Диагностика развития общения ребенка со взрослым
метки: Ситуация, Общение, Серия, Одинаковый, Рисование, Поведение, Деятельность, Карандаш
Цель: Изучение типа общения ребенка 5–6 лет со взрослым. Материал: детские книги познавательного содержания, игрушки.
Ход работы: исследование проводится с ребенком индивидуально. Психолог предлагает ребенку выбрать вид занятий: поиграть в игрушки, почитать книжки или поговорить со взрослым. Для исключения случайных результатов эксперимент проводится 3 раза. Продолжительность игры, беседы, чтения ограничивается 20 минутами.
Инструкция: «Что бы ты хотел сейчас сделать (выбери): поиграть с игрушками, почитать книжки или поговорить со взрослым?». Обработка данных: во время эксперимента психологи фиксирует особенности поведения ребенка, его высказывания, продолжительность контактов; выявляет, какой тип общения у него сформирован.
Совместная игра с игрушками – это практическое общение (1 ситуация), чтение книг познавательного содержания – познавательное общение (2 ситуация), беседа на личностные темы со взрослым – личностное общение – (3 ситуация).
Если ребенок выбирает последовательно 3 ситуации, то психологи ориентируется на продолжительность времени включенности ребенка в каждую ситуацию, особенности его поведения, характер высказывания в конкретной ситуации.
Анализ результатов: Анализируются особенности поведения, характер высказывания детей, продолжительность контактов в конкретной ситуации. Делается вывод о доминирующем у ребенка типе общения.
В протоколе фиксируются 6 показателей поведения детей:
– порядок выбора ситуаций;
– основной объект внимания в первые минуты опыта;
– характер активности по отношению к объекту внимания;
– уровень комфортности во время эксперимента;
– анализ речевых высказываний детей;
– желательная для ребенка продолжительность деятельности.
Типы общения выделяют по предпочтению одной из трех ситуаций:
1-я ситуация (совместная игра) – ситуативно-деловое общение; 2-я ситуация (чтение книг) – внеситуативно-познавательное общение; 3-я ситуация (беседа) – внеситуативно-личностное общение.
Методика № 2 «Изучение коммуникативных умений» (г.А. Урунтаева, ю.А. Афонькина)
Цель: изучение коммуникативных умений у детей 5–6 лет.
Материал: силуэты изображения рукавичек, 2 набора по 6 цветных карандашей.
7 стр., 3255 слов
Онфликтная ситуация и конфликтное поведение.
онфликт – это столкновение объективных или субъективных противоречий, которое выражается и проявляется в противоборстве сторон. Конфликт – это острое столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов субъектов взаимодействия, характерное сильными эмоциональными переживаниями и элементами агрессивного поведения. конфликтологии участников конфликта …
Ход работы: эксперимент состоит из двух серий. Проводится одновременно с двумя детьми. Во всех сериях дети работают самостоятельно.
Серия 1. Двум детям одного возраста психолог одновременно дает по одному изображению рукавички и просит украсить их таким образом, чтобы они составили пару, были одинаковые. Сначала нужно договориться, какой узор будете рисовать, а затем приступать к рисованию.
Инструкция: «Возьмите по одному изображению рукавички и раскрасьте их так, чтобы они составили пару, были одинаковые. Сначала договоритесь, какой узор будете рисовать, а затем приступайте к рисованию».
Высокий (В) – легко и быстро договариваются, получают одинаковые рисунки.
Средний (С) – спорят, критикуют, указывая на недостатки «партнера», но приходят к одинаковому результату.
Низкий (Н) – не могут договориться, получают разные рисунки.
Серия 2. Аналогична первой, но детям дают один набор карандашей, предупреждая, что карандашами нужно делиться.
Инструкция: «Возьмите по одному изображению рукавички и раскрасьте их так, чтобы они составили пару, были одинаковые. Сначала договоритесь, какой узор будете рисовать, а затем приступайте к рисованию. Не забывайте делиться карандашами».
