Диагностика развития речи ребенка

Возраст от 5 до 7 лет – это старший дошкольный возраст. Детей активно готовят к поступлению в первый класс. Большое внимание уделяют и развитию речи. Чем лучше сформированы речевые навыки, тем быстрее первоклассник научится писать и читать. А вот нарушения речевого развития будут усложнять учебный процесс. Поэтому в детских коллективах логопеды проводят диагностику развития речи детей старшего дошкольного возраста.

Нормы развития речи в дошкольном возрасте

Детки в 4 – 5 лет говорят правильнее и разнообразнее, более четко выговаривают звуки, но некоторые из них («р», «л») могут искажать в словах. Ребята говорят связнее, могут составить короткий рассказ по картинке, пересказать сказку, у них развита фразовая речь, начинают потихоньку вести монолог. Управляют своим голосом – громкостью, тембром. Узнают отдельные звуки в слове. К 5 годам в словаре – 3 тысячи слов. Грамматический строй полностью не сформирован, поэтому они путают окончания и суффиксы, неверно согласуют слова.

Развитие речи в 5 лет

Речевые навыки совершенствуются. Ребята говорят более последовательно, логично и развернуто, речь становится связной. Они могут вести диалог и монолог. Фонематический слух выходит на более высокий уровень, малыши правильно выговаривают все звуки. Если ребенок искажает звуки, говорит неразборчиво, то его показывают логопеду для диагностики развития речи и коррекции.

Используют разные формы – восклицательную, вопросительную. Находят позицию звука в слове – в начале, середине или конце, называют их по порядку. Активно расширяется их лексический запас – запоминают слова молниеносно. Говорят грамотнее, хотя могут встречаться негрубые ошибки (например, один карандаш – много карандашов).

Развитие речи в 6 – 7 лет

Выговаривают и различают на слух все звуки, узнают их в потоке слов. Поэтому в отношении этой возрастной группы специалисты больше обращают внимание на постановку и улучшение дикции.

Словарный запас большой, но у всех детей отличается. Кто-то оперирует понятиями из разных областей, а у кого-то словарь ограничивается бытовой тематикой. При диагностике развития речи видно: с кем занимались родители (общались, читали книги, объясняли), а с кем – недостаточно. Говорят грамотно, могут ошибаться в употреблении глаголов (хочу – хочут, ехать – ехают). Говорят связно, простыми и сложными фразами, могут пересказать увиденный фильм, фантазировать, сочинять истории.

Оценка развития речи детей дошкольного возраста

Речевые навыки оценивают по нескольким критериям: словарный запас, звукопроизношение, грамматический строй, связность. При диагностике развития речи у детей используют тематические картинки, карточки, короткие рассказы.

Шаг 1. Активный словарь

Оценку развития речи детей дошкольного возраста начинают со словарного запаса. Анализ проводят по 3 критериям:

  1. Как малыш использует слова в общении;
  2. Умеет ли подбирать синонимы, антонимы;
  3. Использует ли прилагательные, глаголы.

Комплекс состоит из 5 блоков заданий.

Первый блок – «Покажи картинку». Называют слово, а малыш должен найти его на картинке. Определяют, насколько он понимает значение слов.

Второй блок – «Назови, что покажу». Дошкольнику показывают разные предметы или иллюстрации, а он называет. Так определяют словарный запас существительных и глаголов.

Третий блок – «Назови одним словом». Ребенку показывают картинку с изображением разных предметов, которые объединены по функциональному признаку. Он называет их одним словом. Так выявляют умение обобщать слова.

Четвертый блок – «Наоборот». Малышу называют слова (прилагательные), а он говорит их противоположности. В рамках диагностики развития речи так оценивают знание противоположных признаков и умение их использовать.

Пятый блок – «Назови признак». Дошкольнику показывают картинки или предметы, а он называет их признаки. Так оценивают его оперирование этими понятиями.

В результате первого шага в диагностике развития речи детей старшего

дошкольного возраста выделяют 3 уровня: высокий, средний и низкий.

Шаг 2. Произношение звуков

При оценке развития речи проверяют гласные, шипящие, свистящие, сонорные звуки, аффрикаты, парные глухие и звонкие (мягкие и твердые), гласные в сочетании с мягкими звуками («ти», «тя», «тю», «ть», «сь»).

Сначала оценивают произношение звуков (малыш говорит правильно или заменяет один звук другим, смягчает твердые звуки), артикуляцию.

Вот варианты заданий для оценки развития речи детей дошкольного возраста:

  • многократное повторение одного и того же звука;
  • подключают еще один звук и просят детей говорить их поочередно;
  • просят поочередно повторять два слога. При этом смотрят на четкость артикуляции.

