Диагностика развития внимания у ребенка от одного года
1. «Собираем мячики»
Цель: определить, умеет ли ребенок находить в окружающей обстановке несколько одинаковых по форме предметов.
Оборудование: несколько мячиков в «волшебном мешочке».
Место проведения: на ковре в игровой комнате.
Ход занятия
Сядьте рядом с ребенком, возьмите «волшебный мешочек», в котором находятся несколько мячиков, приблизительно одинаковых по размеру, и случайно развяжите его так, чтобы мячики раскатились по ковру перед ребенком.
Речевая инструкция: «Ой! Мячики! Мячики где? Дай мне мячик. И еще один. Еще мячик». Когда ребенок протягивает мячик или хотя бы «ловит» его, тянется к нему, поощряйте малыша, говорите ему ласково: «Молодец!», «Умница!», «Как хорошо у тебя получается!». Если ребенок упорно не замечает мячики, возьмите один из них в руки: «Вот мячик!», а затем на глазах у ребенка покатите к малышу: «Дай мячик!» Повторите это действие несколько раз, катая мячик в разных направлениях.
Когда ребенок «собрал» 1-2 мячика, сложите остальные в мешочек, повторяя: «Вот мячик. И еще один мячик». Рассыпьте мячики еще раз, но постарайтесь сделать так, чтобы они откатились от ребенка как можно дальше. Повторите это задание, проверяя, может ли ребенок проследить за мячиком, который укатился достаточно далеко, используя при этом речевую инструкцию взрослого «А где мячик? Посмотри! Посмотри туда!» и указательный жест в нужном направлении.
Отметьте, как ребенок играл с мячиками:
- не реагировал на неподвижный мячик, замечал его только при движении;
- не следил за мячиком, который укатился далеко;
- видел/не видел неподвижный мячик, когда взрослый указывал на него;
- легко находил все мячики независимо от их расположения;
- отказывался от участия в этой игре.
2. «Найди пару»
Цель: определить, умеет ли ребенок находить парные предметы в своей одежде.
Оборудование: детские ботиночки и тапочки, большая кукла, столик, стульчик (обратите внимание на то, что лучше взять личные вещи ребенка: его тапочки и ботиночки).
Место проведения: игровая комната.
Ход занятия
Сядьте на детский стульчик и возьмите на руки большую куклу (или мягкую игрушку). Перед вами на столике должны находиться две пары чистой обуви (ботиночки и тапочки).
Речевая инструкция: «Надеваем Кате (имя куклы) ботиночек. Вот так. Надели. Дай другой ботиночек». Если ребенок не подходит к столику и не берет с него другой ботиночек, снимите с куклы надетый ботиночек, поставьте его на столик перед малышом рядом с другим ботиночком, а затем снова повторите все действия, комментируя их: «Вот Катя. Катю одеваем. Надели ей один ботиночек. Вот он! А здесь нет ботиночка! Дай мне ботиночек!»
Отметьте, если ребенок:
- часто ошибается при подборе парного предмета;
- вообще не понимает, что надо искать именно парные предметы (даже после показа);
- справляется с заданием;
- отказывается от игры.
3. «Ищем конфетку»
Цель: определить, может ли ребенок находить спрятанный предмет (конфетку) под перевернутой формочкой, ориентируясь на ее цвет.
Оборудование: несколько разноцветных формочек от йогурта (2-3 синие и одна желтая), столик, стульчики, конфетки (витамины).
Место проведения: игровая комната или столовая.
Ход занятия
Сядьте за столик напротив ребенка и возьмите в руку одну конфетку. Перед ребенком на столе поставьте две перевернутые формочки из-под йогуртов разного цвета: желтую и синюю. На глазах у ребенка спрячьте конфетку под желтую формочку.
Речевая инструкция: «Вот конфетка. А теперь ее не видно. Где конфетка?» Если ребенок переворачивает синюю формочку, разведите руками (жест «Нет!») и произнесите: «Нет! Конфетки нет! А здесь?» Когда ребенок находит конфетку, он может ее съесть: «Молодец! Съешь конфетку!»
Спрячьте конфетку под желтую формочку на глазах у ребенка, но затем поменяйте формочки несколько раз местами: «Где конфетка?» Постепенно увеличьте количество формочек до трех (две из них пусть будут синие и одна желтая), но конфетку спрячьте только под формочку желтого цвета.
Если ребенок ищет конфетку поочередно под всеми формочками или только под той формочкой, под которой он нашел ее в прошлый раз (например, в центре), выполнение задания прекращается.
