Диагностики социально педагогического развития 1 ребенка
Что такое социально-педагогическая диагностика
- Содержание и особенности социально-педагогической диагностики.
- Основные методы социально-педагогической диагностики.
- Социально-педагогическая диагностика детей группы риска.
- Социально-педагогическое изучение семьи.
- Содержание и особенности социально-педагогической диагностики
Диагностическая деятельность социального педагога охватывает достаточно широкий спектр вопросов и имеет специфические черты отличия от психологической диагностики. Деятельность социального педагога связана с организацией процесса социального воспитания, поэтому данный специалист изучает не только индивидуально-психологические особенности личности, но и ее социально-психологическую характеристику.
Социально-педагогическая диагностика включает:
- исследование уровня социального развития подопечных, степень готовности личности активно функционировать в различных сферах системы общественных отношений, особенности ближайшего окружения детей и характер взаимоотношений, складывающихся в нем, коммуникативные навыки подопечных, а также их социометрический статус.
Социальный педагог изучает и социальную ситуацию развития ребенка, выявляет факторы социального риска, затрудняющие процесс социализации личности. Кроме того, социально-педагогическая диагностика предполагает изучение социальной инфраструктуры микрорайона для организации социально-педагогической работы по месту жительства.
Социально-педагогическая диагностика — специально организованный процесс познания, в котором происходит сбор информации о влиянии на личность и социум социально-психологических, педагогических, экологических и социологических факторов. По содержанию и конечным целям она является педагогической, а по методике проведения имеет много общего с психологическими и социологическими исследованиями.Р.В. Овчарова «Справочная книга социального педагога»
Принципы социально-педагогической диагностики:
В основе социально-педагогической диагностики лежат общепедагогические принципы диагностической деятельности. К таким принципам относятся:
- принцип объективности, требующий безоценочного и непредвзятого отношения к диагностируемому;
- принцип процессуальности, предполагающий, что социальный педагог рассматривает диагностируемые явления или качества в их развитии, фиксирует изменения объекта исследования;
- принцип целостности, требующий рассматривать объект изучения как целостную систему, состоящую из взаимосвязанных компонентов;
- принцип персонализации предусматривает учет при проведении диагностики особенностей социальной ситуации, в которой находится диагностируемый, опора на его индивидуальные качества личности;
- принцип компетентности означает применение правила безопасности для испытуемого используемых методик, конфиденциальности при работе с результатами диагностики, доступности педагогу диагностических процедур и методов, обоснованности выводов, сделанных по результатам диагностики.
- Основные методы социально-педагогической диагностики
Методы социально-педагогического исследования- это способы получения и уточнения информации о педагогических объектах, явлениях и процессах становления личности, особенностях социальной ситуации развития ребенка, его поведении, ценностях, взаимодействии с окружающим миром.
Группы диагностических методов в социальной педагогике:
В социально-педагогической диагностике используются группы методов, заимствованные из психологии, педагогики, социологии.
К педагогической группе методов принадлежат педагогическое наблюдение, диагностическая беседа, психолого-педагогическая характеристика ребенка.
К числу психологических методов относят личностные опросники, тестирование, социометрию.
К социологическим методам принадлежат опросы, анкетирование, экспертные оценки.
К непосредственно социально-педагогическим методам диагностики относят паспортирование, социально-педагогическое документирование, социально-педагогический мониторинг.
Исследователи выделяют в социальной педагогике комплекс методов социально-психологической диагностики, который помимо указанных выше методов включает эксперимент, метод полярных профилей, контент–анализ.
Использование метода наблюдения в социально-педагогической диагностике очень важно. Несмотря на то, что этот метод является достаточно трудоемким в применении, наблюдение позволяет собрать широкие сведения о подопечных социального педагога. Особенно значимым наблюдение является в изучении ребенка и его семьи. С помощью наблюдения социальный педагог может выявить особенности поведения ребенка в классе, в семье, специфику его отношений с родителями и педагогами, выделить определенные черты характера подопечных, уровень материального положения семьи. Наблюдение ведется в соответствии со специальным планом, где фиксируются все наблюдаемые факты, наблюдение проводится с целью накопления фактов и их дальнейшего анализа.
Требования к проведению наблюдения:
- Этот метод может проводиться по заранее разработанной программе, где выделены цель, критерии и показатели по которым будет осуществляться наблюдение, критериев наблюдения не должно быть много.
