Диагностики познавательного развития ребенка 1 класс
Анна Точилина
«Организация диагностики познавательного развития и коррекционно-развивающая работа с учащимся 1 класса»
Составной частью учебно-воспитательного процесса является создание индивидуального образовательного маршрута для данного ребенка. Вся работа организованав виде структурных блоков:
• Диагностический ;
• I – учебно-воспитательный;
• II- коррекционно-развивающий;
• III-лечебно-профилактический;
• IV- организация дополнительного образования в рамках школы.
Своеобразием образовательной программы для учащегося с комплексными нарушениями в развитии является ориентация на самореализацию их индивидуальных возможностей и социальную адаптацию в различных сферах жизнедеятельности. Образовательный маршрут ученика составляется учителем совместно с психологом, учителем-дефектологом, учителем-логопедом, обсуждается на школьной ПМПк.
Максим Т. (7 лет).Заключение врача-сурдолога: 02.12.11: хронический 2-х сторонний экссудативный средний отит. Кондуктивная тугоухость I степени с 2-х сторон. Аденоидит. Овладение речью происходит с опорой на остаточный слух. Речь при этом имеет специфические нарушения.
В диагностический блок вошли задания на обследование уровня произвольного внимания; зрительного, слухового восприятия и памяти, уровня сформированности связной речи, уровня сформированности математических представлений и конструирования. Для обеспечения лучшей слышимости во время обследования, я использовала усиление громкости голоса; сокращение расстояния от говорящего до ушной раковины ребенка; со звукоусиливающей аппаратурой (слуховым аппаратом).
обследование нарушений слуховой дифференциации звуков речи. Во избежание возможных ошибок при оценке состояния слуховой дифференциации звуков
1.Цветные кубики:
1 балл – ребенок не различает цвета даже после обучения;
2 балла – ребенок сличает два цвета, но не выделяет цвет по слову даже после обучения; безразличен к конечному результату;
3 балла – ребенок сличает и выделяет цвет по слову; проявляет интерес к результату;
4 балла – ребенок сличает цвета, выделяет их по слову, называет основные цвета;
заинтересован в конечном результате.
2.Парные картинки:
1балл -ребенок после обучения продолжает действовать неадекватно: переворачивает картинки, не фиксирует взгляд на картинке, пытается взять картинку у взрослого и т. д. ;
1 балла – ребенок понимает задание, но выполнить сразу не может; в процессе обучения сличает парные картинки к оценке своей деятельности безразличен, самостоятельно задание не выполняет;
2 балла ребенок сразу понимает условия задания; допускает одну ошибку, после обучения действует, уверенно понимает, что конечный результат достигнут;
3 балла – ребенок сразу понял задание и уверенно сличает парные картинки; заинтересован в конечном результате.
4 балл -ребенок после обучения продолжает действовать неадекватно: переворачивает картинки, не фиксирует взгляд на картинке, пытается взять картинку у взрослого и т. д. ;
5 балла – ребенок понимает задание, но выполнить сразу не может; в процессе обучения сличает парные картинки к оценке своей деятельности безразличен, самостоятельно задание не выполняет;
6 балла ребенок сразу понимает условия задания; допускает одну ошибку, после обучения действует, уверенно понимает, что конечный результат достигнут;
7 балла – ребенок сразу понял задание и уверенно сличает парные картинки; заинтересован в конечном результате.
3.Разрезные картинки:
1 балл – ребенок после обучения действует неадекватно: не пытается соотнести части разрезной картинки друг с другом;
2 балла – ребенок складывает разрезную картинку при помощи взрослого; к конечному результату безразличен, самостоятельно сложить картинку не может;
3 балла – ребенок сразу понимает задание, но складывает картинку при помощи взрослого; после обучения складывает картинку самостоятельно; понимает, что конечный результат положительный;
4 балла -ребенок понимает задание, самостоятельно складывает разрезную картинку, заинтересован в конечном результате.
4.Конструирование из палочек:
1 балл – ребенок после обучения продолжает действовать неадекватно: бросает палочки, кладет их рядом, машет ими; безразличен к результату;
2 балла – ребенок после обучения пытается строить фигуру, но соответствие образцу не достигается; к конечному результату безразличен;
3 балла – ребенок правильно понимает задание, но строит “молоточек” только после подражания действиям взрослого, заинтересован в конечном результате;
4 балла – ребенок правильно выполняет предложенное задание по образцу, заинтересован в конечном результате.
