. К примеру, закрепление знаний о счете, времени, цвете и т.д. В программное содержание входят также определенные слова, которые ребенок должен освоить [1, с. 26].

Дидактические игры являются обучающими. Их создают взрослые для обучения и воспитания детей. Задачи, поставленные в дидактической игре, реализуются при помощи игровых действий, правил, что особенно привлекает детей раннего возраста. Данные игры развивают познавательную деятельность, интеллектуальные операции, которые являются основой в обучении. Так как в раннем возрасте дети интересуются предметной деятельностью, применение в процессе обучения дидактической игры с куклой вызывает у них особый интерес. Так, к примеру, дидактические игры «Кукла Маша обедает» помогают детям закреплять знания о посуде, активизирует речь; «Новая кукла» – обучает дошкольников называть правильно предметы мебели в группе, закрепляются знания о назначении мебели, активизируется речь. При накоплении существительных в словаре ребенка появляются понятия-обобщения (мебель, посуда, одежда). При манипуляции куклой во время игры ребенок обозначает действия: кукла плачет, спит, пьет, сидит, стоит, ест и пр., то есть ребенок начинает активно использовать в речи глаголы. Также, при описании куклы: красивая, большая и пр. словарь детей обогащается именами прилагательными.

В работе с ребенком 2-3 лет эффективным считается сочетание слова с наглядностью. Кукла вызывает желание у ребенка принимать активное участие в игре. Яркие куклы способствуют возникновению желания у детей рассмотреть их.

При познании окружающего мира детьми усваиваются словесные обозначения явлений и предметов, их отношений, связей и свойств. Для активизации, обогащения и расширения словаря детей раннего дошкольного возраста используются дидактические упражнения. Данные упражнения являются разнообразными, предполагают употребление в речи слов, которые относятся к различным частям речи.

Обогащают словарь ребенка дидактические игры с куклами: «Отгадай, кто пришел к нам в гости», «Что кукла делает?» и пр.

Ребенок овладевает успешно речью на специальных занятиях с использованием дидактической игры с куклой. Дидактическая игра способствует закреплению знаний, которые получены на занятии, активизации словаря дошкольников. Игра – естественное состояние, потребность организма ребенка, средство совместной деятельности и общения детей. Игрой создается положительный фон, при котором психические процессы протекают активнее. Дидактическая игра позволяет выявить личностные качества, индивидуальные особенности, определить уровень представлений и знаний ребенка, что имеет важное значение для продолжения эффективной работы с ним [3, с. 128].

Дидактическая игра с куклой – это занятие в игровой форме с детьми, в котором их речевая активность (ответ на вопрос) занимает главное место. Суть игры заключается в том, что воспитатель разыгрывает инсценировку, в которой принимает участие кукла, к примеру, угощение куклы, встреча куклы, сбор куклы на прогулку и т.д. Далее педагог проводит с детьми разговор от имени куклы, при этом вставляет замечания и вопросы от своего имени. Дети отвечают по одному либо хором. Данная форма ведения разговора соответствует интересам детей раннего возраста и является эффективным средством активизации речи. Дети следят с интересом за действиями педагога, слушают внимательно, отвечают на вопросы и задают вопросы сами.

Дидактическая игра с куклой, проводимая с детьми 2-3 лет – эффективное средство развития речи дошкольников, так как в такой игре ими приобретаются необходимые речевые навыки, которые связаны с бытовой повседневной деятельностью. Эффективность занятий с применение дидактических игр с куклой обуславливается использованием различным приемов воспитания и обучения: показы, повторы, занимательность, усложнения, указание, образец воспитателя, сюрприз, сенсорное обследование.

Выполнение ребенком игрового действия по указанию педагога приводит к пониманию вопроса, формированию умения отвечать на него отдельными фразами, словами, простым предложением, что повышает уровень развития речи ребенка.

Речь педагога должна быть литературной, грамотной. Речевая структура у педагога, при работе с детьми 2-3 лет, соответствовать должна данному возрасту: предложения быть должны простыми и короткими. Важными являются ясность и точность речи. Точность речи оказывает влияние на точность восприятия, понимания, мышления. Педагогу следует регулировать собственный темп речи, силу голоса: говорить надо настолько тихо либо громко, настолько требуют этого содержание речи и условия момента. Речь педагога должна быть выразительна и эмоционально. В ней должны отражаться необходимые внимание и интерес [5, с. 75].

Во время проведения дидактической игры с куклой педагог должен помнить, что игра должна создать у дошкольников хорошее настроение, вызывать радость: дети радуются познанию чего-то нового, своим достижениям, освоению новых слов. Это выступает залогом в успешном развитии ребенка в раннем возрасте и важно в дошкольном воспитании.

