Диагностика развития личности ребенка в деятельности детского объединения

Диагностика развития личности ребенка в деятельности детского объединения thumbnail

Психолого-педагогическая диагностика на занятиях детского объединения

Романова Г.З., педагог дополнительного образования

МАУДО ЦДТ «Радуга»

Психолого-педагогическая диагностикаи оценка качества образования. Это два неразрывно связанных понятия. В дополнительном образовании нет государственных стандартов. Следовательно, стандартом для каждого педагога являются результаты освоения обучающимися дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ, а диагностика результативности – методом оценки качества образования.

Педагогическая диагностика является неотъемлемым компонентом педагогической деятельности, т.к. осуществление процессов обучения и воспитания требует оценки, анализа и учёта результатов этих процессов.

Определение «педагогическая диагностика» было предложено в 1968 году К. Ингенкампом (эта дата считается официальной датой рождения понятия «педагогическая диагностика»). По его мнению, педагогическая диагностика обеспечивает изучение учебно-воспитательного процесса, способствует выявлению предпосылок, условий и результатов педагогического процесса в целях его оптимизации и обоснования его результатов для развития общества.

Отличительной особенностью педагогической диагностики является наличие специфического объекта диагностики – педагогического процесса. Педагогическая диагностика учитывает и прогнозирует те изменения педагогического процесса, которые обуславливают те или иные изменения в ученике. Иными словами, объектами педагогической диагностики являются: педагог, ученик, содержание педагогической деятельности, педагогические средства и методы, формы организации образовательного процесса, результаты педагогической деятельности.

Педагогическая диагностика является и начальным и завершающим этапом профессиональной деятельности педагога, т.к. она имеет циклический характер.

Педагогическая диагностика играет огромную роль в образовательном процессе.

Для ребенка она выполняет функцию педагогического сопровождения, позволяя ему выбирать и выстраивать свой образовательный маршрут.

Для педагога она направлена на выявление затруднений воспитанников как в предметной области, так в личностном плане с целью оказания помощи в преодолении выявленных затруднений.

Задачи педагогической диагностики

1. Обеспечить реализацию личностно ориентированного подхода.

2. Обеспечить правильное определение результатов профессиональной диагностики педагога.

3. Свести к минимуму педагогические ошибки.

4. Установить предпосылки личности к получению дополнительного образования.

5. Определить условия для эффективного саморазвития личности ребенка.

6. Оценить деятельность педагога (самооценка уровня профессионального развития).

Функции педагогической диагностики (по Голубеву Н.К. и Битинасу Б.П.):

  • обратной связи (не контролируя своих действий, педагог не может управлять процессом формирования личности);

  • оценочная (оценка результативности педагогической деятельности основана на сравнении достигнутых педагогических результатов с критериями и показателями);

  • воспитательная (формирование системы отношений, ценностей, мотивации и стимулирования, включение каждого ученика в отдельности в реальную деятельность, побуждающую к созиданию);

  • коммуникативная (формирование навыков межличностного общения с учетом индивидуально-типологических особенностей участников образовательного процесса);

  • конструктивная (внесение изменений и педагогическая коррекция составляющих образовательного процесса);

  • информационная (информирование участников образовательного процесса о результатах педагогической диагностики или сохранение педагогической тайны);

  • прогностическая (прогнозирование, определение перспектив развития).

Этапы педагогической диагностики (по И.Ю. Гутнику)

Если технологию рассматривать как систему последовательных этапов, то технология педагогической диагностики будет иметь следующий вид:

1. Определение объекта, целей и задач педагогической диагностики.

2. Планирование предстоящего диагностирования.

3. Выбор диагностических средств (критериев, уровней, методов).

4. Сбор информации о диагностируемом объекте.

5. Обработка полученной в результате проведенной диагностики информации, анализ, систематизация.

6. Синтез компонентов диагностируемого объекта в новое единство на основе анализа достоверной информации.

7. Прогнозирование перспектив дальнейшего развития объекта. Обоснование и оценка педагогического диагноза.

