Диагностика уровня развития ребенка с дцп

Диагностика уровня развития ребенка с дцп thumbnail

Наше опытно-экспериментальное исследование проходило на базе МДОАУ «Детский сад №8» г. Оренбурга, в подготовительной группе. В эксперименте принимали участие старшие дошкольники с ДЦП в разной степени выраженности в количестве шести человек (см. Таблица 1).

Таблица 1

Контингент участников экспериментальной группы

Диагноз врач-невролога

1.

Артем С.

6 лет

ДЦП. Спастическая диплегия

2.

Диана П.

6 лет

ДЦП. Спастический тетрапарез

3.

Катя К.

6 лет

ДЦП. Спастический нижний парапарез

4.

Данил П.

7лет

Экстрапирамидный тетрапарез

5.

Настя П.

7лет

ДЦП, спастическая диплегия, задержка психического развития, энурез

6.

Максим И.

6 лет

ДЦП. Спастическая диплегия

Определение уровня развития мелкой моторики с ДЦП осуществлялось путем педагогического эксперимента, он проводился в три этапа с января по март2020г.

Цель экспериментальной работы: развитие мелкой моторики у старших дошкольников с ДЦП средствами лепки.

Модель эксперимента включала в себя три этапа:

Констатирующий эксперимент

Цель: определить уровень развития мелкой моторики у старших дошкольников с ДЦП.

Формирующий эксперимент

Цель: подобрать серию занятий по лепке, направленные на развитие мелкой моторики старших дошкольников с ДЦП.

Контрольно-оценочный эксперимент

Цель: определить эффективность использования лепки в развитие мелкой моторики у старших дошкольников с ДЦП.

В основу содержания методики констатирующего эксперимента легли тесты оценки мелкой моторики Н.Озерецкого, Л.А Венгера, В. Мытацина, которые позволяют качественно оценить развитие мелкой моторики у старших дошкольников с ДЦП[33].

Описание методик

1. «Дорожки»

Цель: определить уровень развития точности движений, степень подготовленности руки к овладению письмом, сформированность внимания и контроля над собственными действиями.

Материал: рисунок, на котором изображены дорожки, у одного конца которых стоят машины, у другого – дом, карандаш.

Инструкция для ребенка: «Здесь нарисованы машинки и дорожки с домиками. Попробуй соединить линией машину с домиком, не съезжая с дорожки».

Критерии оценки:

4 балла – выходы за пределы дорожки отсутствуют, карандаш отрывается от листа не более 3 раз;

3 балла – линия с очень сильным нажимом, рвущим бумагу;

2 балла – многократное проведение по одному и тому же месту рисунка или неровная, дрожащая линия, очень слабая выходящая за пределы;

1 балл – выполнение с помощью взрослого;

0 баллов – неверное выполнение после помощи; отказ от выполнения задания.

2.«Щепоть-ладонь» – (соединить все пальцы левой руки, изображая клюв дятла (щепоть), постучать по правой, вертикально раскрытой ладони и перенести эти движения на другую руку).

Цель: определение динамической координации, силы движений и пластичности мелкой моторики детей.

Инструкция для ребенка: «Соедини все пальцы левой руки, изображая клюв (щепоть), постучи по правой, вертикально раскрытой ладошке и перенеси эти движения на другую руку (показ движений)»

Критерии оценки:

4 балла – без ошибок

3 балла – затруднение смены фаз движений

2 балла – затруднения в смене фаз движений и группировки пальцев в щепоть.

1 балл – затруднение группировки пальцев в щепоть;

0 баллов – неверное выполнение после помощи; отказ от выполнения задания.

3. «Перекладывание фишек»

Цель: определение скорости движений мелкой моторики.

Материал: две коробки одна с фишками (10 штук), другая пустая.

Инструкция для ребенка: «Попробуй переложить фишки в пустую коробочку».

Критерии оценки:

4 балла – без ошибок в течение 8-10 секунд;

3 балла- затруднения захвата монет в течение 10-15 секунд;

2 балла – затруднения в группировке пальцев в течение 15-20 секунд;

1 балл – выполнение с помощью взрослого 20-25секунд;

0 баллов – неверное выполнение после помощи; отказ от выполнения задания.

