Диагностика васильевой карта развития ребенка
Младшая группа
Средняя группа
Старшая группа
Подготовительная к школе группа
1. Словарь
а. «Скажи, что это»
Предлагается картинка, на которой по 2-3 предмета одежды, мебели, посуды, животных, овощей, фруктов. Воспитатель показывает предмет на картинке (например, чайник) и спрашивает: что это? Ребенок называет. Воспитатель обобщает: Чайник – это посуда, а есть еще на картинке посуда? Ребенок показывает и называет. Аналогично с другими предметными картинками одежды, мебели, животных и т.д.
б. «Назови ласково»
Предлагается по 2 картинки, где один и тот же предмет большого и маленького размера. Воспитатель выкладывает большие предметы по одному и называет, ребенок дополняет маленьким предметом и называет в уменьшительно-ласкательной форме:
Большой ключ – маленький…ключик
Большой дом – маленький…домик
Большая кровать – маленькая …кроватка
Большая шишка – маленькая …шишечка
Большое яблоко – маленькое …яблочко
Большое ведро – маленькое…ведерко
2. Грамматический строй речи
а. Единственное и множественное число (по картинкам)
Воспитатель выкладывает картинку, где один предмет и много таких же предметов. Воспитатель называет один предмет, ребенок – много предметов.
Один утенок – много утят
Один котенок – много котят
Одна ленточка – много ленточек
Одна кукла – много кукол
Одно яблоко – много яблок
Одна слива – много слив
б. «Назови детенышей» (по картинкам)
У медведя – медвежата
У кошки – котята
У лисы – лисята
У собаки – щенята
У козы – козлята
У зайца – зайчата
3.Связная речь
а. Предлагается картинка с несложным сюжетом. Воспитатель просит ребенка рассказать, что он видит на картинке ( с наводящими вопросами).
б. Расскажи сказку (по иллюстрациям знакомых сказок «Репка» или «Колобок»)
в. Расскажи любое стихотворение наизусть
1. Словарь
а. «Для чего нужна вещь»
Предлагаются картинки, ребенок должен объяснить назначение предмета:
Грузовой автомобиль – …для перевозки грузов
Сахарница – … для хранения в ней сахара
Стул – …для сидения
Игрушки – …чтобы детям играть
Ведро – …наливать в него воду
Полотенце – …вытирать лицо, руки после купания
б. «Назови вторым словом»
Предварительно дается образец:
Морковь – овощ
Тарелка – посуда
Медведь – животное
Воспитатель называет предмет, ребенок называет обобщающее слово
Капуста – …
Яблоко – …
Чашка – …
Платье – …
Собака – …
Воробей – …
Диван – …
Сапоги – …
Кукла – …
в. «Назови детенышей»
У собаки – …щенята
У кошки – котята
У курицы – цыплята
У коровы – телята
У зайчихи – зайчата
У утки – утята
У ежихи – ежата
У свиньи – поросята
2. Грамматический строй речи
а. «Чего не стало»
Зеленое ведро – нет..зеленого ведра
Красное яблоко – нет …красного яблока
Голубое одеяло – нет… голубого одеяла
Желтые утята – нет…желтых утят
Полосатые котята – нет… полосатых котят
б. «Много и один»
Показывают ребенку картинку. где много предметов и один:
Одна вилка – много вилок
Одна ложка – много ложек
Один помидор – много помидоров
Один огурец – много огурцов
Один цыпленок – много цыплят
Один утенок – много утят
Один заяц – много зайцев
Одна кошка – много кошек
в. «Что изменилось»
Воспитатель меняет расположение предметов
Мяч на столе – …мяч под столом
Книга на полке – …книга в шкафу
Кубик за книгой – …кубик перед книгой
г. «Назови ласково»
Гриб – …грибочек
Сын – …сыночек
Цветок – …цветочек
Дом – …домик
Гном – гномик
Стол – столик
Стул – стульчик
Чашка – …чашечка
Ведро – ведерко
3. Развитие связной речи
а. Расскажи об игрушке (кошка, собака,заяц) – по образцу воспитателя
б. Расскажи по картинке (предлагается сюжетная картинка по возрасту)
в. Расскажи любимую сказку («Репка», «Колобок»)
г. Расскажи любое стихотворение наизусть
1.Словарь
а. Объясни значение слов (без картинок):
холодильник – (шкаф для хранения, охлаждения и замораживания продуктов) ;
вездеход – (транспорт, который может проехать по любым дорогам, даже самым трудным) ;
пылесос – (такой прибор, который удаляет пыль и мелкий мусор в доме).
