Диагностика волевого развитие ребенка

Диагностика волевого развитие ребенка thumbnail

Диагностика волевых качеств ребенка

(И. Ю. Исаева «Досуговая педагогика: учебное пособие»).

Детям предлагаются вопросы, на которые они должны ответить «да», если согласны с вопросом, «нет» – при несогласии, «не знаю» – при сомнении, неуверенности. Если ребенку непонятно какое – либо выражение, перефразировать вопрос в доступной форме.

Вопросы

1. В состоянии ли ты завершить начатую работу, которая неинтересна, независимо от того, позволяют ли время и обстоятельства оторваться и потом вновь вернуться к ней?

2. Преодолеешь ли ты без особых усилий внутреннее сопротивление, когда нужно сделать что-то не очень для тебя приятное (например, рано встать в выходной день)?

3. Попадая в конфликтную ситуацию (в учебе или в быту), в состоянии ли ты взять на себя ответственность настолько, чтобы взглянуть на ситуацию со стороны с максимальной объективностью?

4. Если тебе прописана диета, сможешь ли ты преодолевать кулинарные соблазны?

5. Найдешь ли ты силы встать утром раньше обычного, как было запланировано вече-

ром?

6. Останешься ли ты на месте происшествия, чтобы дать свидетельские показания?

7. Быстро ли ты отвечаешь на письма?

8. Если у тебя вызывает страх предстоящий визит к стоматологу, сумеешь ли ты без особого труда преодолеть его и не изменить своего намерения?

9. Будешь ли ты принимать очень неприятное лекарство, которое настойчиво рекомендует врач?

10. Сдержишь ли ты данное сгоряча обещание, даже если его выполнение принесет немало хлопот? Иными словами – являешься ли ты человеком слова?

11. Без колебаний ли ты отправляешься в путешествие в незнакомый город?

12. Строго ли ты придерживаешься распорядка дня: время пробуждения, приема пищи, занятий и прочих дел?

13. Относишься ли ты неодобрительно к библиотечным задолжникам?

14. Отвлечет ли тебя очень интересная телепередача от выполнения срочной работы?

15. Сможешь ли ты прервать ссору и замолчать, какими бы обидными ни казались слова собеседника?

Обработка результатов:

Ответ «да» – 2 балла, «не знаю» – 1 балл, «нет» – 1 балл.

1 – 12 баллов

С силой воли дела обстоят неважно. Ребенок делает то, что легче и интереснее, даже если это может повредить ему. К обязанностям нередко относится спустя рукава, что бывает причиной неприятностей. Его позиция выражается примерно так: «Что, мне больше всех нужно?». Любую просьбу, обязанность он воспринимает, чуть ли не как физическое насилие. Дело тут не только в слабой воле, но и в эгоизме.

13 – 21 балл

Сила воли у ребенка средняя. Если он столкнется с препятствием, то начнет действовать, чтобы преодолеть его. Но если увидит обходной путь, тут же воспользуется им. Не переусердствует, но данное слово сдержит. Неприятную работу постарается выполнить, хотя и с неохотой. По доброй воле лишние обязанности на себя не возьмет.

22 – 30 баллов

С силой воли все в порядке. На ребенка можно положиться, он не подведет. Его не страшат ни новые поручения, ни дальние поездки, ни те дела, которые иных пугают. Но иногда его твердая и непримиримая позиция по принципиальным вопросам досаждает окружающим.

Диагностика поведенческого стиля в конфликтной ситуации

(И. Ю. Исаева «Досуговая педагогика: учебное пособие»).

Воспитанникам предлагается ответить на предложенные вопросы, оценив, насколько свойственно им то или иное поведение в конфликтной ситуации.

Способ поведения в конфликте.

1. Угрожаю и дерусь:

– часто;

– от случая к случаю;

– редко.

2. Стараюсь принять точку зрения противника, считаюсь с ней, как со своей:

– часто;

– от случая к случаю;

– редко.

3. Ищу компромисс:

– часто;

– от случая к случаю;

– редко.

4. Допускаю, что не прав, даже если не могу поверить в это окончательно:

– часто;

– от случая к случаю;

– редко.

5. Избегаю противника:

– часто;

– от случая к случаю;

– редко.