- Должна быть продумана форма фиксации наблюдаемых явлений (протокол наблюдения, заметки, специальные таблицы), получаемые сведения педагог должен анализировать и сравнивать с уже полученными.
Достоинства и недостатки наблюдения:
Наблюдение в социально-педагогической деятельности имеет неоспоримые достоинства, т.к. социальный педагог может наблюдать ребенка и семью непосредственно в привычной для них среде, посетив квартиру подопечных, либо понаблюдать за ребенком в процессе обучения, на уроках, в ходе внеурочной деятельности.
Однако, эмоциональное состояние социального педагога, его личный опыт и особенности могут повлиять на интерпретацию результатов наблюдения, присутствие педагога на уроках или посещение семьи на дому также приводит к изменениям поведения подопечных, чем обусловливает трудности наблюдения и влияет на его результаты.
Как отмечает Н.М. Борытко: «Вместе с тем следует признать, что даже грамотно проведенное наблюдение не обеспечивает в достаточной мере проникновения в сущность изучаемого явления, действий учащихся. Сфера наблюдения ограничена, данным методом можно изучать далеко не все. К примеру, наблюдения дают очень мало информации для выводов о мотивах действий и поступков школьников. Вот почему возникает необходимость сочетать наблюдения с другими методами диагностики»
В ситуациях, когда, к примеру, проблемы или недостатки воспитания, тщательно скрываются семьей, на помощь приходит метод опроса, диагностической беседы. Такую беседу социальный педагог проводит с учителями, родителями, ребенком. Беседа является методом психолого-педагогического исследования, при помощи которого можно выявить мотивационную, эмоционально-волевую сферу подопечных социального педагога, а также ценности, убеждения, интересы, отношения к окружающим людям.
Требования к диагностической беседе:
- Социальный педагог должен четко продумать структуру предстоящей беседы;
- Специалист должен знать как он начнет беседу и как ее закончит;
- Социальный педагог должен продумать примерный перечень вопросов, которые он затронет в беседе. Желательно записать эти вопросы, чтобы воспользоваться в ходе беседы.
- Многие исследователи советуют избегать чрезмерной формализации беседы, которая может повлиять на снижение интереса к ней.
Метод анкетирования в социально-педагогической диагностике:
Анкетирование также является самым распространенным методом диагностики в социально-педагогической деятельности. Как метод сбора информации путем письменного опроса респондентов, анкетирование является наиболее эффективным и гибким способом получения и обработки данных. В анкетах используются вопросы о социально-демографических аспектах подопечных (пол, возраст, образование, профессия, тип семьи), о фактах сознания (выявление мнений, планов на будущее, ожиданий), о фактах поведения (поступки, действия, результаты деятельности), об уровне информированности в какой-либо области (игровые ситуации, знание конкретных событий, фактов).
Виды анкет:
Открытая анкета содержит вопросы без вариантов ответов. В закрытой анкете приводятся варианты ответов, из которых респондент выбирает нужный. Полузакрытая или смешанная анкета предполагает наличие как вариантов ответа, так и возможность дать самостоятельный ответ.
Например, школьные социальные педагоги могут использовать анкеты: «О состоянии здоровья школьников», «Анонимная анкета о выявлении агрессивного поведения обучающихся», «Я и мои друзья», «Я и мой класс» и др.
Метод паспортирования в социально-педагогической диагностике:
Паспортирование является «родным» методом диагностики в социально-педагогической работе.
Социальному педагогу приходится использовать разные виды паспортов в своей работе. Это- социальный паспорт школы, социальный паспорт класса, социальный паспорт семьи, паспорт неформальной подростковой группы.
Социальный паспорт класса составляется классным руководителем и сдается социальному педагогу, который анализирует информацию и составляет на основе данных паспортов классов социальный паспорт школы. Социальный паспорт класса составляется 2 раза за учебный год и содержит информацию о месте работы родителей, домашнем адресе, количестве детей из многодетных, неполных, неблагополучных, малообеспеченных семей, количестве детей-инвалидов, детей, находящихся под опекой, состоящих в органах системы профилактики и на внутришкольном учете.
Социальный паспорт школы может включать информацию ооб учителях и специалистах, работающих в школе, общем количестве обучающихся, количестве детей из многодетных, неполных, малообеспеченных семей, получающих бесплатное питание, количестве детей, обучающихся на дому, количество детей «группы риска», количестве детей, состоящих на учете ВШУ, ИДН, наркологическом кабинете. Также паспорт школы может включать данные о кружках и секциях, работающих в школе.