Сначала предлагают звуки, которые сильно отличаются друг от друга по звучанию, затем – похожие.

Следующий шаг в диагностике развития речи – оценить, как дошкольник пользуется звуками в общении: искажает, заменяет, пропускает их или говорит правильно и четко. Для проверки предлагают задание: дают набор картинок, которые включают слова из оцениваемых звуков, а также просят повторить слова с разной слоговой структурой. Затем усложняют задание – просят повторить предложения из слов, которые состоят из проверяемых звуков.

Еще одно упражнение – на оценку имения произносить слоги со стечением согласных («скла», «здра», «взма»).

Шаг 3. Грамматический строй

При оценке развития речи детей дошкольного возраста смотрят на грамматическое оформление фраз.

Комплекс состоит из нескольких блоков:

Первый – оценка уровня грамматического строя. Упражнения:

  1. Составь предложения. Предлагают 2 – 3 слова, из которых следует составить предложение, преобразуя их в нужную грамматическую форму;
  2. Восстанови предложение. Дают предложение, в котором слова разбросаны в хаотичном порядке. Дети должны восстановить правильную последовательность слов.
Читайте также:  Как называется ребенок с ускоренным развитием

Сначала предлагают простые задания (на оценку умения составлять простые нераспространенные и распространенные предложения из 3 – 4 слов). Затем задачу усложняют – дают задания на оценку умения строить предложения из 6 – 7 слов.

Второй блок – выявляют способность составлять сложные предложения. При диагностике развития речи детям старшего дошкольного возраста дают такие задания:

  1. На составление сложноподчиненных предложений. Дают 2 картинки с изображением простых действий. Инструкция: «Посмотри на рисунки и составь по каждой предложение». В рамках оценки диагностики развития речи оценивают умение составлять предложения с существительным и глаголом;
  2. На изменение существительных по падежам. Показывают картинки с разными ситуациями. Задание: «Ответь на вопросы по картинкам: без чего? Кому? От кого?»;
  3. На знание единственного и множественного чисел. Показывают или называют предмет. Используют карточки с иллюстрациями или окружающие предметы. Инструкция: «Назови во множественном числе»;
  4. На знание чисел глаголов. Раскладывают картинки с изображением действий (девочки прыгают, мальчик сидит, кошка ест). Задание: «Скажите, что изображено на рисунках».

При диагностике развития речи у детей старшего дошкольного возраста изучают и такие умение использовать:

  • окончания существительных множественного числа в родительном падеже. Инструкция: «Я начну фразу, а ты закончи». Например, «У Тани есть ручки, а у Миши нет (ручек)», «У нас много (тетрадей);
  • местоимения «моя», «мое», «мой». Предлагают картинки, на которых изображены предметы. Малыш должен добавить к ним притяжательные местоимения, в зависимости от числа и рода;
  • суффиксы. Задают деткам вопросы: Где лежит хлеб (в хлебнице), куда кладут соль (в солонку), чей это хвост (лисий). И уменьшительно-ласкательные формы: «дом – «домик», «кот» – «котик», «звезда» – «звездочка», «ветка» – «веточка»;
  • приставки. Просят малышей ответить на вопросы: «Девочка к дому (подходит)», «Собака из будки (убегает»), «На одеяло надевают (пододеяльник»).

Для диагностики развития речи деткам старшего дошкольного возраста предлагают задания для определения таких умений:

  1. Менять прилагательные по родам. Показывают картинки, задача – назвать цвет изображенных предметов. Например, красное яблоко, желтый банан, голубое море;
  2. Изменять существительные по числам. Показывают картинки с предметами в единственном и множественном числе. Нужно их назвать;
  3. Согласовывать существительные с числительными. Логопед указывает на любой предмет и показывает цифру. Задача – назвать количество предметов;
  4. На знание времен глаголов. Предлагают картинки с изображением действий. Например, девочка поливает цветы, мальчик катается на велосипеде. Спрашивают: «Что делает девочка? А что делала? Что делает мальчик? А что делал?».

Для диагностики развития речи у деток старшего дошкольного возраста используют карточки и книжки с иллюстрациями, игрушки, окружающие предметы, сборники рассказов.

Шаг 4: Связность речи

Связность, последовательность и логичность – признаки правильного развития речи. В норме старшие дошкольники владеют фразовой развернутой речью, составляют рассказ по картинке или серии иллюстраций, последовательно пересказывают сюжет сказки, рассказа, увиденного фильма. Они вычленяют главную сюжетную линию и опускают второстепенные моменты.

