Диагностика развития ребенка по абдурасуловой
| ||||
| ||||
Источник
23
45
..
67 , , , [6], [7]. .
, ,
24
. – , .
– 45- .
-, , ([1], [3], [5] .).
, .. , .. , .. [7]. , – , , – .
(.. , .. ), , , 45- .
, , , , , , , , .
, , , . .
, , , .
, , -, , .
( , ).
(), . , . . , . , .
25
. , , , , . .
, . (, .).
, , , . . , , . , , , . , , .
( 18).
. , , . (), . , ( .. ). , 22, , .
– , . . , . , , . ( , ). – , , .. , .
, : , , .
. . . ,
26
, . , , .
. .
. (, , ). , , . . , , .
( , ) , ., , , , . , . .
. . .
[4].
, , ( 18).
, , . () , . , 2, 3 4 , .
. . , , ,
27
(, ). , , . : , , , , . ( 20) , . .
2, 3 4 . . : , , , . : , , , . , . : , , , , . .
. . , .
. . .2.
(), . 247 .
30 35 . , , .
, , (.1).
σ | σ | V | V | σ | σ | V | V | ||||||
I | 1. | 12 | 11 | 2,8 | 2,2 | 23 | 20 | 12 | 12 | 2,5 | 2,4 | 21 | 20 |
II | |||||||||||||
1. , | 10 | 6 | 5 | 4,7 | 50 | 78 | 14 | 9 | 2,3 | 3,8 | 16 | 42 | |
2. – | 9 | 9 | 4,7 | 5,3 | 52 | 59 | 15 | 14 | 4,1 | 5,7 | 27 | 41 | |
3. | 7 | 9 | 4,2 | 2,9 | 60 | 32 | 12 | 11 | 3,5 | 3,5 | 29 | 32 | |
4. | 9 | 9 | 3,6 | 4,6 | 40 | 51 | 12 | 10 | 3,3 | 5,2 | 28 | 52 | |
5. | 7 | 8 | 2,7 | 2,9 | 39 | 36 | 11 | 9 | 2,6 | 2,8 | 24 | 31 | |
8 | 9 | 4,5 | 5,2 | 56 | 58 | 12 | 11 | 4,1 | 5,8 | 34 | 53 | ||
IV | 5 | 4 | 2,6 | 2 | 52 | 50 | 8 | 8 | 2,4 | 3 | 30 | 38 | |
. , ; , σ , V . |
4 5 . 0,05. , , . .
,
28
. 4- 5-, , , , , .
, . (. . 1).
, , , ,
29
, .
, , 5- , , 4- .
– , . . , , – .
, ; , . , . .
, . . .
, -, , .
, , . , , .
, , , . . 2. .
2
, %
, -, . , , , . ,
30
4 5 (. . 2). .
, . , – .
– ( ) 4 , ( 49%). 5- 2% . , . 4- 29%, 5- 35 %. , . 22% 4 62% 5 . , – .
4- , , . 55%. 2 (24%). (42%) , ; 58 %. , 5- 18%. , , , , , 2 , , – .
– ( ) 4 , (39%). 5- 19%. , : 39 % 4 , 14% 5 . , . 4- 22%, 5- 67%. , .
4-
31
. , 12 , : 41%. 27%, 32%. , 5- , .3.
3
4 5 , %
, | ||||||||||||
4 / 5 | – 4 / 5 | 4 / 5 | – 4 / 5 | 4 / 5 | – 4 / 5 | 4 / 5 | – 4 / 5 | 4 / 5 | – 4 / 5 | 4 / 5 | – 4 / 5 | |
9/9 | 17/28 | 16/16 | 19/19 | 13/9 | 28/14 | 9/18 | -/11 | 9/11 | 19/14 | 11/18 | 19/11 | |
24/33 | 19/19 | 27/31 | 22/22 | 20/22 | 31/25 | 24/33 | -/39 | 22/29 | 22/31 | 36/20 | 31/25 | |
33/18 | 8/22 | 22/20 | 17/25 | 38/36 | 6/31 | 33/20 | -/14 | 36/22 | 17/19 | 18/29 | 0/17 | |
24/20 | 44/19 | 24/24 | 19/19 | 2519 | 25/19 | 20/20 | -/19 | 24/27 | 25/19 | 22/24 | 25/31 | |
9/20 | 11/11 | 11/9 | 22/14 | 9/11 | 11/11 | 13/9 | -/17 | 9/11 | 17/17 | 13/9 | 25/17 | |
: 4- , 5-. 4- |
. 4- , . 47%. 5- 30%. (39% 4- ). 5- 39% . 14% . 5- 30% , .. , , .
