Диагностика развития ребенка смирнова
Стр. 91
Процедура проведения диагностики.
Проба 1. «Грузовичок» («Пирамидка»). Взрослый обращается к ребенку: «Посмотри, какой у меня грузовичок. Его можно собирать и разбирать». Взрослый разбирает игрушку и говорит ребенку: «Чтобы он смог снова ездить, его нужно правильно собрать. Попробуй сам его собрать».
Проба 2. «Конструктор». Взрослый выкладывает на стол набор кубиков из конструктора «Лего» и обращается к ребенку: «Это особые кубики, их можно соединить, и они будут крепко держаться».
Взрослый показывает ребенку, как соединяются детали. «Из этих кубиков можно построить все, что захочется. Построй мне, пожалуйста, домик». Образец в этой пробе не предусмотрен. Если ребенок хочет построить что-то другое, взрослый соглашается с ним. Главное, чтобы взрослый мог проследить, насколько ребенок стремится воплотить замысел.
Поведение ребенка в каждой пробе регистрируется в протоколе в графе «Действия по образцу».
Шкалы оценки параметров предметной деятельности на третьем году жизни ребенка
Параметры | Показатели параметров | Критерии оценки показателей | Баллы |
Виды действий с предметами | Ориентировочно-исследовательские и манипулятивные действия | Отсутствуют: ребенок игнорирует предметы. | 0 |
Использует редко: ребенок некоторое время смотрит на предмет, трогает, затем оставляет, переводит взгляд, не пытается выяснить назначение предмета или совершить с ним какое-либо действие. | 1 | ||
Использует часто: ребенок активно обследует предмет, совершает разнообразные манипуляции с ним. | 2 | ||
Культурно-фиксированные действия | Отсутствуют: ребенок не действует с предметами в соответствии с их назначением. | 0 | |
Использует редко: ребенок совершает одно-два действия данного вида, предпочитает манипулятивные действия. | 1 | ||
Используются часто: ребенок совершает много различных культурно-фиксированных действий. | 2 | ||
Познавательная активность | Эмоциональная вовлеченность в деятельность | Отсутствует: ребенок не обращает внимания на предметы или безразлично смотрит на них, не предпринимает никаких действий с ними; выражает недовольство, отталкивает, разбрасывает предметы. | 0 |
Слабая: ребенок эпизодически проявляет интерес к предметам, часто отвлекается; проявляет интерес или положительные эмоции, но действует с опаской или робко. | 1 | ||
Высокая: ребенок проявляет выраженный интерес к предметам, полностью поглощен деятельностью, действует сосредоточенно, длительно сохраняет интерес; выражает яркие положительные эмоции. | 2 | ||
Настойчивость в деятельности | Отсутствует: ребенок не проявляет настойчивости, после первой же неудачи прекращает деятельность. | 0 | |
Слабовыраженная: ребенок совершает 2—3 попытки решить задачу и теряет интерес к ней. | 1 | ||
Ярко выраженная: ребенок совершает многократные попытки решения задачи. | 2 | ||
Стремление к самостоятельности | Отсутствует: ребенок не стремится действовать самостоятельно, сразу же обращается за помощью ко взрослому или пассивно ожидает помощи. | 0 | |
Слабое: ребенок пытается действовать самостоятельно, но после первой же неудачи обращается ко взрослому. | 1 | ||
Среднее: ребенок не обращается за помощью, а предложенную помощь принимает неохотно либо обращается за помощью, но тут же отказывается от нее, пытаясь действовать самостоятельно. | 2 | ||
Выраженное: ребенок не обращается за помощью и отказывается от помощи, предложенной взрослым, предпочитает действовать самостоятельно. | 3 | ||
Включенность ПД в общение со взрослым | Стремление воспроизводить образец действия | Отсутствует: ребенок игнорирует образец правильного действия, предпочитает действовать по-своему. | 0 |
Слабое: ребенок делает попытку воспроизвести образец, но в целом действует по-своему. | 1 | ||
Среднее: ребенок делает несколько попыток воспроизвести образец, но не доводит правильное действие до конца. | 2 | ||
Сильное: ребенок не прекращает попыток, пока не воспроизведет образец. | 3 | ||
Ориентация на оценку взрослого | Отсутствует: ребенок не ориентируется на оценку взрослого. | 0 | |
Слабая выраженность: ребенок радуется поощрениям и огорчается в ответ на порицание взрослого, но не корректирует действий под влиянием оценки. | 1 | ||
Средняя выраженность: ребенок ищет оценку взрослого, но не всегда учитывает ее в своих действиях. | 2 | ||
Высокая выраженность: ребенок настойчиво добивается оценки взрослого и учитывает ее в своих действиях. | 3 | ||
Речевое сопровождение деятельности | Отсутствует: ребенок не сопровождает действия речью. | 0 | |
Слабое: ребенок редко пользуется речью. | 1 | ||
Выраженное: ребенок активно пользуется речью. | 2 | ||
Целенаправленность | Отсутствует: ребенок не стремится достигнуть правильного результата. | 0 | |
Слабовыраженная: ребенок предпринимает попытки достичь правильного результата, но быстро теряет цель. | 1 | ||
Ярко выраженная: ребенок упорно пытается добиться правильного результата, варьируя способы действия. | 2 |
Анализ результатов и составление заключения
Источник
Стр. 35
Проба 3 . В течение 1 минуты повторяется первая экспозиция, но взрослый время от времени (примерно 3 раза) встряхивает (или сжимает) игрушку, заставляя ее издавать звуки.
