Диагностика социального развития ребенка банкова
Мы поможем в написании ваших работ! Мы поможем в написании ваших работ! Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ? | Методика 1 Вопросы для собеседования (тест разработан С.А.Банковым) 1. Назови свою фамилию, имя, отчество. 2. Назови фамилию, имя, отчество мамы, папы. 3. Ты девочка или мальчик? Кем ты станешь, когда вырастешь: ей или дядей? 4. У тебя есть брат (сестра), кто из вас старше? 5. Сколько тебе лет? Сколько будет через год, через два? 6. Сейчас утро или вечер (день или утро)? 7. Когда ты завтракаешь – вечером или утром? Обедаешь утром- или днем? Что бывает раньше – обед или ужин? День или ночь? 8. Где живешь? Назови домашний адрес. 9. Кем работает твой отец (мама)? 10. Ты любишь рисовать? Какого цвета этот карандаш (лентой- , платье)? 11. Какое сейчас время года – зима, весна, лето, осень? Почему ты так думаешь? 12. Когда можно кататься на санках – зимой или летом? 13. Почему снег бывает зимой, а не летом? 14. Что делает почтальон (врач, учитель)? 15. Зачем нужны в школе звонок, парта? 16. Ты сам(а) хочешь пойти в школу? 17. Покажи у себя правый глаз, левое ухо. Для чего нужны гла- за, уши? 18. Каких животных ты знаешь? 19. Каких птиц? 20. Кто больше: корова или коза? Птица или пчела? У кого больше ног: у собаки или петуха? 21. Что больше: 8 или 5, 7 или 3? Посчитай от 3 до 6, от 9 до 2. 22. Что ты скажешь, как поступишь, если нечаянно сломаешь чужую вещь? Оценка ответов 1. За правильный ответ на все вопросы одного пункта ребенок может получить 1 балл ( за исключением контрольных). 2. Ребенок может получить 0,5 балла за правильные, но неполные ответы на дополнительные вопросы пункта. 3. Правильными считаются ответы типа: «Папа работает инженером на заводе», «У собаки ног больше, чем у петуха, у собаки их четыре, у петуха – две». Неверными считаются ответы типа: «Мама-Таня», «Папа работает на работе», а также ошибки во временах года, в признаках «больше – меньше». 4. Кконтрольным вопросам относятся 5, 8, 15, 22. Ответы на них оцениваются так: 5-й: если ребенок может вычислить, сколько ему будет лет – 1 балл, если называет года с учетом месяцев – 3 балла. 8-й: за полный домашний адрес с названием своего города – 2 балла, за обоснованный по признакам ответ (не менее 3 признаков) – 2 балла, менее 3 признаков – 1 балл; 15-й: за каждое правильно указанное применение школьной атрибутики – 1 балл; 22-й: за правильный ответ – 2 балла. 5. Пункт 16 оценивается совместно с пунктами 15 и 17. Если в пункте 15 ребенок набрал 3 балла и дал положительный ответ на пункт 16, в протоколе отмечается положительная мотивация к обучению в школе (общая сумма баллов при этом должна быть не менее 4). Оценка результатов беседы Вполне зрелыми для школы считаются дети, получившие в сумме 24-29 баллов, менее подготовленными – получившие 20- 24 балла, не подготовленными – получившие 15 – 20 баллов. Давая заключение, следует помнить, что беседа, как и любой лабораторный метод изучения ребенка, – вспомогательный метод. Психолого-педагогическое заключение можно дать только на основе анализа всех данных комплексного исследования. Беседа может проходить и по более широкой программе. Ответы – детей позволяют составить представление об их нравственных занятиях, ценностных ориентациях, умении выйти из проблемной ситуац ии, руководствуясь личным опытом. Методика 2 Вопросы для собеседования I серия 1. Назови, пожалуйста, свою фамилию, имя, отчество. 2. Как фамилия, имя, отчество твоих родителей? 3. Где и кем работают твои отец и мать? Хочешь ли ты быть похожим на них? Почему? 4. Какую работу выполняет учитель, врач, портниха, продавец, милиционер? 5. Сколько тебе лет? 6. У тебя есть сестра или брат (родные или двоюродные)? Ты любишь его (ее, их)? Кто из вас старше, кто моложе? Почему ты так думаешь? 7. Какие правила поведения ты знаешь? Их надо выполнять всегда или нет? 8. Ты сам(а) себе нравишься? За что тебя любят дома и в дет- ском саду? 9. У тебя есть недостатки? Какие? Ты хочешь их исправить? 10. Чем занимаются дети в школе? 11. Ты хочешь пойти в школу? А почему? Зачем надо уметь читать- , писать, считать? 12. Если щенок оставил грязные следы на полу, что ты будешь делать? 13. Кем ты станешь, когда вырастешь? 14. Каким ты хочешь стать? II серия 15. Алеся – украинка, Чубо – молдаванин (предъявляется цветная картинка с изображением детей в национальных костюмах), а ты кто? Почему ты так думаешь? 16. Представь себе, что ты отправился путешествовать по родной – стране, но вскоре соскучился по маме и решил написать ей письмо. Какой адрес ты укажешь на конверте? 