Диагностика развития внимания ребенка дошкольного возраста

Диагностика развития внимания ребенка дошкольного возраста thumbnail

Диагностика внимания дошкольниковНабор методик предназначается для изучения внимания детей с оценкой таких качеств внимания, как продук­тивность, устойчивость, переключаемость и объем.

Каждая из этих характеристик может рассматриваться отдельно и вместе с тем, как частная оценка внимания в целом. Для диагностики пе­речисленных характеристик внимания предлагаются различные методические приемы. В заключение обследования ребенка по всем четырем представленным здесь методикам, относящимся к вниманию (методика 5, 6, 7 и 8), можно вывести общую, интег­ральную оценку уровня развития внимания дошкольника. Все частные оценки внимания, как в предыдущем случае, вносятся в Индивидуальную карту психологического развития ребенка.

Задание, содержащееся в этой методике, предназначено для определения продуктивности и устойчивости внимания. Ребен­ку показывают рис. 61. На нем в случайном порядке даны изоб­ражения простых фигур: грибок, домик, ведерко, мяч, цветок, флажок. Ребенок перед началом исследования получает инст­рукцию следующего содержания:

—————

1 Этот рисунок рекомендуется использовать при изучении внимания трёх­четырёхлетних детей, а следующий далее рис. 7 – для диагностики внимания детей четырёх-пятилетнего возраста. При диагностике внимания детей стар­ше шести лет рекомендуется пользоваться матрицей с кольцами Ландольта, представленной на рис. 47.

Рис. 6. Матрица с фигурками к заданию «Найди и вычеркни» для детей от трёх до четырёх лет.

Рис. 7. Матрица с фигурками к заданию «Найди и вычеркни» для детей в возрасте от четырёх до пяти лет.

«Сейчас мы с тобой поиграем в такую игру: я покажу тебе картинку, на которой нарисовано много разных, знакомых тебе предметов. Когда я скажу слово “начинай”, ты по строчкам этого рисунка начнешь искать и зачеркивать те предметы, которые я назову. Искать и зачеркивать названные предметы необходимо до тех пор, пока я не скажу слово “стоп”. В это время ты должен остановиться и показать мне то изображение предмета, которое ты увидел последним. После этого я отмечу на твоем рисунке место, где ты остановился, и снова скажу слово “начинай”. Пос­ле этого ты продолжишь делать то же самое, т.е. искать и вычер­кивать из рисунка заданные предметы. Так будет несколько раз, пока я не скажу слово “конец”. На этом выполнение задания за­вершится».

В этой методике ребенок работает 2,5 мин, в течение кото­рых пять раз подряд (через каждые 30 сек) ему говорят слова «стоп» и «начинай».

Экспериментатор в этой методике дает ребенку задание ис­кать и разными способами зачеркивать какие-либо два разных предмета, например звездочку перечеркивать вертикальной ли­нией, а домик – горизонтальной. Экспериментатор сам отмеча­ет на рисунке ребенка те места, где даются соответствующие ко­манды.

Обработка и оценка результатов

При обработке и оценке результатов определяется количест­во предметов на рисунке, просмотренных ребенком в течение 2,5 мин, т.е. за все время выполнения задания, а также отдельно за каждый 30-секундный интервал. Полученные данные вносятся в формулу, по которой определяется общий показатель уровня развитости у ребенка одновременно двух свойств внимания: про­дуктивности и устойчивости:

S = (0,5N – 2,8n) / t

где S – показатель продуктивности и устойчивости внимания обследованного ребенка;

N – количество изображений предметов на рис. 6 (7), про­смотренных ребенком за время работы;

t – время работы;

п – количество ошибок, допущенных за время работы. Ошиб­ками считаются пропущенные нужные или зачеркнутые ненуж­ные изображения.

В итоге количественной обработки психодиагностических данных определяются по приведенной выше формуле шесть по­казателей, один – для всего времени работы над методикой (2,5 мин), а остальные – для каждого 30-секундного интервала. Со­ответственно, переменная t в методике будет принимать значе­ние 150 и 30.

По всем показателям S, полученным в процессе выполнения задания, строится график следующего вида (рис. 8), на основе анализа которого можно судить о динамике изменения во вре­мени продуктивности и устойчивости внимания ребенка. При построении графика показатели продуктивности и устойчиво­сти переводятся (каждый в отдельности) в баллы по десятибал­льной системе следующим образом:

10 баллов – показатель S у ребенка выше, чем 1,25 балла.

8-9 баллов – показатель S находится в пределах от 1,00 до 1,25 балла.

