Диагностика развития ребенка в возрасте 2 3 года
Татьяна Соколова
Психолого-педагогическая диагностика детей 2–3 лет
I. Исследования движений и действий. Моторика.
1.1 Состояние общей моторики и оценка двигательных возможностей ребенка (Статические и изолированные движения. Упражнения на координацию движений):
– синхронно и точно выполняет движения, темп выполнения движений нормальный – 3 б;
– отмечаются незначительные нарушения координации, замедленный или ускоренный темп – 2, 5б;
– отмечаются наличие нарушений – трудности нахождения отдельных поз, переключения с одного движения на другое, персеверации, повышенный тонус – 1,5б;
– действует неадекватно или испытывает серьезные трудности нахождения отдельных поз, движения не координированы –1б.
1.2 Подвижность рук и моторика пальцев («Лови шарик», «Собери изюм в мисочку»):
– манипулятивная функция развита достаточно, использует захват двумя пальцами – большим и указательным, движения рук согласованные владеет предметными действиями, темп нормальный или замедленный – 3б;
– манипулятивная функция несколько ограничена, ребенок использует захват двумя пальцами, но часто работает одной рукой, отмечается не достаточная дифференцированность и координации движений пальцев рук, поэтому ребенок не может самостоятельно зашнуровать ботинки, завязать бантик, темп нормальный или замедленный – 2,5б;
– манипулятивная функция ограничена, ребенок использует ладонный захват, или использует захват верхней или нижней третью пальцев рук, от- сутствует согласованность действий обеих рук, характерны трудности в нахождении поз, наблюдается неловкость пальцевой моторики, нарушения дифференцированности, точности движений координации, тремор, не владеет предметными действиями – 1,5б;
– манипулятивная функция резко ограничена – наблюдаются трудности при манипуляциях с предметами при наличии хватания ребенок, самостоятельно не расстегивает и не застегивает пуговицы на одежде – 1б.
II. Восприятие.
2.1 Практическая ориентировка на величины, наличие соотносящих действий («Спрячь шарик», «Разбери и сложи матрешку», «Разбери и сложи пирамидки»):
– зрительное соотнесение использует соотносящие действия – 3б;
– примеривание или целенаправленные пробы, но трудности при выполнении соотносящих действий эффективно использование указательного жеста или речевой инструкции – 2,5б;
– выполняет задание в условиях подражания действиям взрослого, нет соотносящих действий –1,5б;
– не сформировано восприятие величины или действует неадекватно – 1б.
2.2 Зрительное восприятия предметных картинок, понимание жестовой инструкции («Найди парные картинки»):
– зрительное восприятие предметных картинок сформировано – уверенно сличает парные картинки – 3б;
– зрительное восприятие предметных картинок несколько снижено допускает одну ошибку, после обучения действует уверенно – 2,5б;
– зрительное восприятие предметных картинок резко страдает – не сличает парные картинки даже после обучения – 1,5б;
– зрительное восприятие предметных картинок не сформировано – действует неадекватно, не фиксирует взгляд на картинке –1б.
2.3 Целостное восприятие предмета («Сложи разрезные картинки»):
– целостное восприятие предмета сформировано – действует самостоятельно методом целенаправленных проб, либо практическим примериванием – 3б;
– целостное восприятие предмета несколько снижено – с заданием справляется самостоятельно после обучения – 2,5б;
– целостное восприятие предмета резко страдает – с заданием не справляется и помощь не эффективна – 1,5б;
– целостное восприятие предмета не сформировано – действия беспорядочные, не адекватные – 1б.
III. Пространственные представления.
3.1 Части тела и лица (Беседа):
– различает и называет части тела, дифференцирует их местоположение, но может ошибаться – 3б;
– показывает по просьбе взрослого части тела и лица (голова, лицо, руки, ноги, спина) – 2,5б;
– показывает части тела и лица по подражанию – 1,5б;
– не ориентируется в частях собственного тела, помощь не принимает –1б.