6. Желаю, во что бы то ни стало добиться своих целей:

– часто;

– от случая к случаю;

– редко.

7. Пытаюсь выяснить, с чем я согласен, а с чем – категорически нет:

– часто;

– от случая к случаю;

– редко.

8. Иду на компромисс:

– часто;

– от случая к случаю;

– редко.

9. Сдаюсь:

– часто;

– от случая к случаю;

– редко.

10. Меняю тему:

– часто;

– от случая к случаю;

– редко.

11. Повторяю одно и то же, пока не добьюсь своего:

– часто;

– от случая к случаю;

– редко.

12. Пытаюсь найти исток конфликта, понять, с чего все началось:

– часто;

– от случая к случаю;

– редко.

13. Немножко уступаю и подталкиваю тем самым к уступкам другую сторону:

– часто;

– от случая к случаю;

– редко.

14. Предлагаю мир:

– часто;

– от случая к случаю;

– редко.

15. Пытаюсь обратить все в шутку:

– часто;

– от случая к случаю;

– редко.

Обработка результатов:

Ключ: А (1, 6, 11); Б (2, 7, 12); В (3, 8, 13); Г (4, 9, 14); Д (5, 10, 15).

А – жесткий стиль решения конфликтов. Такие люди стоят до последнего на своем, защищая свою позицию, и во что бы то ни стало, стараются выиграть, уверены, что всегда правы.

Б – примиренческий стиль, ориентирован на «сглаживание углов» с учетом того, что всегда можно договориться, на поиск альтернативы и решения, которое способно удовлетворить обе стороны.

В – компромиссный стиль. С самого начала разногласия прослеживается установка на компромисс.

Г – мягкий стиль, проявляется в готовности встать на точку зрения противника и отказаться от своей позиции.

Д – уходящий стиль, этот стиль ориентирован на уход от конфликта. Люди данного типа стараются не обострять ситуацию, не доводить конфликт до открытого столкновения.

Источник

Особенности развития эмоциональной сферы у детей  дошкольного возраста я в своей работе выявляю, используя метод наблюдения, а также
различные диагностические методики.

         Регулярные наблюдения  за детьми  в естественных ситуациях –  в группе, на прогулке, во время
прихода в детский сад и ухода из него, позволяют достаточно объективно оценить эмоциональное состояние ребенка в условиях детского сада при взаимодействии с воспитателями, родителями и со
сверстниками, в процессе организации деятельности и отдельных режимных моментах.

      Более углубленную диагностику по результатам наблюдения или по запросу педагогов, родителей уже провожу используя ту или
иную, подходящую в конкретном случае, диагностическую методику.

Представляю комплекс методик,

используемых мною для оценки состояния эмоционально-волевой сферы.

Диагностика эмоциональной сферы дошкольник (Л.П.Стрелкова)

Эмоциональная сфера ребенка Стрелкова Л.

Adobe Acrobat Document
291.1 KB

Диагностика и развитие эмоциональной сферы ребенка предполагает выделение следующих параметров:

– адекватная реакция на различные явления окружающей действительности;

– дифференциация и адекватная интерпретация эмоциональных состояний других людей;

– широта диапазона понимаемых и переживаемых эмоций, интенсивность и глубина переживания, уровень передачи эмоционального состояния в речевом плане,
терминологическая оснащенность языка;

– адекватное проявление эмоционального состояния в коммуникативной сфере. 

Методика «Волшебная страна чувств» 

(Авторская – Т. Грабенко, Т. Зинкевич-Евстигнеева, Д. Фролов)

Методика_Волшебная_страна_чувств.PDF

Adobe Acrobat Document
283.5 KB

Бланки Волшебная страна чувств.PDF

Adobe Acrobat Document
624.1 KB

Цель: Выявление отношения детей к близким для них людям и к событиям, происходящим в их повседневной жизни. Исследование психоэмоционального
состояния ребенка 

Задачи: 

• Познакомить детей с разными эмоциональными состояниями. 

• Развивать у детей способность к рефлексии эмоционального поведения. 

• Развивать у детей навыки самоконтроля. 

Тест тревожности Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен.