6-7 баллов – показатель S находится в интервале от 0,75 до 1,00 балла

4-5 баллов – показатель S находится в границах от 0,50 до 0,75 балла.

Читайте также:  Раннее выявление нарушений в развитии ребенка

2-3 балла – показатель S находится в пределах от 0,24 до 0,50 балла.

0-1 балл – показатель S находится в интервале от 0,00 до 0,2 балла.

Устойчивость внимания в свою очередь в баллах оценивает­ся так:

10 баллов – все точки графика на рисунке 8 не выходят за пре­делы одной зоны, а сам график своей формой на­поминает кривую 1.

8-9 баллов – все точки графика расположены в двух зонах на­подобие кривой 2.

6-7 баллов – все точки графика располагаются в трех зонах, а сама кривая похожа на график 3.

4-5 баллов – все точки графика располагаются в четырех разных зонах, а его кривая чем-то напоминает график 4.

3 балла – все точки графика располагаются в пяти зонах, а его кривая похожа на график 5.

Рис. 8. Варианты графиков, показывающих динамику продуктивности и устойчивости внимания по методике «Найди и вычеркни».

На графике представлены различные зоны продуктивности и типичные кри­вые, которые могут быть получены в результате психодиагностики внимания ребёнка по данной методике. Интерпретируются эти кривые следующим образом:

1. Кривая, изображённая с.помощью линии типа -.-.-. Это график очень высокопродуктивного и устойчивого внимания.

2. Кривая, представленная линией типа – – – – – – Это график низкопродук­тивного, но устойчивого внимания.

3. Кривая, изображаемая посредством линии типа – – – – – – . Представ­ляет собой график среднепродуктивною и среднеустойчивого внимания.

4. Кривая, изображенная с помощью линии —- . Является графиком среднепродуктивного, но неустойчивого внимания.

5. Кривая, изображенная линией – – – – – – – . Представляет график среднепродуктивного и крайне неустойчивого внимания.

Выводы об уровне развития

10 баллов – продуктивность внимания очень высокая, устой­чивость внимания очень высокая.

8-9 баллов – продуктивность внимания высокая, устойчивость внимания высокая.

4-7 баллов – продуктивность внимания средняя, устойчивость внимания средняя.

2-3 балла – продуктивность внимания низкая, устойчивость внимания низкая.

0-1 балл – продуктивность внимания очень низкая, устойчи­вость внимания очень низкая.

Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. – 4-е изд. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – Кн. 3: Психодиагностика. Введение в научное пси­хологическое исследование с элементами математической ста­тистики. – 640 с. С. 73-80.

Источник

Мы поможем в написании ваших работ!

Мы поможем в написании ваших работ!

Мы поможем в написании ваших работ!

ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

ДЕТЕЙ 4-х ЛЕТ:

Диагностика внимания начинается с анализа поведения ребенка, степени его организованности, выявления внешних и внутренних причин, нарушающих внимание. При анализе внутренних причин нарушения внимания следует опираться на знания сущности и механизмов процесса внимания, его свойства. Для объективного контроля за развитием внимания применяют специальные методики.

Для сравнительного анализа уровня развития внимания смотрите таблицу данных:

ВозрастУстойчивость внимания (в секундах)Концентрация внимания по количеству отвлечений
2 года21,1 сек.
3 года27,0 сек.3,7
4 года50,3 сек.2,0
5 лет83,3 сек.1,6
6 лет96,0 сек.1,1

Определение уровня развития данного психического процесса фиксируется в сводной таблице при помощи знаков:

Выше среднего (+) – Ребенок безошибочно выполнил все задания, старательно и быстро справился с тестом.

Средний уровень (V) – Ребенок допустил незначительные ошибки, после помощи взрослого исправил их.

Ниже среднего (-) – Ребенок с трудом справлялся с заданиями, допускал многочисленные и «грубые» ошибки, отказывался принимать помощь взрослого.

Низкий уровень (!) – Ребенок совершенно не справился с заданиями, отказывался их выполнять, ссылаясь на свое незнание и т.п.

1. КОПИРОВАНИЕ ТОЧЕК (модификация теста Керна-Йирасека)

Цель: Методика направлена на исследование произвольного внимания с опорой на внешние знаковые средства.

Источник: Энциклопедия воспитания и развития дошкольника/ под общей редакцией Л.Ю.Субботиной – Ярославль: Академия развития, Академия Холдинг, 2001, стр.108

Материал: Приготовить три карточки с образцами рисунка, изображенного точками.

