Диагностика сенсорного развития ребенка с овз
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА КАЛИНИНГРАДА
ДЕТСКИЙ САД № 46
Тема: «Сенсорное развитие детей дошкольного возраста с ОВЗ».
Педагог – психолог
Ольховик А.В.
Калининград, 2016
В раннем детском возрасте формируются основные способности ребенка, определяющие его дальнейшее развитие. И поэтому именно в дошкольном возрасте могут начаться проблемы в развитии познавательной, эмоционально-волевой и личностной сферах. Таких детей принято называть – дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
Дети с ограниченными возможностями – дети с физическими и (или) психическими недостатками, имеющие ограничение жизнедеятельности, врожденными, наследственными, приобретенными заболеваниями или последствиями травм, подтвержденными в установленном порядке (нарушение речи, нарушение ОДА, умственная отсталость, ЗПР, нарушения поведения и общения, комплексные нарушения психофизического развития и др.).
Весь окружающий мир ребенок познает через взаимодействие с ним с помощью органов чувств: зрения, слуха, осязания, обоняния, вкуса. В связи с этим трудно переоценить значение сенсорного развития ребенка. Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их цвете, форме, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и т.п. Сенсорное развитие представляет собой развитие ощущений и восприятий, представлений о предметах, объектах и явлениях окружающего мира.
Информация от них анализируется в соответствующих отделах головного мозга и выдает целостную картину. Сенсорная система – это датчик восприятия окружающего мира. Это система, которая считывает информацию извне, опираясь на ранее сформированные сенсорные эталоны. Именно сенсорное развитие служит базой для совершенствования деятельности органов чувств и накопления представлений об окружающем мире.
Сенсорному развитию детей с различными нарушениями в развитии уделяли большое внимание такие известные ученые-исследователи, как И. М. Сеченов, П.Ф. Лесгафт, Л.С. Выготский, И.А. Соколянский, Н. А. Бернштейн и др. В настоящее время эта проблема освещена в работах Т.А. Басиловой, М.А. Боровской, Т.В. Лисовской. Все они сходятся в том, что фундамент сенсорного развития и интеграции – это взаимодействие органов чувств ребенка. А для полноценного развития мозгу необходимо постоянное поступление сенсорной информации. Чем больше информации поступает в мозг, тем больше мозгу приходится трудиться, чтобы ее переработать. А что тренируется, то развивается.
Одной из причин сенсорной депривации может быть недостаток сенсорных (тактильных, зрительных, слуховых и др.) стимулов. И, как результат, недостаточность сенсорного анализа, что ведет к нарушению процесса осмысления построения двигательного действия. Своеобразие сенсорной интеграции детей со сложными и множественными психофизическими нарушениями заключается в недоразвитии у них способности к приему, переработке и хранению информации, недостаточности словесного опосредования, а так же в возникновении различного рода функциональных перестроек. Для детей с ограниченными возможностями здоровья характерны более поздние сроки становления сенсорных функций.
Недоразвитие и десинхронизация (нарушение синхронности, согласованности) эмоционально-волевой сферы ребенка, его зрительного, слухового и тактильного восприятия являются составными частями диагноза – задержка психоречевого развития. Опыт мировой, а в последнее время и отечественной педагогики доказал, что направленный на дидактические цели комплекс сенсорных и моторных упражнений положительно влияет на общее, эмоциональное, речевое и социальное развитие.
Большое разнообразие стимулирующих влияний позволяет также оказывать помощь детям, страдающим расстройством аутистического спектра (РАС). Известно, что детям с данной патологией доставляет особое удовольствие игра со светом, звуком, водой, песком. При налаживании контакта с аутичным ребенком взрослый должен воспользоваться ситуацией, дающей дополнительную возможность выполнения совместного действия, вызывающего у ребенка положительные эмоции. В ситуации максимального воздействия различных раздражителей взрослый оказывается особенно необходимым ребенку.
Опыт мировой, а в последнее время и отечественной педагогики доказал, что направленный на дидактические цели комплекс сенсорных и моторных упражнений положительно влияет на общее, эмоциональное, речевое и социальное развитие.
