Диагностика уровня развития координации движений у ребенка
Общие методы диагностики координационных способностей
Существует несколько методов диагностики координационных способностей, такие как наблюдение, экспертные оценки, и аппаратурный (инструментальный) метод.
Метод наблюдения дин из наиболее древних. Суть его состоит в том, что систематически проводя урочные и внеурочные занятия, учитель или тренер имеет возможность неоднократно наблюдать, насколько успешно (легко и быстро) овладевают ученики различными двигательными действиями (гимнастическими, спортивно-игровыми и др.); как точно и быстро координируют они свои движения, участвуя в эстафетах и подвижных играх; насколько своевременно и находчиво перестраивают двигательные действия в ситуациях внезапного изменения обстановки, т.е. в условиях, предъявляющих высокие требования к координационным способностям.
Метод наблюдения не лишен недостатков. При его применении можно получить лишь приблизительные, относительные характеристики развития координационных способностей, которые имеют преимущественно альтернативное распределение (у данного школьника координационных способностей либо есть, либо нет). Он не позволяет выявить точные количественные оценки координационного развития и в связи с этим не дает возможности разработать сопоставительные нормы уровней развития различных координационных способностей учащихся с учетом возрастных, половых и индивидуальных различий.
Представление о развитии координационных способностей можно получить также путем экспертных оценок, т.е. мнений опытных, сведущих специалистов, приглашенных для решения этого вопроса, который в силу сложности требует специальных знаний. Способы проведения экспертизы многообразны. Для условий школы наиболее подходящим является метод предпочтения (ранжирования), в соответствии с которым эксперты расставляют оцениваемых детей по рангам в порядке ухудшения или улучшения их координационных способностей. Место, занятое учащимся, определяется числом набранных баллов. Чем меньше (больше) сумма баллов, тем выше занятое место и относительный уровень координационных способностей школьника в данной группе (классе). Однако, во-первых, для проведения экспертизы не всегда можно найти одного или нескольких лиц (экспертов), имеющих высокую квалификацию, эрудицию и опыт. Во-вторых, метод экспертных оценок страдает тем же основным недостатком, что и метод наблюдения: с его помощью можно получить лишь субъективную характеристику о степени развития координационных способностей, которая далеко не всегда совпадает с объективной, действительной оценкой.
Использование аппаратурных, или инструментальных, методов позволяет получить точные количественные оценки уровня развития координационных способностей и их отдельных компонентов (признаков). Это преимущественно методы таких наук, как биомеханика, физиология, психология физического воспитания и спорта и методы их основных ветвей: психофизиологии и психобиомеханики. Не претендуя на полное перечисление их, к приборам, с помощью которых выявляют координационные способности или их основные компоненты относят: координациометры различной сложности, тремометры-координациометры, применяемые для измерения точности, быстроты и экономичности движений; кинематометры, динамометры и рефлексометры (реакциомеры) – для измерения точности воспроизведения, дифференцирования и отмеривания соответственно пространственных, силовых и временных параметров движений; стабилографы – для определения способностей поддерживать равновесие тела (Лях В.И., 20063).
Своевременная и углубленная диагностика физической подготовленности позволяет выявить уровень развития движений и физических качеств ребенка и соответствие их возрастным нормам.
На основании результатов тестирования изучаются особенности моторного развития детей, разрабатываются необходимые средства и методы их физического воспитания, раскрываются неравномерности в развитии двигательных функций. Все это дает возможность установить причины отставания или опережения в усвоении программы, наметить педагогические способы их развития, способствующие оптимизации двигательной активности детей в условиях дошкольного учреждения.
При определении уровня физической подготовленности ребенка следует ориентироваться на следующие факторы:
· степень овладения ребенком базовыми умениями и навыками в разных играх и упражнениях, элементами техники всех основных видов движений;
· умение активно участвовать в разных видах двигательной деятельности, самостоятельно использовать свой арсенал движений в различных условиях;
· развитие физических качеств и двигательных способностей: быстроты реакции, ловкости, гибкости, силы, выносливости, координационных особенностей;
· общая двигательная активность ребенка в течение всего времени пребывания в дошкольном учреждении (с помощью комплексной оценки двигательной активности).