Задание: Поочередно предложите три карточки с образцами рисунка, изображенного точками. Рисунки-образцы дают в порядке усложнения. Результаты оценивают по следующим параметрам: количество правильно выполненных рисунков, степень отклонения от образца по количеству точек, совпадающих с рисунком, расстояний между ними, соблюдение пропорций вертикальных и горизонтальных линий.

Примечание:Высокий уровень – все рисунки скопированы правильно, имеются небольшие отклонения в пропорциях, расстояниях между точками.

Средний уровень – рисунки изображены правильно, но искажены расстояния между точками и пропорции более чем в два раза, несовпадение с рисунком количества точек.

Низкий уровень – часть рисунков искажены, значительно нарушены не только пропорции, расстояния и количество точек, но и направления линий.

РИСУНКИ-ОБРАЗЦЫ:

2. ГРАФИЧЕСКИЙ ДИКТАНТ (В.В.Давыдов)

Цель: Методика направлена на исследование произвольного внимания с опорой на инструкцию взрослого, которая указывает на формирование внутренних знаковых средств.

Источник: Энциклопедия воспитания и развития дошкольника/ под общей редакцией Л.Ю.Субботиной – Ярославль: Академия развития, Академия Холдинг, 2001, стр.109

Материал: Приготовить бланк с образцами рисунков.

Задание: Ребенку предлагают тетрадный лист в клетку и ставят вначале строки точку, куда просят поставить карандаш, затем говорят: «Сейчас я буду подсказывать, куда надо вести карандаш по линии клеточки – вверх или вниз, вправо или влево. Слушай внимательно: одну клеточку вверх, теперь вправо, теперь вниз и снова вправо, вверх – вправо, вниз – вправо – продолжи рисунок по образцу (обведи образец)».

Примечание:Высокий уровень – наличие одной, двух ошибок.

Средний уровень – наличие трех и более ошибок, контур рисунка сохраняется.

Низкий уровень – большое количество ошибок, контур рисунка нарушен.

РИСУНКИ-ОБРАЗЦЫ:

-1-

-2-

-3-

ЧТО ИЗМЕНИЛОСЬ?

Цель: Методика направлена на диагностику развития непроизвольного внимания.

Источник: Энциклопедия воспитания и развития дошкольника/ под общей редакцией Л.Ю.Субботиной – Ярославль: Академия развития, Академия Холдинг, 2001, стр.113

Материал: Подобрать две пары похожих картинок, в сюжете которых есть несколько отличий (см. приложение)

Задание: Закройте листом бумаги рисунок, расположенный справа, покажите левый рисунок, закройте его, а правый рисунок откройте. Спросите, что изменилось на рисунке. После ответа откройте оба рисунка и попросите обнаружить различия. Так повторите с каждой парой рисунков. Если ребенок затрудняется ответить, то задание можно упростить тем, что оба рисунка одновременно предъявляются ребенку для сравнения.

4. ТЕСТ-ИГРА «ПОДБЕРИ КАРТИНКУ»:

Цель: Методика направлена на диагностику произвольного внимания.

Источник: 1) Энциклопедия воспитания и развития дошкольника/ под общей редакцией Л.Ю.Субботиной – Ярославль: Академия развития, Академия Холдинг, 2001, стр.119

2) Емельянова О. Развитие внимания: учись играя. М.: «Ритмикс-дизайн», 2001.

Материал: Пазлы, которые состоят из центральной и четырех дополнительных частей. Дополнительные части необходимо прикрепить к основной таким образом, чтобы получилась целостная картина.

Задание: Психолог предлагает ребенку собрать пазлы таким образом, чтобы из отдельных его частей сложилась и получилась общая картина. Важно отметить то, как ребенок подбирает части к центральному полю, и на какие детали рисунков он обращает внимание, собирая пазлы.

5. МЕТОДИКА В.М.КОГАНА:

Цель: Методика используется для выявления параметров внимания: удержания внимания, возможности распределения внимания по одному, двум или трем признакам одновременно, переключения внимания.

Источник: Семаго Н.Я., Семаго М.М. Руководство по психологической диагностике: дошкольный и младший школьный возраст. Методическое пособие. – М.: Изд-во АПКиПРО РФ, 2000, стр.82

Материал: Набор карточек с разноцветными плоскими изображениями геометрических фигур ( 5 цветов, 4 фигуры), таблица с расчерченными клетками, где слева по вертикали указаны цвета, а по горизонтали – фигуры.

Задание: Перемешать карточки с цветными фигурами.

1 этап: Разложи все карточки подряд в кучки по цвету.

2 этап: Разложи все карточки в кучки по форме.