Обработка данных: психологи анализирует особенности взаимодействия детей в каждой серии по следующим признакам:
умеют ли дети договариваться, приходят ли к общему решению, как они это делают, какие средства используют: уговаривают, убеждают, заставляют и т. д.;
- как осуществляют контроль по ходу выполнения деятельности: замечают ли друг у друга отступления от первоначального замысла, как на них реагируют;
- как относятся к результату деятельности – своему и партнера;
- осуществляют ли помощь по ходу рисования, в чем она выражается;
- умеют ли рационально использовать средства деятельности (делиться карандашами во второй серии).
Анализ результатов: анализируются умения детей договариваться, приходить к общему решению, осуществлять взаимный контроль по ходу выполнения деятельности, взаимопомощь во время рисования и др. На этой основе психолог делает выводы о сформированности коммуникативных умений у детей.
5 стр., 2068 слов
На что обращать внимание при выполнении заданий?
Как работать с текстом (задания 25-28) на экзамене 1. С чего начинать работу с текстом? Необходимо внимательно прочитать как текст, так и вопросы к нему. «Сплошное» чтениеполезно тем, что дает возможность сориентироваться в тексте, предварительно (не всегда в явном, чаще в снятом виде) определить его структуру, отметить ключевые положения, соотнести его содержание с заданиями и вопросами. Важнов …
Методика №3. «Изучение умений моделировать объект». Выполнение аппликации «Укрась ковер»
Подготовка исследования: оборудование (вырезанные из цветной бумаги различные геометрические фигуры разной величины, цвета и формы, лист бумаги, кисточка, клей, салфетки).
Примечание: Уровень сложности задания зависит от возраста ребенка.
Цель исследования: изучить динамику умений детей, моделировать объект.
Проведение исследования: эксперимент проводится коллективно с детьми 5–7 лет, в группе по 6 человек. (При этом необходимо проследить, чтобы дети выполняли задания самостоятельно).
Вначале их знакомят с инструкцией выполнения аппликации, затем задают вопросы, направленные на закрепление последовательности выполнения задания. Затем дети самостоятельно выполняют задание.
Обработка данных:
По каждой ситуации анализируют:
– понимание инструкции выполнения задания;
- – соответствие образа оригиналу-образцу, а именно количество соответствующих деталей, усложнение и обогащение образа), особенности выполнения задания (самостоятельность, желание исправить ошибку и т. д.);
0 – несоответствие образцу.
Методика № 4. «Определение продуктивного воображения». Методика «Как спасти зайку».
Основание: надситуативно-преобразовательный характер творческих решений.
19 стр., 9337 слов
Влияние компьютерных игр на уровень агрессивности подростков 2
… др.). В работе были использованы следующие методики: опросник определяющий уровень увлеченности компьютерными играми, Методика «Басса – Дарки», определяющая агрессию. … том, какое влияние они оказывают на развитие ребенка. Игры любят все. Игра является наилучшей средой для обучения любому … на материале которых построены. В компьютерной игре ребенок не просто знакомится со сказкой и мифом, как это он …
Цель: оценка способности и превращение задачи на выбор в задачу на преобразование в условиях переноса свойств знакомого предмета в новую ситуацию.
Материал: фигурка зайчика, блюдце, ведерко, деревянная палочка, сдутый воздушный шарик, лист бумаги.
Инструкция к проведению: перед ребенком на столе располагают фигурку зайчика, блюдце, ведерко, палочку, сдутый шарик и лист бумаги. Психолог, беря в руки зайчика:
«Познакомься с этим зайчиком. Однажды с ним приключилась такая история. Решил зайчик поплавать на кораблике по морю и уплыл далеко-далеко от берега. А тут начался шторм, появились огромные волны, и стал зайка тонуть. Помочь зайке можем только мы с тобой. У нас для этого есть несколько предметов (психолог обращает внимание ребенка на предметы, разложенные на столе).
Что бы ты выбрал, чтобы спасти зайчика?».