3.2 Ориентировка в помещении (Беседа, наблюдение):
– самостоятельно ориентируется в пространстве группы, понимает вопросы, может показать, где что находится в группе –3б;
– слабо ориентируется в пространстве группы, но после дополнительных уточняющих вопросов выполняет поручение – 2,5б;
– ориентируется в пространстве группы с помощью взрослого–1,5б;
– не ориентируется в помещении группы и на участке детского сада, помощь не принимает, либо ребенок самостоятельно не передвигается – 1б.
IV. Мышление.
4.1 Наглядно-действенное мышление («Достань тележку»):
– самостоятельно анализирует условия задачи, решает задачу либо методом проб, либо на уровне зрительной ориентировки, имеется почти постоянная потребность помочь себе осмыслить ситуацию путём анализа своих действий и «оречевить» её – 3б;
– анализирует условия, поиск орудия и способа его применения происходит на уровне проб, после двух – трех попыток достигает результат – 2,5б;
– отсутствует этап осмысления ситуации, требующей применения общепринятого орудия, не отбрасывает ошибочные варианты и не фиксирует верные, после некоторых неудачных попыток отказывается от выполнения задания – 1,5б;
– в условиях практической проблемной задачи действует неадекватно – 1б.
4.2 Умение анализировать образец, действовать по подражанию, показу («Построй из палочек»):
– действует целенаправленно, работает по показу или образцу, заинтересован в конечном результате – 3б;
– целенаправленность резко снижается из–за неустойчивости внимания, пресышения деятельностью, выполняет задание только после подражания действиям взрослого – 2б;
– не целенаправленная деятельность, после обучения пытается строить фигуру, но соответствие образцу не достигается – 1,5б;
– действует неадекватно, бесцельно, хаотично, не доступны даже совместные действия – 1б.
4.3 Элементарные математические представления (Беседа)
– различает количество предметов один и много, большой и маленький, кирпичик, куб, шар –3б;
– принимает и выполняет задание по показу, либо по подражанию, но затрудняется различать предметы по величине, форме по слову –2б;
– не различает много и один, предметы по форме и величине, не понимает и не выполняет задание, действует неадекватно – 1б.
V. Запоминание.
Особенности мнемических процессов («Послушай и выполни»):
– действует в соответствии с инструкцией, запоминает и выполняет 3 – 4 действия – 3б;
– инструкцию понимает, запоминает и выполняет 2 – 3 действия – 2,5б;
– запоминает и выполняет одно действие после неоднократного повторения – 1,5б;
– задание не принимает и не выполняет – 1б.
VI. Общий запас знаний и представлений.
Точность осознанность представлений «Беседа»
– представления об окружающем конкретны, развёрнуты, отвечает на все вопросы – 3б;
– представления об окружающем конкретны, осознанны, но знаний недостаточно, в ответах на вопросы допускает грамматические ошибки – 2,5б;
– представления об окружающем неполноценны, ограничены, знания бессистемны, фраза односложная, аграмматичная – 1,5б;
– представления об окружающем резко ограничены, или отсутствуют, не дифференцирует имя и фамилию или только откликается на свое имя, узнает себя и родителей на фотографии, либо на вопросы не отвечает и отказывается сотрудничать со взрослым – 1б.
VII. Игровая деятельность.
Уровень развития игры (Наблюдение):
– оптимальный уровень (высокий) – выполняет 2–3 предметно-игровых действия, игровые действия носят отобразительный, сюжетный характер,
начинает играть вдвоём со сверстником; использует заместители; игровые действия сопровождает речью – 3б;
– достаточный уровень (средний)– проявляет интерес к играм сверстников, но неустойчивый предпочитает играть в одиночестве или рядом, игровые действия носят отобразительный характер, заместители почти не использует, игру речью не сопровождает, игра не продолжительна – 2б;
– допустимый уровень (ниже среднего) – интерес к игрушкам поверхностный, игровые действия процессуального характера, действиям других детей не подражает, интерес к игрушкам кратковременный – 1,5б;
– критический уровень (низкий) значительное отставание от возрастных нормативов – ребенок самостоятельно не играет, использует игрушки не по назначению (грызёт, стучит, бросает, ломает) – 1б.
