Диагностика развития ребенка старшего дошкольного возраста с онр
Диагностика уровня развития детей с ОНР старшей группы по образовательной области «Коммуникация».
Раздел «Развитие речи»
Диагностический материал для обследования. Диагностика уровня развития речи детей дошкольного возраста. (авт.-сост.М.П.Злобенко и др.- Волгоград: Учитель,2011).
Критерии:
- Рассматривание и описание сюжетной картинки.
- Пересказ рассказа без наглядной опоры.
- Составление рассказа – описания.
- Обобщающие понятия. Номинативный словарь
- Называние деталей и частей предмета.
- Предикативный словарь, «Кто что делает?».
- Качественный словарь. Антонимы.
- И.п., мн. число.
- Р.п., мн. число
- Употребление предложно-падежных конструкций.
- Согласование числительного с существительным.
- Согласование прилагательного с существительным среднего рода
- Согласование прилагательного с существительным в падеже (В.п., Т.п.)
- Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
- Образование существительных по аналогии со знакомыми словами.
- Образование приставочных глаголов.
В процессе работы используются различные цели и методические приемы:
Связная речь
Цель: выявить уровень сформированности у детей связной речи, умение ребенка отвечать на вопросы взрослого. Используя практически все части речи, простые предложения, предложения с однородными членами.
- составление предложение по сюжетной картинке (ребенок рассказывает о том, что нарисовано на картинке);
- пересказ рассказа (Логопед читает ребенку рассказ, задает вопросы по его содержанию, после повторного чтения, с установкой на пересказ, ребенок должен рассказ пересказать);
- составление описательного рассказа (Для рассказа – описания игрушки логопед демонстрирует игрушку ребенку и дает инструкцию: «Рассмотри внимательно игрушку и расскажи о ней: что это, какая она, что у нее есть, во что одета, как с ней можно играть?»).
Словарный запас
Цель: выявить уровень сформированности у детей словаря, владение обобщающими понятиями; умение называть части и детали предметов, употреблять в активе различные части речи.
1.Обобщающие понятия. Номинативный словарь.
Ребенку предлагается называть предметы одним словом (по картинкам)
– Стол, стул, шкаф. Что это? (Мебель)
– А какие предметы мебели ты знаешь еще?
– Яблоко, банан, апельсин, что это? ( Фрукты)
– А какие фрукты ты еще знаешь? Ит.д.
2. Называние деталей и частей предмета (с наглядной опорой)
– Что это у тебя? ( Шея, живот, ноготь, колено, грудь, воротник. Пуговица,. рукав.)
3. Предикативный словарь, «Кто, что делает».
Ребенку поочередно предъявляется набор картинок.
Педагог предлагает ребенку ответить на вопросы:
– Как передвигаются птицы? ( Летают)
– Как передвигаются рыбы? ( Плавают) и т.д.
4. Качественный словарь. Антонимы.
Игра «Подскажи словечко» (по предъявлению картинок)
– Волк злой, а бабушка (какая?)…добрая и т. д.
Для выявления уровня импрессивной речи используется картинный материал, дидактический материал и методические приемы:
- показ ребенком предметов, названных логопедом («Покажи где мяч, а где мячик?»);
- показ ребенком действий, названных логопедом («Покажи, где мальчик заходит, выходит?»);
- показ соответствующей картинки ребенком («Покажи, где мальчик дарит цветы девочке, а где девочка дарит мальчику?»)
При изучении сформированности грамматического строя речи используются следующие упражнения и соответствующий дидактический и картинный материал:
- образование множественного числа имен существительных (Игра «Один-много»);
- образование уменьшительно-ласкательных форм имен существительных
( Игра «Назови ласково»);
- согласование прилагательных с имена существительными в роде и числе;
- согласование имен существительных с числительными в роде, числе (Игра «Сосчитай»);
- образование глаголов множественного числа («Девочка идет, а девочки…?»);
- употребление предлогов («Скажи, где сидит птица?»…);
- употребление имен существительных в косвенных падежах (Игра «Кому что дадим?», «Кто чем работает?», «О ком рассказывает …?»);
- образование приставочных глаголов («Скажи, что делает машина?»)