5. Счет (5 – 6 лет). (Е. А. Стребелева)
Цель: Задание направлено на исследование мышления, а именно на развитие количественных представлений, умение выполнять счетные операции в умственном плане.
Материалы: 15 плоских палочек одного цвета, экран.
Процедура выполнения:
1. Вариант. Взрослый кладет перед ребенком 15 палочек и предлагает ему взять пять палочек. Далее ребенку предлагают запомнить, сколько у него палочек, и закрывают их экраном. За экраном взрослый отнимает три палочки,показывает ребенку это количество и спрашивает: «Сколько там осталось палочек?» после ответа ребенка взрослый показывает две палочки, кладет их за экран к предыдущим двум палочкам. Не открывая экрана,спрашивает у ребенка: «Сколько там палочек?». При затруднениях проводится обучение.
Обучение. Взрослый уменьшает количество палочек сначала в пределах 4, а если ребенок затрудняется, то и в пределах трех. При этом используется открытое предъявление задания (экран совсем убирается).
2. Вариант. Если ребенок отвечает правильно,ему предлагают устную задачу: «В коробке лежало 4 карандаша, 2 из них красные, остальные – синие. Сколько там было синих карандашей?» При затруднениях проводится обучение.
Обучение. Ребенку предлагают взять 4 палочки и с опорой на них решить задачу.Взрослый повторяет условие задачи о карандашах и предлагает ребенку решить задачу: «У девочки было 4 воздушных шарика, осталось два. Сколько лопнуло шариков?»
Оценка действия ребёнка: принятие задания, понимание условий задачи, умение выполнять счетные операции по представлению, решать устные задачи.
1балл -действует с палочками, не ориентируясь на задание.
2 балла – принимает задание, но количественные представления сформированы на самом элементарном уровне – может выделить только в пределах трех из множества, счетные операции по представлению не выполняет.
3 балла – принимает и понимает цель задания, пересчитывает палочки в пределах пяти – действенным путем (дотрагивается пальцем до каждой палочки, выполняет счетные операции по представлению в пределах трех, задачу решить не может.
4 балла – принимает и понимает цель задания, пересчитывает палочки в пределах пяти зрительным путем, выполняет счетные операции в пределах пяти, решает предложенные задачи.
Количество баллов Уровень развития
4 Выше среднего
3 Средний
2 Ниже среднего
1 низкий
6. Диагностика оперативной слуховой памяти (5 – 7 лет).
(Методика «Запоминание 8 слов» предложен Н. Я. Семаго, М. М. Семаго «Исследование особенностей развития познавательной сферы детей дошкольного и младшего школьного возрастов».)
Цель: определение объема непосредственного запоминания словесного материала.
Материалы:набор из 8 слов:
1. Лес
2. Хлеб
3. Окно
4. Стул
5. Вода
6. Брат
7. Конь
8. Гриб
Инструкция: «Сейчас я прочту 8 слов. Слушать надо внимательно. Когда кончу читать, сразу же повтори столько слов, сколько запомнишь. Повторять можно в любом порядке, порядок роли не играет. Понятно?»
Процедура выполнения: слова предъявляются в медленном темпе с четкой интонацией. Затем слова сразу же воспроизводятся испытуемым. В протоколе фиксируется количество правильно воспроизведенных слов.
Анализ результатов: За каждое правильно воспроизведенное слово выставляется по 1 баллу. Изменение слова считается ошибкой (например, солнце – солнышко, окно – окна).
Определение уровня развития оперативной слуховой памяти.
№ Уровень Кол-во правильно воспроизведенных слов Баллы
1-й Высокий 8 6
2-й Выше среднего 7 – 6 5
3-й Средний 5 4
4-й Ниже среднего 4 – 3 3
5-й Низкий 2 и менее 0-2
7. Диагностика кратковременной зрительной памяти.
(Методика «Узнавание изображений предметов» (4 – 6 лет) Т. В. Ахутина)
Цель: определение уровня развития кратковременной зрительной памяти.
Материалы: таблица из шести изображений предметов и таблица из двенадцати изображений предметов.
Инструкция: «Сейчас я покажу тебе на короткое время картинку с различными изображениями. Будь очень внимательным и постарайся их запомнить». Ребенку предлагается в течение 15-18 секунд запомнить, а затем воспроизвести максимальное количество фигур из предъявляемой таблицы. Время воспроизведения – 1 минута.
