Диагностика сенсомоторного развития ребенка
Успешность воспитания, обучения, социальной адаптации ребенка с нарушениями развития зависит от правильной оценки его возможностей и особенностей развития. Эту задачу решает комплексная психодиагностика нарушений развития. Она является первым и очень важным этапом в системе мероприятий, обеспечивающих специальное обучение, коррекционно-педагогическую и психологическую помощь. Именно психодиагностика нарушений развития позволяет выявить детей с недостатками развития, определить оптимальный педагогический маршрут, обеспечить индивидуальное психолого-педагогическое сопровождение ребенка, соответствующее его психофизическим особенностям.
Проведение психодиагностического обследования всегда подчинено конкретной цели, которая определяет пути решения отдельных задач. Основная цель психодиагностического обследования ребенка с нарушениями развития – выявление структуры нарушения психической деятельности для определения оптимальных путей коррекционной помощи.
Если коррекционно-педагогическое воздействие строится с учетом уровня развития, достигнутого на предыдущем этапе жизни ребенка, опирается на сильные стороны его личности, учитываются важные для развития особенности окружающей микросреды, то это воздействие обеспечивает успешное включение ребенка в учебную деятельность, благополучную адаптацию его в школьной среде. Способствует формированию положительного отношения к учению, к школе. Влияет на формирование старательности, трудолюбия, активности. Становится мощным стимулом развития основных психических процессов и благоприятной базой для специальных коррекционных мероприятий.
И наоборот. Если в процессе обучения уровень развития ребенка, индивидуальные особенности личности учитываются мало или не учитываются вовсе, то исходные отклонения в развитии лишь усугубляются, возникают упущения, компенсировать или наверстать которые в будущем окажется почти невозможно.
Целью данной диагностики является обследование уровня развития детей, качественный анализ уровня психического развития для определения индивидуальных особенностей каждого ребенка, характеристики нарушений психики и на этой основе создания идеальных условий для развития, обучения и коррекции отклонений.
Результаты диагностики служат основой прогнозирования особенностей развития каждого ребенка, подбора оптимального содержания обучения и коррекционного воздействия.
Данную диагностику проводит учитель-дефектолог. По ее результатам строится групповая и индивидуальная работа.
Ниже приводится примерный список методик исследования сенсомоторной сферы детей. Предлагается таблица факторов риска развития ребенка, которая заполняется по результатам обследования. Для более точной диагностики представлен анализ показателей развития.
Приложение 1
Задания для диагностики.
I. Беседа на выявление запаса сведений и знаний.
- Назови свое имя, фамилию.
- Как зовут твоих родителей? Кем они работают?
- Ты девочка или мальчик? Кем ты будешь, когда вырастешь: женщиной или мужчиной?
- У тебя есть сестра, брат? А кто старше?
- Сколько тебе лет? Сколько будет через год? Сколько было год назад?
- Где ты живешь? Назови свой адрес.
- Как называется город, страна, в которой ты живешь?
- Покажи свой правый глаз. Для чего человеку нужны: глаза, рот, уши…?
- Когда ты завтракаешь, вечером или утром? Что бывает раньше, обед или ужин?
- Ты любишь рисовать? Какого цвета карандаш, ленточка, кофта?
- Каких животных, птиц ты знаешь?
- Кто больше, корова или собака? Кто меньше, птица или бабочка? У кого больше ног, у собаки или птички?
- Когда можно кататься на санях – зимой или летом? Почему?
- Какое сейчас время года? Почему ты так считаешь?
- Что делает почтальон, врач, учитель?
- Ты сам хочешь пойти в школу?
- Зачем в школе нужна парта, портфель, звонок?
- Что нужно сделать, если сломаешь нечаянно чужую вещь?
Оценка результатов:
- 6 и менее правильных ответов – низкий уровень, выраженный фактор риска;
- 7 – 13 правильных ответов – средний уровень, наличие фактора риска;
- 14 – 18 правильных ответов – высокий уровень, отсутствие фактора риска.
