Диагностика развития внимания ребенка дошкольного возраста
Набор методик предназначается для изучения внимания детей с оценкой таких качеств внимания, как продуктивность, устойчивость, переключаемость и объем.
Каждая из этих характеристик может рассматриваться отдельно и вместе с тем, как частная оценка внимания в целом. Для диагностики перечисленных характеристик внимания предлагаются различные методические приемы. В заключение обследования ребенка по всем четырем представленным здесь методикам, относящимся к вниманию (методика 5, 6, 7 и 8), можно вывести общую, интегральную оценку уровня развития внимания дошкольника. Все частные оценки внимания, как в предыдущем случае, вносятся в Индивидуальную карту психологического развития ребенка.
Задание, содержащееся в этой методике, предназначено для определения продуктивности и устойчивости внимания. Ребенку показывают рис. 61. На нем в случайном порядке даны изображения простых фигур: грибок, домик, ведерко, мяч, цветок, флажок. Ребенок перед началом исследования получает инструкцию следующего содержания:
—————
1 Этот рисунок рекомендуется использовать при изучении внимания трёхчетырёхлетних детей, а следующий далее рис. 7 – для диагностики внимания детей четырёх-пятилетнего возраста. При диагностике внимания детей старше шести лет рекомендуется пользоваться матрицей с кольцами Ландольта, представленной на рис. 47.
Рис. 6. Матрица с фигурками к заданию «Найди и вычеркни» для детей от трёх до четырёх лет.
Рис. 7. Матрица с фигурками к заданию «Найди и вычеркни» для детей в возрасте от четырёх до пяти лет.
«Сейчас мы с тобой поиграем в такую игру: я покажу тебе картинку, на которой нарисовано много разных, знакомых тебе предметов. Когда я скажу слово “начинай”, ты по строчкам этого рисунка начнешь искать и зачеркивать те предметы, которые я назову. Искать и зачеркивать названные предметы необходимо до тех пор, пока я не скажу слово “стоп”. В это время ты должен остановиться и показать мне то изображение предмета, которое ты увидел последним. После этого я отмечу на твоем рисунке место, где ты остановился, и снова скажу слово “начинай”. После этого ты продолжишь делать то же самое, т.е. искать и вычеркивать из рисунка заданные предметы. Так будет несколько раз, пока я не скажу слово “конец”. На этом выполнение задания завершится».
В этой методике ребенок работает 2,5 мин, в течение которых пять раз подряд (через каждые 30 сек) ему говорят слова «стоп» и «начинай».
Экспериментатор в этой методике дает ребенку задание искать и разными способами зачеркивать какие-либо два разных предмета, например звездочку перечеркивать вертикальной линией, а домик – горизонтальной. Экспериментатор сам отмечает на рисунке ребенка те места, где даются соответствующие команды.
Обработка и оценка результатов
При обработке и оценке результатов определяется количество предметов на рисунке, просмотренных ребенком в течение 2,5 мин, т.е. за все время выполнения задания, а также отдельно за каждый 30-секундный интервал. Полученные данные вносятся в формулу, по которой определяется общий показатель уровня развитости у ребенка одновременно двух свойств внимания: продуктивности и устойчивости:
S = (0,5N – 2,8n) / t
где S – показатель продуктивности и устойчивости внимания обследованного ребенка;
N – количество изображений предметов на рис. 6 (7), просмотренных ребенком за время работы;
t – время работы;
п – количество ошибок, допущенных за время работы. Ошибками считаются пропущенные нужные или зачеркнутые ненужные изображения.
В итоге количественной обработки психодиагностических данных определяются по приведенной выше формуле шесть показателей, один – для всего времени работы над методикой (2,5 мин), а остальные – для каждого 30-секундного интервала. Соответственно, переменная t в методике будет принимать значение 150 и 30.
По всем показателям S, полученным в процессе выполнения задания, строится график следующего вида (рис. 8), на основе анализа которого можно судить о динамике изменения во времени продуктивности и устойчивости внимания ребенка. При построении графика показатели продуктивности и устойчивости переводятся (каждый в отдельности) в баллы по десятибалльной системе следующим образом:
10 баллов – показатель S у ребенка выше, чем 1,25 балла.
8-9 баллов – показатель S находится в пределах от 1,00 до 1,25 балла.
6-7 баллов – показатель S находится в интервале от 0,75 до 1,00 балла
4-5 баллов – показатель S находится в границах от 0,50 до 0,75 балла.
2-3 балла – показатель S находится в пределах от 0,24 до 0,50 балла.
0-1 балл – показатель S находится в интервале от 0,00 до 0,2 балла.