Анализ результатов: Ребенку засчитывается 1 балл за каждую фигуру. Максимальное количество правильно угаданных фигур – 6.
Количество баллов Уровень развития
6 Выше среднего
5 Средний
4 Ниже среднего
0-3 Низкий
8. Методика «Построй по образцу». (Е. А. Стребелева)
Цель: выявление умения ребенка работать по образцу.
Оборудование: 15 плоских палочек одного цвета, экран.
Проведение обследования: взрослый за экраном сооружает постройку из 5 палочек, открыв экран, предлагает построить ребенку такую же. Если ребенок справился с первым заданиям, то ему предлагают выполнить вторую постройку. В случае затруднения проводиться обучение.
Обучение: если ребенок не может выполнить задание по образцу, то взрослый показывает, как это надо сделать, а затем просит ребенка выполнить постройку самостоятельно. В случае повторно возникших затруднений психолог использует способ действий по подражанию.
Оценка действий ребенка: принятие и понимание задания; способы выполнения (по образцу, по показу, по подражанию); отношение к результату; результат выполнения.
Анализ результатов:
Количество баллов Оценка результатов Уровень развития
4 Ребенок принимает и понимает задание; самостоятельно строит по образцу; заинтересован в конечном результате. Выше среднего
3 Ребенок принимает и понимает условия задания; самостоятельно по образцу может строить только после обучения; заинтересован в конечном результате. Средний
2 Ребенок принимает задание; самостоятельно по образцу работать не может ни до, ни после обучения; к результату безразличен. Ниже среднего
1 Ребенок не принимает и не понимает задание; в условиях обучения действует неадекватно (разбрасывает палочки, берет их в рот, стучит ими по столу и т. д.). Низкий
9. Методика «Складывание разрезных картинок» 5-6 лет (Е. А. Стребелева)
Цель: исследование перцептивного моделирование, основанного на анализе и синтезе пространственного взаиморасположения частей целого изображения, способности соотнесения частей целого изображения и их пространственной координации.
Оборудование: две картинки (кастрюля, мячик, разрезана на пять частей, этиалонное изображение одной из разрезанных картинок (кастрюля).
Проведение обследования: перед ребёнком на стол кладут эталонное изображение (кастрюля) и рядом, в случайном порядке раскладывают детали такого же изображения, но разрезанного. Ребёнка просят сложить из кусочков находящихся перед ним точно такую же картинку как эталонная.
После этого необходимо предъявить ребёнку другую картинку – мячик (без использования эталонного изображения)
Анализ результатов:
0 баллов – стратегия деятельности хаотическая, не имеющая цели, манипулятивная деятельность ребёнка (без учета результативности своих собственных попыток);
1 балл – выполнения задания методом проб и ошибок, либо практическим примеривание – действия в наглядно-действенном плане с учетом проведенных проб и полученных ошибок;
2 балла – целенаправленное выполнение задания методом зрительного примеривания.
Кол-во баллов Уровень развития
0 Низкий
1 Средний
2 Высокий
10. Методика «Составление рассказа по последовательному ряду картинок, объединенных единым сюжетом» (с 5 лет)
Цель: данная методика предназначена для оценки возможностей составления связного рассказа по серии картинок, объединенных единым сюжетом, и установления связи событий, отраженных на этих картинках.
Материал: четыре сюжетные картинки, предъявляемые ребёнку в неправильной последовательности.
Инструкция для ребёнка: «Вот здесь на рисунках изображено какое-то событие. Нужно разобрать с чего оно началось, что было дальше и чем оно закончилось»
После этого, как ребёнок разобрал картинки по порядку, его просят рассказать о том, что получилось.
Если ребёнок разложил неправильно, ему задают вопросы, цель которых – установить противоречия в рассуждениях, выявить ошибки.