б. «Кто заметит больше»
Ребенку предлагается назвать как можно больше деталей предмета (можно по картинке):
платье – юбка, воротник, карманы, оборка, рукав.
машина – колеса, руль, кабина, кузов, мотор, дверь.
в. «Кому что нужно для работы»
Самолет – …летчику
Лейка – …садовнику
Весы- …продавцу
Термометр – …врачу
Микрофон – …артисту, певцу
Швейная машинка – …портнихе
Руль – водителю, шоферу
г. «Третий лишний»
Капуста, морковь, яблоко
Диван, стакан, стул
Медведь, заяц, воробей
Платье, сапоги, юбка
2. Звуковой анализ слова
а. Придумай слово с определенным звуком
С – санки, самолет, снег
К – кошка, корабль,
кровать
А – аквариум, апельсин,
арбуз
Р – рыба, робот, растение
б. «Найди рифму»
(дается образец воспитателя)
кукушка – …хлопушка, подушка
чашка- …ромашка, рубашка
утка- …дудка, шутка
рак- …мак, лак
3. Грамматический строй речи
а. «Назови ласково» (дается образец)
Дом – домик
Стол – столик
Кошка – …кошечка
Окно – …окошечко
Яблоко – …яблочко
Серый – …серенький
Рыжий – …рыженький
б. «Где что хранится» (дается образец)
Сахар –… в сахарнице
Хлеб –… в хлебнице
Молоко –… в молочнике
Соль –… в солонке
Масло –… в масленке
в. «Какой, какая, какое»(по картинкам)
Яблоко – сочное, красное, сладкое
Трава – зеленая, мягкая, нежная
Лиса – хитрая, рыжая
Лимон – кислый, ароматный, желтый
г. «Из чего сок»
Из свеклы – свекольный
Из яблок – …яблочный
Из моркови – …морковный
Из капусты -… капустный
Из арбуза – …арбузный
д. «Один – много»
Один стул – много стульев
Один стол – много столов
Одна чашка – много чашек
Одна кукла- много кукол
Одно ухо – много ушей
Одно колесо – много колес
4. Связная речь
а. Расскажи по картинке (простой сюжет из серии «Игры детей» или «Моя семья»)
б. Расскажи об игрушке (кошка или кукла)
в. Расскажи сказку (по выбору ребенка)
г. Расскажи стихотворение (по выбору ребенка)
1. Звуковой анализ слова
а) «Похожие слова»
Вспомним разные слова, похожие слова (воспитатель дает образец: птичка-синичка или мак-рак)
машина- …малина, Марина
усы-…часы, весы
жучок-…паучок, сверчок, волчок
б) «Придумай слова с определенным звуком»
С – санки, слон, собака
К – корова, кровать, кошка
А – арбуз, аквариум, автобус
в) «Назови части слова»
РА-МА (какой первый слог, какой второй?)
ША-РЫ, РЫ-БА, МА-ЛИ-НА, БЕ-РЕ-ЗА
2. Грамматический строй речи
а) «Закончи предложение»
Мы не ходили гулять, потому что…(шел дождь; было холодно)
Мы позвонили маме, чтобы… (она не беспокоилась; поздравить с днем рождения)
б) «Скажи наоборот»
весело – грустно
тяжело – легко
далеко- близко
высокий – низкий
день – ночь
сухой – мокрый
сладкий – горький
жарко- холодно
в) «Скажи по-другому»
(дается образец воспитателя: роса сверкает – сверкающая роса):
листья шуршат – …шуршащие листья
ручей журчит – …журчащий ручей
ребенок рисует–… рисующий ребенок
девочка поет –… поющая девочка
г) «Назови одним словом»
яблоки, груши, абрикосы – …фрукты
лиса, медведь, еж – … дикие животные
собака, кошка, лошадь – домашние животные
стол, шкаф, кровать – мебель
сапоги, туфли, босоножки – обувь
кастрюля, стакан, тарелка – посуда
Назови профессии людей: столяр, художник, продавец…
Назови деревья: дуб, клен, тополь ….
