Диагностика развития слепого ребенка

Диагностика слепого младшего школьника
Восприятие
Методика «ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ РИТМОВ ПО СЛУХОВОМУ ОБРАЗЦУ»
Цель: диагностика слухового восприятия
Инструкция: «Сейчас мы с тобой будем ударять по столу и воспроизводить разные ритмы. Я буду стучать первая, а ты повторяй за мной тот ритм, который я тебе отиграю.»
Серия А. Воспроизведение ритмов по слуховому образцу
1) II II II;
2) III III III;
3) III III III (быстро);
4) IIIIII (быстро);
5) III **;
6) * III *.
Серия Б. Воспроизведение ритмов по словесной инструкции 1) «Ударяй по два раза», 2) «Ударяй по три раза», 3) «Ударяй по 3 раза быстро», 4) «Ударяй 5 раз быстро», 5) «Ударяй три раза слабо и два раза сильно», 6) «Ударяй один раз сильно, три раза слабо и сильно один раз».
Серия В. Ударяйте в том же порядке, как в сериях А и Б, но каждый раз помогайте себе речью, диктуя: «раз — два!» или «раз — два — три!» и т. д.
Оценка результатов:
Полное правильное повторение всех ритмов серий говорит о хорошо развитом слуховом восприятии ребенка.
В случае, если ребенок сначала затрудняется выполнять задания новой серии, но позже воспроизводит верно, можно сказать об патологической инертности.
Больные с поражением височных отделов мозга, как правило, испытывают заметные затруднения в воспроизведении ритмов по слуховому образцу (особенно в тех случаях, когда ритмы даются быстро и больные не успевают просчитывать их). Нередко они не выстукивают правильное число раз, сливают отдельные «пачки» в один аморфный ряд или же ударяют хаотично, не выделяя отдельные, четко повторяющиеся ритмические группы. Воспроизведение групп акцентированных ритмов представляет для них еще большую сложность; после безуспешных попыток найти нужную ритмическую структуру они часто отказываются от выполнения задачи.
Совершенно иной характер имеет нарушение выполнения ритмов при поражениях премоторной области. Характерное для этих поражений нарушение системы высших автоматизмов делает невозможным выполнение плавных кинетических мелодий. Каждый удар, входящий в ритмическую структуру, требует в этих случаях изолированного импульса, и автоматизации ритмических ударов не возникает. Выполнение двигательных ритмов у больных этой группы осложняется еще и тем, что при каждой попытке ускорить темп денервация ритмических ударов затрудняется, возникают лишние удары, ошибочность которых больной хорошо оценивает, но затормозить которые часто оказывается не в силах.
Своеобразные особенности представляет выполнение ритмов у больных с поражениями лобных отделов мозга. Одной из таких особенностей является тот факт, что в результате описанного выше нарушения регулирующей роли речи выполнение ритмов по словесной инструкции оказывается у них не лучше (как это бывает у больных с поражением височных отделов мозга), а значительно хуже, чем выполнение ритмов по наглядному слуховому образцу. Больные этой группы легко теряют обозначенный в инструкции ритм или удерживают его на протяжении очень короткого времени, легко поддаются влиянию инертности раз возникших импульсов и с очень большим трудом переключаются с одного, ранее выполнявшегося ритма, на другой, новый ритм.
Методика «ЧТО В МЕШОЧКЕ?»
Цель: диагностика осязательного восприятия
Инструкция: «В волшебном мешочке постоянно появляются новые предметы, но чтобы вытащить из оттуда тебе нужно понять, что это за предмет. Суй руку в мешочек, ощупывай предмет и называй что это».
Оценка результата:
В случае, если ребёнок верно распознает все предметы, то можно говорить о хорошо развитом осязательном восприятии.
Если ребенок не узнает какой-то предмет, то сначала нужно убедиться в том, что этот предмет знаком ребенку, что он встречал его и имел возможность запомнить тактильный образ предмета. Если предмет ребенку знаком, но он не может его узнать, то данную ситуацию можно с осторожностью интерпретировать как нарушения осязательного/тактильного восприятия.
Внимание
Методика «НЕЛЬЗЯ СКАЗАТЬ»
Цель: диагностика уровня развития внимания.