Если ребенок успешно находит конфетку, то постепенно количество формочек можно увеличить до четырех. Однако зрительное внимание у маленьких детей еще очень неустойчиво, поэтому не следует раздвигать формочки на расстояние больше 5 см друг от друга, так как одну из них малыш может просто не заметить.
В поиске конфеты малыш:
- не обращает внимания на цвет формочки и переворачивает все формочки;
- не следит за движением желтой формочки, а просто переворачивает каждый раз любую формочку, которая оказалась на том месте (слева, справа или в центре), где он нашел конфетку в прошлый раз;
- переворачивает желтую формочку, выбирая правильно из двух разных формочек;
- переворачивает желтую формочку, выбирая правильно из трех-четырех разных формочек.
4. «Кормим зайку»
Цель: определить, умеет ли ребенок соотносить реальный предмет с его крупным изображением.
Оборудование: несколько морковок, огурцов, яблок, тарелок, две предметные картинки с крупными изображениями яблока, моркови (размер рисунка примерно 10×15 см), игрушечный заяц, столик, стульчик.
Место проведения: игровая комната или столовая.
Ход занятия
Поставьте на столе перед ребенком тарелочку, на которой лежат морковка и яблоко. Сядьте напротив ребенка с игрушечным зайцем.
Речевая инструкция: «Зайка хочет кушать. Дай ему морковку!» Наблюдая, как ребенок выполняет это задание, вы убедитесь, что он знает и понимает слова «яблоко», «морковка» и правильно соотносит их с реальными предметами.
Затем покажите малышу картинку с изображением яблока. Положите настоящее яблоко рядом с его изображением на картинке.
Речевая инструкция: «Вот это яблоко. И это яблоко». После этого поставьте перед ребенком тарелочку с набором из овощей и фруктов: например, одно яблоко и две морковки.
Речевая инструкция: «Зайка хочет кушать. Дай зайке это!» При последних словах покажите малышу картинку с изображением яблока. Если ребенок сделал правильный выбор, зайка благодарит его (кланяется и говорит «спасибо»). Если ребенок выбрал неправильно, зайка отворачивается от еды и покачивает головой. В ходе занятия следует 1-2 раза менять набор овощей на тарелке, чтобы ребенок учился правильно выбирать нужные из них.
На следующем занятии ребенок знакомится с картинкой, на которой изображена морковка.
Если эти задания очень просты для ребенка и он легко с ними справляется, то увеличьте количество (из которого ребенку надо будет выбирать) фруктов и овощей на тарелочке и показывайте ему на одном занятии поочередно две картинки. Каждую картинку предъявляйте несколько раз, но в разной последовательности: яблоко, морковь, яблоко, яблоко.
Отметьте, что ваш ребенок:
- знает настоящие фрукты, но не способен соотносить их с соответствующими изображениями на картинках;
- соотносит предметы и их изображения;
- отказывается от выполнения этого задания.
Запишите наиболее типичные реакции ребенка на все задания. После их проведения можно предварительно определить как уровень развития зрительного внимания и познавательных способностей у конкретного ребенка, так и сформированность его первичных зрительных представлений об окружающем мире:
- ребенок только реагирует на предметы, реакции носят ориентировочно-познавательный характер, однако крайне неустойчивы, он чаще замечает движущиеся предметы и с трудом фиксирует внимание на неподвижных;
- ребенок понимает, что его окружают в жизни некоторые предметы, которые имеют похожую форму и одинаковое назначение, с ними можно выполнять одинаковые действия (первичные зрительные обобщения – ботиночки, мячики, кубики);
- ребенок самостоятельно выделяет значимые признаки похожих предметов и использует этот навык в своих практических целях;
- ребенок понимает, что говорить можно не только о самих предметах, но и о соответствующих им изображениях, т.е. понимает символические знаки (например, крупные рисунки вместо предметов) и жесты (отрицательные, утвердительные).
Помните, что все игры подготовительного этапа были ориентированы на одного ребенка, поскольку их цель – определить индивидуальный уровень развития слухового и зрительного внимания. После проведения занятий данного этапа переходите к основному циклу логопедических занятий.
Похожие материалы в разделе Психологический практикум:
- Методика «Изучение понимания эмоциональных состояний людей, изображённых на картинке»
- Мерчендайзер
- Опросник «PEN» Г. и С. Айзенк
- Методика Айзенка EPQ
- Лабильный тип
- Тест «Гибкость построения графического образа»
- Методика Айзенка EPI
- Методика «Проигрышная лотерея» (Мария Тереза Бурке-Бельтран)
- Методика «Чего не хватает?»