Сочетание дифференцированного подхода в обучении основным видам движений с развитием физических качеств и двигательных способностей закладывает хороший фундамент общей физической подготовленности и гармоничного развития на важном этапе — подготовки детей к обучению в школе.
При определении готовности ребенка к школе важно учитывать не только достигнутый им уровень развития моторики, но и его потенциальные двигательные возможности.
Для этой цели можно использовать доступные в выполнении Диагностические тесты в виде контрольных двигательных заданий предлагаемых детям в игровой или соревновательной форме. Они не требуют дополнительной подготовки воспитателя и сложного оборудования для их проведения и обладают высокой статистической достоверностью.
Тесты на физическую подготовленность дошкольников позволяют определить физические качества (быстрота, сила, гибкость, выносливость и ловкость); сформированность двигательных умений и навыков. Их подбор зависит от знаний педагогом методики проведения того или иного теста, условий ДОУ, наличия региональных стандартов по нему. Так как же диагностировать координационные способности у детей 6-7 лет?
Двигательные задания на определение возрастных возможностей детей в выполнении координированных движений должны не зависеть от длины тела ребенка, его весовых показателей и наличия специальных двигательных навыков и не требовать специального обучения.
Т.А Тарасова предлагает такой способ «воспитатель показывает детям упражнение в обычном темпе, т.е. воссоздастся образ двигательного действия. Затем дает подробное словесное объяснение с замедленной демонстрацией образа, концентрируя внимание детей на цели действия (координации). После этого дети и педагог проговаривают программу двигательного действия, при этом на технике выполнения внимание не акцентируется. Демонстрация движений должна быть предназначена конкретному ребенку в отдельности. Далее воспитатель оценивает координацию движений:
· одновременное правильное выполнение — 3 балла;
· не одновременное, но правильно выполненное движение — 2балла;
· нарушение координации, но после повторного показа верное выполнение движения, выполнение отдельных элементов — 1 балл.
Что бы оценить координацию движений рук в сагиттальной плоскости нужно, что бы ребенок начал маховые движения правой рукой и подключает в противоположном направлении движения левой рукой (наподобие движений при ходьбе) или оценить координацию движений рук и ног в горизонтальной плоскости для этого ребенок отводит вперед правую руку и назад левую ногу (и наоборот). Для выявления и тренировки координационные возможности детей при удержании равновесия воспитанник встает в стойку — носок ноги, стоящей сзади, вплотную примыкает к пятке стоящей впереди — и пытается при этом сохранить равновесие.
Задание выполняется с открытыми глазами. Время удержания равновесия фиксируется секундомером; из двух попыток засчитывается лучший результат (Тарасова Т.А., 20052).
Так же существуют тесты с использованием предметов такие как ловля мяча, где взрослый с расстояния 1 м бросает мяч об пол в сторону ребенка. Тот ловит подпрыгивающий мяч ладонями рук. Тест засчитывается, если ребенок выполняет две попытки из трех, другим тестом могут быть подскоки поскоки:
· ребенок балансирует на одной ноге 5 с и 10 с (для детей 3–4 лет);
· прыгает на одной ноге на месте (для детей в 4 года);
· прыгает на одной ноге, продвигаясь вперед не менее метра (для детей, начиная с 5 лет).
К условиям приближенным к ориентировки в пространстве можно использовать прыжки со скакалкой, Во время прыжков нужно приземляться на обе ступни, нельзя терять равновесие, ребенку необходимо примерно представлять и чувствовать где находиться скакалка, для того, что бы отметить временной промежуток во время прыжков «Ребенок свободно держит скакалку за оба конца. Ее нужно держать ненатянутой. Ребенок должен прыгать вперед через скакалку, одновременно вращая ее и не касаясь ступнями. Прыжки засчитываются только при этих условиях. Засчитается число правильно выполненных прыжков. Делаются три попытки. Тест предназначен для детей, начиная с 5 лет» (Зимонина В.Н., 2004).