8. Практическое использование результатов педагогической диагностики. Осуществление коррекции по управлению педагогическим процессом с целью преобразования объекта.

Методы педагогической диагностики

Существует классификация методов изучения личности и коллектива (по Фридману Л.М.):

  • По характеру участия в проведении исследования (пассивные и активные).

  • По времени наблюдения (одномоментные, долговременные).

  • По месту проведения (аудиторные, лабораторные).

  • По целям изучения личности (не экспериментальные, диагностические, объяснение явлений, определение возможностей развития).

В педагогике выделяют следующие методы педагогической диагностики: наблюдение, педагогический эксперимент, анкетирование, беседа, интервью, опрос, тестирование, изучение педагогической документации (программы, УМК, портфолио профессиональной деятельности). Данные методы можно использовать как для текущего и промежуточного контроля освоения образовательной программы, так и при проведении итоговой аттестации воспитанников, анализа достижений учащихся и коллектива.

В отличие от школы в дополнительном образовании доминирует альтернативная система оценки и отслеживания результативности продвижения учащихся (нет оценочной системы).

Дополнительное образование, несмотря на все его особенности, подчиняется всем закономерностям образовательного процесса: оно имеет цели и задачи, определяемое ими содержание, взаимодействие педагога с детьми, результат обучения, воспитания и развития ребенка. К тому же сегодня в качестве одного из требований к деятельности детских объединений дополнительного образования называют результативность.

Образовательная программа – главный документ педагога дополнительного образования. В сфере дополнительного образования нет и не может быть единых образовательных стандартов, в соответствии с которыми можно было бы проверить «уровень обученности» детей в определенном направлении образовательной деятельности. Но в каждой образовательной программе определены результаты обучения, воспитания и развития ребенка на каждый год обучения, которые и могут служить определенным стандартом для каждой конкретной образовательной программы в выявлении реальных достижений воспитанников детского объединения, а также формы и методы педагогической диагностики.

Многие педагоги говорят: «результат нашей работы и так хорошо виден. Это выступления на концертах (выставки, соревнования, показы и т.д.), участие и победы в различных конкурсах. Вот наши грамоты и дипломы». Это очень хорошо, это говорит об общем уровне коллектива и является одним из критериев результативности. Но в таких мероприятиях участвуют не все воспитанники детских объединений, а лишь некоторая их часть. А что же происходит с остальными участниками детского коллектива? Как оценить их результат? И здесь нам поможет образовательная программа, в которой прописаны критерии и формы оценки результата каждого воспитанника. Оба эти параметра соотносятся с ожидаемыми результатами, заявленными в образовательной программе.

При подведении общих итогов диагностики результатов, прежде всего, следует обратить внимание на степень выполнения образовательной программы.

К образовательным результатам относятся: освоение образовательной программы, устойчивость интереса, сохранность контингента.

К результатам воспитательного воздействия относятся динамика личностных изменений воспитанников, характер отношений в коллективе, культура поведения, формирование жизненной позиции, участие в социально значимых мероприятиях и т.д.

Если говорить о решении развивающих задач, то здесь обращается внимание на практические и творческие достижения, на творческую активность воспитанников, приобщение к культурным ценностям. Это результаты социального плана.

В дополнительном образовании используются следующие формы контроля освоения образовательных программ: собеседование, учебное тестирование, беседа, зачет, анкетирование, реферат, викторина, выполнение спортивных нормативов, экзамен, контрольные упражнения, диагностическая игра, анализ и защита творческой работы.

К формам предъявления результата можно отнести: участие в конкурсах, олимпиадах, соревнованиях, выставках, концертах, спектаклях, открытые занятия, портфолио достижений, защита творческих работ, родительские собрания, компьютерные презентации и т.д.

Источник

Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования детей

Дворец детского и юношеского творчества

«Изучение личности воспитанника и детского коллектива в учреждениях дополнительного образования детей»

Методический материал из опыта работы

педагога дополнительного образования

Альбертовской Светланы Викторовны

г. Армавир, 2016 г.