- Копинг-тест Лазаруса
Источник
Набор методик предназначается для изучения внимания детей с оценкой таких качеств внимания, как продуктивность, устойчивость, переключаемость и объем.
Каждая из этих характеристик может рассматриваться отдельно и вместе с тем, как частная оценка внимания в целом. Для диагностики перечисленных характеристик внимания предлагаются различные методические приемы. В заключение обследования ребенка по всем четырем представленным здесь методикам, относящимся к вниманию (методика 5, 6, 7 и 8), можно вывести общую, интегральную оценку уровня развития внимания дошкольника. Все частные оценки внимания, как в предыдущем случае, вносятся в Индивидуальную карту психологического развития ребенка.
Задание, содержащееся в этой методике, предназначено для определения продуктивности и устойчивости внимания. Ребенку показывают рис. 61. На нем в случайном порядке даны изображения простых фигур: грибок, домик, ведерко, мяч, цветок, флажок. Ребенок перед началом исследования получает инструкцию следующего содержания:
—————
1 Этот рисунок рекомендуется использовать при изучении внимания трёхчетырёхлетних детей, а следующий далее рис. 7 – для диагностики внимания детей четырёх-пятилетнего возраста. При диагностике внимания детей старше шести лет рекомендуется пользоваться матрицей с кольцами Ландольта, представленной на рис. 47.
Рис. 6. Матрица с фигурками к заданию «Найди и вычеркни» для детей от трёх до четырёх лет.
Рис. 7. Матрица с фигурками к заданию «Найди и вычеркни» для детей в возрасте от четырёх до пяти лет.
«Сейчас мы с тобой поиграем в такую игру: я покажу тебе картинку, на которой нарисовано много разных, знакомых тебе предметов. Когда я скажу слово “начинай”, ты по строчкам этого рисунка начнешь искать и зачеркивать те предметы, которые я назову. Искать и зачеркивать названные предметы необходимо до тех пор, пока я не скажу слово “стоп”. В это время ты должен остановиться и показать мне то изображение предмета, которое ты увидел последним. После этого я отмечу на твоем рисунке место, где ты остановился, и снова скажу слово “начинай”. После этого ты продолжишь делать то же самое, т.е. искать и вычеркивать из рисунка заданные предметы. Так будет несколько раз, пока я не скажу слово “конец”. На этом выполнение задания завершится».
В этой методике ребенок работает 2,5 мин, в течение которых пять раз подряд (через каждые 30 сек) ему говорят слова «стоп» и «начинай».
Экспериментатор в этой методике дает ребенку задание искать и разными способами зачеркивать какие-либо два разных предмета, например звездочку перечеркивать вертикальной линией, а домик – горизонтальной. Экспериментатор сам отмечает на рисунке ребенка те места, где даются соответствующие команды.
Обработка и оценка результатов
При обработке и оценке результатов определяется количество предметов на рисунке, просмотренных ребенком в течение 2,5 мин, т.е. за все время выполнения задания, а также отдельно за каждый 30-секундный интервал. Полученные данные вносятся в формулу, по которой определяется общий показатель уровня развитости у ребенка одновременно двух свойств внимания: продуктивности и устойчивости:
S = (0,5N – 2,8n) / t
где S – показатель продуктивности и устойчивости внимания обследованного ребенка;
N – количество изображений предметов на рис. 6 (7), просмотренных ребенком за время работы;
t – время работы;
п – количество ошибок, допущенных за время работы. Ошибками считаются пропущенные нужные или зачеркнутые ненужные изображения.
В итоге количественной обработки психодиагностических данных определяются по приведенной выше формуле шесть показателей, один – для всего времени работы над методикой (2,5 мин), а остальные – для каждого 30-секундного интервала. Соответственно, переменная t в методике будет принимать значение 150 и 30.
По всем показателям S, полученным в процессе выполнения задания, строится график следующего вида (рис. 8), на основе анализа которого можно судить о динамике изменения во времени продуктивности и устойчивости внимания ребенка. При построении графика показатели продуктивности и устойчивости переводятся (каждый в отдельности) в баллы по десятибалльной системе следующим образом:
10 баллов – показатель S у ребенка выше, чем 1,25 балла.
8-9 баллов – показатель S находится в пределах от 1,00 до 1,25 балла.
6-7 баллов – показатель S находится в интервале от 0,75 до 1,00 балла
4-5 баллов – показатель S находится в границах от 0,50 до 0,75 балла.
