Диагностика речевого развития ребенка
Тема: Диагностика речевого развития детей
I. Изучение уровня речевой коммуникации
Методические указания:
Для изучения коммуникативных умений детей проводятся наблюдения за их свободным общением. В процессе наблюдения обращается внимание на характер общения, инициативность, умение вступать в диалог, поддерживать и вести его последовательно, слушать собеседника, понимать его, ясно выражать мысли.
Оценка коммуникативных умений может быть дана (условно) с учетом следующих критериев:
№ п/п | Критерии оценки коммуникативных умений детей | Оценка в баллах | Уровень речевой коммуникации |
1 | Ребенок активен в общении; умеет слушать, понимает речь; строит общение с учетом ситуации; легко входит в контакт с детьми и педагогом; ясно и последовательно выражает свои мысли умеет пользоваться формами речевого этикета. | 3 | Высокий |
2 | Ребенок умеет слушать и понимает речь, участвует в общении чаще по инициативе других; умеет пользоваться формами речевого этикета. | 2 | Средний |
3 | Ребенок малоактивен и малоразговорчив в общении с детьми и педагогом, невнимателен, редко пользуется формами речевого этикета, не умеет последовательно излагать мысли, точно передавать их содержание. | 1 | Низкий |
II. Методика изучения детского словаря.
Выявление лексического запаса ребенка, особенностей понимания и употребления им слов необходимо для научно обоснованного отбора содержания словарной работы и определения ее методики.
Обследование проводится индивидуально с каждым ребенком. Ему демонстрируют предмет, картинки с изображением предметов, признаков, действий и предлагают ответить на вопросы »Что (кто) это?», « Какой?», «Что делает?». Для проверки обобщающих слов соответственно предъявляются группы предметов. В случае отсутствия слова в активном словаре дается инструкция: » Покажи то – то». Речевые и двигательные реакции детей (называние объектов или только их показ) фиксируются и затем анализируются.
При оценке словаря детей можно условно выделить несколько уровней освоения слова: нулевой – когда слово отсутствует в активном и в пассивном словаре; первый- когда слово есть в активном словаре, но нет его понимания; второй- когда слово есть в словаре, но применяется с ошибками или ограниченно, только в определенных ситуациях; третий – когда слово правильно понимается и употребляется независимо от ситуации. Слово в этом случае имеет обобщенное значение.
Данные занести в таблицы.
Анализ словаря детей (понимание значения слов)
№ п/п | Фамилия, Имя ребенка | Предметы | Называет | Как узнал, выделяет признаки | |||||
правильные | неправильные | отказ | существенные и несущественные | несущественные | существенные | отказ | |||
Всего: |
III. Обследование состояния грамматических навыков детей
Методические указания:
Необходимо выявить уровень овладения грамматическими конструкциями, умение самостоятельно образовывать слова. С этой целью предлагаются игровые грамматические задачи на конструирование слов и предложений.
Задание 1. Понимание грамматических структур
Материал: 4 куклы, 10 фигурок животных, 1 кубик. Педагог произносит фразу и просит ребенка проиллюстрировать ее смысл с помощью игрушек. Например: Уложи маленького ребенка спать; Кошка поймана мальчиком; Утка убежала, прежде чем ее схватила овца; Собака кусает медведя, который схватил зайца; Собака позволяет мальчику погладить ее и др. Всего предлагается 10 предложений. Степень трудности заданий различная – в зависимости от того, предполагают ли они использование правил применения глубинных грамматических структур в разработке стратегий, поверхностных грамматических структур и от степени обобщения этих правил. Задания выявляют, интерпретируют ли дети предложения, исходя из положенной в их основу грамматической конструкции, или ориентируются на последовательность называния понятий. Результаты оцениваются как верные (1 балл) и неверные (0 баллов). Высшая оценка составляет 10 баллов.
Задание 2. Образование формы имен существительных, обозначающих детенышей животных.
Материал: 10 картинок с изображением животных и их детенышей (лошадь, слон, лиса, кошка, заяц и др.). Задание предъявляется в форме игры «Кто у кого?». Необходимо подобрать соответствующие картинки и образоватьформы множественного числа именительного и родительного падежей (у лисы – лисята; у лисы много лисят и др.) (Павлова А.А. Диагностика и коррекция речевого развития детей // Современные модели психологии речи и психолингвистики. М., 1990.). Высшая оценка – 20 баллов. Безошибочное употребление обеих форм – 2 балла; незначительные отклонения от нормы – 1 балл; неверные ответы – 0 баллов.