Современная педагогика личностно ориентирована. Личностный подход – базовая ценностная ориентация педагога, определяющая его позицию во взаимодействии с каждым ребенком и коллективом.

        Пребывание ребенка в детских объединениях может и должно быть организовано как этап его жизнедеятельности, на котором будут созданы условия не только для обучения ребенка умениям и навыкам, но и для раскрытия и реализации его духовного потенциала. Его возможностей становления самосознания, для осуществления его самоопределения и самоутверждения.

Создать такие условия может только тот педагог, который владеет различными методиками изучения личности ребенка и коллектива, имеет постоянную текущую информацию о психическом состоянии и нравственных ценностях воспитанника, о динамике его личностного роста.

        Представленные диагностические методики распределены по трем разделам. В первом разделе содержатся материалы, которые помогут педагогу собрать информацию об индивидуальных особенностях каждого ребенка, узнать его желания, познакомиться с его ожиданиями.

        Во второй раздел включены методики для изучения текущего эмоционально-психического состояния воспитанников, их взаимоотношений со сверстниками и взрослыми.

         В третьем разделе даны методики, позволяющие узнать, насколько ребенок удовлетворен пребыванием в детском объединении, насколько реализовались его ожидания.

КАРТА ДИАГНОСТИЧЕСКИХ МЕТОДИК

Подразделы

Название методики

Назначение методики

РАЗДЕЛ 1. ВХОДНАЯ ДИАГНОСТИКА (ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ПЕРИОД)

«Давайте познакомимся» или «Расскажи нам о себе»

Изучение нравственных ценностей и направленности личности детей и подростков

Познай себя

Живая анкета «Давайте познакомимся»

Анкета «Цветок»

Анкета «Фантастический выбор»

«Волшебное озеро»

Анкета «Семь желаний»

«Самый-самый»

«Самооценка»

Рисуночный тест «Какой я?»

Изучение интересов и потребностей ребенка

Получение первичной информации о ребенке

Изучение нравственных ценностей

Получение информации о качествах и поступках ребенка, через его самохарактеристику.

Изучение нравственности ребенка

Изучение самооценки ребенка

Получение информации о характере ребенка

РАЗДЕЛ 2. ТЕКУЩАЯ ДИАГНОСТИКА (ОСНОВНОЙ ПЕРИОД)

Эмоциональное самочувствие ребенка и группы в целом

Мониторинг-карта

Мишень настроения

Эмоциональная цветопись

Градусник

Получение условной оценки степени развития коллектива «на сегодня»

Получение информации о настроение ребенка

Изучение эмоционального самочувствия ребенка

Выявление эмоциональных состояний ребенка

ПОДРАЗДЕЛЫ

Изучение детского коллектива

«Рисунок-образ»

«Рисунок-символ»

«Аналогии»

Выявление эмоционального отношения ребенка к коллективу

Получение характеристики детского коллектива

РАЗДЕЛ 3. ИТОГОВАЯ ДИАГНОСТИКА (ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ПЕРИОД)

Вот и настало время подвести итоги

Игра «Чудо-дерево»

Рейтинг личностного роста

Анкета «Согласен-несогласен»

Методика «Поляна-цветов»

Выявление отношения каждого ребенка к содержанию работы объединения, группы.

Определение развития собственной личности.

Получение информации о том, почему подростку понравилось пребывание в детском объединении.

Анализ и отражение участия детей в делах и мероприятиях ДДТ

Подведение итогов участия детского коллектива в конкурсах и мероприятиях ДДТ.

РАЗДЕЛ 1. ВХОДНАЯ ДИАГНОСТИКА (организационный период)

Живая анкета «Давайте познакомимся»

Цель: диагностика интересов и потребностей при активном участии каждого члена объединения.

Подготовка: определить людей-счетчиков, объяснить правила живой анкеты каждый должен из предложенных 4-х вариантов выбрать один.

