Диагностика развития восприятия ребенка раннего

Диагностика развития восприятия ребенка раннего thumbnail

Диагностика восприятия ребенка 1 – 3 года.

При исследовании фиксируется понимание инструкции, быстрота, точность выполнения, адекватность действия, заинтересованность, принятие помощи, установка на результат, обучаемость, реакция на успех.

Цветовое восприятие:

(4 цвета: красный, синий, желтый, зеленый)

Нормативы:

□ сличение от 1,5-2 лет;

□ выбор по названию — в’ 2-3 года;

□ самостоятельность названия — в 2,5~3 года.

Стимулъный материал: цветные наборы дидактических игр «Бабочки и крылья», «Рыбки и хвостики», «Цветочек и лепесточек», «Носки и варежки», «Листочки» и др.

Пример инструкций:

1) «положи к каждому цветочку подходящий по цвету лепесточек»;

2) «покажи, где красный (синий, желтый, зеленый) лепесточек»;

3) «назови, какого цвета этот цветочек». Аналогично предъявляются другие задания.

Форма

Нормативы:

□ сличение — от 1,5-2 лет;

□ выбор по названию — в 2 года;

□ самостоятельность названия — в 3 года. Стимулъпый материал: круг (шарик), квадрат (кубик),

прямоугольник (кирпичик), треугольник (крыша) по два набора четырех основных цветов. Пример инструкции:

1) «дай такую же» (форма и цвет совпадают);

2) «покажи, где кубик»; 3)»назови форму».

Восприятие окружающего мира.

Стимулъный материал: 10-12 карточек с изображением знакомых предметов (лото малышам).

Инструкция:

1) «покажи, где нарисован …»;

2) «что нарисовано?» или «что это?». Нормативы:

□ В 1,5-2 года называют 4-5 картинок.

□ В 2,5 года называют многие предметы из групп; игрушки, посуда, одежда, мебель.

□ В 3 года дети знают и называют все предметы, их свойства и качества, в пассивном словаре сформированы некоторые обобщающие понятия: игрушки, одежда, мебель, обувь.

Методика «Выбор по образцу» (парные картинки)

Стимулъпый материал: шесть пар одинаковых предметных картинок.Нормативы:

□ выбор из двух картинок — в 2 года;

□ выбор из четырех картинок — в 3 года.

Детям старше 4 лет методика предъявляется в случае, если они не справляются с классификацией.

Конструктивный праксис (методика «Разрезные картинки»)

Стимулъный материал: картинки, разрезанные на две и три части с разной конфигурацией разреза. Нормативы:

□ разрезная картинка из двух фрагментов — в 2,5-3 года;

□ разрезная картинка из трех фрагментов — в 3-3,5 года.

Аиализ результатов:

1) совершает целенаправленные действия;

2) соединяет части без анализа полученного целого;

3) прикладывание с разворотами;

4) зрительное соотношение частей без прикладывания.

Конструирование по подражанию (методика предлагается детям 2,5—3 лет)

Стимулъный материал: кубики, прямоугольные бруски (кирпичики), треугольные призмы (крыша), полусферы разных цветов.

Аиализ результатов:

1) подражание внешним манипуляциям взрослого без учета формы, величины и пространственных отношений (что для детей 3 лет является неадекватным);

2) подражание манипуляциям с учетом формы, величины и пространственного расположения;

3) сопоставление и исправление ошибок;

4) точное воспроизведение расстановки фигур без ошибок и исправлений;

5) самостоятельный анализ образца и воспроизведение.

Пространственный гнозис

Стимулъный материал: мелкие игрушки и картинки, уложенные в коробку. Пример инструкций:

«Посади мишку около коробки», «Положи в коробку», «Посади на коробку», «Спрячь картинку под коробку», «Достань из-под коробки», «Покажи, где верх (низ)», «Иди вперед (назад)».

Нормативы:

□ 2,5-3 года — дети понимают предложно-падежные конструкции; ошибаются в 1~2 заданиях, легко корректируются;

□ 3,5~4 года — выполняют все задания.