У деток дошкольного возраста оценивают разные умения.

Во-первых, могут ли они закончить высказывание по иллюстрации, на которой изображено действие. Спрашивают, что нарисовано на картинке. Ожидается развернутый ответ на вопрос.

Во-вторых, могут ли устанавливать лексико-смысловые отношения между предметами и вербально их озвучивать. Для этого предлагают три картинки, например с изображением девочки, леса и корзинки. И просят составить рассказ с использованием всех трех изображений.

В-третьих, умеют ли составлять последовательный рассказ по серии иллюстраций. Для этого предлагают серию картинок, на каждой из которых нарисован эпизод истории. Задача – составить рассказ, опираясь на каждую картинку.

В-четвертых, могут ли детки вести монолог. Просят рассказать о каком-нибудь событии (поездке на море или в гости к бабушке с дедушкой, о проведенном Дне рождения или Новом годе). В этом же упражнении можно проверить и способность вести диалог, задавая вопросы.

В-пятых, умеют ли дети описывать, владеют ли понятием признаков предметов. Предлагают игрушки или картинки, на которых видны их свойства и детали (цвет, размер, текстура, форма). Просят описать увиденное как можно полнее в форме рассказа.

Еще одно задание – пересказ рассказа. Дошкольнику рассказывают сказку. Задача – запомнить ее название и содержание и пересказать. Чем больше деталей запомнит малыш и чем последовательнее будет его повествование, тем лучше.

В 6 – 7 лет ребята умеют фантазировать. Поэтому их просят придумать историю (по картинкам или без них). Оценивают грамматическое оформление, логичность, предложения (простые или сложные).

Ведущая деятельность дошкольников – игровая. Поэтому все задания организуют в форме игры. Чтобы снизить стресс, диагностику проводит знакомый им человек (например, логопед детского сада, которого они хорошо знают).

При нормальном развитии речи будущие школьники говорят связно и последовательно, отвечают на вопросы развернуто, ведут диалог и монолог.

Важность диагностики развития речи

Дошкольный возраст – важный период в подготовке ребенка к школе. Успешная учеба в некоторой степени зависит от речевого развития. Чем оно лучше, тем легче будет первокласснику учиться, осваивать грамоту. Если же имеются нарушения, это чревато трудностями для ученика: ему будет сложно овладеть навыками чтения и письма, а в дальнейшем и осваивать школьную программу.

Читайте также:  Оценка физического развития ребенка нужна

Вот почему так важна своевременная диагностика развития речи. Пока до поступления в первый класс в запасе есть несколько лет, нужно откорректировать любые нарушения и довести речь малыша до нормы.

Источник

Тема: Диагностика речевого развития детей

I. Изучение уровня речевой коммуникации

Методические указания:

Для изучения коммуникативных умений детей проводятся наблюдения за их свободным общением. В процессе наблюдения обращается внимание на характер общения, инициативность, умение вступать в диалог, поддерживать и вести его последовательно, слушать собеседника, понимать его, ясно выражать мысли.

Оценка коммуникативных умений может быть дана (условно) с учетом следующих критериев:

№ п/п

Критерии оценки

коммуникативных умений детей

Оценка

в баллах

Уровень речевой

коммуникации

1

Ребенок активен в общении; умеет слушать, понимает речь; строит общение с учетом ситуации; легко входит в контакт с детьми и педагогом; ясно и последовательно выражает свои мысли умеет пользоваться формами речевого этикета.

3

Высокий

2

Ребенок умеет слушать и понимает речь, участвует в общении чаще по инициативе других; умеет пользоваться формами речевого этикета.

2

Средний

3

Ребенок малоактивен и малоразговорчив в общении с детьми и педагогом, невнимателен, редко пользуется формами речевого этикета, не умеет последовательно излагать мысли, точно передавать их содержание.

1

Низкий

II. Методика изучения детского словаря.

Выявление лексического запаса ребенка, особенностей понимания и употребления им слов необходимо для научно обоснованного отбора содержания словарной работы и определения ее методики.

Обследование проводится индивидуально с каждым ребенком. Ему демонстрируют предмет, картинки с изображением предметов, признаков, действий и предлагают ответить на вопросы »Что (кто) это?», « Какой?», «Что делает?». Для проверки обобщающих слов соответственно предъявляются группы предметов. В случае отсутствия слова в активном словаре дается инструкция: » Покажи то – то». Речевые и двигательные реакции детей (называние объектов или только их показ) фиксируются и затем анализируются.