VIII. Продуктивные виды деятельности.
Предпосылки к предметному рисунку, согласованность действий обеих рук («Нарисуй», (дорожку, домик, наблюдение):
– предпосылки к предметному рисунку ярко выражены – уверенно держит карандаш, чертит линии, узнает, и называет, что нарисовал, четко определена ведущая рука, наблюдается согласованность действий обеих рук – 3б;
– предпосылки к предметному рисунку на достаточном уровне – пытается нарисовать дорожку, изображая ее многократными, прерывистыми линиями без определенного направления, понимает конечный результат своих действий, определена ведущая рука, но нет согласованности действий обеих рук – 2,5б;
– предпосылки к предметному рисунку на допустимом уровне – есть стремление что-то изобразить (черкание, к конечному изображению безразличен, не выделена ведущая рука, нет согласованности действий обеих рук –1,6б;
– предпосылки к предметному рисунку не сформированы, не использует карандаш для черкания по бумаге, либо действует неадекватно – 1б.
IX. Состояние речевой деятельности (Беседа, наблюдение, логопедическая диагностика):
9.1 Понимание речи
– понимание речи в полном объеме, принимает активное участие в речевом диалоге 3б;
– понимание речи ситуативное, на бытовом уровне – 2б;
– понимание речи недостаточно (импрессивный аграмматизм) плохое понимание жеста, употребление примитивных стандартных жестов – 1,5б;
– не понимает обращенную речь, не может осуществлять функцию общения, не компенсируется мимико–жестикуляторными средствами –1б.
9.2 Состояние речевого аппарата
– анатомическое строение артикуляционного аппарата без отклонений – 3б;
– незначительные нарушения – 2б;
– значительные нарушения строения артикуляционного аппарата –1б.
9.3 Наличие фразовой речи и ее характеристика
– собственная речь фразовая, хорошо понятная для окружающих – 3б;
– собственная речь фразовая, но малопонятная для окружающих – 2б;
– собственная речь состоит из звукоподражаний и отдельных слов – 1,5б;
– собственная речь отсутствует, либо нет даже отраженной речи – 1б;
9.4 Сформированность грамматического строя речи
– отвечает на вопросы фразой, грамматически правильно строит предложения, употребляет простые предлоги –3б;
– отвечает на вопросы словом – 2,5;
– высказывания на уровне звукоподражания, либо лепета –1б.
9.5 Сформированность фонетической стороны речи
– звукопроизношение соответствует возрасту –3б;
– отмечаются незначительные дефекты произношения – 2,5б;
– не сформирована фонетико-фонематическая сторона речи (звуки отсутствуют или замены и смешение звуков) – 1б.
Вывод: (среднее значение данного блока в баллах):
– развитие речи в пределах возрастной нормы
– незначительное отставание в развитии речи
– значительное или выраженное отставание в развитии речи.
Анализ данных, полученных в результате диагностики детей группы, позволит определить фактический уровень развития каждого ребенка, своевременно отследить отклонения в развитии или поведении малыша и общими усилиями с родителями скорректировать коррекционно-развивающие воздействия, опираясь на зону ближайшего развития, не забегая вперед (что может вызвать у детей перенапряжение, потерю интереса к какой-либо деятельности, и не пропуская ни одну ступень в развитии.
В случае невозможности комплексного усвоения воспитанником Программы из-за тяжести физических и (или) психических нарушений, подтверждённых в установленном порядке психолого-медико-педагогической комиссией или психолого-педагогическим консилиумом учреждения, содержание коррекционно-развивающей программы формируется с акцентом на социализацию воспитанника и формирование практически– ориентированных навыков
Источник
Лилия Беденко
Всеобуч для родителей «Психолого-педагогическая диагностика развития ребенка 2–3 лет»
Уважаемые родители! Ранний возраст человека является уникальным и определяющим для всего последующего умственного, физического, речевого и эмоционального развития ребенка. Это период становления функциональных систем, формирования высших корковых функций в результате взаимодействия ребенка с окружающей средой, что особенно интенсивно происходит в первые три года жизни.