II. Крупная моторика.
1. «Изобрази» – ребенка просят изобразить животных, птиц.
Цель: выявление особенностей крупной моторики, умение передавать образы в движении, мимике, пантомимике.
2. Комплекс упражнений:
- ходьба: на носках с разными положениями рук; на пятках; на наружных и внутренних сторонах стоп;
- бег: на месте; на носках; сильно сгибая ноги назад; выбрасывая прямые ноги вперед;
- прыжки: на двух ногах; на одной ноге; меняя ноги; в длину с места.
Цель: выявление особенностей крупной моторики.
III. Тонкая моторика.
1. Задания: мозаика, шнуровка, завязывание и развязывание узелков, плетение косичек.
Цель: выявление особенностей тонкой моторики.
2. Графические задания: продолжи ряд.
Приложение 2
Цель: выявление особенностей тонкой моторики, графических навыков.
3. Упражнения:
- ладонь положить на стол, поочередно поднимать пальцы сразу обеих рук, начиная с мизинца;
- зажать карандаш средним и указательным пальцами, затем сгибать и разгибать эти пальцы;
- выпрями кисть, затем медленно сжимать пальцы в кулак.
Цель: выявление особенностей тонкой моторики.
IV. Зрительно-моторная координация.
Задание: срисуй фигуры.
Приложение 3
Цель: определение четкости и ровности штриха, точности соотношения элементов, величина штрихов.
V. Сенсомоторная интеграция.
«Узнай фигуру на ладони» – ребенку показывают геометрические фигуры, вырезанные из плотного картона (круг, треугольник, квадрат), дают пощупать и рассмотреть, пощупать с закрытыми глазами, а затем предлагают, ребенку заложить ведущую руку с открытой ладошкой за спину. На ладони тупым концом ручки или карандаша чертят круг, треугольник или квадрат. Ребенок должен угадать, какие это фигуры. Можно усложнить задание, рисуя цифры или буквы.
Цель: выявить уровень развития сенсомоторной интеграции.
VI. Слухомоторная интеграция.
«Постучи как я» – ребенок сидит за столом спиной к дефектологу, руки на столе. Дефектолог отстукивает различные ритмы. Ребенок должен их повторить.
Цель: выявить уровень развития слухомоторной интеграции.
VII. Восприятие.
1. Ребенка просят показать, где у него правая рука, левое ухо, правый глаз. То же просят показать на картинке или у игрушки.
Цель: исследовать умение различать правую – левую стороны у себя, в изображении на картине, игрушке.
2. Вопросы: «Какой сегодня день недели? Какой был вчера? Какой будет завтра? Как называются выходные дни?»
«Назови времена года. Какое время года наступит после зимы? На деревьях желтые листья, часто идут дожди, становится холодно, птицы улетают в теплые страны – какое это время года?»
Здесь оцениваются и некоторые вопросы из беседы на выявление запаса сведений и знаний.
Цель: выявить сформированность временных отношений.
3. Вопросы: «Назови, что находится справа от тебя, слева от стола, на столе, под стулом, позади тебя».
Цель: выявить сформированность пространственных представлений, умение ориентироваться в ближайшем окружении.
4. Ребенку предлагается набор геометрических фигур (круги, треугольники, квадраты) разного размера и цвета, альбомный лист.
Задание: «В центр листа положи большой красный треугольник, справа от него положи маленький синий квадрат, слева от треугольника положи маленький желтый круг, под круг положи большой зеленый квадрат» и т.д.
Здесь оцениваются и некоторые вопросы из беседы на выявление запаса сведений и знаний.
Цель: выявить сформированность представлений о форме, величине, цвете, способность различать понятия «большой», «маленький», ориентироваться на плоскости.
5. «Узнай и дорисуй» – ребенку предлагаются карточки с недорисованными предметами. Он должен узнать, что нарисовано, и дорисовать вторую половину.
Цель: выявить умение детей видеть объем целого предмета, точно передавать вторую половину предмета, целостность восприятия.
