Диагностика развития ребенка с овз в доу

Психолого – педагогическая диагностика, как инструмент педагога для коррекционной работы с детьми ОВЗ.

«Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях,

то она должна, прежде всего, узнать его тоже во всех отношениях»

К.Д. Ушинский

Своевременная диагностика может предоставить надёжный прогноз последующего развития и обучения ребёнка, также благополучность коррекционно – развивающей работы. Только при правильно организованной и результативной диагностики возможно дальнейшая коррекционно – развивающая работа направленная не только на ликвидацию имеющегося дефекта, но и на стимуляцию всех звеньев сенсомоторного развития. Результаты обследования делают возможным определить прогноз дальнейшего развития ребёнка и направления развивающей коррекционной работы с ним.

Диагностическая работа по обследованию детей с ОВЗ  в ДОУ проводится в четыре этапа:

  • Первый этап – Педагогическая диагностика – осуществляется воспитателями образовательной организации с детьми с ОВЗ.
  • Второй этап –  психолого – педагогическая диагностика отклонений в развитии ребенка. Проводится специалистами ДОУ  – педагогом –психологом и логопедом ДОУ.
  • Третий этап – Проводится углублённое обследование ребёнка с ОВЗ направленного на  ПМПК, Комплексной диагностикой психолого –медико – педагогическим консилиумом дошкольного образовательного учреждения  для организации коррекционно-развивающей работы.
  • Четвертый этап –  дифференциальная диагностика, которая проводится  психолого – медико – педагогической комиссией.

Психолого-педагогическая диагностика – это оценочная практика, направленная на изучение индивидуально-психологических особенностей ребёнка.

Для проведения диагностики целесообразно следовать следующему алгоритму:

  • определение цели и задач диагностики;
  • подбор критериев и показателей для определения результативности;
  • выбор методик изучения;
  • подготовка диагностического инструментария;
  • проведение диагностики;
  • формулирование выводов по результатам диагностики.

Психолого-педагогическая диагностика  является одним из компонентов комплексного подхода в изучении  развития детей с ОВЗ.
Разделяется на:

  • Педагогическая, проводится воспитателями.
  • Комплексная психолого-педагогическая диагностика детей с ОВЗ, проводится специалистами ДОУ.

Диагностика  строится с опорой на ряд принципов:

  1. Комплексное изучение развития ребенка с ОВЗ. Реализация комплексного подхода означает, что обследование осуществляется группой специалистов (дефектолога, педагога-психолога, логопеда, инструктора по физической культуре, музыкального руководителя, воспитателя).
  2. Системный подход к диагностике развития ребенка с ОВЗ. Этот принцип опирается на представление о системном строении психики и предполагает анализ результатов деятельности ребенка на каждом из ее этапов.
  3. Динамический подход к изучению ребенка с ОВЗ предполагает учет возрастных особенностей ребенка при организации обследования, выборе диагностического инструментария и анализа результатов изучения.
  4. Выявление и учет потенциальных возможностей ребенка. Потенциальные возможности ребенка определяют возможности и темп усвоения новых знаний и умений. Эти возможности выявляются в процессе сотрудничества ребенка со взрослым при усвоении ребенком новых способов действий.
  5. Качественный анализ результатов психодиагностического изучения ребенка.

Воспитатели:

В основе диагностики  лежит метод – наблюдение, в ходе образовательной деятельности наблюдать за активностью детей в спонтанной и специально организованной деятельности.

Результатом диагностики является индивидуальная траектория развития каждого ребенка, которая воспитателем выстраивается 2 раза в год.

Специалисты:

 Комплексная диагностика детей с ОВЗ, направлена на выявление их особых  образовательных потребностей. В ее основе лежит метод – создание специальных диагностических ситуаций для оценки индивидуальной динамики детей.

Инструментарий для нее – индивидуальная  карта развития ребенка.

Логопед:

Обследование состояния речи ребенка с ОВЗ включает исследование:

-произносительной стороны речи;

-лексико-грамматических навыков;

-фонетико-фонематических навыков.

 Для педагога – психолога:

Психологическое исследование ребёнка – включает в себя методы диагностики:

  • изучает документы ребенка;
  • проводит беседу с родителями и индивидуальные беседы с ребенком для установления контакта, выявление особенностей психики в процессе личного общения с ребенком;
  • осуществляет наблюдение за ребенком в различных видах деятельности;
  • изучает результаты деятельности детей (рисунки, поделки);
  • проводит психологическую диагностику (с учетом возраста и цели исследования), выявляя особенности:

– восприятия, зрительного (величины, формы, цвета); слухового; пространственного (взаиморасположение частей, расположение изображения на месте, размеры изображения, различение правой и левой стороны и др.); целостность и обобщенность восприятия;

– представлений (соответствие представлений реальному миру) и воображения (оригинальность, стереотипность, причудливость и др.);

Читайте также:  Развитие ребенка в теле матери

– внимания (произвольность, концентрация, устойчивость, способность распределения и переключения); способность к волевым усилиям и саморегуляции; работоспособность (когда и при каких видах работы наступает утомление);

– памяти (слуховой, зрительной), объем и качество кратковременной и долговременной памяти;

– речи (понимание обращенной речи, активный и пассивный словарь, звукопроизношение, фонематическое восприятие).