Поэтому на сегодняшний день остается актуальной проблема сенсорного развития у детей.
Основной целью в работе педагога-психолога является целенаправленное и системное коррекционно-развивающее воздействие на сенсорно-перцептивную сферу детей.
Коррекционно-развивающая работа по сенсорному развитию осуществляется по следующим направлениям:
1. Развитие зрительного восприятия и коррекция его нарушений:
а) формирование представлений о цвете предметов;
б) формирование представлений о форме предметов;
в) формирование представлений о величине предметов;
г) формирование и коррекция пространственных представлений;
д) формирование временных представлений.
2. Развитие и коррекция тактильного восприятия.
3. Развитие и коррекция слухового восприятия.
Основными задачами сенсорного воспитания дошкольников являются:
- Развитие всех видов восприятия.
- Формирование сенсорных эталонов цвета, формы, величины, временных и пространственных эталонов.
- Формирование полноценных представлений об окружающем мире.
- Развитие сенсорной культуры ребенка.
- Развитие высших психических функций (внимания, мышления, памяти, речи) и коррекция их нарушений.
Для реализации поставленных задач в МАДОУ д/с №46 города Калининграда была создана специальная предметная среда, которая включает в себя большой спектр сенсорного оборудования и дидактических пособий. В темной сенсорной комнате оно включает в себя: фибероптическое настенное панно «Солнечный домик», напольный ковер «Звездное небо», пузырьковая колонна «Стелла», световой модуль для рисования песком, колесо спецэффектов, ультразвуковая технология MEDISANA, сенсорная тропа для ног, кресло для релаксации, пуфик-кресло с гранулами, маты напольные и настенные, сухой бассейн с шариками, интерактивная панель «Цветные фигуры-8» и другое. А так же оборудование кабинета психолога (тактильные шары, сенсорные мешочки, сенсорное панно, сенсорные юбки, тактильные ладошки и многое другое). Все это позволило создать полифункциональную интерактивную среду для целостного развития детей с ограниченными возможностями здоровья.
Темная сенсорная комната является мощным инструментом для расширения и развития мировоззрения, сенсомоторных и познавательных навыков ребенка. В ней окружающая среда организована особым образом, она наполнена различного рода стимуляторами, которые воздействуют на органы чувств.
Это волшебная сказка, в которой все журчит, звучит, переливается, манит, помогает забыть страхи, успокаивает. Лежа в сухом бассейне или на мягких пуфиках, в волнах медленно плывущего света, слушая успокаивающую музыку, вдыхая ароматы лечебных трав, ребенок сам становится героем сказки. Ощущение полной безопасности, комфорта, загадочности наилучшим образом способствует установлению спокойных, доверительных отношений между ним и специалистом.
Оборудование сенсорной комнаты можно разделить на два функциональных блока:
Релаксационный – в него входят мягкие покрытия, пуфики и подушечки, сухой бассейн, безопасные зеркала, приборы, создающие рассеянный свет, мобайлы (подвешенные подвижные конструкции), релаксационная музыка. Ребенок, лежа в бассейне или на мягких формах, может принять комфортную позу и расслабиться. Медленно проплывающий рассеянный свет, в сочетании с успокаивающей музыкой создают атмосферу безопасности и спокойствия.
Активационный – в него входит оборудование со светооптическими и звуковыми эффектами, сенсорные панели для рук ног, массажные мячики, мобайлы, сухой бассейн. Яркие светооптические эффекты привлекают, стимулируют и поддерживают внимание, создают радостную атмосферу праздника.
Зрительная и звуковая среда – спокойная музыка и медленно меняющиеся световые формы действуют на ребенка успокаивающе и расслабляюще. Яркие светооптические и звуковые эффекты привлекают и поддерживают внимание, используются для зрительной и слуховой стимуляции, стимуляции двигательной активности и исследовательского интереса.
Тактильная среда позволяет освоить новые ощущения и развить тактильную чувствительность, учесть различные свойства предметов и улучшает зрительно-моторную координацию.
В кабинете педагога-психолога также как и в сенсорной комнате решаются задачи направленные на сенсорное развитие детей. В нем имеется большое количество сенсорного оборудования и дидактических пособий.