Диагностика способов деятельности

Складывание пирамидки. Складывание матрешки

Стимулъпый материал: пирамидка из четырех и шести колец с колпачком. Нормативы:

□ снимают кольца с пирамидки — в 1 год;

□ сабирают пирамидку без учета диаметра колец — в 1,5-2,5 года;

□ собирают пирамидку с учетом диаметра колец и установки на результат без проб и примеривания — в 3-3,5 года; работа зрительным соотношением.

Анализ результатов:

1) неспецифические манипулятивные действия (ребенок стучит об стол, подносит к уху, гремит, берет в рот и др.). Данные действия являются неадекватными;

 2) простое манипулирование (специфическая манипуляция);

3) силовая проба (например, ребенок вкладывает маленькую матрешку в нижнюю часть большой и, наоборот, при этом использует силу (вдавливает), не учитывая свойств предмета);

4) целенаправленная проба (ребенок замечает ошибки, исправляет их и находит правильный способ решения);

5) примеривание (ребенок еще не может соотнести предметы на расстоянии и подносит их друг к другу, заметив несоответствие, меняет их);

6) зрительное соотношение (ребенок сразу правильно решает задачу, зрительно соотнося элементы).

Дети 3 лет с сохранным интеллектом могут работать зрительным соотнесением, допустимо примеривание или целенаправленная проба. Отсутствие данных способов к 3 годам свидетельствует о недостатках психического развития. До 2,5 лет правомерно пользоваться силой.

Источник

2.1. Метод диагностики
развития восприятия детей раннего возраста

Специфика раннего возраста
заключается в том, что для него подходят
далеко не все педагогические и диагностические
методы. Это связано с тем, что у детей
ещё плохо развита речь, потому педагог
не может с помощью беседы или тестирования
объективно оценить уровень развития
восприятия у детей раннего возраста.

Однако есть метод диагностики,
который применим именно к детям раннего
возраста.

Наблюдение – характеризуется непосредственным
восприятием деятельности, общения, поведения
личности в целостности и динамике их
изменения. Наблюдения должны носить систематический
характер. Важно хорошо продумать систему
фиксации наблюдаемых фактов (записи в
дневник наблюдений, в карту наблюдений
и др.).

Читайте также:  Влияние курения родителями на эмбриональное развитие ребенка

Основной особенностью метода
наблюдения является то, что исследователь
не вмешивается в ход психических проявлений
испытуемого. Вывод об индивидуально-психологических
особенностях ребенка делается по объективным внешне
выраженным показателям: действиям,
поступкам, речи, движениям, жестам и т.д.

Метод наблюдения применяется
для изучения особенностей психических
процессов (восприятия, мышления, памяти,
воображения), свойств личности, черт характера,
психических состояний.

Различают несколько видов
наблюдения: включенное/невключенное,
открытое/скрытое, сплошное/выборочное,
внешнее/внутреннее.

Включенное наблюдение предполагает, что
наблюдатель сам на определенное время
становится членом той группы, которая
является объектом исследования. Причем
для остальных он выступает не как наблюдатель,
а как равноправный член группы, принимающий
наравне со всеми участие в совместной
деятельности.

Невключенное наблюдение – это наблюдение
«со стороны», когда исследователь не
принадлежит к числу участников наблюдаемой
группы (позволяет заметить такие моменты,
которые сложно отследить членам общности
в связи с эмоциональной вовлеченностью
в ситуацию).

В зависимости от позиции наблюдателя
по отношению к наблюдаемым выделяют наблюдение открытое и скрытое. Наиболее
часто в исследовательской практике применяется
открытый вид наблюдения, т.е. дети знают,
что в определенных ситуациях они являются
объектом специального наблюдения. При
скрытом наблюдении дошкольники не подозревают,
что ведется наблюдение за их поведением
и деятельностью. Проведение скрытого
наблюдения требует строго соблюдения
этических норм и принципов.

Сплошное наблюдение предполагает достаточно
длительный сбор информации о всех возможных
особенностях психики ребенка на основе
описания и анализа его поведения. При
таком подходе к изучению психических
проявлений используются и специальная
форма фиксации сведений в виде дневниковых
записей.