Устойчивость внимания в свою очередь в баллах оценивается так:
10 баллов – все точки графика на рисунке 8 не выходят за пределы одной зоны, а сам график своей формой напоминает кривую 1.
8-9 баллов – все точки графика расположены в двух зонах наподобие кривой 2.
6-7 баллов – все точки графика располагаются в трех зонах, а сама кривая похожа на график 3.
4-5 баллов – все точки графика располагаются в четырех разных зонах, а его кривая чем-то напоминает график 4.
3 балла – все точки графика располагаются в пяти зонах, а его кривая похожа на график 5.
Рис. 8. Варианты графиков, показывающих динамику продуктивности и устойчивости внимания по методике «Найди и вычеркни».
На графике представлены различные зоны продуктивности и типичные кривые, которые могут быть получены в результате психодиагностики внимания ребёнка по данной методике. Интерпретируются эти кривые следующим образом:
1. Кривая, изображённая с.помощью линии типа -.-.-. Это график очень высокопродуктивного и устойчивого внимания.
2. Кривая, представленная линией типа – – – – – – Это график низкопродуктивного, но устойчивого внимания.
3. Кривая, изображаемая посредством линии типа – – – – – – . Представляет собой график среднепродуктивною и среднеустойчивого внимания.
4. Кривая, изображенная с помощью линии —- . Является графиком среднепродуктивного, но неустойчивого внимания.
5. Кривая, изображенная линией – – – – – – – . Представляет график среднепродуктивного и крайне неустойчивого внимания.
Выводы об уровне развития
10 баллов – продуктивность внимания очень высокая, устойчивость внимания очень высокая.
8-9 баллов – продуктивность внимания высокая, устойчивость внимания высокая.
4-7 баллов – продуктивность внимания средняя, устойчивость внимания средняя.
2-3 балла – продуктивность внимания низкая, устойчивость внимания низкая.
0-1 балл – продуктивность внимания очень низкая, устойчивость внимания очень низкая.
–
Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. – 4-е изд. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – Кн. 3: Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики. – 640 с. С. 73-80.
Источник
Мы поможем в написании ваших работ! Мы поможем в написании ваших работ! Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ? | ДЕТЕЙ 4-х ЛЕТ: Диагностика внимания начинается с анализа поведения ребенка, степени его организованности, выявления внешних и внутренних причин, нарушающих внимание. При анализе внутренних причин нарушения внимания следует опираться на знания сущности и механизмов процесса внимания, его свойства. Для объективного контроля за развитием внимания применяют специальные методики. Для сравнительного анализа уровня развития внимания смотрите таблицу данных:
Определение уровня развития данного психического процесса фиксируется в сводной таблице при помощи знаков: Выше среднего (+) – Ребенок безошибочно выполнил все задания, старательно и быстро справился с тестом. Средний уровень (V) – Ребенок допустил незначительные ошибки, после помощи взрослого исправил их. Ниже среднего (-) – Ребенок с трудом справлялся с заданиями, допускал многочисленные и «грубые» ошибки, отказывался принимать помощь взрослого. Низкий уровень (!) – Ребенок совершенно не справился с заданиями, отказывался их выполнять, ссылаясь на свое незнание и т.п. 1. КОПИРОВАНИЕ ТОЧЕК (модификация теста Керна-Йирасека) Цель: Методика направлена на исследование произвольного внимания с опорой на внешние знаковые средства. Источник: Энциклопедия воспитания и развития дошкольника/ под общей редакцией Л.Ю.Субботиной – Ярославль: Академия развития, Академия Холдинг, 2001, стр.108 Материал: Приготовить три карточки с образцами рисунка, изображенного точками. Задание: Поочередно предложите три карточки с образцами рисунка, изображенного точками. Рисунки-образцы дают в порядке усложнения. Результаты оценивают по следующим параметрам: количество правильно выполненных рисунков, степень отклонения от образца по количеству точек, совпадающих с рисунком, расстояний между ними, соблюдение пропорций вертикальных и горизонтальных линий. Примечание:Высокий уровень – все рисунки скопированы правильно, имеются небольшие отклонения в пропорциях, расстояниях между точками. Средний уровень – рисунки изображены правильно, но искажены расстояния между точками и пропорции более чем в два раза, несовпадение с рисунком количества точек. Низкий уровень – часть рисунков искажены, значительно нарушены не только пропорции, расстояния и количество точек, но и направления линий. РИСУНКИ-ОБРАЗЦЫ: 2. ГРАФИЧЕСКИЙ ДИКТАНТ (В.