В этот период совершенствуются способности мозга принимать сигналы из внешнего мира, перерабатывать и хранить информацию, формируются процессы восприятия, наглядно-действенного и наглядно-образного мышления, памяти, внимания, что создает базу для дальнейшего психического развития. Поэтому отклонения в моторном, психическом, речевом и эмоциональном развитии, которые проявляются уже в раннем возрасте, отрицательно влияющих на дальнейшее развитие ребенка, вызывая трудности в овладении чтением, письмом и счетом, является причиной появления вторичных психологических наслоений и школьной дезадаптации.
Контроль за нервно-психическим развитием детей необходим, чтобы определить уровень развития каждого ребенка. В результате систематического контроля удается не только определить уровень развития каждого ребенка, но и увидеть первоначальные отклонения в его развитии, поведении, а главное, своевременно скорректировать воспитательные воздействия, определив для него индивидуальные психолога – педагогические воздействия.
Система контроля, за развитием ребенка разработанная в нашей стране в 30- е годы в клинике профессора Н. М. Щелованова, затем усовершенствованная Н. М, Аксариной, К. Л. Печорой и другими, имеет методологическую основу, которая отличает ее от тестовых систем, существующих на Западе. У нас контроль опирается на изучение объективных закономерностей хода развития ребенка в определенных условиях воспитания.
Ребенок раннего возраста отличается необыкновенно быстрым темпом развития, поэтому, чем он младше, тем чаще нуждается в своевременном контроле за НПР. А это, в свою очередь, служит основанием для создания необходимых условий – «социальных ситуации», которые обеспечивают «особое сочетание внутренних процессов развития и внешних условии», необходимых для формирования новых качественных достижении в психическом развитии детей.
Контроль за НПР ребенканосит комплексный характер: это оценка состояния здоровья, физического и психического развития детей, их поведения. Роль взрослого в этом процессе заключается в том, что, зная «зону ближайшего развития», он должен своевременно и правильно определять задачи для дальнейшего его хода.
На третьем году жизни оценка уровня развития ребенкаидет по следующим линиям: развитие активной речи; сенсорное развитие; развитие игры и действий с предметами; формирование изобразительной и конструктивной деятельности; развитие общих движении; воспитание навыков самостоятельности.
Диагностика психического развития ребенка 3 года жизни.
1. АКТИВНАЯ РЕЧЬ.
Начинает употреблять сложные придаточные предложения.Появляются вопросы: почему, когда?
Задание 1. Методика. Взрослый не принужденно беседует с ребенком на любую, близкую ему тему. Важно, чтобы ребенок хотя бы раз употребил в своей речи придаточное предложение.
Задание 2. Методика. Взрослый наблюдает за проявлением речевых реакций у ребенка во время кормления, одевания, самостоятельной деятельности. Необходимо, чтобы ребенокхотя бы раз употребил вопрос: «почему?» или «когда?».
2. СЕНСОРНОЕ ВОСПИТАНИЕ.
Подбирает к образцу плоскостные геометрические формы и воспроизводит предмет. Называет основных четыре цвета.
Задание 1. Материал. Плоскостная геометрическая мозаика, к ней карточки с изображением несложных предметов (дом, пароход, дом с забором, в основе которых лежат основные геометрические формы одного цвета.
Методика. Взрослый дает ребенку геометрическую мозаику, карточку-образец и предлагает составить соответствующий предмет, накладывая мозаику на образец.
Задание 2. Материал. Восемь разнообразных предметов, по два одного цвета (например, красный кубик, красная чашка, желтый цыпленок, желтый шар и др.).
Методика. Взрослый показывает ребенкупоочередно один предмет за другим и спрашивает: «Какого цвета шар?» Малыш должен правильно назвать четыре основных цвета.
3. ИГРА. (Появляются элементы ролевой игры.)
Задание 1. Материал. Разнообразные сюжетные игрушки.
Методика. В игровой комнате подобраны атрибуты для разнообразных сюжетных игр. Взрослый в течение 20-30 мин наблюдает за игрой ребенка. Он отражает какой-либо сюжет, выполняет роль и определяет её словом.
