Диагностику развития вашего ребенка

Диагностику развития вашего ребенка thumbnail

Раиса Маркс
Диагностика развития дошкольника

Диагностика развития дошкольника.

В последнее время в системе дошкольного образования все большее распространение получает практика проведения психолого-педагогической диагностики, в том числе тестирования, детей дошкольного возраста.

Диагностика – деятельность, направленная на постановку диагноза (диагноз – распознание, греч.).

Виды диагностики:

психологическая – психическое состояние ребёнка (изучение индивидуальных особенностей ребёнка, познавательных процессов и эмоциональной сферы;

педагогическая – освоение ребёнком образовательной программы;

Реализация в образовании личностно – ориентированного подхода предполагает построение педагогического процесса на диагностической основе. Диагностика развития детей дошкольного возраста призвана помогать педагогам и родителям ребенка правильно строить с ним педагогическое общение.

Принципы организации диагностической работы:

1. Диагностическая работа должна проводиться на законных основаниях,с соблюдением нормативно-правовых документов: Конвенции о правах ребёнка; «Базовый компонент педагога-психолога» Ростовской области; Закона Российской Федерации «Об образовании»; приказов и инструктивных писем Министерства образования РФ; Устава образовательного учреждения; Договора с родителями; решений педагогического совета ОУ; приказов руководителя ОУ.

2. Принцип научности – предполагает, что диагностическая работа в ОУ должна опираться на научные исследования.

3. Принцип этичности – предполагает, что диагностическая работа должна проводиться с соблюдение этических норм и правил.

4. Принцип оптимальности – предполагает, что минимальными усилиями должно быть получено достаточное количество диагностической информации.

Формы проведения диагностики могут быть групповые и индивидуальные, письменные.

Виды диагностики

В работе педагогом-психологом ОУ используются следующие виды диагностики:

1. Скрининговая диагностика Диагностика проводится с группой детей и направлена на выделение детей, имеющих какие- либо особенности развития и нуждающихся в дополнительной развивающей или коррекционной работе.

2. Углубленная психологическая диагностика проводится после скрининговой диагностики, проводится индивидуально или в малых группах.

3. Итоговая диагностика. Цель данного вида диагностики – оценить состояние ребенка по окончании курса коррекционной работы.

Наиболее приемлемыми методами диагностики являются: наблюдение, беседа, анкетирование, диагностика с помощью тестов.

Анкетирование и наблюдение, являются наиболее распространенными исследовательскими методами. Анкетирование обычно проводится с использованием данных наблюдения, которые (наряду с данными, полученными при помощи других исследовательских методов) используются при составлении анкет.

Беседа – один из методов исследования поведения. Беседу также можно проводить с группой, когда воспитатель задает вопросы всей группе и следит, чтобы в ответах присутствовало мнение всех членов группы, а не только самых активных.

Тест – стандартизированное задание, результат выполнения которого позволяет измерить психологические характеристики испытуемого. Таким образом, целью тестового исследования является испытание, диагностика определенных психологических особенностей человека, а его результатом – количественный показатель, соотносимый с ранее установленными соответствующими нормами и стандартами.

Педагогическое обследование проводиться два раза в год: в начале учебного года и второе – в мае, конце учебного года; возможно третье в середине учебного года для воспитанников группы риска (ПМПк). Педагогическое обследование проводится по всем разделам программы для детей ПМПк, кроме специальных (музыкальное и физическое, которое проводится только в начале и конце года.

Психологическое обследование проводится по разработанным и утверждённым МО педагогов-психологов диагностическим программам развития познавательного уровня детей с учётом возрастных норм психического развития.

Диагностика развитияпознавательного уровня каждого возраста предполагает два среза в течение года: – начало года (сентябрь, октябрь) с целью обеспечения индивидуального подхода гармонизации познавательной сферы ребёнка, выработки рекомендаций педагогам и родителям; – конец года (апрель, май) – отслеживание динамики развития, оценка уровня развития познавательной сферы у дошкольников.

