Диагностика развития ребенка смирнова

Стр. 91

Процедура проведения диагностики.

Проба 1. «Грузовичок» («Пирамидка»). Взрослый обращается к ребенку: «Посмотри, какой у меня грузовичок. Его можно собирать и разбирать». Взрослый разбирает игрушку и говорит ребенку: «Чтобы он смог снова ездить, его нужно правильно собрать. Попробуй сам его собрать».

Проба 2. «Конструктор». Взрослый выкладывает на стол набор кубиков из конструктора «Лего» и обращается к ребенку: «Это особые кубики, их можно соединить, и они будут крепко держаться».

Взрослый показывает ребенку, как соединяются детали. «Из этих кубиков можно построить все, что захочется. Построй мне, пожалуйста, домик». Образец в этой пробе не предусмотрен. Если ребенок хочет построить что-то другое, взрослый соглашается с ним. Главное, чтобы взрослый мог проследить, насколько ребенок стремится воплотить замысел.

Поведение ребенка в каждой пробе регистрируется в протоколе в графе «Действия по образцу».

Шкалы оценки параметров предметной деятельности на третьем году жизни ребенка

Параметры Показатели параметров Критерии оценки показателей Баллы
Виды действий с предметами Ориентировочно-исследовательские и манипулятивные действия Отсутствуют: ребенок игнорирует предметы. 0
Использует редко: ребенок некоторое время смотрит на предмет, трогает, затем оставляет, переводит взгляд, не пытается выяснить назначение предмета или совершить с ним какое-либо действие. 1
Использует часто: ребенок активно обследует предмет, совершает разнообразные манипуляции с ним. 2
Культурно-фиксированные действия Отсутствуют: ребенок не действует с предметами в соответствии с их назначением. 0
Использует редко: ребенок совершает одно-два действия данного вида, предпочитает манипулятивные действия. 1
Используются часто: ребенок совершает много различных культурно-фиксированных действий. 2
Познавательная активность Эмоциональная вовлеченность в деятельность Отсутствует: ребенок не обращает внимания на предметы или безразлично смотрит на них, не предпринимает никаких действий с ними; выражает недовольство, отталкивает, разбрасывает предметы. 0
Слабая: ребенок эпизодически проявляет интерес к предметам, часто отвлекается; проявляет интерес или положительные эмоции, но действует с опаской или робко. 1
Высокая: ребенок проявляет выраженный интерес к предметам, полностью поглощен деятельностью, действует сосредоточенно, длительно сохраняет интерес; выражает яркие положительные эмоции. 2
Настойчивость в деятельности Отсутствует: ребенок не проявляет настойчивости, после первой же неудачи прекращает деятельность. 0
Слабовыраженная: ребенок совершает 2—3 попытки решить задачу и теряет интерес к ней. 1
Ярко выраженная: ребенок совершает многократные попытки решения задачи. 2
Стремление к самостоятельности Отсутствует: ребенок не стремится действовать самостоятельно, сразу же обращается за помощью ко взрослому или пассивно ожидает помощи. 0
Слабое: ребенок пытается действовать самостоятельно, но после первой же неудачи обращается ко взрослому. 1
Среднее: ребенок не обращается за помощью, а предложенную помощь принимает неохотно либо обращается за помощью, но тут же отказывается от нее, пытаясь действовать самостоятельно. 2
Выраженное: ребенок не обращается за помощью и отказывается от помощи, предложенной взрослым, предпочитает действовать самостоятельно. 3
Включенность ПД в общение со взрослым Стремление воспроизводить образец действия Отсутствует: ребенок игнорирует образец правильного действия, предпочитает действовать по-своему. 0
Слабое: ребенок делает попытку воспроизвести образец, но в целом действует по-своему. 1
Среднее: ребенок делает несколько попыток воспроизвести образец, но не доводит правильное действие до конца. 2
Сильное: ребенок не прекращает попыток, пока не воспроизведет образец. 3
Ориентация на оценку взрослого Отсутствует: ребенок не ориентируется на оценку взрослого. 0
Слабая выраженность: ребенок радуется поощрениям и огорчается в ответ на порицание взрослого, но не корректирует действий под влиянием оценки. 1
Средняя выраженность: ребенок ищет оценку взрослого, но не всегда учитывает ее в своих действиях. 2
Высокая выраженность: ребенок настойчиво добивается оценки взрослого и учитывает ее в своих действиях. 3
Речевое сопровождение деятельности Отсутствует: ребенок не сопровождает действия речью. 0
Слабое: ребенок редко пользуется речью. 1
Выраженное: ребенок активно пользуется речью. 2
Целенаправленность  Отсутствует: ребенок не стремится достигнуть правильного результата. 0
Слабовыраженная: ребенок предпринимает попытки достичь правильного результата, но быстро теряет цель. 1
Ярко выраженная: ребенок упорно пытается добиться правильного результата, варьируя способы действия. 2