Задание 2. Методика. Взрослый наблюдает за игрой ребенка,спрашивает его: «Кто ты?». Ребенок должен назвать свою роль в игре в соответствии с выполняемым действием.
4. КОНСТРУКТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.
Появляются сложные сюжетные постройки.
Материал. Строительный материал (10-14 шт.) по два предмета каждой формы. Величина материала зависит от места игры ребенка (за столом или на полу). Можно дополнительно дать машину, мелкие игрушки.
Методика. Ребенку дают строительный материал и предлагают построить, что он хочет. Малыш делает сюжетную постройку (например, гараж, дорогу к нему, играет с ней.
5. ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.
С помощью пластилина, карандаша, красок изображает простые предметы и называет их.
Задание 1. Материал. Кусок пластилина цилиндрической формы, длиной 4-6 см., диаметром 1,5-2 см.
Методика. Ребенку дают кусок пластилина в виде цилиндра и предлагают что-нибудь слепить. Он лепит предмет и обязательно называет, что слепил. При этом работа должна иметь сходство с названным предметом.
Задание 2. Материал. Лист бумаги (размером с тетрадь, карандаш или краски (гуашь, разведенная до густой сметаны).
Методика. Взрослый предлагает ребенку что-либо нарисовать. Малыш рисует предмет и обязательно называет его. Рисунок должен иметь сходство с предметом.
6. ДВИЖЕНИЯ.
Перешагивает через палку или веревку, горизонтально приподнятую над полом на 30-35 см.
Материал. Палка или веревка длиной 1,5-2м., поднятая на высоте 30-35 см.
Методика. Взрослый предлагает ребенку перешагнуть через палку или веревку.
7. НАВЫКИ.
Самостоятельно одевается, может застегивать пуговицы, завязывать шнурки с небольшой помощью взрослого. Пользуется салфеткой по мере необходимости без напоминания.
Проверка осуществляется в естественных для ребенка условиях (во время выполнения режимных процессов).
По материалам сайта intellportal.ru, ejeweek.ru, nsportal.ru
Источник
Действие с предметами
(2-я группа раннего возраста)
Группа №8 Н–1.0 – 1,4; С–1,5 – 2.4; В – 2.5 – 3.0
№ п/п | Ф.И.ребенка | Различать предметы по величине: собирать пирамидку из 4-5 колец. | Ориентируется в 3-х контр. формах, составлять разрезные картинки из двух частей. | Подбирает по образцу предметы 4-х цветов | Использует в игре предметы-заменители | Отображает отд.действия, знакомые по опыту | Воспроизводит в игре разуч. действия | Индивидуа льный уровень каждого ребенка |
1 | ||||||||
2 | ||||||||
3 | ||||||||
4 | ||||||||
5 | ||||||||
6 | ||||||||
7 | ||||||||
8 | ||||||||
9 |
Итого: В – человек, %; С – человек, % ; Н – 0 человек, 0%
Конструирование
(2-я группа раннего возраста)
Группа № 8 Н – 1,0 – 1,4; С – 1,5 – 2,4; В – 2,5 – 3.0
№ п/п | ФИ ребенка | Знает и называет основные формы строительных деталей (кубик, кирпичик, пластина, призма) | Умеет соотносить детали по размеру, их взаиморасположению. | Устанавливает детали по горизонтали разными способами, комбинирует их размещение | Умеет образовывать перекрытие в постройке | Знает конструктивные свойства строительных деталей (может стоять, лежать, катиться) | Имеет навык плоскостного конструирования | Индивидуальный уровень каждого ребенка |
Итого: В – человек, 0%; С – человек, 0%; Н – человек, 0%
Музыкальное воспитание
(2-я группа раннего возраста)
Группа №8 Н–1.0 – 1,4; С–1,5 – 2.4; В – 2.5 – 3.0
№ п/п | Ф.И.ребенка | Развито умение слушать музыку с изменением характера. | Умеет различать тембровое звучание музык инструм. | Проявляет активность при восприятии плясовых мелодий | Подражает отдельным певческим интонациям | Откликается на песенно-игровые действия взрослых | Индивидуа льный уровень каждого ребенка |
1 | |||||||
2 | |||||||
3 | |||||||
4 | |||||||
5 | |||||||
6 | |||||||
7 | |||||||
8 | |||||||
9 |