– мышления (операции с единичным и несколькими признаками, создание целостного образа из частей, способность к обобщению, пониманию смысла и установлению причинно-следственных связей);

– ведущей деятельности (учебной, трудовой, игровой): целенаправленность; наличие и стойкость интереса к заданию; темп деятельности и наличие навыка самоконтроля в ходе выполнения задания; самостоятельность в работе; использование помощи (организационной, наводящей, уточняющей, разъясняющей);

– эмоционально-волевой сферы (реакции на ситуацию обследования и адекватность поведения в этой ситуации; выраженность эмоциональных проявлений); особенности контакта (активность, нежелание общаться, проявления страха); адекватность эмоционального реагирования на похвалу, порицание при выполнении предложенного задания, степень выраженности реакции (улыбается, плачет, кричит, бросает вещи, грубит и др.);

– самооценки и уровня притязаний (адекватная, завышенная, заниженная); особенности направленности личности, наличие тенденции к беспокойству, страхам, тревожности; значимые для ребенка качества при построении взаимоотношений со сверстниками и взрослыми.

В качестве источников диагностического инструментария я взяла научно-практические разработки:

Немов Р.С. «Диагностика познавательных процессов дошкольников», Забрамной С.Д. «Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей».

Данная методика представляет собой комплексную систему,  включает в себя

  • исследование зрительного восприятия;
  • пространственного восприятия и ориентировки в пространстве;
  • воспроизведения сложной формы;
  • зрительного внимания;
  • исследования осязательного и слухового восприятия.

Таким образом, все результаты системы психолого – педагогической диагностики в соответствии с ФГОС используются исключительно для:

  • Оптимизации работы с группой детей (выбор наилучших форм, методов и принципов обучения);
  • Индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории и профессиональной коррекции особенностей его развития).

Источник

Психолого-медико-педагогическое обследование детей с ограниченными

возможностями здоровья

Для успешности воспитания и обучения детей с ОВЗ необходима правильная оценка их возможностей и выявление особых образовательных потребностей. В связи с этим особая роль отводится психолого-медико-педагогической диагностике, позволяющей:

  • своевременно выявить детей с ограниченными возможностями;
  • выявить индивидуальные психолого-педагогические особенности ребенка с ОВЗ;
  • определить оптимальный педагогический маршрут;
  • обеспечить индивидуальным сопровождением каждого ребенка с ОВЗ в дошкольном учреждении;
  • разработать программы коррекционной работы;
  • оценить динамику развития и эффективность коррекционной работы;
  • определить условия воспитания и обучения ребенка;
  • консультировать родителей ребенка.

Одним из основных принципов диагностики нарушенного развития является комплексный подход, который включает всестороннее обследование, оценку особенностей развития ребенка с ОВЗ всеми специалистами и охватывает познавательную деятельность, поведение, эмоции, волю, состояние зрения, слуха, двигательной сферы, соматическое состояние, неврологический статус. Следовательно, изучение ребенка включает медицинское и психолого-педагогическое обследование.

Медицинское обследование начинается с изучения данных анамнеза. Анамнез собирается врачом и составляется на основании ознакомления с документацией ребенка и беседы с родителями (или лицами, их заменяющими).

Личный анамнез ребенка содержит следующие сведения: особенности беременности матери; длительность приема лекарственных препаратов и влияние вредных факторов на беременность; особенности родов; характер помощи во время родов; наличие у ребенка врожденных пороков развития, судорог и др.; вес ребенка при рождении, время начала его кормления, срок пребывания в роддоме. Перечисляются перенесенные ребенком заболевания, особенности лечения, наличие осложнений. Указывается, где, как и кем воспитывался ребенок до момента поступления вдошкольное учреждение.

В семейном анамнезе анализируются данные о семье ребенка и наследственности; описывается состав семьи, возраст и образовательный уровень каждого ее члена, характерологические особенности родителей; фиксируются психические, неврологические, хронические соматические заболевания родственников, патологические особенности их физического облика. Описываются семейно-бытовые условия, з которых воспитывается ребенок, место и характер работы родителей; дается оценка взаимоотношений в семье, отношения к ребенку; фиксируются случаи приверженности одного или обоих родителей к алкоголю или наркотикам.

