Диагностика способностей ребенка в 4 года

Диагностика способностей ребенка в 4 года thumbnail

Диагностика развития детей 4 – 5 лет поможет Вам самостоятельно оценить уровень психического развития Вашего ребенка и узнать, над чем стоит еще поработать. Диагностика предполагает девять небольших тестов, которые займут у Вас совсем немного времени. Если результаты диагностики Вас обрадуют, то продолжайте заниматься с ребенком так, как оно у Вас есть, у Вашего ребенка есть все необходимое для полноценного развития. Если диагностика показывает низкий уровень развития Вашего ребенка, то Вам стоит провести более углубленную диагностику для определения причин низкого уровня развития того или иного психического процесса. В этом случае лучше обратиться к психологу, который профессионально проведет углубленную диагностику и даст соответствующие рекомендации.

Цель: оценка степени сформированности восприятия формы и пространственных отношений.

Процедура проведения. Возьмите ящик с фигурными прорезями и соответствующими фигурками, который, наверняка найдется у Вас среди игрушек ребенка. Поставьте этот ящик перед ребенком. Дайте ребенку фигуры-вкладыши.

Инструкция: «Посмотри внимательно, у каждой фигурки в этом домике есть свое окошечко, в которое она может войти. Внимательно посмотри на фигурку и отыщи то окошечко, которое для нее предназначено».

Критерии оценки:

  • Ребенок выполняет задание на основе зрительного соотнесения фигур с прорезями — 2 балла.
  • Ребенок не всегда пользуется зрительным соотнесением, часто примеривает, прикладывает фигуру-вкладыш к подходящей прорези — 1 балл.
  • Ребенок не справляется с заданием — 0 баллов.

Цель: выявление общей осведомленности ребенка.

Процедура проведения. Ребенку задают вопросы и предлагают найти ответ, посмотрев на картинки:

  1. Покажи и назови, что растет на грядке?
  2. Покажи и назови, кто лечит детей?
  3. Покажи и назови, что растет на дереве?
  4. Покажи и назови, кто работает в магазине?
  5. Покажи и назови домашнее животное.
  6. Покажи и назови, кто готовит обед?
  7. Покажи и назови дикое животное.
  8. Покажи и назови, кто летает?
  9. Покажи и назови, что растет в лесу?

Критерии оценки

  • Ребенок правильно ответил на все вопросы — 2 балла.
  • Ребенок правильно ответил на 4—5 вопросов — 1 балл.
  • Ребенок плохо понял инструкцию и правильно показал меньше половины требуемых картинок — 0 баллов.

Цель: выявление сформированности понятия величины, состояние моторики, наличие стойкости интереса.

Процедура проведения. Ребенку предлагают матрешку: «Разбери матрешку», «Дай мне самую большую матрешку, самую маленькую», «Поставь их по росту», «Собери матрешку».

Критерии оценки

  • Ребенок понимает инструкцию и собирает матрешку путем зрительного соотнесения — 2 балла.
  • Ребенок понимает инструкцию, но собирает матрешку путем примеривания — 1 балл.
  • Ребенок не справляется с заданием — 0 баллов.

Цель: выявление уровня развития целостного восприятия, способности к зрительному синтезу.

Процедура проведения. Возьмите картинку с крупным изображением знакомого для ребенка предмета, разрежьте ее на 4 части, как показано на рисунке. Предложите ребенку эти четыре части картинки. Части раскладывают так, чтобы их надо было не просто сдвинуть вместе, а придать им нужное пространственное положение. Взрослый говорит: «Перед тобой картинка, разрезанная на части. Как ты думаешь, что нарисовано на этой картинке? Что получится, когда ты сложишь части вместе?» Ребенок должен сказать, что изображено на разрезанной картинке. Если он не может понять, что получится в результате сложения частей, взрослый предлагает: «Сложи части, и посмотрим, что нарисовано на картинке».

Критерии оценки

  • Ребенок называет, что нарисовано на картинке, и выполняет задание на основе зрительного соотнесения — 2 балла.
  • Ребенок не называет, что нарисовано на разрезанной картинке, выполняет задание путем проб — 1 балл.
  • Ребенок не справляется с заданием — 0 баллов.