Диагностика уровня знаний детей с ОНР
старшей группы
по образовательной области «Коммуникация».
Раздел «Развитие речи»
Связ-ная речь | Словарный запас | Грамматический строй речи | Словообразование | кол-во баллов | ||||||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | н | к | |
1 | Андреев Сергей | 1 | 1 | 1 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 1 | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1,4 |
2 | Власова Полина | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 2 | 2 | 1 | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1,2 |
3 | Зайцева Эльвира | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1,2 |
4 | Злобин Алеша | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1,1 |
5 | Козлов Толя | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 2 | 1 | 2 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 1 | 2 | 1,4 |
6 | Макарова Настя | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 | 2 | 2 | 1,2 |
7 | Маркин Толя | 1 | 1 | 1 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 1 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1,6 |
8 | Межнова Даша | 1 | 1 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 2 | 1 | 2 | 1 | 1 | 1 | 2 | 2 | 1,4 |
9 | Обшаров Миша | 2 | 2 | 2 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 2 | 3 | 3 | 3 | 3 | 2,8 |
10 | Павлова Алина | 1 | 1 | 1 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 2 | 2 | 2 | 1,7 |
11 | Томилов Егор | 1 | 1 | 1 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 1 | 1 | 2 | 2 | 2 | 1,7 |
12 | Турабаев Милен | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 2 | 2 | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 2 | 1,3 |
13 | Фризин Саша | 1 | 1 | 1 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 1 | 2 | 2 | 1 | 2 | 1,7 |
21 53,8% |
Источник
Ольга Петлюк
Методики диагностики уровня развития коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста с ОНР
Для определения уровня развития коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста с ОНР мною подобраны и апробированы следующие методики:
Методика №1 Метод наблюдения (Е. О. Смирнова, В. М. Холмогорова,ВЛАДОС, 2003г. (Приложение 1)
Цель: первичная ориентировка в реальности детских отношений, выявление конкретной картины взаимодействия детей.
Данный метод является незаменим при первичной ориентировке в реальности детских взаимоотношений. Он позволяет описать конкретную картину взаимодействия детей, даёт много живых, интересных фактов, отражающих жизнь ребёнка в естественных для него условиях. При наблюдении необходимо обращать внимание на следующие показатели поведения детей:
1. Инициативность- отражает желание ребёнка привлечь к себе внимание сверстника, побудить его к совместной деятельности, к выражению отношения к себе и своим действиям, разделить радость и огорчение.
2. Чувствительность к воздействиям сверстника- отражает желание и готовность ребёнка воспринять его действия и откликнуться на предложения. Чувствительность проявляется в ответных на обращение сверстника действиях ребёнка, в чередовании инициативных и ответных действий, в согласовании собственных действий с действиями другого, в умении замечать пожелания и настроения сверстника и подстраиваться под него.
3. Преобладающий эмоциональный фон –проявляется в эмоциональной окраске взаимодействия ребёнка со сверстниками: позитивной, нейтрально-деловой, негативной.
На каждого испытуемого заводится протокол, в котором по приведённой ниже схеме отмечается наличие данных показателей и степень их выраженности.
Критерии оценки параметров Выраженность в баллах
Инициативность
-отсутствует: ребёнок не проявляет никакой активности,
играет в одиночестве или пассивно следует за другими;
-слабая: ребёнок крайне редко проявляет активность
и предпочитает следовать за другими детьми;
-средняя: ребёнок часто проявляет инициативу, однако он не бывает настойчивым;
-ребёнок активно привлекает окружающих детей к своим действиям и предлагает различные варианты взаимодей-
ствия.