Итого: В – человек, %; С – человек, %; Н – 0 человек, 0%
Развитие речи (2-я группа раннего возраста)
Группа № 8 Н – 1,0 – 1,4; С – 1,5 – 2,4; В – 2,5 – 3.0
№ п/п | ФИ ребенка | Развитие связной речи | Развитие словаря | Грамматика | Звуковая культура речи | Индивидуальный уровень каждого ребенка | |||||||||
Ребенок понимает обращенную к нему речь, отвечает на вопросы воспитателя | Вступает в контакт со сверстниками и детьми другого возраста | Умеет задавать вопросы. Просить разрешения и т.п. | Употребляет в речи формы вежливого обращения | Называет предметы, включенные в круг деятельности | Называет действия с предметами, их особенности (крупные части, размер, цвет, качества: теплые, чистый и т. д) | Называет действия с предметами других людей (няня налила в чашку компот и пр.), собственные действия (убрал игрушки, рисую и пр.) | Знает и называет имена близких людей | Использует в речи слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами | Слова в предложении согласовывает по времени, роду, падежу | Говорит спокойно, некрикливо | Правильно пользуется речевым дыханием (говорит на выдохе) | Воспроизводит ритм стихотворения | |||
Итого: В 0 человек; 0%; С 0 человека, 0%; Н 0 человека, 0%.
Развитие экологических представлений (2-я группа раннего возраста)
Группа № 8 Н – 1,0 – 1,4; С – 1,5 – 2,4; В – 2,5 – 3.0
№ п/п | Ф И ребенка | Предметы (объекты) неживой природы | Явления живой природы | Животные | Человек | Познавательные и речевые умения | Практические умения и отношение к природе | Индивидуальный уровень каждого ребенка | |||||||||
Знает и называет песок, камни, землю, глину, свет, воду, солнце | Имеет представления о ярких отличительных признаках и свойствах: песок сухой, мокрый, сыплется, лепится и т.д. | Вода льется, в воде плавают предметы, в снег играют, он холодный и т.д. | Знает растения ближайшего окружения (сада, парка, огорода, цветника), кусты, деревья, травы | Имеет общие представления об отличительных чертах: ствол, листья, цветок, размер, плоды | Знает часто встречающихся в окружении и на картинках домашних и диких животных, птиц, аквариумных рыбок, насекомых | Имеет общие представления о строении, характерных чертах, звуках, которые они издают | Знает некоторые особенности образа жизни животных, ухода за ними (птичку надо кормить) | Знает название частей тела, лица, внешние отличия мальчиков и девочек | Умеет «прочитывать» внешние переживания других детей, реагировать на них | По показу взрослого обследует объекты природы зрительно-осязательным способом, вычленяет признаки и свойства их, находит объект по указанному признаку или свойству | Знает и называет объект, его части, свойства, признаки | Выполняет совместно с воспитателем посильные действия по уходу за растениями и животными | Проявляет желание помочь в уходе, самостоятельно сажает крупные семена и луковицы | Переживает радость, любопытство, удивление, удовольствие при встрече с природой | |||
Итого: В – человек,%; С – человек, %; Н – 0 человек, 0%
Социально-нравственное развитие (2-я группа раннего возраста)
Группа № 8 Н – 1,0 – 1,4; С – 1,5 – 2,4; В – 2,5 – 3.0
№ | ФИ ФИ ребенка | Ребенок и взрослые | Ребенок и сверстники | Отношение ребенка к себе | Индивидуальный уровень каждого ребенка | |||||||||||
Представления и познавательные умения | Практические умения | Представления и познавательные умения | Практические умения | Представления и познавательные умения | Практические умения | |||||||||||
Проявляет интерес к взрослым и их действиям | Различает эмоциональные состояния (смех, слезы) при рассматривании картинок и в живой мимике воспитателя | Показывает и называет на картинке, фото маму, папу, ребенка, их действия | По побуждению и показу воспитателя проявляет доброжелательность к близким, отзывчивость на ? |