3 этап: Помести карточки в таблицу. «Посмотри – это как домик. В нем 5 этажей. На первом этаже живут фигурки черного цвета, на втором – зеленого; на третьем – желтые и т.д. А это подъезды. В этом подъезде живут все кружочки, в этом – треугольники и т.п. У каждой фигурки есть свой домик – клеточка. Теперь давай найдем, где будет жить красный треугольник… Разложи все фигурки по таблице так, чтобы каждая жила в своем домике».

МЕТОДИКА ПЬЕРОНА-РУЗЕРА

Цель: Методика направлена на исследование устойчивости внимания, возможностей его переключения.

Источник: Методические рекомендации по использованию диагностического комплекта «Исследование особенностей развития познавательной сферы детей дошкольного и младшего школьного возрастов»./Авт.-сост. Семаго Н.Я., Семаго М.М. – М.: АРКТИ, 2001, стр.7

Материал: Бланк с фигурами, карандаш.

Задание: Перед ребенком кладется бланк, и психолог, заполняя пустые фигурки образца, говорит: «Смотри, вот в этом кружочке я поставлю точку, ромбик я зачеркну, а домик пропущу.

ДИАГНОСТИКА ПАМЯТИ:

Что такое память.

Память – это основа психической жизни, основа нашего сознания. Человек получает информацию благодаря разным органам чувств: зрению, слуху, обонянию, осязанию и вкусу. Соответственно этому выделяют: зрительную, слуховую, обонятельную, осязательную и вкусовую память. Кроме того, в зависимости от характера запоминаемого материала, существуют: память на слова (словесная или вербальная); на образы (образная); на движения (двигательная); на эмоции, чувства, переживания (эмоциональная), память на расположение предметов в пространстве, на временные отрезки, на числа, фамилии, лица и мн.др. Основу памяти составляет генетически обусловленная способность запечатлевать информацию (природная пластичность нервно-мозговой ткани – мнема»)- природная память.

Если человек заучивает материал, многократно его повторяя, зазубривает информацию или, наоборот, быстро запечатлевает, как бы фотографирует, то такое запоминание называется механическим, или непосредственным, т.е. запоминанием без дополнительных средств. А когда человек старается запомнить, ищет для этого какие-то способы или приемы, анализирует, осмысливает, каким-либо образом организует материал, то речь идет о принципиально другом, качественно более высоком запоминании – о логическом или опосредствованном, т.е. запоминании с помощью каких-либо средств. В этом случае речь идет о культурной памяти. Культурная память – это всегда произвольная память.

Читайте также:  Роль игры для развития ребенка

Источник

– . – . . .

. ,

, , , , .

https://www.allbest.ru/

https://www.allbest.ru/

1. –

1.1

1.2

2. –

2.1

2.2

2.3 –

-.

, . , (.. .); – , , (.. , .. , .. .).

, , . , , . , , (.. .). (.. ), (.. ), – (.. ), (.. ).

. , , . , . , , .

. .. , .. , .. , .. . , , .

– , . – . , – . , , . .

.

– .

– .

– .

– , – .

:

1. – .

2. .

3. – .

4. , .

5. .

:

: , , , ;

: – , , .

1. –

1.1

-, , , . , , , .. . , . .

, .. , , . , , , . . 4-5- , , .

. 6-8 , – , 12 20. . , , , , . , , – [14, . 103-104].

. . , . . ; .

. , 30-50 , – . , , . ; , . , ; , , .

, , , , , . . , . , .

, , , — . . , ( , … , . ? ! ..). , , .

, , . . – , (, ), , (, ). . . , . , ( , , — ). , , . .

. , , , , , 10-12 , . , .

, . , . , , . , , [12, . 216-218].

, , , . — . , . , , .. . . 6-7 .

, , , , .

, , .. , 3-6 . , . , , . 3,5-4 , . 4-5 – — , . 5-6,5 . , , .

, , . , , , , — . : , , . . , . , . , , , , , . , , .

— — . , . , , , . ? . , , , ( , — !), — . , .

, , . , .

, , , .

, , .

, , , , ? , . .. : . . , 5,5-6,5 ( 4 ) , ( 5 ) 2,5-3,5 . 6 . .. , , . . , , 1,5-2 , .

, , 6 , . , ( ), , .

, 10-15 .

— , , , . 6 ( 4-5 ), , , .

, , , . 3-4 , , . , . , , , , . , . , , .

, . , – , . . , , (, ), , , , . . . , . , , . , , ( , , ..), , . (, , ) . ( , , , ) . , , , . , .

, , [5, . 168-172].

, , .

1.2

, , , .

. . – . – , , . . , – .

6-7- , , . , , . , , , , , .. .

, , , . , : , , , . , , , .

, , , , , , , , , .