17. Как называется твоя Родина? Ты любишь ее? За что ты ее любишь? 18. Как называется страна, в которой ты живешь? 19. Что надо делать, чтобы люди нашей страны жили счастливо? 20. Что больше: Москва или Россия? Почему ты так думаешь? 21. Какие есть страны кроме России? 22. В какой стране ты хотел бы жить? Почему именно в ней? 23. Хотел бы ты жить там, где мир, или там, где война? Почему? III серия 24. У тебя есть друг? Как бы ты поступил, если бы: а) во время урока он не смог ответить на вопрос учителя; б) обидел кого-нибудь из ребят; в) его кто-нибудь захотел обидеть; 25. Представь, что в комнате два стола. На каждом из них дети строят улицы большого города. За одним столом играют Таня, Алеша, Наташа, Варя и Андрей, за другим – Адия, Сара, Моника, Марат и Хорст. За каким столом ты стал бы играть? Почему именно за этим? Что для тебя важно? 26. Как бы ты поступил, если бы нечаянно порвал чужую книгу, но никто этого не видел? 27. Представь себе, что ты с мамой едешь в автобусе, немного устал, в руках у мамы тяжелые сумки с продуктами. Вдруг освобождается место у окна. Как бы ты поступил? Ответы оформляются в виде протокола на каждого ребенка. При проведении диагностики социального развития ребенка используйте метод индивидуальной беседы ( тест С.А. Банкова). В ходе ее педагогу легко установить контакт с ребенком, завоевать его доверие, что чрезвычайно важно для правильной диагностики. Чтобы достичь этого, ведите беседу доброжелательно, непринужденно, со знанием дела; не торопите ребенка с ответом, предоставьте ему возможность подумать, вернуться к тем вопросам, на которые он затрудняется ответить; если первоклассник устал – сделайте небольшой перерыв, затем закончите беседу; записывайте ответы дословно, постарайтесь- дать им правильную оценку. Задание Задачи: -пронаблюдать особенности проявления дисциплинированности младших школьников; -выявить сформированность у детей навыков организации собственной деятельности и поведения; -выявить приемы и методы, применяемые учителем для организации детей и их дисциплинирования. ПЛАН НАБЛЮДЕНИЯ 1.Пронаблюдайте, как дети вашего класса готовятся к уроку: -достают из портфеля все необходимое к уроку до звонка, аккуратно раскладывают на парте; -забывают подготовиться к уроку, достают все необходимое к уроку со звонком или после звонка; -готовятся до звонка, но торопливо, небрежно. 2.Пронаблюдайте, как каждый ребенок организует работу в ходе урока: -успевает за темпом всего класса, быстро включается в любой вид работы; -постоянно отстает, проявляет несобранность, неорганизованность. 3.Обратите внимание, кто из детей вашего класса нарушает дисциплину( мешает работе одноклассников разговорами, берет без спроса чужие вещи, пытается испортить в тетради работу другого ученика). Подумайте, почему ребенок ведет себя недисциплинированно: -ему скучно на уроке, так как учебный материал он не понимает; -ему неинтересно, так как материал урока он знает; -ребенку не хватает доброжелательного отношения, он привык, что его относят к «плохим» детям. 4.Пронаблюдайте, какими приемами добивается учитель порядка на уроке, рабочей дисциплины: -четкой организацией урока, четкими распоряжениями, указаниями (словесными приемами, методами); -постоянно вовлекает детей в работу, беседу; -использует на уроке разные виды работ, интересные и практические задания; -использует в ходе урока разнообразный материал, наглядные пособия; -использует прием соревнования на уроке; -применяет метод примера. 5.Пронаблюдайте, как учитель приучает детей к самоорганизации: -какие указания дает по организации рабочего места, разных видов работ на уроке; -как поощряет, как порицает за проявление неорганизованности, несобранности, недисциплинированности. 6.Сделайте вывод, какие приемы работы учителя по организации и дисциплинированию детей наиболее результативны. Тема 4 Речевая подготовка первоклассников Речь – одна из основных высших психических функций. Известно, что речь у детей формируется на основе восприятия окружающего предметного мира. Понимание речи связано с развитием чувственной основы речи-предметных образов. Важной является та роль речи, которую она выполняет в психической деятельности человека, – она организует все высшие психические функции, входит в их структуру, регулирует деятельность и поведение, т.