При выборочном наблюдении
из всего многообразия поведенческих
реакций вычленяется только определенная
группа, касающаяся проявления конкретных
изучаемых свойств психики. Осуществить
технически этот вид наблюдения намного
проще, чем предыдущий, однако большую
сложность представляет подготовительный
этап.

В зависимости от направленности
сознания наблюдателя выделяют также
наблюдение внешнее и внутреннее.

Внешнее наблюдение предполагает целенаправленное
восприятие поведения и деятельности
других людей.

Внутреннее наблюдение – это наблюдение
«изнутри» за собственными мыслями, ощущениями,
переживаниями и т.п.

2.2. Особенности занятий
с детьми раннего возраста

Внимание детей раннего возраста
имеет непроизвольный характер. Малыши
действуют спонтанно, их невозможно заставить
слушать, смотреть, если им это неинтересно.
Эти особенности возраста не позволяют
строить занятие с детьми только на основе
беседы или показа обучающего материала.
Авторитет взрослого также не может побудить
малышей к действиям, которые им неинтересны.

В работе с детьми раннего возраста
необходимо использовать такие игры, в
процессе которых изучаемый признак предмета
становится для них по-настоящему значимым.
Этого можно добиться:

1) подбирая специальные 
дидактические игрушки, в основе 
которых заложен обучающий принцип
(пирамидки и матрешки учат дифференцировать
предметы по величине; рамки Монтессори
и доски Сегена учат учитывать такое свойство
предметов, как форма);

2) организуя веселые подвижные 
игры с использованием разнообразных
игрушек, в которых невозможно достичь
цели без учета определенного признака
предмета. Кроме этого, следует помнить
и о том, что малыши предпочитают практические
действия с реальными игрушками и предметами.

Придерживаясь той точки зрения,
что ребенку необходимо познать самые
разные свойства предметов, материалов
и явлений, узнать мир во всем его разнообразии,
в данном пособии мы представляем материал
как по развитию зрительного восприятия,
так и по развитию слуха и осязания. Развитие
обоняния и вкуса обычно происходит спонтанным
образом в ходе режимных моментов, в различных
бытовых ситуациях.Представленный в книге
материал можно использовать довольно
гибко, дополняя его новыми заданиями.
Кроме того, сами дети часто придумывают
и предлагают интересные варианты проведения
игр.

Почти каждую игру можно проводить
как индивидуально, так и с группой детей. 

2.3. Диагностика 
развития восприятия на занятиях

Диагностика развития восприятия
детей раннего возраста проводится непосредственно
на занятиях. Педагог в ходе специального
занятия наблюдает за реакцией детей.
Занятия по развитию восприятия проводятся
в нескольких направлениях:

  1. Зрительное восприятие (свет,
    цвет, форма, величина, количество, расположение
    в пространстве, целостный образ предмета);
  2. Слуховое восприятие;
  3. Развитие осязания.

По итогам наблюдения за испытуемыми
на занятии педагог делает записи в дневнике
наблюдения. В зависимости от поставленных
целей наблюдения, записи могут быть индивидуальными,
то есть характеризующими каждого ребёнка,
или групповыми, то есть относятся ко всем
детям в целом.

Также проводится анализ полученных
данных, и на их основе осуществляется
корректировка следующего занятия.

2.3.1. Развитие зрительного 
восприятия

Зрение — одно из пяти внешних
чувств, органом которого является глаз.
Зрение позволяет воспринимать видимые
свойства предметов и явлений. Именно
при помощи зрения человек получает большую
часть информации из внешнего мира.

Изолированное восприятие свойств
предметов учит малышей выделять и дифференцировать
их, а затем использовать эти знания в
процессе занятий продуктивными видами
деятельности, в повседневной жизни. Когда
дети научатся воспринимать и различать
отдельные свойства предметов, становится
возможным изучение совокупности их свойств.

Свет.