Задание №4 «Ладонь-кулак»

Цель: исследование динамической координации движений пальцеврук.

Оборудование: пальчики рук ребенка.

Инструкция:

– Выполни под счет: пальцы сжать в кулак – разжать.

– Менять положение рук одновременно: ладонь – кулак.

-Воспроизведи позу: кулак – ладонь – ребро.

– «Пальчики здороваются»-поочередно соедини все пальцы рук с большим пальцем, на одной руке.

– Держа ладони на поверхности стола, разъедини и соедини пальцы.

Критерии оценки:

4 балла – без ошибок

3 балла – не значительные ошибки

2 балла – грубые ошибки

1 балл- с помощью взрослого

0 баллов – неверное выполнение после помощи; отказ от выполнения задания.

5.«Нанизывание пирамидки»

Цель: определение скорости движений мелкой моторики.

Материал: пирамидка

Инструкция для ребенка:«Перед тобой пирамидка, давай вместе ее разберем, а потом ты сам ее правильно соберешь».

Критерии оценки:

4 балла – без ошибок

3 балла – не значительные ошибки

2 балла – грубые ошибки

1 балл- с помощью взрослого

0 баллов – неверное выполнение после помощи; отказ от выполнения задания.

По результатам количественных данных в баллах, полученных в ходе исследования, выделены следующие уровни:

Высокий уровень – 20-18 баллов;

Выше среднего- 18-15 баллов;

Средний уровень – 15-12 баллов;

Ниже среднего – 11-6 баллов;

Низкий уровень – 5- 0 баллов.

Результаты экспериментального исследования мелкой моторики у старших дошкольников с ДЦП показали, что у исследуемых дошкольников выявлены отклонения в развитии исследуемой функции, что проявляется в специфических ошибках при выполнении всех заданий методики, о чем убедительно свидетельствуют полученные в ходе эксперимента результаты.

Количественные данные о состоянии развития мелкой моторики старших дошкольников с ДЦП приведены в таблице (см. Таблица 2).

Таблица 2

Количественные данные о развитии мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста с ДЦП на констатирующем этапе

Примечание: 1. «Дорожки». 2. «Щепоть-ладонь». 3. «Перекладывание фишек».

4. «Ладонь-кулак». 5. «Нанизывание пирамидки».

Из таблицы 2 видно, что у группы испытуемых старших дошкольников с ДЦП, состоящей из шести детей, принимавших участие в нашем экспериментальном исследовании, степень развития мелкой моторики составляет 5,3 балла.

В результате проведенного исследования на констатирующем этапе, нами было выявлен 66,6% низкий уровень развития мелкой моторики у старших дошкольников с ДЦП и 33,4% детей имеют ниже среднего (см. Рисунок 1).

Рисунок 1 Уровень развития мелкой моторики старших дошкольников с ДЦП % на констатирующем этапе

Качественный анализ данных позволил отметить, что старшие дошкольники с ДЦП допустили ряд специфических ошибок при выполнении всех заданий.

При выполнении первого задания детям сложно было провести прямую линию. При проведении линии наблюдалась насильственные движения, гиперкинезы, у некоторых гипотония в кистях рук детей, присутствовали выходы за пределы дорожки, а также неровные линии с очень сильным нажимом, это обуславливается несформированностью зрительно-моторной координации, внимания и контроля над собственными действиями.

При выполнении задания с помощью взрослого дошкольники (4ребенка) допустили ряд типичных ошибок:

– линия с очень сильным нажимом, рвущим бумагу2 дошкольника;

– многократное проведение по одному и тому же месту рисунка 2 дошкольника;

– дрожащая линия, очень слабая выходящая за пределы2 дошкольника.

При выполнении смены движений дошкольники с ДЦП испытывали наибольшие трудности, которые обуславливаются несформированностью силы движений и пластичности мелкой моторики детей.