Задание 3. Конструирование предложений.
Ребенку предлагается 3 слова (имена существительные в именительном падеже, глаголы в неопределенной форме), из которых он должен составить предложение. Всего 5 наборов слов. Например: дети, гулять, парк; аквариум, рыбка, плавать и др. Высшая оценка – 10 баллов. 2 балла – предложение сконструировано верно, все слова употреблены правильно; 1 – в предложении есть незначительные отклонения от правил; 0 баллов – не все слова использованы, есть нарушения правил.
IV. Обследование состояния звуковой речи детей
Методические указания:
Для выявления особенностей звукопроизношения детей можно использовать широко известную стандартную методику (См. следующие работы: Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. М., 1981; Генинг М.Г., Герман Н.А. Обучение дошкольников правильной речи. Чебоксары, 1980; Рождественская В.И., Родина Е.И. Воспитание правильной речи. М., 1968).
Важно проверить, как дети произносят звуки не только в отдельных словах, но и во фразовой речи. С этой целью применяется набор предметных и сюжетных картинок, в названии которых проверяемые звуки находятся в разных позициях.
Для проверки умений дифференцировать звуки ребенку предлагаются картинки, в названии которых встречаются оба дифференцированных звука (ш и с, ж и з, б и п, д и т, г и к, л и р), и картинки, названия которых отличаются одним звуком (мишка – миска, лак – рак).
При обследовании произношения следует отмечать не только отсутствие или замену, но и четкость, ясность произношения звуков, их дифференциацию, особенности темпа речи и речевого дыхания.
Результаты обследования заносятся в таблицу, где знаком + отмечается правильное произношение, умение дифференцировать звук, отсутствие их дифференциации; нарушения в регулировании темпа речи. При замене звуков в соответствующей клетке указывается звук-заместитель.
Результаты обследования звуковой стороны речи детей можно записывать по такой форме:
№ п/п | Ф.И. ребенка | Возраст | Звуко-произ-ношение | Особенности темпа речи, речевого дыхания | Дифференциация | Оценка речи (в баллах) | |||||||
с ш | з ж | ц ч | с щ | п б | п с | к г | л р | ||||||
1 | Архипов Дима | 6 лет 2 мес. | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | 3 |
2 | Иванов Саша | 6 лет 2 мес. | ш, ж, щ нечетко | Быстрый темп. Говорит на вдохе | – | – | – | – | – | – | – | – | 1 |
3 | Моисеева Наташа | 6 лет 3 мес. | р заменя-ет на л | + | – | – | + | + | + | + | + | – | 2 |
Примечание. В таблице приведены записи речи детей для примера.
Речь детей оценивается по трехбалльной системе. Ниже приводятся примерные оценки звуковой стороны речи детей. Высший балл – 3 – соответствует высокому уровню развития звуковой стороны речи; 2 – среднему; 1 – низкому.
Оценка звуковой культуры речи детей
№ п/п | Критерии оценки звуковой стороны речи | Баллы | Уровень развития звуковой стороны речи |
1 | Правильное, отчетливое произношение всех звуков родного языка. Умение дифференцировать звуки (различать на слух и при произношении). Хорошая регуляция темпа речи и речевого дыхания. | 3 | Высокий |
2 | Неустойчивость и недостаточная четкость произношения и дифференциации звуков. | 2 | Средний |
3 | Дефекты в произношении звуков, отсутствие их дифференциации. Неумение регулировать темпы речи и дыхания. | 1 | Низкий |
V. Методика изучения уровня связной речи детей
Методические указания:
Для изучения уровня связной речи используется методика пересказа текста. Детям предлагается прослушать незнакомый рассказ или сказку, небольшие по объему.
Пересказы детей записываются и анализируются по следующим показателям:
- Понимание текста – правильная формулировка основной мысли.
- Структурирование текста – умение последовательно и точно построить пересказ (сопоставляет пересказ со структурой текста).
- Лексика – полнота использования лексики текста, замена авторских выразительных средств собственными.