Проба 4. Игрушку приближают к ребенку так, чтобы он мог до нее дотронуться, взять в руки, поднести ко рту. Если ребенок не тянется к игрушке, взрослый вкладывает предмет в его руку и придерживает,пока ребенок активно не захватит его. Проба длится 1—2 минуты. Если младенец роняет игрушку и беспокоится, стараясь ее достать, взрослый снова вкладывает ее в ручку ребенка. Если же, выпустив игрушку, младенец не делает попыток ее достать, проба прекращается.
Проба 5. Игрушку прикладывают к губам ребенка в течение 1 минуты.
Поведение ребенка в каждой пробе регистрируется в протоколе. (Форма протокола приводится в прил. 1.)
Отмечаются компоненты комплекса оживления, наличие или отсутствие движений глаз, рта, руки. Проявление комплекса оживления регистрируется только в тех случаях, когда ребенок смотрит на предмет или переводит взгляд со взрослого на предмет. Если младенец адресуется только ко взрослому, комплекс оживления в протоколе не регистрируется, в примечании делается соответствующая пометка («адресуется ко взрослому»). В протоколе проставляется максимальное значение выраженности каждого параметра в конкретной пробе. После окончания диагностической процедуры определяется максимальный балл из зафиксированных во всех пробах.
Шкалы оценки параметров познавательной активности в первом полугодии жизни
Параметры познавательной активности | Критерии оценки параметров | Баллы |
Интерес ребенка к предметам | Отсутствует: ребенок не ищет внешних впечатлений, не смотрит на игрушку или скользит по игрушке безразличным взглядом. | 0 |
Слабый: ребенок время от времени посматривает на игрушку и снова отвлекается. | 1 | |
Средний: ребенок фиксирует взглядом или рассматривает игрушку без выражения сосредоточенности и интереса. | 2 | |
Сильный: смотрит сосредоточенно, пристально всматривается, замирает, выражает интерес или удивление, не отвлекается | 3 | |
Положительные эмоциональные проявления | Улыбка: Отсутствует. | 0 |
Слабая: кратковременная улыбка без размыкания губ, со спокойнй мимикой. | 1 | |
Средняя: улыбка с размыканием губ, довольным выражением лица, но без оживленной мимики. | 2 | |
Яркая: длительная улыбка с размыканием губ, оживленной мимикой, радостным взглядом, смех. | 3 | |
Двигательное оживление: Отсутствует. | 0 | |
Слабое: поворот головы, слабые эпизодические движения ручками илиножками. | 1 | |
Среднее: вскидывание ручек, сгибание ножек, повороты на бок. | 2 | |
Сильное: энергичные многократные шагающие движения ногами, вскидывание ручек, вовлечение в движение корпуса. | 3 | |
Вокализации: Отсутствуют. | 0 | |
Тихий однократный голосовой звук. | 1 | |
Эпизодические голосовые звуки. | 2 | |
Многократные разнообразные голосовые звуки, радостные вскрики. | 3 | |
Познавательные действия | Зрительные действия: Отсутствуют (ребенок не фиксирует взгляд на предмете). | 0 |
Ребенок фиксирует взгляд на предмете. | 1 | |
Ребенок прослеживает взглядом движение предмета. | 2 | |
Ребенок рассматривает предмет с видимым передвижением взора по объекту, наблюдает за его перемещением. | 3 | |
Оральные действия: Отсутствуют. | 0 | |
Ребенок ощупывает предмет губами и языком, кусает, захватывает деснами, лижет языком. | 1 | |
Мануальные действия: Отсутствие мануальных действий. | 0 | |
Ребенок прикасается к приложенному к руке предмету ладонью, пальцами, рефлекторно схватывает. | 1 | |
Ребенок ощупывает, похлопывает, охватывает, царапает предмет, приложенный к руке. | 2 | |
Ребенок протягивает руку к предмету, схватывает предмет, манипулирует игрушкой. | 3 |
Анализ результатов и составление заключения
Источник