Условные обозначения:

  • Красный (К) – 1 вариант
  • Синий (С) – 2 вариант
  • Зеленый (З) – 3 вариант
  • Желтый (Ж) – 4 вариант

Необходима группа наблюдателей за эмоциональной реакцией ребят в ходе игры.

  1. Я перешел в __________ класс.

К-1,2 класс      С-3-4         З-    5,6           Ж-7

  1. Я пришел в детское объединение потому, что:

К- заставили родители;

С- найти себе новых друзей;

З – научиться чему-то новому;

Ж- интересно провести ремя.

  1. В моем детском объединении мне нравиться:

К-девчонки и мальчишки;

С- педагог;

З-то, что не скучно, всегда что-то делаем;

Ж-никак не могу понять.

  1. Мое самое любимое занятие –это:

К-читать книги, узнаватьчто-то новое;

С – петь, танцевать, слушать музыку;

З- заниматься спортом;

Ж- что-то мастерить своими руками.

  1. Мои первые впечатления о детском объединении:

К- мне здесь очень нравиться;

С- все хорошо, но дома лучше;

З – здесь есть чем заниматься;

Ж – нормально, могло быть и лучше.

  1. Каким должно быть наше детское объединение?

К – без разницы, я не думал об этом;

С – каждое объединение живет и работает само по себе, когда нужно встретимся.

З- студия должна быть дружной и веселой, для этого нужны интересные дела для всех;

Ж – разнообразной, где каждый смог бы выбрать дело по душе, независимо от того, кто из какого объединения.

Анкета «Цветок»

На обратной стороне лепестков цветка напиши ответы на заданные вопросы

  1. Любимая книга
  2. Возраст
  3. Домашний адрес
  4. Ф.И.О. родителей, место работы
  5. Любимая музыка
  6. Твои увлечения
  7. Домашние животные
  8. Каким видом спорта увлекаешься

ИЗУЧЕНИЕ НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ И НАПРАВЛЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

Анкета «Фантастический выбор»

Помогает выявить личностные ценности ребят. Им предлагают примерно такие задания:

«Ты отправляешься на необитаемый остров. И будешь жить там очень долго может быть, всю оставшуюся жизнь. С собой можешь взять все. Что обозначает пятью словами. Так что же ты возьмешь с собой?

        «Если бы ты стал всего на 60 минут волшебником, что бы ты сделал?»

«Приплыла к тебе золотая рыбка, спросила: «Чего тебе надобно?» Ответь ей».

        Отрывая мысленно лепестки цветика-семицветика, реши, что ты попросишь для себя».

На темы ответов ребят можно выпустить стенгазету с текстами и рисунками. Подросткам такой вид общения интересен: они могут сравнить свои ответы с ответами друзей. Математический обсчет, который проводит педагог, может позволить продиагностировать тенденции нравственных ориентиров детей и подростков.

«Волшебное озеро»

Инструкция: закройте глаза. Совершим небольшое путешествие. Представьте себя на полянке в лесу. Вокруг качают ветвями вековые дубы и шумят стройные сосны. Под ногами ярко-зеленая трава. В кронах деревьев раздается птичий гомон. По небу плывут легкие облака.

        По торопинке подходим к озеру. Это необычное озеро. Оно волшебное. В его поверхности отражается не внешность человека, а то, какой он есть-со своими качествами, чертами характера. В этом озере отражаются поступки человека, которые показывают, какой вы человек.

        Посмотрите в озеро. Что отражается на его поверхности7 А теперь по той же тропинке, не спеша, вернемся к полянке, откуда началось наше путешествие. Постоим несколько секунд, прощаясь с лесом. Откроем глаза.

        Кто хочет рассказать о своем отражении в волшебном озере? Обсудим наши впечатления.

Анкета «Семь желаний»

Методика помогает, выявит направленность интересов младших школьников.

Ход проведения: каждый ребенок изготавливает цветок со съемными лепестками. Затем вожатый предлагает записать на лепестках желания, исполнения которых детям больше всего хочется. Прежде чем записать желания на лепестке. Надо поставить порядковый номер. Таким образом, каждый ребенок сформулирует семь желаний, которые будут им же проранжированы.