Обработка данных
В ходе обследования фиксируются характер ответов ребенка и их обоснование. Данные оцениваются по трехбалльной системе.
Первый (низкий) уровень. Ребенок выбирает блюдце или ведерко, а также палочку, при помощи которой можно зайку поднять со дна, не выходя за рамки простого выбора; ребенок пытается использовать предметы в готовом виде, механически перенести их свойства в новую ситуацию.
Оценка – 1 балл.
Второй (средний) уровень. Решение с элементом простейшего символизма, когда ребенок предлагает использовать палочку в качестве бревна, на котором зайка сможет доплыть до берега. В этом случае ребенок вновь не выходит за пределы ситуации выбора.
Оценка – 2 балла.
Третий (высокий) уровень. Для спасения зайки предлагается использовать сдутый воздушный шарик или лист бумаги. Для этой цели нужно надуть шарик («Зайка на шарике может улететь») или сделать из листа кораблик. У детей, находящихся на этом уровне, имеет место установка на преобразование наличного предметного материала. Исходная задача на выбор самостоятельно превращается ими в задачу на преобразование, что свидетельствует о надситуативном подходе к ней ребенка.
Оценка – 3 балла (см. прил. XVI, табл. № 14).
Методика № 5
«Да» и «Нет».
Цель: выявить умение действовать по правилу (произвольность).
Методика является модификацией известной детской игры «Да и нет» не говорите, черный с белым не берите». По ходу игры ведущий задает ее участникам вопросы, на которые проще всего ответить словами «да» или «нет», а также употребить название белого или черного цветов. Но именно этого по условиям игры делать нельзя.
Методика основана только на первой части правил игры, а именно: детям запрещено отвечать на вопросы словами «да» или «нет».
«Сейчас мы будем играть в игру, в которой нельзя произносить слово «да» и слово «нет». Повтори, пожалуйста, какие слова нельзя будет произносить? (Испытуемый повторяет эти слова).
Теперь будь внимателен, я буду задавать тебе вопросы, отвечая на которые нельзя произносить слова «да» и «нет». Понятно?» После того как испытуемый подтвердит, что ему понятно правило игры, экспериментатор начинает задавать ему вопросы, провоцирующие ответы «да» и «нет». Ошибками являются слова «да» и «нет». Слова «ага», «не-а» и тому подобное не рассматриваются в качестве ошибок. Также не считается ошибкой бессмысленный ответ, если он удовлетворяет формальному правилу игры. Вполне допустимо, если ребенок вместо словесного ответа отвечает удовлетворительным или отрицательным кивком головы.
Если испытуемый, правильно повторив правило игры, тем не менее начинает отвечать словами «да» или «нет», экспериментатор не прерывает его, а задает до конца все полагающиевопросы. После этого ребенку задается вопрос, выиграл он или проиграл игру. Если ребенок понимает, что он проиграл, то он понимает, почему взрослый предлагает сыграть еще раз: чтобы отыграться.
Перед второй пробой необходимо опять повторить правило игры и попросить ребенка еще раз воспроизвести это правило. Если во второй пробе не будет ошибок, то засчитывается именно она как лучший результат. Можно считать, что в таком случае мы видим возможность ребенка в зоне ближайшего развития.
Высокий уровень – если не допущено ни одной ошибки. Средний уровень – если допущена одна ошибка. Низкий уровень – если допущено более одной ошибки.
Методика № 6. Определение познавательной мотивации.
Цель: определение познавательного или игрового мотива в мотивационной сфере ребенка.
В комнату, где на столиках выставлены обычные, не слишком привлекательные игрушки, приглашают ребенка.
Примерный набор игрушек: один предмет из кукольной мебели, один предмет из кукольной посуды, одна мягкая игрушка, один кубик, одна простая машинка. Следует заметить, что любимые игрушки испытуемого исключаются.