VIII. Внимание.
1. «Найди отличия» – ребенку предъявляют две картинки и предлагают найти отличия.
Цель: выявить способность концентрировать внимание на предъявляемых объектах, наблюдательность.
2. «Найди и вычеркни» (для детей, знающих буквы) – ребенку дают лист с буквами (10 рядов по 15 букв) и предлагают просматривать все ряды от начала до конца и подчеркивать все буквы О, все буквы А зачеркивать.
Если ребенок не знает буквы, их можно заменить геометрическими фигурами и предложить подчеркивать все круги, а все треугольники зачеркивать.
Цель: определить уровень продуктивности, устойчивости, концентрации, переключения и распределения внимания.
IX. Память.
1. Ребенку называют 10 слов (собака, цветок, ручка, дверь, стол, огурец, мальчик, книга, стакан, ложка). Затем просят их повторить в произвольной последовательности.
Цель: выявить уровень сформированности слуховой памяти.
2. Ребенку показывают 10 картинок, на которых изображены знакомые предметы (карандаш, топор, шкаф и т.д.). Затем просят повторить в произвольной последовательности все, что он запомнил.
Цель: выявить уровень сформированности зрительной памяти.
3. «Пары слов» – ребенку зачитывают 5 пар слов:
- Тарелка – суп.
- Собака – будка.
- Корова – молоко.
- Школа – учитель.
- Книга – буквы.
Затем зачитывают первое слово, а ребенок должен воспроизвести второе.
Цель: выявить уровень развития смысловой памяти.
4. «Истории» – ребенку зачитывают небольшой текст. Затем просят его пересказать.
Цель: выявить уровень развития смысловой памяти.
X. Мышление.
1. «Четвертый лишний».
Цель: выявление способности исключать и обобщать на основе выделения существенных признаков объектов.
2. «Нелепицы».
Цель: выявить уровень понимания логических связей и закономерностей окружающего.
3. «Сравни предметы».
Цель: выявить умение выделять признаки сходства и различия предметов.
4. «Разложи по группам».
Цель: выявить уровень сформированности процессов классификации и группировки на основе выделения существенных признаков и способности к обобщению.
5. «Аналогии» – ребенку предлагают карточку с аналогиями:
- Тарелка – суп.
- Стакан – обед, еда, компот, стол.
- Школа – учитель.
- Магазин – продукты, хлеб, молоко, продавец.
- Птица – гнездо.
- Человек – люди, дом, рабочий, зверь.
Цель: выявить умение выделять существенные признаки, устанавливать логические связи и отношения между понятиями; запас и точность представлений об окружающем мире.
6. «Какой фигуры не хватает?» – детям предлагается назвать геометрические фигуры, сосчитать их в столбике, сравнить и определить, какой фигуры не хватает в последнем столбике.
Приложение 4
Цель: выявить умение детей сравнивать, анализировать, устанавливать закономерность.
Литература:
- Безруких М.М. Ступеньки к школе: Кн. для педагогов и родителей. – 4 изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2004.
- Забрамная С.Д., Боровик О.В. Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей. – М.: ВЛАДОС, 2002.
- Коррекционная педагогика в начальном образовании: Учеб. пособие для студ. сред. учеб. заведений/ Г.Ф. Кумарина, М.Э. Вайнер, Ю.Н. Вьюнкова и др.; Под ред. Г.Ф. Кумариной. – М.: «Академия», 2001.
- Психолого-педагогическая диагностика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/ И.Ю. Левченко, С.Д. Забрамная, Т.А. Добровольская и др.; Под ред. И.Ю. Левченко, С.Д. Забрамной. – М.: «Академия», 2003.
Источник
Прочитано: 22 577
Доктор Эрнст Й. Кипхард – известный в Германии и за ее пределами специалист по детскому развитию, профессор педагогики и двигательной терапии Университета им. Гете г. Франкфурта-на-Майне.