В.Давыдов) Цель: Методика направлена на исследование произвольного внимания с опорой на инструкцию взрослого, которая указывает на формирование внутренних знаковых средств. Источник: Энциклопедия воспитания и развития дошкольника/ под общей редакцией Л.Ю.Субботиной – Ярославль: Академия развития, Академия Холдинг, 2001, стр.109 Материал: Приготовить бланк с образцами рисунков. Задание: Ребенку предлагают тетрадный лист в клетку и ставят вначале строки точку, куда просят поставить карандаш, затем говорят: «Сейчас я буду подсказывать, куда надо вести карандаш по линии клеточки – вверх или вниз, вправо или влево. Слушай внимательно: одну клеточку вверх, теперь вправо, теперь вниз и снова вправо, вверх – вправо, вниз – вправо – продолжи рисунок по образцу (обведи образец)». Примечание:Высокий уровень – наличие одной, двух ошибок. Средний уровень – наличие трех и более ошибок, контур рисунка сохраняется. Низкий уровень – большое количество ошибок, контур рисунка нарушен. РИСУНКИ-ОБРАЗЦЫ: -1- -2- -3- ЧТО ИЗМЕНИЛОСЬ? Цель: Методика направлена на диагностику развития непроизвольного внимания. Источник: Энциклопедия воспитания и развития дошкольника/ под общей редакцией Л.Ю.Субботиной – Ярославль: Академия развития, Академия Холдинг, 2001, стр.113 Материал: Подобрать две пары похожих картинок, в сюжете которых есть несколько отличий (см. приложение) Задание: Закройте листом бумаги рисунок, расположенный справа, покажите левый рисунок, закройте его, а правый рисунок откройте. Спросите, что изменилось на рисунке. После ответа откройте оба рисунка и попросите обнаружить различия. Так повторите с каждой парой рисунков. Если ребенок затрудняется ответить, то задание можно упростить тем, что оба рисунка одновременно предъявляются ребенку для сравнения. 4. ТЕСТ-ИГРА «ПОДБЕРИ КАРТИНКУ»: Цель: Методика направлена на диагностику произвольного внимания. Источник: 1) Энциклопедия воспитания и развития дошкольника/ под общей редакцией Л.Ю.Субботиной – Ярославль: Академия развития, Академия Холдинг, 2001, стр.119 2) Емельянова О. Развитие внимания: учись играя. М.: «Ритмикс-дизайн», 2001. Материал: Пазлы, которые состоят из центральной и четырех дополнительных частей. Дополнительные части необходимо прикрепить к основной таким образом, чтобы получилась целостная картина. Задание: Психолог предлагает ребенку собрать пазлы таким образом, чтобы из отдельных его частей сложилась и получилась общая картина. Важно отметить то, как ребенок подбирает части к центральному полю, и на какие детали рисунков он обращает внимание, собирая пазлы. 5. МЕТОДИКА В.М.КОГАНА: Цель: Методика используется для выявления параметров внимания: удержания внимания, возможности распределения внимания по одному, двум или трем признакам одновременно, переключения внимания. Источник: Семаго Н.Я., Семаго М.М. Руководство по психологической диагностике: дошкольный и младший школьный возраст. Методическое пособие. – М.: Изд-во АПКиПРО РФ, 2000, стр.82 Материал: Набор карточек с разноцветными плоскими изображениями геометрических фигур ( 5 цветов, 4 фигуры), таблица с расчерченными клетками, где слева по вертикали указаны цвета, а по горизонтали – фигуры. Задание: Перемешать карточки с цветными фигурами. 1 этап: Разложи все карточки подряд в кучки по цвету. 2 этап: Разложи все карточки в кучки по форме. 3 этап: Помести карточки в таблицу. «Посмотри – это как домик. В нем 5 этажей. На первом этаже живут фигурки черного цвета, на втором – зеленого; на третьем – желтые и т.д. А это подъезды. В этом подъезде живут все кружочки, в этом – треугольники и т.