. 3, , .
, , , 4- 5- .
32
, : , , , , .
( 23 ) . . ( 1) . (=0,69) (=0,68). – (=0,88), (=0,83) (= 0,87). . .
. , … , , , 0,53 (=0,05), , .
, .. , [2]. , .. . , (6 ). 35 .
. χ2 (. 4).
4
χ2 3,3635. , .
, ( 45 ), ( ). ,
33
.
, . , , , .
, , . χ2(.5).
5
χ2 6,635 ( ). <0,01 , 6 . , , – .
, , , , , . . ( 1) . (<0,60) . , 0,01, :
34
.
, , , , – .
1. .. . ., 1993.
2. .. // . 1994. . 1. 1. . 2836.
3. / . .. , .. . ., 1978.
4. / . .. , .. . .: , 1981.
5. .., .. . .: ,1987.
6. .. . ., 1991.
7. / . .. , .. . ., 1995.
8. .. . ., 1988.
26.VI 1996 .
Источник
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ
МОТИВАЦИОННОЙ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ
СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ
Вайцель Олеся Викторовна
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №17» компенсирующего вида
г.Новокузнецк
Психологи и педагоги озабочены тем, что ежегодно увеличивается рост детей неготовых к школе, не желающих идти в общеобразовательные учреждения, среди которых все чаще попадают дети с достаточно высоким уровнем умственного развития и овладевшие навыками чтения и счета еще до школы. Поэтому самым актуальным на сегодняшний день является направление «Мотивационная готовность ребенка к школе», который имеет социальный заказ со стороны родителей и педагогов.
Мотивационная готовность к школьному обучению является частью личностной готовности, а значит и психологической готовности к школе.
Проблема мотивационной готовности не является достаточно разработанной, но существует большое количество методов, позволяющих изучать мотивационную сферу поступающего в школу ребёнка. Психологи интересуются вопросом мотивационной готовности детей к школе, прежде всего потому, что в практике обнаруживается зависимость между характером мотивации и деятельностью, между мотивацией ученика и успешностью его обучения.
Анализ диагностического обследования психологической готовности детей дошкольного возраста к школе показывает, что необходимо подготавливать детей подготовительных групп к освоению некоторых самых главных учебных умений и мотивов, так как это влияет на способность справляться с учебной нагрузкой и адаптироваться к школьной жизни.
Начало школьного обучения – это важный и закономерный этап на жизненном пути каждого ребенка. Это переход к новому образу жизни и условиям деятельности, к новому отношению к самому себе и своей деятельности; новым взаимоотношениям со взрослыми и сверстниками; новому положению в обществе.
Успешность школьного обучения во многом определяется тем, насколько ребенок хочет учиться, стать учеником, ходить в школу. Эта новая система потребностей, связанная со стремлением ребенка стать школьником, выполнять новую, общественно значимую деятельность, образует внутреннюю позицию школьника.
Первоначально эта позиция далеко не всегда связана с полноценным желанием ребенка учиться и получать знания. Многих детей привлекают в первую очередь внешние атрибуты школьной жизни: новая обстановка, яркие портфели, тетради и ручки и желание получать оценки.
Большинство родителей не придают особого значения желанию ребёнка пойти в школу, делая акцент лишь на интеллектуальной и специальной готовнос ти к обучению. Психолог А.Н. Леонтьев пи сал: «Сознательность знаний характеризует ся именно тем, какой смысл приобретают они для человека».
Для успешного обучения в школе ребенок должен быть уверен в себе, в своих силах, своих возможностях и способностях, с достаточно развитой способностью взаимодействовать с другими детьми, развитой произвольностью и сформированной учебной мотивацией.
Одной из актуальных проблем является мотивационная подготовка ребенка к школе. В настоящее время модель деятельности педагога-психолога в нашем дошкольном учреждении по формированию мотивационной готов ности детей к школьному обучению выглядит следующим образом.