. 6-7 , , :

1. 6-7- 25-30 , , : , , , , . . , , , .

2. , – . 5-7 , . , , , , , , , — .

3. . 3-4 , 2 , 2-3 , . – .

4. – , .

, , . . , , , : , ? ?.. … , . . , , , , ..

, , .

5. , . , , , — , , , . . , , — , , , — . , , , . . — .

. , . , . , , ( ), ( ) , ( ). , , , , , , . — , . ( ) , 6-7 , , . .

, . .

.

– , .

, – , , , .

2. –

2.1

90 . ( ). . 10 (6 4 ). 5,5 6 .

.

: 1. ;

2. .

6-7 .

, , : , , , , , , . , .. . , , , . , , , , . , , , .

, , .

15 , , , , , .. , .. .

(.. ).

. . 1 . 1., , . , , , , , .., , , , .

, , :

S = 0,5 x N- 2,8n : 120

S — ;

N — , ;

n – , . , .. , .

10 — S 1,00.

8-9 — S 0,75 1,00.

6-7 — S 0,50 0,75.

4-5 — S 0,25 0,50.

0-3 — S 0,00 0,25.

10 —

8-9 — .

6-7 — .

4-5 — .

0-3 — .

90. 10 . , , 1.

1. .

,

N

n

S

.

100

2

0,90

9 .

.

.

100

4

0,80

8 .

.

.

95

5

0,70

7

.

.

60

6

0,60

6 .

.

.

50

8

0,50

5 .

.

.

50

7

0,50

– 5

.

.

85

8

0,50

5

.

.

95

4

0,70

7 .

.

.

95

3

0,80

8 .

.

.

100

2

0,90

9

.

, , :

: ., ., .

.. , . ( 1, 1) 8 , , , — ( ).

:

. , , , .

, 1-2 , (. 3 . 1) 15 . , , , . .

, ( , ). : 10 — 6 . 8–9 — 4 5 . 6–7 — 3 4 . 4–5 — 2 3 . 0–3 — .

Читайте также:  Развитие речи и фантазии у ребенка

10 — .

8-9 — .

6-7 — .

4-5 — .

2. .

,

.

4

8 .

.

.

5

9 .

.

.

4

8

.

.

3

6 .

.

.

2

5 .

.

.

2

5

.

.

2

5

.

.

3

7 .

.

.

4

8 .

.

.

5

9

.

, , :

: ., ., .

3.

3.

,

1

2

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

3, , 10 – 4 , – 1 , 2 , 3 – .

, , . , ., . ., .

2.2

:

1. , – ;

2. – , .

, .

3 , 5 24 2010 . .

– , 15 . – – 20-25 .

:

1. .

2. .

3. .

. , 4 , .

– , , , . , , , , . , . : , , . .. :

() ,

, ,

, .

– : , , , , , .. , , . . : .

– , . , . .

, , , . , , , , .

– . , , , .

– , . , ( ?, . , , .

– , – .

90 , , . . , .

. , , .

1

, .

, .

, .

, .

2

, .

, .

, .

. – .

, ,

3

, , ; .

, .

, .

, .

2.3 –

, .

. : 1. ; 2. – .

, , .

4. .

,

N

n

S

.

100

2

0,90

9

.

100

5

0,75

7,5 .

.

.

70

5

0,70

7 .

.

.

95

5

0,70

7

.

95

5

0,70

7

.

95

4

0,70

7 .

.

, , , , . , ,

, , . , . , .

, , – , , , .

.

: 1- ., 2- ., 3- ., 4- ., 5- ., 6- . – , 2 – .

. . , .

, , . , :

1. .

2. :

30% .

30%

40% .

2.

5.

,

.

5

9 .

.

.

4

8 .

.

.

3

6

.

.

3

7 .

.

.

3

7 .

.

.

3

7

.

, , .

, ,

, , . , . , .

, , – , , , .

.

: 1- .,2- ., 3- ., 4- ., 5- ., 6- . – , 2 – .

. . , .

, , (, ) , , , , , , – , .

, .. , , . , , , . . 4-5- , , .

.

. . , . . ; .

. , 30-50 , – . , , . ; , . , ; , , .

, , , , , . . , . , . , , .

. – . – , , . . , – .

  • . . . .

    [393,7 K], 04.03.2011

  • . . . . . . 3 6 .

    [2,6 M], 29.05.2008

  • , . – : .

    [39,4 K], 24.02.2012

  • , . . . .

    [390,5 K], 28.09.2012

  • . , . , . . .

    [496,5 K], 03.03.2013

  • ?

, , ..

PPT, PPTX PDF- .

.

Источник