Читайте также:  Развитие у ребенка мотивации достижения

При выполнении второго задания (собрать пальцы в щепоть) группа детей со спастической диплегией (2 ребенка) испытывали специфические трудности: не могли согнуть и коснуться кончиками пальцев друг к другу из-за повышенного тонуса. У двоих детей со спастической диплегией поражены все четыре конечности. Причём ноги поражены больше, чем руки, но они смогли коснуться большим пальцем только указательного на доминантной (правой)руке. Остальные двое детей не смогли даже этого. При попытке придать их пальцам нужную позицию механическим способом дети испытывали боль.

У двоих из них при выполнении этого задания наблюдались непроизвольные содружественные движения – при выполнении задания доминантной левой рукой, правая, вместе с плечом, непроизвольно отводилась назад. Само задание тоже вызвало трудности: два ребенка пытались самостоятельно его выполнить, приложили много усилий, но соединить с большим пальцем смогли только указательный и средний.

Почти каждому ребенку приходилось многократно повторять словесную инструкцию, показ образца и механическую помощь. Выполнение задания сопровождалось у одного ребенка (Диана) тремором рук и покачиванием всего тела.

Практически всем детям со спастической диплегией было трудно удержатьданную позу (указательный и средний пальцы вытянуты, большой, безымянный и мизинец приведены вместе), после механической помощи в еепостроении. Безымянный и мизинец непроизвольно разгибались.

В третьем задании при перекладывании фишек дошкольники с ДЦП испытывали небольшие трудности, которые обуславливались недостаточно развитой скорости движений мелкой моторики.

При выполнении задания дошкольники допускали типичные ошибки:

– затруднения в группировке пальцев в течение 15-20 секунд – 2 дошкольников;

– выполнение с помощью взрослого 20-25секунд – 3 дошкольника;

– отказ от выполнения задания -1.

При исследование динамической координации движений пальцеврук нами выявлено, что с данными пробами детям с ДЦП самостоятельно справится было очень сложно. 4 ребенка выполняли задания с помощью взрослого, а два ребенка не смогли выполнять даже с помощью педагога. Дети испытывали трудности при сжатии ладони в кулак, сильно сжимали пальцы и удерживали эту позу. При воспроизведении позы: кулак – ладонь – ребро, смогли справится только два ребенка, остальные отказались от выполнения задания.

Пятое задание – надевать деталь пирамидки на штырь у большинства детей не вызвало затруднений. Дети не могли удержать сам штырь пирамидки, они непроизвольно сдвигали его, когда пытались надеть на него колечки. Но при удержании штыря с заданием справились. У двоих детей в попытках попасть колечком на штырь были напряжены все части тела, вплоть до языка. У двоих наблюдалось обильное слюнотечение. Они непроизвольно вставали со стульев, отводили голову назад и роняли детали пирамидки. Ребенок с спастическим тетрапарезом держал детали пирамиды двумя пальцами (большим и указательным), при этом испытал трудности в попытке донести их до штыря, т.к. движения сопровождались тремором руки и головы.

Качественный анализ данных исследования развития мелкой моторики у старших дошкольников с ДЦП позволил отметить, что наибольшие трудности у испытуемых дошкольников были зафиксированы при проведении линий, исследование динамической координации движений пальцев руки изменение фаз движений. Уровень развития мелкой моторики при выполнении данных заданий испытуемыми детьми с ДЦП составил 0,7 баллов и 1,3 баллов.

Наряду с этим, наименьшие трудности у испытуемых старших дошкольников с УО были зафиксированы при перекладывании фишек и нанизывании пирамидки.

Помимо специально организованных диагностических методик при выявлении особенностей мелкой моторики у детей с ДЦП осуществлялось наблюдение за детьми во время их самостоятельной деятельности, режимных моментов и совместной деятельности с воспитателями. Какой рукой ребенок предпочитает пользоваться во время игр, какой рукой держит ложку, карандаш, кисточку, насколько долго может удержать предмет в руке и. т. д.

Таким образом, недостаточное развитие мелкой моторики у старших дошкольников с ДЦП выражается в неумение выполнять точные, согласованные движения с предметами, не развито умение менять направление линии при помощи тонких движений пальцев. Многие дети не могут действовать одновременно двумя руками сразу.