        Анализ результатов удобно проводить, составив следующую таблицу:

п/п

И.Ф. ребенка

Желания ребенка (номера лепестков)

Для себя

Для близких

Для отряда и лагеря

Для всех людей

1.

Витя Р.

3

1,2,6

4,5

7

2.

3.

ПОЗНАЙ СЕБЯ

«Самый-самый»

Инструкция: Перед тобой три (четыре, пять), вертикальные линии, каждая из них обозначает какое-либо свойство личности. На каждой линии найди себя. Обозначь точкой, а затем соедини точки одной линией.

Самый                                  самый                           самый                            самый

Умный                                 добрый                        красивый                        трудолюбивый

Самый                               самый                               самый                            самый

Глупый                           жестокий                               некрасивый                   ленивый

Обработка результатов: линия посередине или выше середины говорит о нормальной самооценке, слишком высокая линия-завышенная самооценка, слишком низка -заниженная.

Анкета «Самооценка»

За что тебя хвалят педагоги?

За что тебя любят родители?

Что нравится в людях тебе и твоим товарищам?

Какие положительные качества присущи тебе?

Какие недостатки отмечают у тебя товарищи?

На какие недостатки указывают педагоги?

На какие недостатки обращают внимание родители?

Какие недостатки, на твой взгляд, у тебя есть?

Анкета «Кто ты?»

Инструкция: Отвечай, «да» или «нет» на следующие вопросы.

  1. Уважаешь ли ты дружбу?
  2. Привлекает ли тебя что-то новое?
  3. Предпочитаешь ли ты старую одежду новой?
  4. Менял ли ты в детстве более трех раз профессию, которую собираешься выбрать?
  5. Теряешь ли уверенность в себе, когда тебе предстоим решить трудную задачу?
  6. Коллекционируешь ли что-нибудь?
  7. Часто ли бывает так, что ты притворяешься довольным безо всякой причины?
  8. Часто ли меняешь свои планы в последний момент?

Запиши себе по 1 очку за ответ «нет» на вопросы 2,3,4,5,7,8.

Сколько же – за ответ «нет» на вопросы 2,4,5,7.8.

Теперь посчитай набранные очки и смотри результаты теста.

Свыше 6 очков:

Ты уравновешенный человек. У тебя легкий, хороший характер.

От 3 до 6 очков:

Твой характер не назовешь легким. Твое хорошее настроение может легко превратиться в плохое. А это отражается на твоих отношениях с друзьями. Решительность в делах тебе бы не помешала.

Менее 3 очков:

Почему ты не веришь в свои силы? Надо больше доверять людям, искать друзей среди тех, кто тебя окружает.

Рисуночный тест «Какой я?»

Инструкция: Из этих фигур выберите ту, которая вам больше понравилась.

Инструкция: Из этих фигур выберите ту, которая вам больше понравилась.

  • Квадрат – трудолюбивый, упорный, педантичный;
  • Прямоугольник – любознательный, интересующийся всем новым;
  • Треугольник – целеустремленная сильная личность, лидер;
  • Круг – доброжелательный, сочувствующий другим людям;
  • Зигзаг – творческий.

РАЗДЕЛ 2. ТЕКУЩАЯ ДИАГНОСТИКА (основной период)

Эмоциональное самочувствие ребенка и группы в целом

Мониторинг-карта

Заполни-карту:

Корабль_________________________      дата 2016 год

  1. Что случилось? (положительное).
  2. Что не получилось? (негатив).
  3. Предложение.
  4. настроение
  5. выводы
  6. Выносим благодарность:
  7. Условная оценка степени развития коллектива на сегодня по мониторингу (например)

Мишень настроения

зона

Методика «Эмоциональная цветопись»

Для отслеживания эмоционального самочувствия ребенка в различных зонах жизнедеятельности в лагере предлагаем модификацию методики цветописи

(по А.Н. Лутошкину). Она основана на использовании языка цветовой символики, учитывающей  некоторые устойчивые аналогии между чувством, настроением и определенным цветом. Преимуществом данной методики является то, что цвет – невербальное (неязыковое) выражение эмоционального состояния. Его использование опирается во многом эмоционально приятной формой выражения настроения.