Таблицы сенсомоторного и социального развития позволяют увидеть слабые и сильные стороны в развитии зрительного и слухового восприятия, речи и движения ребенка, а также уровень его развития в социальной сфере. Это поможет родителям целенаправленно заниматься с ребенком. Но не только: такие наблюдения дают возможность своевременно выявить скрытые проблемы и нарушения развития и вместе со специалистами составить индивидуальную программу помощи. Предназначены для родителей, психологов, врачей и педагогов.
Таблица составлена из ключевых слов и дает, прежде всего, общее представление об уровне развития ребенка в конкретном возрасте.
Таблица разделена на 5 вертикальных колонок и состоит из 240 пунктов. Таким образом, в каждой колонке последовательно представлены 48 ступеней развития от рождения до 48-го месяца жизни, т. е. до 4-х лет.
Пять колонок охватывают 5 функциональных сфер сенсомоторного развития:
- Колонка А – Зрительное восприятие
- Колонка Б – Мелкая моторика
- Колонка В – Крупная моторика
- Колонка Г – Речь
- Колонка Д – Слуховое восприятие
Таблица дает наглядный обзор этапов развития ребенка в пяти основных сферах сенсомоторного развития, что для родителей и педагогов намного важнее, чем вычисление точной степени развития ребенка. Последнее невозможно, так как таблица ориентирована на детей с поздним развитием. Так, например, в колонке В перед ребенком 15 месяцев поставлена следующая задача: «Самостоятельно стоит; самостоятельно ходит». Это означает, что 90% детей в данном возрасте в состоянии самостоятельно стоять и ходить.
Задания и пояснения к таблице сенсомоторного развития первого года жизни ребенка >>
Задания и пояснения к таблице сенсомоторного развития второго года жизни ребенка >>
Задания и пояснения к таблице сенсомоторного развития третьего года жизни ребенка >>
Задания и пояснения к таблице сенсомоторного развития четвертого года жизни ребенка >>
Таблица сенсомоторного развития
Сенсомоторика (от лат. sensus – чувство, ощущение и motor – двигатель) – координация сенсорных и моторных компонентов деятельности.
Колонки А и Д отражают то, что воспринимает центральная нервная система. Колонки Б-Г регистрируют то, что исходит из головного мозга.
Восприятие информации из внешнего мира происходит главным образом при помощи «каналов чувств» – зрения (А) и слуха (Д). Для передачи информации человек использует «двигательные каналы» (Б, В и Г), дотрагиваясь до предметов, передвигаясь и разговаривая.
В каждой из пяти колонок измеряется одна из вышеуказанных функций. Это значит, что в каждом случае дается определенное задание, с которым детям по достижении определенного возраста уже следует успешно справляться.
Все приведенные в таблице данные, основанные на показателях статистических и научных исследований, отмечены звездочкой (*). На практике мы часто сталкиваемся с тем, что «обычный ребенок» имеет более высокие результаты, чем те, что приведены в некоторых колонках таблицы. У разных детей может наблюдаться более раннее или более позднее развитие той или иной функции и соответственно сильно различаться показатели по колонкам. Возможно, ребенок владеет одной функцией, опережая свой возраст, в то время как другая развита на уровне данных, приведенных в таблице. Большое значение здесь имеют индивидуальные способности ребенка и то, насколько часто он «упражняется» в развитии тех или иных способностей.
В первую очередь это касается заданий для детей старшего возраста. Часто ребенок не справляется с тем или иным заданием, потому что у него нет достаточного опыта в этой области. В этом случае, разумеется, с ним нужно заниматься, чтобы развить недостающие способности. Если центральная нервная система достаточно развита, при помощи упражнений ребенок сможет в короткие сроки добиться положительных результатов.
Если же сравнить показатели развития по разным колонкам для одного и того же ребенка, можно без труда определить, в чем ребенок отстает, по какой из них темп развития явно замедлен и наблюдаются нарушения.