3. Социально-педагогическая диагностика детей «группы риска»
Принципы изучения детей и подростков «группы риска», которые неразрывно взаимосвязаны и предполагают:
- изучение индивидуальных особенностей детей в системе многочисленных связей и разнообразных отношений;
- объективность;
- диалектичность и динамичность личности;
- педагогический оптимизм.
Диагностика ребенка «группы риска» имеет несколько задач:
- выявить наиболее благоприятные для обучения и воспитания особенности и возможности ребенка;
- вскрыть недостатки его личности и дефекты организма;
- определить эффективность используемых средств его обучения и воспитания.
В процессе изучения взаимоотношений учащегося с микросредой выявляются самые общие оценки личности:
- поведение учащегося вполне соответствует микросреде, его развитие обусловлено этим микросоциумом;
- поведение учащегося выше, лучше моральных условий его микросреды;
- поведение учащегося ниже нравственного уровня его микросреды.
Социально-педагогическая диагностика детей «группы риска»:
Можно использовать следующие методики:
- Опросник для родителей Т.М. Ахенбаха
- Опросник для учителя Т.М. Ахенбаха.
- Опросник для детей 12-18 лет Т.М. Ахенбаха;
- Опросник для учителей М.В. Бодунова;
- Карту наблюдений Стотта;
- Метод комплексной экспресс-диагностики состояния социально-педагогической запущенности детей.
Опросник Томаса Ахенбаха, направленный на диагностику девиантного развития у детей 4-18 лет представляет собой стандартизованный опросник, созданный как инструмент, измеряющий степень отклонения различных типов детского поведения от адаптивных возрастных норм. Опросник может проводиться в трех формах: для родителей, для учителей, для подростков.
Карта Д. Стотта – это систематизированное наблюдение за поведением ребенка с целью установления трудностей в поведении и адаптации. Карта состоит из описания фрагментов поведения, которые группированы в 16 синдромов нарушения развития:
- недоверие к новым людям, вещам, ситуациям;
- депрессия;
- уход в себя;
- тревожность по отношению к взрослым;
- враждебность по отношению к взрослым;
- тревожность по отношению к детям;
- недостаток социальной нормативности;
- враждебность по отношению к другим детям;
- неугомонность;
- эмоциональное напряжение;
- невротические симптомы;
- неблагоприятные условия среды;
- умственная отсталость;
- сексуальное развитие;
- болезни и органические нарушения;
- физические дефекты.
Заполняет “карту наблюдений” учитель или другой хорошо знающий ребенка человек, от которого требуется только подчеркнуть соответствующие поведению ребенка фрагменты. Подсчитываются сумма баллов по каждому синдрому и общий “коэффициент дезадаптированности по сумме баллов по всем синдромам
Анкета для учителей М. В. Бодунова
Анкета содержит раздел оценки учителем успешности ученика (средние годовые и полугодовыечетвертные оценки; средние оценки за год по гуманитарным и точным дисциплинам) и раздел экспертной оценки степени выраженности личностных особенностей ученика. В анкету входит перечень следующих свойств личности:
- активность;
- общительность;
- эмоциональность;
- уровень умственного развития;
- доброжелательность;
- добросовестность;
- настойчивость;
- отвлекаемость;
- тревожность;
- импульсивность;
- робость.
Выраженность этих свойств учитель оценивает по семибалльной шкале. По степени выраженности признака каждая группа разделяется на подгруппы со слабой, средней и сильной выраженностью. В группу со слабой выраженностью входят дети с оценкой по шкале в 1 – 2 балла. Среднюю группу составляют дети с оценкой 3 – 5 баллов. Группу с высокой выраженностью признака составляют дети с оценкой 6 – 7 баллов.
4.Социально-педагогическое изучение семьи
Целью социально-психологического изучения семьи социальным педагогом является установление семейного диагноза – выявление в жизнедеятельности определенной семьи тех нарушений, которые участвуют в возникновении семейной проблемы, дисфункции, расстройства, а также выявление тех психологических особенностей семьи и ее членов, от которых зависит решение проблемы и которые, соответственно, нужно учитывать при выборе метода работы с семьей.
Диагностика семьи имеет свои трудности:
Сложностью семьи как социальной и психологической системы. Семья включает в себя большое число всевозможных отношений и взаимосвязей, для формирования которых имеют значение личностные особенности членов семьи, ее социальное окружение, обычаи, традиции, социально-экономические условия и т.д.