Методика “Выбери нужное лицо”

Тест тревожности.pdf

Adobe Acrobat Document
611.7 KB

  Данная методика используется для исследования тревожности ребенка по отношению к ряду типичных для него жизненных
ситуаций общения с другими людьми. Определение степени тревожности раскрывает внутреннее отношение ребенка к определенной ситуации, дает косвенную информацию о характере
взаимоотношений ребенка со сверстниками и взрослыми в семье, детском саду.

          Ребенку последовательно предъявляют 14 рисунков. Каждый рисунок представляет некоторую типичную для жизни
ребенка ситуацию. Лицо ребенка на рисунке не прорисовано, дан лишь контур головы. Каждый рисунок снабжен двумя дополнительными рисунками детской головы с прорисованным
лицом (улыбающееся и печальное лицо), по размерам точно соответствующими контуру лица на рисунке. Ребенку предлагают подобрать к каждой ситуации подходящее лицо
для изображенного ребенка. Рисунка выполнены в двух вариантах: для девочек и для мальчиков.

Методика «Контурный САТ-Н

(Детский апперцептивный тест

Л. Беллак, О. Беллак)

Test_CAT_H.pdf

Adobe Acrobat Document
427.4 KB

   Методика выявляет реальное состояние
ребенка (эмоциональное, аффективное, мотивационное) через его ответы. Основная цель
тестирования – раскрытие отношений между ребенком и окружающими его людьми(родителями) в наиболее важных или травматичных для ребенка жизненных ситуациях. Важно то,
что результаты методики не зависят от культурных различий того или иного общества и уровня социального развития
ребенка.

   Стимульный материал состоит из 8-ми рисунков с контурными изображениями человеческих фигур (в одном сюжете присутствует
изображение животного) на однотонном бледно-зеленом фоне. Такой фон является оптимальным для восприятия рисунков при работе с детьми с какими-либо нарушениями
зрительного восприятия. Рисунки пронумерованы и предъявляются  в определенном порядке.

Цветовой тест Люшера

    Цветовой тест Люшера используется для оценки эмоционального состояния и уровня нервно-психической устойчивости; выявления
внутриличностных конфликтов и склонности к депрессивным состояниям и аффективным реакциям.

   Ребенку предъявляются восемь различных по цвету карточек, и предлагается сделать выбор наиболее привлекательных
цветов на момент тестирования. Набор карточек предъявляется дважды

 Методика «Лесенка»

   Методика изучает самооценку ребенка: как он оценивает свои личностные качества, свое здоровье, свою внешность, свою
значимость в коллективе (группа детского сада, школьный класс), в семье.

   Ребенку предлагается бланк с изображенными лестницами. Нужно определить свое место на лестнице ума, здоровья, красоты
и т.д.

Методика  «Два дома»

metodika_dva_doma.pdf

Adobe Acrobat Document
98.8 KB

         Цель методики – определить круг значимого общения ребенка, особенности взаимоотношений в семье,
в детской группе, выявление симпатий к членам группы, выявление скрытых конфликтов, травмирующих для ребенка ситуаций.

      Ребенку предлагают поселить в нарисованные на листе красный и черный домики жильцов.

Методика

«Несуществующее животное»

Несуществующее животное.pdf

Adobe Acrobat Document
134.9 KB

      Методика изучает личностные особенности ребенка: уровень его активности, самооценку, уровень тревожности, наличие страхов,
уверенность в своем положении, агрессивные тенденции нападающего или оборонительного характера, творческие способности и т.д.

    Ребенку предлагается на белом стандартном листе бумаги (А 4) придумать и изобразить несуществующее в природе
животное, а также назвать его несуществующим названием.

Методика «Кактус»

Методика Кактус.pdf

Adobe Acrobat Document
175.8 KB

      Методика направлена на изучение состояния эмоциональной сферы ребенка, выявление наличия агрессии, ее направленности
и интенсивности.

       Ребенку предлагают на листе бумаги нарисовать кактус таким, как он его представляет. Затем проводится
беседа.

Рисунок семьи

Рисунок семьи.pdf

Adobe Acrobat Document
255.0 KB

   Методика направлена на изучение особенностей восприятия ребенком внутрисемейных отношений.