Цель: исследование объема образной памяти.

Процедура проведения. Ребенку предлагают лист с изображениями восьми предметов. Инструкция: «Посмотри внимательно на картинку, рассмотри и назови нарисованные предметы, постарайся их запомнить». Через некоторое время взрослый убирает лист и предлагает ребенку вспомнить, что было изображено на нем.

Критерии оценки

  • Ребенок запомнил не менее 5 картинок — 2 балла.
  • Ребенок запомнил 3—4 картинки — 1 балл.
  • Ребенок запомнил менее 3-х картинок — 0 баллов.

Цель: оценка умения понимать инструкцию, устойчивости, концентрации, объема внимания, а также целенаправленности деятельности и особенностей зрительного восприятия.

Процедура проведения. Перед ребенком находится рисунок. Инструкция: «Посмотри — девочка и мальчик держат за веревочки шарик и змея. Тебе надо определить, кто что держит. Для этого надо вести по веревочке указкой. Отрывать указку от веревочки нельзя». После выполнения этого задания взрослый кладет перед ребенком другой рисунок и предлагает: «Покажи, по какой дорожке побегут к себе домой собачка и белочка».

Критерии оценки

  • Ребенок выполняет задание и может проследить путь к искомому предмету самостоятельно — 2 балла.
  • Ребенок понимает задание, но ошибается из-за неумения сосредоточиться, исправляется с помощью взрослого («Посмотри еще раз, будь внимателен») — 1 балл.
  • Ребенок не выполнил задание — 0 баллов.

Цели: выявление способности устанавливать тождество, сходство и различие предметов на основе зрительного анализа; оценка степени развития наблюдательности, устойчивости внимания, целенаправленности восприятия.

Процедура проведения. Ребенку показывают картинки. «Посмотри, здесь нарисованы разные цветы. Среди них надо найти такой же, как этот (взрослый показывает на цветок, помещенный слева в рамке). …А теперь найди такой же (как в рамке) гриб».

Критерии оценки

  • Ребенок правильно выполняет оба задания — 2 балла.
  • Ребенок выполняет без помощи взрослого одно задание — 1 балл.
  • Ребенок не справляется с заданием — 0 баллов.

Цель: выявление уровня развития наглядно-образного мышления, умения группировать картинки, подбирать обобщающие слова.

Процедура проведения. Ребенку показывают 4 домика (смотрите рисунок). В каждом домике по 4 окна. На чердаке первого домика изображен предмет посуды (тарелка), второго — овощ (морковь), третьего — фрукт (апельсин), четвертого — предмет одежды (пиджак). Затем ребенку поочередно предлагают картинки: «Найди домик, где живет эта картинка». Первая картинка выкладывается взрослым. После того как ребенок разместит все картинки, ему задают вопрос: «Почему эти картинки живут вместе в одном домике?» (в электронном варианте вопрос будет звучать так: «Почему эти картинки находятся в одном ряду?»)

Возможная помощь взрослого: если ребенок не сразу понимает задание, взрослый спрашивает: «Как ты думаешь, почему морковь и огурец оказались в одном домике? Как их назвать одним словом?»

Критерии оценки

  • Ребенок верно группирует картинки и подбирает обобщающее слово самостоятельно — 2 балла.
  • Ребенок выполняет задание с помощью взрослого и называет не все обобщающие слова — 1 балл.
  • Ребенок не может выполнить задание даже с помощью взрослого — 0 баллов.

Цель: выявление уровня развития воображения ребенка, оригинальности и гибкости мышления.

Процедура проведения. Ребенку поочередно предлагают 3 карточки с изображениями: «Посмотри на картинку и скажи, на что она похожа».

Критерии оценки

  • Ребенок называет не менее 9 ассоциаций (по 3 на каждый рисунок) — 2 балла.
  • Ребенок называет от 6 до 8 ассоциаций (не менее чем по 2 на каждую картинку) — 1 балл.
  • Ребенок не понял задания или дает лишь по 1 ассоциации на каждую картинку — 0 баллов.

Оценка результатов

Высокий уровень — 14—18 баллов.
Средний уровень — 9—13 баллов.
Низкий уровень — 0—8 баллов.