Оценка результатов:
а) последовательность расположения картинок – 1 балл;
не смог найти последовательность картинок – 0 баллов;
б) связность речи, логичность в изложении содержания – 1 балл;
составил не логичный рассказ – 0 баллов;
в) грамматическая правильность – 1 балл
10.Нарисуй:
1 балл -ребенок не использует карандаш для черкания по бумаге, ведет себя неадекватно заданию, речевую инструкцию не выполняет;
2 балла – у ребенка есть стремление что-то изобразить (черкание, к конечному изображению безразличен, не выделена ведущая рука, нет согласованности действий обеих рук;
3 балла -ребенок понимает инструкцию, пытается нарисовать дорожку, изображая ее многократными прерывистыми линиями без определенного направления, понимает конечный результат своих действий, определена ведущая рука, но нет согласованности действий обеих рук;
4 балла – ребенок выполняет задание соответственно речевой инструкции, заинтересован в конечном результате (в большинстве случаев это прямая непрерывная линия, четко определена ведущая рука, наблюдается согласованность действий обеих рук.
Протокол обследования познавательного развития учащегося.
Фамилия, имя ребёнка___
Дата рождения___ возраст ___ посещает ДОУ___ группа___
№ п/п Субтесты Методика Протокол тестирования Балл Примечание (уровень развития)
1. Цветные кубики
2. Внимание
Парные картинки
Разрезные картинки
3 Конструирование из палочек
4 Счет 1-й вариант
2й вариант
5 Память
а) слуховая
«8 слов» Лес Хлеб Окно Стул
Вода Брат Конь Гриб
б) зрительная «Цветные картинки» Кораблик Ботинки Медведь
Часы Шарик Снеговик
д) «Составление рассказа по последовательному ряду картинок, объединенных единым сюжетом» («Стройка»)
6 Рисуночный тест
Общий результат
Заключение:___
Рекомендации:___
___
Дата обследования «___» ___ 201___г. ___
Ознакомлены (Ф. И. О. родителя/законного представителя)___
В Iучебно-воспитательный блок введены :
– уроки математики, письма и развития речи, чтения и развития речи, ручного труда, рисования, где основной задачей является развитие мыслительной деятельности и формирование психических функций (анализа, синтеза, сравнения, обобщения);
– введены уроки фонетической ритмики, сочетающие в себе работу над развитием слуха с помощью музыки для совершенствования произношения слабослышащего, формирования интонационного рисунка речи; которые проводит учитель-логопед совместно с музыкальным руководителем;
-коррекционные занятия, в которые включены элементы развивающих упражнений по развитию слухового восприятия и формированию произношения; в рамках таких занятий отрабатываются рекомендации учителя-логопеда;
-коррекционные занятия с воспитателем во второй половине дня, который организуют эстетическое, экологическое, нравственное, воспитание и используют различные формы социализации в названных направлениях работы. В работе педагог закрепляет правила поведения на улице, в обществе, в учреждении; формируют бережное отношение к своему здоровью, природе; воспитывает позитивное отношение к бытовому труду, к школе, привлекает к участию в событиях дня.
II- коррекционно-развивающий блок включает:
системный подход в коррекционной работе, предполагающий формирование познавательных психических процессов, развитие сенсорного и речевого развития ребенка;
сопровождение учащихся с сочетанными нарушениями узкими специалистами школы, которые осуществляют коррекционное воздействие и ослабление последствий патологии слуха через разработку и реализацию индивидуальных коррекционно-развивающих программ сопровождения;
Коррекционно-развивающая работа составляется
– учителем –дефектологом по коррекции процесса усвоения тех тем, которые вызывают затруднения в овладении учебным материалом ;
-учителем-логопедом по коррекции системного недоразвития речи; совершенствованию слухового восприятия речи с целью его развития и использования сохранной слуховой и других функции;
– педагогом-психологом осуществляется коррекция и развитие высших психических функций и эмоционально-волевой сферы слабослышащего ребёнка.
Исходя из индивидуальных особенностей учащегося Максима А., программы сопровождения специалистов имеют общие специфические особенности.
-задания предлагаются сначала на слухо – зрительной, а затем на слуховой основе, после накопления «слухового словаря» -задание, поручение, содержание материала предлагается на слух;
-задания по закреплению материала предъявляется до того, как учащийся познакомится с ними в классе.
-предъявляемые требования к инструкциям и речевому материалу снижены.
Источник
Диагностики для учащихся 1 класса
Методики проведения диагностики УУД
Методика №1 «Лесенка».
Методика предназначена для выявления системы представлений ребёнка о том, как он оценивает себя сам, как, по его мнению, его оценивают другие люди и как соотносятся эти представления между собой.
Диагностика «Лесенка» проводится в групповой форме
Групповой вариант позволяет оперативно выявить уровень самооценки.