Структура работы педагога-психолога МДОУ
по мотивационной подготовке детей к школе
Педагог-психолог
Школа
Дети
Родители
Педагоги
Диагностика
Коррекция
Просвещение
Консультация
Просвещение
Консультация
Первичная
Повторная
Индивидуальная
Групповая
Родительские собрания
Папки-передвижки
Информация на стенде
Индивидуальные консультации
Тематическое консультирование
Выступления на педсоветах
Информация на стенде
Консультирование по итогам диагностики
Тематическое консультирование
I блок – работа с детьми
Диагностика
В начале учебного года проводится предварительная диагностика детей подготовительных к школе групп с целью определения доминирования познавательного или игрового мотива в мотивационной сфере дошкольника. Осуществляется с помощью методики Е. М. Борисовой, Т. Д. Абдурасуловой и рисуночной методики Д. В. Солдатовой. Анализ результатов позволяет определить и осуществить индивидуальную и групповую коррекционную работу, а также дать родителям необходимые консультации и рекомендации.
В апреле – мае проводится повторная диагностика мотивационной готовности, которая позволяет проследить успешность коррекционной работы, а также служит основой для разработки рекомендации по введению в школьную жизнь.
Индивидуальная и групповая коррекционная работа с детьми
Проанализировав количественные и качественные результаты диагностики, педагог-психолог формирует коррекционные группы. Занятия в коррекционных группах проводятся по разработанной программе «Играем в школу» с целью формирования эмоционально положительного отношения к обучению и внутренней позиции будущего первоклассника, овладения способами и приемами познавательной деятельности, зачатками учебной работы, знакомства детей с правилами поведения в школе, формирования у детей уважительных отношений друг к другу.
Работа строится на основе развивающих игр. Задания в одном занятии связаны одной темой или сюжетом. Для активизации познавательной деятельности детей применяется мотивация, побуждающая ребенка к достижению положительного результата в деятельности (например, мотив выигрыша). Использование соревнований и игр по правилам с результативным выигрышем способствует развитию мотива учения в виде желания получить хорошую отметку.
Цикл занятий рассчитан на 4 – 5 месяцев. Периодичность занятий – 2 раза в неделю продолжительность 25 – 30 минут. Оптимальный состав группы 5 – 6 человек.
Задания подбираются в соответствии с зоной ближайшего развития детей. Каждое занятие включает в себя разминочные упражнения, коммуникативные, познавательные и развивающие игры, релаксационные упражнения, работу в тетрадях. В коррекционные занятия также включены дыхательные упражнения, артикуляционная и пальчиковая гимнастика, так как дети в нашем саду с нарушениями речи.
Есть несколько детей, нуждающихся в индивидуальной коррекционной работе, с которыми психолог проводит индивидуальные занятия.
II блок – работа с родителями
Психологическое просвещение родителей по мотивационной готовности к школьному обучению
Родителей будущих первоклассников волнуют многие вопросы, связанные с подготовкой ребенка к школьному обучению. Они хотят узнать об особенностях развития ребенка, об организации его жизнедеятельности в последние месяцы перед школой; о средствах, помогающих повысить желание идти в школу; об изменении домашнего пространства, общения с ребенком, его позиции в семье.
На родительских собраниях психолог в подготовительных группах выступает с докладами, обсуждает с родителями теоретические аспекты данного вопроса (что означает мотивация, способы ее формирования, психологические особенности старшего дошкольника и т.д.). На собраниях родителям предлагаются тест «Готова ли ваша семья к поступлению ребенка в первый класс?», выполнение практических упражнений, живое общение. Используется наглядность (схемы, таблицы, продуктивные виды деятельности. Родительские собрания представляют собой синтез практического и теоретического материала. Также проводятся с родителями тематические консультации, обновляется информация в родительском уголке, ответы на вопросы родителей помещаются в папку «Рекомендации родителям», разрабатываются памятки и буклеты для каждого родителя «Что такое мотивационная готовность к школе?».
Индивидуальное консультирование
Индивидуальные встречи с родителями будущих первоклассников назначаются и проводятся после первичной и повторной диагностики ребенка. В ходе таких консультаций психолог освещает итоги диагностики; дает родителям рекомендации по оказанию реальной помощи по вопросу мотивационной подготовки к школе; если есть на то причины, советует обратиться к другим специалистам (логопеду, психоневрологу), помогает определиться с выбором программы обучения в школе, готовит родителей к возможным проблемам адаптационного периода и совместно с ними намечает стратегию сопровождения ребенка. В ходе родительского собрания психолог по желанию приглашает на консультацию родителей ознакомиться с результатами диагностики и обсуждением перспектив дальнейшего развития ребенка. Как показывает практика, более 60% родителей находят время посетить психолога. На консультации изначально психолог отмечает позитивные моменты в развитии ребенка, а затем переходит к тому, над, чем необходимо поработать, и как это делать.