2-3 балла – показатель S находится в пределах от 0,24 до 0,50 балла.
0-1 балл – показатель S находится в интервале от 0,00 до 0,2 балла.
Устойчивость внимания в свою очередь в баллах оценивается так:
10 баллов – все точки графика на рисунке 8 не выходят за пределы одной зоны, а сам график своей формой напоминает кривую 1.
8-9 баллов – все точки графика расположены в двух зонах наподобие кривой 2.
6-7 баллов – все точки графика располагаются в трех зонах, а сама кривая похожа на график 3.
4-5 баллов – все точки графика располагаются в четырех разных зонах, а его кривая чем-то напоминает график 4.
3 балла – все точки графика располагаются в пяти зонах, а его кривая похожа на график 5.
Рис. 8. Варианты графиков, показывающих динамику продуктивности и устойчивости внимания по методике «Найди и вычеркни».
На графике представлены различные зоны продуктивности и типичные кривые, которые могут быть получены в результате психодиагностики внимания ребёнка по данной методике. Интерпретируются эти кривые следующим образом:
1. Кривая, изображённая с.помощью линии типа -.-.-. Это график очень высокопродуктивного и устойчивого внимания.
2. Кривая, представленная линией типа – – – – – – Это график низкопродуктивного, но устойчивого внимания.
3. Кривая, изображаемая посредством линии типа – – – – – – . Представляет собой график среднепродуктивною и среднеустойчивого внимания.
4. Кривая, изображенная с помощью линии —- . Является графиком среднепродуктивного, но неустойчивого внимания.
5. Кривая, изображенная линией – – – – – – – . Представляет график среднепродуктивного и крайне неустойчивого внимания.
Выводы об уровне развития
10 баллов – продуктивность внимания очень высокая, устойчивость внимания очень высокая.
8-9 баллов – продуктивность внимания высокая, устойчивость внимания высокая.
4-7 баллов – продуктивность внимания средняя, устойчивость внимания средняя.
2-3 балла – продуктивность внимания низкая, устойчивость внимания низкая.
0-1 балл – продуктивность внимания очень низкая, устойчивость внимания очень низкая.
–
Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. – 4-е изд. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – Кн. 3: Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики. – 640 с. С. 73-80.
Источник
При определении содержания методики констатирующего эксперимента мы руководствовались данными литературы, свидетельствующими о нарушениях внимания разной модальности у детей со стертой дизартрией. В связи с этим, были подобраны методики исследования зрительного и слухового внимания у детей дошкольного возраста.
Для исследования зрительного внимания были использованы задания методики С.Д. Забрамной (Забрамная С.Д., Боровик О.В. , 2008).
Методика № 1. Исследование способности концентрации внимания «Что забыл нарисовать художник?»
Цель исследования: выявить способность концентрировать внимание на предъявляемых объектах; наблюдательность.
Описание методики: Перед ребенком кладут картинку, расположенную в верхней части таблицы 1 (наглядный материал представлен в Приложении 1), и просят назвать изображенные на ней предметы, затем предъявляют картинку, расположенную в нижней части, и просят сказать, чем она отличается от предыдущей. При этом задают вопрос: «Что здесь забыл нарисовать художник?»
Оценка результатов:
4 балла – не допустил ни одной ошибки (названы все недорисованные предметы)
3 балла – не назвал 1-2 предмета или объекта, но исправил ошибку по ходу работы, самостоятельно
2 балла- не назвал 1-2 предмета или объекта, исправил ошибки после окончания работы
1 балл- не назвал более 2 предметов или объектов, исправил ошибки с подсказкой
0 баллов- не назвал более 2 предметов или объектов, не исправил ошибки, отказался от работы
Методика № 2. Исследование устойчивости, переключаемости, распределения и объёма внимания «Чем отличаются картинки?»
Цель исследования: изучить такие качества внимания, как устойчивость, переключаемость, распределение, объем.
Описание методики: Изображенные на таблице 2 картинки (наглядный материал представлен в Приложении) предъявляют одновременно. Ребенку задают вопрос: «Чем отличаются картинки?»
Оценка результатов:
Найдено отличий | Стратегия исправления ошибок | Балл |
9 | самостоятельно, по ходу работы | 4 |
8-7 | после окончания работы с подсказкой | 3 |
6-5 | после окончания работы с подсказкой | 2 |
4-3 | после окончания работы с подсказкой | 1 |
2 и менее | после окончания работы с подсказкой |
Методика № 3. Исследование способности к сосредоточению внимания «Что тут не дорисовано?»