        При помощи данной методики можно выявить эмоциональные переживания ребенком таких зон, как отряд, отдельные дела, режим дня, отношения с вожатым, я один, занят своим делом. Купание. Посещение столовой, кружок и так далее. Вожатый может сам составить список этих зон. Оформление бланка опроса зависит от фантазии и выдумки самого вожатого. Мы предлагаем использовать бланк в виде «ромашки».

Инструкция: вожатый предлагает детям игру-задание «Какое у меня настроение». Сначала вместе с детьми обсуждается, какое у человека может быть настроение, записываются оттенки настроения. Затем предлагается обозначить настроение цветом, например:

Радостное – красный;

Безразличное – белый;

Спокойное – зеленый;

Скучное – серый.

Схема кодировки настроения цветом также записывается. Далее детям предлагается вставить в прорези ромашки цветные полоски. Причем для отражения богатства эмоциональных переживаний. Возможно, вставлять в одну прорезь-зону две полоски разного цвета.

Обработка результатов. Для анализа эмоционального состояния ребенка достаточно записать цвета, выбранные им для каждой зоны. Для составления обобщенной картины эмоционального поля отряда возможны два варианта обработки.

Количественный: каждой цветоплоски присваивается один балл, подсчитывается, сколько баллов набрал отряд по каждому оттенку настроения в каждой зоне.

        прорези для цветополосок

        наименование зон

        

Качественный: каждая зона представлена в виде поля, на которое наклеиваются цветополоски, определенные отрядом для данной зоны. В итоге получается эмоциональный ковер-образ лагерной жизни. Очень важно не эпизодически, а ежедневно иметь представление о настроении ребенка, о том, что влияло на его самочувствие.

Предлагаем еще один вариант цветописи. У каждого ребенка личная карточка. В ней он пере сном фиксирует преобладающее сегодня настроение через цвет. Красный-восторженное, оранжевый-радостное, желтый-спокойное, зеленый-уравновешенное, синий-грустное, фиолетовый-тревожное, черный – унылое. Но главное не цвет настроения. А что повлияло на него, насколько оно стабильно.

Что же может повлиять?

  1. Состояние здоровья.
  2. Очень личное.
  3. Погода.
  4. Жизнь дома.
  5. Жизнь группы (семьи).
  6. Мастерская.
  7. Общеколлективное дело.
  8. Отношения с детьми.
  9. Отношения со взрослыми.
  10. Успехи (неуспехи).
  11. Не было ничего нового.
  12. Не было свободы и раскованности.
  13. Просто устал.
  14. Скучаю по дому.
  15. Недовольство собой.
  16. Мне здесь интересно.
  1. Чему-то научился, узнал новое.
  2. Походы, спорт.
  3. Хорошо (плохо) кормят.
  4. Что еще?

Технология проста. День обозначается в цвете (некоторые дети модифицировали наш вариант и заполняли его в несколько цветов), на цвете ставится цифра (одна или несколько)-обозначение причин, повлиявших на настроение. Вожатый переносит данные в сводную карточку отряда, и утром на планерке уже имеет картину по всему отряду.

Следует обращать внимание как на детей, обозначающих день черным или филиолетовым цветом, так и на тех. У кого преобладает красный цвет.

Цветопись-это материал к размышлению, это своеобразная рефлексия дня.

Методика «Градусник»

С помощью «градунника» состояний осуществляется экспресс-оценка эмоциональных состояний ребенка. «градусник» представляет  собой шкалу, состоящую из 10 делений или из 100 делений (в этом случае можно сразу выявить процентные соотношения).