При развитии зрительного восприятия, работа начинается с обучения выделять из окружающей обстановки идентичные предметы. У ребенка формируется способность фиксировать внимание первоначально на одинаковых предметах, а затем на одинаковых картинках. Далее переходим, к подбору парных предметов, учим составлять картинки из трех – пяти частей.
Для улучшения восприятия цвета в работе с детьми используются упражнения с набором геометрических фигур, разных по цвету, но одинаковых по величине и форме, которые нужно выделять в группы по цвету. Для этого мы используем настенный модуль с разноцветными мешочками из полиэстера. Также данное оборудование используется и для нахождения пар. Для игры подбираются парные предметы, один из которых кладут в мешочек, а другой помещают на полочку над мешочками. Задача ребенка – ощупать предмет в мешочке и положить парный предмет на полочку над этим мешочком.
В работе по сенсорному воспитанию большое место отводится формированию преставлений о форме. Очень важным этапом является формирование зрительно-тактильного восприятия, когда ребенок сначала знакомится с фигурой на ощупь, а затем рассматривает ее. Для этого используются дидактические игры: «Чудесный мешочек», «Почтовый ящик», «Доска Сегена», «Подбери по форме», «Геометрическое лото», «Геометрическая мозаика». Хорошие результаты дает также изготовление аппликаций из геометрических фигур.
Для формирования эталонов цвета и формы также используются «Сенсорные юбки». Это многофункциональное дидактическое пособие. На юбке пришиты карманы, пуговицы разных размеров и цветов, атласные ленты разной длины, ширины и цвета, геометрические фигуры разные по цвету и размеру. Дети, работая с данным пособием, могут сортировать предметы по цвету, форме, прикреплять к лентам прищепки такого же цвета, вешать разноцветные тактильные мешочки на пуговицы.
Для развития представлений ребенка о величине используются различные игры-упражнения со строительными материалами – построение башен, домиков и т.п. Например, на занятиях дети учатся обозначать размер предметов словесно, овладевают способами сравнения предметов для определения их размера, учатся группировать предметы по величине и строить серии рядов. В процессе обучения дети учатся называть словом те признаки предметов, с которыми они познакомились: кубик красный, кирпичик зеленый, башня получилась высокая, а домик маленький. Таким образом, в играх со строительным материалом развивается речь, расширяется словарный запас.
Основными задачами, игр-упражнений по развитию тактильных ощущений, являются: улучшение осознания ребенка самого себя через тактильные ощущения. На занятиях педагог начинает прикасаться предметами различной фактуры к различным частям тела ребенка: поглаживание ваткой или мягкой игрушкой доступных частей тела (щек, шеи, ладоней, пальцев, рук, ног). Также применяется поглаживание поролоном, щеткой, плотной тканью; прокатывание по рукам, ногам, предплечьям войлочных, резиновых и пластмассовых мячей (шариков).
Затем педагог-психолог побуждает выполнять сопряженные (совместные) действия по обследованию различных предметов. Руки педагога выполняют направляющие действия (в руке педагога рука ребенка). Потом ребенок выполняет полусопряженные, а в последствии самостоятельные действия с предметами.
Для развития тактильного восприятия используются «тактильные мешочки» с разными наполнителями, дети исследуют их, описывая их наполнение, находят пары.
На занятиях широко применяются «тактильные шары». В набор входит семь пар шаров диаметром 4 см, сделанных из различных материалов – деревянных, пробковых, войлочных, каменных, стеклянных, резиновых, металлических. Чтобы изучить свойства данных шаров дети исследуют их, держа в руках, сравнивают вес, температуру и текстуру поверхности, а также звуки, которые они издают при ударе, и выявляют разницу в их свойствах. Для обострения тактильного восприятия можно работать с закрытыми глазами. Развивая способности детей различать и распознавать предметы на ощупь, педагог прячет один шарик из каждой пары в настенных «тактильных мешочках».