Недостаточное развитие зрительно-двигательной сферы приводит к тому, что ребенок не может верно, определить направление движения, проследить за движениями рук, движения детей мало координированные, неточные, многие из них плохо удерживают предметы, часто действуют одной рукой. Некоторые дети в силу своего нарушения не способны к быстрой смене моторных установок. А также старшим дошкольникам сложно самостоятельно одеться, причесаться, действовать с мелкими предметами.

У старших дошкольников с ДЦП отмечается недостаточность мышечной силы, гиперкинезы, наличие насильственных движений, парез, тремор. Обнаруживается также нарушение словесной регуляции действий, что проявляется в затруднениях при выполнении задания по словесной инструкции. У детей старшего дошкольного возраста с ДЦП наблюдается значительное нарушение мелкой моторики.

Источник

Диагностика уровня развития ребенка с дцп

Обычно диагноз «детский церебральный паралич» (ДЦП) ставится к 1 году. Однако тяжелые формы (например, двойная гемиплегия) могут выявляться и ранее, или наоборот более легкие формы (например, гемипаретическая) могут быть выявлены и позже. Если у врача есть подозрение, что ребенок страдает ДЦП, то обычно проводится комиссионный осмотр с участием различных специалистов: невролог, ортопед, логопед-дефектолог, врач лечебной физкультуры с целью комплексной оценки состояния ребенка.

Диагноз «детский церебральный паралич» определяется поэтапно. Сначала изучается подробная история болезни ребенка и его родителей. Для этого проводится подробный расспрос матери о течении беременности, родов и послеродового периода, о состоянии здоровья ее и членов ее семьи. Это позволяет врачу оценить степень риска развития ДЦП. Тщательное изучение истории болезни позволяет не проводить лишних анализов, которые зачастую являются огромным стрессом для ребенка.

Далее врач оценивает динамику развития ребенка. Доктор узнает, в каком возрасте ребенок начал держать голову, переворачиваться, сидеть, стоять, ходить, разговаривать. Таким образом, становится ясно, есть ли какие-либо признаки задержки формирования навыков, что весьма характерно для большинства форм ДЦП.

Следующая стадия – анализ моторного развития ребенка на данный момент. Врач проверяет, нормальная ли у ребенка осанка, в норме ли мышечный тонус. Нестандартные позы, высокий или низкий мышечный тонус, патологические движения, высокие сухожильные рефлексы, патологические безусловные рефлексы, которые должны отсутствовать после 3.5 месячного возраста ребенка – наиболее типичные симптомы ДЦП. Крайне важно, чтобы результаты всех врачебных осмотров были подробно зафиксированы в медицинских документах – это даст возможность в процессе постановки диагноза и проведения реабилитации оценивать позитивные и негативные изменения в состоянии ребенка различными специалистами.

Особенно существенно оценить, не ухудшается ли самочувствие ребенка с течением времени. ДЦП условно считается непрогрессирующим заболеванием: и если некоторые его симптомы могут трансформироваться в процессе роста малыша, то исходное поражение мозга принципиально не изменяется в течение его жизни. Иными словами, если у ребенка проблемы с моторикой и психикой становятся все более серьезными, то, скорее всего, у него не ДЦП, а другое заболевание, сопровождающееся дегенерацией (распадом) структур и утратой функций центральной нервной системы.

Читайте также:  Рост и развитие ребенка первого года жизни

Для подтверждения диагноза ребенку проводятся специальные обследования. Данные процедуры необходимы для того, чтобы исключить возможность других заболеваний и понять степень поражения головного мозга, ставшего причиной ДЦП.

Одно из таких исследований – МРТ (магнитно-резонансная томография). В результате данной процедуры врачи получают снимки срезов головного мозга для дальнейшего изучения. Недостатком процедуры является необходимость продолжительного неподвижного нахождения в контуре (от 20 минут) из-за чего маленьким и беспокойным детям ее проводят под наркозом.

Альтернативным вариантом получения изображения структур головного мозга является КТ (компьютерная томография), которая, как правило, не требует наркоза, так как длительность исследования сравнима с получением рентгеновского снимка, однако, разрешающая способность этого метода меньше чем МРТ. Недостатком процедуры является рентгеновское излучение.