е. речь, формируясь и развиваясь каксамостоятельный психический процесс, затем начинает выполнять функции опосредования высших психических функций, их связывания и организации. Фонематический слух, чистота фонематического восприятия. Наблюдение за уроками, их анализ. Методические рекомендации для студентов Предметом наблюдений на этот раз сделайте изучение ново- го материала на уроках. 1. Исследуйте, прежде всего, эффективность выбора учителем содержания и методов изучения нового материала: какими способами и насколько удалось учителю подготовить учащихся к восприятию нового материала; как актуализировались опорные знания, умения; насколько эффективно осуществлялась мотивация учения первоклассников; каково содержание учебного материала (научность, связь с жизнью, воспитательное и развивающее значение); как происходит объяснение нового материала (система, логика, ясность, доступность, реализация межпредметных связей); насколько рационально использовались методы, приемы обучения (словесные, наглядные, практические, проблемно-по- исковые методы). Было ли занятие обеспечено техническими средствами обучения; применял ли учитель различные способы повышения самостоятельности и активности детей на уроке: учет возрастных и индивидуальных особенностей; раскрытие перспективы учебной деятельности; организация самостоятельной учебной деятельности; использование проблемного объяснения, постановка проблемных вопросов; введение заданий программированного характера (тетради с печатной основой); какие использовал пред- писания, памятки; уделял ли внимание формированию умений самопроверки; решению учебных задач в занимательной, игровой форме, включению детей в соревнование в процессе учебной работы, осуществлению внутрипредметных и межпредметных связей, использованию элементов новых инновационных педагогических технологий; насколько эффективно сочетались на уроке индивидуальные, групповые, общеклассные формы учебной работы; каким образом учитель обеспечивал на уроке атмосферу делово- го сотрудничества, доброжелательности, доверия, взаимопомощи. 2. Отдельно проанализируйте такой важный этап урока, как закрепление нового материала: рационально ли учитель отобрал материал для закрепления; какие использованы пути, способы, средства закрепления, обобщения, систематизации нового материала; о чем свидетельствуют ответы учащихся. 3. Подумайте и попытайтесь определить общую целевую установку, с которой учитель осуществлял воспитательный процесс на данном или ряде ранее наблюдаемых уроков: обеспечить прочное и правильное усвоение детьми материала, предусмотренного программой; максимально полно реализовать воспитательные возможности учебного материала урока; обеспечить нравственное, эстетическое, экологическое воспитание, сформировать основы научного мировоззрения у детей; выработать у первоклассников прочные учебные умения и на- выки (чтения, письма, счета и др.); сформировать у детей первоначальные умения самообразования; развить умственные способности учащихся в процессе обучения, обеспечить постепенный переход от наглядно-действенного к абстрактно-логическому способу мышления; развить память, внимание, воображение ребенка; создать благоприятные условия для выявления задатков детей и максимального развития их творческих способностей; комплексное решение ранее перечисленных целей. Возможно, вы обнаружите дополнительные, не названные выше задачи (укажите их). 2.Комплексный тестовый метод диагностики речевого развития детей дошкольного возраста (Ф.Г.Даскалова) 1-й тест. Свободные словесные ассоциации по определенному слову . Задача: «Будем играть в игру со словами. Я скажу тебе одно слово, а ты скажешь мне другое – какое хочешь». 1 – стул; 2 – мяч; 3 – Иван; 4 – зайчик; 5 – пою; 6 – красный. Оценка: по крайней мере 3 верных ответа (т.е. адекватные слову – -раздражителю ассоциации). 2-й тест. Ассоциативное дополнение слова в предложении – подбор и активное употребление имен существительных 1 – Ребенок толкает…. 2 – Девочка качает…. 3 – Зайчик хрупает…. 4 – Мама стирает…. 5 – Девочка поливает…. Оценка: 5 верных ответов. |
Источник
«Тестовая беседа» С.А. Банкова
Данный метод позволяет собрать сведения о запасе представлений ребенка об окружающем мире, его ориентировании в различных жизненных ситуациях, его отношении к окружающей его действительности, является первичным обследованием готовности ребенка к школе. Беседа служит важным средством установления контакта с ребенком, создаст атмосферу доверия, вводит ребенка в ситуацию психологического экспериментирования. Тесты позволяют провести исследование деятельностного компонента ребенка
Возрастные особенности использования.