Чувствительность к воздействиям сверстника
-отсутствует: ребёнок вообще не отвечает на предложения
сверстников;
-слабая: ребёнок лишь в редких случаях реагирует на ини- циативу сверстников, предпочитая индивидуальную игру;
-средняя: ребёнок не всегда отвечает на предложения сверстников;
-высокая: ребёнок с удовольствием откликается на ини- циативу сверстников, активно подхватывает их идеи и
действия.
Преобладающий эмоциональный фон
-негативный;
-нейтрально-деловой;
-позитивный.
1
2
3
1
2
3
На каждого испытуемого заводится протокол, в котором по приведённой ниже схеме отмечается наличие данных показателей.
Оценка результатов: ответы «да» оцениваются в 1 балл. Ответы типа «нет» оцениваются в 0 баллов. Определяется общая сумма баллов.
Методика №2 Изучение коммуникативных умений детей (М. В. Корепанова, Е. В. Харламова, Москва 2005г.) (Приложение 1)
Цель: исследование развития коммуникативных способностей детей в процессе общения со сверстниками.
Подготовка исследования: приготовить силуэтные изображения рукавичек, два набора из 6 цветных карандашей.
Проведение исследования:
1 серия. Двум детям дают по одинаковому набору карандашей и по одному изображению рукавички и просят его украсить, но так чтобы рукавички составили пару, были одинаковыми. Поясняют, что сначала надо выбрать узор, а потом приступать к рисованию.
2 серия. Аналогична первой, но детям дают один набор карандашей, предупреждая, что карандашами придётся делится.
Во всех сериях дети выполняют задание самостоятельно.
Обработка данных. Анализируется, как происходило взаимодействие детей в каждой серии.
Оценка результатов: ответы типа «да» оцениваются в 1 балл. Ответы типа «нет» оцениваются в 0 баллов. Ответы типа «не знаю» и также ответы типа «иногда» оцениваются в 0,5 балла. По количеству набранных баллов делают выводы о сформированности коммуникативных умений детей.
Методика №3 «Маски» (М. В. Корепанова, Е. В. Харламова, Москва 2005г.) (Приложение 1)
Цель: изучение уровня развития общения, эмоциональное состояние детей.
Подготовка исследования: приготовить изображения четырёх масок,символизирующих: хорошее и плохое настроение, стремление к доминированию или подчинению.
Проведение исследования. Четыре маски выкладывают перед ребёнком со словами: «Посмотри на эти лица. Как ты думаешь, какое лицо чаще всего бывает у тебя, когда ты смотришь на ребят своей группы? А на кого из них ты смотришь обычно вот так (показывают каждую из масок по очереди? А кто из ребят на тебя смотрит чаще всего вот так (опять показывают по очереди каждую из масок?После того как ребёнок выбрал одну из четырёх масок для ответа на первый вопрос, каждую из масок ему дают по очереди, спрашивая, на кого он так смотрит или кто на него так смотрит.
Полученные данные заносятся в протокол.
Оценка результатов: проводится качественный анализ полученных результатов; исходя их критериев «популярный» или «непопулярный», за каждый утвердительный ответ 1 балл, за ответ «нет» 0 баллов, принимается даже отказ.
Источник
Диагностика моторной сферы у дошкольников с ОНР
Для установления характера нарушений произвольной моторики, а также выявления степени задержки или отставания в моторном развитии необходимо обследование детей. Полученные данные служат дополнительным материалом для дифференциальной диагностики речевых нарушений. Они помогают определить средства коррекционного воздействия в процессе занятий и выбрать способы индивидуальной работы.
Для обследования состояния произвольной моторики у детей были использованы тесты Л. А. Квинта в модификации Г. Гельнитца, которые включают в себя следующие разделы:
- обследование произвольной мимической моторики
(качество и объем движений мышц лба, глаз, щек);
- обследование речевой моторики
(сила, точность, объем, переключаемость движений губ, языка, щек);
- обследование тонкой моторики пальцев рук
(качества и степени дифференцированного движения, возможности действий с предметами).
Также при обследовании мелкой моторики рук использовались ряд статических и динамических упражнений, направленных на выявление стабильности выполнения движений, напряжения мышц, силы тонуса и координации движений.