Ребенка просят внимательно рассмотреть игрушки и запомнить их. На это отводится около минуты. После того как он ознакомится с игрушками, экспериментатор подзывает его к себе и предлагает послушать сказку. Ребенку читают сказку, которую он раньше не слышал (см. приложение) Затем экспериментатор подзывает его к себе и предлагает послушать сказку, которую он раньше не слышал. На самом интересном месте чтение прерывается, и экспериментатор спрашивает испытуемого, что ему в данный момент хочется больше: поиграть с выставленными на столике игрушками или дослушать сказку до конца.
В – дети с выраженным познавательным интересом желают прослушать сказку до конца.
Н – дети со слабо выраженной познавательной потребностью желают поиграть с выставленными на столике игрушками.
С – желание и поиграть и дослушать сказку рассматривается с точки зрения первого выбора, то есть как доминирование игровой мотивации, которая не вызывает игровую деятельность из-за скудного набора игрушек. Методики № 5, № 6, разработанные и модифицированы Н.И. Гуткиной, применяются с 5 до 8 лет.
О.В. Александрова, к. психол. н., доцент, зав. кафедрой практической психологии ИППУО КГПУ им. В.П. Астафьева,
Для того чтобы выяснить, действительно ли инновационная деятельность в дошкольном образовании способствуют появлению таких новообразований, как продуктивное воображение, познавательная мотивация, произвольность, а также коммуникативной компетентности и моделированию, были взяты две группы детей: экспертная на базе прогимназии № 320 и контрольная на базе ДОУ № 31, в котором реализуется программа «Развитие» Л.А. Венгера. Были подобраны методики психологического обеспечения:
Общие результаты диагностики новообразований и компетентностей дошкольников
Период | Начало года | Конец года | ||
Группы | экспертная группа | контрольная группа | экспертная группа | контрольная группа |
Форма общения ребенка со взрослым (методика № 1) | В-11% C-41% Н-48% | В-12% С-44% Н-44% | В-37% С-56% Н-7% | В-20% С-52% Н-28% |
Коммуникативные умения со сверстником (методика № 2) | В-15% С-45% Н-40% | В-16% С-40% Н-44% | В-48% С-48% Н-4% | В-24% С-52% Н-24% |
Продуктивное воображение (методика № 4) | В-16% С-56% Н-28% | В-0 С-52% Н-48% | В-63% С-37% | В-16% С-60% Н-24% |
Произвольность (методика № 5) | В-33% Н-67% | В-28% Н-72% | В-73% Н-27% | В-44% Н-56% |
Познавательная мотивация (методика № 6) | В-7% С-63% Н-30% | В-8% С-68% Н-24% | В-56% С-41% Н-3% | В-20% С-64% Н-16% |
Моделирование (методика№ 3) | В-33% С-45% Н-22% | В-28% С-48% Н-24% | В-66% С-34% | В-40% С-48% Н-12% |
Библиографический список
Богоявленская, Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества / Д.Б. Богоявленская. – Изд-во Ростов., ун-та, 1983. – 173 с.
- Богоявленская, Д.Б. Интеллектуальная активность как психологический аспект изучения творчества / Д.Б. Богоявленская // Исследование проблем психологии творчества. Под ред. Я.А. Пономарева. – М.: Наука, 1983. – С. 182–195.
- Веракса, Н.Е. О раннем обучении и развитии детей / Н.Е. Веракса, Н.С. Варенцова // Психологическая наука и образование. – 2005. – № 2. – С. 87–93.
- Гиппенрейтер, Ю.Б. Общаться с ребенком, как? / Ю.Б. Гиппенрейтер. – М.: МГУ, 2001. – 42 с.
5. Венгер, Н.Ю. Путь к развитию творчества / Н.Ю. Венгер. – Дошкольное воспитание. – 1982. – № 11. – С. 32–38.
Гуткина, Н.И. Психологическая готовность к школе: диагностико-развивающая программа / Н.И. Гуткина // Психологическая наука и образование, 1997. – № 1. – С. 25–35.
- Гуткина, Н.И. Диагностическая программа по определению психологической готовности детей 6–7 лет к школьному обучению / Н.И. Гуткина. – М.: МГППУ, 2002, 3-е изд., переработанное. – С. 68. приложения.