III блок – работа с педагогами по вопросу мотивационной готовности детей к школе
Групповая работа с педагогами по психологическому просвещению
Психолог выступает на педсоветах педагогов, проводит тематические консультации по теоретическому вопросу, касающемуся развитию мотивации у детей старшего дошкольного возраста, освещает точки зрения разных авторов, помещает информацию на стенд в родительский уголок.
Индивидуальное консультирование педагогов
В ходе консультирования дается информация по результатам диагностики, разрабатываются индивидуальные подходы и методы работы с отдельными детьми, решаются вопросы, интересующие педагога.
Связь со школой
Заключен договор о преемственности работы ДОУ с близлежащей школой. Проводятся встречи с учителями начальных классов, педагогом-психологом, на которых обсуждаются дальнейшие перспективы развития детей, оптимизация адаптационного периода.
Описанная модель работы педагога-психолога является очень гибкой системой, развивающаяся и меняющаяся в зависимости от уровня развития проблем, потребностей и особенностей всех участников процесса.
Эта система работы приносит положительные результаты, а главное оказывает реальную действенную помощь детям, родителям и педагогам.
Литература
1.Божович, Л. И. Личность ребенка и ее формирование в детском возрасте. Психологическое исследование. – М : Просвещение,1983. – С.260.
2.Венгер, Л. А., Венгер, А. Л. Готов ли ваш ребенок к школе? – М : Знание, 1994. – С.160.
3.Волков, В. С., Волкова Н. В. Подготовка ребенка к школе : задачи, упражнения, диагностика. – М. : Просвещение, 1994. – С.350.
4.Давыдова, Ю. В. Как подготовить ребенка к школе/ Ю. В. Давыдова// Шпаргалки для родителей. – М. : Эксмо, 2008. – С. 144.
5.Каменская, В. Г., Зверева, С. В. К школьной жизни готов! Диагностика и критерии готовности дошкольника к школьному обучению. – СПб : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2004. – С.120.
6.Рылеева, Е. В. Готова ли семья к поступлению ребенка в первый класс?/Е. В. Рылеева// Управление дошкольным образованием. – 2005. – №4.
Источник
Бланк обследования ребенка
(психолого-педагогическая диагностика развития ребенка раннего возраста Стребелева Е.А.)
ФИО ребенка ________________ подгруппа ________________
Дата ________________________
№ п/п | Наименование задания | Оценка в баллах | |||
1 | 2 | 3 | 4 | ||
1 | Поймай шарик | ||||
2 | Спрячь шарики | ||||
3 | Разбери и сложи матрешку | ||||
4 | Разбери и сложи пирамидки | ||||
5 | Найди парные картинки | ||||
6 | Поиграй с цветными кубиками | ||||
7 | Сложи разрезные картинки | ||||
8 | Построй из палочек | ||||
9 | Достань тележку | ||||
10 | Нарисуй | ||||
Общий балл |
Психолог ___________
Бланк обследования ребенка
(психолого-педагогическая диагностика развития ребенка раннего возраста Стребелева Е.А.)
ФИО ребенка ________________ подгруппа ________________
Дата ________________________
№ п/п | Наименование задания | Оценка в баллах | |||
1 | 2 | 3 | 4 | ||
1 | Поймай шарик | ||||
2 | Спрячь шарики | ||||
3 | Разбери и сложи матрешку | ||||
4 | Разбери и сложи пирамидки | ||||
5 | Найди парные картинки | ||||
6 | Поиграй с цветными кубиками | ||||
7 | Сложи разрезные картинки | ||||
8 | Построй из палочек | ||||
9 | Достань тележку | ||||
10 | Нарисуй | ||||
Общий балл |
Психолог ___________
Бланк обследования ребенка
(психолого-педагогическая диагностика развития ребенка раннего возраста Стребелева Е.А.)
ФИО ребенка ________________ подгруппа ________________
Дата ________________________
№ п/п | Наименование задания | Оценка в баллах | |||
1 | 2 | 3 | 4 | ||
1 | Поймай шарик | ||||
2 | Спрячь шарики | ||||
3 | Разбери и сложи матрешку | ||||
4 | Разбери и сложи пирамидки | ||||
5 | Найди парные картинки | ||||
6 | Поиграй с цветными кубиками | ||||
7 | Сложи разрезные картинки | ||||
8 | Построй из палочек | ||||
9 | Достань тележку | ||||
10 | Нарисуй | ||||
Общий балл |
Психолог ___________
Бланк обследования ребенка
(психолого-педагогическая диагностика развития ребенка раннего возраста Стребелева Е.А.)