Назови транспорт: автобус, велосипед, самолет…
д) «Чего не стало» (родительный падеж множественного числа):
Были сапоги – нет …сапог
Были туфли – нет…туфель
Были яблоки – нет…яблок
Были груши – нет…груш
Были флажки – нет…
флажков
3.Связная речь
а) Пересказ (Воспитатель читает 2 раза, ребенок пересказывает, как запомнил) – («В лесу» или «Котята», стр. 259-260 «Речевые игры» Селиверстов)
б) Рассказ по картинке (из серии «Моя семья» или «Игры детей»)
в) Опиши игрушку (кошка, или машина, или пирамида)
г) Расскажи сказку (любую на выбор ребенка)
д) Расскажи стихотворение (по выбору ребенка)
Источник
Педагогическая диагностика связана с освоением воспитанниками основной образовательной программы дошкольного образования и заключается в анализе освоения ими содержания образовательных областей: социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое, физическое развитие.
Педагогическая диагностика индивидуального развития ребенка представляет собой систему сбора, анализа, хранения и накопления образовательных результатов, обеспечивающих непрерывность и своевременную корректировку образовательного процесса.
Образовательные результаты — информация о развитии воспитанников ДОУ и результатах освоения основной образовательной программы ДОУ.
Цель педагогической диагностики: оценка эффективности педагогических действий для дальнейшего планирования образовательной деятельности с ребенком. Педагогическая диагностика проводится педагогом в ходе внутреннего мониторинга показателей развития личности ребенка.
Задачи педагогической диагностики:
- Индивидуализация образования (в т.ч. поддержка ребенка, построение образовательной траектории для детей, испытывающих трудности в образовательном процессе или имеющих особые образовательные потребности.);
- Оптимизация работы с группой детей.
Основными принципами системы оценки индивидуального развития детей являются:
- комплексность,
- непрерывность,
- диагностичность (наличие критериев),
- доступность результатов для родителей (законных представителей) воспитанников, педагогов (непосредственно работающих с ребенком).
Педагогическая диагностика:
- позволяет фиксировать уровень актуального развития дошкольника и оценивать его динамику;
- учитывает зону ближайшего развития ребенка по каждому из направлений;
- позволяет рассматривать весь период развития ребенка как единый процесс без условного разделения на разные возрастные этапы, «привязанные» к паспортному возрасту, при этом учитывает возрастные закономерности развития, опираясь на оценку изменений деятельности дошкольника;
- учитывает представленные в Программе целевые ориентиры, но не использует их в качестве основания для их формального сравнения с реальными достижениями детей.
В старшем дошкольном возрасте (с 5 до 7 лет) проводится логопедическая диагностика детей квалифицированным специалистом – учителем-логопедом для своевременного выявления отклонений в развитии и проведения необходимой коррекции.
Организация проведения оценки индивидуального развития
Мониторинг осуществляется в форме регулярных наблюдений педагога за детьми в повседневной жизни и в процессе непосредственно образовательной деятельности с ними.
Мониторинг в форме наблюдения проводится на протяжении всего учебного года во всех возрастных группах. Выявленные показатели развития каждого ребенка фиксируются педагогом. Фиксация результатов (вводная и итоговая диагностики) может проводиться в октябре (первые 10 дней месяца) и мае (первые 10 дней месяца).
Результаты оценки индивидуального развития ребенка вносятся воспитателями и специалистами ДОУ в карты педагогической диагностики, сводные по картам предоставляются старшему воспитателю. В конце учебного года проводится сравнительный анализ результативности образовательного процесса и на основе анализа ставятся задачи для планирования индивидуальной образовательной деятельности с ребенком на следующий учебный год.
Распределение функций при оценке индивидуального развития ребенка:
- старший воспитатель обеспечивают условия объективного проведения оценки индивидуального развития ребенка (минимизируя риски субъективных оценок): выбирает методики и параметры оценки результатов, консультируют педагогов, испытывающих сложности в проведении педагогической диагностики;
- специалисты ДОУ проводят педагогическую диагностику (учитель-логопед, музыкальный руководитель, инструктор по физическому воспитанию) своего направления развития личности воспитанников, педагог-психолог – психологическую диагностику при необходимости, анализируют результаты, формулируют причины успехов или неудач, намечают пути коррекции;
- воспитатели проводят оценку индивидуального развития воспитанников, анализируют результаты, формулируют причины успехов или неудач, намечают пути коррекции.
Оценка индивидуального развития осуществляется:
- в начале (сентябрь, октябрь) и в конце учебного года (апрель, май) – в целях определения динамики его развития;
- случаях обращения родителей (законных представителей) ребенка.
Инструментарий оценки индивидуального развития ребенка
Оценка индивидуального развития осуществляется через наблюдения, беседы, анализ продуктов детской деятельности, в процессе непосредственно организованной деятельности.