- Давыдов, В.В. Теория развивающего обучения / В.В. Давыдов. – М.: ИНТОР, 1996. – 544 с.
- Диков, М.Н. К проблеме психологической готовности детей к школе / М.Н. Диков // Психологическая наука и образование, 1997. – № 4. – С. 71–79.
- Дремер, Дж. М. «В чем нуждается ваш ребенок / Дж. М. Дремер. – Логос, 1991. – 87 с.
- Дружинин, В. Диагностика общих познавательных способностей / В. Дружинин // Когнитивное обучение: современное состояние и перспективы. – М.: Изд. Институт психологии РАН, 1997. – 120 с.
- Дьяченко, О.М. Воображение дошкольника / О.М. Дьяченко. – М., 1986. – 90 с.
- Запорожец, А.В. Психология детей дошкольного возраста: развитие познавательных процессов / А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин. – М., 1964. – 132 с.
- Заика, Е.В. Комплекс игр для развития воображения / Е.В. Заика // Вопросы психологии, 1992. – №2. – С. 15–17.
- Кравцова, Е.Е. Школа для маленьких или маленькая школа? / Е.Е. Кравцова // Психологическая наука и образование. – 2005. – № 2. – С. 33.
- Кравцов, Г.Г. Шестилетний ребенок. Психологическая готовность к школе / Г.Г. Кравцов, Е.Е. Кравцова. – М.: Знание, 1987. – 80 с. – (Новое в жизни науке, технике. Сер. «Педагогика и психология»; № 5.
Источник
Название: Изучение типа общения ребенка со взрослыми
Цель: Изучить тип общения ребенка со взрослым.
Материал: Подобрать интересные игрушки, 2-3 книжки познавательного содержания.
Проведение исследования: Исследование проводится индивидуально с детьми 5-7 лет. На столе разложены игрушки, книжки. Ребенка спрашивают, что бы он хотел: поиграть с игрушками, почитать книжки или поговорить со взрослым? Для исключения случайных результатов эксперимент проводится 3 раза. Продолжительность игры, беседы, чтения ограничена 20 мин. Фиксируют особенности поведения ребенка, высказывания, продолжительность контактов.
Обработка результатов: Выявляют, какой тип общения сформирован у детей. Совместная игра с игрушками — это практическое общение (I ситуация), чтение книг познавательного содержания — познавательное общение (II ситуация), беседа на личностные темы — личностное общение (III ситуация).
Если ребенок последовательно выбирает I ситуацию, потом II и III, то нужно ориентироваться на время, особенности поведения, характер высказываний детей в каждой ситуации. Форму общения констатируют по максимальным достижениям ребенка в каждой из 3 ситуаций, для этого сопоставляют характер всех его проявлений в эксперименте.
Ярослав 6 л. 2 мес.
1 этап.
Я: Ярослав, что бы ты хотел: поиграть с игрушками, почитать книжки или поговорить со мной на интересные тебе темы?
Ярослав: А это энциклопедия?
Я: Да. Может ты хочешь почитать? Узнать что то новое?
Ярослав рассматривает материал.
Ярослав: У меня дома тоже есть энциклопедия про животных, мне бабушка с дедушкой подарили.
Для Ярослава я предоставила выбор между энциклопедией, кногой для дошкольников Азбука, игрой в цветные счетные палочки Кюизенера (набор палочек разного размера и цвета для логических игр) и игрой в конструктор, где нужно собрать птичек из деталей.
Ребенок рассмотрел все предметы.
Я: Ну что ты определился, что мы будем делать? Читать, поговорим или сыграем?
Ярослав: Я хочу поиграть.
Я: Хорошо, какая игра тебя интересует?
Ярослав выбрал игру в конструктор, и подтянул к себе коробку с игрой.
Ярослав: А как в это играть?
Я: Это конструктор. Из деталей которые находятся здесь необходимо собрать все что тебе понравится. С чего ты начнешь?
Ребенок молча собирает из деталей птицу.