С такими явлениями, как свет
и темнота, дети сталкиваются каждый день,
но делают это неосознанно, принимая как
данность. Специально обращая внимание
детей на эти явления, можно обогатить
их восприятие новыми впечатлениями, расширить
представления об окружающем мире. Кроме
того, веселые занятия и игры помогут малышам
преодолеть страх перед темнотой.

Читайте также:  Как влияет бассейн на развитие ребенка

Игры и упражнения лучше проводить
в свободное от занятий время, во второй
половине дня. Конспекты игр смотрите
в приложении 1.

Цвет.

Цвет является значимым свойством
объектов окружающего мира. Цвет нельзя
выделить практическим путем, в ходе действий
с предметами, как, например, форму или
величину. К тому же цвет не всегда напрямую
влияет на сущность предметов, их функцию.
Тем не менее, это то свойство, которое
первым обращает на себя внимание, позволяет
выделить объект среди других и запомнить
его.

Сенсорными эталонами в области восприятия цвета
служат так называемые хроматические
(красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий,
голубой) и ахроматические цвета (белый,
черный, оттенки серого).

Среди хроматических цветов
красный, желтый и синий являются чистыми
цветами. Все другие цвета получаются
в результате смешивания двух красок.
Так, оранжевый цвет — это результат смешивания
красного и желтого цветов, зеленый —
синего и желтого.

Также различают оттенки цвета
по светлоте, которые зависят от процентного
соотношения белого и основного цветов.
Светлота серого цвета зависит от процентного
соотношения черного и белого цветов.

Знакомство малышей с цветом
надо начинать с четырех основных цветов:
красного, желтого, зеленого и синего.
Только после того, как дети научатся без
труда узнавать и различать эти цвета,
а также называть их, можно знакомить их
с белым, черным, оранжевым и фиолетовым.

В процессе знакомства детей
с цветом выделяют следующие этапы:

  • различение цветов по принципу
    «такой — не такой». На этом этапе дети сравнивают предметы по цвету, прикладывая их друг к другу (можно предложить ребенку найти пары предметов одинакового
    цвета). Когда малыш сравнит цвета, назовите их, не требуя
    от него повторения;
  • зрительное соотнесение цветов
    — восприятие цвета на расстоянии, выбор
    цвета по образцу. Например, можно показать ребенку карточку определенного цвета и предложить найти в комнате предметы такого
    же цвета. После выполнения ребенком
    задания назовите цвет;
  • закрепление представлений
    о цвете в слове. На этом эта- 
    пе дети различают цвета по названию, не прикладывая пред 
    меты друг к другу и не сравнивая
    их с образцом цвета, а так 
    же называют основные цвета.

Знакомство детей с цветом осуществляется
в ходе специально организованных занятий
и в быту при рассматривании различных
предметов (овощи, фрукты, одежда, игрушки
и т. д.). Конспекты игр смотрите в приложении
2.

Форма.

Форма — это внешнее очертание,
наружный вид предмета. Все материальные
объекты окружающего мира имеют ту или
иную внешнюю видимую форму, которая может
быть простой или сложной, то есть состоящей
из нескольких простых форм. Причем форма
может быть как узнаваемой, близкой к эталону,
так и оригинальной.

Говоря о сенсорных эталонах
формы, следует различать плоские
фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник,
овал, трапеция, многоугольник) и объемные
геометрические тела (шар, куб, параллелепипед
(«кирпичик»), эллипсоид («яйцо»), цилиндр,
конус).

Сначала малышей знакомят с
простыми фигурами: кругом и квадратом;
помогают им сравнить фигуры: показывают,
как обвести контуры фигур пальцем. Когда
малыши усвоят эти формы, их знакомят с
треугольником, прямоугольником и овалом.

Параллельно можно дать детям
представление об объемных геометрических
телах — шаре и кубе, а затем — о параллелепипеде
(«кирпичик») и эллипсоиде («яичко»).