Диагностика эмоционально-волевой и личностной сферы проводится со средней группы в начале года с целью оценки эмоционального состояния ребёнка, наличия тревожности, агрессивности и страхов. Диагностика проводится индивидуально с детьми и с помощью анкетирования педагогов по оценке агрессивности, тревожности, гиперактивности. Используются проективные методики для выявления эмоциональных особенностей дошкольников: тест «Рисунок семьи» Г. Т. Хоментаускаса, графическая методика «Кактус», М. Панфиловой.

После проведённой диагностики даются рекомендации педагогам и родителям, дети группы «РИСКА» выводятся на ПМПк.

Источник

диагностика детей дошкольного возраста

Практически все родители задаются вопросами:

  • “правильно ли развивается мой ребенок и соответствует ли возрастным нормам”
  • какие особенности у ребенка: к чему он больше предрасположен, какой у него характер, нет ли скрытых внутренних проблем
  • насколько готов мой ребенок к школе.

И, действительно, чтобы правильно развивать своего ребенка, необходимо знать его особенности. А узнать их можно, при помощи специальной диагностики, которая проводится по разному для детей дошкольного и школьного возрастов.

Какие особенности детей, которые позволяет выявить диагностика, совершенно необходимо знать?

Это особенности развития структур головного мозга ребенка. Как развиты структуры, отвечающие за:

  • крупную и мелкую моторику (письмо, спорт)
  • структуры, отвечающие за речь
  • высшие психические (когнитивные функции): память, логика, внимание
  • межполушарные связи (общий КПД мозга и интеллект)
  • степень развития лобных долей (контроль, дисциплина, целеполагание)
  • фонематический слух и многое другое.

Узнать эти особенности можно при помощи диагностики, которую проводят специалисты нейропсихологи.

В нашем центре разработана специальная экспресс-диагностика. Мы часто проводим ее бесплатно. Она проводится очно и занимает примерно 30 минут.

Узнайте лучше своего ребенка!

Чтобы выбрать более удобное время, запишитесь на бесплатную диагностику прямо сейчас

Читайте также:  Книги для развития речь для ребенка с онр

Диагностика состоит из двух частей:

  1. Проб или тестов, которые выполняют дети.
  2. Сбора анамнеза – опрос родителя и анализ факторов, которые могли отрицательно повлиять на развитие ребенка.

Но предварительно проверить, нет ли факторов, отрицательно повлиявших на развитие вашего ребенка, а также соответствие ребенка возрастным нормам, Вы можете самостоятельно при помощи данной диагностической процедуры – профессионального теста-опросника.

Если Вы выявите такие факторы, то следующий шаг логичен и правилен – нужно определить, какие структуры головного мозга ребенка из-за этих факторов не получили должного развития.

Эти структуры и тормозят дальнейшее развитие и не дают раскрыться природному потенциалу детей, заложенному в них от природы.

Но есть и хорошая новость – отставшие в развитии структуры головного мозга можно подтянуть в развитии. Это как в фитнесе “подкачать” отставшие в развитии мышцы.

Для этого есть специальные упражнения, которые заставляют усиленно работать определенные области мозга. В них формируются устойчивые нейронные связи.

Как следствие мозг становится более гармоничным, его КПД возрастает, многие жизненные задачи решаются детьми намного продуктивней. Дошколенок быстрее развивается и готовится к школе. У школьников растет успеваемость.

На практике это проявляется так:

  • уменьшается утомляемость нервной системы, рассеянность, невнимательность, забывчивость;
  • повышается общая работоспособность детей,
  • функции саморегуляции и самоконтроля, самодисциплина и успеваемость;
  • улучшается внимание, память, мышление, пространственные представления, темп деятельности;
  • развивается речь, воображение, творческие способности;
  • улучшается координация и моторика;
  • растет общий интеллект.

И самое главное – мозг детей довольно пластичен до 11-13 лет. и поддается развитию. Сделать его более гармоничным, подтянув в развитии отставшие структуры – это фундамент на всю жизнь.

А вот после наступления этого возраста развитие большинства структур мозга практически останавливается. Так что не теряйте времени, будьте осознанным родителем и дайте своему ребенку максимум, чтобы он стал успешным человеком.