Дидактическое пособие «Тактильные ладошки» представляют собой 6 пар ладошек, сделанных из материалов различной фактуры и приклеенных на деревянные квадраты. Правые ладошки расположены на отдельных дощечках, без фона; левые – на общем поле 3х2 квадрата, на контрастном оранжевом фоне. Дети находят пары одинаковых ладошек, изучает их текстуру, знакомятся с понятиями: гладкие, ребристые, колючие, мягкие. В усложненном варианте данное задание может выполняться без опоры на зрение.
С детьми старшего дошкольного возраста для совершенствования тактильного восприятия используется «ТактиЛото» – набор из 25 деревянных фигурок, пяти карточек, хлопчатобумажного мешочка. Ощупывая последовательно фигурки, спрятанные в мешке, дети определяют, к какой карточке относится каждая из них.
Таким образом, в нашем учреждении ведется планомерная, системная работа по сенсорному развитию детей, что позволяет ускорить сроки становления сенсорных функций. Впоследствии чего это становится базой для совершенствования деятельности органов чувств и накопления представлений об окружающем мире.
Созданная полифункциональная среда сенсорной комнаты и кабинета психолога дает возможность для расширения жизненного пространства, смены впечатлений и видов детской деятельности, повышает эффективность мероприятий, направленных на сенсорное развитие детей, снижает их утомляемость и способствует профилактике психоэмоционального напряжения.
Литература:
Айрес Э. Дж. Ребенок и сенсорная интеграция. Понимание скрытых
проблем развития ; М.: Теревинф, 2009.
2. Басилова Т.А., Александрова Н.А. Как помочь малышу со сложным
нарушением в развитии; Пособие для родителей, М. : Просвещение,
2008.
3. Кислинг Улла. Сенсорная интеграция в диалоге: понять ребенка,
распознать проблему, помочь обрести равновесие /Улла Кислинг; под
ред. Е. В. Клочковой; М.: Теревинф, 2010.
4. Ростомашвили Л. Н. Адаптивное физическое воспитание детей со
сложными нарушениями развития. Учебное пособие /Л. Н.
Ростомашвили. – М.: Советский спорт, 2009.
- Айрес Э. Дж. Ребенок и сенсорная интеграция. Понимание скрытых проблем развития ; М.: Теревинф, 2009.
2. Басилова Т.А., Александрова Н.А. Как помочь малышу со сложным нарушением в развитии; Пособие для родителей, М. : Просвещение, 2008.
3. Кислинг Улла. Сенсорная интеграция в диалоге: понять ребенка, распознать проблему, помочь обрести равновесие /Улла Кислинг; под ред. Е. В. Клочковой; М.: Теревинф, 2010.
4. Митиева, Л.А., Удалова, Э.Я. Развитие сенсорной сферы детей.- М.: Просвещение, 2009.-160 с.
Источник
В одном мгновенье видеть вечность, Огромный мир – в зерне песка, В единой горсти – бесконечность И небо в чашечке цветка. Уильям Блейк |
Сенсорное развитие детей младшего школьного возраста
«Всякое познание должно начинаться с чувственного восприятия и завершаться рациональным обобщением» – это положение было обосновано Ф.Бэконом в его философской концепции.
Познание окружающего мира начинается с ощущений, с восприятия. Ребёнок активно накапливает информацию об окружающем мире путём живого общения с этим миром. Чем богаче ощущения и восприятия, тем шире и многограннее будут полученные ребёнком сведения. Психологи определили: человек запоминает 10% того, что он слышит, 50% того, что видит, почти 90% того, что делает. Успешность умственного, физического, эстетического, экологического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей.
Сенсорное развитие лежит в основе интеллектуального развития ребёнка и создаёт прочный фундамент для формирования его познавательной и личностной сферы.
В идеале у человека должны одинаково хорошо функционировать все сенсорные каналы. Но на деле эта аксиома работает не всегда. Как правило, один или два канала восприятия у человека оказываются притупленными.
Сенсорное развитие детей с интеллектуальной недостаточностью значительно отстает по срокам, проходит неравномерно и имеет особенности. Дети испытывают трудность в обследовании предметов, выделении нужных свойств, в обозначении этих свойств словом. Процессы восприятия у них замедлены, что сдерживает развитие всей познавательной деятельности ребёнка.