Для изучений координационных способностей к равновесию можно использовать сриппинг-тесты для анализа медико-педагогического контроля, например «Фламинго». Задача теста : балансируя как можно дольше на сильнейшей ноге (толчковой) удержать равновесие и не упасть. Методика: ребенок сгибает свободную ногу в колене, сзади удерживает одноименной рукой голеностопный сустав сзади, стоять как фламинго (цапля). Можно использовать другую руку для поддержки равновесия (см. приложение 1). Преподаватель может помогать ребенку в правильном положении, поддерживая его своим предплечьем. Тест выполняется следующим образом: тест начинается после того, как ребенок отпустил поддерживающую руку преподавателя. Необходимо «постараться» удержать равновесие в этой позиции в течение 1 минуты. Каждый раз, когда ребенок потеряет равновесие, например, когда он двинет свободной ногой, которую удерживает рукой или когда коснется любой частью тела тест прекращается. После каждого такого нарушения тест начинается сначала до тех пор, пока полная минута не будет удержана. Учитывается: количество попыток удержания равновесия в течении 1 минуты. Чем меньше очков «фолов», тем выше результат.
Используя медико-педагогический тест по определению реакции или частоты постукивания, можно отнести так же к дифференцировании пространственных, временных и силовых параметров движения, направленных к достижению высокой точности и экономичности отдельных частей и фаз движения: «Исходное положение: встать напротив стола, ступни ног расставлены в стороны, ноги врозь. Ребенок опускает свою слабейшую руку на квадратную тарелку в центре. Другую руку (сильнейшую) опускает на диск напротив (приложении. 2). Указания: необходимо передвигать сильнейшую руку между двумя дисками, как можно быстрее, через слабейшую руку, которая лежит на середине стола на квадратной тарелке. Ребенок должен обозначить касание диска каждый раз, когда преподаватель скажет: «Внимание, марш!». Необходимо выполнить 25 циклов как можно быстрее. По команде «Стоп» тест прекращается. Тест выполняется дважды, в зачет идет лучший результат. Учитывается: время, необходимое для касания каждого диска за 25 циклов. Если ребенок ошибается, дается дополнительная попытка в 25 циклов. Результат выраженный в секундах переводится в очки. Например, результат ребенка – 10,3 сек. В очках -103 очка. Окончательный результат записывается в очках – чем меньше очков, тем выше результат, лучше реакция ребенка. (Давыдов, Ю., Шамардин А.И., 2001)
Так же по нашему мнению возможно развитие координационных способностей с помощью различных игр, которые направлены на ориентировку в пространстве.
Источник
Что же такое координация и как определять уровень ее развития у детей старшего дошкольного возраста.
Автор: инструктор по физкультуре
МДОУ д/с № 70 г. Ярославля
Алешина С.И.,
высшая квалиф. категория.
Ярославль
2011
Функционирование физиологических систем организма находится в прямой зависимости от проявления качественных сторон двигательной деятельности и, соответственно, от развития тесно связанных с ней координационных способностей. Координационные способности – неотъемлемый атрибут нашей обыденной и спортивной жизни. При недостаточном развитии координационных способностей у детей формируются неправильные элементы жизненно необходимых для человека движений, которыми он пользуется в разнообразной деятельности – бега, прыжков, лазанья, метания. Так, при недостаточно развитой координации не получится широкий замах, сильный толчок снаряда, высокая траектория его полёта, позволяющая добиться дальности метания; недостаточно развитая координация приведёт к привычке бегать на полусогнутых ногах, не используя при этом энергичного отталкивания, и затруднит овладение хорошей скоростью бега; без хорошей координации ребенку не пробежать по извилистой тропинке, не натолкнувшись на стоящие по её краям деревья. Способность правильно координировать свои движения – залог того, что ребенок будет верно выполнять все предложенные ему движения. А от того, как правильно выполняются упражнения зависит и степень нагрузки на какую-либо часть тела, и точность исполнения, и развитие всего организма в целом.
Проблемой развития координационных способностей у детей занимались и занимаются многие научные и практические работники: кандидат педагогических наук В.И.Лях; аспирант научно-исследовательского института возрастной физиологии детей и подростков Н. Панфилова; профессор РГПУ им. А.Н. Герцена В.А. Булкин; отечественный психофизиолог Н.А. Берштейн; кандидат биологических наук, мл.научный сотрудник факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова А.В. Курганский; доктор педагогических наук, заведующая кафедрой анатомии, физиологии и гигиены человека УГПУ им. Ульянова, основатель научной школы «Развитие и совершенствование двигательно-координационных качеств у детей разного возраста» Л.Д. Назаренко.