Методика используется для детей 5 -7-летнего возраста.
Анализируемые показатели:
1. Запас представлений ребенка об окружающем мире;
2. Ориентирование в различных жизненных ситуациях, его отношении к окружающей его действительности;
3. Мотивация к обучению в школе.
Вопросы собеседования
1. Назови свою фамилию, имя, отчество.
2. Назови фамилию, имя, отчество мамы, и папы.
З. Ты девочка или мальчик? Кем ты будешь, когда вырастешь: тетей или дядей?
4. У тебя есть брат (сестра), кто старше?
5. Сколько тебе лет? А сколько будет через год, через два года?
6. Сейчас утро или вечер (день или утро)?
7. Когда ты завтракаешь – вечером или утром? Обедаешь утром или днем? Что бывает раньше – обед или ужин? День или ночь?
8. Где ты живешь? Назови свой домашний адрес.
9. Кем работает твой отец (мать)?
10. Ты любишь рисовать? Какого цвета этот карандаш (ленточка, платье)?
11. Какое сейчас время года – зима, весна, лето или осень? Почему ты так считаешь?
12. Когда можно кататься на санках – зимой или летом?
13. Почему снег бывает зимой, а не летом?
14. Что делает почтальон (врач, учитель)?
15. Зачем нужны в школе звонок, парта?
16. Ты сам(а) хочешь пойти в школу?
17. Покажи свой правый глаз, левое ухо. Для чего нужны глаза, уши?
18. Каких животных ты знаешь?
19. Каких ты знаешь птиц?
20. Кто больше: корова или коза? Птица или пчела? У кого больше лап: у собаки или у петуха?
21. Что больше: 8 или 5, 7 или З? Посчитай от З до 6, от 9 до 2.
22. Что нужно сделать, если нечаянно сломаешь чужую вещь?
Оценка ответов
1. За правильный ответ на все подвопросы одного пункта ребенок может получить один балл (за исключением контрольных).
2. Ребенок может получить 0,5 балла за правильные, но неполные ответы на подвопросы пункта.
З. Правильными считаются ответы, соответствующие поставленному вопросу и достаточно полные, например: «Папа работает инженером на заводе», «У собаки лап больше, чем у петуха, потому что у собаки их четыре, а у петуха – две».
Неверными считаются ответы типа: «Мама Таня», «Папа работает на работе», а также ошибки во временах года, в признаках «больше – меньше».
4. К контрольным заданиям относятся вопросы: 5, 8, 15, 22. Они оцениваются следующим образом:
№ 5 – если ребенок может вычислить, сколько ему будет лет, – 1 балл; если он называет года с учетом месяцев – З балла;
№ 8 – за полный домашний адрес с названием города – 2 балла, за обоснованный по признакам ответ (не менее трех признаков) – 2 балла, до трех признаков 1 балл;
№ 15 – за каждое правильно указанное применение школьной атрибутики – 1 балл;
№ 22 – за правильный ответ – 2 балла.