Чувствительность и острота восприятия всех сенсорных каналов поддается тренировке. Особенностью сенсорной организации человека является и то, что она складывается на протяжении всей его жизни. Это формирование его впечатлений о внешних качествах предмета: форма, цвет, вкус, запах, размер, положение предмета в пространстве.
Сенсорные способности – это возможности организма, которые помогают обеспечивать ощущения человеку и принятие человеком мира, окружающей среды, а также самого себя. Развитие сенсорных способностей, включает в себя: формирование сенсорных эталонов; обучение способам исследования предмета (умение различать формы, размер, цвет); обучение и развитие аналитического восприятия (умение разбираться в сочетаниях цветов, определять форму предметов, выполнять отдельные измерения величины).
Сенсорные эталоны – это общепринятые образцы внешних свойств предметов. В качестве сенсорных эталонов выступают семь цветов спектра и их оттенки. В качестве эталонов формы – геометрические фигуры.
Усвоение эталонов формы предполагает узнавать соответствующую форму, называть её и действовать с нею.
Овладение эталонами величины происходит несколько труднее. Величина не имеет «абсолютного» значения, поэтому её определение производится посредством условных мер. Предмет может оцениваться как «большой» по сравнению с другим предметом. Эти представления могут обозначаться словами «маленький», «большой», «самый маленький».овладение эталоном величины предполагает обучению умению выделять длину, ширину и высоту предметов.
Ознакомление детей с сенсорными эталонами происходит в следующей последовательности. Сначала знакомят с основными образцами, а затем с их разновидностями.
После того как сенсорные эталоны усвоены, необходимо научить применять их в качестве образцов при обследовании разнообразных предметов.
Обучение обследованию формы предмета – это, в первую очередь, обучение умению видеть сходство между самой формой предмета и какой-нибудь простой геометрической фигурой. Затем важно научить словесно обозначать форму этого предмета (например, телевизор – прямоугольный, тарелка – круглая ит.д.)
На всех этапах обучения действиям по обследованию формы может использоваться приём обведения контура предмета и его частей. Он помогает сопоставлению обводимой формы с усвоенными эталонами.
Обучение обследованию величины предметов должно быть направлено главным образом на развитие глазомера. Сначала ребенок учится сравнивать два предмета, прикладывая один к другому. Затем он должен овладеть более сложным способом обследования величины – научиться пользоваться простейшей меркой (например, полоска бумаги).
Всестороннее представление об окружающем предметном мире у ребенка не может сложиться без тактильно-двигательного восприятия. Тактильные образы возникают в результате соприкосновения объектов с наружными покровами тела человека и дают возможность познать величину, упругость, плотность или шероховатость, тепло или холод, характерные для предмета.
Ведя пальцем по шероховатой бумаге, ребёнок создаёт образ буквы, который соединяет в себе зрительный раздражитель и раздражитель тактильных рецепторов.
Для обогащения сенсорного опыта детей используют дидактические игры. Многие из них связаны с обследованием предмета, с различением признаков, требуют словесного обозначения этих признаков
В некоторых играх ребёнок учится группировать предметы по тому или иному качеству (кладет в коробку круглые предметы, синие цветочки, маленькие яблочки ит.д.)
Большой интерес у детей вызывают дидактические игры на развитие тактильной чувствительности.
(«Чудесный мешочек», «Кладоискатели» (Ребенок опускает кисти рук в сосуд, заполненный каким-либо однородным наполнителем (песок, различные крупы) и ищет спрятанный предмет)
«Угадай на ощупь, из чего сделан этот предмет»
Ребенку предлагают на ощупь определить, из чего изготовлены различные предметы: стеклянный стакан, деревянный брусок, железная лопатка, пластмассовая бутылка, пушистая игрушка, кожаные перчатки, резиновый мяч, глиняная ваза и др. По аналогии можно использовать предметы и материалы различной текстуры и определить, какие они: вязкие, липкие, шершавые, бархатистые, гладкие, пушистые и т. д.