Наименее инвазивным методом оценки структурных нарушений головного мозга на первом году жизни является НСГ (нейросонография, или УЗИ головного мозга), которая возможна при открытом большом родничке, однако, ее разрешающая способность еще ниже, чем у КТ.

Важным исследованием является ЭЭГ (электроэнцефалограмма), которая показывает, есть ли у ребенка вероятность развития эпилепсии, так как, к сожалению, риск развития судорожных приступов у детей с ДЦП в зависимости от степени и локализации повреждения мозга, составляет от 15 до 90%.

При необходимости, после консультации медицинского генетика проводятся анализы крови для проверки на наличие генетических болезней и наследственных синдромов.

С целью определения психического развития и речевых нарушений, ребенок проходит специальные психологические тесты, консультируется логопедом, дефектологом, психологом, психиатром.

Помимо прочего, ребенок с подозрением на ДЦП должен осматриваться офтальмологом и сурдологом (особенно, при наличии речевых и психических нарушений).

Источник:

Методические рекомендации родителям о ДЦП, разработанные Научно-практическим Центром детской психоневрологии Департамента здравоохранения г. Москвы

Источник

Статьи

Опубликовано в журнале: «Практика педиатра» Октябрь, 2014.

С.А. Немкова, ГБОУ ВПО «Российский национальный исследовательский медицинский университет имени Н.И. Пирогова» Минздрава России, г. Москва, д. м. н.

Ключевые слова: детский церебральный паралич, дети, лечение, реабилитация, Пантогам®

Keywords: cerebral palsy, children, treatment, rehabilitation, Pantogam®

Детский церебральный паралич (ДЦП) – заболевание, возникающее в результате поражения головного мозга в перинатальном периоде или вследствие аномалии его развития и характеризующееся нарушениями двигательных и статокинетических функций, а также психоречевыми и сенсорными расстройствами [11].

КЛАССИФИКАЦИИ ДЦП:

Согласно Международной статистической классификации МКБ-10, выделяются:

G 80.0 – Спастический церебральный паралич.

G 80.1 – Cпастическая диплегия.

G 80.2 – Детская гемиплегия.

G 80.3 – Дискинетический церебральный паралич.

G 80.4 – Атаксический церебральный паралич.

G 80.8 – Другой вид детского церебрального паралича.

G 80.9 – Детский церебральный паралич неуточненный.

Клиническая классификация К.А. Семеновой включает следующие формы ДЦП: двойная гемиплегия, спастическая диплегия, гемипаретическая форма, гиперкинетическая форма, атонически-астатическая форма, смешанные формы [14].

Частота форм ДЦП составляет: спастическая диплегия – 69,3%, гемипаретическая форма – 16,3%, атонически-астатическая форма – 9,2%, гиперкинетическая форма – 3,3%, двойная гемиплегия – 1,9% [12].

Ранними проявлениями ДЦП являются:

задержка двигательного и психоречевого развития, отсутствие или задержка редукции врожденных и тонических рефлексов, а также формирования установочных рефлексов, нарушения мышечного тонуса, повышение сухожильных рефлексов, появление патологических установок и синкинезий.

Ранняя клинико-неврологическая диагностика ДЦП во многом основана на знании врачом последовательности формирования этапов нервно-психического развития ребенка 1 года [1]: 1 месяц – ребенок пытается удерживать голову, фиксировать взгляд, выражены врожденные рефлексы; 2 месяца – кратковременно удерживает голову на животе и в вертикальном положении, фиксирует взор, гулит, физиологическая астазия-абазия; 3 месяца – держит голову, прослеживает за предметом, ослабляет хватательный рефлекс и пытается произвольно удерживать вложенную игрушку, на животе опирается на предплечья; 4 месяца – поворачивает голову в направлении звука, тянется и берет игрушку, поворачивается на бок, присаживается и сидит с поддержкой за руки, произносит гласные звуки; 5 и 6 месяцев – сидит с поддержкой за 1 руку или кратковременно самостоятельно, поворачивается со спины на бок и живот, различает знакомые лица, появляются первые слоги; 7 и 8 месяцев – сидит самостоятельно, встает на четвереньки, пытается кратковременно стоять у опоры; 9 и 10 месяцев – встает на колени с поддержкой, стоит и пытается передвигаться у опоры, кратковременно стоит самостоятельно, говорит первые слова; 11 и 12 месяцев – ходит с поддержкой за 1 ручку и пытается ходить самостоятельно, выполняет простые инструкции, говорит несколько слов, пытается самостоятельно есть ложкой.