Отсутствием единого подхода к пониманию сущности и структуры семьи, ее проблем. Пока не выработана единая теория, которая могла бы стать основой для социально-психологического исследования семьи, вместо нее имеется значительное количество психологических школ, течений и направлений с различными, нередко трудносопоставимыми подходами.
Скрытостью (интимностью) многих происходящих в семье событий, их изменчивостью, отсутствием четких контуров.
Показаниями к социально-психологическому изучению семьи могут служить:
- наличие разнообразных нарушений в семье: острые семейные конфликты, массивные нарушения коммуникации, семейная дисфункциональность, психическая травматизация личности в семье;
- отклонения в поведении ребенка, его социально-психологическаядезадаптация;
- неспособность семьи самостоятельно справиться с проблемами, обусловленными воздействием неблагоприятных социальных факторов;
- обращение членов семьи за помощью к социальному педагогу.
В практике диагностики семьи используют общие и специальные методы социально-психологического исследования семьи.
К общим методам относятся наблюдение, беседа, опрос, тестирование.
К специальным относятся методики позволяющие изучить семью в целом или отдельные аспекты ее жизнедеятельности.
Общую информацию о семье позволяет собрать «Карта обследования семей, имеющих несовершеннолетних детей»
На выявление особенностей воспитания ребенка в семье направлены три известные методики: «Анализ семейных взаимоотношений» (АСВ) Э.Г. Эйдемиллера, «Тест-опросник родительского отношения (ОРО) А.Я. Варги, опросник «Измерение родительских установок и реакций» Е. Шефера.
Для определения взаимотношений в семье, получения информации о восприятии ребенком других членов семьи и своего места среди них, чаще всего используется методика «Кинетический рисунок семьи» (КРС) Р. Бернса и С. Кауфмана
Для изучения общей эмоционально-психологической атмосферы семьи можно использовать методику Э.Г. Эйдемиллера «Типовое состояние семьи» .
Методика «Экокарта», позволяет выявить место изучаемой семьи в социуме, ее внешние и внутренние ресурсы. Цель методики – схематически изобразить семью и изучить ее потребности, а также исследовать взаимосвязи с другими семьями, социальными организациями институтами. Связи, напряженность, поддержка и множество других проявлений внутрисемейных и метасемейных взаимоотношений, эмоциональные и материальные ресурсы семьи могут быть наглядно представлены с помощью этой методики
Источник
Психолого – педагогическая диагностика социально-личностного развития дошкольников.
Социализация – очень важный процесс развития индивида для дальнейшей самореализации. Что включает в себя социализация? Усвоение трудовых навыков, ценностей, правил, традиций, норм, знаний. Программа социализации занимает всю жизнь, но основной «удар» социального развития приходится именно на период детства.
Социализация личности дошкольника является фундаментом в проявлении социальной культуры. Успешная социализация дошкольника зависит от правильной организации свободного общения. От социализации дошкольника зависит развитие индивида, раскрытие способностей, становление личности, поэтому наша задача – направить все свои силы на успешность социализации дошкольника.
Отечественные ученые, такие как: А.С. Белкин, В.В. Давыдов, Д.И.Фельдштейн, Д.Б. Эльконин и др. считают, что каждый ребенок (дошкольник) проходит огромнейший путь в своем индивидуальном развитии именно в период своего детства. Его направление стремительно быстро разворачивается, а содержание пополняется и расширяется. Дошкольный возраст, как никакой другой насыщен очень важными достижениями в социализации детей. Дети учатся овладевать собственными эмоциями и приобретают опыт практического мышления в образном и предметном плане именно в дошкольном возрасте. У детей появляется произвольное владение их поведением и собственными действиями. В возрасте шести лет у дошкольников социального познания прочно закрепляется такая позиция как «Я и общество».
В процессе социализации очень важную роль играет детский сад и его работники педагоги и психологи. Деятельность педагогов направлена на развитие индивидуальности ребенка, организации его психологического состояния, а также, преодоление проблем в общении.
Люди, в отличие от животных, далеки от жизни «по инстинктам», поэтому наша жизнь строится исключительно на основе передаваемого опыта – речь, знания, умения, убеждения, культура – все приобретенное.