5. Пункт 16 оценивается совместно с пунктами 15 и 17. Если в пункте 15 ребенок набрал З балла и дал положительный ответ на пункт 16, то в протоколе отмечается положительная мотивация к обучению в школе (общая сумма баллов при этом должна быть не менее 4).
Оценка результатов беседы
Школьно-зрелыми считаются дети, получившие в сумме 25-29 баллов, среднезрелыми – дети, получившие 21-24 балла, и незрелыми – 15-20 баллов.
Источник
Приведенный ниже текст получен путем автоматического извлечения из оригинального PDF-документа и предназначен для предварительного просмотра.
Изображения (картинки, формулы, графики) отсутствуют.
Министерство образования Российской Федерации Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ А.М. Щетинина ДИАГНОСТИКА СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА Великий Новгород 2000 Министерство образования Российской Федерации Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ А.М. Щетинина ДИАГНОСТИКА СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА Учебно-методическое пособие Великий Новгород 2000 1 ББК 74.204 Печатается по решению Щ 49 РИС НовГУ Рецензенты: Т.В.Архиреева, канд. психол. наук, доцент, С.Ю.Тверская Щетинина А.М. Щ 49 Диагностика социального развития ребенка: Учебно-методическое пособие. – Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2000. – 88 с. Пособие содержит систематизированные по отдельным направлени- ям методики изучения особенностей социального развития ребенка до- школьного возраста. Предназначено студентам вузов и педагогических колледжей, препо- давателям, психологам и педагогам дошкольных образовательных учреж- дений. ББК 74.204 © Новгородский государственный университет, 2000 © Щетинина А.М., 2000 2 Предисловие Предлагаемые способы и содержание диагностики социального разви- тия определяются пониманием его сущности. Социальное развитие ребен- ка – это взаимосвязанные процессы социализации и индивидуализации. То есть, с одной стороны, это процесс усвоения социокультурного опыта в форме правил, норм, способов поведения, эталонов действия и взаимодей- ствия людей в социуме, а с другой – процесс развития сущностного Я ре- бенка, его индивидуальности и неповторимости, определенной независи- мости от социума, но способного гармонично и эффективно адаптировать- ся к меняющейся социальной среде и сохраняющего важным предметом своей потребности другого человека. Индивидуализированную сущность Я ребенка составляет множествен- ность “Я-сам” ребенка: Я-физическое, Я-чувствующее, Я-думающее, Я- действующее, Я-мальчик, Я-девочка, Я-дочка, Я-сын, Я-друг и т.п. Пред- ставление о себе, образ Я складывается у ребенка с момента появления на свет и представляет собой целостный аффективно-когнитивный комплекс. Аффективная составляющая проявляется в самооценке, самоотношении, самопринятии, а когнитивная – в знаниях и представлениях ребенка о себе. Для изучения особенностей развития у детей дошкольного возраста представлений о себе, самооценки, самопринятия, самостоятельности, ак- тивности, инициативности, степени осознания ребенком своих физиче- ских, полоролевых, деятельностных и личностных характеристик предла- гается комплекс методик, объединенный в раздел, условно названный “Я- сам”. Другой раздел – “Я -другие” – содержит методики, направленные на ис- следование сформированности у ребенка социокультурных способов об- щения и бесконфликтного поведения и ненасильственного взаимодейст- вия, развития коммуникативности и способности к партнерскому диалогу, особенностей общения и эмоционально-ценностного отношения к сверст- никам и взрослым, характера восприятия ребенком внутрисемейных отно- шений и определения уровня развития социального интеллекта детей до- школьного возраста. Основообразующим фактором самооценки, самопринятия, взаимоот- ношений и взаимооценок являются особенности эмоционального развития ребенка: эмоциональная реактивность, сензитивность, способность вос- принимать и понимать эмоциональные состояния других людей и свои собственные, сформированность экспрессивных эталонов и эмпатии, со- стояния эмоционального благополучия-неблагополучия ребенка. Диагно- стике особенностей развития, наиболее значимых, по данным проведенно- го психолого-педагогического эксперимента, сторон эмоциональной сферы личности ребенка отведен раздел “Диагностика эмоциональной сферы”. Один из разделов представлен методикой диагностики социального ин- теллекта Дж.