Основа работы с детьми раннего дошкольного возраста включает в себя дидактические принципы: посильной самостоятельности и активности. Суть их заключается в сотрудничестве и соучастии ребенка и педагога. Педагог прикладывает все возможные усилия для оказания помощи детям в понимании содержания занятия. Во время занятия с дидактической игрой с куклой происходит расширение пассивного словаря дошкольников и формирование активного. В связи с этим на занятии необходимо создавать все условия для возникновения у детей потребности в речевом взаимодействии с педагогом. Педагог предлагает ребенку включиться в игровой взаимодействие, к примеру: уложить куколку спать, убаюкать. При этом педагог побуждает постепенно детей к проявлению самостоятельность, выражению словами собственное отношение к происходящим действиям, к примеру: ответить, как ребенок уложит спать куколку, что для этого сделает [6, с. 39].

Ведущая роль в развитии речи принадлежит игре. Дидактическая игра развивает речь детей. В игре развивается и формируется способность аргументировать свои утверждения, выводы. Дидактическая игра с куклой широко используется и как средство нравственного воспитания. Многие дидактические игры ставят перед детьми задачи: находить характерные признаки в предметах и явлениях окружающего мира; сравнивать, группировать, классифицировать предметы по определенным признакам, делать правильные выводы, обобщения.

На наш взгляд, дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей. Дидактические игры развивают речь детей: пополняется и активизируется словарь, формируется правильное звукопроизношение, развивается связная речь, умение правильно выражать свои мысли.

Дидактическая игра с куклой – одна из форм обучаемого воздействия педагогов на ребенка. В то же время игра – основной вид деятельности детей. Игра помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у детей глубокое удовлетворение, стимулирует работоспособность, облегчает процесс усвоения знаний. Дидактические игры с куклами направлены на развитие тактильных ощущений, умение манипулировать с игрушками, развитие творческого мышления и воображения.

Таким образом, дидактическая игра с куклой является обучающей игрой, оказывающей влияние на обогащение и уточнение словаря, развитие активной речи, формирование правильного звукопроизношения, развитие связной речи, умения правильно выражать собственные мысли у детей раннего дошкольного возраста. В игре происходит развитие познавательных психических процессов: воображение, память, мышление, речь, восприятие. Дидактические задачи во многих играх включают в себя обучение детей составлению самостоятельных рассказов, что позволяет развивать монологическую речь. В таких играх закрепляется словарь детей, развиваются навыки общения. В работе с ребенком раннего дошкольного возраста дидактическая игра с куклой – наиболее подходящая форма обогащения у него чувственного опыта.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Аникеева, Н.П. Воспитание игрой / Н.П. Аникеева. – Новосибирск: Логос, 2017. – 212 с.
  2. Арсентьева, В.П. Игра – ведущий вид деятельности в дошкольном детстве / В.П. Арсеньева. – М.: Форум, 2017. – 144 с.
  3. Богуславская, З.М. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста / З.М. Богуславская, Е.О. Смирнова – М.: Просвещение, 2017. – 400 с.
  4. Давидчук, А.Н. Дидактическая игра – средство развития дошкольников. Методическое пособие / А.Н. Давидчук. – М.: Сфера, 2018. – 176 c.
  5. Деркунская, В.А. Игровые приемы и коммуникационные игры для детей раннего дошкольного возраста / В.А. Деркунская, А.Г. Рындина. – М.: Центр педагогического образования, 2017. – 112 c.
  6. Карпова, С.Н. Игра и развитие дошкольников / С.Н. Карпова, Л.Г. Лысюк. – М.: МГУ, 2016. – 142 с.

Источник

Доклад на тему:

«Кукла в речевом развитии ребенка»

Немецкий философ и историк Освальд Шпенглер говорил: «Ребенок начинает говорить еще задолго до того, как произнесет первое слово», а японская мудрость гласит: «Мысль человека находится на кончиках пальцев».

В связи с этим, хочется отметить, что, игрушка во все времена занимала важное место в народной культуре. Куклы существуют почти столько же, сколько существует человек. По крайней мере, появились они давным-давно. Так, самая старая кукла была создана еще 35 тысяч лет тому назад на территории современной Чехии. Известно также, что особым почтением куклы пользовались в Древнем Египте и Древней Греции.

Изготовление кукол имеет давнюю традицию. Их изготавливали в качестве идолов, оберегов, часто придавая им особенный, даже мистический смысл.

Л.Г.Гребенщикова выделяет отдельные исторические этапы в использовании кукол:

  • в магических целях;
  • для трудового обучения;
  • позже для театральных постановок;
  • для игры.

Этапы современного использования кукол:

  • познание мира ребенком;
  • средство коррекции.

В последние годы игровые методы более активно используются в педагогике и психотерапии, поскольку игра – мощный инструмент воздействия на детскую психику. В игровой, неформальной обстановке дети лучше усваивают не только знания, но и умения. Кроме того, незаметно для себя начинают корректировать свое поведение и преодолевать трудности.