Оценка индивидуального развития ребенка проводится по следующим уровням показателей:
- показатель сформирован полностью (достаточный уровень – 2.6 – 3 балла) — наблюдается в самостоятельной деятельности ребёнка, в совместной деятельности со взрослым;
- показатель почти сформирован (условно достаточный 2,0-2,5 баллов) проявляется в самостоятельной деятельности, приближается к достаточному уровню.
- показатель в стадии формирования (уровень приближается к достаточному – 1,6 до 2 баллов) — проявляется неустойчиво, чаще при создании специальных ситуаций, провоцирующих его проявление: ребёнок справляется с заданием с помощью наводящих вопросов взрослого, даёт аналогичные примеры;
- показатель не сформирован (недостаточный уровень – 0-1.5 баллов) — не проявляется ни в одной из ситуаций, на все предложения взрослого ребёнок не даёт положительного ответа, не в состоянии выполнить задание самостоятельно.
Оценки «достаточный уровень» и «близкий к достаточному» отражают состояние нормы развития и освоения Основной образовательной программы.
Преобладание оценок «достаточный уровень» свидетельствует об успешном развитии и освоении детьми основной образовательной программы дошкольного образования.
Если по каким-то направлениям преобладают оценки «недостаточный уровень», следует усилить индивидуальную работу с ребёнком по данному направлению с учётом выявленных проблем, а также при взаимодействии с семьёй по реализации ООП ДО.
По результатам педагогической диагностики, составляются индивидуальные рекомендации по коррекции развития ребёнка.
Методологическая основа педагогической диагностики:
Для проведения педагогической диагностики используются параметры педагогической диагностики индивидуального развития детей от 2 до 7 лет.
Выделенные показатели отражают основные моменты развития дошкольников, те характеристики, которые складываются и развиваются в дошкольном детстве и обуславливают успешность перехода ребенка на следующий возрастной этап.
Контроль
Контроль проведения и объективности оценки индивидуального развития ребенка осуществляется заведующим и старшим воспитателем посредством следующих форм:
- ежедневный текущий контроль;
- тематический контроль;
- оперативный контроль;
Виды деятельности в рамках контроля: педагогические наблюдения; изучение и анализ документации, собеседования.
Организация работы с результатами оценки индивидуального развития ребенка
Результаты оценки индивидуального развития детей обсуждаются на ПМПк ДОУ для выработки индивидуальных траекторий развития, разработки индивидуальных программ.
Обобщенные результаты оценки индивидуального развития детей могут использоваться в проблемно-ориентированном анализе деятельности ДОУ в целях принятия управленческих решений.
Основными пользователями информации о результатах оценки индивидуального развития детей являются:
- родители (законные представители) воспитанников,
- педагоги (непосредственно работающие с ребенком).
Пользователями обобщенной информации о результатах индивидуального развития детей являются:
- педагогический совет ДОУ,
- ПМПк ДОУ
Документация
Результаты оценки индивидуального развития детей, хранятся у педагогов в методическом кабинете 5 лет после выпуска детей из ДОУ. Обновляются по мере необходимости.
Материалы по педагогической диагностике разработаны на основе:
- ФЗ РФ от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,
- Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155),
- Приказа министерства образования и науки РФ от 30.08.2013 №1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам дошкольного образования»,
- Устава МКДОУ, основной образовательной программы МКДОУ.
Предлагаемые карты педагогической диагностики разработаны для воспитателей и специалистов, работающих по программе “От рождения до школы” под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.
Карты позволяют проанализировать степень овладения программным материалом как одного ребенка, так и группы детей в целом. Карты систематизированы по 5 образовательным областям и содержат полную информацию о программных требованиях. Предлагаемые карты охватывают все разделы программы: игра, социализация, развитие общения, нравственное воспитание, труд, самообслуживание, ФЭМП, познавательно – исследовательская деятельность, ознакомление с предметным окружением и социальным миром, ознакомление с миром природы, развитие речи, приобщение к художественной литературе, рисование, лепка, аппликация, музыкальная деятельность, культурно-досуговая деятельность, конструктивно-модельная деятельность, формирование начальных представлений о здоровом образе жизни, физическая культура.