Мы выбрали эту тему, так как столкнулись с проблемой развития координационных способностей у детей при анализе диагностических данных. Мы считаем, что координационные способности не какое-то неизменяемое, прирожденное свойство, которое так же безнадежно рассчитывать заполучить, как изменить свой природный цвет глаз. Координация движений поддается упражнению, и можно добиться значительного повышения её уровня.
Часто в литературе по физическому воспитанию (особенно в литературе для дошкольных учреждений) понятия «координация движений» и «ловкость» отождествляются. Но всё же это разные понятия. Вот как говорит об этом автор трудов по проблемам психофизиологии спортивных и других движений Н.А. Берштейн: «Если чрезмерно расширять границы понятия ловкости, имеется опасность довести их до совпадения с границами того, что называется хорошей координацией движений. Между тем оба эти понятия не одно и то же и было бы жаль лишиться чёткого понятия настоящей координации. Хорошая двигательная координация является необходимой предпосылкой для ловкости»[1]. Можно говорить, что понятие «координация движений» выделяется из общего и менее определенного понятия «ловкость», широко распространенного в обиходе[2].
Координация – умение согласовывать движения различных частей тела. При хорошей координированности отдельные элементы движения соединяются в единое двигательное действие, которое производится экономно, ненапряженно, пластично, чётко. Координация движений помогает справиться с двигательной задачей правильно. Координация требуется там, где возникшая перед нами двигательная задача обладает рядом осложнений, но во всех случаях предполагается, что, несмотря на эти осложнения, мы сумеем с её помощью успешно, правильно решить эту задачу. Что значит правильно выполненное движение? Правильно выполненное движение – это движение, которое действительно приводит к требуемой цели, решает возникшую задачу.
Координация – комплексное качество, объединяющее в себе несколько физических качеств, которые столь же многообразны и сложны, как разнообразны и сложны виды двигательной деятельности человека. Под координационными способностями следует понимать, во-первых, способность целесообразно строить целостные двигательные акты, во-вторых, способность преобразовывать выработанные формы действий или переключаться от одних к другим, соответственно, требованиям меняющихся условий.
Эти способности в значительной мере совпадают, но имеют и свою специфику. Нетрудно представить себе, допустим, ребенка, который успешно справляется с разучиванием новой комбинации движений, но оказывается не в состоянии качественно продемонстрировать её, как только внезапно меняются условия выполнения. Координационные способности представляют собой функциональные возможности определенных органов и структур организма, взаимодействие которых обуславливает согласование отдельных элементов движения в единое смысловое двигательное действие.
Координационные способности человека выполняют в управлении его движениями важную функцию, а именно согласование, упорядочение разнообразных двигательных движений в единое целое соответственно поставленной задаче.
Развитые координационные способности влияют на темп, вид и способ усвоения техники движений, а также на её дальнейшую стабилизацию и ситуационно-адекватное разнообразное применение.
Развитые координационные способности ведут к большей плотности и вариативности процессов управления движениями, к увеличению двигательного опыта.
Сформированные координационные способности – необходимое условие подготовки детей к жизни, труду, службе в армии. Они способствуют эффективному выполнению рабочих операций при постоянно растущих требованиях в процессе трудовой деятельности.
Координационные способности обеспечивают экономное расходование энергетических ресурсов детей, влияют на величину их использования, так как точно дозированное во времени, пространстве и по степени наполнения мышечное усилие и оптимальное использование соответствующих фаз расслабления ведут к рациональному расходованию сил.
Развитие координационных способностей оказывает влияние и на умственные способности ребенка. Об этом говорится в работе кандидата педагогических наук, доцента кафедры теоретических основ физического воспитания Института физической культуры И. Стародубцевой «Физическое воспитание: инновационные технологии». В статье говорится о том, что ещё один способ стимулирования умственной деятельности в процессе двигательной активности основан на взаимосвязи между проявлениями физических и психических качеств ребенка. Исследованиями было установлено, что целенаправленное развитие координационных способностей оказывает стимулирующее влияние на формирование таких высших психических функций, как произвольное внимание, память, мышление, воображение. Именно координационные способности оказывают существенное влияние на формирование умственной сферы ребенка, так как имеют сложные психофизиологические механизмы, основанные на принципах рефлекторной деятельности[3].