Инструкция: «Я буду задавать вопросы. Запрещается говорить: «да» и «нет» и называть числа.
Вопросы:
Ты любить лето?
Тебе нравится, как пахнут цветы?
Когда у тебя день рождения?
Малина это овощ?
Снег выпадает зимой?
Когда дети идут в школу?
Ты любишь слушать музыку?
В школе есть перемены?
Нужно мыть руки перед едой?
Как часто ты ешь в течении дня?
Если ребенок внимателен, он при выполнении данного задания может набрать 10 баллов. Каждое нарушение запрета — вычитание 1 балла. Отвечать на вопрос следует немедленно.
Оценка результата:
8-10 баллов – высокий уровень развития внимания;
4-7 баллов – средний уровень развития внимания;
0-3 балла – низкий уровень развития внимания.
Память
Методика «10 СЛОВ»
Цель: изучение процессов памяти: запоминания, сохранения и воспроизведения.
Процедура исследования
Исследование состоит из нескольких этапов. Его проводят в паре испытуемый и экспериментатор. Испытуемого спрашивают о самочувствии и просят удобно расположиться за хорошо освещенным столом.
Инструкция: состоит из нескольких, этапов;
а) «Сейчас мы проверим твою память. Я назову тебе слова; ты прослушаешь их, а потом повторишь сколько сможешь, в любом порядке».
Слова зачитываются испытуемому четко, не спеша.
б) «Сейчас я снова назову те же самые слова, ты их
послушаешь и повторишь — и те, которые уже называл, и те которые запомнишь сейчас. Называть слова можешь в любом порядке».
Далее опыт повторяется без инструкций. Перед следующими 3—5 прочтениями экспериментатор просто говорит: «Еще раз». После 5—6 кратного повторения слов, экспериментатор говорит испытуемому: «Через час Вы эти же слова назовете мне ещё раз». На каждом этапе исследования заполняется протокол. Под каждым воспроизведенным словом в строчке, которая соответствует номеру попытки, ставится крестик. Если испытуемый называет «лишнее» слово, оно фиксируется в соответствующей графе. Спустя час, испытуемый, по просьбе исследователя, воспроизводит, без предварительного зачитывания, запомнившиеся слова, которые фиксируются в протоколе кружочками.
Слова для предъявления:
1. Стол, вода, кот, лес, хлеб, брат, гриб, окно, мёд, дом.
2. Дым, сон, шар, пух, звон, куст, час, лёд, ночь, пень.
3. Лес, хлеб, стул, брат, конь, гриб, мед, дом, мяч, куст.
4. Число, хор, камень, гриб, кино, зонт, море, шмель, лампа, рысь
Обработка результатов
На основе подсчета общего количества воспроизведенных слов после каждого предъявления может быть построен график: по горизонтали откладывается число повторений, по вертикали — число правильно воспроизведенных слов. Существенна прежде всего качественная оценка результатов исследования: по характеру выполнения методики можно судить об особенностях запоминания, воспроизведения и сохранения, а также утомляемости больных.
Оценка результатов
В норме при первом предъявлении воспроизводится 3-5 слов, при пятом – 8-10. Отсроченное воспроизведение – 7 – 9 слов.
4 балла – Высокий уровень – запомнил 9 – 10 слов после 5-го предъявления, 8-9 слов при отсроченном воспроизведении.
3 балла – Средний уровень – запомнил 6 – 8 слов после 5-го предъявления, 5 – 7 слов при отсроченном воспроизведении.
2 балла – Ниже среднего – запомнил 3 – 5 слов после 5-го предъявления, 3 – 4 слова при отсроченном воспроизведении.
1 балл – Низкий уровень – запомнил 0 – 2 слова после 5-го предъявления, 0 – 2 слов при отсроченном воспроизведении, или в возрасте 6-7 лет не вступает в контакт, или не может себя организовать для выполнения данной деятельности.
Интерпретация результатов
По этому протоколу может быть составлена “кривая запоминания”. Для этого по горизонтальной оси откладываются номера повторения, а по вертикальной — число правильно воспроизведенных слов. По данному примерному протоколу кривая примет следующий вид.
Кривая запоминания.