Перейти к Списку Тестов

Источник

Елена Кулыгина
Методики диагностики творческих способностей для детей 4–5 лет

Методики диагностики универсальных творческих способностей для детей 4-5 лет (авторы: В. Синельников, В. Кудря)

1. МЕТОДИКА «СОЛНЦЕ В КОМНАТЕ»

Цель.

Выявление способностей ребенка к преобразованию «нереального» в «реальное» в контексте заданной ситуации путем устранения несоответствия.

Материал.

Картинка с изображением комнаты, в которой находится человечек и солнце; карандаш.

Инструкция к проведению.

Психолог,показывая ребенку картинку: «Я даю тебе эту картинку. Посмотри внимательно и скажи, что на ней нарисовано». По перечислении деталей изображения (стол, стул, человечек, лампа, солнышко и т. д.)психолог дает следующее задание: «Правильно. Однако, как видишь, здесь солнышко нарисовано в комнате. Скажи, пожалуйста, так может быть или художник здесь что-то напутал? Попробуй исправить картинку так, чтобы она были правильной».

Пользоваться карандашом ребенку не обязательно, он может просто объяснить, что нужно сделать для «исправления» картинки.

Обработка данных.

В ходе обследовании психолог оценивает попытки ребенка исправить рисунок.Обработка данных осуществляется по пятибалльной системе:

Отсутствие ответа, непринятие задания («Не знаю, как исправить», «Картинку исправлять не нужно») – 1 балл.

«Формальное устранение несоответствия (стереть, закрасить солнышко) -2 балла.

Содержательное устранение несоответствия: а) простой ответ (нарисовать в другом месте – «Солнышко на улице») -3 балла. б) сложный ответ (переделать рисунок – «Сделать из солнышка лампу») – 4 балла.

Конструктивный ответ (отделить несоответствующий элемент от других, сохранив его в контексте заданной ситуации («Картинку сделать», «Нарисовать окно», «Посадить солнышко в рамку» и т. д.) – 5 баллов.

2. МЕТОДИКА «СКЛАДНАЯ КАРТИНКА»

Основание.

Умение видеть целое раньше частей. (Быстрота)

Цель.

Определение умения сохранить целостный контекст изображения в ситуации его разрушения.

Материал.

Складывающаяся картонная картинка с изображением утки, имеющая четыре сгиба (размер 10 * 15 см)

Инструкция к проведению.

Психолог,предъявляя ребенку картинку: «Сейчас я тебе дам эту картинку. Посмотри, пожалуйста, внимательно и скажи, что на ней нарисовано?» Выслушав ответ,психолог складывает картинку и спрашивает: «Что станет с уткой, если мы сложим картинку вот так?»

После ответа ребенка картинка расправляется, снова складывается, а ребенку задается вновь тот же вопрос. Всего применяется пять вариантов складывания – «угол», «мостик», «домик», «труба», «гармошка».

Обработка данных.

В ходе обследования ребенка психолог фиксирует общий смысл ответов при выполнении задания. Обработка данных осуществляется по трехбалльной системе. Каждому заданию соответствует одна позиция при сгибании рисунка. Максимальная оценка за каждое задание – 3 балла. Всего – 15 баллов.Выделяются следующие уровни ответов:

Отсутствие ответа, непринятие задания («Не знаю», «Ничего не станет», «Так не бывает») – 1 балл.

Ответ описательного типа, перечисление деталей рисунка, находящихся в поле зрения или вне его, т. е. утеря контекста изображения («У утки нет головы», «Утка сломалась», «Утка разделилась на части» и т. д.) – 2 балла.

Ответы комбинирующего типа: сохранение целостности изображения при сгибании рисунка, включение нарисованного персонажа в новую ситуацию («Утка нырнула», «Утка заплыла за лодку», построение новых композиций («Как будто сделали трубу и на ней нарисовали утку») и т. д. – 3 балла.

Некоторые дети дают ответы, в которых сохранение целостного контекста изображения «привязано» не к какой-либо ситуации, а к конкретной форме, которую принимает картинка при складывании («Утка стала домиком», «Стала похожа на мостик» и т. д.). Подобные ответы относятся к комбинирующему типу и также оцениваются в 3 балла.