Родители – второй инструмент и средство социализации дошкольников. Родители – авторитет, по крайней мере, в дошкольном возрасте, поэтому родительский пример достаточно весом для ребенка. Семья – главная школа жизни, благополучная семья – незаменимая школа жизни.
Ролевое поведение в процессе социализации знакомит ребенка с нормами, обычаями, а также, регулирует поведение ребенка в той или иной ситуации.
Программа социализации дошкольника
- Обсуждение последствий действий по отношению к другому человеку
- Игры и ситуации, требующие взаимопомощи и сотрудничества
- Обсуждение конфликтов
- Четкая формулировка правил поведения
Показатели, способствующие протеканию процесса социализации:
- Разрешение конфликтных и критических ситуаций
- Полоролевое поведение
- Самооценка
- Самосознание
- Усвоение информации
Социально-личностное развитие ребенка является одним из наиболее сложных и значимых направлений педагогического процесса современного дошкольного учреждения.
В исследованиях последних лет все большее внимание уделяется психолого-педагогической диагностике как основе конструирования образовательного процесса, в том числе и в направлении социально-личностного развития дошкольника. В этом аспекте диагностика рассматривается, как комплекс специально разработанных методик позволяющих диагностировать реальные особенности развития ребенка, находить пути помощи ребенку в его развитии.
Многообразие социальных проявлений ребенка, его чувств и отношений в различных ситуациях, личностных качеств и проблем дошкольника способствовало появлению в психолого-педагогической литературе многообразия понятий, характеризующих аспекты социально-личностного развития дошкольников и его результаты: социальная компетентность, социально-личностная компетентность, социально-коммуникативная компетентность, социально-нравственное развитие, социально-эмоциональное развитие, нравственная воспитанность. Каждый из этих подходов предполагает свою, достаточно трудоемкую и сложную для педагога дошкольного учреждения систему диагностических методик.
Перед диагностикой особенностей социально-личностного развития детей старшего дошкольного возраста, перед педагогом ставятся задачи:
- Изучить типичные особенности поведения и взаимоотношений дошкольников со взрослыми и сверстниками, отношения к самому себе; выявить поведенческие проблемы каждого ребенка.
- Выявить понимание детьми отдельных нравственных норм и правил поведения, умения разрешать проблемные ситуации с позиции этих правил.
- Изучить особенности понимания старшими дошкольниками проявления некоторых чувств и переживаний других людей, умения ориентироваться на эти чувства в повседневном общении и деятельности.
Особенности диагностики социально-личностного развития дошкольника связаны с многообразием его проявлений в различных видах детской деятельности и общения. Это определяет комплексный характер диагностики, в которой наблюдение и беседа будет являться одним из ведущих методов, позволяющих определить характер социально-нравственной воспитанности ребенка.
В саду, с целью изучения социализации дошкольников, мною проводится диагностика по трем направлениям:
1.Отношение детей к миру взрослых, к миру школьников и к самому себе. Метод беседы «Определение уровня социального развития детей» Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина.
Предпочитаемые источники информации.
Книги.
В качестве любимых книг дети называли русские народные и волшебные сказки, сказки про животных и сказки Ш. Пьеро, Г.Х. Андерсена, братьев Гримм.
Также ребята перечисляли книги русских, советских и зарубежных авторов, которые читали в детстве их родители: о Винни-Пухе, Буратино, Карлосоне и др. Также популярны комиксы, детские энциклопедии, книги про животных, научно-популярная, историческая литература.
Из предпочитаемых литературных произведений на 1 месте – сказки, их назвали 60% ребят старшего дошкольного возраста; на 2 месте – научно-популярная литература, энциклопедия, книги для животных; на 3 месте – журналы по мультфильмов «Человек-паук», «Русалочка», журнал «Барби».
Таким образом, любимым книжным жанром детей старшего дошкольного возраста остаются сказки , научно-познавательная литература.
Телевидение.
Многие ребята с большим интересом смотрят разные телепередачи. В качестве любимых телепередач у детей остаются мультфильмы. Но отечественные мультфильмы ребята почти не знают.
Кроме того, любят смотреть развлекательные программы ориентированные на взрослую аудиторию: «Поле чудес», «Слабое звено», «Большая стирка», «Скрытая камера» и сериалы для взрослых «Улицы разбитых фонарей», «Комиссар Рекс».
Дети являются поглотителями информации рекламных блоков. Дети почти не называли передач познавательного характера. Из детских передач ребята выделили: «Спокойной ночи», «Телепузики», «Улица Сезам».