По форме кривой можно делать некоторые выводы относительно особенностей запоминания испытуемых. На большом количестве здоровых исследуемых установлено, что у здоровых людей, как взрослых, так и детей школьного возраста, кривая запоминания носит примерно такой характер: 5,7,9, или 6,8,9 или 5, 7,10 и т.д., т.е. к третьему повторению исследуемый воспроизводит 9 или 10 слов и при последующих повторениях удерживается на числах 9 или 10. В приведенном протоколе кривая (4,4,5,3,5) свидетельствует о плохой памяти и инактивности исследуемого. Кроме того, в этом протоколе отмечено, что исследуемый воспроизвел одно лишнее слово “огонь” и в дальнейшем при повторении “застрял” на этой ошибке. Такие повторяющиеся “лишние” слова, по наблюдениям некоторых психологов, встречаются при исследовании больных, страдающих текущими органическими заболеваниями мозга, а также иногда у больных шизофренией в период интенсивной медикаментозной терапии. Особенно много таких “лишних” слов продуцируют дети в состоянии расторможенности и взрослые по окончании или перед началом синдромов расстройств сознания.………………………………………………………………………
“Кривая запоминания” может указывать и на ослабление активного внимания и на выраженную утомляемость испытуемых. Так, например, иногда он ко второму разу воспроизводит 8 или 9 слов, а затем после каждой пробы воспроизведения — все меньше и меньше. В жизни такой человек страдает обычно забывчивостью и рассеянностью, но в основе его забывчивости лежит преходящая астения, истощаемость внимания. Истощаемость внимания испытуемых не обязательно проявляется в кривой с резким спуском вниз, иногда кривая принимает зигзагообразный характер, свидетельствующий о неустойчивости внимания, о его колебаниях.
Кривая истощаемости внимания
В отдельных, сравнительно редких случаях, они воспроизводят одно и то же количество одних и тех же слов. Кривая имеет форму плато. Такое отсутствие нарастания удержания слов после их повторения свидетельствует об эмоциональной вялости испытуемых; нет отношения к исследованию, нет заинтересованности в том, чтобы запомнить побольше. ………………………………………………
Число слов, удержанных и воспроизведенных испытуемым час спустя после повторения, в большей мере свидетельствуют о памяти в узком смысле слова, т. е. о фиксации следов воспринятого.
Мышление
Методика «ИСКЮЧЕНИЕ ЛИШНЕГО»
Цель: изучение способности к обобщению.
Оборудование: листок с двенадцатью рядами слов типа:
1. Лампа, фонарь, солнце, свеча.
2. Сапоги, ботинки, шнурки, валенки.
3. Собака, лошадь, корова, лось.
4. Стол, стул, пол, кровать.
5. Сладкий, горький, кислый, горячий.
6. Очки, глаза, нос, уши.
7. Трактор, комбайн, машина, сани.
8. Москва, Киев, Волга, Минск.
9. Шум, свист, гром, град.
10. Суп, кисель, кастрюля, картошка.
11. Береза, сосна, дуб, роза.
12. Абрикос, персик, помидор, апельсин.
Порядок исследования. Ученику необходимо в каждом ряду слов найти такое, которое не подходит, лишнее, и объяснить почему.
Обработка и анализ результатов.
1. Определить количество правильных ответов (выделение лишнего слова).
2. Установить, сколько рядов обобщено с помощью двух родовых понятий (лишняя “кастрюля” – это посуда, а остальное – еда).
3. Выявить, сколько рядов обобщено с помощью одного родового понятия.
4. Определить, какие допущены ошибки, особенно в плане использования для обобщения несущественных свойств (цвета, величины и т.д.).
Ключ к оценке результатов. Высокий уровень – 7-12 рядов обобщены с родовыми понятиями; хороший – 5-6 рядов с двумя, а остальные с одним; средний – 7-12 рядов с одним родовым понятием; низкий – 1-6 рядов с одним родовым понятием.
Источник
Диагностика педагогического обследования детей с нарушением зрения
В.Н. Лакомкин, Э.И. Танюхина.