- Грамматика – правильное построение предложений, умение использовать сложные предложения.
- Плавность речи – наличие или отсутствие длительных пауз.
- Самостоятельность пересказа – наличие или отсутствие подсказок педагога по ходу пересказа, необходимости повторного чтения текста.
Каждый показатель оценивается отдельно. Высшая оценка воспроизведения текста – 12 баллов; 2 балла – правильное воспроизведение; 1 – незначительные отклонения от текста, отсутствие грамматических ошибок, длительных пауз, небольшое количество подсказок; 0 – неверное воспроизведение, нарушение структуры текста, бедность лексики, многочисленные паузы, нужда в подсказках.
Таким образом, оценка 12 баллов соответствует высокому уровню воспроизведения текста, свыше 6 баллов – среднему, меньше 6 баллов – низкому.
VI. Методика изучения практического осознания с детьми элементов языка и речи
Задания:
- Скажи одно слово.
- Произнеси один звук.
- Сколько звуков в слове «дом».
- Назови звуки в этом слове.
- Скажи одно предложение.
- Сколько слов в предложении: Дети любят играть.
- Назови первое слово, второе, третье.
Оценка:
Ответы оцениваются как верные – 1 балл и неверные – 0. Результаты обследования заносятся в таблицу.
Фамилия, имя ребенка | Количественная оценка в баллах | Общая оценка | ||
Выделение слова | Фонемный анализ | Анализ предложений | ||
Оценка 7 баллов соответствует высокому уровню осознания языковых элементов. 3-4 – среднему, меньше 3 – низкому.
Обработка и интерпретация результатов:
Вывод об уровне речевой готовности детей к школьному обучению делается на основе суммарной оценки развития всех обследованных сторон речи.
Совпадение качественных оценок указывает на общую оценку уровня речевого развития: высокий, средний, низкий. В случаях несовпадения учитывается преобладание определенных оценок и вводятся промежуточные уровни: выше или ниже среднего. Например, если совпадают 4 высоких уровня и 2 средних, итоговой оценкой будет – уровень выше среднего.
Таким образом, при итоговой оценке речевой готовности к школе ребенок может обладать одним из пяти уровней речевой готовности к школе: высоким, выше среднего, средним, ниже среднего или низким.
Результаты обследования могут быть оформлены в виде итоговой таблицы.
Фамилия и возраст ребенка | Оценка уровня речевого развития | Уровень развития речи | |||||
Речевая коммуникация | Связная речь | Словарь | Грамматический строй речи | Звуковая культура речи | Практическое осознание элементов языка |
Источник
На чтение 11 мин.
Малыш запоминает то, что услышал, поэтому неправильное произношение, сюсюканье, диалекты, слова-паразиты очень быстро запоминаются. А как известно переучивать сложнее, чем научить. Ребёнок дошкольного возраста заговорит правильно тогда, когда будет слышать правильную литературную речь.
[dropcap]М[/dropcap]алыш запоминает то, что услышал, поэтому неправильное произношение, сюсюканье, диалекты, слова-паразиты очень быстро запоминаются. А как известно переучивать сложнее, чем научить. Ребёнок дошкольного возраста заговорит правильно тогда, когда будет слышать правильную литературную речь. Каковы компоненты речи? В таблице это выражено так:
Развитие речи это | |||
Формирование словаря | Грамматический строй | Звуковая культура | Связная речь |
Выявление уровня речевого развития происходит посредством диагностического обследования дошкольников.
Диагностика речевого развития детей 2-4 лет.
Формирование словаря.
Для проведения диагностического обследования младших дошкольников и выявления их уровня речевого развития необходим иллюстративный материал: тематические предметные и сюжетные картинки. Детей необходимо заинтересовать, а потому все задания предлагаются в игровой форме.
Дошкольники должны ориентироваться в следующих лексических темах: «Времена года», «Игрушки», «Овощи и фрукты», «Одежда и обувь», «Посуда», «Мебель», «Предметы личной гигиены», «Домашние и дикие животные», «Домашние птицы», «Насекомые», «Человек. Части тела».
Для закрепления имён существительных можно предложить варианты заданий.
- Вариант. 1. В таблице разные предметные картинки взрослый показывает любое изображение, а ребёнок должен сказать, что это.