Как пользоваться таблицей сенсомоторного развития
Выберите задания в соответствии с возрастом ребенка. К примеру, для ребенка 2,5 лет воспользуйтесь заданиями для третьего года жизни. Если ребенок находится на границе двух возрастных групп и достаточно развит, можно выбрать задания, соответствующие более старшей возрастной группе.
Для ребенка с поздним развитием следует прибегнуть к помощи заданий для детей младшего возраста – в данном случае для возраста 2 года, особенно для детей с тяжелыми нарушениями и детей, отстающих в развитии.
В зависимости от того, справляется ребенок с заданиями второго полугодия предшествующей возрастной группы или нет, выбираются задания для следующей возрастной группы.
Проверку степени развития всех пяти функциональных сфер следует проводить до тех пор, пока ребенок справляется хотя бы с одним заданием следующего полугодового цикла. То же самое касается контроля «сверху вниз»- ребенок должен справляться с каждым заданием предшествующего полугодового цикла. Так, при контроле функций первого года жизни достаточно знать, что выросший из данной возрастной группы ребенок когда-либо справлялся с соответствующими заданиями. Например, если шестимесячный младенец тащит предметы в рот (колонка Б) или отвечает звуками (колонка Г), это не означает, что, достигнув возраста 3 лет, ребенок по-прежнему должен тащить все в рот и отвечать звуками вместо слов. Реакция ребенка должна соответствовать возрасту.
Полученные результаты заносятся в таблицу: 1 – если ребенок справляется с соответствующим заданием, и 0,5 – если ребенок справляется с заданием наполовину- лишь после тщательного контроля функций с помощью рекомендаций к заданиям. Если ребенок не справляется с тем или иным заданием, данное окошко пока остается пустым, но при этом мы имеем в виду, что при повторных выполнениях тех же самых заданий пустые и полупустые окошки будут заполнены окончательно.
Можно сосчитать сумму полученных результатов и внести результат в нижнюю часть таблицы.
Два выполненных наполовину задания 2*0,5 соответствуют одному выполненному полностью, то есть 1.
Сумма результатов выполненных заданий определяет приблизительную возрастную границу уровня развития ребенка.
Мы не ставим перед собой задачи определить возраст с точностью до месяца, тем более что не все показатели основаны на статистических данных. Приведенные в таблице данные соответствуют, как сказано выше, нижнему пределу нормы.
Для первичного выявления нарушений и задержек развития достаточно определить полугодовой цикл. Так, развитие двигательных функций может находиться между возрастными группами 2 и 2,5 года, в то время как развитие мелкой моторики соответствует возрасту 1,5-2 года.
Данные полугодовые циклы можно выделить в таблице карандашом или провести жирную черту над каждым максимально достигнутым результатом. Таким образом выявляется индивидуальный профиль развития, демонстрирующий слабые и сильные стороны во всех пяти сферах деятельности.
Если при первичном контроле вы пользовались синим маркером, то при последующем контроле воспользуйтесь красным, а позднее зеленым.Каждый раз указывайте дату выполнения задания маркером соответствующего цвета.
Результаты выполнения отдельных заданий также рекомендуется вносить в окошки таблицы маркером соответствующего цвета. Так легко проследить – с какими заданиями ребенок справлялся с первого раза, а какие задания он научился выполнять позже.
Повторное исследование имеет смысл провести через полгода после первого. Данный интервал времени оправдал себя на практике для детей с поздним развитием и детей с нарушениями развития. Через полгода четко видно, наметились ли улучшения в той или иной сфере после целенаправленных занятий с ребенком.
При замедленном темпе развития отставание тем больше, чем старше становится ребенок. В таком случае все усилия будут приложены к тому, чтобы максимально наверстать упущенное и повысить темп развития.
Коэффициент развития поможет специалисту правильно определить темп развития ребенка. Чтобы подсчитать коэффициент развития, следует реальный возраст ребенка, определенный с помощью таблицы, разделить на его физический возраст и результат умножить на 100. Все показатели выше 100 соответствуют нормальному уровню развития или превосходят его. Коэффициент развития ниже 100 сигнализирует о сниженном темпе развития.
Источник