Я: Что у тебя получилось?
Ярослав: Это птичка.
Я: Может мы вместе соберем с тобой что нибудь еще? Ведь деталей в коробочке много?
Ярослав: Я сейчас соберу утку.
Собирает утку. И ставит рядом с первой птичкой. После этого Ярослав решил разобрать птичку и утку и собрал новое животное с 2 головами и 2 крыльями.
Я: А это кто у тебя получился?
Ярослав: Похоже на змея- Горыныча.
Мы с ребенком находились в кабинете. За дверью было слышно как дети закричали.
Ярослав: Это Артем, он вечно лезет к нам, к сильным. А потом плачет. Это мальчик из нашей группы.
Я: И вы что его обижаете?
Ярослав: Нет. Получает сдачу.
В коробке имеются детали усы, глаза, уши, рот и нос. Ребенок рассматривает их.
Я: Можно собрать лицо.
Ярослав: Мне птички нравятся.
Разбирает свои игрушки, начинает собирать новые. Новые образы имеют по две головы и 3 крыла. Потом пересобирает их. Получилась птица с 2 головами, 2 крыльями и 2 лапами. Следущей была игрушка с 3 головами, 4 крыльями и 1 хвост.
Я: Летать то она у тебя сможет?
Ярослав: Да.
Во время проведения исследования в кабинет заглянул ребенок. Ярослав показал жест кулаком.
Я: Зачем ты им показываешь кулак? Не обращая на них внимание. Им тоже интересно чем ты тут занимаешься.
Ярослав: Они меня так боятся.
Новый образец имел 2 головы,2 лапы, 2 крыла без хвоста.
Я: Что же у тебя получилось сейчас?
Ярослав: Это дракон.
Ребенок снова разбирает все. Изменил расположение деталей. Придумал новый образ. Он имеет 3 головы, из которых растут крылья.
Ярослав: Мама обещала мне купить новую рогатку, которая, когда ее так бум запускаешь, крутится и летит вниз. Мой дракон так же полетит.
Я: Может мы придумаем имена нашим новым игрушкам.
Ярослав: Да нет.
Ярослав положил готовую игрушку на стол.
Я: Ну что ты наигрался?
Ярослав: Нет. Я еще немного поиграть хочу.
Я: Хорошо давай еще соберем кого-нибудь. Возьми неиспользованные детали. Может мы из них составим что то новое?
Ярослав собирает новую игрушку. У нее 2 пары крыльев и голова.
Я: Она у тебя наверно только плавает и летает, ведь лапок нет.
Ярослав: Нет, я придумал новую. У меня будет красная уточка.
Ребенок выбрал детали красного цвета и собирает утку, напевая: « Ута- ута- ута- уточка»
Я: Ну все, Ярослав, спасибо тебе за игру. Тебе понравилось?
Ярослав: Да. Придете еще?
Я: Обязательно.
Совместная игра проходила 20 минут.
2 этап.
Я: Здравствуй, Ярослав. Сегодня мы с тобой будем решать что нам делать вместе: играть, читать или поговорить.
Ярослав: Вчера мы собирали.
Я: Да, вчера ты играл, а что сегодня выберешь?
Ярослав: И сегодня хочу. На новый год я попросил шар – лабиринт, он развивает.
Я: Хорошая занимательная игра, потом мне расскажешь как в нее играть.
Ребенок рассматривает книги.
Ярослав: У меня дома тоже энциклопедии. Даже 2. Сегодня буду наверное непонятных птичек собирать.
Я: Давай. Что ты выберешь тем и будем заниматься.
Ярослав: Птичку – истребитель сделаю сейчас. (Выбирает конструктор)
Ярослав: Я смотрел, как террористы в самолет положили бомбу и взорвали его. Из – за этого теперь в Египет летать нельзя. А в другом городе началась война.
Я: Да, я тоже слышала про это. А ты много смотришь таких новостей?
Ярослав: Это папа смотрит.
Ярослав собирает новые виды птиц, на предложенную помощь отказался. Упала деталь.