Цель исследования: изучить наблюдательность; способность к сосредоточению внимания; характер эмоциональных реакций.
Описание методики: Ребенку последовательно предъявляют рисунки 3-7 (наглядный материал представлен в Приложении 3), на которых у изображенного предмета не дорисована какая-либо деталь. Ребенку задают вопрос: «Что тут (на картинке) не дорисовано?»
Оценка результатов:
4 балла – не допустил ни одной ошибки
3 балла – исправил ошибку по ходу работы
2 балла – исправил ошибку сам после окончания работы
1 балл – исправил ошибку с подсказкой
0 баллов – отказался от работы
Для исследования произвольного слухового внимания были использованы задания нейропсихологической методики диагностики детей Л.С.Цветковой (Цветкова Л.С. , 2001) и методика исследования слухового внимания Г.А. Волковой (Волкова Г.А., 2005).
Методика № 1. Исследование продуктивности и устойчивости внимания
Цель: определение продуктивности и устойчивости произвольного внимания (оценка ритмов)
Описание методики: Ребенку предлагается прослушать серию ритмов: «Скажи, по сколько раз я стучала». Предлагаются следующие ритмы:
///, // / //, / // /, // // /, // / // /.
Обработка результатов: экспериментатор определял количество ударов, прослушанных ребенком в каждой серии и за все 5 серий, которые он прослушал. Также определялось количество ошибок (неверно названных ритмов), допущенных им в процессе работы в каждой серии и в целом за 5 серий.
Оценка результатов:
4 балла – нет ошибок – высокая степень продуктивности и устойчивости слухового внимания
3 балла -1 ошибка – степень выше среднего
2 балла – 2 ошибки – средняя степень
1 балл – 3 ошибки – степень ниже средней
0 баллов – более 3 ошибок – низкая степень
Методика № 2. Исследование способности к переключению слухового внимания.
Цель: определение переключаемости произвольного внимания.
Описание методики: Тест делится на 2 задания: 1 – оценка ритмов и 2 – выполнение по образцу
Задание 1: « ритмы». Ребенку предлагается прослушать серию ритмов: «Скажи, по сколько раз я стучала». Предлагаются следующие ритмы: ///, // / //, / // /, /// // /, // / // /.
Задание 2: – выполнение по образцу (постукивание пальцем или карандашом).
При этом ребенку предлагается прослушать серию ритмов и воспроизвести точно также: «Прослушай внимательно и стучи так, как я. Не говори – сколько раз я стучала, а повторяй за мной». Предлагаются следующие ритмы: / //, ///, / / /, // // /, // /, / ///, // /// //, / /// /.
В течение 1 минуты дети выполняют 1 задание, через 1 минуту – 2-ое. Работа проводилась в течение 5 минут, задания менялись через каждую минуту.
Оценка результатов:
4 балла – нет ошибок – высокая степень переключаемости слухового внимания
3 балла -1 ошибка – степень выше средней
2 балла – 2 ошибки – средняя степень
1 балл – 3 ошибки – степень ниже средней
0 баллов – более 3 ошибок – низкая степень
Методика №3. Исследование способности к сосредоточению слухового внимания Г.А. Волковой (Волкова Г.А., 2005).
Цель: оценка состояния способности к сосредоточению слухового внимания.
Описание методики: Экспериментатор демонстрирует ребенку звучание различных предметов (колокольчик, листы бумаги, карандаш, ножницы, ключи). Затем закрывает руки ширмой, воспроизводит звучание одного из предметов. Ребенку предлагается определить, какой звук слышится из-за ширмы.
Оборудование: колокольчик, листы бумаги, карандаш, ножницы, ключи.
Инструкция: «Я из-за ширмы буду производить разный шум, послушай и ответь, что я делаю».
Оценка результатов:
4 балла – нет ошибок
3 балла -1 ошибка
2 балла – 2 ошибки
1 балл – 3 ошибки
0 баллов – более 3 ошибок
По результатам выполнения всех заданий методики проводилось вычисление среднего балла, на основании которого определялись уровни сформированности внимания детей.
Шкала определения уровней сформированности внимания:
Высокая степень – от 4,0 до 3,5 баллов
Выше средней – от 3,4 до 3,0 баллов
Средняя – от 2,9 до 2,5 баллов
Ниже средней – от 2,4 до 2,0 баллов
Низкая степень – от 1,9 до 1,5 баллов
Неудовлетворительная степень – от 1,4 баллов и ниже
- Андреев О. А., Хромов Л.Н. Учитесь быть внимательными. – М., 1996.