При оценке словаря детей можно условно выделить несколько уровней освоения слова: нулевой – когда слово отсутствует в активном и в пассивном словаре; первый- когда слово есть в активном словаре, но нет его понимания; второй- когда слово есть в словаре, но применяется с ошибками или ограниченно, только в определенных ситуациях; третий – когда слово правильно понимается и употребляется независимо от ситуации. Слово в этом случае имеет обобщенное значение.

Данные занести в таблицы.

Анализ словаря детей (понимание значения слов)

№ п/п

Фамилия,

Имя

ребенка

Предметы

Называет

Как узнал, выделяет признаки

правильные

неправильные

отказ

существенные и несущественные

несущественные

существенные

отказ

Всего:

III. Обследование состояния грамматических навыков детей

Методические указания:

Необходимо выявить уровень овладения грамматическими конструкциями, умение самостоятельно образовывать слова. С этой целью предлагаются игровые грамматические задачи на конструирование слов и предложений.

Задание 1. Понимание грамматических структур

Материал: 4 куклы, 10 фигурок животных, 1 кубик. Педагог произносит фразу и просит ребенка проиллюстрировать ее смысл с помощью игрушек. Например: Уложи маленького ребенка спать; Кошка поймана мальчиком; Утка убежала, прежде чем ее схватила овца; Собака кусает медведя, который схватил зайца; Собака позволяет мальчику погладить ее и др. Всего предлагается 10 предложений. Степень трудности заданий различная – в зависимости от того, предполагают ли они использование правил применения глубинных грамматических структур в разработке стратегий, поверхностных грамматических структур и от степени обобщения этих правил. Задания выявляют, интерпретируют ли дети предложения, исходя из положенной в их основу грамматической конструкции, или ориентируются на последовательность называния понятий. Результаты оцениваются как верные (1 балл) и неверные (0 баллов). Высшая оценка составляет 10 баллов.

Задание 2. Образование формы имен существительных, обозначающих детенышей животных.

Материал: 10 картинок с изображением животных и их детенышей (лошадь, слон, лиса, кошка, заяц и др.). Задание предъявляется в форме игры «Кто у кого?». Необходимо подобрать соответствующие картинки и образоватьформы множественного числа именительного и родительного падежей (у лисы – лисята; у лисы много лисят и др.) (Павлова А.А. Диагностика и коррекция речевого развития детей // Современные модели психологии речи и психолингвистики. М., 1990.). Высшая оценка – 20 баллов. Безошибочное употребление обеих форм – 2 балла; незначительные отклонения от нормы – 1 балл; неверные ответы – 0 баллов.

Задание 3. Конструирование предложений.

Ребенку предлагается 3 слова (имена существительные в именительном падеже, глаголы в неопределенной форме), из которых он должен составить предложение. Всего 5 наборов слов. Например: дети, гулять, парк; аквариум, рыбка, плавать и др. Высшая оценка – 10 баллов. 2 балла – предложение сконструировано верно, все слова употреблены правильно; 1 – в предложении есть незначительные отклонения от правил; 0 баллов – не все слова использованы, есть нарушения правил.

IV. Обследование состояния звуковой речи детей

Читайте также:  Центры раннего развития ребенка в ростове

Методические указания:

Для выявления особенностей звукопроизношения детей можно использовать широко известную стандартную методику (См. следующие работы: Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. М., 1981; Генинг М.Г., Герман Н.А. Обучение дошкольников правильной речи. Чебоксары, 1980; Рождественская В.И., Родина Е.И. Воспитание правильной речи. М., 1968).

Важно проверить, как дети произносят звуки не только в отдельных словах, но и во фразовой речи. С этой целью применяется набор предметных и сюжетных картинок, в названии которых проверяемые звуки находятся в разных позициях.

Для проверки умений дифференцировать звуки ребенку предлагаются картинки, в названии которых встречаются оба дифференцированных звука (ш и с, ж и з, б и п, д и т, г и к, л и р), и картинки, названия которых отличаются одним звуком (мишка – миска, лак – рак).

При обследовании произношения следует отмечать не только отсутствие или замену, но и четкость, ясность произношения звуков, их дифференциацию, особенности темпа речи и речевого дыхания.

Результаты обследования заносятся в таблицу, где знаком + отмечается правильное произношение, умение дифференцировать звук, отсутствие их дифференциации; нарушения в регулировании темпа речи. При замене звуков в соответствующей клетке указывается звук-заместитель.

Результаты обследования звуковой стороны речи детей можно записывать по такой форме:

№ п/п

Ф.И.