3. МЕТОДИКА «КАК СПАСТИ ЗАЙКУ»

Основание.

Над ситуативный -преобразовательный характер творческих решений (Оригинальность).

Цель.

Оценка способности и превращение задачи на выбор в задачу на преобразование в условиях переноса свойств знакомого предмета в новую ситуацию.

Материал.

Фигурка зайчика, блюдце, ведерко, деревянная палочка. сдутый воздушный шарик, лист бумаги.

Инструкция к проведению.

Перед ребенком на столе располагают фигурку зайчика, блюдце, ведерко, палочку, сдутый шарик и лист бумаги. Психолог,беря в руки зайчика: «Познакомься с этим зайчиком. Однажды с ним приключилась такая история. Решил зайчик поплавать на кораблике по морю и уплыл далеко-далеко от берега. А тут начался шторм, появились огромные волны, и стал зайка тонуть. Помочь зайке можем только мы с тобой. У нас для этого есть несколько предметов (психолог обращает внимание ребенка на предметы, разложенные на столе). Что бы ты выбрал, чтобы спасти зайчика?»

Обработка данных.

В ходе обследования фиксируются характер ответов ребенка и их обоснование. Данные оцениваются по трехбалльной системе.

Первый уровень. Ребенок выбирает блюдце или ведерко, а также палочку при помощи которой можно зайку поднять со дна, не выходя за рамки простого выбора; ребенок пытается использовать предметы в готовом виде, механически перенести их свойства в новую ситуацию. Оценка – 1 балл.

Второй уровень. Решение с элементом простейшего символизма, когда ребенок предлагает использовать палочку в качестве бревна, на котором зайка сможет доплыть до берега. В этом случае ребенок вновь не выходит за пределы ситуации выбора. Оценка – 2 балла.

Третий уровень. Для спасения зайки предлагается использовать сдутый воздушный шарик или лист бумаги. Для этой цели нужно надуть шарик («Зайка на шарике может улететь») или сделать из листа кораблик. У детей находящихся на этом уровне, имеет место установка на преобразование наличного предметного материала. Исходная задача на выбор самостоятельно превращается ими в задачу на преобразование, что свидетельствует о над ситуативном подходе к ней ребенка. Оценка – 3 балла.

4. МЕТОДИКА «ДОЩЕЧКА»

Основание.

Детское экспериментирование (Гибкость).

Цель.

Оценка способности к экспериментированию с преобразующимися объектами.

Материал.

Деревянная дощечка, представляющая собой соединение на петлях четырех более мелких квадратных звеньев (размер каждого звена 15*15 см)

Инструкция к проведению.

Дощечка в развернутом виде лежит перед ребенком на столе.Психолог: «Давай теперь поиграем вот с такой доской. Это не простая доска,а волшебная: ее можно сгибать и раскладывать, тогда она становится на что-нибудь похожа. Попробуй это сделать».

Как только ребенок сложил доску в первый раз,психолог останавливает его и спрашивает: «Что у тебя получилось? На что теперь похожа эта доска?»

Услышав ответ ребенка,психолог вновь обращается к нему: «Как еще можно сложить? На что она стала похожа? Попробуй еще раз». И так до тех пор, пока ребенок не остановится сам.

Обработка данных.

При обработке данных оценивается количество неповторяющихся ответов ребенка (называние формы получившегося предмета в результате складывания доски («гараж», «лодочка» и т. д., по одному баллу за каждое название. Максимальное количество баллов изначально не ограничивается.

Источник

ПРОГРАММА ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ ДЕТЕЙ 4-5 ЛЕТ

1. Познавательная сфера:

1.1 Внимание – методика «Найди и зачеркни»;

1.2 Память – методика «8 предметов»;

1.3 Мышление – методики «4-ый лишний».

2. Эмоционально – личностная сфера:

2.1 Детский тест тревожности «Выбери нужное лицо» (Р. Теммл, М. Дорки, В. Амен);

2.2 Цветовой тест Люшера.

1. Познавательная сфера

1.1 Внимание. Методика «Найди и зачеркни»

Цель: определение уровня развития продуктивности и устойчивости внимания.