Таким образом, потенциал телевизионного вещания мало используется для образования детей. К сожалению, родители не рассматривают телевидение как средство, дающее прекрасные возможности для знакомства с достижениями мировой и отечественной культуры.
Свободное времяпрепровождение.
Анализ ответов показал, что большинство детей (80%) в выходные дни бывают с близкими: мамой, папой, бабушкой, дедушкой, сестрами и братьями. Только 4ребенка сказали, что они чаще бывают с друзьями.50% опрошенных детей основным занятием назвали просмотр телевизора. Упоминались изобразительная деятельность и игры с животными. Любимое место отдыха – горки и детские городки.
Настораживает то, что при наличии кинотеатров, театров, музеев, кружков и секций, дети чаще время проводят дома, порой предоставлены сами себе, иногда ходят в гости с родителями, посещают с ними магазины, ездят на дачу. Ни один из опрошенных детей не отметил занятия спортом. Только 22% детей сказали, что посещают кинотеатры, театры, музеи.
Таким образом, в основном ребята проводят входные пассивно у телевизора. Родители не реализуют свое свободное время для разностороннего развития детей и мало используют возможности городских учреждений для приобщения ребенка к культуре и спорту.
В ходе беседы детям были заданы следующие вопросы:
- Что обычно делают взрослые? Чем они занимаются?
- Что делают школьники?
- Что делают дети, которые еще не ходят в школу?
- Как ты думаешь, кем лучше быть – взрослым, школьником или маленьким ребенком? Почему?
- Хотелось бы тебе быть взрослым?
- Хотелось бы тебе быть школьником?
- Тебе нравится быть ребенком?
В качестве основных занятий взрослых дети называют работу, приготовление пищи, уход за детьми, просмотр ТВ, а также походы в магазины и стирку. У школьников это учеба и выполнение домашнего задания, а у дошкольников – игра (100%), посещение д/с (95%), чтение книг и пение.
На вопрос: «Кем лучше быть?» – 40% детей ответили: «Взрослым», – мотивируя это тем, что можно завести семью, съездить куда-либо, а самое главное – овладеть профессией. Роль школьника мало привлекает детей. И если 20% детей среднего дошкольного возраста хотят быть учениками («чтобы все знать», «в садик не ходить»), то никто из опрошенных детей подготовительной группы не считает, что школьником быть хорошо, мотивируя свое мнение тем, что будут ругать за плохие оценки, надо будет решать трудные задачи.
50% детей подготовительной группы хотят быть взрослыми. Ребята, которые отвечали. Что не хотят быть взрослыми, мотивировали это так: «Не хочу в армию», «Не хочу рано вставать», «Работать надо».
Анализ ответов детей показал:
- статус школьника менее привлекателен для современных детей по сравнению со статусом взрослого и ребенка;
- с возрастом прослеживается усиление привлекательности образа школьника;
- очевидно стремление современных дошкольников избегать усилий и трудностей.
Таким образом, анализ собранной информации свидетельствует о том, что мир детства существует как субъективная реальность, для которого характерны отличительные особенности восприятия и познания социального мира, а также своеобразные способы конструирования культурно-воспитательного пространства жизнедеятельность каждого из её членов.
2.Представление детей о семейной принадлежности, о браке и любви. Методика «Интервью с ребенком», Захаров А. И. и интервью «Кто ты?” Татаринцева Н.Е.
Определяя понятие «семья», дети использовали такие характеристики, как взаимопомощь, любовь, совместное проживание.80% считают, что человек не может жить без семьи. Анализ ответов на вопрос «Зачем нужны дети в семье?» позволил выделить следующие мотивы:
68% детей называли мотив связанный с удовлетворением эмоциональных потребностей родителей: «Чтобы не скучно было», «Чтобы веселили родителей».
27% назвали общественный мотив продолжение рода: «Чтобы выросли и женились», «Чтобы было больше людей», «Выросли и работали», «Чтобы помочь старым людям».
У 5% мотив, связанный с наличием социальных стереотипов: «Быть как все», «Чтобы семья полна Большинство детей (84%) вкладывают в понятие «любовь» широкий смысл: «Это когда человек любит кого-нибудь», «Все время целуются», «Заботятся друг о друге».
У 46% опрошенных понятие любовь и брак тесно связаны: «Любовь, когда люди женятся и рожают детей».