С чего же начать. Пройдите бесплатный профессиональный тест-опросник. Он позволяет провести диагностику детей дошкольного и школьного возрастов, понять, правильно ли развивается ваш ребенок, и соответствует ли он возрастным нормам.

Источник

Диагностика развития детей 4 – 5 лет поможет Вам самостоятельно оценить уровень психического развития Вашего ребенка и узнать, над чем стоит еще поработать. Диагностика предполагает девять небольших тестов, которые займут у Вас совсем немного времени. Если результаты диагностики Вас обрадуют, то продолжайте заниматься с ребенком так, как оно у Вас есть, у Вашего ребенка есть все необходимое для полноценного развития. Если диагностика показывает низкий уровень развития Вашего ребенка, то Вам стоит провести более углубленную диагностику для определения причин низкого уровня развития того или иного психического процесса. В этом случае лучше обратиться к психологу, который профессионально проведет углубленную диагностику и даст соответствующие рекомендации.

Цель: оценка степени сформированности восприятия формы и пространственных отношений.

Процедура проведения. Возьмите ящик с фигурными прорезями и соответствующими фигурками, который, наверняка найдется у Вас среди игрушек ребенка. Поставьте этот ящик перед ребенком. Дайте ребенку фигуры-вкладыши.

Инструкция: «Посмотри внимательно, у каждой фигурки в этом домике есть свое окошечко, в которое она может войти. Внимательно посмотри на фигурку и отыщи то окошечко, которое для нее предназначено».

Критерии оценки:

  • Ребенок выполняет задание на основе зрительного соотнесения фигур с прорезями — 2 балла.
  • Ребенок не всегда пользуется зрительным соотнесением, часто примеривает, прикладывает фигуру-вкладыш к подходящей прорези — 1 балл.
  • Ребенок не справляется с заданием — 0 баллов.

Цель: выявление общей осведомленности ребенка.

Процедура проведения. Ребенку задают вопросы и предлагают найти ответ, посмотрев на картинки:

  1. Покажи и назови, что растет на грядке?
  2. Покажи и назови, кто лечит детей?
  3. Покажи и назови, что растет на дереве?
  4. Покажи и назови, кто работает в магазине?
  5. Покажи и назови домашнее животное.
  6. Покажи и назови, кто готовит обед?
  7. Покажи и назови дикое животное.
  8. Покажи и назови, кто летает?
  9. Покажи и назови, что растет в лесу?

Критерии оценки

  • Ребенок правильно ответил на все вопросы — 2 балла.
  • Ребенок правильно ответил на 4—5 вопросов — 1 балл.
  • Ребенок плохо понял инструкцию и правильно показал меньше половины требуемых картинок — 0 баллов.

Цель: выявление сформированности понятия величины, состояние моторики, наличие стойкости интереса.

Процедура проведения. Ребенку предлагают матрешку: «Разбери матрешку», «Дай мне самую большую матрешку, самую маленькую», «Поставь их по росту», «Собери матрешку».

Критерии оценки

  • Ребенок понимает инструкцию и собирает матрешку путем зрительного соотнесения — 2 балла.
  • Ребенок понимает инструкцию, но собирает матрешку путем примеривания — 1 балл.
  • Ребенок не справляется с заданием — 0 баллов.

Цель: выявление уровня развития целостного восприятия, способности к зрительному синтезу.

Процедура проведения. Возьмите картинку с крупным изображением знакомого для ребенка предмета, разрежьте ее на 4 части, как показано на рисунке. Предложите ребенку эти четыре части картинки. Части раскладывают так, чтобы их надо было не просто сдвинуть вместе, а придать им нужное пространственное положение. Взрослый говорит: «Перед тобой картинка, разрезанная на части. Как ты думаешь, что нарисовано на этой картинке? Что получится, когда ты сложишь части вместе?» Ребенок должен сказать, что изображено на разрезанной картинке. Если он не может понять, что получится в результате сложения частей, взрослый предлагает: «Сложи части, и посмотрим, что нарисовано на картинке».