Обследование произвольной мимической моторики
- Поднять брови («Удивление»).
- Слегка сомкнуть веки.
- Прищурить глаза («Яркое солнце»).
- Плотно сомкнуть веки («Стало темно»).
- Сжать губы.
- Придать губам такое положение, которое требуется для игры на духовом инструменте.
- Вытянуть губы как для произнесения звука «о».
- Надуть щеки.
- Оскалить зубы («Заборчик»).
10.Вытянуть губы, как для свиста.
Задания повторяются подряд 3 раза.
Оценка производится по трехбалльной системе:
3 балла – полноценное, четкое выполнение;
2 балла – частичное, недостаточно четкое выполнение;
1 балл – невыполнение более 7 заданий.
Обследование речевой моторики
- Открывание и закрывание рта.
- Рот полуоткрыть, широко открыть, закрыть.
- Имитация жевательных движений.
- Попеременное надувание щек.
- Втягивание щек.
- Оттягивание углов рта как для произнесения звука «и»,
затем губы сделать круглыми — «о», вытянуть губы — «у». - Высовывание «широкого» и «узкого» языка, удержание
заданной позы на счет до пяти. - Покусывание кончика языка.
- Касание кончиком языка поочередно правого и левого
углов рта, верхней и нижней губы («Часы»).
- Упор кончика языка в нижние зубы с одновременным
выгибанием спинки языка («Кошка сердится»). - Присасывание спинки языка к небу, пощелкивание («Поцокаем», «Поехали на лошадке»).
- Поднять кончик языка вверх, облизать верхнюю губу
сверху вниз («Вкусное варенье»). - Произнесение гласных звуков на твердой и мягкой атаке.
Каждое движение повторяется 3 раза.
Оцениваются сила речевых движений (слабые, сильные), точность (неточные, точные), объем (неполный, полный) и переключаемость (медленная, быстрая). Отмечаются наличие синкинезий, девиации языка, быстрота формирования артикуляционного уклада, длительность удержания позы.
Оценка:
3 балла — четкое выполнение движений;
2 балла — незначительные изменения объема, силы и точности движений;
1 балл — отсутствие удержания поз, выраженные изменения силы, точности, объема; трудности переключения речевых движений; девиация языка.
Обследование тонкой моторики пальцев рук
Обследование тонких движений пальцев рук
Определение качества и степени дифференцированности движений:
- Сжать пальцы в кулак.
- Загнуть каждый из пальцев попеременно то на правой,
то на левой руке («Пальчики прячутся»). - Соединить пальцы одной руки с пальцами другой («Пальчики здороваются»).
Обследование действий с предметами
- Выложить узор мозаики.
- Самостоятельно застегнуть пуговицы.
- Вычертить карандашом вертикальные палочки в разлинованной тетради.
- Нанизывать на нитку бусинки.
- Укладывать в коробку правой и левой руками по одной 5 спичек (палочек).
Оценка:
3 балла — четкое выполнение всех заданий;
2 — четкое выполнение одного-двух заданий из предложенных;
1 — выполнение одного-двух заданий из числа предложенных; плохая координация, неловкость движений.
Кинестетический праксис
1. «Кольцо».
Соединить большой и указательный пальцы вместе; остальные пальцы поднять вверх. Пальцы в данном положении удерживать под счет до 10. Упражнение выполняется 3 раза.
2. «Коза».
Вытянуть вперед указательный палец и мизинец. При этом средний и безымянный пальцы прижать большим пальцем к ладони. Упражнение выполняется 3 раза под счет до 10.
3. «Три богатыря».
Поднять вверх указательный, средний, безымянный пальцы, соединенные вместе. При этом большой палец удерживает мизинец на ладони. Упражнение выполняется под счет.
Ребенок должен удержать три пальца вместе в напряженном состоянии под счет до 10.
4. «Заяц».
Вытянуть вверх средний и указательный пальцы. При этом мизинец и безымянный пальцы прижать большим пальцем к ладони. Упражнение выполняется 3 раза под счет до 10.