Метод воздействия на ребенка с помощью куклы, в целях компенсирующего обучения, хотелось бы четко отделить от куклотерапии. В связи с этим позволю себе некоторое отступление.

Существует много мнений о сути куклотерапии. Суммируя их, можно определить ее как «раздел частной терапии, использующий, в качестве основного приема психокоррекционного воздействия, куклу, как промежуточный объект взаимодействия ребенка и взрослого». Из этого следует, что, куклотерапия прерогатива исключительно психотерапевтов, людей, имеющих медицинское образование. И, что не мене важно, куклотерапия содержит 3 важных этапа:

  • изготовление куклы (причем кукла должна быть изготовлена вручную самим ребенком от начала до конца);
  • обучение вождению куклы (кукольная аэробика, при которой ребенок должен научиться «водить» куклу, передавая через нее свои эмоции (т.е. отождествлять себя с ней), а не быть при этом актером);
  • разыгрывание спектаклей.

Эти этапы достаточно сложны для исполнения детьми до 8 лет, поэтому хотелось бы оградить педагогов, работающими с дошкольниками от ошибок. Работая с куклой педагогу целесообразнее заменить термин «куклотератия» на «игровой коррекционный метод работы» с детьми в каком-либо направлении.

В настоящее время наблюдается рост числа детей, чье развитие отстает, в той или иной степени, от возрастной нормы. Для таких детей характерны:

  • сниженный объем памяти;
  • отставание словесно-логического мышления, в то время как наглядно-образное нарушено гораздо меньше;
  • значительное отставание от нормы речевого развития.

Как следствие: интеллектуальные функции формируются с опозданием. Такие дети имеют в анамнезе гипоксию, вегето-сосудистую дистонию, синдром гиперактивности, расторможенность и др. Развитие таких детей, чаще всего, идет в индивидуальном направлении, и, не все дети имеют возможность делать «как надо», делать «как все». Отметим также, что проблема коррекции эмоционально-личностного развития особенно актуальна в отношении детей имеющих отклонения в психоречевом развитии, а также детей с синдромом гиперактивности и дефицита внимания.

Обучение дошкольника происходит в игре. Сделать игру наиболее интересной помогает кукла. Метод работы с куклой – средство достижения основной цели: развить речь дошкольника, творческое воображение, мышление, научиться регулировать свое поведение. С помощью метода работы с куклой для коррекции речи, можно решить следующие проблемы:

  • Диагностика. Играя с куклой ребенок более раскрепощен, это дает более четкие представления о характере речевых нарушений. При этом, сам ребенок ответственности за сказанное не несет – эту роль за него выполняет кукла. Игра ребенка при этом является его языком, а игрушка – словами (на этом этапе предлагается использовать красивую куклу, пальчиковые куклы);
  • Достижение эмоциональной устойчивости и саморегуляции (используются любые театральные куклы);
  • Социализация. Приобретение важных социальных навыков, опыта социального взаимодействия (используются любые виды кукол);
  • Развитие коммуникативных навыков (целесообразны марионетки, пальчиковые, мимирующие, петрушечные куклы);
  • Развитие самосознания (любые виды кукол);
  • Развитие грубой и мелкой моторики (использование кукол – марионеток);
  • Разрешение внутренних конфликтов (ростовые куклы до 1,5м высотой).

Одним из значимых педагогических условий для развития речи детей младшего дошкольного возраста является использование метода работы с куклой. Это расширяет кругозор ребенка, улучшают звукопроизношение, помогает заговорить. Игра для ребенка является тем же, чем речь – для взрослого. Это средство для выражения чувства, исследования отношений и самореализации. Дети могут использовать игрушки для того, чтобы сказать, сделать то, что им самим неловко сделать, и выразить чувства, которые могут вызвать неодобрение окружающих. Возможности метода работы с куклой позволяют решить разные важные коррекционные задачи. В качестве основного приема коррекционного воздействия используется кукла, как промежуточный объект взаимодействия ребенка и взрослого. Одевая на руку куклу, ребенок «передает» ей с радостью свои лучшие чувства, забывая о проблемах и страхах, открывая в себе скрытые резервы.

Кукла учит, воспитывает, развивает, дарит положительные эмоции ребенку. Работая с куклой, говоря за нее, ребенок по-иному относится к своей собственной речи.

Главная задача куклы – обеспечить диалог, в котором ребенок будет общаться со взрослым посредством куклы. С куклой ребенок быстрее и легче овладевает навыками общения, с игрушкой легче разговаривать, нарабатывают моторику кисти, «рукой учат голову».