Читайте также:  Совенок центр развития ребенка

Критерии оценки

  • Ребенок называет, что нарисовано на картинке, и выполняет задание на основе зрительного соотнесения — 2 балла.
  • Ребенок не называет, что нарисовано на разрезанной картинке, выполняет задание путем проб — 1 балл.
  • Ребенок не справляется с заданием — 0 баллов.

Цель: исследование объема образной памяти.

Процедура проведения. Ребенку предлагают лист с изображениями восьми предметов. Инструкция: «Посмотри внимательно на картинку, рассмотри и назови нарисованные предметы, постарайся их запомнить». Через некоторое время взрослый убирает лист и предлагает ребенку вспомнить, что было изображено на нем.

Критерии оценки

  • Ребенок запомнил не менее 5 картинок — 2 балла.
  • Ребенок запомнил 3—4 картинки — 1 балл.
  • Ребенок запомнил менее 3-х картинок — 0 баллов.

Цель: оценка умения понимать инструкцию, устойчивости, концентрации, объема внимания, а также целенаправленности деятельности и особенностей зрительного восприятия.

Процедура проведения. Перед ребенком находится рисунок. Инструкция: «Посмотри — девочка и мальчик держат за веревочки шарик и змея. Тебе надо определить, кто что держит. Для этого надо вести по веревочке указкой. Отрывать указку от веревочки нельзя». После выполнения этого задания взрослый кладет перед ребенком другой рисунок и предлагает: «Покажи, по какой дорожке побегут к себе домой собачка и белочка».

Критерии оценки

  • Ребенок выполняет задание и может проследить путь к искомому предмету самостоятельно — 2 балла.
  • Ребенок понимает задание, но ошибается из-за неумения сосредоточиться, исправляется с помощью взрослого («Посмотри еще раз, будь внимателен») — 1 балл.
  • Ребенок не выполнил задание — 0 баллов.

Цели: выявление способности устанавливать тождество, сходство и различие предметов на основе зрительного анализа; оценка степени развития наблюдательности, устойчивости внимания, целенаправленности восприятия.

Процедура проведения. Ребенку показывают картинки. «Посмотри, здесь нарисованы разные цветы. Среди них надо найти такой же, как этот (взрослый показывает на цветок, помещенный слева в рамке). …А теперь найди такой же (как в рамке) гриб».

Критерии оценки

  • Ребенок правильно выполняет оба задания — 2 балла.
  • Ребенок выполняет без помощи взрослого одно задание — 1 балл.
  • Ребенок не справляется с заданием — 0 баллов.

Цель: выявление уровня развития наглядно-образного мышления, умения группировать картинки, подбирать обобщающие слова.

Процедура проведения. Ребенку показывают 4 домика (смотрите рисунок). В каждом домике по 4 окна. На чердаке первого домика изображен предмет посуды (тарелка), второго — овощ (морковь), третьего — фрукт (апельсин), четвертого — предмет одежды (пиджак). Затем ребенку поочередно предлагают картинки: «Найди домик, где живет эта картинка». Первая картинка выкладывается взрослым. После того как ребенок разместит все картинки, ему задают вопрос: «Почему эти картинки живут вместе в одном домике?» (в электронном варианте вопрос будет звучать так: «Почему эти картинки находятся в одном ряду?»)

Возможная помощь взрослого: если ребенок не сразу понимает задание, взрослый спрашивает: «Как ты думаешь, почему морковь и огурец оказались в одном домике? Как их назвать одним словом?»

Критерии оценки

  • Ребенок верно группирует картинки и подбирает обобщающее слово самостоятельно — 2 балла.
  • Ребенок выполняет задание с помощью взрослого и называет не все обобщающие слова — 1 балл.
  • Ребенок не может выполнить задание даже с помощью взрослого — 0 баллов.

Цель: выявление уровня развития воображения ребенка, оригинальности и гибкости мышления.

Процедура проведения. Ребенку поочередно предлагают 3 карточки с изображениями: «Посмотри на картинку и скажи, на что она похожа».