5. «Солдатики» (упражнение для пяти пальцев).
Удерживать вытянутые напряженные пальцы руки под счет до 10.
Упражнение выполняется 2 раза.
Цель обследования — проверить стабильность выполнения детьми движений, напряжение мышц.
Оценивается как долго каждый ребенок может сохранять напряжение мелкой моторики (пальцев). В норме ребенок в 5 лет может сохранять напряжение в течение 2 мин (с небольшими паузами на расслабление).
Оценка:
3 балла — четкое выполнение всех заданий, удержание напряжения в течение 2 минут;
2 — неустойчивое выполнение заданий, удержание напряжения менее чем на 2 минуты;
1 — неверное выполнение заданий, удержание напряжения менее чем на 1 минуту.
Кинетический праксис
Сила тонуса
1.Сжатие рук взрослого двумя руками.
2.Сжатие руки взрослого одной рукой («Рукопожатие»).
Оценивается сила и длительность мышечного напряжения кистей рук.
Координация движений
1. Вдевание нитки в иголку.
В иголку длиной 35 мм с большим ушком продеть тонкую хлопчатобумажную нить.
2.Упражнение «Ладонь — ребро — кулак». .
Ребенок сам устанавливает удобный темп, проговаривая вслух: «Ладонь — ребро — кулак». Упражнение выполняется 3—4 раза.
3.Упражнение «Коза — заяц». .
Быстрая смена статических упражнений (2, 4), описанных выше.
Упражнение выполняется в среднем темпе, для наглядности можно использовать картинки или одноразовый показ позиций педагогом.
В 5 лет оценивается быстрота переключения с одного движения на другое.
Оценка:
3 балла — правильное выполнение всех заданий;
2 — незначительные изменения объема, силы и точности движений;
1 — неверное выполнение заданий.
При обследовании и в процессе наблюдений учитываются: общий вид ребенка, осанка, отношение к речевой инструкции, активность, ориентировка в пространстве, координация слова с движением, наличие патологических или сопутствующих речи движений, состояние мышечного тонуса, признаки утомляемости, темп движений, упражняемость в моторных навыках.
Источник
В данном разделе представлена подборка методической литературы и наглядного материала для обследования речи детей разного возраста.
Вся информация представлена для ознакомления, авторские права принадлежат авторам.
Перечень материалов:
1. Акименко В.М. Логопедическое обследование детей с речевыми нарушениями.
2. Азова О.И. Логопедическое обследование младших школьников. Часть 1.
3. Белавина Н. Н. Логопедические карточки для обследования речи.
4. Бессонова Т.П, Грибова О.Е. Дидактический материал по обследованию речи детей
5. Быховская А.М. Казова Н.А. Количественный мониторинг общего и речевого развития детей с ОНР. (Методический комплект программы Н.В. Нищевой)
6. Наглядно-дидактические материалы Нищевой Н.В.
7. Волкова Г.А. “Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи”
8. Волкова Г.А. Альбом для исследования фонетической и фонематической сторон речи дошкольников.
9. Громова О.Е., Соломатина Г.Н. .Логопедическое обследование детей 2—4 лет.
10. О.Е. Громова, Г.Н. Соломатина Стимульный материал для логопедического обследования детей 2-4 лет
11. Дмитрова Е.Д. Логопедические карты для диагностики речевых нарушений.
12. Кабанова Т.В., Домнина О.В. Тестовая диагностика: обследование речи, общей и мелкой моторики у детей 3-6 лет с речевыми нарушениями.
13. Кирьянова Р.А. КОМПЛЕКСНАЯ ДИАГНОСТИКА и ее использование учителем-логопедом в коррекционной работе с детьми 5-6 лет, имеющими тяжелые нарушения речи
14. Кирьянова Р.А. Диагностический материал для психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи 5-6 и 6-7 лет.