Гилфорда и М.Салливена в ее адаптированном к старшему дошкольному возрасту варианте. Особенности развития социального ин- теллекта являются очень значимыми показателями социального развития ребенка в целом. Однако об особенностях развития социального интеллек- 3 та можно судить по данным и других методик – опроснику на определение особенностей эмпатии, тесту ДДЧ, диагностика эмоционально-ценностно- го отношения к себе, методике “Неоконченные ситуации”, шкальной оцен- ке сформированности социальных форм поведения у ребенка, карте наблю- дений за культурой поведения ребенка и др. Последний раздел посвящен диагностике социальной готовности ре- бенка к школе, которая включает в себя сформированность новой внутрен- ней позиции, развитие произвольности, характер общения ребенка со взрослыми и его способность взаимодействия со сверстниками. Книга содержит разные по сложности использования и интерпретации методики, многие из которых являются общепринятыми и широко исполь- зуются в психологических исследованиях. Некоторые из этих методик ре- комендуется проводить, а особенно интерпретировать, психологу. Это тес- ты “Несуществующее животное”, “ДДЧ”, “Рисунок человека”. Целый ряд предлагаемых методик разработан автором в процессе опытно-экспериментальной работы по теме “Социальное развитие ребен- ка”, которая осуществлялась в ДОУ №62 г. Великого Новгорода в течение четырех лет, а также и совместно со студентами дошкольного отделения ППФ НовГУ им. Ярослава Мудрого в ходе их исследовательской деятель- ности в рамках этой проблемы. Разработанные и апробированные методи- ки просты в обращении, направлены на изучение конкретных особенно- стей психики ребенка и могут использоваться воспитателями ДОУ в их творческой педагогической деятельности. Для диагностики, безусловно, нет необходимости использовать абсо- лютно все представленные методики. Вместе с тем следует обязательно изучать развитие всех указанных сфер, ибо лишь использование комплекса методик может дать целостное и полное представление об особенностях социального развития ребенка. Показатели благополучного социального развития ребенка: – эмоционально откликается на переживания другого; – воспринимает и адекватно понимает основные эмоциональные со- стояния (гнев, страх, печаль, радость, удивление-интерес); – проявляет эмпатию; – обнаруживает (хотя бы иногда) способность к децентрации; – эмоционально благополучен; – обнаруживает положительное самопринятие, самоотношение; – проявляет уверенность в себе, самостоятелен, активен, инициативен (адекватно индивидуально-типологическим особенностям); – считает себя любимым родителями, принятым ими; – владеет навыками самоконтроля, саморегуляции; – главным образом положительно оценивает и принимает других; – принимаем группой, т.е. имеет положительный социальный статус; – владеет способами социокультурного поведения и общения; – достаточно коммуникативен (в рамках индивидуальных особенностей); – имеет достаточно развитый (средне-высокий уровень) социальный интеллект; – социально готов к школе. 4 Раздел 1. Диагностика эмоциональной сферы Опросник “Характер проявлений эмпатических реакций и поведения у детей” (А.М.Щетинина) № Проявление эмпатических реакций Часто Иногда Никогда и поведения 1 Проявляет интерес к эмоциональному поведению других. 2 Спокойно издалека смотрит в сторону ребенка, переживающего какое-либо со- стояние. 3 Подходит к переживающему ребенку, спокойно смотрит на него. 4 Пытается привлечь внимание взрослого к эмоциональному состоянию другого. 5 Ярко, эмоционально реагирует на со- стояние другого, заражается им. 6 Реагирует на переживания другого, гово- ря при этом: “А я не плачу”, “А у меня тоже”, “А мне тоже…?” 7 “Изображает” сочувствие, глядя при этом на взрослого, ожидает похвалы, поддерж- ки. 8 Сообщает взрослому, как он пожалел, помог другому. 9 Предлагает переживающему эмоцио- нальное состояние ребенку что-либо (иг- рушку, конфетку и пр.) 10 Встает рядом с ребенком, беспомощно смотрит на него, на взрослого. 