п. У каждой фигурки есть свой домик – клеточка. Теперь давай найдем, где будет жить красный треугольник… Разложи все фигурки по таблице так, чтобы каждая жила в своем домике». МЕТОДИКА ПЬЕРОНА-РУЗЕРА Цель: Методика направлена на исследование устойчивости внимания, возможностей его переключения. Источник: Методические рекомендации по использованию диагностического комплекта «Исследование особенностей развития познавательной сферы детей дошкольного и младшего школьного возрастов»./Авт.-сост. Семаго Н.Я., Семаго М.М. – М.: АРКТИ, 2001, стр.7 Материал: Бланк с фигурами, карандаш. Задание: Перед ребенком кладется бланк, и психолог, заполняя пустые фигурки образца, говорит: «Смотри, вот в этом кружочке я поставлю точку, ромбик я зачеркну, а домик пропущу. ДИАГНОСТИКА ПАМЯТИ: Что такое память. Память – это основа психической жизни, основа нашего сознания. Человек получает информацию благодаря разным органам чувств: зрению, слуху, обонянию, осязанию и вкусу. Соответственно этому выделяют: зрительную, слуховую, обонятельную, осязательную и вкусовую память. Кроме того, в зависимости от характера запоминаемого материала, существуют: память на слова (словесная или вербальная); на образы (образная); на движения (двигательная); на эмоции, чувства, переживания (эмоциональная), память на расположение предметов в пространстве, на временные отрезки, на числа, фамилии, лица и мн.др. Основу памяти составляет генетически обусловленная способность запечатлевать информацию (природная пластичность нервно-мозговой ткани – мнема»)- природная память. Если человек заучивает материал, многократно его повторяя, зазубривает информацию или, наоборот, быстро запечатлевает, как бы фотографирует, то такое запоминание называется механическим, или непосредственным, т.е. запоминанием без дополнительных средств. А когда человек старается запомнить, ищет для этого какие-то способы или приемы, анализирует, осмысливает, каким-либо образом организует материал, то речь идет о принципиально другом, качественно более высоком запоминании – о логическом или опосредствованном, т.е. запоминании с помощью каких-либо средств. В этом случае речь идет о культурной памяти. Культурная память – это всегда произвольная память. |
Источник
– . – . . .
. ,
, , , , .
https://www.allbest.ru/
https://www.allbest.ru/
1. –
1.1
1.2
2. –
2.1
2.2
2.3 –
-.
, . , (.. .); – , , (.. , .. , .. .).
, , . , , . , , (.. .). (.. ), (.. ), – (.. ), (.. ).
. , , . , . , , .
. .. , .. , .. , .. . , , .
– , . – . , – . , , . .
.
– .
– .
– .
– , – .
:
1. – .
2. .
3. – .
4. , .
5. .
:
: , , , ;
: – , , .
1. –
1.1
-, , , . , , , .. . , . .
, .. , , . , , , . . 4-5- , , .
. 6-8 , – , 12 20. . , , , , . , , – [14, . 103-104].
. . , . . ; .
. , 30-50 , – . , , . ; , . , ; , , .
, , , , , . . , . , .
, , , — . . , ( , … , . ? ! ..). , , .
, , . . – , (, ), , (, ). . . , . , ( , , — ). , , . .
. , , , , , 10-12 , . , .
, . , . , , . , , [12, . 216-218].
, , , . — . , . , , .. . . 6-7 .
, , , , .
, , .. , 3-6 . , . , , . 3,5-4 , . 4-5 – — , . 5-6,5 . , , .
, , . , , , , — . : , , . . , . , . , , , , , . , , .
— — . , . , , , . ? . , , , ( , — !), — . , .
, , . , .
, , , .
, , .
, , , , ? , . .. : . . , 5,5-6,5 ( 4 ) , ( 5 ) 2,5-3,5 . 6 . .. , , . . , , 1,5-2 , .
, , 6 , . , ( ), , .
, 10-15 .
— , , , . 6 ( 4-5 ), , , .
, , , . 3-4 , , . , . , , , , . , . , , .
, . , – , . . , , (, ), , , , . . . , . , , . , , ( , , ..), , . (, , ) . ( , , , ) . , , , . , .
, , [5, . 168-172].
, , .
1.2
, , , .
. . – . – , , . . , – .
6-7- , , . , , . , , , , , .. .
, , , . , : , , , . , , , .
, , , , , , , , , .
. 6-7 , , :
1. 6-7- 25-30 , , : , , , , . . , , , .
2. , – . 5-7 , . , , , , , , , — .
3. . 3-4 , 2 , 2-3 , . – .
4. – , .
, , . . , , , : , ? ?.. … , . . , , , , ..
, , .
5. , . , , , — , , , . . , , — , , , — . , , , . . — .
. , . , . , , ( ), ( ) , ( ). , , , , , , . — , . ( ) , 6-7 , , . .
, . .
.
– , .
, – , , , .
2. –
2.1
90 . ( ). . 10 (6 4 ). 5,5 6 .
.
: 1. ;
2. .
6-7 .
, , : , , , , , , . , .. . , , , . , , , , . , , , .
, , .
15 , , , , , .. , .. .
(.. ).