Рисунок к методике «Лесенка»
Инструкция:
У каждого участника – бланк с нарисованной лесенкой, ручка или карандаш; на классной доске нарисована лесенка. «Ребята, возьмите красный карандаш и послушайте задание. Вот лесенка. Представьте, что на этой лесенке стоят все ваши одноклассники. На какой ступеньке стоишь ты? Нарисуй на ней кружок». Затем повторить инструкцию еще раз.
Обработка результатов:
При анализе полученных данных исходите из следующего:
Ступенька 1 – высокий уровень (завышенная самооценка).
Она чаще всего характерна для первоклассников и является для них возрастной нормой.
Ступеньки 2-4 – средний уровень (адекватная самооценка).
У ребенка сформировано положительное отношение к себе, он умеет оценивать себя и свою деятельность – это нормальный вариант развития самооценки.
Ступенька 5 -7 – низкий уровень (заниженная самооценка).
Дети, ставящие себя на эти ступеньки, имеют несколько заниженную самооценку. Как правило, это связано с определенной психологической проблемой ученика. Чтобы скорректировать ее, необходима совместная деятельность учителя, школьного педагога-психолога, социального педагога (в случае неблагоприятной обстановки в семье).
Суть педагогической поддержки педагога и его психологической помощи школьникам с низкими показателями уровня самооценки состоит во внимательном, эмоционально-положительном, одобряющем, оптимистически настроенном отношении к ним. Доверительное общение, постоянный контакт с семьей, вера в ученика, знание причин и своевременное применение способов преодоления трудностей ребенка способны медленно, но поступательно формировать адекватную самооценку младшего школьника.
Методика №2 Модифицированный вариант анкеты школьной мотивации
Н.Г. Лускановой.
Инструкция:
«Сейчас я буду зачитывать вопросы, которые описывают ваше отношение к школе. Послушайте их внимательно. К каждому вопросу предлагается 3 варианта ответа. Выберите тот вариант, который вам подходит, и запишите номер этого варианта рядом с номером соответствующего вопроса» (см. Приложение 2 «Стимульный материал для проведения мониторинга сформированности УУД у первоклассников»).
Обработка результатов:
Отрицательный ответ – 0 баллов;
Нейтральный ответ – 1 балл;
Положительный ответ – 3 балла;
Максимально возможная оценка равна 30 баллам.
Уровни школьной мотивации:
25–30 баллов – высокий уровень школьной мотивации;
15–24 балла – средний уровень мотивации;
10–14 баллов – низкий уровень школьной мотивации (ниже 10 баллов – негативное отношение к школе).
Вопросы анкеты:
1. Как ты чувствуешь себя в школе?
1) Мне в школе нравится.
2) Мне в школе не очень нравится.
3) Мне в школе не нравится.
2. С каким настроением ты идешь утром в школу?
1) С хорошим настроением.
2) Бывает по-разному.
3) Чаще хочется остаться дома.
3. Если бы тебе сказали, что завтра в школу не обязательно приходить всем ученикам, как бы ты поступил?
1) Пошел бы в школу.
2) Не знаю.
3) Остался бы дома.
4. Как ты относишься к тому, что у вас отменяют уроки?
1) Мне не нравится, когда отменяют уроки.
2) Бывает по-разному.
3) Мне нравится, когда отменяют уроки.
5. Как ты относишься к домашним заданиям?
1) Я хотел бы, чтобы домашние задания были.
2) Не знаю, затрудняюсь ответить.
3) Я хотел бы, чтобы домашних заданий не было.
6. Хотел бы ты, чтобы в школе были одни перемены?
1) Нет, не хотел бы.
2) Не знаю.
3) Да, я хотел бы, чтобы в школе были одни перемены.
7. Рассказываешь ли ты о школе своим родителям или друзьям?
1) Рассказываю часто.
2) Рассказываю редко.
3) Вообще не рассказываю.
8. Как ты относишься к своему классному руководителю?
1) Мне нравится наш классный руководитель.
2) Не знаю, затрудняюсь ответить.
3) Я хотел бы, чтобы у нас был другой классный руководитель.
9. Есть ли у тебя друзья в классе?
1) У меня много друзей в классе.
2) У меня мало друзей в классе.
3) У меня нет друзей в классе.
10. Как ты относишься к своим одноклассникам?