К каждой диагностической карте прилагается инструментарий виде наблюдений или специально организованных заданий, позволяющих фиксировать индивидуальную динамику и перспективы развития каждого ребенка в ходе:
- коммуникативной деятельности со сверстниками и взрослыми (как меняются способы установления и поддержания контакта, принятия совместных решений, разрешения конфликтов, лидерства и пр.);
- игровой деятельности;
- познавательно-исследовательской деятельности (как идет развитие детских способностей, познавательной активности, детской инициативности, ответственности и автономии, как развивается умение планировать и организовывать свою деятельность);
- в деятельности по восприятию художественной литературы и фольклора;
- двигательной деятельности (физическом развитии);
- в деятельности по самообслуживанию и элементарному бытовому труду;
- конструктивной деятельности;
- музыкальной деятельности;
- изобразительной деятельности.
Основополагающим методом педагогической диагностики является наблюдение при:
- организованной деятельности в режимные моменты,
- самостоятельной деятельности воспитанников;
- свободной продуктивной, двигательной или спонтанной игровой деятельности воспитанников;
- образовательной деятельности.
При необходимости педагог может применять и иные исследовательские методы, уместные для осуществления педагогической диагностики в дошкольном образовании (беседа, поручения, создание педагогических ситуаций и др.). Педагогическая диагностика может включать в себя диагностические задания. Существует несколько типов диагностических заданий.
- Задания первого типа направлены на определение уровня овладения способами действий.
- Задания второго типа направлены на определение уровня овладения основными знаниями и умениями, необходимыми детям при изучении материалов каждого раздела программы.
- Задания третьего типа направлены на определение способности ребенка к реализации опыта в новых, нестандартных условиях.
Диагностические задания могут быть включены в календарно-тематические планы по каждому разделу программы. Их проведение не требует дополнительного времени (в этом особенность педагогической диагностики). Воспитателю необходимо создавать условия для организации и проведения педагогической диагностики и продумывать моменты в организации для активизации активности и самостоятельности детей. Для этого воспитатель может быть инициатором, демонстрирующим собственную увлеченность;
- может проигрывать проблемно-поисковую ситуацию;
- может подключиться к детям, выполняющим диагностические задания;
- может быть просто сторонним наблюдателем.
Большое значение имеет подбор материала и оборудования для выполнения диагностического задания. Они должны быть интересны своей новизной, необычностью внешнего вида, способом использования или получаемым с его помощью результатом. Оборудование должно быть разнообразным, предусматривающим свободу выбора в соответствии с интересами ребенка. Предпочтительно использовать материалы и оборудование, которые могут стимулировать, подсказывать содержание и способы выполнения диагностических заданий.
Членами рабочей группы «Эксперт» МКДОУ “Солнышко” были разработаны диагностические карты освоения детьми ООП ДОУ в соответствии с программой «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой и инструментарий к ним.
Разделы программы | Разработчики диагностических карт | Разработчики инструментария |
Образовательная область “Социально-коммуникативное развитие” | ||
Социализация, развитие общения, нравственное воспитание, труд, самообслуживание | Залесова Т.В. | Залесова Т.В. |
Игра | Утробина О.В. | Утробина О.В. |
Образовательная область “Познавательное развитие” | ||
ФЭМП | Грузская Т.В. | Грузская Т.В. |
Познавательно-исследовательская деятельность | Грузская Т.В. | Грузская Т.В. |
Ознакомление с предметным окружением | Петрова Е.В. | Петрова Е.В. |
Ознакомление с социальным миром | Петрова Е.В. | Петрова Е.В. |
Ознакомление с миром природы | Селиванова В.М. | Селиванова В.М. |
Образовательная область “Речевое развитие” | ||
Развитие речи | Старун Г.В. | Старун Г.В. |
Приобщение к художественной литературе | Старун Г.В. | Старун Г.В. |
Образовательная область “Художественно-эстетическое развитие” | ||
Рисование | Шадрина Е.А. | Зощенко М.Г. |
Лепка | Шадрина Е.А. | Шадрина Е.А. |
Аппликация | Шадрина Е.А. | Шадрина Е.А. |
Музыкальная деятельность | Леонова А.В. | |
Культурно-досуговая деятельность | Быкова С.В. | Быкова С.В. |
Конструктивно-модельная деятельность | Вяткина И.В. | Вяткина И.В. |
Образовательная область “физическое развитие” | ||
Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни | Бойко А.В. | Чебанова И.Е. |
Физическая культура | Бойко А.В. | Чебанова И.Е. |
По представленной ниже таблице легко ориентироваться в образовательных областях, соотносить разделы программы с организованной образовательной деятельностью, свободной деятельностью детей, с видами детской деятельности.
Продолжение программы.
Источник