- Вариант 2. Взрослый называет предмет, а ребёнок должен найти его изображение.
- Вариант 3. Взрослый предлагает выбрать все картинке по заданной тематике. Например, «Покажи игрушки». «Собери овощи». «Где домашние животные?».
Использование глаголов в речи можно проверить, предложив дошкольнику этого возраста сюжетные картинки, с изображением трудовых действий, способов передвижения, эмоциональных состояний людей. Ребёнок рассматривая картинку, должен отвечать на предложенные вопросы. Например, «Как передвигается червяк? Бабочка?» и т.д.
Можно предложить игру «Кто как голос подаёт?» – взрослый спрашивает «Как поёт петух? Утка? Воробей? Кошка? и т.д.
Прилагательные. Взрослый показывает или изображение, или какой-то предмет и просит определить его цвет, размер, какой на вкус. Например, лимон (жёлтый, кислый).
Для дошкольников 3-4 лет предложить игру «Скажи наоборот». Взрослый начинает фразу, а ребёнок заканчивает:
- Слон большой, а мышь …. (маленькая).
- У мамы волосы длинные, а у папы …. (короткие).
- Волк смелый, а заяц … (трусливый).
Для проверки наречий (высоко-низко, далеко-близко, тепло-холодно) также понадобятся сюжетные картинки.
Грамматический строй речи
Чтобы проверить умения детей ставить существительные в форму множественного числа, ему предлагается рассмотреть парные предметные картинки (стул-стулья, тарелка – тарелки и т.д.) и ответить «Что изображено на одной картинке? (один предмет) на другой? (несколько предметов).
Проверка сформированности умений образовывать уменьшительно-ласкательные формы существительных происходит при помощи предметных картинок. Ребёнку можно предложить назвать изображённые предметы ласково, например, кукла – куколка, стол – столик, яблоко – яблочко и т.д.
Умение согласовывать существительные и местоимения с глаголами лучше при помощи сюжетных картинок или игрушек и наводящих вопросов. Например, кукла спит, а куклы? Мяч лежит, а мячи?
Употребление глаголов в разном времени можно закрепить с помощью вопросов типа, «Что делаешь сейчас? Чем занималась вчера мама? Что ты будешь делать завтра?»
Правильное использование предлогов также проверяется с помощью вопросов по сюжетным картинкам или расположению предметов в пространстве. Например, перед малышом стоит коробка, в ней лежит красный кубик, а на нём зелёный, перед коробкой сидит кукла, за ней – матрёшка. Ребёнку можно задать вопросы: «Где находится кукла? Кубики? Зелёный кубик? Красный? и т.д.
Звуковая культура речи
Это чёткое произношение всех звуков. Ошибки взрослый может услышать в повседневной речи дошкольников. Также можно попросить ребёнка повторить за родителем слова для проверки какого-то конкретного звука, например, твёрдый и мягкий звук «м» – мышь, мяч, Маша, мишка.
Связная речь
Дошкольники должны уметь:
- внятно выражать свою мысль;
- рассказывать знакомую сказку, событие из своей жизни (Как провёл выходные? Что понравилось в цирке? и т.п.;
- составлять небольшой описательный рассказ об игрушке с помощью наводящих вопросов и по сюжетной картинке «Кукла обедает», «Мальчик играет в игрушки».
В таблице приведены примерные требования к рассказыванию знакомой сказки (для высокого уровня речевого развития младших дошкольников).
2-3 года | 3-4 года |
|
|
Диагностика речевого развития детей 4 – 5 лет
Формирование словаря
Дошкольники этого возраста должны иметь элементарные знания по лексическим темам: «Времена года», «Игрушки», «Овощи и фрукты», «Одежда и обувь», «Посуда», «Мебель», «инструменты, бытовая техника», «Предметы личной гигиены», «Деревья и кустарники», «Ягоды», «Цветы», «Домашние и дикие животные», «Домашние птицы», «Зимующие и перелётные птицы», «Насекомые», «Человек. Части тела», «Профессии». Для их закрепления используются игры:
- «Узнай по описанию»: взрослый загадывает какой-то предмет и называет его характеристики, ребёнок должен отгадать задуманное, например, жёлтый, овальный, кислый (лимон), зелёный, круглый, сладкий, большой (арбуз);
- «Кто у кого?» – в таблице два окошка, в одном изображение взрослого животного, во второе – ребёнок должен положить изображение детёныша, у зайчихи кто? (зайчата), У волчицы? У курицы и т.д.