Оценка степени задержки моторного и психоречевого развития:

до 3 месяцев – легкая, 3-6 месяцев – среднетяжелая, более 6 месяцев – тяжелая.

Корректирующие коэффициенты при недоношенности:

до 1 года – добавляется срок недоношенности в месяцах, с 1 года до 2 лет – добавляется половина срока недоношенности в месяцах [11].

Для двигательного развития здорового ребенка характерна определенная последовательность, которая проявляется угасанием безусловных рефлексов, формированием установочных (выпрямляющих) рефлексов, совершенствованием реакций равновесия.

Одним из ранних признаков ДЦП является нарушение своевременной редукции (в 2 месяца у доношенных детей, в 3-4 месяца – у недоношенных) безусловных рефлексов – ладонно-ротового, хоботкового, Моро, опоры и автоматической походки, позотонических реакций (лабиринтного, а также шейных тонических асимметричного и симметричного рефлексов). По мере угасания безусловных рефлексов, уже с 1 месяца жизни, формируются установочные рефлексы (лабиринтный установочный, цепные шейные установочные и др.), которые обеспечивают повороты и выпрямление туловища и совершенствуются до 10-15 месяцев. У больных ДЦП тонические рефлексы могут сохраняться пожизненно, что тормозит формирование установочных рефлексов, произвольной двигательной активности, реакций равновесия и приводит к развитию патологического позного стереотипа [11, 12, 14].

Нарушение мышечного тонуса является одним из ранних признаков формирующегося ДЦП [2, 11, 14]. Сохраняющийся после 4 месяцев гипертонус мышц, асимметричная поза наблюдаются при последствиях перинатальных поражений ЦНС, угрозе ДЦП (его спастических форм). Поза «распластанной лягушки» отмечается при диффузной мышечной гипотонии у недоношенных детей, при перинатальных поражениях ЦНС, угрозе атонически-астатической формы ДЦП.

КЛИНИЧЕСКИЕ ФОРМЫ ДЕТСКОГО ЦЕРЕБРАЛЬНОГО ПАРАЛИЧА

При спастической диплегии в анамнезе часто встречается недоношенность (67%), в клинической картине отмечается тетрапарез (нижние конечности поражены в большей степени, чем верхние), резко повышен тонус мышц конечностей, тела, языка, высокие сухожильные рефлексы, усилены тонические рефлексы, наблюдаются патологические установки и деформации конечностей, формируется спастическая походка с перекрестом, при этом ходят самостоятельно только половина больных, с опорой – 30%, остальные передвигаются в коляске. Характерны нарушения речи в виде спастической дизартрии, патология зрения у 70% больных (аномалии рефракции, атрофия зрительного нерва, косоглазие) [2, 12, 14].

Читайте также:  Упражнения на развитие речи для подготовки ребенка к школе

Гемипаретическая форма часто обусловлена родовой травмой, в клинике отмечается спастический гемипарез, при этом верхняя конечность страдает больше, чем нижняя, наблюдаются укорочения и гипотрофии пораженных конечностей, гемипаретическая походка, поза Вернике – Манна со сгибанием руки и разгибанием ноги («рука просит, нога косит»), деформации стоп и контрактуры с одной стороны, высока частота симптоматической эпилепсии (около 35% случаев).