. . 1 . 1., , . , , , , , .., , , , .
, , :
S = 0,5 x N- 2,8n : 120
S — ;
N — , ;
n – , . , .. , .
10 — S 1,00.
8-9 — S 0,75 1,00.
6-7 — S 0,50 0,75.
4-5 — S 0,25 0,50.
0-3 — S 0,00 0,25.
10 —
8-9 — .
6-7 — .
4-5 — .
0-3 — .
90. 10 . , , 1.
1. .
, | N | n | S | ||
. | 100 | 2 | 0,90 | 9 . | . |
. | 100 | 4 | 0,80 | 8 . | . |
. | 95 | 5 | 0,70 | 7 | . |
. | 60 | 6 | 0,60 | 6 . | . |
. | 50 | 8 | 0,50 | 5 . | . |
. | 50 | 7 | 0,50 | – 5 | . |
. | 85 | 8 | 0,50 | 5 | . |
. | 95 | 4 | 0,70 | 7 . | . |
. | 95 | 3 | 0,80 | 8 . | . |
. | 100 | 2 | 0,90 | 9 | . |
, , :
: ., ., .
.. , . ( 1, 1) 8 , , , — ( ).
:
. , , , .
, 1-2 , (. 3 . 1) 15 . , , , . .
, ( , ). : 10 — 6 . 8–9 — 4 5 . 6–7 — 3 4 . 4–5 — 2 3 . 0–3 — .
10 — .
8-9 — .
6-7 — .
4-5 — .
2. .
, | |||
. | 4 | 8 . | . |
. | 5 | 9 . | . |
. | 4 | 8 | . |
. | 3 | 6 . | . |
. | 2 | 5 . | . |
. | 2 | 5 | . |
. | 2 | 5 | . |
. | 3 | 7 . | . |
. | 4 | 8 . | . |
. | 5 | 9 | . |
, , :
: ., ., .
3.
3.
, | 1 | 2 | |
. | . | . | . |
. | . | . | . |
. | . | . | |
. | . | . | . |
. | . | . | . |
. | . | . | . |
. | . | . | . |
. | . | . | . |
. | . | . | . |
. | . | . | . |
3, , 10 – 4 , – 1 , 2 , 3 – .
, , . , ., . ., .
2.2
:
1. , – ;
2. – , .
, .
3 , 5 24 2010 . .
– , 15 . – – 20-25 .
:
1. .
2. .
3. .
. , 4 , .
– , , , . , , , , . , . : , , . .. :
() ,
, ,
, .
– : , , , , , .. , , . . : .
– , . , . .
, , , . , , , , .
– . , , , .
– , . , ( ?, . , , .
– , – .
90 , , . . , .
. , , .
–
1 | |
, . | |
, . | |
, . | |
, . | |
2 | |
, . | |
, . | |
, . | |
. – . | , , |
3 | |
, , ; . | |
, . | |
, . | |
, . | |
2.3 –
, .
. : 1. ; 2. – .
, , .
4. .
, | N | n | S | ||
. | 100 | 2 | 0,90 | 9 | |
. | 100 | 5 | 0,75 | 7,5 . | . |
. | 70 | 5 | 0,70 | 7 . | . |
. | 95 | 5 | 0,70 | 7 | |
. | 95 | 5 | 0,70 | 7 | |
. | 95 | 4 | 0,70 | 7 . | . |
, , , , . , ,
, , . , . , .
, , – , , , .
.
: 1- ., 2- ., 3- ., 4- ., 5- ., 6- . – , 2 – .
. . , .
, , . , :
1. .
2. :
30% .
30%
40% .
2.
5.
, | |||
. | 5 | 9 . | . |
. | 4 | 8 . | . |
. | 3 | 6 | . |
. | 3 | 7 . | . |
. | 3 | 7 . | . |
. | 3 | 7 | . |
, , .
, ,
, , . , . , .
, , – , , , .
.
: 1- .,2- ., 3- ., 4- ., 5- ., 6- . – , 2 – .
. . , .
, , (, ) , , , , , , – , .
, .. , , . , , , . . 4-5- , , .
.
. . , . . ; .
. , 30-50 , – . , , . ; , . , ; , , .
, , , , , . . , . , . , , .
. – . – , , . . , – .
…
. . . .
[393,7 K], 04.03.2011
. . . . . . 3 6 .
[2,6 M], 29.05.2008
, . – : .
[39,4 K], 24.02.2012
, . . . .
[390,5 K], 28.09.2012
. , . , . . .
[496,5 K], 03.03.2013
- ?
, , ..
PPT, PPTX PDF- .
.
Источник