Инструкция: «Сейчас мы с тобой поиграем в такую игру: я покажу тебе картинку, на которой нарисовано много разных, знакомых тебе предметов. Когда я скажу слово “начинай”, ты по строчкам этого рисунка начнешь искать и зачеркивать те предметы, которые я назову. Искать и зачеркивать названные предметы необходимо до тех пор, пока я не скажу слово “стоп”. В это время ты должен остановиться и показать мне то изображение предмета, которое ты увидел последним. После этого я отмечу на твоем рисунке место, где ты остановился, и снова скажу слово “начинай”. После этого ты продолжишь делать то же самое, т.е. искать и вычеркивать из рисунка заданные предметы. Так будет несколько раз, пока я не скажу слово “конец”. На этом выполнение задания завершится».

В этой методике ребенок работает 2,5 мин, в течение которых пять раз подряд (через каждые 30 сек) ему говорят слова «стоп» и «начинай».

Экспериментатор в этой методике дает ребенку задание искать и разными способами зачеркивать какие-либо два разных предмета, например, звездочку перечеркивать вертикальной линией, а домик – горизонтальной. Экспериментатор сам отмечает на рисунке ребенка те места, где даются соответствующие команды.

Обработка и оценка результатов

При обработке и оценке результатов определяется количество предметов на рисунке, просмотренных ребенком в течение 2,5 мин, т.е. за все время выполнения задания, а также отдельно за каждый 30-секундный интервал. Полученные данные вносятся в формулу, по которой определяется общий показатель уровня развитости у ребенка одновременно двух свойств внимания: продуктивности и устойчивости:hello_html_44532804.png

где S – показатель продуктивности и устойчивости внимания обследованного ребенка;

N– количество изображений предметов, просмотренных ребенком за время работы;

t – время работы;

n – количество ошибок, допущенных за время работы. Ошибками считаются пропущенные нужные или зачеркнутые ненужные изображения.

В итоге количественной обработки психодиагностических данных определяются по приведенной выше формуле шесть показателей, один – для всего времени работы над методикой (2,5 мин), а остальные – для каждого 30-секундного интервала. Соответственно, переменная t в методике будет принимать значение 150 и 30.

По всем показателям S, полученным в процессе выполнения задания, строится график следующего вида (рис. 8), на основе анализа которого можно судить о динамике изменения во времени продуктивности и устойчивости внимания ребенка. При построении графика показатели продуктивности и устойчивости переводятся (каждый в отдельности) в баллы по десятибалльной системе следующим образом:


Рис. 1 Варианты графиков, показывающих динамику продуктивности и устойчивости внимания по методике «Найди и вычеркни».

На графике представлены различные зоны продуктивности и типичные кривые, которые могут быть получены в результате психодиагностики внимания ребенка по данной методике. Интерпретируются эти кривые следующим образом

Кривая №1. Это график очень высокопродуктивного и устойчивого внимания.

Кривая №2. Это график низкопродуктивного, но устойчивого внимания

Кривая №3. Представляет собой график среднепродуктивного и среднеустойчивого внимания.

Кривая №4. Является графиком среднепродуктивного, но неустойчивого внимания.

Кривая №5. Представляет график среднепродуктивного и крайне неустойчивого внимания.

Устойчивость внимания в свою очередь в баллах оценивается так:

10 баллов – все точки графика на рисунке 8 не выходят за пределы одной зоны, а сам график своей формой напоминает кривую 1.

8-9 баллов – все точки графика расположены в двух зонах наподобие кривой 2.

6-7 баллов – все точки графика располагаются в трех зонах, а сама кривая похожа на график 3.

4-5 баллов – все точки графика располагаются в четырех разных зонах, а его кривая чем-то напоминает график 4

3 балла – все точки графика располагаются в пяти зонах, а его кривая похожа на график 5.

Выводы об уровне развития

10

баллов

– продуктивность внимания очень высокая, устойчивость внимания очень высокая.

8-9 баллов

– продуктивность внимания высокая, устойчивость внимания высокая.

4-7 баллов

– продуктивность внимания средняя, устойчивость внимания средняя.

2-3 балла

-продуктивность внимания низкая, устойчивость внимания низкая.