- «Назови ласково» – лиса – лисичка, утка – уточка, воробей – воробышек и т.д.
- «Один-много» – один лимон – много лимонов; один мяч – много мячей, одна берёза – много берёз и т.д.
- «Мяч давай, части тела называй» или «Мяч бросай, мебель быстро называй». Взрослый говорит обобщающее понятие и бросает мяч ребенку. Тот, возвращая мяч, должен перечислить соответствующие слова. Игра будет интересней, если участие будут принимать несколько детей.
Для выявления понимания дошкольником назначения предметов используется игра «Что для чего?»:
- Чем рисует художник?
- С помощью чего пришивают пуговицу?
- Какой предмет понадобиться для игры в футбол?
- В какой посуде готовят первые блюда? И т.д.
Диагностика грамматического строя речи проводится с помощью аналогичных заданий, что и при обследовании дошкольников 3 лет.
Для проверки употребления предлогов можно предложить такое задание. В карточке-таблице разложить геометрические фигуры по заданию, например, квадрат над треугольником, круг под треугольником, овал на квадрат.
Звуковая культура речи
В этом возрасте дошкольники должны произносить чётко все звуки. В звуковой таблице отмечаются красным цветом гласные звуки, синим – твёрдые согласные, зелёным – мягкие согласные.
Для выявления развития умений детей этого возраста дифференцировать слова, близкие по звучанию предлагается назвать изображения на картинках или повторить за взрослым: точка – дочка, коза – коса, жар – шар, уточка – удочка и т.д.
Проверить умение слышать определённый звук из звукового ряда можно следующим образом. Родитель произносит несколько звуков «т, п, а, л, и, д, и», ребёнку нужно хлопнуть тогда, когда услышит, например, звук «и».
С помощью игры «Эхо» проверяется слуховое внимание. Взрослый произносит слоги и просит их повторить: пи-би; да-та; зо-со; жа-ша.
Связная речь
Для этого возраста важно уметь:
- придумывать простые предложения из 3-4 слов;
- составлять рассказы по картине, серии картин, из личного опыта объёмом до 5 предложений;
- пересказывать тексты объёмом 3-5 предложений;
- выразительно читать стихи.
Для продуктивного речевого развития полезно использовать наглядные пособия, разработанные самостоятельно. Так, чтобы ребёнок быстрее запоминал стихи, их можно представить в таблице, например:
Диагностика речевого развития детей 5-6 лет
Формирование словаря
Лексические темы дополняются «Праздники», «Музыкальные инструменты», «Животные севера и юга». Используются игры, что и при обследовании дошкольников 4-5 лет.
Понимание ребёнком смысловой стороны слова можно проверить, предложив ребёнку придумать окончание предложений:
- Осенью часто идёт моросящий…
- Весной с юга возвращаются перелётные…
- Символ России – белоствольная…
Грамматический строй речи
Развитие слухового внимания проверяется при помощи следующего задания. Взрослый называет слова, а ребёнку нужно хлопнуть, когда услышит звук «ш», в словах домик, волчок, шапка, кора, лиса, шишка, ручка, машина.
Звуковая культура речи
Взрослый называет слова, ребёнок определяет, на какой слог падает ударение и сколько слогов: удочка, машина, клубок, коробка, лошадь.
Игра «Найди звук» – ребёнок должен определить положение заданного звука в слове, например, звука «с» – сова, роса, сор, рысь, коса.
Игра «Твёрдый-мягкий» – ребёнку нужно определить, в какой позиции находится заданный звук. Новый звук отмечается в звуковой таблице цветовым сигналом.
Определять количество звуков и букв в слове.
Связная речь
Дошкольники этого возраста должны уметь:
- составлять простые и сложные предложения. Например, из заданных слов: с гор, весна, ручьи, наступила, побежали.
- из предложенных словосочетаний образовывать новые: платье из шерсти – шерстяное платье, деревянные ящик – ящик из дерева, яблоко покраснело – покрасневшее яблоко и т.д.