Карта педагогического обследования детей с нарушением зрения (возрастная группа 2-3 года)
ФИО ____________________________________________________________
Возраст _______________________
Диагноз: ________________________________________________________________________________________________________________
1-6 Социально-бытовая ориентировка
Бальные оценки | 1 – знает, называет, показывает | 3 – показывает некоторые знает | 5 – показывает только некоторые |
Знание схемы тела (с 3 лет) | |||
Одежда | |||
Ближнее окружение (семья) | |||
Ориентировка в помещении: мебель, бытовые приборы | |||
Ориентировка на улице: тротуар и проезжая часть | |||
Растительность, животные |
7-9 Навыки самообслуживания
Бальные оценки | 1 – выполняет с незначительной помощью и подсказкой | 3 – выполняет с посторонней помощью | 5 – не выполняет |
Личная гигиена | |||
Одевание и раздевание | |||
Приём пищи |
10-11 Игровая деятельность
Бальные оценки | 1 – ролевая игра | 3 – предметные действия | 5 – манипулирует |
Играет с игрушками | |||
Бальные оценки | 1 – собирает вокруг себя детей и организует игры | 3 – играет в коллективе | 5 – играет один |
Общение с детьми в игре |
12 Работоспособность
1 – высокая, может долго заниматься чем-то и участвовать в занятиях | 3 – работоспособность ограничена, но достаточна | 5 – работоспособность низкая, быстро утомляется |
Бальные оценки по каждому показателю суммируются, а общее заключение формируется по правилу:
Сумма балов | Заключение об уровне освоения образовательной программы, п.п. 1 – 9 | Рекомендации |
9 – 19 | Хороший | Возможен перевод на воспитание по программе общего вида |
20 – 34 | Удовлетворительный | Продолжительность обучения по данному варианту обучения |
35 – 45 | Неудовлетворительный | Необходим перевод на воспитание по программе с усиленной коррекционной направленностью |
Рекомендации по дополнительным мерам педагогической коррекции:
* навыки самообслуживания (п.п. 7- 9) 11 -15 баллов – требуются индивидуальные коррекционные занятия;
* социально-бытовая ориентация (п.п. 1- 6) 22 – 30 баллов – требуются индивидуальные коррекционные занятия.
Рекомендации родителям: обратить внимание на развитие навыков самообслуживания, игровой деятельности, социально-бытовой ориентировки.
Вычисляется средняя бальная оценка по проведённым разделам обследования по правилу:
Полученная сумма баллов
Аl ср. = ————————————–
12
Дата обследования: ___________________201_г.
Воспитатель: Т.В. Разакова
Карта педагогического обследования детей с нарушением зрения (возрастная группа 4-7 лет)
ФИО ____________________________________________________________
Возраст _______________________
Диагноз: ________________________________________________________________________________________________________________
1. Общее развитие речи
Бальные оценки | ||
1 – норма | 3 – ниже нормы | 5 – значительно ниже нормы |
2. Графические навыки
Бальные оценки | ||
1 – норма | 3 – ниже нормы | 5 – значительно ниже нормы |
3. Готовность к письму
Бальные оценки | ||
1 – норма | 3 – ниже нормы | 5 – значительно ниже нормы |
4. Готовность к письму. Правильно ли держит руку.
Бальные оценки | ||
1 – норма | 3 – ниже нормы | 5 – значительно ниже нормы |
5. Готовность к письму. Соблюдение строки.
Бальные оценки | ||
1 – норма | 3 – ниже нормы | 5 – значительно ниже нормы |
6. Знание схемы тела
Бальные оценки | ||
1 – знает, называет, показывает | 3 – показывает и некоторые знает | 5 – показывает только некоторые |
7. Знание понятий дальше – ближе, впереди – сзади
Бальные оценки | ||
1 – знает, называет, показывает | 3 – показывает и некоторые знает | 5 – показывает только некоторые |
8. Представление об окружающем мире.
Бальные оценки | ||
1 – в соответствии с программой общего типа | 3 – ниже уровня программы | 5 – значительно ниже уровня программы |
9. Социальные связи
Бальные оценки | ||
1 – широкий круг социальных связей | 3 – с незначительной помощью | 5 – показывает только некоторые |
10. Самообслуживание
Бальные оценки | ||
1 – самостоятельно без подсказки | 3 – с незначительной помощью | 5 – с посторонней помощью |
11. Самообслуживание
Бальные оценки | ||
1 – самостоятельно без подсказки | 3 – с незначительной помощью | 5 – с посторонней помощью |
Проводя диагностику зрительного восприятия детей младшего дошкольного возраста мы пришли к выводу, что развитие зрительного восприятия подчиняется общим закономерностям, характерным для детей с патологией зрения.