В процессе знакомства детей
с формой предметов выделяют следующие
этапы:

• практические действия. Для
того чтобы ребенок мог практическим путем
определить форму предмета, используют
специальные дидактические игрушки, в
ходе действий с которыми малыш начинает
понимать, что от умения определять форму
зависит результат игры. На этом этапе
ребенок сравнивает предметы по форме,
не называя ее;

• зрительное восприятие формы.
На этом этапе ребенка знакомят с эталонами
плоских геометрических фигур (позже и
с объемными геометрическими телами) без
практических действий с ними и запоминания
их названий;

• запоминание эталонов геометрических
форм и их названий, использование этих
знаний в различных ситуациях. Этот этап
выходит за рамки раннего возраста и изучается
после трех лет.

Знакомить детей с геометрическими
формами и закреплять знания о них можно
следующими способами:

  • используя специальные игрушки;
  • рассматривая эталоны форм
    — плоские и объемные фигуры;
  • рассматривая реальные предметы
    простой формы;
  • используя специальные дидактические
    игры.

Конспекты игр смотрите в приложении
3.

Величина

Величина — это значимое свойство
предметов (размер, объем, протяженность),
измеряемое на глаз путем сравнения с
другими объектами либо с помощью специальных
инструментов в метрической системе мер,
единицах объема и т. д.

Признак величины является
относительным при сравнении на глаз,
то есть результат сравнения зависит от
того, с каким предметом сравнивается
данный предмет. Один и тот же предмет
в сравнении с другим предметом может
казаться и большим, и маленьким. Так, лист
дерева кажется маленьким по сравнению
с самим деревом, но большим по сравнению
с маленьким жучком. Знакомство детей
раннего возраста с величиной происходит
в ходе занятий, направленных на сравнение
предметов. При проведении подобных занятий
желательно:

  • предлагать сравнивать предметы
    только по одному параметру, например, только по высоте
    или только по ширине;
  • сравнивать по величине предметы,
    одинаковые по цвету и форме;
  • сначала сравнивать два предмета,
    резко различающихся по величине, например,
    большой и маленький кубики, высокая и низкая башни. Затем
    можно добавить третий объект — средний по величине;
  • параметры величины обозначать
    словами, не требуя от 
    детей повторения. Сначала величину обозначают при
    помощи слов такой — не такой, затем большой — маленький, а в последующем используют
    понятия, обозначающие конкретные параметры
    величины: высокий — низкий, узкий—широкий, длинный — короткий
Читайте также:  Последовательность развития форм общения ребенка со взрослым

Источник

Марина Вагнер
Диагностика психических процессов детей раннего дошкольного возраста

А эту публикацию я бы хотела посвятить диагностикам. Я пока молодой специалист, и у меня нет авторских диагностик, проверенных опытным путем, поэтому я воспользовалась диагностиками, которые нашла в интернете. Я взяла ранний возраст, и прежде чем пользоваться этими методами в работе провела их дома, со своим ребенком, моему сыну на момент диагностики было 2 года. Мы опробовали все диагностики,которые были запланированы, поделюсь самыми удачными и наиболее запомнившимися ребенку.

Диагностика восприятия ребенка 1 – 3 года.

Цветовое восприятие:(4 цвета: красный, синий, желтый, зеленый)

Стимултный материал: цветные наборы дидактических игр «Бабочки и цветочки», «Цветочек и лепесточек»

Пример инструкций:

«положи к каждому цветочку подходящий по цвету лепесточек»;

«покажи, где красный (синий, желтый, зеленый) лепесточек»;

«назови, какого цвета этот цветочек». Аналогично предъявляются другие задания.

Нормативы:

от 1,5-2 лет – сличение;

в’ 2-3— года выбор по названию;

в 2,5~3 года —самостоятельность названия.

Анализ результатов:

(В) Высокий уровень: ребенок понимает задание, все выполняет по инструкции, без ошибок

(С) Средний уровень: допущено несколько ошибок

(Н) Низкий уровень : ребенок не понимает задания, не выполнят ни одного упражнения.

Диагностика психических процессов детей раннего дошкольного возрастаДиагностика развития восприятия ребенка раннего

Диагностика внимания ребенка 1 – 3 года.