0-1 балл

– продуктивность внимания очень низкая, устойчивость внимания очень низкая.

hello_html_m42137646.png
Рис.2 Матрица с фигурками к заданию «Найди и вычеркни» для детей в возрасте от четырех до пяти лет.

1.2 Память. Методика «8 предметов»

Цель: определение уровня развития кратковременной зрительной памяти.

Инструкция: «Сейчас я покажу тебе картинку, на которой нарисованы разные предметы, пожалуйста, посмотри на нее и постарайся запомнить все предметы, которые там нарисованы». Время предъявления картинки – 30с. За каждый правильно названный предмет ребенок получает 1 балл.

Выводы об уровне развития:

8-7 баллов – очень высокий уровень развития;

6-5 баллов – высокий уровень развития;

5-4 баллов – средний уровень развития;

3-2 балла – низкий уровень развития;

1-0 баллов – очень низкий уровень развития.

Рис.3 Картинка к методике «8 предметов».

1.3 Мышление. Методика «4-ый лишний»

Цель: исследовать процессы образно-логического мышления, умственные операции анализа и обобщения у ребенка.

Инструкция: «На каждой из этих картинок один из четырех изображенных на ней предметов является лишним. Внимательно посмотри на картинки и определи, какой предмет и, почему является лишним». На решение задачи отводится не более 3 минут.

hello_html_4fe379e3.jpg

hello_html_27ae4610.png

Рис. 4. Стимулный материал к методике «4-ый лишний»

Оценка результатов. 10 баллов – ребенок решил поставленную перед ним задачу за время меньшее, чем 1 минута, назвав лишние предметы на всех картинках и правильно объяснив, почему они являются лишними. 8-9 баллов – ребенок правильно решил задачу за время от 1 до 1,5 минут. 6-7 баллов – ребенок справился с задачей за время от 1,5 до 2 минут. 4-5 баллов – ребенок решил задачу за время от 2 до 2,5 минут. 2-3 балла – ребенок решил задачу за время от 2,5 до 3 минут. 0-1 балл – ребенок за 3 минуты не справился с заданием.

Выводы об уровне развития. 10 баллов – очень высокий. 8-9 баллов – высокий. 4-7 баллов – средний. 2-3 балла – низкий. 0-1 балл – очень низкий.

2. Эмоционально – личностная сфера

2.1 Детский тест тревожности «Выбери нужное лицо» (Р. Теммл, М. Дорки, В. Амен);

Цель: Тест оценивает внутреннее отношение ребенка к определенным социальным ситуациям, дает полезную информацию о характере взаимоотношений, сложившихся у ребенка с окружающими людьми

Описание методики: Тест оценивает тревожность ребенка в типичных для него жизненных ситуациях, где соответствующее качество личности проявляется в наибольшей степени. При этом сама тревожность рассматривается как черта личности, функция которой состоит в обеспечении безопасности человека на психологическом уровне и которая вместе с тем имеет отрицательные следствия. Они заключаются, в частности, в торможении активности ребенка, направленной на достижение успехов. Высокая тревожность сопровождается обычно высокоразвитой потребностью избегания неудач, что существенно препятствует стремлению к достижению успехов.

Повышенный уровень личностной тревожности свидетельствует о недостаточно хорошей эмоциональной приспособленности, адаптировании ребенка к жизненным ситуациям, вызывающим беспокойство.

Психодиагностический материал представлен серией рисунков, которые представляют собой некоторую типичную для жизни ребенка ситуацию, которая может вызывать у детей повышенную тревожность. Каждый из рисунков выполнен в двух вариантах: для мальчиков и для девочек. В рабочей тетради рисунки собраны в две серии (для мальчиков и для девочек). Методика предназначается для индивидуального проведения.

Рис. 1 (игра с младшими детьми),

рис. 5 (игра со старшими детьми),

рис. 13 (ребенок с родителями)

имеют положительную эмоциональную окраску

рис. 3 (объект агрессии), рис. 8 (выговор), рис. 10 (агрессивное нападение), рис. 12 (изоляция) имеют отрицательную эмоциональную окраску.