1) Мне нравятся мои одноклассники.
2) Мне не очень нравятся мои одноклассники.
3) Мне не нравятся мои одноклассники.
Диагностика регулятивных универсальных учебных действий
Методика № 3 «Тест простых поручений».
Тест диагностирует уровень развития саморегуляции, организации деятельности, отдельные свойства внимания, объем оперативной памяти. Проводится групповым способом. Временные затраты на выполнение теста — 5-7 минут. Текст поручений зачитывается в обычном темпе. Каждое задание зачитывается только один раз, повтора не допускается (см. Приложение 2 «Стимульный материал для проведения мониторинга сформированности УУД у первоклассников»).
Инструкция:
Ребята, при выполнении этих заданий вы должны быть очень внимательны и сообразительны. Ваша задача — выполнять каждое из моих несложных поручений быстро и без ошибок. Каждое поручение вы будете выполнять в одном из восьми квадратов выданного вам бланка. Если вы не успеете выполнить какое-то задание, переходите к следующему. Сделав случайную ошибку, аккуратно исправьте ее. Как только я скажу «стоп», закончите выполнение задания.
Текст поручений:
1. В первом квадрате напишите первую букву слова «Сергей» и последнюю букву слова «урок».
2. Во втором квадрате впишите в треугольник знак «плюс» и поставьте рядом с треугольником цифру «один».
3. В третьем квадрате обведите в кружок первую букву в слове «картина» и подчеркните все гласные.
4. В четвертом квадрате соедините прямой линией правый верхний угол и левый нижний угол квадрата.
5. В пятом квадрате разделите пополам маленький квадрат и на четыре части большой квадрат.
6. В шестом квадрате проведите две горизонтальные линии (показать рукой направление) и две вертикальные линии (также указать рукой направление).
7. В седьмом квадрате поставьте точку в маленьком треугольнике и соедините с точкой в большом треугольнике.
8. В последнем квадрате обведите в кружок все согласные в слове «салют» и зачеркните гласные буквы в слове «дождь».
Рисунок к методике «Тест простых поручений»
Обработка результатов:
За каждое правильно выполненное поручение присуждается 1 балл.
При выполнении части поручения или незначительном искажении балл не присуждается.
7-8 баллов – высокий уровень;
4-6 баллов – средний уровень;
0–3 балла – низкий уровень.
1 | 2 | 3 картина | 4 |
5 | 6 | 7 | 8 салют дождь |
1 | 2 | 3 картина | 4 |
5 | 6 | 7 | 8 салют дождь |
1 | 2 | 3 картина | 4 |
5 | 6 | 7 | 8 салют дождь |
1 | 2 | 3 картина | 4 |
5 | 6 | 7 | 8 салют дождь |
Диагностика познавательных универсальных учебных действий
Методика №4 Исследование словесно-логического мышления
Методика разработана Э. Ф. Замбацявичене на основе теста структуры интеллекта Р. Амтхауэра для диагностики умственного развития младших школьников. В предлагаемой методике 2 субтеста по 10 проб в каждом (см. Приложение 2 «Стимульный материал для проведения мониторинга сформированности УУД у первоклассников»).
1-й субтест
Осведомленность
Направлен на выявление осведомленности. Задания требуют от ребенка навыков дифференциации существенных и несущественных признаков предметов и простейших понятий. По результатам субтеста можно судить также о словарном развитии школьников.
2-й субтест
Классификация
Направлен на выявление умения классифицировать, изучение способности к абстрагированию.
Инструкция:
Диагностика проводится как индивидуально, так и фронтально.
Текст инструкции к каждому заданию может зачитываться как самим учителем (психологом), так и детьми про себя в электронном варианте (методика Р. Амтхауэра). Перед предъявлением заданий каждого субтеста необходимо дать несколько тренировочных проб, разобрать специфику выполнения каждого субтеста.
Обработка результатов.
При обработке результатов исследования подсчитывается сумма баллов, полученных за выполнение отдельных субтестов, и общая балльная оценка за два субтеста в целом.
Каждый правильный ответ оценивается 1 баллом.
Баллы, полученные за каждый субтест, и по методике в целом сравниваются с максимально возможными показателями – 10 баллов за субтест и 20 баллов в целом.
18 – 20 баллов – высокий уровень;
10 – 17 баллов – средний уровень;
0 –9 – низкий уровень.