Читайте также:  Упражнения на коррекцию развития речи ребенка

Педагоги и воспитатели знакомятся с результатами медицинского обследования по документации: изучают историю развития ребенка, заключения специалистов. Это поможет им сориентироваться в имеющихся у ребенка проблемах и создать необходимые условия для его развития в дошкольном учреждении.

Психолого-педагогическое обследование является одним из компонентов комплексного подхода в изучении умственного развития детей с ОВЗ. Его результаты могут рассматриваться в совокупности с другими данными о ребенке.

Организация воспитания и обучения детей с ОВЗ ставит вопросы изучения и выявления особенностей познавательной деятельности, установления характера нарушений, потенциальных возможностей ребенка и дает возможность прогнозировать его развитие.

Основной целью применения психологической диагностики является определение уровня умственного развития и состояния интеллекта детей с ОВЗ, поскольку эта категория дошкольников представляет исключительное разнообразие. Психологическое обследование проводит психолог. Психодиагностическое обследование ребенка с проблемами в развитии должно быть системным и включать в себя изучение всех сторон психики (познавательная деятельность, речь, эмоциокалъко-волевая сфера, личностное развитие). В качестве источников диагностического инструментария можно использовать научно-практические разработки С. Д. Забрамной, И. Ю. Левченко, Е. А. Стребелевой, М. М. Семаго и др. Качественный анализ предполагает оценку особенностей процесса выполнения ребенком заданий и допускаемых ошибок на основе системы качественных показателей.

Выделяют следующие качественные показатели, характеризующие эмоциональную сферу и поведение ребенка:

  • особенности контакта ребенка;
  • эмоциональная реакция на ситуацию обследования; У реакция на одобрение;

реакция на неудачи;

  • эмоциональное состояние во время выполнения заданий; ^ эмоциональная подвижность;
  • особенности общения;
  • реакция на результат.
  • Качественные показатели, характеризующие деятельность ребенка: ^ наличие и стойкость интереса к заданию;
  • понимание инструкции;
  • самостоятельность выполнения задания;
  • характер деятельности (целенаправленность и активность);
  • темп и динамика деятельности, особенности регуляции деятельности;
  • работоспособность; V организация помощи.

Качественные показатели, характеризующие особенности познавательной сферы и моторной функции ребенка:

  • особенности внимания, восприятия, памяти, мышления, речи;
  • особенности моторной функции.

В комплексной оценке психического развития и потенциальных возможностей детей с комплексными нарушениями для определенного содержания дальнейшего обучения важным является педагогическое обследование. Педагогическое изучение предусматривает получение сведений о ребенке, раскрывающих знания, умения, навыки, которыми он должен обладать наопределенном возрастном этапе, установление основных проблем в обучении, темпа усвоения материала, выявление особенностей образовательной деятельности дошкольников с ОВЗ. Интересующие сведения можно получить при использовании таких методов, как непосредственная беседа с ребенком и родителями, анализ работ дошкольника (рисунков, поделок и др.), педагогическое наблюдение. Педагогическое наблюдение должно быть специально спланированным, точно ориентированным и систематическим. Оно позволяет оценить степень сформированности деятельности в целом — ее целенаправленность, организованность, произвольность, способность к планированию действий. Особенно важно наблюдение за познавательной активностью ребенка, в процессе которого отмечается мотивационный аспект деятельности, свидетельствующий о личностной зрелости дошкольника. В ходе педагогического наблюдения ребенку предлагается:

  • назвать свое полное имя, фамилию, возраст, домашний адрес;
  • рассказать о семье, назвать имя и отчество мамы, папы; место работы родителей;
  • назвать имена и отчества близких взрослых, имена сверстников;
  • рассказать об основных правилах поведения на улице, в общественных местах; о

любимом занятии дома и др.

Полученные сведения позволяют в дальнейшем целенаправленно вносить коррективы в организацию процесса воспитания и обучения детей с ОВЗ

Источник

Муниципальное казённое дошкольное образовательное

учреждение Куйбышевского района  – детский сад комбинированного вида «Солнышко»

Особенности психолого-педагогической диагностики для детей с ОВЗ в условиях ДОУ «Солнышко»

  Подготовила: 

,

учитель – дефектолог

Куйбышев, 2016

Для успешности воспитания и обучения детей с ОВЗ необходима правильная оценка их возможностей и выявление особых образовательных
потребностей. В связи с этим особая роль отводится психолого-медико-
педагогической диагностике, позволяющей:

    своевременно выявить детей с ограниченными возможностями; выявить их индивидуальные психолого-педагогические особенности; определить индивидуальный образовательный маршрут; обеспечить индивидуальным сопровождением каждого ребенка с
    ОВЗ в дошкольном учреждении; спланировать коррекционные мероприятия, разработать индивидуальные программы коррекционной работы; спланировать мероприятия по развитию предпосылок одаренности у воспитанников; оценить динамику развития и эффективность коррекционной работы; определить условия воспитания и обучения ребенка; консультировать родителей ребенка с ОВЗ.
Читайте также:  Задержка речевого развития у ребенка 3 лет комаровский

В нашем ДОУ  разработана система психолого-педагогической диагностики детей с ОВЗ.