Эти средства позволяют в непринужденной обстановке проводить занятия, развивая все стороны речевого и психического развития ребенка. Профессиональный воспитатель, логопед или психолог может превратить игрушку в уникальное средство своей практической и исследовательской деятельности. С этой целью используются куклы – говорушки. С помощью кукол – говорушек педагог вместе с детьми разыгрывает сказку в ролях, что позволяет решить разные важные коррекционные задачи. Помогают ребёнку формировать речь, пополнять словарный запас, развивать артикуляционный аппарат. Для проведения артикуляционной гимнастики, движения органов речи и развития звукопроизношения широко используется артикуляционная кукла. У детей появляется мотивация вновь присутствовать на занятиях, участвовать в интересных заданиях с использованием любимых кукол.

Главным принципом достижения эффективности при использовании метода работы с куклой является индивидуальный подход к каждому ребенку с учетом его возрастных, речевых и психофизических возможностей.

Целенаправленное, систематическое использование метода работы с куклой на фронтальных занятиях, в свободной деятельности детей, на индивидуальных занятиях позволяет значительно расширить круг знаний об окружающем мире, активизировать развитие речи и в целом повысить эффективность коррекционно-педагогической работы, укрепляют связь ребёнок – педагог.

Проработав в разных коррекционных учреждениях компенсирующего вида (детский сад для детей с нарушением зрения, дом ребенка для детей с поражением ЦНС и нарушением психики, логопедический детский сад) хочу поделиться некоторыми приемами использования кукол в работе с детьми.

  • Куклы – пеленашки использовались мною для детей, дома ребенка, родители которых были лишены родительских прав. Дети, уже познавшие семейные отношения, очень скучают, с трудом адаптируются в среде детей с рождения попавших в дом ребенка. Таким детям изготавливали личных кукол, чтобы помочь освоиться в незнакомой обстановке. Хотя таких кукол всегда готовили много, т.к. особенность этих детей такова, что если у кого-то есть особенная игрушка, то обязательно такую захотят все.

Куклу – пеленашку делали и в группах для детей 1 года жизни, пеленая пластиковую бутылку с водой комфортной температуры, подкладывая в кроватку во время сна. Ребенок, отлученный от матери, ощущая тепло, легче адаптируется к новым условиям, меньше болеет.

  • Куклы – мотанки – это одна из самых древних известных кукол. Все ее компоненты готовятся заранее, поскольку во время изготовления ее нельзя колоть или резать. Считалось, что кукла может обидеться. Эта кукла была призвана защищать ребенка от всего дурного, т.е. это кукла – оберег. Ее передавали по-наследству. Для молодой женщины, вышедшей замуж, изготавливали куклу – мотанку зернушку. Она символизировала достаток, плодородие, рождение детей. Кроме того делали кукол – травниц, которые могут использоваться как лечебное средство. По сути – это аналог современных сашэ.
  • Работая с детьми, всегда использую кукол пальчиковых театров, разновидностей которых великое множество.
  • Очень интересен, на мой взгляд, театр кукол на чашках. Для них я использую одноразовые стаканчики или чашки для кофе, у которых есть ручка для «вождения» куклы, что требует большей мобильности мелкой моторики рук. Эти куклы могут быть изготовлены самими детьми. Можно нарисовать только голову, или всего персонажа и приклеить к чашке в технике декупажа. Аналогично используется кукла на ложке. Это может быть ложка деревянная или пластиковая. Эти куклы хороши тем, что не требуют много места для хранения.
  • Эффективно использовать их в работе с детьми с ДЦП. Поскольку им трудно удерживать предметы в руке пальцами, их можно просто надеть на руку.
  • Перчаточный театр хорош тем, что при своей условности, дает детям возможность выбора черт характера, поведения, мимики, жестов и других средств для выбранного персонажа.
  • Движущиеся игрушки по типу Петрушки, зайца или мишки «дергунчика» можно использовать как сюрпризную куклу для стимуляции речевой активности. Я очень любила их использовать во время работы с детьми первого года жизни в доме ребенка. Истинное удивление неизменно рождало голосовые реакции. Для детей постарше, для обучения рассказыванию хорошо использовать движущиеся богородские игрушки, или их картонные аналоги.
  • Куклы марионетки требуют от детей большого мастерства в обучении куклы движениям.
  • Для социализации детей хорошо использовать куклу с квартирой. Ребенок рисует куклу сам, или использует готовую, подходящего размера. В альбоме или тетради склеиваются два листа, после того, как на нижнем будут нарисованы атрибуты, например: вазы, различная посуда и т.д., а в верхнем прорежутся прорези для шкафчиков, дверей и другие движущиеся предметы интерьера. Такая игра показана детям, воспитывающимся в сиротских учреждениях. Надеюсь, что мой опыт работы с куклой поможет в работе и Вам.

Желаю успехов!

Источник