рис. 6 (укладывание в постель в одиночестве), рис. 7 (умывание), рис. 9 (игнорирование), рис. 11 (уборка игрушек),

рис. 13 (еда в одиночестве) имеют двойной эмоциональный смысл, который может быть как положительным, так и отрицательным.

Предполагается, что выбор ребенком того или иного лица будет зависеть от его собственного психологического состояния в момент проведения тестирования.

Двусмысленные рисунки в методике имеют основную «проективную» нагрузку. То, какой смысл придает ребенок именно этим рисункам, указывает на типичное для него эмоциональное состояние в подобных жизненных ситуациях.

Показав ребенку рисунок, экспериментатор к каждому из них дает инструкцию-разъяснение следующего содержания:

> К рис. 1. Игра с младшими детьми: «Как ты думаешь, какое у ребенка будет лицо, веселое или печальное?

> К рис. 2. Ребенок и мать с младенцем: «Как ты думаешь, какое у ребенка будет лицо, веселое или печальное? Он (она) гуляет со своей мамой и малышом».

> Крис. 3. Объект агрессии: «Как ты думаешь, какое у ребенка будет лицо, веселое или печальное?».

> К рис. 4. Одевание: «Как ты думаешь, какое у ребенка   будет   лицо,   веселое   или   печальное? Он (она) одевается».

> Крис. 5. Игра со старшими детьми: «Как ты думаешь, какое у ребенка будет лицо, веселое или печальное? Он (она) играет со старшими детьми»

> К рис. 6. Укладывание спать в одиночестве: «Как ты думаешь, какое у ребенка будет лицо, веселое или печальное? Он (она) идет спать».

> К рис. 7. Умывание: «Как ты думаешь, какое у ребенка  будет лицо,   веселое  или  печальное? Он (она) в ванне».

> К рис. 8. Выговор: «Как ты думаешь, какое у ребенка будет лицо, веселое или печальное?».

> К рис. 9. Игнорирование: «Как ты думаешь, какое у ребенка будет лицо, веселое или печальное?».

> К рис. 10. Агрессивное нападение: «Как ты думаешь, какое у ребенка будет лицо, веселое или печальное?»

> К рис. 11. Собирание игрушек: «Как ты думаешь, какое у ребенка будет лицо, веселое или печальное? Он (она) убирает игрушки».

> К рис. 12. Изоляция: «Как ты думаешь, какое у ребенка будет лицо, веселое или печальное?».

> К рис. 13. Ребенок с родителями: «Как ты думаешь, какое у ребенка будет лицо, веселое или печальное? Он (она) со своими мамой и папой».

> К рис. 14. Еда в одиночестве: «Как ты думаешь, какое у ребенка будет лицо, веселое или печальное? Он (она) ест».

Ключ, интерпретация.

Количественный анализ. На основании данных протокола вычисляется индекс тревожности ребенка (ИТ), который равен процентному отношению числа эмоционально негативных выборов (печальное лицо) к общему числу рисунков (14):

ИТ = Число эмоциональных негативных выборов х100%

14

В зависимости от уровня индекса тревожности дети подразделяются на 3 группы:

а) высокий уровень тревожности (ИТ выше 50%);

б) средний уровень тревожности (ИТ от 20 до 50%);

в) низкий уровень тревожности (ИТ от 0 до 20%).

Качественный анализ. Делаются выводы относительно возможного характера эмоционального опыта ребенка в данной (и подобной ей) ситуации. Особенно высоким проективным значением обладают рис. 4 («Одевание»), 6 («Укладывание спать в одиночестве»), 14 («Еда в одиночестве»). Дети, делающие в этих ситуациях отрицательный эмоциональный выбор, вероятнее всего, будут обладать наивысшим ИТ. Дети, делающие отрицательные эмоциональные выборы в ситуациях, изображенных на рис. 2 («Ребенок и мать с младенцем»), 7 («Умывание»), 9 («Игнорирование») и 11 («Собирание игрушек»), с большей вероятностью будут обладать высоким или средним ИТ. Как правило, наибольший уровень тревожности проявляется в ситуациях, моделирующих отношения ребенок-ребенок («Игра с младшими детьми», «Объект агрессии», «Игра со старшими детьми», «Агрессивное нападение», «Изоляция»). Значительно ниже уровень тревожности в рисунках, моделирующих отношения ребенок – взрослый («Ребенок и мать с младенцем», «Выговор», «Игнорирование», «Ребенок с родителями»), и в ситуациях, моделирующих повседневные действия («Одевание», «Укладывание спать в одиночестве», «Умывание», «Собирание игрушек», «Еда в одиночестве»).