- составлять рассказы по картинке, серии картинок, из личного опыта (5-6 предложений);
- пересказывать текст в объёме до 5 предложений;
- знать и объяснять значение пословиц и поговорок;
- выразительно читать стихи, загадки.
Диагностика речевого развития детей 6-7 лет
Формирование словаря
Лексические темы те же. Дидактически игры также используются аналогичные, что и при обследовании детей шестилетнего возраста. Можно использовать дополнительные задания:
«Часть – целое» – ребёнку нужно назвать части или детали целого. Например, лицо (глаза, рот, нос, лоб, щёки, подбородок, брови), чайник (носик, ручка, дно, крышка) и т.д.
«Назови одним словом»: грач, журавль, аист – это, пальто, куртка, плащ – это, кресло, кровать, диван – это и т.д.
«Профессии»:
- Кто водит автомобиль?
- Кто разносит почту?
- Кто тушит пожар?
- Кто лечит людей? И т.д.
Для выявления у детей уровня использования в речи прилагательных предлагаются такие варианты заданий:
Ребёнку предлагаются предметы или предметные картинки, ему нужно назвать их признаки: Мяч какой? Груша какая? Кресло какое? Цветы какие?
Дошкольник этого возраста должен образовать прилагательные от существительных: стол из дерева какой? (деревянный), Стакан из стекла какой? (стеклянный), Котлеты из курицы какие? (куриные), Платье из шёлка какое? (шёлковое) и т.д.
Употребление антонимов: чистый – (грязный), добрый – (злой), толстый – (тонкий), весёлый – (грустный), тепло – (холодно), далеко – (близко), друг – (враг) и т.д.
Глаголы. «Кто как передвигается?» птица – (летает), змея – (ползает), человек – (ходит, бегает);
«Кто что делает?» повар – (готовит), врач – (лечит), художник – (рисует).
Грамматический строй речи
Образование существительных во множественном числе в именительном и родительном падежах: кукла – куклы – кукол, яблоко – яблоки – яблок и т.д.
«Назови ласково»: воробей – (воробышек), стол – (столик), диван – (диванчик), цветок – (цветочек) и т.д.
Сочетание существительных с числительными: карандаш – (2 карандаша, 7 карандашей), яблоко – (2 яблока, 5 яблок), матрёшка – (2 матрёшки, 6 матрёшек) и т.д.
Образование глаголов с помощью приставок: лететь – (улететь, долететь, слететь, подлететь, влететь, полететь) и т.д.
Результаты в таблице
Существительные мн. числа | Существительные мн. числа родительного падежа | Уменьшительно-ласкательные формы | Согласование существительных и прилагательных | Согласование существительных с числительными |
Диагностика предполагает конечный результат, я именно, выявление уровня развития: + высокий – все задания выполняются самостоятельно, правильно; – + средний – большая часть выполнена правильно или все с подсказками; – низкий – большая часть не выполнена. В таблице можно отражать все компоненты речи по всем ступеням возраста дошкольников.
Звуковая культура речи
Дошкольник должен чётко произносить все звуки. Ребёнок либо произносит слова на заданный звук, либо повторяет предложения, например, Шла Саша по шоссе и сосала сушку; Зина закрыла замок; Рома рад Рите.
Ребёнку предлагаются задания на звуковой анализ слова:
- выделить ударный гласный: удочка, пачка, игра.
- назвать первый и последний согласный: дочка, сом, ком, лимон, стол.
- выбрать картинки с изображением предметов, в которых встречается звук «Н»: рыба, нож, лопата, носки, стакан, шарф.
- определить количество слогов в слове: комар, улитка, совок, армия, рубашка.
- назвать звук, с которого начинается слово на картинке, в таблице, приведённой ниже. В пустую ячейку ребёнок должен положить соответствующую цветную карточку. (красная – гласный, синяя – твёрдый согласный, зелёная – мягкий согласный)
Ребёнок должен произнести слоги, которые можно представить в таблице:
Связная речь
Задания аналогичны, что и при обследовании дошкольников шестилетнего возраста, только составляемые рассказы должны объёмом до 8 предложений. В таблице опорные картинки, с помощью которых ребёнок составляет рассказ «Зима».
Оставить комментарий
Источник