Критерии оценки

  • Ребенок называет не менее 9 ассоциаций (по 3 на каждый рисунок) — 2 балла.
  • Ребенок называет от 6 до 8 ассоциаций (не менее чем по 2 на каждую картинку) — 1 балл.
  • Ребенок не понял задания или дает лишь по 1 ассоциации на каждую картинку — 0 баллов.

Оценка результатов

Высокий уровень — 14—18 баллов.
Средний уровень — 9—13 баллов.
Низкий уровень — 0—8 баллов.

Перейти к Списку Тестов

Источник

Примерная психолого-педагогическая диагностика

на ребенка-дошкольника

Цель работы: изучение особенностей развития ребенка дошкольного возраста.

Объект – ребенок Ф.И. ребенка __ лет.

Обоснование выбора ребенка: вспыльчив, искаженное восприятие причинно-следственных связей, проявляющееся склонностью обвинять события, других людей в собственных неудачах. Проявляется снижение внимания, отвлекаемость: заинтересовавшись чем-то, он забывает о предыдущем, и ни одно дело не доводит до конца. Трудность в общении с группой детей, в основном это игра в одиночку, либо в паре.

Программа для диагностики: на основании методики Н.А. Коротковой, и П.Г. Нежнова из книги «Отслеживание развития ребенка – дошкольника в образовательном процессе».

Инструмент: нормативная карта развития ребенка.

Анализ результатов диагностики

Виды

инициатив

Уровни развития

1

2

3

Творческая

Нет

Обычно

Нет

Волевая

Нет

Обычно

Нет

Коммуникативная

Нет

Обычно

Изредка

Познавательная

Нет

Нет

Обычная

Анализируя результаты диагностики, можно сделать выводы:

  • Творческая инициатива не соответствует возрасту, так как, имея первоначальный игровой замысел («Я буду пожарным»), в процессе игры может перейти к другому сюжетному эпизоду («Я – клоун»), не заботясь о связности ролей; активно ищет имеющуюся игровую обстановку; подкрепляет игровые действия ролевой речью. 

  • Волевая инициатива не соответствует возрасту: ребенок формирует конкретное намерение-цель («Хочу нарисовать радугу, домик и маму», «Хочу слепить ежика с яблоком»), в процессе работы может изменить цель, в зависимости оттого, что получается, но фиксирует конечный результат («Мама не получилась, а получился какой-то волшебный зверек»).

  • Коммуникативная инициатива не соответствует возрасту: инициирует парное взаимодействие со сверстником, через краткое речевое предложение-побуждение («Давай играть в «Лотто», «Давай собирать пазлы»). Начинает проявлять избирательность в выборе партнера, в основном выбор падает на девочек. Использует речевое пошаговое побуждение партнера к конкретным действиям (в игре «Лотто»: «Ты будешь водящим»), поддерживает диалог в конкретной деятельности.

  • 3 уровень инициативы не характерен для ребенка, но проявляется в его деятельности время от времени: может организовать действия 2 сверстников, не более, словесно предлагая исходный замысел-цель, спланировав несколько начальных действий; использует простой договор («Вы будете рисовать, а я буду ставить оценки), не ущемляя интересы и желания других. Может встроиться в совместную деятельность других детей, подобрав подходящие по смыслу игровые роли, материалы (встраивается к играющим в Лего мальчикам: «И я буду строить с вами»), но до конца не доигрывает.

  • Познавательная инициатива соответствует возрасту: задает вопросы, касающиеся предметов и явлений, лежащих за кругом непосредственно данного (Как? Почему? Зачем?); обнаруживает стремление объяснить связь фактов, использует простое причинное рассуждение (потому что…); проявляет интерес к познавательной литературе, к символическим языкам; самостоятельно берется делать что-то по графическим схемам (лепить, конструировать).

Читайте также:  Этапы двигательного развития ребенка до года

Психолого-педагогическая характеристика ребенка

Семья полная. В семье есть еще дети: Ф,И. детей и возарст.