Ключ к методике «Стимульный материал»:
№ | 1 субтест | 2 субтест | № | 1 субтест | 2 субтест |
1 | подошва | фасоль | 6 | всегда | указка |
2 | верблюд | мост | 7 | день | Нестеров |
3 | 12 | песок | 8 | жидкая | лебедь |
4 | февраль | Москва | 9 | корень | число |
5 | страус | каштан | 10 | Москва | вкусный |
1-й субтест
Продолжи предложение одним из слов, содержащихся в скобках. Для этого подчеркни его.
- У сапога всегда есть (шнурок, пряжка, подошва, ремешки, пуговица).
- В теплых краях обитает (медведь, олень, волк, верблюд, тюлень).
- В году (24, 3, 12, 4, 7 месяцев).
- Месяц зимы (сентябрь, октябрь, февраль, ноябрь, март).
- В России не живет (соловей, аист, синица, страус, скворец).
- Отец старше своего сына (часто, всегда, иногда, редко, никогда).
- Время суток (год, месяц, неделя, день, понедельник).
- Вода всегда (прозрачная, холодная, жидкая, белая, вкусная).
- У дерева всегда есть (листья, цветы, плоды, корень, тень).
- Город России (Париж, Москва, Лондон, Варшава, София).
2-й субтест
Одно из пяти слов в ряду не подходит к остальным. Вычеркни его.
- Тюльпан, лилия, фасоль, ромашка, фиалка.
- Река, озеро, море, мост, болото.
- Кукла, медвежонок, песок, мяч, лопата.
- Киев, Харьков, Москва, Донецк, Одесса.
- Шиповник, сирень, каштан, жасмин, боярышник.
- Окружность, треугольник, четырехугольник, указка, квадрат.
- Иван, Петр, Нестеров, Макар, Андрей.
- Курица, петух, лебедь, гусь, индюк.
- Число, деление, вычитание, сложение, умножение.
- Веселый, быстрый, грустный, вкусный, осторожный.
Диагностика коммуникативных универсальных учебных действий
Методика №5 “Рукавички” (Г.А. Цукерман).
Методика предназначена на выявление уровня сформированности действий по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества (кооперация).
Метод оценивания: наблюдение за взаимодействием учащихся, работающих в классе парами, и анализ результата.
Инструкция:
Учащиеся рассаживаются парами, каждому дают по одному изображению рукавички и просят украсить их одинаково, т. е. так, чтобы они составили пару. Дети могут сами придумать узор, но сначала им надо договориться между собой, какой узор они будут рисовать. Каждая пара учеников получает изображение рукавичек в виде силуэта (на правую и левую руку) и одинаковые наборы цветных карандашей.
Обработка результатов:
Низкий уровень – в узорах явно преобладают различия или вообще нет сходства. Дети не пытаются договориться, каждый настаивает на своем.
Средний уровень – сходство частичное – отдельные признаки (цвет или форма некоторых деталей) совпадают, но имеются и заметные различия.
Высокий уровень – рукавички украшены одинаковым или очень похожим узором. Дети активно обсуждают возможный вариант узора; приходят к согласию относительно способа раскрашивания рукавичек; сравнивают способы действия и координируют их, строя совместное действие; следят за реализацией принятого замысла.
Методика №6 «Карта наблюдений».
Данная методика предназначена для анализа степени развития коммуникативных универсальных учебных действий педагогом (см. Приложение 2 «Стимульный материал для проведения мониторинга сформированности УУД у первоклассников»).
Оценка сформированности коммуникативных УУД:
1 – низкий уровень;
2 – средний уровень;
3 – высокий уровень.
1 | 2 | 3 | ||
1. Не умеет участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые нормы речевого поведения, культуры речи | Умеет участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые нормы речевого поведения, культуры речи | |||
2. Не умеет формулировать высказывания, в зависимости от ситуации | Умеет формулировать высказывания, в зависимости от ситуации | |||
3. Плохо идёт на контакт с учителями | С удовольствием сотрудничает с учителями | |||
4. Плохо идет на контакт со сверстниками | С удовольствием сотрудничает с одноклассниками | |||
5. Плохая дисциплина | Дисциплинированный | |||
6.Частые конфликты | Отсутствие конфликтов | |||
7. Высокая двигательная активность, неусидчивость | Усидчивый |
Источник