В качестве причин женитьбы дети назвали:
43% -появление и рождение ребенка;
49%-спасение от одиночества и стремление жить вместе с человеком, который нравится;
8% – связывают создание семьи с удовлетворением корыстных целей: «Чтобы в армию не ходить», «Чтобы муж деньги носил».
Таким образом, современные дети ориентированы на традиционную модель – счастливую семью, в которой обязательно есть потомство. Дети связывают понятие семья и ребенок и осознают необходимость продолжения человеческого рода. Но родители и педагоги мало рассказывают детям о роли и значимости ребенка в семье: ребенок не только «лекарство» от одиночества и средство избавления от скуки, но и огромная работа по уходу за ним, ответственность за его здоровье, безопасность и т.д. Поэтому взрослым необходимо расширять представления ребят старшего дошкольного возраста о многоаспектности социальных ролей, выполняемых каждым членом семейного сообщества.
3.Усвоение и развитие социально-культурного опыта. Методики «Изучение навыков культуры общения», «Изучение уровня самосознания».
Данное исследование показало нам, что дети не умеют общаться со сверстниками. Часто жалуются на товарищей. В общении со взрослыми показывают недоверие, замкнутость или агрессивность. Самосознание детей также низкое. Много детей «закрытых» с низкой самооценкой, которые не верят в свой успех. Другая часть – это дети, которые представляют себя главными среди людей и природы. Несут разрушительные действия. Игровая деятельность требует коррекции. Сюжеты игр сжаты, отражают в основном действия деструктивного характера.
Сводная диаграмма результатов диагностики уровня социализации детей старшего дошкольного возраста на этапах констатирующего и контрольного экспериментов
На этапе контрольного эксперимента средний показатель высокого уровня социализации детей вырос на 50 %. Прослеживается положительная динамика развития отношений, игр детей, что доказывает эффективность предлагаемого комплекса мероприятий. Дети научились поддерживать и ценить дружеские отношения, понимать причину эмоционального состояния других людей. Иногда были заметны проявления невербальной агрессии. Но ребята корректно поправляли нарушителей. Детям понравилось соблюдать правила, которые разработали педагоги, родители и дети.
Застенчивые, неуверенные в себе дети принимали активное участие в работе группы. Агрессивные дети стали меньше проявлять деструктивное поведение. Игры детей стали более развернутыми. Дети выбирали сюжеты игр, опираясь на опыт занятий. Группа характеризовалась как сплоченная, дружная, активная на занятиях и прогулках.
Таким образом, используя данный опыт в своей работе, педагог, имеет возможность не только знакомить ребенка с культурой общения, но и корректировать детско-родительские отношения.
Практика нам с вами показывает, что дети старшего дошкольного возраста активно участвуют в жизни группы, своих родителей и близких людей. Они всегда готовы прийти вам на помощь. С величайшим интересом занимаются в группе и принимают активное участие в различных играх, делают уместные замечания, откликаются на зов и предложения других людей. Все выше перечисленное становится возможным потому, что у детей активизируется социальное познание в обществе сверстников и взрослых. Они уже разбираются в устройстве нашего мира на должном уровне. Дети имеют достаточное количество знаний о природе, о себе, своих родителях, взрослых людях и сверстниках, уже способны устанавливать хорошие взаимоотношения с другими детьми и взрослыми.
По мере роста и взросления дети все больше погружаются в познание и постижение разнообразных закономерностей и связей между частями социальной жизни: ориентируются в пространственно-временных отношениях и понимает причинно-следственные связи событий и многое другое; пути социального познания, освоение себя и окружающего мира приобретают специализацию.
Также я использую комплекс мероприятий по работе с родителями и педагогами. Семейные проекты, они помогают ребенку получить представления о родословной своей семьи, узнать традиции семьи, позволяют поддерживать любовь ребенка к родным и близким людям, своему дому, воспитывать интерес к истории своей семьи. Являясь нетрадиционной формой общения и совместной деятельности родителей и детей. Обогащают внутрисемейные связи. Нетрадиционные досуговые мероприятия с участием детей и родителей; служат развитию навыков в установлении контактов с взрослыми; среда социального развития ребенка обогащается новыми формами отношений с взрослыми. Дети приучаются с уважением относиться к родителям и другим взрослым людям.
Анкетирование педагогов «Личностно-профессиональные ценности педагога».
Анкетирование родителей №1 «Важные ценности для родителей»
Анкетирование родителей №2 «Самооценка уровня родительской компетентности».
Источник