Диагностика  начинается с изучения данных анамнеза.

Мы  знакомимся с результатами медицинского обследования по документации: изучаем историю развития ребенка, заключения врачей-специалистов. Это помогает нам сориентироваться в имеющихся у ребенка проблемах и создать необходимые условия для его развития в дошкольном учреждении.

Психолого-педагогическая диагностика  является одним из компонентов комплексного подхода в изучении  развития детей с
ОВЗ. Разделяется на:

    Педагогическая, проводится воспитателями общеобразовательных, компенсирующих и комбинированных групп; Комплексная психолого-педагогическая диагностика детей с ОВЗ. Ее проводят  специалисты сопровождения: педагог-психолог, учитель-дефектолог, учитель-логопед.

Диагностика  строится с опорой на ряд принципов:

Комплексное изучение развития ребенка с ОВЗ. Реализация комплексного подхода означает, что обследование осуществляется группой специалистов (учителя-дефектолога, педагога-психолога, учителя-логопеда, инструктора по физической культуре, музыкального руководителя, воспитателя). Системный подход к диагностике развития ребенка с ОВЗ. Этот принцип опирается на представление о системном строении психики и предполагает анализ результатов деятельности ребенка на каждом из ее этапов. Динамический подход к изучению ребенка с ОВЗ предполагает учет возрастных особенностей ребенка при организации обследования, выборе диагностического инструментария и анализа результатов изучения, Выявление и учет потенциальных возможностей ребенка. Потенциальные возможности ребенка определяют возможности и темп усвоения новых знаний и умений. Эти возможности выявляются в процессе сотрудничества ребенка со взрослым при усвоении ребенком новых способов действий. Качественный анализ результатов психодиагностического изучения ребенка.

В основе диагностики  осуществляемой воспитателем  лежит метод:

    Наблюдение – в ходе образовательной деятельности за активностью детей в спонтанной и специально организованной деятельности.

Проводится 2 раза в год (октябрь, апрель). Инструментарий для педагогической диагностики – карта наблюдений детского развития, позволяющая фиксировать индивидуальную динамику и перспективы развития каждого ребенка в ходе реализации образовательных областей, заполняется с момента поступления ребенка в ДОУ до завершения дошкольного образования. Результатом диагностики является индивидуальная траектория развития каждого ребенка, которая воспитателем выстраивается 2 раза в год.

Комплексная диагностика детей с ОВЗ специалистами, направлена на выявление их особых  образовательных потребностей. В ее основе лежит метод

    Создание специальных диагностических ситуаций для оценки индивидуальной динамики детей.

Проводится 3 раза в год:  вводная – в сентябре, промежуточная – в январе, итоговая – в мае. В комплексе диагностики  разработаны критерии оценок, соответствующие возрастным возможностям детей.

Инструментарий для нее – индивидуальная  карта развития ребенка.

Психологическое обследование проводит педагог-психолог. Оно включает в себя методы диагностики:

    Познавательных процессов Мышления Психодиагностика личностных и межличностных отношений у дошкольников.

В качестве источников диагностического инструментария мы берем научно-практические разработки «Диагностика познавательных процессов дошкольников», «Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей».

Оценить разные стороны зрительного восприятия,  его функции позволяет методика  , Осиповой  Л. Б. «Психолого-педагогическое обследование ребенка», которую осуществляет учитель-дефектолог.

Данная методика представляет собой комплексную систему,  включает в себя

    исследование зрительного восприятия; пространственного восприятия и ориентировки в пространстве; воспроизведения сложной формы; зрительного внимания; исследования осязательного и слухового восприятия.

Обследование состояния речи ребенка с ОВЗ осуществляет учитель-логопед по методике , включает исследование:

    произносительной стороны речи лексико-грамматических навыков фонетико-фонематических навыков.

Таким образом, все результаты системы психолого – педагогической диагностики в соответствии с ФГОС используются исключительно для:

    Индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории, профессиональной коррекции особенностей его развития), Оптимизации работы с группой детей (выбор наилучших форм, методов и принципов обучения).

Источник