2.2 Цветовой тест Люшера.

Цель: определение актуального психоэмоционального состояния.

Инструкция: «Посмотри на цвета, которые лежат перед тобой, выбери тот цвет, который тебе больше всего нравится»

Интерпритация:

Значение цвета

1

2

3-4

5-6

7-8

Способ достижения цели

Цел, к которой стремится

Самочувствие

Безразличие к цвету

Негативное отношение к цвету, подавление потребности

СИНИЙ
спокойствие, удовлетворение

Намерение действовать спокойно, без напряжения.

Стремится к спокойствию, избегает конфликтов.

Ощущает себя спокойно, удовлетворен настоящим.

Ребенок связывает свое настроение, эмоции с характеристикой цвета

Неудовлетворена потребность в спокойствии, возможны недопонимания с родителями.

ЗЕЛЕНЫЙ
чувство уверенности, настойчивость, упрямство

Действует уверенно, настойчиво.

Цель – самоутверждение

Твердо стоит на ногах, тяжело идет на компромисс

Снижены волевые качества, угнетенность, раздражение.

КРАСНЫЙ
волевое усилие, агрессивность, возбуждение, желание добиться успеха

Занимает активную позицию, часто добивается успеха.

Повышенная деловая активность, стремление быть лидером.

Ощущает себя успешным, склонен к агрессии.

Состояние стресса, неуверенности, возможно нервное истощение.

ЖЕЛТЫЙ
активность, стремление к общению, веселость, надежда на лучшее

Действует открыто и непосредственно, общителен.

Оптимизм, стремление к контактам, увлеченность.

Коммуникабелен, чувство комфорта.

Нерешительность, тревожност, разочарование.

ФИОЛЕТОВЫЙ
стремление к идеалу, настороженность, неопределенность в настроении

Стрессовое состояние, неудовлетворенность.

Стремление произвести впечатление на окружающих.

Зависимость от похвалы, необходимы яркие впечатления.

Напряжение, вызванное трудностями общения с близкими.

КОРИЧНЕВЫЙ
беспокойство, дискомфорт, чувство напряжения

Тревожность, страхи, подавленность, стрессовое состояние.

Потребность в отдыхе, эмоциональное напряжение.

Напряжен, беспокоен.

Стремление выйти из подчинения, негативное отношение к запретам.

ЧЕРНЫЙ
тревожность, страх, стресс

Тревожность, страхи, подавленность, стрессовое состояние.

Негативное отношение к ситуации, стремление уйти от проблем.

Неудовлетворенность отношением к себе.

Отрицание ограничения своей личности, активное стремление к деятельности.

СЕРЫЙ
негативное состояние, огорчение

Тревожность, страхи, подавленность, стрессовое состояние.

Угнетенное состояние, стремление выйти из негативной ситуации.

Обида, стремление уйти от проблем без борьбы.

Отрицание ограничения своей личности, активное стремление к деятельности.

Следует обращать внимание на ряд последовательностей расположения цветов, которые позволяют распознать проблемы:

1. Когда основные цвета (синий, зеленый, красный, желтый) стоят с первого по пятое место — говорят об эмоциональном благополучии.

2. Коричневый, Черный или Серый стоят на позициях с первого по четвертое место — тенденция к развитию разных негативных состояний.

3. О конфликте между желаемой целью и действительным состоянием скажут , например, Красный цвет рядом с Серым (красный на втором месте, серый на третьем).

4. Если Зеленый, Красный и Желтый стоят рядом в начале ряда — скажет о хорошей работоспособности и высоком уровне продуктивной деятельности.

5. Если основные цвета стоят на последних местах это говорит о большой степени тревожности ребенка. Например, Красный цвет на седьмом месте скажет о неудовлетворенности ребенка в возможности добиться успеха, его агрессии по этой причине.

9

Источник