Анализ изучения результатов уровня развития зрительного восприятия у дошкольников, позволил сделать вывод о том, что обследуемые нами дети продемонстрировали разный уровень зрительного восприятия, т.к. находятся на разных этапах его развития. Это позволило нам выделить дифференцированные группы детей с высоким, средним и низким уровнем развития зрительного восприятия, отражающие их индивидуальные способности.
Полученные результаты еще раз показали необходимость организации и проведения подгрупповых и индивидуальных занятий по развитию зрительного восприятия с младшими дошкольниками имеющими патологию зрения.
Социально-бытовая ориентировка
Под социально-бытовой ориентировкой (СБО) подразумевается комплекс знаний и умений, непосредственно связанный с организацией собственного поведения и общения с окружающими людьми в различных социально-бытовых ситуациях. В своем общем смысле социально-бытовая ориентировка предполагает умение самостоятельно строить свое поведение во всех жизненных ситуациях вне рамок учебной или профессиональной (трудовой) деятельности.
Особо важное значение имеет социально-бытовая ориентировка в процессе социализации детей с ограниченными возможностями, в том числе и с нарушением зрения
Интеллектуальная недостаточность, наряду с традиционным комплексом отставаний в развитии ребенка, обязательно означает серьёзное ослабление умения приспосабливаться к социальным требованиям общества. Критерий «значительные трудности в процессе социализации и социальной адаптации» выделяется в качестве общих для всех многообразных патологических состояний, определяемых термином «умственная отсталость». Для коррекции этих трудностей и предназначены специальные курсы по социально-бытовой ориентировке.
Занятия по курсу СБО направлены на:
- накопление социально-эмоционального опыта, систематизацию внутреннего мира, регуляцию поведения;
- развитие навыков межличностного взаимодействия;
- расширение ролевого репертуара подростка и позитивное программирование его будущего.
Значительное снижение зрения или его полное отсутствие накладывает специфические особенности на ориентировку человека в бытовой и социальной сферах жизни. Овладение необходимыми навыками не может формироваться у слепых и слабовидящих по подражанию ввиду глубокого дефекта зрения.
Назначение занятий по СБО с учащимися начальных классов выражается в следующих задачах:
- восполнить пробелы дошкольного, как правило, домашнего воспитания детей по вопросам социально-бытовой ориентировки;
- дать правильные представления и знания о предметах домашнего обихода, которыми необходимо пользоваться в быту, их назначении и правилах обращения с ними;
- выработать навыки обращения с предметами, используемыми в быту;
- сформировать навыки культуры поведения в быту, в среде зрячих людей;
- познакомить с различными службами быта, учреждениями и организациями, в которые они могут обратиться;
- научить правилам поведения в общественных местах, в различных службах быта и учреждениях;
- выработать приемы самоконтроля за своим поведением, внешностью, научить детей вступать в общение с различными людьми в различных ситуациях.
Программа курса СБО включает следующие разделы: «Личная гигиена», «Одежда и обувь», «Питание», «Семья», «Культура поведения», «Жилище», «Транспорт», «Торговля», «Медицинская помощь».
Изучение программного материала призвано способствовать расширению у детей круга понятий и представлений, относящихся к личной гигиене, самообслуживанию, предметам быта, бытовому труду, морально-этическим нормам поведения, а также к организациям, предприятиям и учреждениям ближайшего окружения школы. Ознакомление учащихся с предметами быта включает в себя усвоение точного названия, назначения, правил обращения с этими предметами, а также выработку необходимых рациональных, правильных навыков использования этих предметов по назначению.
Знакомство с миром общения и человеческих отношений призвано способствовать усвоению правил поведения в повседневной жизни и в общественных местах, выработке навыков общения со сверстниками и взрослыми с нормальным зрением и нарушенным; формированию правильных представлений о различных службах и учреждениях и умений обращаться к их услугам.
В обучении выделяется два направления.
- Первое из них включает формирование у детей тех навыков, которые необходимы в повседневной жизни, в первую очередь в условиях школы-интерната. Одновременно формируются навыки обращения с различными предметами быта, формирования навыков культуры поведения в быту («физической независимости», связанной с выполнением множества ежедневных дел с минимальной посторонней помощью).