        Ребенку предлагают нарисовать свою семью, после чего проводится беседа

Методика «Паровозик» (Велиева С.В.)

методика Паравозик.pdf

Adobe Acrobat Document
270.0 KB

      Методика позволяет определить особенности эмоционального состояния
ребёнка:нормальное или пониженное настроение, состояния тревоги, страха, удовлетворительную или низкую адаптацию в новой или привычной, социальной
среде (выявление тревожности у дошкольников). 

     Направлена на определение степени позитивного (ППС) и негативного (НПС) психического состояния.

Источник

Диагностика волевой готовности к школе

МЕТОДИКА «ДОМИК» (Н.И.ГУТКИНА)

Цель: диагностика умения ориентироваться на образец, точно скопировать его, развития произвольного внимания, пространственного восприятия, сенсорно-моторной координации и тонкой моторики руки.

Материал: картинка, изображающая домик, отдельные детали которого составлены из элементов прописных букв

Ход работы: ребенку предлагается срисовать предложенную картинку.

Инструкция испытуемому: «Перед тобой лежит лист бумаги и карандаш. На этом листе я прошу тебя нарисовать точно такую картину, какую ты видишь на этом рисунке (перед испытуемым кладется образец). Не торопись, будь внимателен, постарайся, чтобы твой рисунок был точно такой же, как этот на образце. Если ты что-то рисуешь , то стирать резинкой или пальцем ничего нельзя (необходимо проследить, чтобы у испытуемого не было резинки), а надо поверх неправильного или рядом нарисовать правильно. Тебе понятно задание? Тогда приступай к работе»

По ходу работы ребенка необходимо проследить зафиксировать следующее: 1. Какой рукой ребенок рисует. 2. Как он работает с образцом: часто ли смотрит на него, проводит ли воздушные линии над рисунком-образцом, повторяющие контуры картинки, сверяет ли сделанное с образцом или, мельком взглянув на него, рисует по пямяти.3. быстро или медленно проводит линии.4. отвлекаемость во время работы.5. Высказывания и вопросы во время рисования. 6. Сверяет ли испытуемый после окончания работы свой рисунок с образцом. Когда ребенок сообщает об окончании работы, ему надо предложить проверить, все ли у него верно. Если он увидит неточности в своем рисунке, он может их исправить, но это должно быть зарегистрировано экспериментатором.

Обработка результатов: проводится путем подсчета баллов, начисляемых за ошибки. Ошибки считаются:

а) отсутствие какой-либо детали рисунка (4 балла) (забор (одна или две половины), дым, труба, крыша, штриховка на крыше, окно, линия, изображающая основание домика);

б) увеличение отдельных деталей рисунка более чем в два раза при относительно правильном сохранении размера всего рисунка (збалла за каждую увеличению деталь);

в) неправильно изображений элемент рисунка (2 балла). Неправильно могут быть изображены колечки дыма, забор, штриховка на крыше, окно, труба. Причем, если неправильно нарисованы палочки, из которых состоит правая (левая) часть забора (колечки дыма, штриховка на крыше), 2 балла начисляется не за каждую неправильно изображенную деталь, а за всю часть рисунка. Правая и левая часть забора оценивается отдельно. Если часть правой (левой) стороны забора (дыма, штриховки) скопировано верно, а часть неверно, то за этот элемент рисунка начисляется 1 балл.

Неверно воспроизведенное количество элементов в детали рисунка не считается за ошибку;

г) неправильное расположение деталей в пространстве рисунка (1 балл). К ошибкам этого рода относятся: расположение забора не на общей с основанием домика линии, а выше или ниже; смещение трубы к левому углу крыши, существенное смещение окна в какую-либо сторону от центра; расположение дыма более чем на 30 градусов отклоняется от горизонтальной линии;  основание крыши по размеру соответсвует основанию домика, а не превышает его;

д) отклонение прямых линий более чем на 30 градусов от заданного направления. 1 балл за каждое отклонение: стен домика, крыши, забора;

е) разрывы между линиями в тез местах, где они должны быть соединены (1балл за каждый разрыв). В том случае, если линии штриховки на крыше не доходят до линии крыши, 1 балл становиться за всю штриховку в целом, а не за каждую неверную линию штриховки;

ж) залезание линий за другую (1балл за каждое залезание). В том случае, когда линии штриховки на крыше залезают за линии крыши, 1 балл становится за всю штриховку в целом, а не за каждую неверную линию штриховки.