ребенка

Возраст

Звуко-произ-ношение

Особенности темпа речи, речевого

дыхания

Дифференциация

Оценка речи

(в баллах)

с

ш

з

ж

ц

ч

с

щ

п

б

п

с

к

г

л

р

1

Архипов Дима

6 лет

2 мес.

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

3

2

Иванов Саша

6 лет

2 мес.

ш, ж, щ нечетко

Быстрый темп. Говорит на вдохе

1

3

Моисеева Наташа

6 лет

3 мес.

р заменя-ет на л

+

+

+

+

+

+

2

Примечание. В таблице приведены записи речи детей для примера.

Речь детей оценивается по трехбалльной системе. Ниже приводятся примерные оценки звуковой стороны речи детей. Высший балл – 3 – соответствует высокому уровню развития звуковой стороны речи; 2 – среднему; 1 – низкому.

Оценка звуковой культуры речи детей

№ п/п

Критерии оценки звуковой стороны речи

Баллы

Уровень развития

звуковой стороны

речи

1

Правильное, отчетливое произношение всех звуков родного языка. Умение дифференцировать звуки (различать на слух и при произношении). Хорошая регуляция темпа речи и речевого дыхания.

3

Высокий

2

Неустойчивость и недостаточная четкость произношения и дифференциации звуков.

2

Средний

3

Дефекты в произношении звуков, отсутствие их дифференциации. Неумение регулировать темпы речи и дыхания.

1

Низкий

V. Методика изучения уровня связной речи детей

Методические указания:

Для изучения уровня связной речи используется методика пересказа текста. Детям предлагается прослушать незнакомый рассказ или сказку, небольшие по объему.

Пересказы детей записываются и анализируются по следующим показателям:

  1. Понимание текста – правильная формулировка основной мысли.
  2. Структурирование текста – умение последовательно и точно построить пересказ (сопоставляет пересказ со структурой текста).
  3. Лексика – полнота использования лексики текста, замена авторских выразительных средств собственными.
  4. Грамматика – правильное построение предложений, умение использовать сложные предложения.
  5. Плавность речи – наличие или отсутствие длительных пауз.
  6. Самостоятельность пересказа – наличие или отсутствие подсказок педагога по ходу пересказа, необходимости повторного чтения текста.

Каждый показатель оценивается отдельно. Высшая оценка воспроизведения текста – 12 баллов; 2 балла – правильное воспроизведение; 1 – незначительные отклонения от текста, отсутствие грамматических ошибок, длительных пауз, небольшое количество подсказок; 0 – неверное воспроизведение, нарушение структуры текста, бедность лексики, многочисленные паузы, нужда в подсказках.

Таким образом, оценка 12 баллов соответствует высокому уровню воспроизведения текста, свыше 6 баллов – среднему, меньше 6 баллов – низкому.

VI. Методика изучения практического осознания с детьми элементов языка и речи

Задания:

  1. Скажи одно слово.
  2. Произнеси один звук.
  3. Сколько звуков в слове «дом».
  4. Назови звуки в этом слове.
  5. Скажи одно предложение.
  6. Сколько слов в предложении: Дети любят играть.
  7. Назови первое слово, второе, третье.

Оценка:

Ответы оцениваются как верные – 1 балл и неверные – 0. Результаты обследования заносятся в таблицу.

Фамилия,

имя ребенка

Количественная оценка в баллах

Общая

оценка

Выделение

слова

Фонемный

анализ

Анализ

предложений

Оценка 7 баллов соответствует высокому уровню осознания языковых элементов. 3-4 – среднему, меньше 3 – низкому.

Обработка и интерпретация результатов:

Вывод об уровне речевой готовности детей к школьному обучению делается на основе суммарной оценки развития всех обследованных сторон речи.

Совпадение качественных оценок указывает на общую оценку уровня речевого развития: высокий, средний, низкий. В случаях несовпадения учитывается преобладание определенных оценок и вводятся промежуточные уровни: выше или ниже среднего. Например, если совпадают 4 высоких уровня и 2 средних, итоговой оценкой будет – уровень выше среднего.

Таким образом, при итоговой оценке речевой готовности к школе ребенок может обладать одним из пяти уровней речевой готовности к школе: высоким, выше среднего, средним, ниже среднего или низким.

Результаты обследования могут быть оформлены в виде итоговой таблицы.

Фамилия и возраст

ребенка

Оценка уровня речевого развития

Уровень развития речи

Речевая коммуникация

Связная речь

Словарь

Грамматический строй речи

Звуковая культура речи

Практическое осознание элементов языка

Источник