15. Коненкова И. Д. Обследование речи дошкольников с ЗПР
16. Коненкова И.Д. Обследование речи дошкольников с ЗПР.
17. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Экспресс-обследование звукопроизношения у детей дошкольного и младшего школьного возраста.
18. Коноваленко В.В. Коноваленко С.В. Экспресс-обследование фонематического слуха и готовности к звуковому анализу у детей дошкольного возраста.
19. Крупенчук О.И. Речевая карта для обследования ребёнка дошкольного возраста.
20. Мазанова Е. В. Обследование речи детей: методические указания и картинный материал
21. Смирнова И.А. Логопедический альбом для обследования звукопроизношения
22. Смирнова И.А. Логопедический альбом для обследования фонетико-фонематической стороны речи
23. Смирнова И.А. Логопедический альбом для обследования лексико-грамматического строя и связной речи.
24. Смирнова И.А. Логопедический альбом для обследования лиц с выраженными нарушениями
25. Смирнова И.А. Логопедический альбом для обследования способности к чтению и письму.
26. Иншакова О.Б. Альбом для логопеда.
27. Ткаченко Т.А. – Альбом индивидуального обследования дошкольника.
28. Филичева Т.Б. Туманова Т.В. Дидактические материалы для обследования и формирования речи детей дошкольного возраста.
29. Зайцева Е. С. Шептунова В. К. Тестовая методика обследования речи детей 4-7 лет.
1. Акименко В.М. Логопедическое обследование детей с речевыми нарушениями.
В данном пособии представлена система обследования детей с речевыми нарушениями. В основу логопедического обследования положены общие принципы и методы педагогического обследования: оно должно быть комплексным, целостным и динамическим, но вместе с тем должно иметь свое специфическое содержание, на¬правленное на анализ речевого нарушения.
Для каждой методики обследования разработана таб¬лица, в которую можно занести результаты, а также уровни развития данной функции у детей. Фиксация результатов обследования в таблицах может существенно упростить отчетность логопеда, а также прослеживать динамику коррекционной работы. А представленный уровневый подход к диагностике речевого недоразвития может значительно облегчить сам механизм обследования-дования детей и постановку логопедического заключения. Педагог, используя балльную систему оценки ре¬зультатов обследования, может обоснованно написать заключение, а также в дальнейшем проследить результаты коррекционной работы.
2. Азова О.И. Логопедическое обследование младших школьников. Часть 1.Диагностический комплект
Диагностический комплект предлагает материал для логопедического обследования младших школьников с нарушениями письменной речи. Материалы могут быть использованы для коррекции нарушений устной и письменной речи. Рекомендуется при отборе детей с общим недоразвитием речи в группу по коррекции нарушений письменной речи, при коррекции общего недоразвития речи.
Методика исследования предполагает:
ЧАСТЬ 1. СЛОВАРЬ
ЧАСТЬ 2. ГРАММАТИКА
ЧАСТЬ 3. ЧТЕНИЕ, ПИСЬМО
В комплект входят методические рекомендации к иллюстрациям.
3. Белавина Н. Н. Логопедические карточки для обследования речи.
Логопедические карточки-1
для обследования звукопроизношения и слогового состава слов.
При помощи данного пособия можно проверить и обнаружить нарушения в звукопроизношении ребенка.
Комплект содержит 120 карточек-рисунков (на каждом листе по 4 карточки- рисунка) по группам звуков [с], [с’]; [з], [з*]; [ц], [ж], [ч], [ш], [щ]; [л], [л’], [р], [р’], [й] с разным слоговым составом (один, два, три, четыре слога). Это дает возможность проводить работу с детьми разного возраста и уровня развития речи, постепенно усложняя задания. С помощью карточек-рисунков вы смо¬жете обогатить пассивный и активный словарь детей, развить их внимание, зрительную и речевую память.
Для того чтобы заинтересовать детей, предлагаются различные языковые игры. Кроме того, в пособии представлены народные загадки, в словах-ответах которых есть необходимый звук.