______ посещает детский сад с __года __месяцев. Адаптационный период прошел в ______ степени, в среднем длился около __ дней. За все время пребывания ребенка в детском саду:

  • хронических заболеваний не имеет, заболеваний, таких как ОРЗ, ОРВИ отмечено не много (примерно один раз в год), были травмы – ______________;

  • детский сад посещает с желанием с первого дня ;

  • наблюдаются навязчивые движения: во время сна – покачивания из стороны в сторону, во время сидения на стуле – вперед-назад;

  • навыки самообслуживания сформированы;

  • активно контактирует со взрослыми и избирательно со сверстниками, чаще всего это игры в паре;

  • во взаимоотношениях с группой детей наблюдается импульсивность, бесконтрольность поведения (преобладание «хочу» над «можно»), часто обвиняет события, других людей в собственных неудачах;

  • эмоционален и двигательно-расторможен – ____ на все реагирует слишком бурно: если он выражает восторг или страдает, то его поведение обязательно будет слишком громким и вызывающим;

  • образовательную программу осваивает в полном объеме, но на занятии отмечается снижение внимания, отвлекаемость, непоседлив уже на 10 минуте. Но при самостоятельном выполнении задания ____ сосредоточен, выполняет задания до конца.

У воспитателя вызывает беспокойство – не умение действовать с группой детей, не умение доводить начатое до результата.

На основе наблюдения были выделены сильные и слабые стороны развития ребенка:

Ласковый, любознательный, отзывчивый, артистичный,

внимательный, наблюдательный, коммуникабельный, вежливый

  1. Не умение взаимодействовать с группой детей.

  2. Нет привычки доводить начатое до результата.

Возможные причины:

  1. Не правильные действия педагога и родителей.

  2. Не развиты навыки самоконтроля, произвольность поведения.

Задачи осуществления индивидуального подхода к развитию ребенка:

  1. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми; привычку играть, трудиться, заниматься сообща.

  2. Создать условия для развития волевых качеств: доводить начатое дело до конца.

Для решения поставленных задач используем:

Игры: «Я люблю…», «Веревочка», «Сороконожка»

Упражнение «Рисуем всей группой», «Поручения»

Рекомендации для родителей воспитанника

  1. Ежедневно играйте с ребенком всей семьей, чтобы демонстрировать и поощрять социальные навыки.

  2. Поощряйте вашего ребенка приглашать друзей домой вечером или по выходным. Но выберите того, кто уравновешивает темперамент вашего сына. Когда домой приглашены друзья, обязательно спланируйте время для игр. Продумайте такие совместные занятия как строительство деревянной крепости, проведение какого-нибудь опыта, постройка модели, игра в корабль, приготовление печенья и так далее. Обсудите с ребенком, что может доставить удовольствие его товарищам, и постройте это посещение так, чтобы у него была четкая цель и структура. Пристально следите за этими занятиями, чтобы не пропустить признаков того, что взаимная игра выходит из-под контроля.

  3. Привлекайте ребенка к внутрисемейным делам – просите его помочь сделать уборку в доме, приготовить ужин или помочь в саду. Чем больше Вы будете общаться друг с другом и помогать друг другу внутри семьи – тем лучше у ребенка сформируются навыки общения.

  4. Отмечайте все достижения ребенка, показывая, как мама и папа гордятся его успехами, акцентируя внимание на том, что эти навыки непременно пригодятся.

  5. Главным моментом в формировании хорошей привычки доводить дело до конца должен стать личный пример родителей. Нужно внимательно следить за собой, не допускать таких промахов. Иначе весь воспитательный процесс пойдет насмарку.

Список используемой литературы

  1. Короткова, Н. А. Отслеживание развития ребенка-дошкольника в образовательном процессе / Короткова Н. А., Нежнов П. Г. – Самара: Изд-во Сам. ин-та повышения квалификации и переподгот. работников образования, 2000. – 42 с.

  2. Смирнова Е.О. Общение дошкольников с взрослыми и сверстниками. Учебное пособие, Издательство «Мозаика-Синтез», 2013, с. 220

5

Источник