- Богословский В.В., Ковалев А.Г., Степанова А.А. Общая психология. -М., 1981.
- Венгер Л, Мухина В.С. Развитие внимания, памяти и воображения в дошкольном возрасте / Дошкольное воспитание. 1974. № 12. – с.12-16.
- Волкова Г.А. Методика психолого-педагогического обследования детей с нарушением речи. Вопросы дифференциальной диагностики – СПб, 2005.
- Выготский Л. С. Развитие высших форм внимания в детском возрасте. Хрестоматия по вниманию. – М,: Просвещение. 1976.
- Выготский Л.С Мышление и речь// Собр. соч. в 6 т.- М., 1981.- Т.2.
- Выготский Л.С. История развития высших психологических функций // Собр. соч.: В 6 т. – М., 1983. Т. 3.
- Гальперин П.Я. К проблеме внимания // Докл. Апн РСФСР. 1958. № 3. -С.33-38.
- Гальперин П.Я. Развитие исследований по формированию умственных действий // Психологическая наука в СССР. Т.1. – М., 1993.
- Гальперин П.Я., Кабыльницкая С .Л. Экспериментальное формирование внимания. – М.: изд-во Моск. Ун-та, 1974. – 101 с.
- Гаркуша Ю.Ф. Опыт развития внимания у детей с дизартрией. //Дефектология. – М., 1983.- № 4.
- Гоноболин Ф. Н. Внимание и его воспитание. М. – 1972.
- Грановская Р.М. Элементы практической психологии.- ЛГУ, 1988.
- Григорьева Л.П. Психофизиология развития внимания у детей в норме и со сложными сенсорными нарушениями // Дефектология. – 2002. – № 1. – С.3-14
- Добрынин Н. Ф. Деятельность и внимание // Проблемы деятельности в советской психологии. Тезисы докл. к 5-му Всесоюзному съезду общества психологов. Ч. 1. М., 1977. – с. 93 – 137.
- Добрынин Н.Ф. О селективности и динамике внимания // Вопросы психологии. 1975 . № 2. С. 68-80.
- Дубровинская Н.В., Фарбер Д.А., Безруких М.М. Психофизиология ребёнка: Психофизиологические основы детской валеологии. – М.: Владос, 2000.
- Забрамная С.Д., Боровик О.В. Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей. – М.: Владос, 2008.
- Кабыльницкая С.Л. Экспериментальное формирование внимания.-М., 1974.
- Киселева В. А. Комплексное исследование детей со стертой дизартрией / Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2006. – № 3. – С.39-50.
- Козырева Л. М. Как стать внимательным. – М., 2002
- Кулагина И. Ю. Возрастная психология. Развитие ребёнка от рождения до 17 лет.- М., 1996.
- Левитина С. С. Можно ли управлять вниманием ребёнка. – М., 1980
- Лурия А.Р. Внимание и память. – М., 1975.
- Московкина А. Г., Анисимова И. В. Как помочь ребёнку с нарушениями внимания // Дефектология. – 2000. – № 1. – С. 61-63
- Мухина В.С. Возрастная психология. – М., 1997.
- Немов Р.С. Психология.- М.,1994.
- Осипова А.А., Малашинская Л.И. Диагностика и коррекция внимания. -М.,2004.
- ПетровскийА.В., Ярошевский М.Г. Психология. – М., 2000.
- Пиаже Ж. Психология интеллекта. – СПб.: Питер, 2003.
- Рибо Т. Психология внимания // Хрестоматия по вниманию. – М.: 1976 .
- Рожкова Л.А. Особенности зрительного внимания детей с различной речевой патологией. Консультация по специальной психологии и коррекционной педагогике – М., 2000.
- Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. – СПб., 1999.
- Тихомирова Л.Ф. Упражнения на каждый день: развитие внимания и воображения дошкольников. – Ярославль, 2000.
- Урунтаева Г.А. Дошкольная психология. – М., 1997.
- Цветкова Л.С. Методики нейропсихологической диагностики детей. – М., 2001.
- Черемошкина Л.В. Развитие внимания детей – Ярославль, 1997.
- Чупров Л.Ф. Особенности внимания и познавательной деятельности дошкольников. Дефектология, №6. – М., 1987.
- Эльконин Д.Б. Детская психология: Развитие ребёнка от рождения до семи лет. – М., 1960.
Источник