Анализ результатов и составление заключения

Источник

Стр. 35

Проба 3 . В течение 1 минуты повторяется первая экспозиция, но взрослый время от времени (примерно 3 раза) встряхивает (или сжимает) игрушку, заставляя ее издавать звуки.

Проба 4. Игрушку приближают к ребенку так, чтобы он мог до нее дотронуться, взять в руки, поднести ко рту. Если ребенок не тянется к игрушке, взрослый вкладывает предмет в его руку и придерживает,пока ребенок активно не захватит его. Проба длится 1—2 минуты. Если младенец роняет игрушку и беспокоится, стараясь ее достать, взрослый снова вкладывает ее в ручку ребенка. Если же, выпустив игрушку, младенец не делает попыток ее достать, проба прекращается.

Проба 5. Игрушку прикладывают к губам ребенка в течение 1 минуты.

Поведение ребенка в каждой пробе регистрируется в протоколе. (Форма протокола приводится в прил. 1.)

Отмечаются компоненты комплекса оживления, наличие или отсутствие движений глаз, рта, руки. Проявление комплекса оживления регистрируется только в тех случаях, когда ребенок смотрит на предмет или переводит взгляд со взрослого на предмет. Если младенец адресуется только ко взрослому, комплекс оживления в протоколе не регистрируется, в примечании делается соответствующая пометка («адресуется ко взрослому»). В протоколе проставляется максимальное значение выраженности каждого параметра в конкретной пробе. После окончания диагностической процедуры определяется максимальный балл из зафиксированных во всех пробах.

Шкалы оценки параметров познавательной активности в первом полугодии жизни

Параметры познавательной активности Критерии оценки параметров Баллы
Интерес ребенка к предметам Отсутствует: ребенок не ищет внешних впечатлений, не смотрит на игрушку или скользит по игрушке безразличным взглядом. 0
Слабый: ребенок время от времени посматривает на игрушку и снова отвлекается. 1
Средний: ребенок фиксирует взглядом или рассматривает игрушку без выражения сосредоточенности и интереса. 2
Сильный: смотрит сосредоточенно, пристально всматривается, замирает, выражает интерес или удивление, не отвлекается 3
Положительные эмоциональные проявления Улыбка: Отсутствует. 0
Слабая: кратковременная улыбка без размыкания губ, со спокойнй мимикой. 1
Средняя: улыбка с размыканием губ, довольным выражением лица, но без оживленной мимики. 2
Яркая: длительная улыбка с размыканием губ, оживленной мимикой, радостным взглядом, смех. 3
Двигательное оживление: Отсутствует. 0
Слабое: поворот головы, слабые эпизодические движения ручками илиножками. 1
Среднее: вскидывание ручек, сгибание ножек, повороты на бок. 2
Сильное: энергичные многократные шагающие движения ногами, вскидывание ручек, вовлечение в движение корпуса. 3
Вокализации: Отсутствуют. 0
Тихий однократный голосовой звук. 1
Эпизодические голосовые звуки. 2
Многократные разнообразные голосовые звуки, радостные вскрики. 3
Познавательные действия Зрительные действия: Отсутствуют (ребенок не фиксирует взгляд на предмете). 0
Ребенок фиксирует взгляд на предмете. 1
Ребенок прослеживает взглядом движение предмета. 2
Ребенок рассматривает предмет с видимым передвижением взора по объекту, наблюдает за его перемещением. 3
Оральные действия: Отсутствуют. 0
Ребенок ощупывает предмет губами и языком, кусает, захватывает деснами, лижет языком. 1
Мануальные действия: Отсутствие мануальных действий. 0
Ребенок прикасается к приложенному к руке предмету ладонью, пальцами, рефлекторно схватывает. 1
Ребенок ощупывает, похлопывает, охватывает, царапает предмет, приложенный к руке. 2
Ребенок протягивает руку к предмету, схватывает предмет, манипулирует игрушкой. 3

Анализ результатов и составление заключения

Источник