ФИО ребенка ________________ подгруппа ________________
Дата ________________________
№ п/п | Наименование задания | Оценка в баллах | |||
1 | 2 | 3 | 4 | ||
1 | Поймай шарик | ||||
2 | Спрячь шарики | ||||
3 | Разбери и сложи матрешку | ||||
4 | Разбери и сложи пирамидки | ||||
5 | Найди парные картинки | ||||
6 | Поиграй с цветными кубиками | ||||
7 | Сложи разрезные картинки | ||||
8 | Построй из палочек | ||||
9 | Достань тележку | ||||
10 | Нарисуй | ||||
Общий балл |
Психолог ___________
Бланк обследования ребенка
(психолого-педагогическая диагностика развития ребенка раннего возраста Стребелева Е.А.)
ФИО ребенка ________________ подгруппа ________________
Дата ________________________
№ п/п | Наименование задания | Оценка в баллах | |||
1 | 2 | 3 | 4 | ||
1 | Поймай шарик | ||||
2 | Спрячь шарики | ||||
3 | Разбери и сложи матрешку | ||||
4 | Разбери и сложи пирамидки | ||||
5 | Найди парные картинки | ||||
6 | Поиграй с цветными кубиками | ||||
7 | Сложи разрезные картинки | ||||
8 | Построй из палочек | ||||
9 | Достань тележку | ||||
10 | Нарисуй | ||||
Общий балл |
Психолог ___________
Бланк обследования ребенка
(психолого-педагогическая диагностика развития ребенка раннего возраста Стребелева Е.А.)
ФИО ребенка ________________ подгруппа ________________
Дата ________________________
№ п/п | Наименование задания | Оценка в баллах | |||
1 | 2 | 3 | 4 | ||
1 | Поймай шарик | ||||
2 | Спрячь шарики | ||||
3 | Разбери и сложи матрешку | ||||
4 | Разбери и сложи пирамидки | ||||
5 | Найди парные картинки | ||||
6 | Поиграй с цветными кубиками | ||||
7 | Сложи разрезные картинки | ||||
8 | Построй из палочек | ||||
9 | Достань тележку | ||||
10 | Нарисуй | ||||
Общий балл |
Психолог ___________
Бланк обследования ребенка
(психолого-педагогическая диагностика развития ребенка раннего возраста Стребелева Е.А.)
ФИО ребенка ________________ подгруппа ________________
Дата ________________________
№ п/п | Наименование задания | Оценка в баллах | |||
1 | 2 | 3 | 4 | ||
1 | Поймай шарик | ||||
2 | Спрячь шарики | ||||
3 | Разбери и сложи матрешку | ||||
4 | Разбери и сложи пирамидки | ||||
5 | Найди парные картинки | ||||
6 | Поиграй с цветными кубиками | ||||
7 | Сложи разрезные картинки | ||||
8 | Построй из палочек | ||||
9 | Достань тележку | ||||
10 | Нарисуй | ||||
Общий балл |
Психолог ___________
Бланк обследования ребенка
(психолого-педагогическая диагностика развития ребенка раннего возраста Стребелева Е.А.)
ФИО ребенка ________________ подгруппа ________________
Дата ________________________
№ п/п | Наименование задания | Оценка в баллах | |||
1 | 2 | 3 | 4 | ||
1 | Поймай шарик | ||||
2 | Спрячь шарики | ||||
3 | Разбери и сложи матрешку | ||||
4 | Разбери и сложи пирамидки | ||||
5 | Найди парные картинки | ||||
6 | Поиграй с цветными кубиками | ||||
7 | Сложи разрезные картинки | ||||
8 | Построй из палочек | ||||
9 | Достань тележку | ||||
10 | Нарисуй | ||||
Общий балл |
Психолог ___________
Бланк обследования ребенка
(психолого-педагогическая диагностика развития ребенка раннего возраста Стребелева Е.А.)
ФИО ребенка ________________ подгруппа ________________
Дата ________________________
№ п/п | Наименование задания | Оценка в баллах | |||
1 | 2 | 3 | 4 | ||
1 | Поймай шарик | ||||
2 | Спрячь шарики | ||||
3 | Разбери и сложи матрешку | ||||
4 | Разбери и сложи пирамидки | ||||
5 | Найди парные картинки | ||||
6 | Поиграй с цветными кубиками | ||||
7 | Сложи разрезные картинки | ||||
8 | Построй из палочек |