Гиперкинетическая форма часто является исходом билирубиновой энцефалопатии ввиду ядерной желтухи, которая развивается у доношенных новорожденных при уровне билирубина в крови 428-496 мкмоль/л, у недоношенных – при 171-205 мкмоль/л. Характерны насильственные непроизвольные движения (гиперкинезы) конечностей и туловища, которые усиливаются при волнении и исчезают во сне. Гиперкинезы появляются сначала в языке (в возрасте 3-6 месяцев), далее распространяются на лицо, а затем к 2-6 годам – на туловище и конечности. Отмечаются нарушениям мышечного тонуса по типу дистонии, часты вегетативные расстройства, гиперкинетическая дизартрия, нейросенсорная тугоухость (у 30-50%).

Атонически-астатическая форма характеризуется низким тонусом мышц, нарушением координации движений и равновесия, а также избыточным объемом движений в суставах конечностей.

Двойная гемиплегия – самая тяжелая форма ДЦП, проявляющаяся грубыми нарушениями моторики, повышением мышечного тонуса, сухожильных рефлексов, тяжелыми нарушениями речи, психическим развитием детей на уровне умственной отсталости [12, 14].

Наиболее значимые осложнения ДЦП:

ортопедо-хирургические, когнитивные и сенсорные расстройства (у 80%), эписиндром (у 35%), нарушения поведения, невротические расстройства (у 2/3 пациентов), синдром вегетативной дисфункции (более чем у 70%) [11, 12, 14].

Ведущими принципами реабилитации ДЦП являются:

раннее начало, комплексный мультидисциплинарный подход, дифференцированный характер, непрерывность, длительность, этапность, преемственность. Восстановительное лечение больного ДЦП должно проводиться в соответствии с индивидуальной программой реабилитации и включать следующие направления [2, 6, 11, 12, 14]:

1. Медицинская реабилитация: медикаментозная терапия, лечебная физкультура и массаж (классический, сегментарный, периостальный, соединительнотканный, круговой трофический, точечный), Войта-терапия, нейро-развивающая система Б. и К. Бобат; использование лечебно-нагрузочных костюмов («Адели», «Гравистат», «Регент», «Спираль»), пневмокостюмов («Атлант» и др.), механотерапия (упражнения с применением тренажеров и специальных устройств, в том числе, роботизированных комплексов (Lokomat и др.), физиотерапия (электротерапия – электрофорез и электромиостимуляция, магнитотерапия, парафин-озокеритные аппликации, грязелечение, гидрокинезиотерапия, иглорефлексотерапия), ортопедо-хирургическое и санаторно-курортное лечение.

2. Психолого-педагогическая и логопеди ческая коррекция (психокоррекция, сенсорное воспитание, занятия с логопедом-дефектологом, кондуктивная педагогика А. Пето, метод Монтессори, работа с семьей и т. д.).

3. Социально-средовая адаптация.

Медикаментозная терапия при ДЦП включает [6, 8, 11, 12, 14]:

  • Препараты, оказывающие нейротрофическое и ноотропное действие (Пантогам®, кортексин, церебролизин, ноотропил, фенибут).
  • Препараты, улучшающие общую церебральную гемодинамику и микроциркуляцию (кортексин, циннаризин, актовегин, трентал, инстенон и др.).
  • Препараты, улучшающие метаболизм в нервной системе, репаративное и рассасывающее действие (АТФ, лидаза, стекловидное тело, дери-нат натрия и др.).
  • Антиковульсанты.
  • Препараты, нормализующие мышечный тонус (при гипертонусе – мидокалм, бакло-фен, препараты ботулотоксина; при гипотонии – прозерин, галантамин).
  • Препараты, уменьшающие гиперкинезы (Пантогам®, фенибут, наком, тиопридал).
  • Витамины (В1, В6, В12, С, нейромультивит, аевит и др.).

Ноотропным препаратом с широким спектром клинического действия, сочетающим ней-рометаболический, нейропротекторный и ней-ротрофический эффекты, является Пантогам® («ПИК-ФАРМА») [9, 10, 16]. Пантогам® включен в клинические рекомендации по лечению ДЦП (2014) [6]. Преимуществом применения Пантогама является наличие фармакологической формы выпуска как в виде таблеток, так и 10% сиропа, что позволяет использовать его с первых дней жизни у детей с перинатальным поражением ЦНС с целью профилактики и лечения ДЦП. Пантогам® – препарат гопантеновой кислоты (естественного метаболита ГАМК) – удачно сочетает мягкий психостимулирующий, умеренный седативный, противосудо-рожный и дезинтоксикационный эффекты [8].