11 Проявляет сочувствие только по просьбе взрослого (успокаивает, обнимает, гладит и пр.). 12 Активно включается в ситуацию, по соб- ственной инициативе помогает, гладит, обнимает и пр., т.е. производит успокаи- вающие действия. 5 Обработка полученных результатов Количественная: – если ребенок часто ведет себя адекватно поведе- нию, означенному в пунктах 1, 5, 9, 12, то за каждое из этих проявлений он получает 6 баллов, что в сумме будет составлять 24 балла; – если подобные формы поведения он обнаруживает лишь иногда, то ему присваивается за каждую по 5 баллов; – если форма поведения ребенка часто адекватна означенным в пунктах 4, 6, 7, 8, то за них он получает по 4 балла; – если проявление данных форм поведения (4, 6, 7, 8) наблюдается у ребенка лишь иногда, то он получает за них 3 балла; – если поведение ребенка часто соответствует описанным в пунктах 2, 3, 10, 11, то ставится по 2 балла; – если ребенок никогда не проявляет указанного поведения, то ставим 0 баллов. Качественная интерпретация данных. Если ребенок проявляет интерес к состоянию другого, ярко эмоцио- нально на него реагирует и идентифицируется с ним, активно включается в ситуацию, пытается помочь, успокоить другого, то это может интерпрети- роваться как проявление ребенком гуманистической формы (высокой) проявления эмпатии. К детям с гуманистическим типом эмпатии относятся те, кто набрал от 20 до 24 баллов. В том случае, когда ребенок пытается отвлечь внимание взрослого на себя, эмоционально реагирует на переживания другого, но при этом гово- рит: “А я не плачу никогда… ” и т.п., если ребенок, стремясь получить по- хвалу, одобрение взрослого, лишь изображает сочувствие, сопереживание другому, то все эти показатели рассматриваются как проявление эгоцен- трической эмпатии. Эгоцентрическую эмпатию проявляют дети, набрав- шие от 12 до 16 баллов. Дети, не проявляющие интереса к эмоциональному состоянию других, слабо реагирующие на их переживания и совершающие эмпатийные дей- ствия лишь по побуждению взрослого, могут быть отнесены к низкому уровню развития эмпатии. Это дети, которые получают от 1 до 8 баллов. Дети с количеством баллов от 17 до 19 могут быть отнесены к прояв- ляющим смешанный тип эмпатии. Если же балл ребенка колеблется в пределах 11, то можно предполо- жить, что развитие эмпатии у него идет по типу эгоцентрической. 6 Проективная методика “Неоконченные рассказы” (Т.П.Гаврилова) Цель: изучение характера эмпатии: эгоцентрическая, гуманистическая Материал: 3 неоконченных рассказа. Проведение исследования. Исследование проводится индивидуально. Ребенку говорят: “Я расска- жу тебе рассказы, а ты, послушав их, ответишь на вопросы”. Если испы- туемым является девочка, то в рассказах фигурировать должна девочка. Рассказы: 1. Мальчик мечтал завести собаку. Однажды знакомые привели свою собаку и попросили поухаживать за ней, пока они будут в отъезде. Маль- чик очень привязался к собаке, полюбил ее. Он ее кормил, водил гулять, ухаживал за ней. Но собака очень тосковала по своим хозяевам, очень ждала их возвращения. Через некоторое время знакомые вернулись и сказа- ли, что мальчик сам должен решить – вернуть собаку или оставить ее себе. Как поступит мальчик? Почему? 2. Мальчик нашел на улице котенка и принес его домой. Бабушка ска- зала, что котенок может быть больным и выкинула его на улицу. Мальчик очень рассердился и накричал на бабушку. Вечером бабушка сказала: “Ну что ж, придется мне уезжать домой, хотя мне там и одиноко”. Как поступит мальчик? Почему? 3. Вася разбил окно. Он испугался, что его накажут и сказал воспитате- лю, что окно разбил Андрей. Ребята в детском саду об этом узнали и пере- стали с Васей разговаривать, не брали его в игры. Андрей подумал: “Про- стить мне Васю или нет?”. Как поступит Андрей? Почему? Интерпретация ответов детей: если ребенок решает ситуацию в пользу другого (собаки, бабушки, Васи), то это указывает на гуманистиче- ский характер эмпатии; решение ребенком ситуации в свою пользу – об эгоцентрическом характере эмпатии. 7 Методики изучения особенностей восприятия и понимания дошкольниками эмоционального состояния изображенного человека (А.М.