«Узнай фигуру»
На столе раскладывают геометрические фигуры, одинаковые с теми, которые лежат в мешочке. Педагог показывает любую фигуру и просит ребенка достать из мешочка такую же.
«Отгадай цифру/букву»
Основной объем информации об окружающем мире человек получает благодаря зрению. Чем совершеннее зрительное восприятие, тем разнообразнее ощущения по качеству и силе. Точность и действенность зрительного восприятия, сохранение зрительного образа в памяти определяют эффективность формирования навыков письма и чтения. Подбирая зрительные образы к уроку, четко продумываю, какое воздействие они должны оказать, использую систему дидактических игр и упражнений.
«Запомни и нарисуй»
Ребенку предлагают запомнить ряд из 4-6 предметов, а затем схематично нарисовать их.
«Буквы»
Предлагают несколько рядов произвольно расположенных букв алфавита. Необходимо найти и обвести карандашом (или подчеркнуть): все буквы И; все гласные; одним цветом все буквы Б, а другим цветом все буквы П.
«Найди букву»
В тексте ребенку предлагают одной чертой подчеркнуть, например букву А, двумя – все буквы Н, под буквой О поставить точку.
«Что изменилось?»
Ребенку предлагают рассмотреть несколько карточек с буквами (словами, цифрами, геометрическими фигурами и т. д.) и отвернуться (выйти из комнаты). Педагог убирает (добавляет или меняет местами) карточки. Ребенок определяет, что изменилось.
«Найди ошибку»
Ребенку предлагают карточку с неправильными написаниями:
слов – одна буква написана зеркально (пропущена, вставлена лишняя); примеров – сделана ошибка на вычисление, цифра написана зеркально и др. предложений – пропущено или вставлено неподходящее по смыслу слово (сходное по написанию и т. д.). Ребенок объясняет, как исправить эту ошибку.
«Найди отличия»
Детям предлагают рассмотреть парные картинки с признаками различий (карточки букв и цифр с различным написанием, различным изображением одних и тем же геометрических фигур и т. д.) и найти эти признаки различия, сходства.
«Знаковая таблица»
Детям предлагают на цветной таблице показать числа определенного цвета в порядке возрастания (убывания) за определенное время.
«Наложенные изображения»
Ребенку предъявляют 3-5 контурных изображений (предметов, геометрических фигур, букв, цифр), наложенных друг на друга. Необходимо назвать все изображения.
«Спрятанные изображения»
Предъявляют фигуры, состоящие из элементов букв, геометрических фигур. Требуется найти все спрятанные изображения
Очень важным считаю развивать у детей фонематические процессы: фонематический слух и фонематическое восприятие. Начинаю работу с самых простых игр, развивающих слуховое восприятие, в дальнейшем наращивая сложность.
«Тихо и громко»
Поочередно звучит то тихая, то громкая музыка; ребенок под тихую музыку ходит на цыпочках, под громкую – топает ногами.
«Высокий и низкий звук»
Ребенку предлагают, услышав высокий или низкий звук инструмента, выполнить задание: на высокий звук поднять руку вверх, на низкий – опустить.
«Далеко – близко»
У водящего закрыты глаза. Кто-то из детей называет имя водящего то близко от него, то на расстоянии. Водящий должен по голосу узнать того, кто назвал его имя.
«Слушай и выполняй»
Педагог называет несколько действий, но не показывает их. Дети должны повторить эти действия в такой последовательности, в какой они были названы. Например, повернуть голову направо, повернуть голову вперед, опустить голову вниз, поднять голову; повернуться налево, присесть, встать, опустить голову.
«Что слышно?»
По сигналу педагога внимание детей обращается с двери на окно, с окна на дверь, предлагается послушать и запомнить, что там происходит. Затем каждый ребенок должен рассказать, что происходило за дверью и за окном.
Работа по формированию сенсорных представлений не должна ограничиваться каким-то определённым видом занятий. Во время упражнения нужно учитывать индивидуальные особенности ребёнка, возраст, настроение, желание и возможности.
Действуя с различными предметами, ребенок получает множество ощущений: его окружают цвета, запахи, звуки, стоит только присмотреться и прислушаться.
сенсорный развитие школьник
Источник