Я: Давай я подниму мне ближе.
Ярослав: Она близко.
Прикрепил к телу 4 лапы, 3 головы, 2 крыла и 1 хвост.
Я: Где- то я видела похожее существо.
Ярослав: на змея- Горыныча похоже.
Я: Да, у него тоже было 4 лапки. И еще он огнем дышал
Ярослав: Зачем?
Я: Он так защищался. Ведь лапки у него коротки и победить он может только огнем.
Собирает другую игрушку.
Ярослав: Птичка- истребитель, только без крыльев.
Я: Может она бегает быстро?
Ярослав: О, спасибо за идею. Я построю птичку Киви. Вы знаете такую?
Я: Да. Ну давай соберем.
Собрал птицу с 4 крыльями.
Я: Это твоя Киви?
Ярослав: Она отжимается.
Добавляет еще 4 лапы.
Ярослав: Это уже другая, четырехлапная. Мне сегодня приснился сон. Во сне была кость саблезубого тигра. Я там шел, а мои друзья испугались. Я им сказал, что они- глупышки.
Ярослав: О! (Собрал другую)
Я: Это какая то супербыстра птичка. Ведь у нее так много крыльев и лап.
Собирает другу. Последняя похожа на первую.
Я: Ну все, Ярослав. Наше время закончилось. Спасибо тебе за игру.
Ярослав: И вам спасибо.
Время проведения 2 этапа 20 минут.
3 этап.
Я: Здравствуй, Ярослав. Наше дело осталось тем же. Тебе нужно выбрать чего ты хочешь сделать сегодня вместе со мной: почитать, поговорить или поиграть в игру. Что ты выбираешь?
Ярослав: Я думаю. ( рассматривает все варианты)
Ребенок снова выбрал конструктор.
Я: Хорошо, это твой выбор. Давай поиграем.
Собирает образ птицы.
Ярослав: Крылья на разном уровне. Птичка.
Я: Можно исправить. Давай помогу. ( от помощи отказался) Понравился тебе так этот конструктор? Здесь можно и лицо собрать. Посмотри: усы, глаза, губы, уши.
Ярослав: У меня дома тоже конструктор. Лего мелкое и большое, и еще обычный.
Собирает из деталей лицо с усами.
Ярослав: Это для чего? ( Показывает деталь)
Я: Наверное для ног. Давай соберем. Я придумала. Посмотрим человека на косолапых ногах.
Я собрала и показала Ярославу фигуру из лица с ногами.
Я: Если ты хочешь- мы можем прервать игру.
Ярослав: Нет, я хочу эту. (Показывает палочки Кюизенера) Хочу построить что- нибудь в вышину.
Я: Построй то что тебе не интересно, ведь это не обязательно строить бо образцу.
Ярослав стал строить из палочек конструкцию.
Ярослав: На что это похоже?
Я: Похоже намост с преградой для воды. Все наше время закончилось. Хочешь взять игру и поиграть в нее. Потом оставишь ее, а я утром заберу.
Ярослав: Нет, спасибо. У нас много игр.
Обработка данных
1 этап | 2 этап | 3 этап | итог | |
Ярослав Г. 6 л. 2 мес. | игра | игра | игра | Практическое общение |
Саша Н. 6 л. 8 мес. | книга | книга | игра | Познавательное общение |
Даша А. 6 л. 4 мес. | игра | книга | книга | Познавательное общение |
Ваня Л. 6 л. 9 мес. | беседа | игра | беседа | Личностное общение |
Маша Е. 6 л. 8 мес. | беседа | книга | книга | Познавательное общение |
Анализ:
Вывод: В ходе диагностики мною были изучены типы общении ребенка со взрослым. Я выявила, что из подгруппы детей 3 ребенка предпочитают чтение книг, а значит, имеют вид познавательного общения. Один ребенок выбрал игры- имеет практический тип общения, а еще один имел предпочтительный выбор в общении, значит его тип общения со взрослым- личностное общение.
Источник