Логопедические карточки-2
для обследования и развития лексико-грамматического строя и связной речи детей. Наглядный материал пособия «Логопедические карточки-2» предназначен для обследования и развития лексико-грамматического строя и связной речи детей. Комплект содержит 60 карточек-рисунков и методические рекомендации.
4. Бессонова Т.П, Грибова О.Е. Дидактический материал по обследованию речи детей
«Дидактический материала по обследованию речи детей», посвящен изучению лексического запаса, грамматического строя связной речи, а так¬же навыков письма и чтения. Пособие базируется на реко¬мендациях, опубликованных в книге «Методы обследования речи детей» под общей редакцией И.Т. Власенко и Г.В. Чиркиной (М., 1992 г.).
Весь языковой материал, в зависимости от уровня его
лингвистической сложности и сроков появления в речи де¬тей, распределен по трем группам: А, Б, В.
5. Быховская А.М. Казова Н.А. Количественный мониторинг общего и речевого развития детей с ОНР. (Методический комплект программы Н.В. Нищевой)
В пособии представлены мониторинг общего и речевого развития детей с ОНР и дидактические карты для количественного анализа оцениваемых показателей раз¬вития, что соответствует Федеральным государственным требованиям к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (Приказ Мин¬обрнауки РФ № 655 от 23,11.2009 г., вступил в действие 16.03.2010 г.). Методика мониторинга позволит учителю-логопеду выявить индивидуально для каждого ре¬бенка, стороны речи, требующие дополнительного коррекционного воздействия.
Представленный мониторинг позволяет провести исследование состоя¬ния общего и речевого развития дошкольников 4—7 лет с ОНР и составить диагностику.
Мониторинг состоит из 4-х блоков: «Раннее психомоторное и рече¬вое развитие, поведение и психическая сфера», «Неречевые психические функции», «Моторная сфера» и «Произносительная сторона речи и рече¬вые психические функции». Учитель-логопед коррекционной группы ДОУ, используя данную методику, имеет возможность сравнить количественные и качественные показатели развития всех языковых компонентов детей в начале и в конце учебного года и получить объективные данные о динамике развития каждого ребенка и группы в целом.
Результаты мониторинга учитель-логопед сможет использовать при:
• планировании коррекционно-образовательной деятельности (подгрупповой и индивидуальной);
• комплектовании подгрупп для организованной деятельности.
Данное пособие является дополнением к наглядно-дидактическим материалам Н.В. Нищевой:
а) Речевая карта ребенка с ОНР от 4 до 7 лет. СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬ¬СТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010.
б) Картинный материал к речевой карте ребенка 4—7 лет. СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2008.
6. Наглядно-дидактические материалы Нищевой Н.В.
1. Речевая карта ребенка с ОНР от 4 до 7 лет (Н.В. Нищева)
2. Картинный материал к речевой карте ребёнка с ОНР от 4 до 7 лет.
Картинный материал позволяет провести исследование состояния общего и речевого развития дошкольника от 4 до 7 лет с общим недоразвитием речи. В пособии представлены методика проведения обследования и необходимые для этого предметные и сюжетные картинки.
7. Волкова Г.А. “Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи”
В пособии представлены схемы обследования детей с такими нарушениями речи, как дислалия, дизартрия, алалия и заикание. Приведены примеры логопедических заключений (диагнозов) и схемы анализа логопедических занятий.
8. Волкова Г.А. Альбом для исследования фонетической и фонематической сторон речи дошкольников.
В логопедическом пособии Профессора Г.А. Волковой представлен дидактический и речевой материал, подобранный с учётом онтогенетического принципа формирования звуков. Этот принцип реализован не только на материале слогов и слов, но также фраз и стихотворного текста. Наглядный материал соответствует восприятию детей среднего, старшего дошкольного и младшего школьного возраста.
9. Громова О.Е., Соломатина Г.Н. .Логопедическое обследование детей 2—4 лет.
Настоящее пособие предназначено для проведения обследования звуковой стороны речи детей начиная с раннего возраста и содержит задания по обследованию произношения звуков раннего и позднего онтогенеза.