Механизмы действия Пантогама: непосредственно влияет на ГАМК-В-рецепторы, потенцирует ГАМК-эргическое торможение в ЦНС; регулирует нейромедиаторные системы, стимулирует метаболические и биоэнергетические процессы в нервной ткани; снижает уровни холестерина и бета-липопротеидов в крови [8].

Спектр клинического применения Пантогама при перинатальных поражениях ЦНС и ДЦП включает:

1) когнитивные нарушения, в том числе задержку психоречевого развития и умственную отсталость, раннюю послеоперационную когнитивную дисфункцию, речевые расстройства;

2) задержку моторного развития, двигательные нарушения;

3) невротические и неврозоподобные расстройства, эмоциональные нарушения;

4) ДЦП в сочетании с эпилепсией (поскольку Пантогам®, в отличие от большинства ноо-тропных препаратов, не вызывает снижения порога судорожной готовности);

5) гиперкинезы (Пантогам® применяется в виде длительной монотерапии – до 4-6 месяцев, в случае недостаточной эффективности – в составе комплексной терапии с тиопридалом), экстрапирамидные побочные эффекты нейролептической терапии;

6) астенический синдром, снижение умственной и физической работоспособности;

7) синдром вегетативной дисфункции;

8) болевой синдром (в составе комплекс ной терапии).

Показана высокая эффективность применения Пантогама у детей, имеющих осложненный перинатальный анамнез, в комплексной реабилитации двигательных и когнитивных расстройств (с улучшением показателей психомоторной деятельности и зрительно-моторной координации на 10-45%, кратковременной памяти – на 20-40%, внимания – на 30%), нарушений сна [4, 5, 8, 10, 16]. Показано, что применение Пантогама у детей с дисфазией развития (алалией), возникшей в результате перинатального поражения ЦНС, способствует улучшению речевых показателей более чем в 3 раза [7]. Выявлено, что использование Пантогама в послеоперационном периоде эффективно нивелирует проявления послеоперационной когнитивной дисфункции с восстановлением показателя концентрации внимания и его последующим улучшением у 30% пациентов в 2,5 раза [13].

У детей с перинатальной патологией и ДЦП одной из ведущих задач патогенетической фармакотерапии является повышение энергетического потенциала мозга с применением метаболически активных средств. Препарат L-карнитина – Элькар® («ПИК-ФАРМА») – является стимулятором энергетического обмена, обладает антиоксидантными, анаболическими, дезинтоксикационными свойствами, а также нейропротективным и нейромодулирующим действием [3, 15].

Исследования эффективности применения Элькара у детей с перинатальной патологией свидетельствовали о снижении у них возбудимости, нормализации вегетативных функций, улучшении росто-весовых показателей и двигательно-рефлекторной сферы, психического развития, ЭЭГ [3]. При патологической билирубинемии новорожденных отмечен более быстрый регресс желтухи на фоне приема Элькара со снижением непрямого билирубина в крови [3, 15].

У больных ДЦП при использовании Элькара в процессе комплексной реабилитации повысилась толерантность как к психическим, так и физическим нагрузкам, улучшилась координация, нейросенсорные процессы (острота зрения и слуха), речевые, вегетативные функции, ЭКГ и ЭЭГ (с нормализацией коркового электрогенеза, редукцией эпилептических проявлений) [3]. У больных ДЦП, получавших Элькар® в пре- и постоперационном периоде ортопедо-хирургического лечения, отмечалось заметное улучшение трофики кожи, уменьшение послеоперационных осложнений, необходимости использования анальгетиков [3].

Таким образом, ранняя диагностика и комплексное лечение способствуют повышению эффективности реабилитационных мероприятий, снижению инвалидизации и повышению социальной адаптации детей с церебральным параличом.

Список литературы находится в редакции.

Комментарии

(видны только специалистам, верифицированным редакцией МЕДИ РУ)

Источник