Хорошее выполнение рисунка оценивается «0». Таким образом, чем хуже выполнено задание, тем выше полученная испытуемым суммарная оценка.

МЕТОДИКА «ДА ИЛИ НЕТ» (Н.И.ГУТКИНА)

Цель: диагностика умения действовать по правилу

Ход работы: взрослый задает ребенку такие вопросы, на которые проще всего ответить словами «да» и «нет». Но именно этого по условиям задания делать нельзя.

Инструкция испытуемому: «Сейчас мы будем играть в игру, в которой нельзя произносить слово «да» и слово  «нет». Повтори, пожалуйста, какие слова нельзя произносить? (Испытуемый повторяет слова). Теперь будь внимателен, я буду задавать тебе вопросы, отвечая на которые нельзя произносить слова «да» и «нет». Понятно? После этого, экспериментатор начинает задавать вопросы:

1. Ты хочешь  идти в школу?

2. Ты любишь, когда тебе читают сказки?

3. Ты любишь смотреть мультфильмы?

4. Ты хочешь остаться в детском саду еще на год?

5. Ты любишь гулять?

6. ты любишь играть?

7. Ты хочешь учиться?

8. Ты любишь болеть?

Обработка результатов: ошибками считаются только слова «да» и «нет». Слова «ага» и «неа» и тому подобные не рассматриваются в качестве ошибок. Также не считаются ошибкой бессмысленный ответ, если он удовлетворяет формальному правилу игры. Вполне допустимо, если ребенок вообще молчит и ограничивается утвердительным или отрицательным движением головы.

Задание выполнено на хорошем уровне, если не допущено ни одной ошибки. Если допущена ошибка, то это средний уровень. Если допущено более одной ошибки, то считается,  что испытуемый с заданием не справился.

МЕТОДИКА «ГРАФИЧЕСКИЙ ДИКТАНТ» (Д.Б.ЭЛЬКОНИН)

Цель: диагностика умения действовать по речевой инструкции взрослого

Материал: тетрадный лист, на котором поставлены точки для начал узоров и карандаш

Ход работы: ребенку предлагается нарисовать узоры. Всего в задании три узора. Первый узор тренировочный, его можно показать на доске, если нужно помочь ребенку. Второй и третий рисунки выполняются ребенком самостоятельно под диктовку экспериментатора: помогать, исправлять ошибки нельзя!

Инструкция ребенку: «Сейчас мы поучимся рисовать красивые узоры. Я буду говорить, как проводить линии, а ты рисуй то, что я диктую.

Обработка результатов: оценивается уровень выполнения каждого из узоров, кроме тренировочного. Выполнение узора под диктовку и его самостоятельное продолжение оценивается порознь.

4 балла – безошибочное воспроизведение (неровность линий, неаккуратность не влияют на оценку)

3 балла – имеются одна-две ошибки

2 балла – больше двух ошибок

1 балл – ошибок больше, чем правильно воспроизведенных участков

0 баллов – правильных участков нет.

За самостоятельное продолжение узора оценка выставляется по той же шкале.

Таким образом, за каждый узор ребенок получает по две оценки: одну за выполнение диктанта, другую за самостоятельное продолжение узора. Они колеблются от 0 до 4. Итоговая оценка работы под диктовку выводится путем суммирования оценок за отдельные узоры. Полученная оценка может колебаться от 0 до 8. Аналогично выводится итоговая оценка за самостоятельное продолжение узора. Затем обе итоговые оценки суммируются. Суммарный балл может колебаться в пределах от 0 до 16 баллов (если оба вида работы выполнялись без ошибок). На основании полученных данных делается вывод об умении ребенка  слушать и точно выполнять инструкцию взрослого, правильно воспроизводить на бумаге заданное направление линий, самостоятельно действовать по заданию взрослого. Низкий уровень: от 0 до 4 баллов; средний уровень: от 5 до 10 баллов; высокий уровень: от 11 до 16 баллов.

Источник