Впервые представлено подробное описание нормированного и дефектного произношения гласных и согласных звуков русского языка с использованием символов Международного фонетического алфавита.
Разработаны методические рекомендации для логопедического обследования произносительной стороны речи, включая диагностику звукового строя и слоговой структуры слова.
Совместно с данным пособием рекомендуется использовать «О.Е. Громова, Г.Н. Соломатина Стимульный материал для логопедического обследования детей 2-4 лет»
10. О.Е. Громова, Г.Н. Соломатина Стимульный материал для логопедического обследования детей 2-4 лет
Яркие, наполненные интересным и запоминающимся сюжетным материалом картинки подготовлены с учетом специфики формирования начального детского лексикона и физиологических особенностей становления звуковой стороны речи у маленького ребенка, который начинает овладевать родным (русским) языком. Содержание иллюстративного материала ориентировано на основные программные требования к воспитанию и развитию речи детей в дошкольных образовательных учреждениях. Настоящее пособие содержит разнообразные картинные задания, необходимые для обследования произношения звуков раннего и позднего онтогенеза. Это поможет специалистам квалифицированно оценить состояние звуковой стороны речи детей, начиная с раннего возраста. Однако методические возможности данного иллюстративного материала значительно шире: с помощью картинок можно работать над формированием слоговой структуры, развитием словаря и правильным грамматическим оформлением детских высказываний.
Рекомендуется использовать стимульный материал совместно с методическим пособием О.Е.Громовой и Г.Н.Соломатиной “Логопедическое обследование детей 2-4 лет”, в котором впервые представлена целостная система обследования и описания звуковой стороны речи ребенка с использованием международного фонетического алфавита (МФА).
11. Дмитрова Е.Д. Логопедические карты для диагностики речевых нарушений.
Пособие включает в себя план проведения обследования при разных речевых расстройствах — дизартрии, алалии, заикании, ринолалии, нарушения голоса, при системном недоразвитии речи — как в сокращенном, так и в развернутом вариантах.
12. Кабанова Т.В., Домнина О.В. Тестовая диагностика: обследование речи, общей и мелкой моторики у детей 3-6 лет с речевыми нарушениями.
Представленная в пособии методика тестовой диагностики речи, общей и мелкой моторики у детей 3-6 лет с тяжелыми нарушениями речи поможет выделить как наиболее несформированный, так и благополучный компонент речевой системы ребёнка и, основываясь на этом, разработать коррекционную программу.
13. Кирьянова Р.А. КОМПЛЕКСНАЯ ДИАГНОСТИКА и ее использование учителем-логопедом в коррекционной работе с детьми 5-6 лет, имеющими тяжелые нарушения речи
В книге даны методические рекомендации по организации, содержанию и проведению комплексной диагностики детей шестого года жизни с тяжелыми нарушениями речи.
Предложены схемы логопедического, психолого-педагогического, социального и медицинского обследования детей.
Представлен календарный план подгрупповой и индивидуальной работы учителя-логопеда с детьми разного уровня интеллектуального и речевого развития: низкого, среднего и высокого.
Автор предлагает использовать результаты обследования детей не только в планировании, но и в комплектовании подгрупп, определении временной нагрузки, создании условий для успешной реализации общеобразовательной и коррекционной программ, создании предметно-развивающей среды, в работе с родителями.
14. Кирьянова Р.А. Диагностический материал для психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи 5-6 и 6-7 лет.
В книге представлены схемы обследования детей с тяжелыми нарушениями речи, раскрывается методика исследования речевых и неречевых функций. В качестве дополнительного диагностического материала для получения информации о развитии мелкой моторики, психических функций, фонематических представлений, об умении ориентироваться на листе бумаги предлагается использовать продукты детского творчества. Игры, задания, упражнения, иллюстрации подобраны в книге с учётом возраста и структуры речевого дефекта ребёнка, а также с учётом постепенного усложнения материала. Даны примерные формул