                                                       0     1      2    3      4    5     6      7     8      9     10

Ребенку предлагается данная шкала, он должен сделать на ней отметку уровня того состояния, которое он испытывает в данный момент. Измеряются следующие показатели: 1) самочувствие; 2) настроение; 3) отношения с товарищами; 4) отношения с вожатыми; 5) желание участвовать в отрядных делах.

Тест занимает минимум времени, и с его помощью можно измерить любое состояние ребенка.

Изучение  детского коллектива

Рисунок  – образ

Какой образ возникает у тебя, когда ты думаешь о своем коллективе. Нарисуй (или опиши словами), что представляет собой ваш коллектив.

Рисунок символ

«Когда я думаю о моем детском объединении, выражение моего лица становиться_____________________  таким__________________________________»

                                          (нарисовать)

Методика «Аналогия»

Для определения характеристики детского коллектива много может дать игра аналогии. Группа сравнивает себя с каким-либо предметом (корабль, школьный звонок, дерево и т.д.)

Например: «Это красивый корабль, он идет верным курсом».

«Это ненадежный звонок. Он звонит то тихо, то громко и чаще всего не вовремя».

Организаторы игры заранее подбирают небольшое количество «подсказок» составляют список предметов и их описание в распространенном «художественном», образном варианте.

Для успеха и результативности этой игры важно учитывать поведение, настрой, скорость реакции, творческое воображение организаторов и ведущего.

РАЗДЕЛ 3. ИТОГОВАЯ ДИАГНОСТИКА (заключительный период)

Игра «Чудо-дерево»

Поможет выявить отношение каждого к содержанию работы объединения группы. Участникам игры дается рисунок какого-либо дерева и четыре разноцветных кружка (красный, желтый, синий, белый). На кругах красного цвета ребята должны написать, какие два дела понравились больше всего и почему.  Синий цвет – те дела, о которых бы не хотелось вспомнить, объяснить почему. Желтый цвет – дела, которые не получились потому, что их участники не смогли договориться друг с другом, понять друг друга. На белых – предложения в будущий план работы. Затем все кружки прикрепляются к «кроне дерева», а у его «подножия» каждый подписывает свою фамилию. А это уже оценка нашей работы.

Рейтинг личностного роста

Фома индивидуального соревнования, где каждый не столько сравнивается с другими участниками, сколько работает на развитие собственной личности.

Рейтинг определяется еженедельно, где каждому члену группы выставляется не более трех и не менее одного знака – символа (кружок или квадрат) по итогам работы дня.

Цветовая гамма знаков – символов рейтинга6

  • Желтый – лидерство,
  • Красный – активность;
  • Зеленый – творчество;
  • Оранжевый – инициатор идей;
  • Синий – трудолюбие, дисциплинированность;
  • Черный – нарушение законов жизни в лагере.

Рейтинг определяет ступени роста участников группы.

1 ступень – «Искатель»

2 ступень – «Исследователь»

3 ступень – «Первооткрыватель»

Каждая ступень роста предполагает определенную степень поощрения участников группы.

Методика «Согласен – не согласен»

Задание: подчеркни те варианты ответов, которые совпадают с твоим мнением. Мне понравилось в моем детском объединении, потому что:

  • Здесь мои друзья;
  • Мы организовывали различные полезные дела;
  • У нас был хороший руководитель;
  • В детском объединении каждого уважали и ценили;
  • Мы помогали младшим и старшим;
  • В детском объединенииникого не обижали;
  • Здесь я многое узнал(а), многому научился(ась). Обработка: качественный анализ ответов поможет определить степень удовлетворенности каждого ребенка пребыванием в лагере в составе данного отряда.

Методика «Поляна цветов»

В отрядном уголке крепятся кружки с именами и фамилиями детей. За каждое участие в жизни детского объединения и ДДТ в целом ребенок награждается одним лепестком, который крепится к кружочку. Таким образом, к концу года в уголке вырастает поляна цветов.

Ребенок, у которого в цветке окажется больше всего лепестков, выдвигается на торжественное награждение.

Источник