Таким образом, координационные способности имеют большое значение в жизни ребенка: оказывают влияние на физическое развитие, на развитие умственных способностей, на формирование многих психических процессов.
Как же организовать обследование уровня развития координационных способностей дошкольников 5-7лет? Ответ на этот вопрос можно найти на страницах следующих учебных и методических пособий:
- Оценка физического и нервно-психического развития детей раннего и дошкольного возраста / Сост. Н.А.Ноткина, Н.Н.Бойнович.-СПб.,1995(к программе «Детство»);
- Рунова М.А. Двигательная активность ребёнка в детском саду: Пособие для педагогов дошкольных учрждений.-М.,2000( к программе «Истоки»);
- Шебеко В.Н., Ермак Н.Н., Шишкина В.А. Физическое воспитание дошкольников. Практикум: Пособие для средних педагогических учебных заведений и работников дошкольных учреждений.- М., 1996.;
- Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребёнка: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений.- М.,2001.;
- Медико-педагогический контроль за физическим воспитанием детей дошкольного возраста: Методические рекомендации / Сост. Г.П.Юрко.- М.,1983(к «Программе воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой);
- Усаков В.И. Педагогический контроль за физической подготовленностью дошкольников.- Красноярск, 1989.
В этих пособиях обследование уровня развития координационных способностей представлено тестами на статическое равновесие (стоя на одной ноге «цапля» или стоя на двух ногах на носках «балерина», в секундах) и ловкость (количество подбрасываний или отбиваний мяча).
К сожалению, эти тесты не отображают уровень развития координационных способностей в целом, так как крайне редко доминирует только одна или две составляющие координации, и такие тесты не дают полной достоверной информации об уровне развития координационных способностей ребёнка. Поэтому мы поставили задачу систематизировать показатели и критерии оценки диагностического обследования уровня развития координационных способностей детей старшего дошкольного возраста.
Исходя из анализа литературных источников (А.В. Курганский,1996г[4]., В.И.Лях,1998г[5], И.И.Сулейманов,2001г.[6]), мы подобрали тесты, при помощи которых можно определить уровень развития следующих координационных способностей:
- способность к реакции;
- способность к точности выполнения движений;
- способность к равновесию;
- способность к ритмичности;
- способность к согласованности движений;
- способность к ориентированию в пространстве.
При выборе тестов мы стремились к тому, чтобы они соответствовали следующим требованиям:
- были естественны и доступны для дошкольников старшего возраста и в тоже время давали дифференцированные результаты, говорящие об уровне развития конкретных координационных способностей;
- не требовали сложных двигательных умений и длительного специального обучения;
- не требовали сложного оборудования и приспособлений и были относительно просты по условиям организации и проведения;
- как можно меньше зависели от возрастных изменений, размеров и массы тела.
1 Тест для определения способности к реакции.
Подбрасывание и ловля мяча с хлопком перед собой, 5раз.
3балла – упражнение выполнено без ошибок;
2балла – при одном нарушении (не было хлопка или мяч упал);
1балл – более одного нарушения.
2 Тест для определения способности к точности выполнения движений.
Ребёнок повторяет за воспитателем показанное упражнение:
И.п.: – основная стойка («солдат»),
1 – руки в стороны книзу («ракета»),
2 – руки в стороны («самолёт»),
3 – руки вверх наружу («дерево»),
4 – руки вверх вместе («стрела»).
3 балла – полное соответствие с образцом;
2 балла – руки недостаточно натянуты, замедленный темп, неуверенность;
1 балл – нарушение в последовательности движений.
3 Тест для определения способности к точности целевой.
Метание мешочка в цель («снайпер»), с расстояния 3м, 3 попытки.
3балла – все попадания;
2 балла -1-2 попадания;
1 балл – ни одного попадания.
4 Тест для определения способности к статическому равновесию.
Стойка на одной ноге в позе «цапля», руки в стороны, вторая нога упирается на колено упорной, в течение 60 сек.
3 балла – простоял не менее 60 сек;
2 балла – простоял не менее 50 сек;
1 балл – простоял менее 50 сек.