- Другое направление связано с достижением более отдаленной цели — овладение теми знаниями и умениями, которые потребуются детям в их самостоятельной жизни. Это направление включает в себя ознакомление детей со сферой социально-бытовой деятельности человека (службами, учреждениями и организациями), воспитание культуры поведения в школе, в семье, в общественных местах, формирование навыков общения.
Темы занятий:
Личная гигиена. Охрана здоровья и зрения |
Значение правильного режима дня, рационального питания. |
Охрана и развитие зрения. Подбор очков. Правила ухода за ними. |
Закаливание организма. |
Привила стирки и сушки изделий из шерстяных тканей. |
Уход за обувью |
Пришивание пуговиц. |
Пользование утюгом |
Специальная посуда для приготовления пищи. |
Способы обработки овощных продуктов. |
Значение пищи в жизни человека. |
Использование консервированных продуктов. |
Оформление готовых блюд |
Столовые приборы. |
Бытовые приборы и их назначение. |
Правила пользования бытовыми приборами |
Уход за одеждой в зимнее время |
Уход за комнатными растениями. |
Уход за комнатными растениями( практическое занятие) |
На дорогах города ПДД |
Бытовая химия. Правила пользования бытовой химией. |
Упражнения для снятия зрительного восприятия |
Экскурсия на почту. |
Магазины нашего города. |
Правила покупки товаров. |
Значение витаминов. |
Лекарственные растения нашей местности. |
Правила приемы лекарств |
Уборка жилого помещения. |
Уборка жилого помещения. Практическое занятие |
Уход за домашними животными. |
ПДД «Безопасная дорога» |
Первая медицинская помощь |
Карта педагогического обследования
уровня сформированности пространственных и бытовых навыков
у детей с нарушением зрения
Ф.и.о. _______________________________________________________________
дата (первичное обследование) ____________________201___г.
дата (итоговое обследование) ____________________ 201___г.
Знания о предметах | Свойства предметов | Ориентировка в пространстве | Ориентировка в микропространстве | Навыки самообслуживания | Уровень сформирован-ности знаний и умений | |||||||||||
Мытьё рук, лица | Пользование столовыми приборами | Одевание и раздевание | ||||||||||||||
0 срез | итоговый срез | 0 срез | итоговый срез | 0 срез | итоговый срез | 0 срез | итоговый срез | 0 срез | итоговый срез | 0 срез | итоговый срез | 0 срез | итоговый срез | Н. | С. | В. |
Бальный показатель:
1 б. – норма (выполняет самостоятельно)
3 б. – ниже нормы (выполняет с незначительной помощью)
5 б. – значительно ниже нормы (выполняет только с посторонней помощью)
Уровень сформированности пространственных и бытовых навыков:
Низкий уровень – от 28 до 35 □
Средний уровень – от 18 до 21 □
Высокий уровень – от 7 до 14 □
Карта педагогического обследования детей с нарушением зрения
(возрастная группа 7 – 11 лет)
201___г.
№ | Клиенты | Знания о предметах | Свойства предметов | Ориентировка в пространстве | Ориентировка в микропространстве | Навыки самообслуживания | |||||||||
Мытьё рук | Пользование столовыми приборами | Одевание и раздевание | |||||||||||||
0 срез | итоговый срез | 0 срез | итоговый срез | 0 срез | итоговый срез | 0 срез | итоговый срез | 0 срез | итоговый срез | 0 срез | итоговый срез | 0 срез | итоговый срез | ||
1. | |||||||||||||||
2. | |||||||||||||||
3. | |||||||||||||||
4. | |||||||||||||||
5. | |||||||||||||||
Низкий ур. | |||||||||||||||
Средний ур. | |||||||||||||||
Высокий ур. |
Бальный показатель:
1 б. – норма (выполняет самостоятельно)
3 б. – ниже нормы (выполняет с незначительной помощью)
5 б. – значительно ниже нормы (выполняет только с посторонней помощью)
Уровень сформированности пространственных и бытовых навыков:
Низкий уровень – от 28 до 35 □
Средний уровень – от 18 до 21 □
Высокий уровень – от 7 до 14 □
Источник