Стимулъный материал: три таблицы из 16 клеток, где нарисованы знакомые картинки (не по порядку).

Инструкция: «Вот здесь, на табличке, картинки. Посмотри и найди все одинаковые (например, лягушки)».

Нормативы:

для детей 2-2,5 лет — найти две повторяющиеся картинки;

для детей 3-4 лет — найти две повторяющиеся картинки;

для детей 5 лет — отыскивание картинок в таблице.

Анализ результатов:

(В) Высокий уровень: ребенок понимает задание,без ошибок сопоставляет все картинки;

(С) Средний уровень: допущено несколько ошибок;

(Н) Низкий уровень : ребенок не понимает задания, не может найти похожие картинки.

Диагностика развития восприятия ребенка раннего

Диагностика памяти ребенка 1 – 3 года.

Тест на запоминание «Кто где живет?»

Стимульный материал: детское лото «Кто где живет?», состоящее из карточек и фишек.

Инструкция: Взрослый показывает ребенку фишку животного и показывает на клетку с изображением где это животное живет, после просит его повторить, показывает ему фишку и ребенок должен ее положить на соответствующую клетку.

Анализ результатов

(В)Высокий уровень –ребенок понимает задание, точно следует инструкции, все фишки раскладывает в соответствии клеткам;

(С)Средний уровень – допущены незначительные отклонения от инструкции, совершено 2 ошибки;

(Н)Низкий уровень – задание выполнено неверно, ребенок не может сопоставить картинки.

Диагностика развития восприятия ребенка раннегоДиагностика развития восприятия ребенка раннего

Диагностика мышления ребенка 1 – 3 года.

Методика «Почтовый ящик»

Направлена выявить у ребенка уровень сформированности восприятия формы, умения выделять плоскостную форму из объемной и соотносить её с прорезью; способность производить анализ расположения фигур в пространстве.

Стимульный_материал: различные варианты «Почтового ящика».

Инструкция: перед ребенком ставят коробку с фигурами; фигуры вынимают. Консультант берет одну из фигур, показывает её основание, обводит соответствующую по форме прорезь и опускает в неё фигуру. Жестом предлагает продолжить работу. Может быть дана и устная инструкция: «Опусти все фигурки в коробку». Начинать показ нужно с простых по форме фигур.

Анализ_результатов:

Дети с нормальным умственным развитием с интересом воспринимают задание. Однако до 3,5 лет они могут действовать способом проталкивания фигуры силой (без учета формы прорезей). После 4 лет дети выполняют задание способом примеривания, а после 5 лет переходят к зрительном_соотнесению.

Дети с задержкой психического развития проявляют интерес к самому заданию. У них реже, чем у умственно отсталых детей случаются неадекватные действия, работа более качественная. Используют помощь, учитывают свои ошибки и при повторном выполнении не допускают их.

Дети умственно отсталые часто самостоятельно не выполняют это задание. Действия их нецеленаправленны, используется силовое заталкивание фигуры в прорезь, в лучшем случае – метод проб. Порой задание подменяется манипулированием с фигурами. Помощь малоэффективна. При повторном выполнении допускаются те же ошибки.

(В)Высокий уровень –ребенок понимает задание, точно следует инструкции,все фигурки запихивает в правильные, предназначенные для них отверстия;

(С)Средний уровень – допущены незначительные отклонения от инструкции, совершено несколько ошибок;

(Н)Низкий уровень – задание выполнено неверно, ребенок не понимает что от него требуется и использует фигурки не по назночению.

Диагностика развития восприятия ребенка раннегоДиагностика развития восприятия ребенка раннегоДиагностика развития восприятия ребенка раннего

Так же для этого можно использовать Доски “Сегена”,Методика”Вкладыши(“Мисочки”)

Диагностика развития восприятия ребенка раннегоДиагностика развития восприятия ребенка раннегоДиагностика развития восприятия ребенка раннегоДиагностика развития восприятия ребенка раннегоДиагностика развития восприятия ребенка раннегоДиагностика развития восприятия ребенка раннего

Источник