Щетинина) Цели: 1. Выявить особенности восприятия и понимания детьми 4-7 лет эмо- ционального состояния радости, печали, гнева, страха, удивления-интереса изображенных людей при разных условиях восприятия: а) опознание эмоционального состояния, переданного только мимикой; б) опознание эмоционального состояния, переданного мимикой и по- зой. (В ряде случаев в качестве дополнительной информации включалась и обстановка, в которой был изображен человек.) 2. Определить зависимость успешности опознания эмоции от характера поставленной перед ребенком задачи. 3. Определить возрастные закономерности и различия в типах воспри- ятия и уровнях понимания детьми разных эмоциональных состояний изо- браженного человека. 4. Установить, существуют ли различия в восприятии дошкольниками эмоционального состояния детей и взрослых людей и в чем эти различия обнаруживаются. 5. Выявить зависимость восприятия и понимания детьми разных эмо- циональных состояний человека от имеющегося у них запаса знаний и владения соответствующими словесными обозначениями. Материал: картинки, на которых изображены люди (взрослые и дети) в изучаемых эмоциональных состояниях. Для решения поставленных задач были созданы или же частично мо- дифицированы следующие методики исследования. 1. Высказывание свободных суждений об эмоциональном состоянии изображенного человека Каждому ребенку-испытуемому предоставлялась возможность выска- зать свободное суждение об изображенном персонаже, о его настроении, эмоциональном состоянии. Цель: выявить наличие интереса и внимания к экспрессии изображен- ного человека, умение самостоятельно назвать его. Определить имеющий- ся опыт и знания о данном состоянии. 2. Номинация эмоционального состояния Ребенок получал задание назвать эмоциональное состояние словом, а в случае затруднения выбрать его из тех, которые предлагал эксперимента- 8 тор (“Скажи, какое настроение у человека?”, “Какое выражение его лица?”, “Эта девочка радостная, грустная или сердитая, гневная?” и т.п.). Цель: определить успешность опознания, его адекватность, умение точно назвать состояние, наличие у ребенка словаря обозначений эмоцио- нального состояния (активного и пассивного). 3. Подбор вербального описания ситуации к воспринимаемому эмоциональному состоянию изображенного человека Испытуемому предлагалось вообразить ситуацию, соответствующую состоянию человека, или подобрать из двух-трех предложенных экспери- ментатором вербальных ситуаций ту, которая в наибольшей мере соответ- ствовала бы переживанию изображенного человека (“Что случилось с этим человеком?” Или: “Как ты думаешь, этот малыш услышал, как кто-то громко и страшно зарычал или же он увидел заводную обезьянку, которая кувыркается на перекладине?” и т.п.). Цель: а) выявить понимание ребенком-испытуемым воспринимаемого эмоциональным состоянием в случае, если он не называет его словом, то есть не дает семантической оценки; б) определить умение дошкольников раскрывать причину (“подтекст”) переживания изображенного человека, выявляя тем самым уровень его понимания. 4. Подбор изображения к вербальному описанию ситуации Каждый ребенок получал задание: подобрать изображение человека в каком-либо эмоциональном состоянии (из 3-4) к рассказу, в котором опи- сывался какой-то конкретный случай. Целью использования этого метода, как и предыдущего, являлось уточ- нение возможности и степени понимания экспрессии. 5. “Вербальная фиксация” признаков экспрессии с опорой на изображение Данная методика представляет собой модификацию методики, исполь- зованной В.А.Лабунской для определения типа эталона экспрессии. Вербальная фиксация признаков экспрессии воспринимаемого ребен- ком эмоционального состояния изображенного человека расценивалась нами и как их восприятие экспрессии, в какой-то мере как экстериоризо- ванный образ-эталон выражения эмоционального состояния. Перед испытуемым ставилась задача указать те признаки, на которые он ориентировался, определяя эмоциональное состояние (“Как ты узнал(а), что у него (нее) радостное (или грустное) настроение?”, “На что он смот- рел?”, “Как догадался, что ему страшно?” и т.п.). Цель: определить тип восприятия эмоции и соответственно возможный тип эталона экспрессии. 9
Источник