5 Тест для определения способности к кинематическому равновесию.
Ходьба по горизонтальной скамейке с перекладыванием мешочка из одной руки в другую.
3 балла – упражнение выполнено правильно, движение уверенное, в среднем темпе;
2 балла – замедленный темп, с покачиванием;
1 балл – скованность, напряжение, сход со скамейки.
6 Тест для определения ритмичности.
Ребёнок повторяет за воспитателем показанное упражнение:
И.п. – основная стойка,
1-2 – два хлопка справа,
3-4 – два хлопка слева,
5-8 – хлопок перед собой, пауза.
3 балла – полное соответствие с образцом;
2 балла – ритм не всегда сохраняется, неуверенность;
1 балл – ошибки в количестве хлопков, не выдерживается ритм.
7 Тест для определения ритмичности коллективной.
Дети повторяют за воспитателем показанное упражнение: ходьба с подниманием прямой ноги вперёд с разведением рук в стороны, сохраняя рисунок движения, ритм, амплитуду.
3 балла – полное соответствие с образцом;
2 балла – голова опущена, руки не натянуты, недостаточная амплитуда ноги, замедленность темпа;
1 балл – движения скованы, руки не всегда разводятся, темп замедленный.
8 Тест для определения способности к согласованности движений.
Ребёнок повторяет за воспитателем показанное упражнение:
И.п. – основная стойка,
1 – правую руку в сторону, левую вперёд,
2 – руки вверх,
3 – левую руку сторону, правую вперёд,
4 – и.п.
9 Тест для определения способности к ориентированию в пространстве.
Повороты в кругу («Весёлая юла»), 6 поворотов по команде воспитателя.
3 балла – все повороты выполнены верно,
2 балла – 1-2 ошибки,
1 балл – более 2-х ошибок.
Результаты проведенного нами диагностического обследования уровня развития координационных способностей детей 5-6лет на начало года отражены в таблице 1.
Представленный материал может быть использован в работе с детьми старшего дошкольного возраста: при диагностическом обследовании уровня физического развития ребёнка.
Таблица 1. Диагностическое обследование уровня развития координационных способностей детей 5-6лет на начало года.
Ф.И.ребёнка | Т1 | Т2 | Т3 | Т4 | Т5 | Т6 | Т7 | Т8 | Т9 | Сумма баллов | Уров. разв .КС |
9-15 – низкий уровень развития КС,
16-21 – средний уровень развития КС,
22-27 – высокий уровень развития КС.
Использованная литература:
1. Берштейн Н.А. О ловкости и ее развитии. – М.: ФиС,1991.-228с.
2. Курганский А.В. О возникновении координационных ритмичных движений//Теория и практика физической культуры, 1996.-№11.-с.44-49.
3. Лях В.И. Критерии определения координационных способностей//Теория и практика физической культуры. – 1991.-№11.-с.17-20.
4. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры. – М.: ФиС, 1991.-211с.
5. Назаренко Л.Д. Средства и методы развития двигательной координации. – М.: Теория и практика физической культуры, 2003.-259с.
6. Стародубцева И. Физическое воспитание: Инновационные технологии. // «Дошкольное воспитание». – 2008.-№6.- с.42.
7. Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка: Учеб. пособие для студентов высших учебных заведений. – М., 2001.
8. Сулейманов И.И. Основные понятия теории физической культуры: их сущность и соотношение.// «Теория и практика физической культуры». – 2001.-№3.
[1]Берштейн Н.А. О ловкости и ее развитии. – М.: ФиС,1991.-228с
[2] Лях В.И. Развивайте координационные способности у дошкольников.// «Дошкольное воспитание». – 1991.-№7.-с.17-20
[3] Стародубцева И. Физическое воспитание: Инновационные технологии. // «Дошкольное воспитание». – 2008.-№6.- с.42
[4] Курганский А.В. О возникновении координационных ритмичных движений//Теория и практика физической культуры, 1996.-№11.-с.44-49
[5] Лях В.И. Критерии определения координационных способностей//Теория и практика физической культуры. – 1991.-№11.-с.17-20
[6] Сулейманов И.И. Основные понятия теории физической культуры: их сущность и соотношение.// «Теория и практика физической культуры». – 2001.-№3.
Источник